Страница 3 из 24

Еременко Т.Ф. Большой полет

СообщениеДобавлено: 14 Апрель 2012 17:31
Dobrolet
 1.jpg
Тихон Федорович Еременко БОЛЬШОЙ ПОЛЕТ
Редактор Л. Г. Чандырина
Художник С. Н. Семиков
Худож. редактор В. В. Кременецкий
Техн. редактор Р. А. Щепетова
Корректор О. А. Гаркавцева
ИБ № 1345
Сдано в набор 03.10.83. Подписано к печати 17.01.84. МЦ 00008. Формат 84х108 1/з2. Бумага типографская № 1.
Гарнитура «Литературная». Печать высокая.
Усл.-печ. л. 10,08. Уч.-изд. л. 10,64. Усл.-кр. отт. 13,23.
Тираж 15 000 экз. Заказ № 4869. Цена 30 коп.
Волго-Вятское книжное издательство, 603019, г. Горький, Кремль, 4-й корпус.
Типография издательства «Горьковская правда», 603006, г. Горький, ул. Фигнер, 32.


 3.jpg
ББК 65.9(2)37
Е70
Рецензент Е. Г. Филатов
Еременко Т. Ф.
Е70 Большой полет.— 2-е изд., перераб. и доп.— Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984.— 192 с, ил. 30 коп.
Книга документальных очерков о повседневном мужестве летчиков Аэрофлота в мирные дни и в годы войны. Для широкого круга читателей.
0302030800—005
Е М140(03)-84 9-83 ББК 65.9(2) 37
© Волго-Вятское книжное издательство, 1984. Предисловие, оформление.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Негромкое мужество [5]
Обретая крылья [9]
Красновоенлеты [10]
Над лесами Коми [17]
Ночь в камышах [41]
Случай в пустыне Бетпак-Дала [46]
В горах Тянь-Шаня [51]
На «воздушном лимузине» [54]
В канун Нового года [60]
Ночной полет [65]
Обские были [71]
Последний мирный рейс [87]
В годину испытаний [93]
И дальние бомбардировщики водили мы [94]
Внезапный удар [98]
Командировка в тыл [104]
Без вести не пропавшие [113]
Посылка генерала [144]
Огромное небо [149]
Над Енисеем и Таймыром [150]
90 секунд полета [153]
На земле туман [169]
Я - «Изумруд» [171]
В антракте [177]
Ту-134 просит посадку [181]
Полет продолжается [183]

Обретая крылья

СообщениеДобавлено: 18 Апрель 2012 13:54
Dobrolet
 01.jpg

Красвоенлеты

1932 год. Холодный январский день. На сильно заснеженном, искрящемся на морозном солнце аэродроме Тамбовской авиашколы ГВФ проводились учебные полеты на новеньких самолетах У-2. Вдруг над стартом стремительно пронесся краснозвездный биплан Р-1. Описав круг над летным полем, самолет совершил отличную посадку и зарулил на стоянку. Мы, учлеты, свободные в это время от полетов, побежали к нему и, обступив со всех сторон, с любопытством и завистью стали осматривать строгую боевую машину, на фюзеляже которой красовалась надпись: «Имени красновоенлета Сапожникова».
Кто такой Сапожников, я узнал позже. Но замечательное слово «красновоенлет», рожденное революцией и гражданской войной, осталось в памяти на всю жизнь. Я счастлив, что в начале своего летного пути попал под командование одного из той прославленной плеяды красных военных летчиков — Якова Васильевича Бадюлина, человека деятельного, доброго, оставившего в моей душе самые лучшие воспоминания.
Прошли годы. Остался позади большой летный путь. И вот в канун 50-летия Октября, занимаясь в Ленинграде в Высшем авиационном училище гражданской авиации (ныне ордена Ленина Академия гражданской авиации) на курсах усовершенствования начсостава, я прочитал в «Ленинградской правде» в списках награжденных и фамилию Бадюлина.
По случаю знаменательной даты Родина наградила Якова Васильевича еще одним орденом Красного Знамени за активное участие в Великой Октябрьской социалистической революции и в борьбе за установление Советской власти в 1917—1922 годах. [10]
 11.jpg

