За первые шесть навигаций ледоколом было пройдено в Арктике более 82 тысяч миль, проведено самостоятельно и совместно с другими ледоколами около 400 транспортных судов.
Те первые годы работы ледокола в Арктике для экипажа незабываемы. Все - от капитана до матроса, от главного механика до машиниста - понимали ответственность за судьбу первенца атомного судостроения, со-знавали, что от их усилий зависит не только будущее ледокола, но и дальнейшее использование атомной энергии на морском транспорте.
Атомно-механическая служба, возглавляемая в разные годы старшими механиками А. В. Неупокоевым, И. К. Мочешниковым, А. А. Гудимовым, внесла много полезных предложений, реализация которых значительно повысила надежность и работоспособность оборудования всей энергетической установки.
Электромеханической службой, возглавляемой вначале С. А. Черняком, а затем А. Н. Барановым, было внесено предложение, существенно улучшившее систему вентиляции главных генераторов. Реализовать его помогли коллективы Харьковского электромеханического и Адмиралтейского заводов.
Ледовые испытания и дальнейшая работа «Ленина» в различных условиях выявили отдельные неполадки в работе оборудования.
Экипаж с чувством признательности вспоминает представителей промышленных предприятий, которые советом и делом помогали ему в первые годы: строителей Адмиралтейского завода Б. А. Немченка, И. С. Драбкина, А. И. Сабинина, В. В. Скляренко, А. А. Судавного, представителя Кировского завода Н. Т. Фомина, горьковчан Д. В. Каганова, 3. М. Мовшевича, В. А. Маламуда, Г. А. Гоголева, Ф. О. Шепелева, Р. П. Темнова, О. А. Яковлева и многих других. Передача «Ленина» Мурманскому морскому пароходству потребовала создания в его аппарате специальной атомной службы, которой были поручены вопросы технической эксплуатации и ремонта ледокола. Эту службу в ММП возглавил Л. Г. Данилов, который сейчас руководит технической эксплуатацией не только ледокола «Ленин», но и новых атомных ледоколов «Арктика» и «Сибирь». За большой вклад в дело развития атомного судостроения Л. Г. Данилов награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, а в 1977 году за участие в создании атомных ледоколов типа «Арктика» ему присуждена Государственная премия СССР.
* * *
В 1966 году, после шестилетней эксплуатации ледокола, было принято решение заменить трехреакторную атомную энергетическую установку двухреакторной - более мощной, совершенной и надежной. При создании ее использовался богатый практический материал, собранный такими опытными судовыми специалистами, как А. К. Следзюк, И. К. Мочешников, В. А. Мизгирев, В. В. Каратеев, А. И. Соколов, А. М. Ненецкий.
Вся последующая эксплуатация показала надежность новой атомной установки, высокое качество монтажных работ, выполненных коллективом, которым руководил Г. Л. Просянкин.
С новым атомным сердцем, с новейшей автоматикой ледокол обрел как бы вторую молодость.
* * *
В 1970 году администрация Северного морского пути и руководство Мурманского морского пароходства приняли решение о проведении первой продленной навигации. Необходимо было определить возможности и условия проводки транспортных морских судов из Мурманска в порт Дудинку и обратно в конце осени и начале зимы; получить натурные данные о скорости движения ледоколов и судов в молодых, быстро нарастающих льдах юго-западной части Карского моря, Енисейского залива и реки Енисей в условиях низких температур и полярной ночи: отработать систему научно-оперативного обслуживания сверхпоздних проводок судов; дать обоснованные предложения о еще большем продлении навигации на трассе Мурманск-Дудинка-Мурманск.
Для выполнения этой задачи выделялись ледоколы «Ленин», «Мурманск», «Капитан Белоусов», «Капитан Воронин» и ледокольно-транспортное судно «Гижига». В, состав экспедиции вошла группа специалистов Арктического и Антарктического НИИ.
