Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Сергеевский Б.А. Гидрографические исследования...

Гидрографические исследования юговосточной части Карского моря. Обь-Енисейский район / Б. А. Сергеевский;
Гидрографич. упр. Главсевморпути при СНК СССР, Л., 1936
 1 - 0001.jpg
 1 - 0002.jpg
 1 - 0003.jpg
 1 - 0004.jpg
 1 - 0005.jpg
 1 - 0006.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ
Изображение
OCR, правка: Леспромхоз

Сергеевский Б.А. Гидрографические исследования...

Промерные работы

В Обской губе. Промер в Обской губе производился партиями г/с „Неупокоев" (начальник партии и командир судна Шишмолин) и г/с „Прибой" (начальник партии и командир судна Прохоров).
Промер г/с „Неупокоев" имел по преимуществу рекогносцировочный характер, так как, имея основным заданием обслуживание астронома и выполнение лоцмейстерских работ в Обской губе, г/с „Неупокоев" промер выполнял попутно. В южной части Обской губы, в районе от бухты Нового порта до мыса Ям-сале, промер „Неупокоева" имел целью пополнить глубинами временный план Нового порта в районе мыса Островского, составленный по съемке 1924 г., и носил более систематический характер.
Работы на г/с „Неупокоев" велись при участии гидрографов М. С. Скоропада, С.Н. Кравкова и начальника Убеко-Сибири Н.Ф. Тимофеевского.
[163]
 171.jpg
Были сделаны дополнительные промерные галсы в районе мыса Островского при входе в бухту Нового порта. Галсы (5), длиною около 6 миль, располагались нормально к берегу и один галс контрольным был проложен параллельно берегу, в расстоянии 2 миль от него. Глубины брались через 2.5 мили. Предельное расстояние между глубинами доходило до 0.8 мили. Расстояние между галсами в среднем около 10 миль, иногда уменьшалось до 0.4 мили. Глубины оказались 17—18 фут., подводный рельеф плавно снижался к 20-футовой „яме" на параллели знака Островского. От параллели мыса Островского до мыса Ям-сале сделан один промерный галс параллельно общей линии берега, в расстоянии около 5 миль от него, с целью получить здесь дополнительные глубины вдоль обычного хода судов между Ям-сале и Новым портом. Среднее расстояние между точками определения — от 2 до 2.5 миль.
Опорными точками для промера служили астрономические пункты и навигационные знаки, координаты которых определены по привязке к астропунктам. Кроме того, в сеть опорных пунктов вошли наиболее характерные и приметные точки берега в районе промера, нанесенные на планшеты топографической съемки предыдущих лет и имевшиеся на карте.