Яков Васильевич жил в Ленинграде, на проспекте Науки. Мне было приятно снова увидеть своего давнишнего командира в добром здравии, жизнерадостным. Не верилось, что этому человеку, прожившему сложную жизнь, перевалило тогда за 75.
И вот за столом в маленькой уютной квартире я рассматривал старые фотографии, бережно хранимые Яковом Васильевичем в альбомах. Там и первые русские летчики, и первые красновоенлеты в разных одеждах с широкими галунами на груди, в буденовках и шлемах-касках. И разные самолеты, с нерусскими названиями: «ньюпоры», «фарманы», «спады», «вуазены». Фотография аса гражданской войны А. Д. Ширинкина. В первую мировую войну он был награжден четырьмя Георгиевскими крестами, а за героизм, проявленный в гражданскую войну,— двумя орденами Красного Знамени. А вот знаменитый И. П. Антошин — первый и главный воспитатель нашего Валерия Чкалова, с аккуратно подстриженной бородкой, в мундире, расшитом красными галунами на груди и рукавах. Взгляд у него спокойный, умный и строгий. И молодой еще Чкалов с тремя кубиками в петлицах...
В царскую армию Бадюлина призвали в 1912 году. А перед этим он, сын крестьянина Тверской губернии, с большим трудом пробиваясь в люди, окончил курсы шоферов в Питере.
Поэтому-то его и зачислили в пятую воздухоплавательную роту, дислоцировавшуюся в Гродно. Назначили механиком-стажером на «ньюпор».
Там среди авиаторов большевики вели массовую подпольную работу, в которой принимал самое активное участие и Бадюлин. Фронт разваливался, уставшие солдаты покидали позиции, в переполненных вагонах уезжали домой. [11]
В революционный Киев Яков Васильевич прибыл вместе с другими авиаторами-фронтовиками в начале января 1918 года. Расположились в помещении третьего авиапарка, базе снабжения авиационных отрядов, недалеко от завода «Арсенал». А 16 января (по старому стилю) прибывшие фронтовики присоединились к вооруженному восстанию арсенальцев, рабочих других предприятий и солдат.
На броневике Бадюлин вместе с летчиком В. Леонтьевым протаранил ворота юнкерского училища, увлекая за собою восставших, по которым белогвардейцы вели ураганный огонь. Убитых было так много, что пришлось выскочить из броневика, чтобы хоть немного очистить ему путь.
Партийный билет Бадюлину вручили в Моршанске, в госпитале, где он находился после ранения, полученного в Киеве при штурме училища.
В двадцатом году сбылась заветная мечта Якова Васильевича: он успешно окончил Егорьевскую школу летчиков-истребителей, стал красновоенлетом. И сразу же был направлен на Западный фронт в авиагруппу особого назначения, которой командовал знаменитый Ширинкин. Летчики авиагруппы сражались против белополяков Пилсудского.
Барражируя над Прямино-Глубоким, где у белополяков были сосредоточены ударные войска, Бадюлин и его напарник Кулешов заметили звено поляков, летевших на новейших английских «Де Хевелландах», направлявшихся бомбить войска Красной Армии. Молодые красновоенлеты сразу атаковали ведущего: вражеский самолет круто взмыл, затем свалился на крыло и, перейдя в пикирование, врезался в землю. В это время Бадюлин не заметил, как в хвост его самолета пристраивался для атаки быстроходный «спад». Это могло кончиться для Бадюлина трагически. Но белополяка опередил длинной пулеметной очередью красновоенлет Ян Сомме (впоследствии он героически погиб при разгроме банд Антонова на Тамбовщине). В этот же день командир авиагруппы Ширинкин сбил еще один «Де Хевелланд».
Окончилась гражданская война. Миллионы красных воинов возвращались на фабрики, заводы, к истосковавшейся по хлеборобам земле. Началось строительство новой жизни.
Молодая республика нуждалась во всем: в плугах, паровозах, вагонах, в хлебе, гвоздях, ситце. [12]
 13.jpg

