Страница 7 из 8

Метеослужба ВВС в годы войны

СообщениеДобавлено: 04 Май 2010 19:26
[ Леспромхоз ]

В. М. СПЕРАНСКИЙ

Виктор Михайлович Сперанский — один из старейших авиационных метеорологов. В 1928 г. окончил Московское военное училище спецслужб ВВС по метеоциклу, а позднее курсы усовершенствования. Во время Великой Отечественной войны возглавлял метеослужбу ВВС Красной Армии, а также был начальником метеослужбы 5-й воздушной армии Второго Украинского фронта, с которой дошел до Австрии. В годы войны награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени и многими медалями. Последние восемь лет перед уходом на пенсию руководил метееобеспечением важнейших правительственных заданий. Ныне полковник-инженер в отставке.

Во время войны от степени достоверности и своевременного доведения до командования и летного состава сведений о погоде и ожидаемых изменениях ее во многом зависел успех боевых действий авиации. Поэтому ни один боевой вылет, ни одна операция минувшей войны не проводились без учета метеорологических условий.

Накануне Великой Отечественной войны во всех наших авиасоединениях и частях действовали авиаметстанции, а в штабах ВВС военных округов — авиаметбюро. И все же с началом войны потребовалось создание большого числа новых метеоподразделений.

Первый период войны (22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.) был для метеослужбы ВВС, как и для всех Вооруженных Сил СССР, исключительно сложным и трудным.

В ночь на 22 июня 1941 г. Германия и ее сателлиты прекратили передачи сведений о погоде по радио. Перестали поступать они и с территории, занятой противником, а также из ряда прифронтовых районов. Синоптические карты стали выглядеть как бы "обрезанными". Анализ атмосферных процессов и разработка прогнозов погоды были крайне затруднены. На работе метеоподразделений, кроме того, отрицательно сказывались частые перебазирования авиачастей, нарушения телефонно-телеграфной связи, недостаток личного состава и оборудования для новых авиаметстанций, отсутствие опыта в работе у прибывавших из учебных заведений ВВС специалистов и многое другое. В этих условиях метеоподразделения осуществляли непосредственное обеспечение боевых действий авиации, добиваясь своевременной передачи в метеобюро ВВС фронтов сведений о погоде и предупреждений об опасных
явлениях ее, обеспечивали боевые вылеты данными о метеорологической обстановке и ожидаемых изменениях ее в районах базирования и боевых действий. С наступлением сложных метеорологических условий летный состав попутно с выполнением боевых заданий начал проводить воздушную разведку погоды.

В Москве метеорологическое обеспечение боевых действий авиации было возложено на Главную авиаметеорологическую станцию (ГАМС) ВВС и Центральный институт погоды (с 1943 г. Центральный институт прогнозов) Гидрометслужбы СССР.

Главная авиаметеорологическая станция ВВС обеспечивала командование и штаб ВВС данными о погоде, а также боевые вылеты 6-го истребительного авиакорпуса ПВО в радиусе 200 километров от Москвы и ежедневно передавала метеопрогнозы и консультации в метеобюро ВВС фронтов и в соединения дальнебомбардировочной авиации. Велика была ее роль и в обеспечении перелетов авиачастей и групп самолетов из тыловых округов на фронты, а также сосредоточения авиации на направлениях главных ударов по противнику.

Центральный институт погоды четыре раза в сутки передавал по радио метеосводки для составления карт погоды и консультации об атмосферных процессах. Эти передачи принимались всеми метеоподразделениями ВВС. Кроме того, институт обеспечивал метеослужбу ВВС долгосрочными прогнозами погоды на каждый месяц по направлениям, а также научными разработками и методическими пособиями.

Одновременно в целях улучшения работы метеослужбы ВВС проводился целый ряд мероприятий. Для формирования новых метеоподразделений на фронт направлялись офицеры-метеорологи, младшие специалисты и необходимое оборудование. Были сокращены сроки обучения военных метеорологов и увеличено общее число подготавливаемых специалистов. В части ВВС из запаса пришло около 100 синоптиков. Летом 1941 г. военный факультет Московского гидрометеорологического института был преобразован в Высший военный гидрометеорологический институт Красной Армии, и метеослужба ВВС стала ежегодно получать больше специалистов с высшим образованием. В 1942 г. на трехмесячных курсах развернулась подготовка офицеров метеослужбы из числа метеорологов-сержантов, окончивших школу спецслужб ВВС. Свыше 2500 метеонаблюдателей и радистов-кодировщиков мужчин к 1 ноября 1942 г. заменили девушки, прошедшие обучение в школах младших авиаспециалистов. В дальнейшем они хорошо справлялись со своими обязанностями.