          Таблица 24
          Список опорных точек

          Район промера/Название пункта/Широта/Долгота
          Бухта Новый Порт — мыс Островский
            34. Марсальский.......... 67°41'40" 73°05'50"
            Правая радиомачта ........ 67 42 05 72 56
            34. Верхний створный...... 67 41 48 72 54 50
            Северный холм......... 67 57 56 72 50 14
            Знак Островской.......... 67 37 08 72 47 04
            Могила.............. 67 42 33 72 55 53
            Бугор Паю-те........... 67 32 72 30 15
          От знака Островского до мыса Ям-сале
            Максим Бугор ........... 67 20 72 20 28
            Знак Виткова....... 67 19 72 23
            Мыс Мордовина.......... 67 14 30 72 11 30
            Мыс Боткина........... 67 08 72 12
            Бугор Жертвенный........ 67 09 72 08
            Знак Слинкина .......... 67 05 15 72 01 30
В порядке частных заданий г/с „Неупокоев" 1) обследовало косу у мыса Трехбугорного; 2) убедилось в отсутствии „банки Гоппе", имевшейся тогда на картах; 3) проверило местонахождение 21-футовой (6.4 м) банки Вилькицкого (φ = 71°02, λ = 73°10'); 4) обследовало косу, отходящую к югу от мыса Полуденного; 5) обследовало отмель, выдающуюся в губу от мыса Наливного.
В результате промеров г/с „Неупокоев" в средней части Обской губы обнаружена опасная коса у мыса Наливного, существование которой предполагалось, но положение которой не было известно. Открыта бухта у мыса Сапожникова, приглубая и удобная как убежище от ветров нордовой половины горизонта.
[164]
 172.jpg
Сеть галсов выяснила общий характер дна Обской губы и в частности в средней ее части. Сравнительно глубоководная борозда, проходящая в южной части у правого берега, начиная от 18-футовой (5.5 м) банки Вилькицкого, приближается к середине губы и в таком положении держится приблизительно до мыса Пушкарева,{1} после чего вновь немного склоняется к правому берегу, а затем, огибая мыс и банку Тарана, опять отходит к середине. Кроме того, промерные галсы г/с „Неупокоев" дали более или менее близкое к действительности представление о рельефе дна у западного берега Обской губы в средней ее части, где до тех пор приходилось руководствоваться исключительно данными экспедиции под начальством А. И. Вилькицкого 1895—1896 гг.
Рекогносцировочный промер г/с „Неупокоев" был выполнен в течение двух походов из Нового порта на север: 1) с 8 августа по 18 августа до мыса Дровяного и 2) с 28 августа по 8 сентября до бухты, образуемой выступающим в губу низменным мысом Напалкова, в 4.2 милях южнее обозначавшегося на картах мыса Сапожникова (по Овцыну, предполагаю, Ватершланг).
Опорными точками служили астрономические пункты, приметные и характерные точки береговой полосы, нанесенные на планшеты береговой съемки того же года.
Глубины на промерных галсах брались через 2.5 мин. при промерном ходе около 6 узлов. Предельные расстояния между измеренными глубинами доходили до 1 мили.
Руководитель работ С. Н. Кравков так описывает метод определения места судна при промере: „Где было возможно, привязывались пеленгами к точно нанесенным (на карту) пунктам или пунктам,которые должны были быть нанесены в 1925 г. береговой съемкой. Где же приходилось проходить совершенно необследованными местами, там, где можно было видеть явно приметные места, привязывались к курсу крюйс-пеленгами. Причем при возвращении обратный курс прокладывался с расчетом снова пройти эти места и снова тем же способом их привязать, чтобы исключить течение, совершенно тогда неизвестное. В местах при подходе к берегу, где на первый взгляд глаз не улавливает приметных мест, все прокладывалось по лагу, каковой служил точно — и без отказа — за все походы. При подходе к некоторым банкам при падении глубин, но еще не характеризующих (по старым данным) наименьшей глубины, ломали курс на 90°, чтобы ее пересечь или убедиться, что наименьшая глубина осталась позади".
Бухта к югу от мыса Сапожникова была открыта во время поисков топографической партии. Находясь севернее мыса Наливного, в 8 милях от восточного берега, экипаж г/с „Неупокоев" сначала принял за неизвестную дотоле бухту низменную долину р. Сядай-яга у высоких обрывов к югу от мыса Сапожникова. Решено было бухту осмотреть, предполагая, что на берегу этой бухты найдется топографическая партия Напалкова, а также с целью осветить ее промером. Оказалось, что это не бухта, а долина. А так как глубины под берегом были значительные и ровные, то прошли к северу в расстоянии 0,3—1 мили
{1} Взято из отчета нач. Убеко-Сибири Н. Ф. Тимофеевского за 1925 г. Впоследствии (1927 г.) оказалось, что большие глубины отходят к середине до параллели мыса Халцыянай-сале, после которого направление берегов губы уклоняется к северо-западу, к борозде больших глубин, затем продолжает итти еще к северу.
[165]
 173.jpg
от берега и обнаружили, что долина имеет продолжением надводную подводную косу, образующую бухту с ровными глубинами от 8 до 10 м и с песчаным грунтом.

    Таблица 25
    Список опорных точек рекогносцировочного промера г/с "Неупокоев" в 1925 г. в северной и средней частях Обской губы.