Защита суверенитета Советской страны, ликвидация хозяйственной разрухи, построение социализма требовали теснейшего объединения экономических, политических, военных ресурсов. Находясь в военной опасности со стороны капиталистических стран, трудящиеся советских республик укрепляли оборонную мощь страны. Стране нужны были и самолеты. Поэтому острая необходимость заставила послать советских специалистов за границу.
Не легко было вести дело с лучшей самолетостроительной иностранной фирмой, которая когда-то гостеприимно раскрывала двери для русских капиталистов, но упорно не признавала молодую Советскую Республику.
И вот окончилась заграничная командировка, специалисты вернулись на Родину. Бадюлина принял начальник Военно-Воздушных Сил Красной Армии Петр Ионович Баранов.
— Будем разговаривать по душам, по-рабочему,— сказал он, усаживая летчика возле себя в кожаное кресло.— Я в прошлом столяр.
Более четырех часов длилась та беседа. Баранов расспрашивал со всеми подробностями о технологии само¬летостроения у Фоккера. Особенно интересовался он сваркой легких стальных труб, которые тот применял, пожалуй, впервые для каркасов фюзеляжей на истребителях и разведчиках. Начвоздуха поблагодарил Бадюли-[13]на за выполненную работу и предложил остаться в Москве, взяться за организацию отечественного самолетостроения.
В академию пошлем, подучим. И дело пойдет!
 14.jpg

Спасибо за доверие, товарищ начвоздуха! Но я люблю летать,— ответил Яков Васильевич.
С хорошим настроением ехал Бадюлин в Ленинград в свою первую истребительную эскадрилью, самую лучшую эскадрилью тех времен. Хотелось поскорее увидеться со своими летчиками, комэском — бородатым, доброжелательным Батей - Иваном Панфиловичем Антошиным. Но Батя уехал учиться в академию, а лучший молодой летчик бадюлинского авиаотряда Валерий Чкалов сидел под арестом за проступок, который квалифицировали как воздушное хулиганство.
Как же это, Валерий, случилось?— спросил Бадю¬лин. придя на свидание к Чкалову.
Знать, натура у меня такая, командир - ответил тот и с жадностью набросился на гречневую кашу со шкварками, принесенную командиром отряда.
Как-то отрабатывали полет строем, вспоминал впоследствии Яков Васильевич, левый ведомый не подходит на требуемую дистанцию — как будто побаивался, а правый — Чкалов — крыло в крыло стыковался. На разворотах еще ближе подходил, случалось, крыло его истребителя накладывалось на крыло самолета ведущего Бадюлина. Яков Васильевич погрозил ему кулаком (радио тогда не было), а Чкалов лишь улыбнулся. А на земле отвечал:
— Не буду, командир, даю слово.
И Бадюлин верил ему, как я всем летчикам. Командир должен верить своему летчику, знать не только как он летает, но я его характер, наклонности и что у него на душе. [14]
 15.jpg