14 ноября 1970 года в районе Карских Ворот дизель-электроход «Гижига» под командованием капитана В. Н. Макова с грузом 4127 тонн для Норильского горно-металлургического комбината был принят под проводку атомным ледоколом «Ленин». Пройдя через Карское море в Енисейский залив, он на мелководье передал «Гижигу» мелкосидящим ледоколам для дальнейшей проводки по реке.1 декабря «Гижига» с грузом 6039 тонн медно-никелевой руды была выведена обратно на чистую воду в Баренцево море. Средняя скорость транспортного судна в этом районе составила более 8 узлов.
Такие результаты позволили уже в следующем году перевести осенне-зимние рейсы в разряд плановых. С тех пор количество судов, работающих в продленный период, с каждым годом возрастало, а навигации длились до января-февраля, т.е. всю полярную ночь. Экипаж «Ленина» неустанно проводил в жизнь Директивы XX съезда КПСС и выполнил наказ судостроителей-адмиралтейцев, высказанный директором завода Б. Е. Клопотовым 12 сентября 1959 года на митинге в Ленинграде перед выходом ледокола на ходовые испытания:
«... Перед личным составом корабля стоит задача стирать границы времени года, из года в год увеличивать навигационный период, из года в год увеличивать транспортные проводки по Северному морскому пути, и когда-нибудь будет решена задача - проводки будут производиться в любое время года».
Сам Б. Е. Клопотов до конца своей жизни оказывал экипажу неоценимую помощь в, решении всех вопросов, связанных с эксплуатацией ледокола.
Создание и многолетняя успешная работа первого в мире атомного ледокола «Ленин» - пример блестящего соединения науки с практикой!
Члены первого экипажа атомохода хорошо знают виднейшего советского ученого президента Академии наук СССР трижды Героя Социалистического Труда А. П. Александрова. Атомоход «Ленин» - во многом его детище.
И сейчас много сил и энергии отдают ледоколу Герой Социалистического Труда член-корреспондент АН СССР Н. С. Хлопкин, доктор технических наук лауреат Ленинской премии Б. Г. Пологих и многие другие советские ученые.
Сколько в свое время можно было услышать всяких небылиц об атомном ледоколе, его энергетической установке, сколько было недоверия среди некомпетентных людей! Но прошли годы, и вот ответ тем, кто не хотел верить в безопасность ледокола, созданного советскими учеными, инженерами и рабочими. До сих пор трудятся на ледоколе «Ленин» члены первого его экипажа (должности по судовой роли на июль 1979 г.): Баранов Аркадий Николаевич-старший электромеханик, Большаков Николай Тимофеевич - мастер атомной паропроизводителыюй установки (АППУ), Бречалов Алексей Яковлевич-мастер-электрик, Ефимов Анатолий Михайлович - старший электромеханик, Котов Алексей Алексеевич - мастер АППУ, Мизгирев Виктор Александрович - главный инженер-механик, Морозова Нина Григорьевна - буфетчица, Никаноров Олег Сергеевич - начальник СРБ (службы радиационной безопасности), Пушкин Алексей Алексеевич - старший мастер-электрик, Савицкий Николай Николаевич - старший вахтенный электромеханик, Смирнов Виктор Михайлович - старший механик АППУ, Соколов Борис Макарович - капитан, Степанов Юрий Кузьмич - старший вахтенный механик, Сушков Виталий Львович - старший инженер службы КИПиА (контрольно-измерительных приборов и автоматики), Фролов Борис Дмитриевич - инспектор связи, Хованский Ом Михайлович - начальник службы КИПиА.
Ушли с ледокола на пенсию по возрасту: Ильин Константин Влади-мирович, Кузин Виктор Александрович, Мишин Александр Иванович, Мишина Валентина Александровна, Молчанов Николай Афанасьевич, Мочешников Иван Константинович, Пономарев Павел Акимович, Помазкин Михаил Павлович, Селявко Алексей Иванович, Сизьмин Анатолий Иванович, Юркин Сергей Васильевич.
