Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Дубравин А. И. Колымский рейс парохода "Ставрополь"

Воспоминания участника плавания.
 Дубравин - 0121 - 2.jpg
ГЛАВА VI

ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ ЛЕДОВОГО ПЛЕНА

Подготовка судна к плаванию

В своем дневнике от 14 мая я нахожу следующую запись о начале судовых работ: «Сегодня... мы возили лед,, а затем начали уборку снега около борта парохода. Работа шла весело».
Необходимость уборки сильно уплотненного снега около судна, достигавшего в ширину у борта около метра, вызывалась тем, что была возможность непосредственно со льда очистить наружные борта судна и покрасить. Кроме того, появился бы доступ теплого воздуха и солнечных лучей к наружному борту, что тоже ускорило бы таяние-снега и льда вокруг судна.
Запасали мы также питьевую воду. Как уже отмечалось, питьевая вода заготавливалась из льда старых опресненных торосов. В них соль практически отсутствовала благодаря ежегодным процессам выкристаллизации солей и их постепенного смывания в летнее время года тающим снегом. Поэтому такой лед мы кололи на мелкие куски пешнями и возили на судно на санях.
[111]
 Дубравин - 0122.jpg
Одновременно велись работы по ремонту судна. В своем дневнике по этому поводу нахожу: «30.V—30 г. Работаю в форпике с Тальцем (судовой плотник) по заделке течи цементом. Работа заключается в том, что пространство между шпангоутами и флорами залили цементом». Предварительно была произведена обмазка швов и заклепок тонким слоем сравнительно жидкого цемента.
Мне очень хотелось измерить толщину ледовой оболочки, покрывающей нижнюю поверхность корпуса судна. Я обратился за советом и содействием к старшему механику Э. А. Фридвальду. Он был так любезен, что согласился помочь и даже изыскал способ замера толщины ледовой оболочки. У переборки, разграничивающей котельное и машинное отделения, находился кран нижнего продувания котла. Кран был предварительно открыт, и в него через патрубок вдвигался нагретый докрасна конец ломика. Лед, сковавший снаружи судно, оказался весьма крепким. Только после ряда последовательных нагреваний и проталкивания ломика лед постепенно расплавлялся до появления забортной воды. Она сначала медленно, а затем сильной струей стала протекать через кран. Оказалось, что ломик с появлением воды вошел в лед на 700 мм. Как только начал бить фонтан, кран был немедленно закрыт. Мы измерили и температуру забортной воды, которая составила минус 1—4 градуса.
Особое внимание во время зимовки уделялось сохранению в исправном состоянии рулевого устройства. Сюда относились перо и баллер руля, детали крепления и привода.
Около пера руля, как уже отмечалось, была сделана прорубь — майна. Она поддерживалась в открытом состоянии, для чего в начале зимовки три раза в месяц, а затем ежедневно подрубался образующийся на воде майны лед. Теперь необходимо было расширить майну во избежание поломки пера руля во время вскрытия и передвижки льда. Такая работа выполнялась нами обычными пешнями с удлиненными ручками.
[112]
 Дубравин - 0123 - 1.jpg
Привод Девиса {1}, находящийся на юте в особом кожухе, был в хорошем состоянии, поскольку с началом зимовки его тщательно законсервировали, покрыв машинным вазелином, и периодически «расхаживали». Теперь все его элементы были промыты, протерты и опять покрыты машинным вазелином.
22 июня заложили огонь в левом котле для опробования главных и вспомогательных механизмов, которые к этому времени прошли переборку, Начались работы по ремонту главной машины. Были вскрыты и проверены крышки всех цилиндров и золотников, поршень низкого давления был вынут, просмотрены мотылевые и головные подшипники.
25 июня опробовали главную машину и вспомогательные механизмы, а также механизмы всех судовых устройств, в их числе брашпиль и грузовые лебедки.
При прогревании паропровода обнаружили, что редукционный клапан главной машины у фланца дал трещину, возможно, от неправильного размораживания. Каких-либо других дефектов в механизмах обнаружено не было.
При опробовании главной машины и механизмов уголь из трюма перегрузили в угольные ямы. В нашем распоряжении оставалось около 100 тонн угля. Его приходилось экономить, и в этой связи после опробования главной машины и подъема плавучих средств, находившихся на льду, котлы были выведены из действия до вскрытия льда.

{1} Рулевое, рычажное, ручное устройство для поворота руля на слу­чай выхода из действия рулевой машины. — Л. Д.

Пред.След.