Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Один день на Комсомольской


М. Б. ДЮРГЕРОВ,
кандидат географических наук


Восемьсот семьдесят километров от берега моря Дейвиса, высота почти три с половиной километра над уровнем моря. Здесь расположена советская антарктическая станция Комсомольская. Вот уже. сорок дней мы медленно, пять километров в час, движемся к ней из Мирного на тягачах.
Механик-водитель штурманской «Харьковчанки» Саша Орлов точно вывел свой тягач на старый, еще оставшийся от прошлогоднего похода след. Километров за десять от Комсомольской заблестел шпиль буровой вышки. Вадим Пирогов, начальник санно-гусеничного похода, приказал по радиосвязи отцепить от машин сани с грузом, не доезжая трех километров до станции, и сделать по пять кругов по взлетно-посадочной полосе снежно-ледового аэродрома. Надо ее укатать к полетам самолетов, которые в два летних антарктических месяца, декабрь и январь, должны перевезти грузы и людей из Мирного на Восток. Ну а Комсомольская — промежуточный аэродром на этом полуторатысячекилометровом пути. Нередко бывает, что самолетам приходится здесь садиться.

В антарктическом походе не бывает легких дорог. : F-142-1.jpg
Подошли к аэродрому. Механики-водители, помогая друг другу, быстро отцепили сорокатонные сани с топливом, и в клубах снежной пыли и черного выхлопа понеслись тягачи вперегонки по целине аэродрома. Вот они, все восемнадцать. Нет, одного нет, он стоит у засыпанных снегом домиков станции. В нем оборудован камбуз. Там стучит дизель, плита, наверное, раскалилась докрасна и шеф-повар в честь нашего прихода на Комсомольскую готовит ужин.
Здесь мы расстанемся с нашими Друзьями по зимовке. Год мы провели вместе в одном доме в Мирном. Трое из них уже расшвыривают лопатами снег у входов в дизельную, кают-компанию и буровую. Все свободные от укатки идут им помогать. На сегодня большие планы, а время уже позднее. Первой откопали дизельную. Протиснулся туда Витя Морозов, и минут через двадцать застучал дизель. Лев Николаевич Маневский, начальник станции Комсомольская, гремит железом в буровой, и оттуда вылетают грязные, промасленные тряпки, валенки и прочее. Это он по привезенным из Мирного спискам оставленного и переданного ему по акту имущества сверяет, что имеется в наличии. Конструктор буровых снарядов Володя Пухов уцепился за шестиметровый бур и, похоже, тоже собрался работать. Минут через десять, расхватав лопаты, все идут откапывать кают-компанию и кухню. Сейчас нет более важного занятия, чем это.
Мне лопаты не хватило, а основная моя работа начнется, когда температура воздуха понизится до минус сорока. Так что пока можно спрятаться от ветра за стенкой дома или за тягачом, и тогда в одной кожаной куртке не холодно, а лицо даже ощущает тепло солнечных лучей. Небо безоблачное, выцветшее. Но над Антарктидой оно и не бывает синим. Можно обойти станцию. Все ее строения находятся в круге диаметром двести метров. Три сборных домика, почти по крыши заметенные снегом, буровая установка, рядом с ней дизельная, запасные сани с топливом, тягачи, на которых мы пришли на станцию, несколько в стороне находится метеоплощадка.

