Страница 22 из 29

Дубравин А. И. Колымский рейс парохода "Ставрополь"

СообщениеДобавлено: 04 Май 2016 11:18
ББК-10
 Дубравин - 0118 - 2.jpg
Памяти Фритьофа Нансена

В 1930 году выдающийся полярный исследователь Фритьоф Нансен должен был осуществить трансарктический перелет на дирижабле с запада на восток через Арктический бассейн. В этой связи мы, на «Ставрополе», были ориентированы о предстоящем полете. Не исключалась возможность и некоторого участия экипажа «Ставрополя» в обеспечении полета, руководимого Ф. Нансеном, например в радиосвязи.
Во время полета на дирижабле предусматривалось создание на дрейфующем льду научно-исследовательских групп. С этой целью дирижабль должен был останавливаться, приспускаться и организовывать на льду дрейфующие станции.
Нансен благодаря своему огромному авторитету мог наметить столь грандиозный и смелый план и довести начатое дело до его логического завершения.
Подготовка к трансарктическому перелету велась уже несколько лет. Ф. Нансен в этой связи приезжал в Ленинград для организации перелета и выступал с публичной лекцией.
Для меня личность Ф. Нансена была всегда особенно интересна не только благодаря его блестящим полярным походам, но еще и потому, что он вникал в вопросы кораблестроения и эксплуатации судов {1}. Кроме того, Ф. Нан-

{1} Нансен Ф. В стране льда и ночи. Спб., 1897, т. 1; 1898, т. 2.
[108]
 Дубравин - 0119.jpg
сен, как и Д. И. Менделеев {1}, М. К. Сидоров, А. М. Сибиряков и многие другие, увидел и по праву оценил величие Сибири. Совершив плавание по Енисею, Ф. Нансен писал о Сибири, как «о стране будущего». Он обратил также внимание, как и адмирал С. О. Макаров {2}, на судоходность реки Енисей.
И вот неожиданно мы получили по радио известие о кончине 13 мая 1930 года выдающегося полярного исследователя, ученого и гуманиста Фритьофа Нансена. Это известие взволновало наш небольшой коллектив — экипаж и пассажиров «Ставрополя». Личность Ф. Нансена особенно рельефно вырисовывалась здесь, среди льдов и пустынных берегов Чукотки, где стоял затертый льдами наш корабль. Редколлегия стенной газеты «Ставрополя», членом которой мне довелось быть, поручила написать статью, посвященную памяти выдающегося полярного исследователя и общественного деятеля.
Советской общественности деятельность Ф. Нансена была хорошо известна. В дни голода в Поволжье Ф. Нансен с трибуны Лиги Наций в Женеве призывал к интернациональному гуманизму. Он выдвинул предложение о помощи голодающим. Но мир империализма был глух к этим призывам. Только один Ф. Нансен отдал свои сбережения на организацию продовольственного эшелона.
IX Всероссийский съезд Советов в декабре 1921 года единогласно принял благодарственное послание Ф. Нансену, в котором говорилось:
«IX Всероссийский съезд Советов, ознакомившись с Вашими благородными усилиями спасти гибнувших крестьян Поволжья, выражает Вам глубочайшую признательность от имени миллионов трудящихся населения РСФСР.
Русский народ сохранит в своей памяти имя великого ученого, исследователя и гражданина Ф. Нансена, герой-

{1} Менделеев Д. К познанию России. Спб., 1907.
{2} Макаров С. «Ермак» во льдах. Спб., 1901, с. 81.
[109]
 Дубравин - 0120.jpg
чески пробивавшего путь через вечные льды мертвого Севера, но оказавшегося бессильным преодолеть безграничную жестокость правящих классов капиталистических стран.
Председатель IX съезда Советов М. Калинин

25 декабря 1921 г.» {1}

Так имя Ф. Нансена вошло в историю как имя одного из величайших гуманистов.
В области научных исследований Арктического бассейна и его центральной части имя Ф. Нансена было тесно связано с кораблестроением. Ф. Нансен предложил и осуществил идею особой формы и оригинальной конструкции судна, получившего впоследствии название «Фрам» (что в переводе на русский означает — «Вперед»). На этом судне экспедиция Ф. Нансена совершила дрейф во льдах от Новосибирских островов через Центральную Арктику в Гренландское море в 1893—1896 годах. Плавание «Фрама» показало, что небольшое, но специально приспособленное судно, имеющее маломощную машину, могло доходить до высоких широт и среди ледяных массивов втягиваться в дрейф вместе со льдами.
На шхуне «Фрам» в 1911 году Амундсен совершил свое историческое плавание в Антарктиду при открытии Южного полюса.
Шхуна «Фрам» послужила прототипом для ряда судов, особенно по форме корпуса. Она являлась как бы оптимальным критерием при выборе обводов корпуса судов, предназначенных для плавания в тяжелых льдах. К числу таких судов, как уже упоминалось, относилась шхуна Амундсена «Мод». Она плавала в Чукотском и Восточно-Сибирском морях в период 1920—1925 годов. Кстати, в 1925 году шхуна «Мод» находилась в Чукотском море,

{1} Известия, 1921, 27 дек.
[110]
 Дубравин - 0121 - 1.jpg
когда здесь совершал свой обычный колымский рейс пароход «Ставрополь».
Таким образом, Ф. Нансен и норвежский кораблестроитель Колин Арчер внесли известный вклад в арктическое судостроение.
Об этом было отмечено в редакционной статье стенгазеты «Ставрополя», посвященной памяти выдающегося полярного исследователя Фритьофа Нансена.