Мы стояли у широкого окна. Отсюда хорошо виден хвойный лес.
- Вон там, за этим лесом,— говорил мне Яков Васильевич,— когда-то был аэродром нашей первой истребительной.
В начале тридцатых годов в нашей стране началось бурное развитие гражданской авиации. Ветераны авиации вместе с молодыми летчиками — комсомольцами 20 — 30-х годов, выпускниками первых школ ГВФ — прокладывали воздушные пути в самые отдаленные уголки нашей необъятной Родины. Из военной авиации направляли летчиков для работы инструкторами в летных школах я для организации
полетов на открываемых воздушных линиях. Так и Бадюлина судьба забросила в Аэрофлот.
...1932 год Колесный пароход лениво плелся вверх по Вычегде— реке, что пересекает обширную площадь Коми-республики и впадает в Северную Двину. Временами река делала крутые повороты, и тогда создавалось впечатление, будто пароход разворачивается обратно в Котлас, и мысли Якова Васильевича тоже устремлялись назад, унося его в Ленинград, где, как казалось ему, были прожиты самые лучшие годы - служба в первой истребительной эскадрилье. И летчик снова спрашивал себя, правильно ля он сделал, согласившись ехать в этот край.
На третьи сутки проход причалил к сыктывкарской пристани. Не обращая внимания на пеструю толпу собравшихся в речном порту (его никто не встречал), он поднялся по деревянной скрипучей лестнице на крутой берег. Остановился, чтобы немножко отдышаться и по летной привычке осмотреть местность.
Сыктывкар поразил его своими деревянными постройками, дощатыми тротуарами я какой-то особенной провинциальной тишиной и спокойствием. [15]
В номере гостиницы Бадюлин побрился. Надел новую гимнастерку и бриджи. Подпоясался широким командирским поясом с портупеей. И, еще раз оглядев себя перед зеркалом, пошел представляться местным властям.
В обкоме партии предъявил мандат, в котором говорилось, что Яков Васильевич Бадюлин назначается командиром летного подразделения ГВФ, создаваемого в Сыктывкаре.
— Будем помогать,— заверил его секретарь обкома.— Только поскорее давайте самолеты, они нужны нам как воздух. Территория Коми чуть меньше Франции, а дорог, товарищ авиатор, нет! Чтобы добраться, скажем, до Усть-Цильмы, надо потратить целый месяц. Вы, конечно, член партии?
- Да, - ответил Бадюлин и достал из кармана гимнастерки партбилет.
- С девятьсот восемнадцатого? Очень хорошо!
Яков Васильевич жил при штабе в маленькой комнате Погруженный в организационные дела, он не замечал как летели дни и недели. Их просто ему не хватало. Надо было срочно расширять летное поле, подступавшее к окраине города с южной стороны, строить ангар, контору аэропорта и хотя бы маленькое помещение, на худой конец, для ремонта моторов и самолетов, организовать метеорологическое обеспечение полетов, подобрать периферии хотя бы несколько запасных посадочных площадок. В общем, работы оказалось куда больше, чем предполагал. Бадюлину во всем помогал строитель изыскатель, бывший военно-морской летчик Петр Ольховский.
Маленькие самолеты, трехместные У-2 поступали на железнодорожных платформах в Котлас. Авиатехники
перевозили их на посадочную площадку, собирали там, а оттуда пилоты перегоняли машины в Сыктывкар.
Закипела дружная работа. Пилоты В. Вронский, Г. Семенов, В. Шеманский, И. Цыбелев летали с большим желанием, хотя работать приходилось по четырнадцать - пятнадцать часов в летний длинный день.
То было время, когда гражданская авиация по-настоящему расправляла свои могучие крылья, когда прокладывались воздушные трассы в самые отдаленные уголки нашей огромной Родины.
Туда где люди не слышали и не видели автомобиля, прилетал самолет…[16]
 24.jpg

— А вот и твой самолет - сказал Яков Васильевич улыбаясь.—Узнаешь?—и показал пожелтевшее фото
На фотографии действительно был мой самолет с опознавательным знаком СССР А-382, сфотографированный с другого самолета в полете. И хотя это было очень давно, но снимок живо, как наяву, воскресил в памяти моей незабываемые полеты в небе Коми, как возили почту пассажиров, и фотографировали лесные массивы. И куда только не летали мы на своих маленьких, неприхотливых трехместных У-2, как правило, без всякой связи и метеорологического обеспечения. Потом в других местах при¬шлось водить многомоторные пассажирские воздушные корабли, а в войну дальние бомбардировщики, но все же полеты в небе Коми остались на всю жизнь хорошими летными университетами, где я познал чарующую прелесть высоты, людскую доброту и постоянную готовность пилота ко всяким неожиданностям.