Двадцать восемь лет назад, 7 марта 1957 г., сюда, в еще не отмеченную на картах точку, первым прибыл санно-гусеничный поезд под начальством В. С. Пелевина. Как и мы сегодня, полярники сразу же укатали взлетно-посадочную полосу для приема самолетов. Однако было решено станцию законсервировать.
Предварительные работы возобновились 4 ноября 1957 г., когда к оставленному поезду подошел из Мирного поезд с горючим и оборудованием. Официальное открытие станции состоялось 6 ноября 1957 г., и до 9 марта 1959 г. на ней непрерывно проводились геомагнитные, гляциологические, метеорологические и другие наблюдения. А потом станцию законсервировали вновь, и теперь только в короткое антарктическое лето Комсомольская оживает. В это лето группа буровиков во главе с Маневским начнет бурить ледниковый покров Антарктиды. Забегая вперед, скажу, что за лето она пробурила скважину глубиной восемьсот метров и отобрала из нее керн льда.
Я предполагал, что к ночи температура воздуха упадет до минус пятидесяти, и подготовился к этому заранее. Достал теплые вещи, а ярко-красный станковый рюкзак с компактной, очень дорогой и уникальной (всего было сделано три) метеостанцией вставил в свой спальный мешок. Страшно было выносить такую электронику на мороз, но испытать надо. Осторожно держа метеостанцию на руках, я отнес ее в сторону, метров на пятьдесят от строений станции. Это необходимо для «чистоты» эксперимента. Аккумуляторы остались в тепле (для них мороз — гибель), а длины кабеля как раз хватило. По порядку включил все пять тумблеров. Тонко засвистел пульт управления, засветилась ярко-красным цифровая индикация, бодро заурчал моторчик датчика влажности — термоэлектрического гигрометра точки росы. Надеюсь, что он измерит влажность воздуха при низких отрицательных температурах воздуха. Все стандартные, использующиеся на полярных станциях гигрометры здесь, в Антарктиде, не годятся. Ну да это не только наша проблема. Ни одной стране еще не удалось измерить на шестом континенте влажность воздуха. Ученые предполагают, что при очень низких температурах в Антарктиде постоянно наблюдается перенасыщение воздуха влагой. Абсолютная влажность при этом почти в сто раз ниже, чем в Подмосковье, а относительная превышает сто процентов.

На дневной поверхности ледникового покрова Антарктиды постоянно идет процесс отложения ледяных кристаллов, даже зимой при устойчивой антициклонической погоде. В сумме за год аккумуляция такого льда составляет до сорока процентов от годового количества всех выпавших в Центральной Антарктиде осадков. Происходит это в результате перенасыщения воздуха влагой и ее кристаллизации в атмосфере над переохлажденным ледником.
Я подержал станцию в контрольном режиме минуты три, сверил показания датчиков с паспортными и включил ее в рабочий режим. В течение минуты через каждые десять секунд на цифровом табло появляются все измеряемые параметры. Сначала скорость ветра (3 метра в секунду), потом направление ветра в румбах (почти восточное). Суммарная солнечная радиация сейчас маленькая — всего 0,71 Дж/см2. Теперь появилась отметка времени — 22.55. А следом за ней температура воздуха (минус 47,2 °С) и температура точки росы (минус 48,1°С). Это то, чего я ждал. При таком соотношении температуры воздуха и точки росы относительная влажность выше ста процентов, т.е. воздух явно перенасыщен влагой.
Я записал с десяток серий, замерз и, когда пальцы рук почти потеряли чувствительность, переключил станцию в режим записи информации на магнитную ленту. Шел двенадцатый час ночи, а в одиннадцать нам обещали в прогретой электрокаминами кают-компании показать кинофильм.
Я надеялся увидеть в кают-компании всех участников похода, но там сидели только двое и с нетерпением ждали начала сеанса. Остальные, оказывается, ужинали... В конце фильма пришли Володя Пухов и Лев Маневский, потом еще несколько человек, и фильм пришлось крутить второй раз. Стало жарко, и я вышел на мороз. Ветер совсем стих, солнце уже поднялось на ладонь от горизонта, было утро. Подошел к моей станции, она потихоньку попискивала. Все-таки электроника оказалась надежнее, чем я предполагал, и я решил сегодня же послать конструкторам метеостанции радиограмму.

В пути. : F-142-2.jpg
В нашем походном балке было совсем холодно. Печка-капельница едва попыхивала. Я открутил вентиль, и струя солярки заполыхала, загудела печь. Через несколько минут зашипел висящий над ней чайник и в метре от печки стало тепло. Вскоре донесся приглушенный звук первого запущенного подогревателя. Это кто-то из механиков начал прогревать двигатель. Спустя какое-то время заурчало сразу несколько двигателей. Поезд начал оживать.
Надо было снова одеваться и идти на мороз убирать метеостанцию. Вдруг в полную мощь пятисотсильного мотора взревела «Харьковчанка» — головная машина начальника похода Она двинулась вперед, сделала круг и повернулась в сторону станции Восток, до которой нам предстояло преодолеть полтысячи километров сыпучего снега. Но тепло и уют маленькой внутриконтинентальной станции дали новые силы большому походу.

Антарктида — Москва

Пред.След.