В июле 1941 г. гидрометслужба страны и военная метеослужба были объединены и подчинены Главному управлению гидрометслужбы Красной. Армии. В декабре того же года на базе метеорологических бюро и органов связи ВВС фронтов были созданы радиометцентры, организован сбор сведений о погоде от метеоподразделений ВВС и сухопутных войск, введена регулярная передача метеорологических данных и сокращены сроки прохождения их по проводным средствам связи. Все это способствовало улучшению метеорологического обеспечения боевых действий авиации.

Битва под Москвой проходила в очень сложных зимних условиях погоды. В этот период было сформировано специальное метеобюро под руководством инженер-майора И. В. Кравченко. Находясь рядом с командным пунктом командующего ВВС генерал-полковника авиации П. Ф. Жигарева, метеобюро обеспечивало его и оперативную группу всеми данными о состоянии погоды. Полностью оправдался и прогноз погоды, доложенный лично Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину накануне исторического парада 7 ноября 1941 г.

Вскоре была проведена реорганизация метеослужбы в центре и на фронтах. В феврале 1942 г. в целях большей оперативности в руководстве метеослужбой и повышения ответственности за метеорологическое обеспечение боевых действий авиации в штабе ВВС был создан метеорологический отдел. Начальником его и метеослужбы ВВС назначили автора этих строк. В мае 1942 г. ГАМС и метеослужба ВВС тыловых округов были выведены из системы Главного управления гидрометслужбы Красной Армии и вновь переданы ВВС. Руководство метееобеспечением полетов на фронте и в тылу возлагалось на метеорологический отдел штаба ВВС. В марте 1942 г. авиация дальнего действия, а затем и истребительная авиация ПВО получили самостоятельные метеослужбы. Их возглавили офицеры А. С. Потапов и А. Н. Тихомиров соответственно. В распоряжении каждого из них было метеобюро. К июлю 1942 г. авиаметбюро ВВС фронтов были переданы в сформированные воздушные армии. В помощь начальникам метеослужбы авиасоединений авиаметбюро создавались также в авиадивизиях, а в дальнейшем и в авиа­корпусах. Такая организационная структура метеослужбы ВВС сохранялась до конца войны.

Итак, на каждом фронте основным оперативно-прогностическим органом являлось авиаметбюро штаба воздушной армии. Здесь сосредоточивалась вся метеоинформация. Через радиометцентр она распространялась по расписанию. Составлялись синоптические и кольцевые карты, разрабатывались (с учетом консультаций Центрального института погоды и ГАМС ВВС, а также результатов воздушной разведки погоды и ее местных признаков) метеопрогнозы. Эти прогнозы докладывались командованию и передавались в гидрометотдел штаба фронта и всем метеоподразделениям воздушной армии. Авиаметбюро авиакорпусов и дивизий выполняли меньший объем работы, однако всегда были готовы доложить командирам метеобстановку. На командном пункте авиачастей и соединений во время боевых вылетов всегда находились метеорологи.

Авиаметстанции батальонов аэродромного обслуживания производили метеорологические и шаропилотные наблюдения и результаты их, а также донесения воздушной разведки погоды передавали в метеобюро воздушной армии. Составляли синоптические и кольцевые карты и выполняли еще весьма ответственную задачу — доводили все метеоданные до руководящего и летного состава частей перед каждым вылетом. Начальники авиаметстанций сами нередко участвовали в полетах на разведку погоды, а также проводили занятия с летным составом по метеорологии.

Вот как командование ВВС Юго-Западного фронта оценивало работу метеослужбы за первые шесть месяцев войны: "С начала войны метеослужба работает вполне удовлетворительно, прогнозы, как правило, оправдываются, предупреждения сообщаются своевременно. Много трудов, заботы и энергии вкладывает ее начальник военинженер 3-го ранга П. К. Тепленко". Положительную оценку работы за тот же период получили также метеослужбы ВВС остальных фронтов.