    Название точки/Широта/Долгота/Карта
    {Рабочая карта средней части Обской губы масшт. 5 м в дюйме}

    Знак Дровяной... 72° 39'07.8" 72°56'48"
    Астр, пункт около устья р. Няруй-яга... 71 12 17 72 14 22
    Знак Венуй-еуо около мыса Поруя... 71 09 55 72 24 01
    Столб Напалкова на мысе Сапожникова... 70 10 27 73 45 40
    Астр, пункт на мысе Напалкова (Сапожникова)... 70 06 27 73 43 15
    Астр, пункт на мысе Лебедином ... 69 52 53 72 38 10
    Знак Наливной... 69 38 15 73 38 24
    Астр, пункт на мысе Наливном... 69 37 29 73 37 37
    Астр, пункт устья Лякка-яга... 69 24 59 72 35 15
    Гора Пяй-чета (меловой обрыв)... 69 35 73 44
    Гора Столовая... 69 11 6 73 50
    Знак Трехбугорный... 69 05 05 73 51 55
    Астр, пункт Трехбугорный... 69 04 07 73 55 24


Промер г/с „Прибой" не имел систематического характера, служа дополнением к промеру, произведенному в прошлые годы в южной части Обской губы; новые промерные галсы г/с „Прибой" должны были заполнить имеющиеся пробелы и выяснить сомнительные места.
Промеры г/с „Прибой“ производились попутно с выполнением работ по обеспечению плавания в Обской губе судов Карской экспедиции.
Промер производил личный состав корабля: командир Я. Г. Прохоров, помощник командира гидрограф В.Д. Ушаков и мл. производитель работ Г.Н. Рыбин. Большая часть промера выполнена под непосредственным наблюдением начальника Убеко-Сибири гидрографа Н.Ф. Тимофеевского. Промерные работы начаты с 10 августа, по окончании ограждения в южной части губы, и продолжались до 5 сентября, с перерывом от 19 до 31 августа, когда корабль был оторван для похода в северную часть губы на ледовую разведку и для проводки морской части Карской экспедиции.
Опорными точками служили закрепленные на местности астрономические пункты, навигационные знаки и вехи. Кроме того, в качестве опорных точек при промере служили приметные и характерные бугры, сопки, обрывы, лощины, устья рек, уже нанесенные, по съемкам 1920—1924 гг., на карты южной части Обской губы.
Расстояния между измеренными глубинами от 0.1 до 0.7 мили. Глубины брались ручным лотом через 5 мин. при промерном ходе
[166]
 174.jpg
около 6 узлов, но в местах, требующих более тщательного обследования, лот бросался через 2—1 мин., иногда у берега — чаще. При глубинах более 15 м легкая 10-фунтовая гиря ручного лота заменялась 18-фунтовой и выбрасывалась с полубака. Образцы грунта доставались лотом с храпами. Средние расстояния между определениями на галсах колеблются в больших пределах. Положения судна большей частью определялись только в начале и конце галса.
Так как футшточного поста на время промера не выставлялось, то измерялись глубины в точно определенных местах, где исправленные глубины были известны по промерам прошлых лет и нанесены на карты. В связи с этим галсы располагались так, чтобы глубины в начальной и конечной точках были известны. Промерные галсы, произвольно расположенные, выполнены, главным образом, в районе мысов Каменного и Парусного, начиная к северу от параллели 68°, один галс (20) поперек губы от бухты Нового порта и один — от бугра Снегового (на западном берегу Обской губы против устья Тазовской губы) к мысу Трехбугорному.
Южнее бухты Нового порта, до параллели мыса Боткина на западном берегу и до мыса Песочного на восточном, сделано несколько косых поперечных галсов.
Выполнение промера г/с „Прибой" дало возможность получить вполне законченную картину рельефа дна в этой части Обской губы и выявило характерную неровность дна у 18-футовой банки Вилькицкого с прилегающей 15—19-метровой глубоководной ямой. Освещены были районы кос у мысов Каменного и Парусного. Прокладка глубин велась на временных картах южной части Обской губы.
Обследована судовым и шлюпочным промером банка у мыса Таран в северной части Обской губы. Работу эту выполнило г/с „Иней". В промере принимали участие гидрографы В.И. Воробьев, В.А. Петров и командир судна М.Ф. Дашков.
Результаты промера дали суждение о структуре банки, представляющей три подводных бугра до 2— 3 м, окруженных целым рядом подводных холмов разных величин, но меньшей высоты.
При возвращении судов экспедиции был произведен промер в Хаманельской Оби, от рыбного завода "Комарье" до мыса Толстого Носа, с моторного катера № 3 (б. „Чайка“). Работа эта явилась окончанием съемки и промера Хаманельской Оби 1924 г. Промер был начат утром 18 сентября и закончен к вечеру 19 сентября. Условия погоды были благоприятны.
Работа по промеру выполнена гидрографами В.Д. Ушаковым и М.С. Скоропадом.
От рыбного завода „Комарье" до завода Пуйково промер выполнен косыми галсами, предварительно намеченными от берега к берегу по приметным мысам, сооружениям и пр., нанесенным на план Хаманельской Оби по работам 1924 г.
От рыбного завода Пуйково до мыса Толстого Носа промер велся точными косыми галсами исключительно с вехи на веху геометрической сети, служившей опорой для производившейся одновременно топографической съемки берегов.
Глубины брались через 1 мин. Предельное расстояние на галсе, примерно, 120 м. Расстояния до берега определялись антретно.
Работа носила рекогносцировочный характер. Выполнение ее дало возможность закончить составление и издать 6 листов лоцманской
[167]
 175.jpg
карты Хаманельской Оби, от Ямсальского бара до мыса Толстого, места разветвления Оби на Хаманельскую и Надымскую Обь.
В Енисейском заливе. Промерная партия на г/с „Компас" произвела судовой и шлюпочный промер для обследования Крестовской банки в Енисейском заливе, находящейся на NW от о-ва Крестовского, и катерный) — в р. Енисее, в районе о-вов Пашкова и Песчаного против Усть-Енисейского порта.
В работе принимали участие гидрографы В.Н. Корнилов, С.П. Таушканов и А. М. Ермолин, под руководством гидрографа И.Д. Григорьева.
Кроме шлюпочного промера на банке Крестовской вокруг банки был произведен судовой промер.
Границы этого судового промера, выявленные промером, заключаются между меридианами 80°38' — 81°49' и параллелями 72°25.7' — 72°28.5'.
Обследование банки Крестовской было начато 22 и закончено 26 августа.
Опорными точками промера являлись:

