АКАДЕМИЯ НАУК СССР ТРУДЫ ПОЛЯРНОЙ КОМИССИИ - 1
А. И. ТОЛМАЧЕВ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ О РАБОТАХ ТАЙМЫРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ АКАДЕМИИ НАУК СССР в 1928 г.Мысль об организации экспедиции для исследования внутренних частей Таймырского полуострова повторно возникала в среде русских исследователей Севера, в частности в кругах, объединяемых ныне Полярной комиссией Академии Наук, и если реальных шагов в этом направлении долгое время не предпринималось, то объясняется это исключительно отсутствием материальных возможностей для осуществления намечавшихся исследований. {1}
Таймырская экспедиция 1928 г., организации которой и обстоятельствам, ее вызвавшим, мы уделим больше внимания в нашем подробном отчете, была снаряжена в экстренном порядке, в связи с наметившейся возможностью посещения Северной Земли при осуществлении трансарктического перелета, подготовлявшегося Осоавиахимом. Для того, чтобы дать самолету возможность сделать на его пути от Хатангской губы к гавани Диксона отлет в северном направлении, к Северной Земле, необходимо было забросить значительный запас горючего возможно далеко к северу, в пределах Таймырского полуострова. Поручить осуществление этой операции можно было только специальной партии, часть персонала которой должна была бы, кроме того, принять участие в полете на Северную Землю. Равным образом, необходимость захода на Таймыр еще по зимнему пути, при осуществлении предполагавшегося полета на Северную Землю лишь в августе, автоматически
{1} Первый проект экспедиции для исследования внутренней части Таймыра (вместе с Хатангой) был выдвинут еще покойным Чекановским. Более обстоятельный и имевший в виду уже всецело исследование Таймыра проект принадлежал И. П. Толмачеву (I. P. Tolmatschof. Projet d’une expedition pour l’exploration de la presqu'ile de Taymir. Compte-rendu des travaux du IX-e Congres Intern. de Geographic. Tome I, Geneve, 1908). Наконец, автор настоящего отчета представлял на рассмотрение состоящего при Полярной комиссии Комитета по разработке плана экспедиции на Северную Землю проект двухгодичной экспедиции для исследования Северной Земли и Восточного Таймыра. Экспедиция намечалась на 1930-1931 гг.[3]
[4]
приводила к тому, что партия, доставившая бензин на Таймыр, имела в своем распоряжении значительный период времени (около 2 месяцев) для исследовательских работ в его пределах и, таким образом, вне зависимости от результатов намечавшегося полета, могла обеспечить получение научных материалов, окупающих полностью связанные с организацией ее затраты. Последнее обстоятельство (возможность производства научных исследований в пределах Таймыра) и было основным поводом, приведшим меня к непосредственному участию в намеченной партии, вылившейся в процессе организации в самостоятельную научную экспедицию.
Речь об организации Таймырской экспедиции зашла лишь в начале января 1928 г. В ближайшие же дни после первых совещаний, экспедиция получила принципиальное, а затем и формальное утверждение. В основу ее был положен представленный мною план, подвергшийся лишь самым несущественным видоизменениям.
План этот, к тому времени, когда организацию экспедиции можно было считать законченной, сводился в общих чертах к следующему: в первой половине февраля экспедиция выезжает из Ленинграда в Красноярск, а затем на север по Енисею, продвигаясь с наибольшей возможной скоростью; около 10/III прибывает в Туруханск, а в 20-х числах в Дудинку, где снаряжается караван экспедиции, и около 1/IV выходит в северовосточном направлении, по так называемой Затундренской дороге; к 1/V прибывает на Хатангу, куда со стороны Лены доставляется силами отдельной партии, отправляемой из Якутска, запас бензина и масла для Таймырской базы; приняв груз, направляется на север и устраивает склад горючего у восточной оконечности Таймырского озера; с начала весны ведет детальные работы в районе склада, а по миновании распутицы использует время до 5, VIII для исследований в пределах Восточного Таймыра; с 5 VIII по 1/IX находится у склада в ожидании самолета, а по прибытии его один или два из членов экспедиции принимают участие в полете на Северную Землю; после него, если позволяют обстоятельства, продолжает работы в пределах Таймыра, а затем выходит по прежнему пути на Дудинку, откуда и возвращается в Ленинград в самом конце 1928 г.
Обстоятельства, в которых была осуществлена экспедиция, сложились существенно иначе, чем предполагалось. В результате, завоз базы горючего на Таймырское озеро, а вместе с ним и полет на Северную Землю, отпал, {1} исследовательские же работы в пределах Восточного Таймыра удалось провести в значительно расширенном размере.
{1} Трансарктический перелет, как известно, вообще не удалось осуществить. Вылетевший позже намечавшегося срока самолет потерпел аварию у берегов Чукотской Земли и был лишен возможности продолжить путь к западу.