Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОЛЕТЫ И ВОЕННЫЕ МАНЕВРЫ США И ВЕЛИКОБРИТА

"Природа", 1948, №5, с.76-78

 Природа_1948-5 - 0001.jpg
 Природа_1948-5 - 0002.jpg
 Природа_1948-5 - 0003.jpg
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОЛЕТЫ И ВОЕННЫЕ МАНЕВРЫ США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В АРКТИКЕ в 1945—1947 гг.

После мировой войны военное руководство США, а отчасти и Великобритании, в связи с их планами мирового господства, обратило особое внимание на изучение техники полётов и наземных военных операций в полярных странах и, главным образом, в Арктике. В связи с этим был организован ряд полётов и исследований, результаты которых имеют, кроме основного военного, и научный интерес, и дают много нового для техники и быта полярных экспедиций.
1. Исследования в Антарктике ведутся под руководством известного полярного лётчика и исследователя, ныне адмирала, Бэрда. Он возглавляет огромную экспедицию морского министерства США, в составе 12 кораблей, 20 самолётов и 4000 человек. Экспедиция предполагает произвести съёмку не менее половины из остающихся неисследованными 4 000 000 кв. миль (10 360 000 км2) материка Антарктиды. {1}

{1} После того, как настоящая заметка была набрана, появились первые статьи о результатах исследований антарктической экспедиции Бэрда. Мы дадим в одном из следующих №№ сведения о главнейших достижениях этой экспедиции. Ред.

2. Великобританией была организована экспедиция на самолёте «Ариес».
В мае 1945 г. английский военный самолёт «Ариес» совершил ряд полётов над полярной областью Северной Америки, причём был совершён специальный рейс на Северный полюс из Исландии, а в районе северного магнитного полюса были совершены два съёмочных полёта.
«Ариес» — четырёхмоторный «Ланкастер», который в 1944 г. совершил кругосветный перелёт. Затем он был специально приспособлен для полярных полётов; были установлены дополнительные баки для горючего, чтобы увеличить радиус действия до 5000 миль (8047 км). Командиром самолёта был известный лётчик Д. С. Маккинлей, его помощником — лётчик К. С. Маклюр; экипаж состоял всего из 10 человек. Полёты совершались на высоте 15 000 футов (4570 м), так как предполагалось, что опасность обледенения на такой высоте наименьшая; температура на этой высоте, по опытам полётов, оказалась равной —34°, вместо предположенной —30°.
Задачи полётов были следующие: проверить гринвичскую систему определения положения самолёта; {1} произвести магнитные съёмки в районе магнитного полюса; выяснить возможности и пределы навигации в специфических условиях Арктики; изучить поведение автоматических приборов и, особенно, компасов; произвести метеорологические наблюдения; провести фотографирование наиболее интересных объектов; выяснить возможность определения при помощи радара положения ледяных полей; изучить влияние полярных условий на личный состав, моторы и фюзеляж.
Доклады об этих полётах были сделаны в заседании Британского географического общества 17 декабря 1945 г.

{1} Предложенную в 1941 г. Маклером; положение самолёта фиксируется по отношению к Гринвичскому меридиану.

