Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Еременко Т.Ф. Большой полет

 1.jpg
Тихон Федорович Еременко БОЛЬШОЙ ПОЛЕТ
Редактор Л. Г. Чандырина
Художник С. Н. Семиков
Худож. редактор В. В. Кременецкий
Техн. редактор Р. А. Щепетова
Корректор О. А. Гаркавцева
ИБ № 1345
Сдано в набор 03.10.83. Подписано к печати 17.01.84. МЦ 00008. Формат 84х108 1/з2. Бумага типографская № 1.
Гарнитура «Литературная». Печать высокая.
Усл.-печ. л. 10,08. Уч.-изд. л. 10,64. Усл.-кр. отт. 13,23.
Тираж 15 000 экз. Заказ № 4869. Цена 30 коп.
Волго-Вятское книжное издательство, 603019, г. Горький, Кремль, 4-й корпус.
Типография издательства «Горьковская правда», 603006, г. Горький, ул. Фигнер, 32.


 3.jpg
ББК 65.9(2)37
Е70
Рецензент Е. Г. Филатов
Еременко Т. Ф.
Е70 Большой полет.— 2-е изд., перераб. и доп.— Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984.— 192 с, ил. 30 коп.
Книга документальных очерков о повседневном мужестве летчиков Аэрофлота в мирные дни и в годы войны. Для широкого круга читателей.
0302030800—005
Е М140(03)-84 9-83 ББК 65.9(2) 37
© Волго-Вятское книжное издательство, 1984. Предисловие, оформление.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Негромкое мужество [5]
Обретая крылья [9]
Красновоенлеты [10]
Над лесами Коми [17]
Ночь в камышах [41]
Случай в пустыне Бетпак-Дала [46]
В горах Тянь-Шаня [51]
На «воздушном лимузине» [54]
В канун Нового года [60]
Ночной полет [65]
Обские были [71]
Последний мирный рейс [87]
В годину испытаний [93]
И дальние бомбардировщики водили мы [94]
Внезапный удар [98]
Командировка в тыл [104]
Без вести не пропавшие [113]
Посылка генерала [144]
Огромное небо [149]
Над Енисеем и Таймыром [150]
90 секунд полета [153]
На земле туман [169]
Я - «Изумруд» [171]
В антракте [177]
Ту-134 просит посадку [181]
Полет продолжается [183]
Dobrolet : 14 Апрель 2012 17:31  Вернуться к началу

