Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Абрамович-Блэк С.И. Записки гидрографа. Книга 2.

Глава четвертая


Глава пятая

Глава шестая

Глава седьмая

Глава восьмая
Глава девятая

Глава десятая

Глава одиннадцатая

Глава двенадцатая
    В море—дома 390
    На горизонте-дым 395
    Северо-Восточный Проход 397
    На отмелях 401
    Марш-марш 403
    Гимнастика 404

Глава тринадцатая
    В горах Хараулаха 406
    Энерго-Арктика 408
    Сломанный капкан 412
    Булун 430
    Итоги 431
OCR, правка: Леспромхоз

Абрамович-Блэк С.И. Записки гидрографа. Книга 2.

 325.jpg
Глава седьмая

«СОСЕДИ»

Пришлые с юга кочевники-якуты отодвинули из центральной части современной Якутии далеко к северу, в тундру исконных владельцев этих земель и лесов.
Отодвинули только после упорных боев, потому что даже против хорошо вооруженных русских казаков коренные полярники выходили «збруйны и ружейны, с луки и копья, в куяках и шишаках, в железных и костяных... и бились с нами во дни многое время» (из старинной русской хроники XVII века).
Якуты победили, главным образом, численностью. И, захватив достаточную для себя полосу земли — в районе среднего течения реки Лены, — якуты дальше на север не пошли.
Плохой мир лучше хорошей ссоры.
Вероятно, поэтому ушедшие в тундру хозяева земли получили очень миролюбивое собирательное наименование «дьюкак» —соседи.
Под этим наименованием подразумевались сначала все народности — эвенки и одулы, чукчи и чуванцы.
Впоследствии прозвище «дьюкак» стало применяться главным образом к одулам, как к наиболее близкому территориально народу, и, переделанное частым употреблением в юкагир, вошло в этнографическую практику уже именем собственным.
Чуванцы в настоящий момент очень немногочисленная
[325]
народность, — несколько десятков человек. Чуванцы не выдержали благ империалистической культуры старого режима, и их осталось очень мало.
Чукчи — вторая по численности, из мелких соседей, народность — в свое время спаслись от голодовок тем, что перебрались из царской Якутии на Чукотку, в непосредственную близость к базам иностранной экспансии.
Иностранные купцы безжалостно грабили чукчей, но все-таки хоть немного и подкармливали их.
Царские чиновники — только грабили.
В настоящее время на территории ЯАССР осталось всего лишь около двухсот человек чукчей, кочующих в районе нижнего течения реки Б. Чукочьей.
Одулы (юкагиры) — народность чрезвычайно интересная как своей историей, так и современными ее моральными и интеллектуальными качествами.
Одулы — остатки коренных туземцев доисторического Ангорского материка, существовавшего тогда, когда на месте нынешнего Берингова пролива Азия соединялась с Америкой Беринговым мостом. Таким образом, одулы имеют американское происхождение и этнографически относятся к северо-американским индейцам.
Они делятся на несколько родов: сандиры, численностью около 100 человек, живут в низовьях реки Индигирки; дудкинцы, каменцы, эрбечкены — около 300 человек — живут вверх по Индигирке, в направлении к озеру Ожогину. Семейства хододинское, кургурское и юкагирское живут на реке Алазее.
Всего на территории восточной якутской тундры одулов насчитывается около 700 человек.
И для детей этого народа, на реке Индигирке, выше г. Аллаиха, в 1933 году построена школа-интернат. Одулы — кочевники. В течение всей зимы они ставят свои палатки вблизи границы произрастания леса, двигаясь с места на место по мере того, как олени выбивают подснежные корма.
Летом одулы на челноках спускаются по рекам к морю, навстречу рыбе, идущей нерестовать.
Юкагиры отличаются большой моральной стойкостью, волевыми качествами, способностью к учебе. Физически это хорошо сложенные, красивые и выносливые люди,
[326]

Пред.След.