    Широта Долгота
    Знак Машковцева... 72°28'24.4" 80°49'04.1"
    Знак Вилькицкого... 72°26'47.3" 80°49'49.5"
    Триангуляц. знак на о-ве Крестовском... 72'25'15.0" 80°45'56.4"

Кроме этих знаков служили опорными точками: веха на пятисаженной глубине возле банки и место наблюдателя на северной оконечности о-ва Крестовского.
Остовая веха у банки Крестовской поставлена была по западную сторону банки и определена двумя засечками теодолитом: со знака Крестовского и со знака Машковцева.
Место наблюдателя Корнилова на о-ве Крестовском определено измерениями самого наблюдателя и засечкой теодолитом, ориентированным по знаку Крестовскому.
Обследование банки производилось радиальными галсами относительно остовой вехи. Галсы прокладывались под углами 15—20 по отношению друг к другу. Длина галса определялась характером изменения глубин. Места конечных точек на галсах определялись с берега двумя наблюдателями. Один был у знака Машковцева с теодолитом (гидрограф Таушканов) и брал углы между судном и знаком Крестовским, а другой, как уже упоминалось, находился на северной оконечности о-ва Крестовского с секстаном и 3" компасом в жидкости. Последний наблюдатель брал углы между судном и знаком Машковцева секстаном. Когда же секстаном нельзя было взять угол, то бралась пеленга по компасу.
Отсчеты углов наблюдателями производились по сигналам (подъем и спуск флагов) с судна. У каждого из наблюдателей для сигнализации (также флагами) было по одному помощнику.
Шлюпочный промер производился на самой банке. Г/с „Компас“ в это время стояло на якоре вплотную у вехи. Шлюпка — катер № 5—шла от него радиальными галсами до глубин в 16 м и направлялась по прямой линии галса наблюдателями с судна, по установленному пеленгу, причем сигнализация указаний шлюпке с корабля производилась при помощи парового свистка. Засечки с берега также
[168]
 176.jpg
производились по сигналам флагами со шлюпки. Галсы при шлюпочном промере располагались так, что расходящиеся направления каждых двух соседних галсов составляли угол в 10—15°.
Обследованная промером банка к норду от о-ва Крестовского камениста, имеет всего полсажени глубины, лежит не на самом рекомендованном для судов пути, но вблизи его, и потому очень опасна для судов, подходящих к острову с севера, особенно, при заходе в пролив Крестовский с севера или при следовании в бухту Варзугина с моря.
Обследование банки разрушило предположение о том, что она является подводным продолжением о-ва Крестовского. Банка отделена от острова, как показал промер, проливом с глубинами до 15 м. Места ограждающих банку вех отмечены пересечением створов „зай-чиков“, установленных на материке и на острове.
Шлюпочный промер в р. Енисее производился с того же катера № 5 гидрографами Ермоловым и Корниловым между островами Пашковым и Песчаным, где раньше исследований не было.
Промер велся косыми зигзагообразными галсами. Г/с „Компас" стояло на якоре у южной оконечности отмели у о-ва Пашкова на 3,5 саж. в качестве опорной точки, определенной по пеленгам. Кроме того,