90 секунд полета

Полеты были моей стихией, призванием. И после войны я любил летать в Заполярье.
В любую, даже в самую холодную погоду, войдя в [158] кабину самолета, я прежде всего снимал с себя меховую куртку, шапкуушанку, поправлял офицерский пояс, одергивал донашиваемую гимнастерку без погон и потом уже усаживался в свое командирское кресло.
Так было и перед этим вылетом.
Вырулив на старт и развернув самолет на курс взлета, я нажал на тормоза. Машина, сделав легкий кивок, замерла на месте.
Бортмеханик Филарет Гришанин опробовал моторы на взлетном режиме, сначала левый, потом правый,— все было хорошо.
— Пошли!— сказал я, энергично переводя правой рукой секторы газа вперед до упора.
В стремительном беге самолет пожирал затуманен¬ную серую ленту бетонки, несся навстречу укутанному густой морозной дымкой тусклому солнечному диску и неслышно оторвался от земли в плотный, упругий утренний воздух.
— Убрать шасси!
— Есть убрать шасси!
Промелькнули шоссе, телеграфная линия, идущая к аэродрому, и за крутым обрывом открылась могучая сибирская река, а за ней дымившие заводские трубы, жилые кварталы, новостройки, речной порт с множеством портальных кранов — правобережье. Знакомая картина!
Я уже стал ощущать приятное тепло, исходившее от отопительной системы, и хотел было передать управление второму пилоту да по привычке закурить. Но вдруг вместе с теплом почувствовал резкий запах гари. Из левого отопительного шланга, из-под моего сиденья повалил густой едкий дым.
— В чем дело?— спросил я бортмеханика.
В это же время в наушники ударили тревожные, срывающиеся слова, передаваемые по радио с командного пункта:
- 879-й, у вас горит левый двигатель...
Вижу, не мешайте!
И громко крикнул бортмеханику:
— Левому перекрыть бензин! Дать все огнетушители. Зафлюгировать винт!
Бортмеханик делал все быстро и четко.
— Бензин перекрыт, противопожарные средства сработали, винт во флюгере,— доложил он.
Но пожар не прекращался. И в какие-то секунды круглый обтекаемый мотор превратился в длинный ог-[159]ненный сноп. Огромные черно-красные языки огня обхватили крыло, подбирались к бензобакам,
Я испытал на войне, что такое гореть в воздухе, знал как в подобных случаях остается очень мало времени летчику для быстрых безошибочных действий.
Между тем загруженный до предела самолет (на борту было 30 пассажиров с детьми, багаж и почта) с одним мотором медленно тянул через широкую реку, покрытую густо двигающимся льдом, который вот-вот должен был сковать могучую реку на долгие зимние месяцы.
О возврате на аэродром и о каких бы то ни было доворотах не могло быть и речи. Это я чувствовал по поведению горящего самолета, Взгляд мой выхватил вдали единственную полоску земли.
«Только туда, только немедленно к земле»,— мысленно повторял я, направляя горевший самолет. Другого выхода не было,
— Командир, на осоавивхимовский давай, на осоавиахимовский— возбужденно требовал второй пилот.
Я, не имея времени объяснить, что до осоавиахимовского аэродрома надо лететь над густонаселенными кварталами, сухо бросил:
— Отставить! Посадка во-о-он на ту полоску с убранными шасси. Экипажу живо покинуть кабину!
Теряя высоту, самолет судорожно дрожал, норовя развернуться влево, в сторону горевшего двигателя, свалиться на крыло.
По напряжению мускулов и нервов я чувствовал, что машина каким-то чудом еще держится в воздухе, что вот-вот она выйдет из повиновения и камнем упадет на землю. А до заветной полоски оставалось с километр.
Вдруг почему-то упала и без того малая скорость. Самолет резко просел, как будто самопроизвольно выпустились шасси и закрылки,
«До площадки не дотянуть»,— подумал я.
Тряска машины усилилась. Глубокий овраг быстро бежал навстречу самолету.
- Все, командир!— вырвалось у второго пилота Константина Кайдана, остававшегося на своем месте.
- Покинуть кабину!— повторно приказал я, изо всех сил удерживая самолет от сваливания.
Мысль работала ясно, четко, решение твердое — Никаких отворотов! Неминуем прямой удар! Удивительное спокойствие овладело мною в последние секунды полета, а может быть, и жизни. [160]
В последний момент я изо всех сил потянул штурвал на себя, и... самолет послушался. Резко задрав нос, перескочил через глубокий овраг и плашмя грохнулся на противоположный склон его. Какие-то доли секунды я сидел в кабине как оглушенный.
— Дверь заклинило!— кричал из пассажирской кабины бортмеханик.— Пассажиры задыхаются.
Выскочив через верхний аварийный люк, мы с Кайданом кинулись к деформированной двери и с большим усилием помогли открыть ее.
— Живее, живее!— торопил я пассажиров, помогая детям и женщинам быстрее покинуть горящий самолет,
который вот-вот должен был взорваться.
Только один пассажир и бортрадист Леша Аникеев находились в тяжелом состоянии, остальные — целы и невредимы, все были эвакуированы из самолета на безопасное расстояние.
Примчавшиеся с завода пожарные машины предотвратили взрыв изуродованного самолета, беспомощно распластавшегося на краю глубокого оврага.
— И как только он держался в воздухе?— сокрушался Кайдан, качая головой.
Действительно, как держался самолет в полете, продолжавшемся от взлета и до такого драматического финала всего лишь 90 секунд. Мне это и самому было неясно. Левого мотора не было — обгорел и где-то упал, шасси и закрылки вывалились, сгорели левый элерон и левый руль высоты и половина руля поворота, прогорел левый борт пассажирского салона.
Левое стекло пилотской от удара лбом разлетелось вдребезги.
Не замечая боли и крови на лице от полученных ушибов, я быстро пошел к реке, по тому месту, над которым пролетали.
Кайдан не отставал. Хотелось найти отвалившийся двигатель, но он, наверное, упал в реку...
Прошло более двух месяцев. Уже наступила зима, на редкость снежная и теплая. Все это время я был дома, отдыхал и каждое утро ходил в санчасть на процедуры, а погожими днями с трехлетним сынишкой гулял по заснеженным улицам большого сибирского города.
А длинными бессонными ночами тихонько, на цыпочках, чтобы не разбудить спящих детей и жену, выходил на кухню, закуривал и с тоскою в сердце смотрел в окно, выходившее на аэродром. [161]
Dobrolet : 23 Апрель 2012 13:15  Вернуться к началу

Пред.След.