Гибель "Руслана"
В течение суток безостановочно работали радиостанции «Малыгина», «Руслана» и «Красина».
Черный шторм и снег неистовствовали в океане, что-то кричали, перекликаясь, в трюмах водолазы, с шипением прокатывалась волна, оставляя на палубе ледяной след, а мы толпились над бледным радистом Клементьевым, ловя сообщения с «Руслана». Крылов ежеминутно посылал распоряжения. Он предоставил «Малыгина» капитану и забыл про ледокол. Эпроновцами командовали Бобрицкий, Пучков и Хандюк. Крылов был занят только «Русланом». Васин, в несколько часов постаревший и осунувшийся, не уходил из рубки. Миша Клементьев леденеющими пальцами записывал радио; он бросался к моторам и, стоя над аппаратом в изорванной в спешке тужурке, держал связь со своим приятелем Волынкиным.
В течение суток—с ночи до полуночи следующего дня — шли радиограммы, шли до тех пор, пока «Малыгин» не очутился далеко от берегов Шпицбергена.
С «Руслана» поступали все более и более тревожные известия. Мы приводим полный текст радиограмм трех судов за ночь с 4 до 11 часов 50 минут 25 апреля.
- РАДИО "МАЛЫГИНА—"РУСЛАНУ"
Дано распоряжение «Красину» взять вас на буксир. Ожидайте его.
КРЫЛОВ
- РАДИО "РУСЛАНА"
Берега и вас не видим, увеличивается..... (Перерыв.) Место свое потеряли, дать не можем. Помощь необходима, лежим в дрейфе, сбиваем лед.
"РУСЛАН"
- "РУСЛАН"—"МАЛЫГИНУ, КРЫЛОВУ
Уголь очень худой, кочегарка стоит на две вахты. Скорость две-три мили. Курс истинный — двести. Правее этого держать не можем, заливает; необходимо, чтобы какое-либо судно с радиопеленгатором взяло нас на буксир. Всю ночь бродим по пояс в воде, отбиваем. Некоторые получили тяжелые ушибы. Думаю, приблизительное место: долгота 12°20, широта 77°30'.
- КРЫЛОВУ, "КРАСИНУ" - КОМАНДИРУ
Счисление места потеряно, лежим дрейфе, пловучесть. уменьшается.
"РУСЛАН"
- "МАЛЫГИН" — "РУСЛАНУ", КЛЮЕВУ
Для улучшения дрейфа сделайте пловучий якорь и вытравите становые якоря на глубину по усмотрению. Разыскиваем в море тральщик для высылки к вам. Бодритесь.
КРЫЛОВ
- РАДИСТ "РУСЛАНА"— РАДИСТУ "МАЛЫГИНА" М. КЛЕМЕНТЬЕВУ
Миша, сам знаешь наше дело в таких случаях. Сидишь в рубке сторожем эфира, а вот из слов штурмана нам в таком состоянии недолго продержаться осталось... Лежим в дрейфе на волну, а корка льда все больше нарастает, люди за ней не успевают скалывать.
ВОЛЫНКИН
- КАПИТАНУ "РУСЛАНА"
Вася, вместе с тобой все мы переживаем твое бедствие. Надеемся, что твой опыт и энергия команды с успехом справятся в борьбе с арктической стихией. «Красин» возле вас, и еще ищем тральщика.
ВАСИН
- РАДИСТ " РУСЛАНА"—"МАЛЫГИНУ", ПОЛИТРУКУ, РОЗЕНФЕЛЬДУ
Корма со всеми тросами и такелажем представляют... (Пропуск.) Закрытое место... (Пропуск.) Одеяло из льда..... Все прибавляется осадков... Медленно, но постепенно тянет судно книзу... Выбросили десять тонн угля и всю воду из баластов... рвут ледяное одеяло в куски чем придется твердым... вся свободная от вахты команда... Крик руководства... штурман Точилов со своими пиратами разбивает... В общем ледяная лапа арктической смерти в океане старается стянуть, сдавить судно. Экипаж не дрейфит, работает все. Судно в дрейфе на волну. Место свое потеряли, нащупывают нас по радио. Остаемся дрейфовать на водяных сопках в ожидании одного из двух вариантов. Счастливого, не нашего пути вам.
РАДИСТ "РУСЛАНА" ВАЛЕНТИН ВОЛЫНКИН
- "РУСЛАН" — КОМАНДИРУ " КРАСИНА", "МАЛЫГИНУ"—КРЫЛОВУ
Сильное обмерзание, судно падает до 25 градусов, кочегарку залило водой.
