3.11. Подводная горная система Арктического бассейнаПодводная горная система Арктического бассейна еще 50 лет назад представлялась Нансену как «обширная чашеподобная впадина» с относительно крутыми склонами и плоским дном. Нансен был одним из первых исследователей Арктики и его гипотеза долго жила. Не зря в честь знаменитого океанографа на карте Арктики одна из котловин названа котловиной Нансена.
Хребет Ломоносова был открыт Советской высокоширотной экспедицией «Север» Арктического института в 1948 году. Гидрографы СГЭ подробно обследовали его рельеф и размеры. Хребет вытянулся от азиатского шельфа до острова Элсмира на 1800 километров, почти «пересекая» точку Северного полюса. Это горное складчатое возвышение типа кряжа, поднимающегося со дна океана местами более чем на 3000 м. Хребет делит Арктический бассейн на две различные по природным условиям части.
Хребет Менделеева открыт Советской высокоширотной экспедицией в 1950 г. Гидрографы СГЭ в течение ряда лет подробно обследовали евроазиатскую часть хребта. Это более широкое и глубоководное, чем хребет Ломоносова поднятие простирается через весь бассейн параллельно хребту Ломоносова. В Канадской части хребет обследован американскими полярниками.
[94]
Хребет Гаккеля открыт советскими исследователями-полярниками через 12 лет после открытия хребта Ломоносова. Вначале гидрографы, геофизики и ученые Арктического и Антарктического института (ААНИИ) предполагали, что к югу и западу от хребта Ломоносова угадываются какие-то поднятия или отдельные горы вулканического происхождения. И только ученый-полярник Я. Я. Гаккель высказал научную гипотезу, что там должен проходить большой подводный арктический хребет, который и назвали после открытия в честь ученого.
Хребет обследован гидрографами СГЭ. Он является частью продолжающегося из Атлантики срединного хребта и имеет типичную для срединно-океанических хребтов рифтовую зону и продольную расчлененность. Наиболее мощное расчленение в хребте имеет название «Долина Гидрографов». К юго-западу от нее находится подводная гора Ленинского Комсомола, названная в честь похода Советской атомной подводной лодки к Северному полюсу в июле 1962 года.
Местами глубины резко увеличиваются от нескольких сотен метров над вершинами рифтовых гор до 5000 м и более в рифтовой долине. На западе хребет Гаккеля сочленяется с частью срединного хребта Северного Ледовитого океана — хребтом Книповича.
В настоящее время считается, что Северный Ледовитый океан по сравнению с другими океанами Земли является самым изученным в океанографическом и геофизическом отношении.
Теперь на карте Арктического бассейна уже «нет в помине» большой и ровной «глубоководной чаши».
Под дрейфующими льдами и толщей океанской воды лежит огромная горная страна, в которой многолетним героическим трудом гидрографов-нсследователей, ученых-полярников, отважных авиаторов открыты и увековечены названиями: могучий порог Ломоносова, поднятие Менделеева, хребет Гаккеля, Чукотский купол; глубокие котловины — Макарова, Нансена, Амундсена, Канадская, Подводников; долина Гидрографов и порог Геофизиков.Исследования советских гидрографов в Арктическом бассейне не только открыли дороги для безопасного плавания, их результаты послужили основой для научных гипотез о происхождении Северного Ледовитого океана, его геологического строения и тектоники.
[95]
Подводные хребты и котловины значительно влияют на направление и скорость течений в океане, течения воздействуют на состояние и движение льдов, участвуют в разломах льдин и торошении их над вершинами хребтов.
Ледовитый океан постоянно формирует климат и погоду в северных районах Земли, о чем информируют человека полярные метеорологические станции и космические аппараты спутников над Землей.
Арктика становится все ближе человеку. По ее морям плавают ледоколы и транспорты, подо льдами проходят в другие океаны Земли подводные субмарины.
Конечно, военные гидрографы в средине 60-х и в 70-е годы в первую очередь обеспечивали боевую деятельность Краснознаменного Северного флота, но их работа всегда была нужна и народному хозяйству страны, и науке.
На дрейфующих льдинах, на станциях «Северный Полюс» высаживались гидрографы «с шумопеленгаторными станциями» направленного действия для обеспечения переходов АПЛ подо льдами. Это были подводные звуковые маяки ПЗМ-400.
Астрономы и магнитологи СГЭ на наблюдениях и измерениях в Северном Ледовитом океане (1963 г.)[96]
На СП пожаловал «хозяин» Арктики и мирно ведет себя в гостяхРазгрузка «ЛИ-2» на волокушу. ВВЭ в Северном Ледовитом океанеПодводники атомоходов, зная координаты станций и определяя пеленги этих «шумовок», имея современные навигационные карты с глубинами, точно прокладывали курсы и смело шли под толщей
[97]
льдов Северного Ледовитого океана. Когда же, всплывая в полыньях и разводьях, встречались подводники с полярниками-гидрографами, это всегда было радостным, памятным праздником на дрейфующей льдине.
Швартовка АПЛ-309 к льдине. Северный Ледовитый океан на СП-19.
Подводники — в гости к полярникамВсе знают, что такое Северный полюс. Это — романтическая точка земного шара, которая издавна, как магнит, притягивала к себе полярных исследователей, и всем известны имена Седова, Пири, Нансена, Амундсена, Папанина, Шмидта, Бадигина и других знаменитых полярников, которые побывали на полюсе или героически шли к нему.
И вот уже в 1977 году, 17 августа, атомоход «Арктика» впервые в истории надводного мореплавания во льдах достиг Северного полюса, а через 10 лет атомоход «Сибирь» не только побывал на полюсе, но и прошел сложным неизведанным путем в высоких арктических широтах, попутно проводя уникальные научные исследования.
