Страница 56 из 77

Абрамович-Блэк С.И. Записки гидрографа. Книга 1.

СообщениеДобавлено: 12 Январь 2010 21:12
[ Леспромхоз ]
 обл.jpg
 титул.jpg

ОБ АВТОРЕ

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 7

Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая

OCR, правка: Леспромхоз

НОВЫЙ УЧЕБНИК

СообщениеДобавлено: 25 Январь 2010 12:17
[ Леспромхоз ]
Последний вечер в Харатальской школе. Мы долго обсуждаем с учителем план краеведческой работы среди местного населения. Сами якуты и тунгусы, все нацмены севера, должны начать широкое плановое изучение своей страны, не дожидаясь помощи сверху. Эта помощь, в лице научных экспедиций, уже приходит и будет приходить в дальнейшем. Но этой собственной массовой работой крайний Север значительно ускорит ликвидацию своей отсталости.

Набрасываем примерный список дисциплин, которые, хотя бы в элементарном виде, следует ввести в школы первой ступени.
Элементарная топография, космография, минералогия. Может быть, эти науки нужно объединить в какой-то новый учебник. Учебник для детей, живущих в неисследованных районах Союза.

Года три назад в Ленинграде «Библиотекой Ленинских Искр» была издана книжка «Разведчики пятилетки». Автор, кажется, тов. Ивановский. В книжке даны умело — легко и популярно основные начала минералогии. Хорошая книжка! Она была бы чрезвычайно полезна здесь, за полярным кругом.
Но вряд ли эту книжку перевели на языки тех народностей, которые больше всего нуждаются в таком начальном руководстве. Весь тираж книги «Разведчики пятилетки» съели, вероятно, большие города СССР.
Городские дети использовали эту книгу в своих мечтаниях о неведомых странах. А ребята Харатальского колхоза нашли бы в ней практический учебник.

Нужна еще книга о том, как вести простейшую глазомерную съемку. Измерять глубины, высоты и расстояния. Заносить рельеф местности на карту. Такая книга для детей нацменов не менее нужна, чем букварь. Конечно, если она переведена (и хорошо переведена) на национальный язык.

Окоемов хочет поехать будущей зимой в центр, в Якутск, на партийный съезд.
Может быть, мне удастся к этому времени прислать ему из Ленинграда кое-какую специальную литературу.

Николай Захарович Окоемов пока не собирается уезжать с крайнего севера. Он считает своим долгом подготовить сначала себе крепкую, надежную смену. — Слишком много работы кругом, — говорит он мне на прощание. — Если я буду брать себе много знаний, поеду еще в комвуз, в Москву, куда-нибудь в институт, то получится так: я наберу много знаний только одному себе, не успею передать их своему народу, унесу их в могилу. Никому не будет пользы от того, что я сам научусь многому. Те знания, которые уже есть, надо передать возможно большему количеству людей. Тогда хорошо. Прощай, тогор! Приезжай к нам еще. И поживи у нас, будешь в школе учитель. Очень хорошее дело. Приезжай сам, без командировки. Знаешь: Якутская республика бедная. Много платить командировочных денег не может, — смеется Окоемов и жмет мне руку в последний раз.

Школа, как серый военный корабль в полной боевой готовности, остается позади, на холме.
Все уменьшается ее силуэт.
Большое плаванье предстоит Харатальскому школьному кораблю под руководством командира-учителя Окоемова. И много боев он выдержит, боев за культурность своего народа, за превращение «камней», лежащих в родной земле, в промышленные ценности пролетариата, за использование диких, пока еще неизвестных, рек под удобные, дешевые пути сообщения. Только не надо забывать снабжать во-время этот корабль боевыми припасами.