Герой Советского Союза главный маршал авиации К. А. Вершинин, командовавший в годы войны 4-й воздушной армией, вспоминая в книге "Четвертая воздушная" боевые действия авиации в предгорьях Кавказа в весьма сложных погодных условиях осени 1942 г., высоко оценивал работу метеослужбы, возглавлявшейся полковником Н. А. Чернышевым.

Таким образом, метеослужба ВВС, несмотря на сложную обстановку первого периода войны, сумела обеспечить боевую деятельность авиации и приобрела опыт работы во фронтовых условиях.

Во втором периоде войны (19 ноября 1942 г.-конец 1943 г.) метеослужба ВВС продолжала укрепляться, создавались новые метеоподразделения, совершенствовались формы метеорологического обеспечения боевых действий авиации. К началу 1943 г. только во фронтовой авиации действовало свыше 70 авиаметбюро авиасоединений и 300 авиаметстанций батальонов аэродромного обслуживания, укомплектованных личным составом на 90-94 процента. В июне 1943 г. при штабе авиации дальнего действия был создан филиал Центрального института прогнозов, синоптики которого совместно со специалистами метеобюро выполняли всю прогностическую и информационную работу.

Более широкое развитие получила воздушная разведка погоды. Кроме попутной разведки, во всех воздушных армиях специально выделялись самолеты, а затем и авназвенья с наиболее подготовленными экипажами, которые по заявкам метеобюро вылетали в нужном направлении и по радио сообщали наблюдаемую погоду. Так, в сражениях под Сталинградом, проходивших в очень сложных осенне-зимних условиях погоды, для выяснения метееобстановки только во 2-м бомбардировочном авиакорпусе за 54 дня было произведено 45 вылетов. Результаты разведки погоды всегда немедленно передавались в метеобюро воздушных армий. Они помогали и метеорологам при составлении прогнозов погоды.

Бывший заместитель командующего авиацией дальнего действия маршал авиации Н. С. Скрипко в книге "По целям ближним и дальним" пишет: "... Командованию АДД (авиации дальнего действия. — Ред.) требовались точные, всеобъемлющие прогнозы погоды, позволяющие принять наиболее правильное решение на весь вылет. И мы испытывали законное удовлетворение, когда наша метеорологическая служба, возглавляемая полковником Потаповым, давала правильные долгосрочные и краткосрочные прогнозы, помогая командующему и штабу авиации дальнего действия продуманно планировать боевую деятельность и успешно решать большие и сложные задачи".

Помогали метеосведения, хотя и нерегулярные, от партизан. Так, 2 июня 1943 г., по неполным данным, трудно было ожидать ночью благоприятную погоду на маршруте Москва — Киев. Полученное от партизан донесение о хорошей погоде в районе Коростень — Гомель позволило командованию авиации дальнего действия более правильно оценить метееобстановку и успешно нанести бомбовый удар по намеченной цели.

Часто метеорологам приходилось буквально ловить кратковременные улучшения погоды. Так, 5 января 1943 г. в период Великолукской операции погода была очень сложная, но к 13-14 часам метеоподразделение прогнозировало повышение облачности до 200 метров и увеличение видимости. Командование учло это. Вылетевшие штурмовики успешно содействовали наземным войскам в отражении атак врага.

Во втором периоде войны значительно улучшилась работа метеоподразделений. Начальники метеослужбы воздушных армий офицеры Н. В. Азаров, Г. К. Астененко, Я. Н. Гришин, И. Г. Ермолаев, А. Н. Занин, Е. Н. Машков, К. Н. Машков, Н. А. Стаховский, А. И. Тишинов, Ю. М. Фельшин, Н. А. Чернышев, В. А. Чертков, Т. М. Шевченко и начальник метеослужбы авиации дальнего действия А. С. Потапов приобрели опыт в организации метееобеспечения боевых действий ВВС. Работа всех звеньев метеослужбы ВВС получила положительную оценку командования.

В третьем периоде войны (январь 1944 г. — 9 мая 1945 г.) с увеличением размаха наступательных операций авиация стала применяться массированно. Так, в Белорусской стратегической операции участвовало около 6 тысяч, а в Берлинской 7500 боевых самолетов нескольких воздушных армий. В связи с этим возросли задачи и роль метеорологической службы ВВС.

