Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

КАРЕЛЬСКИЕ ПОЛЯРНИКИ. Сборник воспоминаний

 кп - 0001.jpg
 кп - 0004.jpg
 кп - 0006.jpg
КАРЕЛЬСКИЕ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ И ОБЩЕСТВО ИЗУЧЕНИЯ КАРЕЛИИ
КАРЕЛЬСКИЕ ПОЛЯРНИКИ
СБОРНИК ВОСПОМИНАНИЙ КАРЕЛЬСКИХ МОРЯКОВ-ПОЛЯРНИКОВ
Под редакцией С. А. Макарьева
ИЗДАНИЕ КАРЕЛЬСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
ПЕТРОЗАВОДСК - 1935
Карельские полярники.pdf
(2.01 МБ) Скачиваний: 1006



КАРЕЛЬСКИЕ ПОЛЯРНИКИ. Сборник воспоминаний

 кп - 0074.jpg
С. Г. ЕВТИФЕЕВ
К ХОЛОДНЫМ БЕРЕГАМ СИБИРИ

У поморов Беломорья за века мореплавания были свои борцы за овладение арктическими широтами, свои герои-полярники. На утлых "лодейках" пускались они в неведомые страны Полярного моря, к берегам Новой Земли. Шпицбергена и других заполярных островов.
Поморы насчитывают в своей среде многих отважных полярников, погибших в неравной борьбе со стихией сурового севера. Не мало было среди поморов также и участников полярных экспедиций, помогавших науке исследовать и поставить на службу человеку суровую Арктику.
Беломорье давало и сейчас продолжает давать мужественных завоевателей полярных стран.
В своих воспоминаниях 80 — летний помор С. Г. Евтифеев из Сумского посада рассказывает об известной экспедиции Э. Толля к Ново-Сибирским островам, участником которой он являлся.


Трехлетним ребенком я был вывезен родителями из Тунгудской Карелии в Сумский посад. Девятилетним мальчиком я уже в "зуйках" на Мурмане зарабатывал себе пропитание. Так началось полное лишений мое детство. Отец мой утонул в Белом море. Двенадцатилетним пареньком я поступаю поваренком на парусное судно, а 16-летним подростком отправился матросом в океанское плавание, к берегам Норвегии.
Затем я работал батраком у сумского купца Башмакова, летом плавая на паруснике купца, а зимой выполняя черные хозяйственные работы.
Шесть лет прослужил во флоте и всю дальнейшую свою трудовую жизнь связал с морем. Летом на паруснике ходил матросом к берегам Норвегии, Новой Земли, а зимой с топором в руках заготовлял дрова для кулаков и плотничал подмастерьем у Ст. Чижова на постройке корабельных шлюпок и морских карбасов.
[66]
 кп - 0075.jpg
В девяностых годах прошлого столетия я работал на зверобойном паруснике. Около берегов Новой Земли, и Кармакулах зверобои, претерпевая все тяготы и лишения, провели долгую полярную зиму.
В 1900 году я ушел в полярную экспедицию, снаряженную Академией наук, для исследования и изучения Северо-восточного прохода, по следам А. Норденшельда и Ф. Нансена.
Руководители экспедиции нашли меня в Сумском посаде через архангельского губернатора, которому были известны мои зимовки на Новой Земле. В то время я уже имел опыт полярной жизни, за время долгих зимовок научился кое-чему от самоедов. Меня не страшило итти с экспедицией в океанское плавание, тянуло Полярное море. Шли мы к сибирским берегам.
В составе экспедиции были исключительно военные моряки, находившиеся на действительной службе, только я, взятый боцманом, и повар были наняты. Экспедицией руководил известный путешественник геолог Э. Толль.
Наша "Заря" в прошлом была китобойным норвежским судном. Оно имело паровую машину и парусную оснастку. После покупки "Зари" у норвежцев, судно было переоборудовано и приспособлено для плавания в полярных льдах.
Экспедиция отправилась из Петербурга летом 1900 года. На пути мы зашли в Александровск на Мурмане. Здесь мы взяли на борт последний груз угля и затем под осень направились к Югорскому Шару. "Заря" прошла через Карское море, в то время почти чистое от льда, к устью Енисея. В Карском море работал пароход "Пахтусов". Мы сдали морякам "Пахтусова" привезенную из России почту и пошли дальше вдоль берега Сибирской земли. Осенью дошли до Таймырского полуострова. Здесь среди ледяных полей "Заря" зазимовала. Всю зиму 1900—1901 гг., в специально сооруженном на льду деревянном доме проводились астрономические, метеорологические и гидрологические наблюдения. Прошло 10 месяцев суровой полярной зимы и мы двинулись вперед к северу, пытаясь добраться до глубин, измеренных Нансеном, что лежат севернее мыса Челюскине. Но провести здесь гидрологические работы не удалось.
[67]