3. Из полётов, организованных США, наиболее интересен перелёт четырёхмоторного самолёта типа В-29 (сверхмощная крепость «Pacusan Dreamboat») в 1946 г. из Гонолулу через Джюно (Аляска), северную оконечность Гренландии, Лондон, Фоджио (Италия) в Каир. Полёт продолжался 39 1/2 часов, длина трассы около 10000 миль (16094 км). Командир самолёта полковник Ч. С. Ирвин, на основании наблюдений во время полёта, пришёл к выводу, что магнитный полюс лежит на 320 км севернее, чем предполагалось ранее (очевидно, это утверждение должно быть проверено по наблюдениям «Ариес»).
Опыты связи с землёй и другими самолётами в арктических условиях оказались удачны. Полковник Ирвин считает, что на новом бомбардировщике В-36 можно сделать перелёт с грузом бомб на 11000 миль (17703 км). Так как сверхкрепость В-29 рассчитана на полёт с грузом на 7000 миль (11265 км), то перелёт был сделан с посадками для заправки горючим.
4. Другой полёт в Арктику был совершён из Эдмонтона (в Канаде) в июле 1946 г. через полюс и обратно. В этой экспедиции участвовало 12 человек экипажа; была совершена посадка в Фэрбенксе (Аляска) для заправки; полёт продолжался 23 часа.
5. В течение 1945—1947 гг. военное министерство США, при участии Канады, организовало в широких масштабах опыты по ведению наземных и морских военных операций в арктических условиях. Было создано шесть специальных соединений, работавших в разнообразных, по физико-географической обстановке, частях американской Арктики и Субарктики. Эти соединения разделяются по типу на «Task force» и «Operation» и имеют специальные названия.
а) Соединения первого типа — «Task force — работали а 1946—1947 гг. в трёх участках; соединение «Холод» («Frigid») базировалось на военной базе возле Фэрбенкса (Аляска) в Лэдд Фильд, соединение «Мороз» («Frost») работало в лагере Мак-Кой (к западу от Великих озёр), соединение «Ураган» («Williwaw») —
на о. Адак (Алеутские острова). Эта группа проводила опыты военных работ в различных условиях: в Фэрбенксе при тяжёлых зимних низких температурах; на о. Адак — при обильных дождях, туманах, частых заморозках, при внезапных и сильных штормах, носящих местное название «Уилливау», когда скорость ветра доходит до 177 км в час; в лагере Мак-кой, находящемся в 153 км к северо-западу от Мэдисона, также суровые зимние условия, но более мягкий климат, чем в Фэрбенксе.
Были произведены испытания всех видов вооружения — включая танки, самоходные орудия, специальные снежные вездеходы; произведены опыты с радаром, велись медицинские наблюдения, испытаны пища, одежда, кухня. Были изготовлены для этих работ новые виды одежды — куртки, меховые парки, сапоги, перчатки с прокладкой из стеклянной ваты (fiber glass) и из пилона до 2. 5 см толщины.
В этих маневрах участвовали и воздушные силы, которые производили испытания в арктических условиях самолётов, управляемых снарядов и т. п. и вели наблюдения над самочувствием и здоровьем экипажа.
б) Соединение «Мускусный бык» («Musk ох») зимой 1945/46 г. совершило поход в 3000 миль (4828 км) через северную Канаду от Чэрчиль (Гудзонов залив) до Эдмонтона, были испытаны 12 снежных вездеходов нового типа (snow mobiles), механизированное вооружение, радары, одежда, пища. В походе участвовали 50 человек; он продолжался 81 день. Пять самолётов С-47, оборудованные «лоранами» (радар), поддерживали постоянную связь отряда с базой. За время работ было сброшено отряду на парашютах 345 000 фунтов (156 488 кг). Горючее сбрасывалось в 40-галонных (182 л) баках, весящих 181кг; баки были окрашены в красный цвет и спускались на двух 20-футовых (8. 53 м) парашютах каждый. Из тяжёлых грузов был, например, сброшен мотор для вездехода весом 1300 фунтов (590 кг). Были тем же путём доставлены новые типы одежды, 15 печек для дров. Когда выяснилась необходимость, по выходе из лесной области, в бензиновых печках — они были доставлены через 2 недели из Чэрчиля (за 885 км).
Из опытов с механической тягой отметим также, что уже с 1944 г. военно-морские отряды в Умиате на Аляске применяют тракторы с обогреванием при помощи труб всех важнейших частей.
в) Работа соединения «Отмораживание» («Frostbite») заключалась в походе в марте 1946 г. большого авианосца во главе пяти других кораблей в северную Атлантику, где они крейсировали между Гренландией, Лабрадором и Гудзоновым заливом. Были произведены испытания самолётов при полётах над льдами, причём взлёт производился при помощи катапульт. Производились опыты со специальными костюмами при продолжительном пребывании людей в воде с температурой +3.3° С (38° Ф). Производилось очищение от снега взлётных площадок палубы корабля при помощи специальных плугов и обогревание при взлёте с оледенелой площадки.
г) В течение трёх месяцев 1946 г. соединение «Айсберг» («Iceberg») — большая экспедиция береговой военной охраны (Navy Coast Guard) США и канадской армии — работало у берегов Гренландии. В соединение входили два ледокола — «Уайтвуд» и «Норс Уинд», — и авиаматка «Нортон Саунд» (naval seaplane tender) — из состава военно-морских сил США. В июле 1946 г. они прошли из Бостона к северо-западному берегу Гренландии и достигли Туле. «Нортон Саунд» имел два патрульных самолёта РВМ, а «Норс Уинд» — геликоптер с оборудованной для него специальной платформой.
Из Туле самолёты РВМ совершили разведочные полёты над льдами. Опыты с радаром позволили определять одновременно положение 30 айсбергов.
Данные этой экспедиция послужили материалом для более широких манёвров флота США в Северной Атлантике в 1947 г., в которых должны были участвовать авианосцы и линкоры.
Из научных результатов всех этих экспедиций опубликованы только сведения о работе самолёта «Ариес». Остальные носят откровенно военный характер.
Главнокомандующий силами противовоздушной обороны США (Air Defence Command) генерал-лейтенант Д. Е. Стрэйтмейер по поводу этих манёвров заявил, что США имеют в виду оборону своей территории от нападений с севера: раньше Канада со своими морозами и огромными незаселёнными пространствами представляла барьер, защищающий США, — а теперь она открыта для нападения самолётов с севера, и США должны защищать всю её площадь — 3000000 кв. миль (7770000 км2); новая война будто бы начнётся непредупреждённой атакой через Северный полюс. Аляска, где раньше был незначительный гарнизон, теперь, после нападения японцев, нуждается в защите.
Но, несомненно, эти манёвры служат не столько для подготовления военных сил США и Канады к защите, сколько к подготовке нападения через полюс на другое полушарие.

Литература
1. D. С. McKinley. The arctic flighs of Aries. — 2. К. С. Mасluгe. Technical aspects of the Aries flights. — 3. K. Winfield. Note оп the medical aspects of the Aries flights. Geograph. Journ., № 3—4, pp. 90—127, 1946 — 4. Task forces against the poles. Pop. Mech. Mag., January, 1947.

Проф. С. В. Обручев.

Пред.След.