Страница 24 из 35

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

СообщениеДобавлено: 05 Август 2013 19:18
[ Леспромхоз ]
 01.jpg
 1.jpg
Н. СИБИРЦЕВ и В. ИТИН

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

С предисловием и под редакцией директора Научно-исследовательского института экономики севера
Б. В. ЛАВРОВА
ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ КРАЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСК 1936




Иллюстрации New!


СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

СообщениеДобавлено: 05 Сентябрь 2013 19:29
[ Леспромхоз ]

 100.jpg
ПОСТРОЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ 1929-30 гг.

На ряду с ростом сибирской лесоэкспортной базы развивались и транспортные операции через Карское море, и соответственно вновь вставшим задачам претерпела известное изменение методика эксплоатации пути как в морской, так и в речных частях Карской.
В 1929-1930 гг. были запроданы за границей значительные партии слиперов и шпал, Комсеверопуть получил крупные задания по вывозу этих сортиментов. Экспортные операции сразу выросли до необходимости переработки в сибирских портах 26 морских пароходов в 1929 г., 46 в 1930 г., против шерсти-восьми пароходов и максимум 16 морских единиц в практике прежних лет.
До 1929 г., при небольшом грузообороте и незначительном количестве морских пароходов, суда проводились через Карское море одним или двумя (1920-1921) отрядами. Перегрузочные работы в портах рассчитывались на почти одновременную перегрузку всех пароходов.
Начиная с 1929 г. задача усложнилась. Одновременное прибытие в порты десятков морских кораблей требовало бы завоза на север огромного количества рабочей силы. С другой стороны одновременная подача в порты всего намеченного к вывозу экспортного товара требовала по меньшей мере удвоения речного тоннажа и буксирного флота.
Поэтому для технического и экономического решения задачи необходимо было организовать операцию так, чтобы морской тоннаж и экспорт прибывали в сибирские перегрузочные порты постепенно в определенные сроки, по строгому календарному
[100]
 101.jpg
расписанию. На очередь стал вопрос о необходимости расширения сроков навигации и перегрузочных работ до возможных пределов.
Как и все предыдущие, эта задача была разрешена. В морской части в операции с 1929 г. был введен линейный ледокол, что стало хозяйственно допустимым при достигнутом объёме грузооборота. В речных частях Карской перестроили всю работу: на Обь-Иртышской магистрали создали промежуточный перегрузочный пункт — мыс Халас Пугор в Хаманельском рукаве Обской дельты, на Енисейской — депонировочный склад на берегу самой Игарской протоки.
На Оби первым рейсом речных судов половина лесоматериалов, подлежащих экспорту, доставлялась на Халас Пугор и здесь выгружалась. Вторым рейсом груз доставлялся в бухту Новый Порт ко времени прибытия сюда первых морских пароходов. По мере освобождения речных лихтеров и барж от грузов, они отводились в Халас Пугор, здесь загружались экспортом и вторично приводились в порт для перегрузки ко времени прибытия следующих групп морских пароходов.
На Енисее часть экспорта, не боявшаяся подмочки и допускавшая доставку по реке в плотах (слипера, шпалы, круглый лес), была доставлена в Игарку сплавом, а пиломатериалы, привезенные в баржах в первой половине речной навигации, впредь до прибытия морских кораблей были выгружены на берег и впоследствии погружены на морские суда непосредственно с берега; товары, доставленные во второй половине лета, перегружались на рейде порта с борта речных на борт морских судов.
Морские суда прибывали в порты постепенно, группами по 4-5-6 пароходов. Этими приемами операции были осуществлены в размерах, более чем вдвое превосходящих наличную грузоподъёмность речного флота Карской.
Вместе с тем с 1929 г. авиация была введена в Карскую, как постоянное средство ледовой разведки. Роль этой разведки, осуществляемой морскими самолетами типа Дорнье Валь специальной постройки, огромна и не требует пояснений.