Для обеспечения этих и других наступательных операций требовались четкое взаимодействие и большая слаженность в работе метеоподразделений. Поэтому начальники метеослужбы воздушных армий в подготовительный период операций собирали руководящий состав службы на инструктаж. На вспомогательный пункт управления командующего армией выделялась метеогруппа. На основе долгосрочного прогноза Центрального института прогнозов, консультаций ГАМС и своих наблюдений метеобюро разрабатывало прогноз погоды на первый и последующие 2-3 дня операции, который докладывался командующему и штабу воздушной армии, передавался в штаб фронта и всем метеоподразделениям. На последующих этапах операций одной из основных задач метеослужбы было получение сведений от воздушной разведки погоды и других предусмотренных источников метеоинформации, а также быстрое доведение их до руководящего и летного состава. Большую помощь метеобюро воздушных армий оказывала ГАМС, возглавлявшаяся генерал-майором инженерно-авиационной службы В. И. Аль­товским.

За 1944-1945 гг. с целью разведки погоды было совершено свыше 5500 самолето-вылетов, а общее число донесений от специальной и попутной разведки во фронтовой авиации за всю войну превысило 60 тысяч. В авиации дальнего действия, где ни один ночной вылет бомбардировщиков не производился без уточнения метееобстановки, с целью разведки погоды за все годы войны было сделано 2738 самолето-вылетов, нередко с участием специалистов метеорологов.

Точность прогнозов играла большую роль. Вот один из примеров. Из-за плохих метеорологических условий начало штурма Кенигсберга решением Ставки Верховного Главнокомандования было перенесено с 5 на 6 апреля 1945 г. Представитель ее, главный маршал авиации А. А. Новиков, осуществлявший руководство и координацию боевых действий нескольких воздушных армий, вспоминал: "... как только метеорологи дали на 7 апреля благоприятный прогноз погоды, я распорядился перенацелить почти всю бомбардировочную авиацию для действий по основным узлам сопротивления непосредственно перед фронтом наших ударных группировок. Едва рассеялся туман, как наши штурмовики повисли, над вражескими позициями. Истребители 11-го истребительного авиакорпуса нанесли несколько штурмовых ударов по аэродромам в Гросс-Дишкайме и Гросс-Хубникене, которые затем были полностью блокированы с воздуха. С 10 часов утра включились в сражение бомбардировщики 1-й и 3-й воздушных армий и 5-го гвардейского бомбардировочного авиакорпуса... Я приказал поднимать в воздух соединения 18-й воздушной армии — все четыре корпуса... 8 апреля удары советской авиации достигли максимальной силы".

Таких примеров четкой работы метеослужбы можно привести много. Бывали и ошибки, просчеты в прогнозах. Однако командование и летный состав хорошо понимали все трудности, связанные с предсказанием погоды, особенно в условиях войны.

В 1944 г. успешно были обеспечены с аэродромов в районе Полтавы "челночные" операции американских бомбардировщиков, действовавших по военно-экономическим объектам Германии и ее сателлитов.

К началу 1945 г. метеослужба ВВС на фронтах насчитывала около 400 специалистов высшей квалификации (86 процентов штатной потребности), что позволило существенно улучшить метееобеспечение боевых действий авиации.

Используя опыт, полученный на советско-германском фронте, метеослужба ВВС успешно обеспечивала боевые действия авиации и на Дальнем Востоке, в войне против милитаристской Японии.

Непосредственное метеорологическое обеспечение боевых действий авиации осуществлялось органами метеослужбы ВВС с помощью Гидрометслужбы Красной Армии. Всего за время войны было обеспечено 3 124 тысячи боевых самолето-вылетов фронтовой и дальней авиации и большое число групповых и одиночных перелетов. Для оказания помощи метеоподразделениям в соединения и части воздушных армий регулярно выезжали офицеры метеорологического отдела штаба ВВС.

Итак, совершенствуясь в ходе Великой Отечественной войны, метеослужба ВВС оперативно и качественно обеспечивала боевые действия авиации и, таким образом, внесла существенный вклад в победу над врагом. Командование достойно оценило ратный труд военных метеоро­логов. За высокие показатели в метеорологическом обеспечении боевых действий авиации в годы войны свыше 2 тысяч офицеров и младших специалистов метеослужбы ВВС было награждено орденами и медалями Советского Союза.