Работают на других атомных судах, в атомной группе ММП и в группе наблюдения за постройкой ледоколов при ММП: Владимир Андреевич Беженцев, Виктор Федорович Борзых, Юрий Александрович Быстрое, Виктор Александрович Волков, Андрей Александрович Гудимов, Игорь Алексеевич Домахин, Станислав Иванович Дождиков, Александр Николаевич Зюганов, Юрий Иванович Ильин, Владимир Васильевич Каратеев, Владимир Никитич Каюк, Владимир Константинович Коваленко, Юрий Иванович Коновалов, Михаил Сергеевич Копытов, Владимир Константинович Кочетков, Евгений Александрович Кузнецов, Николай Александрович Кукочкин, Владимир Андреевич Мантула, Минир Абдульмянович Мухаметжанов, Василий Дмитриевич Недашковский, Николай Иванович Петров, Юрий Ильич Смирнов, Михаил Яковлевич Семин, Александр Калинович Следзюк, Александр Иванович Соколов, Вадим Ильич Соколов, Виталий Семенович Сысоев, Сергей Павлович Холмский, Михаил Иванович Чухманенко, Александр Саввич Штром.
Все они внесли большой вклад в освоение и внедрение атомной энергии на морском флоте, в дальнейшее освоение Арктики.
Капитан Б. М. Соколов
С 1961 года атомным ледоколом «Ленин» командует Борис Макарович Соколов.
Уроженец деревни Большая Каменка, Кологривского района, Костромской области, Борис Макарович Соколов окончил судоводительский факультет Высшего арктического морского училища в марте 1951 года. Проходил практику на ледоколе «В. Молотов», парусных шхунах «Академик Шокальский» и «Профессор Визе», на ледоколе «Илья Муромец». После окончания училища до назначения на атомоход Б. М. Соколов плавал на ледоколах «Илья Муромец» и «Сибиряков», ходил на дизель-электроходе «Обь» в Антарктиду. Дублером капитана на атомоход «Ленин» утвержден приказом министра морского флота 4 ноября 1959 года. Когда Б. М. Соколов стал капитаном атомохода, ему было 34 года.
Почетный работник морского флота, почетный полярник, Б. М. Соколов награжден орденами Ленина и Октябрьской Революции. Вместе с Б. М. Соколовым на атомном ледоколе «Ленин» работали B. К. Кочетков и Ю. С. Кучиев - ныне капитаны могучих ледоколов «Сибирь» и «Арктика». За покорение полюса Ю. С. Кучиев удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Стали капитанами бывшие штурманы атомохода А. Л. Чупыра и В. И. Бабинцев. С четвертого штурмана до капитана-дублера вырос 3. А. Вибах, набирались богатого опыта нынешние старшие штурманы атомоходов - Ю. А. Быстров, C. А. Сметанин, С. С. Смирнов, Э. А. Филатов. Членом первого экипажа атомохода был А. М. Кашицкий - ныне начальник Штаба морских операций Западного района Арктики, а тогда - старший штурман.
И все они - капитаны и штурманы, работающие или работавшие в свое время на атомном ледоколе «Ленин», знающие друг друга по совместным плаваниям, - теперь несут вахту на разных мощных ледоколах.
Следует вспомнить добрым словом многих товарищей, чьим неустанным трудом обеспечивался успех работы ледокола.
Александр Калинович Следзюк, главный инженер-механик атомного ледокола «Ленин» до 1966 года, родился в Одессе в 1919 году. В 1939 году окончил Одесский морской техникум. Во время Великой Отечественной войны участвовал в доставке войск, техники и боеприпасов фронту и в десантных операциях. До 1958 года работал на судах Черноморского морского пароходства. С января 1959 года - главный инженер-механик атомного ледокола «Ленин». Заочно окончил Одесское высшее инженерное морское училище. В короткий срок Александр Калинович в совершенстве освоил эксплуатацию атомных энергетических установок, овладел знаниями в области ядерной физики.
С 1966 по 1977 год А. К. Следзюк возглавлял специальную группу технического надзора ММП за проектированием и строительством ледоколов. Ныне он - главный инженер-механик атомного ледокола «Сибирь».
Герой Социалистического Труда А. К. Следзюк награжден двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, десятью медалями.
Член первого экипажа Иван Константинович Мочешников с 1966 по 1975 год работал главным инженером-механиком на атомном ледоколе «Ленин». Его знания и богатый опыт во многом определили успешное проведение модернизации атомной установки и безотказную эксплуатацию ледокола в последующих продленных навигациях.