Через Северный полюс проложены трассы межконтинентальных линий, организуются туристические походы для экскурсантов
[98]
на атомоходах и для отважных любителей путешествий по льдам Арктики. Недалек тот день, когда Северный морской путь станет Международной атомно-ледокольной магистралью. Конечно, все это стало возможным благодаря многолетнему изучению Арктики, ее «поведения» в разное время года и большому накоплению сведений и научных данных об условиях жизни и деятельности человека в этом суровом районе Земли.
Среди тех, кто начинал большие арктические исследования, а затем многие годы продолжал их, были офицеры-гидрографы СГЭ: B. М. Антипов, С. К. Немилов, Н. К. Тимошенко, С. А. Фридман, C. Ф. Бойцов, В. А. Баранов, О. А. Гулов, Р. А. Дубовик, Н. Н. Дятел, П. М. Ершов, Е. В. Моляков, О. М. Никандров, Д. С. Кирсанов, Н. Г. Ягодницын, В. Г. Рыбин, Б. И. Богданов, В. И. Пелипко, Ю. В. Схиртладзе, К. А. Шмаков, А. Н. Солдатов, инженеры НИИГА: Ю. Г. Киселев, А. М. Карасик, В. А. Щелованов и др.
Большой отряд инженеров и техников Экспедиции из года в год участвовал в зимних работах на льду Северного Ледовитого океана, выполняя океанографические, гидрографические и геофизические измерения. Это прежде всего заслуженные ветераны СГЭ: И. В. Осокин, Н. Д. Мороз, И. И. Кожемякин, Ф. П. Афанасенков, Н. С. Налетов, Е. И. Полозов, Г. Д. Яковлев, М. А. Шайкин, К. П. Суханов.
Среди инженеров Экспедиции были «рекордсмены» экспедиционных работ на льду Северного Ледовитого океана: астроном-геодезист В. П. Кузнецов (28-ВВЭ), инженер по радиотехническим системам А. А. Крылов (26-ВВЭ), астроном-геодезист В. М. Смирнов (24-ВВЭ), астроном-геодезист Г. А. Морозов (21-ВВЭ). По двадцать экспедиций на льду Северного Ледовитого океана работали инженеры П. В. Михеев и А. Г. Курцев.
Конечно, это далеко не полный список участников-высокоширотников, чей вклад в исследования Ледовитого океана весомей и почетен, их сотни — людей бескорыстных и простых, одержимых Севером, грамотных и подготовленных по специальностям, разных по характеру и наклонностям, но всегда трудолюбивых, мужественных и горячо преданных исследовательскому делу Экспедиции.
Неоценимой и плодотворной была помощь в работе ВВЭ опытных полярных летчиков: М. И. Шевелева, Я. Я. Дмитриева, Ю. Г. Журавлева, А. К. Кошмана, В. А. Борисова, В. Ф. Брыкина, Б. З. Ковченкова, Н. Г. Кривошеева, И. А. Левандовского, Н. М. Троценко. В по-
[99]
Начальник экспедиции Н. К. Тимошенко и командир летного отряда Я. Я. Дмитриев на льдине Северного Ледовитого океана, «служебные заботы» (1970 г.)летах Красноярского авиаотряда участвовал сын гидрографа СГЭ В. А. Ищенко — штурман Владимир Ищенко.
За успешное выполнение «Спецзадания» и проявленные при этом мужество и отвагу в 1966 году большая группа гидрографов, ученых-геофизиков, летчиков была удостоена высоких государственных наград.
15 февраля 1966 года под гром оркестра «медных труб», гидрографам СГЭ вручал ордена и медали Союза ССР командующий Краснознаменным Северным флотом адмирал флота Семен Михайлович Лобов.
[100]
Начальник Северной гидрографической экспедиции капитан I ранга Леонид Иванович Сенчура был награжден орденом Трудового Красного Знамени. За большой вклад в исследования Арктики и заслуги перед наукой ему также были присуждены Государственная премия СССР и Золотая Медаль имени Литке Географического общества СССР.
Гидрографы награждены:
Орденом Красной ЗвездыАнтипов В. М., Немилов С. К., Тимошенко Н. К., Фридман С. А., Карусев Е. Н., Фалеев В. И., Слепухин Ф. С., Ершов П. М., Солдатов А. Н., Гордиенко Н. В., Шмаков К. А.;
Медалью «За Отвагу»Аносов Н. М., Федотов П. П., Баранов В. А., Новиков В. И.;
Медалью «За Боевые Заслуги»Бербенев В. И., Схиртладзе Ю. В., Курочкин Ю. А., Журавлев Ю. Н., Гоноровский Р. И., Ягодницын Н. Г., Герасимов Н. Д.;
Медалью «За Трудовую Доблесть»Осокин И. В., Морозов Г. А., Митюхляев В. А.
В Президиуме (слева направо): адмирал флота С. М. Лобов, капитан 1 ранга Л. И. Сенчура, секретарь Архангельского обкома КПСС Ф. В. Виноградов (15 февраля 1966 г.)[101]
Вручение ордена Красной Звезды Н. К. ТамошенкоПосле служебного перевода Л. И. Сенчуры в Ленинград в период с 1967 по 1990 годы исследования в Северном Ледовитом океане проводились под руководством начальников СГЭ: С. К. Немилова (1967—1969), Н. К. Тимошенко (1970—1972), С. А. Фридмана (1973—1977), В. А. Баранова (1978—1984), А. П. Макорты (1985—1989) и Н. А. Замятина (1990).
[102]
Аэропорт Мыс Шмидта (слева направо): В. А. Шориков, С. К. Немилов, С. А. Фридман, А. М. Ягубцев, Р. А. Дубовик (1967 г.)[103]