        Таблица 26
        Промерные планшеты

        Название судна или партии/Район промера/Характер промера/Планшет или карта

        Г/с "Неупокоев" Южная часть Обской губы Судовой, дополняющий систематический прошлых лет Карта южной части Обской губы I
        Средняя часть Обской губы Рекогносцировочный судовой Средн. часть Обской губы, рабоч. копия, увеличенная с карты № 763
        Северная часть Обской губы Рекогносцировочный судовой Рабоч. копия северн. части, увелич. с карты № 763

        Моторн. катер № 3 Хаманельская Обь Рекогносцировочный шлюпочный Копия планшетов съемки 1924 и 1925 гг.

        Г/с "Прибой" Южная часть Обской губы Дополняющий судовой Карта южной части Обской губы I и II

        "Компас" и моторн. катер № 5 Район о-ва Крестовского в Енисейском заливе Обследование банки вр. судовой и д. шлюпочной

        Моторн. катер № 5 Река Енисей, район о-ва Пашкова Рекогносцировочный шлюпочный Карта № 999

        Г/с „Иней" Обская губа, банка Таран, Енисейский залив Шлюпочный Планшет рамка φ1 = 71°20' φ2 = 72°40' λ1 = 71°30' λ2 = 73°10' Масштаб 1:42000 по гл. пар. 71°25'

[169]
 177.jpg
опорными точками служили радиомачта в Усть-Енисейском порту, сел. Крестовское, сел. Белый Песок (на левом берегу), мыс Селякинский и возвышенные точки на о-вах Песчаном и Пашкова. Конечные точки галсов определялись по углам секстаном с моторного катера N° 5, для чего отдавался якорь. Расстояния между измеренными глубинами 170 м.
Во время переброски береговой партии с одного Корсаковского о-ва на другой, „Иней" наскочил на каменистую банку, ранее неизвестную. Место банки определено.

        Таблица 27
        Статистические сведения
        Суда вступили в кампанию 1 мая и закончили кампанию 1 ноября

        Название судна/Район работ/Продолжит. раб. периода Суток/Число рабоч. дней/Число рабоч. часов/Пределы длины галса/Общая длина промер. галсов/Число измеренн. глубин/Число определений на галсах.
        "Прибой" Обская губа. Южная часть 36 15 83 3-40 589 1270 195
        "Неупокоев" Обская губа. В районе мыса Островского 1 1 6 6 36 146 30
        Новый порт — Ям-сале 1 1 8 1/4 - 50 101 22
        Обская губа. Средняя и северн. часть: мыс Трехбугорный и мыс Дровяной 9 8 78 86 898 1026 50
        "Неупокоев" Обская губа. Мыс Трехбугорный — мыс Напалкова 12 11 43 78.9 239 768 28
        "Секстан" Енисейский залив. Банка Крестовская и протока между о-вами Пашкова — Песчаным в р. Енисее 39 6 36 2.2—0.3 60 1176 -
        "Иней" Обская губа Банка Таран 1 - 1 - - 20 333 -

Пред.След.