Владимир Васильевич Каратеев на атомном ледоколе «Ленин» возглавлял группу специалистов, обслуживающих атомную установку.
Родина высоко оценила заслуги В. В. Каратеева, наградив его двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Сейчас он успешно трудится на атомоходе «Сибирь».
Бесперебойную работу сложных систем контроля и автоматики обеспечивает служба КИПиА, котораяв разное время возглавлялась Ю. В. Кузнецовым, А. А. Андриановым, В. М. Соловьевым, О. М. Хованским и Г. С. Бебениным. Успешно здесь трудятся И. И. Чапля, а также ветеран ледокола В. Л. Сушков, который прошел трудовой путь от старшего электрика до старшего инженера службы КИПиА.
Главный инженер-механик Виктор Александрович Мизгирев окончил Ростовское среднее мореходное училище имени Седова, а в 1957 году - Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова. В Мурманском морском пароходстве-с сентября 1957 года. Сразу был назначен на атомный ледокол «Ленин». Прошел теоретический курс и производственную практику на первой в мире атомной электростанции в Обнинске. Отлично сдал экзамены государственной комиссии на право самостоятельного управления атомным реактором и приобрел вторую специальность - инженер-оператор атомной паропроизводительной установки. Награжден орденом Ленина, орденом «Знак Почета», медалью «За трудовое отличие».
Постоянный контроль радиационной обстановки как в производственных, так и в жилых помещениях ледокола осуществляет служба РБ (радиационной безопасности). Оснащенная совершенной дозиметрической аппаратурой и приборами, служба обеспечивает безопасность обитания на ледоколе и безопасность эксплуатации ледокола для окружающей среды. В задачи службы входит и технологический радиационный контроль за оборудованием и поддержание водного режима в контурах энергетической установки.
Высокая квалификация таких специалистов, как О. С. Никаноров, М. П. Филиппов, В. В. Ишин, В. А. Петров, позволяет решать не только задачи эксплуатационного характера, но и принимать участие в научно-исследовательских работах. В службе РБ атомного ледокола «Ленин» выросли специалисты А. М. Нецецкий, Я. Н. Зелеранский, A. И. Соколов, О. А. Филиппов, работающие теперь на атомоходах «Арктика» и «Сибирь».
Большую работу по совершенствованию радиосвязи в Арктике и освоению новых электрорадионавигационных систем проводили радиоспециалисты атомохода Л. Э. Вайно, А. Г. Гамбургер, В. П. Кузнецов, В. С. Маслов, B. Н. Петошин, В. О. Попов. По нескольку лет работали на «Ленине» Е. Н. Метелкин и В. Ф. Полубояринов - ныне начальники радиослужб «Арктики» и «Сибири».
Внимательно следит за состоянием здоровья членов экипажа, оказывает медицинскую помощь морякам с проводимых судов и зимовщикам полярных станций медицинская служба ледокола. Возглавляет ее уже много лет Н. С. Лисицин.
В тесном контакте с работниками Ленинградского института гигиены труда врачи атомного ледокола «Ленин» внимательно следят за здоровьем членов экипажа. Много интересных и восторженных записей хранит книга почетных гостей ледокола. Среди них были главы правительств, министры, космонавты, горняки, педагоги.
Весной 1963 года в Мурманск прибыл премьер-министр Республики Куба Фидель Кастро Рус.
Теплой и сердечной была встреча Фиделя Кастро и Анастаса Ивановича Микояна с экипажем первого в мире атомного ледокола «Ленин».
В книге почетных гостей Фидель Кастро записал:
«День нашего посещения атомного ледокола «Ленин» останется для нас незабываемым днем. На ледоколе мы увидели реальную действительность, мечты гениального пролетарского вождя, имя которого носит это судно, а также величайшее достижение, которым могут гордиться трудящиеся СССР.
Внимание и теплота капитана судна «Ленин» и всех членов экипажа останутся навсегда незабываемыми в нашей памяти.
Фидель Кастро».