 кп - 0076.jpg
Из-за мощных сплошных льдов мы вынуждены были вернуться обратно. "Заря" двинулась к северо-востоку, огибая северную оконечность мыса Челюскина, вдоль берегов Сибири. Пробираясь во льдах, мы сломали руль, но поломку легко исправили и продолжали двигаться дальше. Прошло и второе короткое полярное лето. Попытались плавать в широтах Чукотского моря, но и здесь попали в полосу толстых льдов. "Заря" очутилась на тех местах, где была раздавлена льдом яхта "Жаннетта" американского исследователя Де-Лонга. Хотели пробраться к острову Котельному, но из за сплошного льда нам и этот маршрут не удалось осуществить. Близок Берингов пролив. Через него лежит путь во Владивосток.
Но снова зима. "Заря" скована льдами вблизи Котельных островов. Вышел весь запас угля. Пришлось останавливаться на новую зимовку в бухте Нерполах. Возле судна, в ледяных палатках разбили наблюдательный лагерь, с берегом связались телефоном. С судна на материк на расстоянии около двух километров на ледяных столбах был подвешен телефонный кабель. Сделали из "плавника" (бревен) баню. Жизнь потекла обычным порядком. Часть экспедиции до весны отпра-
[68]

 кп - 0077.jpg
вилась на собаках производить свои наблюдения на Ново-Сибирские острова, остальные работали в районе Котельных островов. Отсюда впервые за два года была направлена почта в Россию. Повезли ее на собаках 2 казака и якут - матросы с "Зари". До ближайшего селения от стоянки свыше 700 верст. Наша почта вернулась почти в конце зимы 1902 года, привезла нам российские новости. Начальник экспедиции Э. Толль получил распоряжение из Петербурга. Он отдал приказ: с наступлением весны возвратиться в устье реки Лены, так как дальше без угля итти нельзя, а сам направился, в сопровождении астронома, к о. Беннета. Они держали путь к острову по торосистым льдам моря.
Сто верст на собаках провожал я начальника экспедиции и астронома. Прощаясь Э. Толль сказал мне, что, пока будет возможно, они будут продвигаться на собаках, а затем перестреляют собак и двинутся к своей цели по воде на каюках (брезентовых лодках). Каюки они взяли с собой.
— Пусть экспедиция не ждет нашего возвращения, а мы, если все будет благополучно, весной вернемся в устье реки Лены.
С наступлением весны мы вернулись с зимовья в устье реки Лены. Здесь мы пересели на борт парохода "Лена", который и доставил экспедицию в г. Якутск. Начальник экспедиции Э. Толль и астроном без вести пропали. Они видимо замерзли во льдах.
[69]


Комментарии (Леспромхоз):
Кстати, в дневниках самого Э.В. Толля, есть много подробностей о С. Г. Евтифееве (в дневнике Евстифеев).
Вот некоторые.

Э. В. Толль
ПЛАВАНИЕ НА ЯХТЕ «ЗАРЯ»

Среда 25 июля. Ночью совершили интересный и поучительный рейс в Ура-губу. В 6 часов вечера были приглашены Книповичем и участниками его экспедиции на обед. Это был последний обед, которым нас чествовали. После него я отправился с Книповичем и его женой осмотреть этот маленький и довольно пустынный городок. В нем имеется лишь несколько недавно построенных жилых домов для чиновников, церковь и еще несколько зданий. По своему положению и общему виду он напоминает города Финляндии, недостает только растительности.
Когда мы спускались к пристани по прекрасному шоссе, нам повстречался Евстифеев, мой лучший матрос, недавно перезимовавший на Новой Земле. Евстифеев шел со своей женой и двумя детьми. Он нес покупки, приобретенные на литературный заработок за подготовленные им к печати былины. Жена Евстифеева приехала сюда с обоими детьми, чтобы попрощаться с мужем.


Среда 12 сентября. Там же. Вчера на прекрасном вельботе, полученном от Морского министерства, отправились на берег за убитым Бирулей медведем. Сначала высадили Коломейцева, который хотел продолжить топографическую съемку.
Матисен правил вельботом, Бируля и Вальтер были, конечно, с нами. Из команды нас сопровождали Евстифеев и Расторгуев, которых берем с собой всякий раз, когда предстоит разделывать тушу убитого зверя; кроме того, был Безбородов.


Воскресенье 24 февраля. Сегодня последний день масленицы. Я охотно организовал бы для команды какое-либо развлечение, но у нас столько инвалидов, что не удастся ничего осуществить.
Чтобы поднять настроение, я послал на остров Наблюдений всех, кто пожелал участвовать в призовой стрельбе.
Матисен только что сообщил по телефону, что Евстифеев получил первый, а Стрижев второй приз. Первому я велю выдать бутылку вина, а второму банку варенья.


Катин-Ярцев привез с собою последнюю почту. Я получил 17 писем из дому. Всю ночь и следующий день я читал их...
Как трогательны и милы письма моих малышей!
Суббота 10 мая. Погода великолепная — ясно, тихо и тепло.
В связи с тем что в среду 7 мая я закончил свое «Посещение материка», моя текущая работа посвящена теперь регистрации и упаковке коллекций. Сегодня я порадовался своим триасовым цератитам и другим окаменелостям. Около судна я только что видел первую пуночку.
Тосковать по родине у меня нет возможности, приходится слишком много работать. К ак известно, работа помогает преодолевать тоску по близким, а для меня она еще является единственным средством и единственным путем для возвращения к семье. Дорога к дому лежит только через остров Беннета!
К сожалению, не всем сотрудникам экспедиции почта принесла хорошие вести. Бедный старый Евстифеев потерял своего очаровательного маленького сына. Когда ему писала жена, его любимая маленькая дочка тоже лежала тяжело больной.
Носов потерял сестру и брата.

Пред.След.