"РУСЛАН"
- "РУСЛАНУ", КОМАНДИРУ КЛЮЕВУ
Работает ли машина, нужна ли помощь, кроме «Красина»? Нужно ли выслать тральщик, который находится Медвежке? Радируйте срочно.
КРЫЛОВ
- "РУСЛАН" — "МАЛЫГИНУ", КРЫЛОВУ, ЛЕДОКОЛУ "КРАСИН"— КОМАНДИРУ
Все время шли курсами в зависимости от обмерзания, крена. Увеличивается пловучесть судна, выбросили весь запас котельной воды. Теперь положение в отношении обмерзания улучшилось. Иду курсом истинным 186. Выпустили пар. Прошу дать радиопеленг.
КЛЮЕВ
- РАДИСТ "РУСЛАНА" —- РАДИСТУ "МАЛЫГИНА" КЛЕМЕНТЬЕВУ
Дело с каждой минутой все хуже и хуже. Погружаемся медленно, сильное обмерзание.
ВОЛЫНКИН
- "РУСЛАН" — "КРАСИНУ, "МАЛЫГИНУ" КРЫЛОВУ
Вода прибывает в кочегарку, размывает уголь. Выбираем плиты, применяем все усилия откачки, но забивает; быстро удаляем ведрами. Подойдите, если можно, на случай спасения команды.
КЛЮЕВ
Одновременно «Малыгину» передавал донесения командир «Красина» Легздин. Между двумя ледоколами с момента получения первого тревожного радио «Руслана» держалась непрерывная связь.
- КАПИТАНУ ЛЕДОКОЛА "КРАСИН" Т. ЛЕГЗДИНУ
Ускорьте отход и прием на буксир «Руслана».
КРЫЛОВ
- НАЧАЛЬНИКУ ЭКСПЕДИЦИИ НА "МАЛЫГИНЕ"
"Красин» идет пятнадцатиузловым ходом из Адвентбея. Прошу указать место «Руслана». Затем укажите ваше место.
- "МАЛЫГИНУ" — НАЧАЛЬНИКУ ЭКСПЕДИЦИИ КРЫЛОВУ
Получено радио с «Руслана», что вы скрылись горизонта. «Красин» кончил бункеровку, следует в Баренцбург принять своих радистов, сдать консула. После этого следую море за вами.
КАПИТАН ЛЕГЗДИН
- НАЧАЛЬНИКУ ЭКСПЕДИЦИИ "МАЛЫГИНА"
24-го в семь часов вечера закончил бункеровку ледокола. Получено тревожное радио «Руслана». После вас он вышел в море. Шел самым полным ходом — пятнадцать узлов. Через полтора часа пришел в Баренцбург, высадил пассажиров. Выход в море невозможен вследствие метели.
ЛЕГЗДИН
- НАЧАЛЬНИКУ ЭКСПЕДИЦИИ НА "МАЛЫГИНЕ", КАПИТАНУ "РУСЛАНА"
Несмотря на осутствие видимости, с риском для «Красина» спешу «Руслану» на помощь.
КАПИТАН ЛЕГЗДИН
- НАЧАЛЬНИКУ ЭКСПЕДИЦИИ КРЫЛОВУ
Укажите ваше место и курс. Спешу «Руслану». Прошел мыс Старостин.
ЛЕГЗДИН
- КАПИТАНУ "РУСЛАНА"
В восемь часов прошел мыс Старостин. Полным ходом спешу к вам на помощь. Если обмерзание продолжается, не лучше ли вам итти фордевиндом? Примите все меры.
ЛЕГЗДИН
- "МАЛЫГИНУ"— КРЫЛОВУ
В двенадцать часов подошли на указанное «Русланом» место, широта 78° 02, долгота 11° 240'. Там его не обнаружил. Идя по радиопеленгу на «Руслан» по курсу № 1/4, нами обнаружен подводный камень, дальше итти—рисковать на камнях «Красиным». Выхожу на более глубокое место, после чего лягу в дрейф до улучшения видимости. Сейчас «Руслан» не отвечает.
ЛЕГЗДИН
- "МАЛЫГИНУ"— КРЫЛОВУ
Все время разыскиваю «Руслана».
ЛЕГЗДИН
- "КРАСИН" —, "МАЛЫГИНУ", КРЫЛОВУ
19 часов 29 минут. Место «Красина» 7 753, 1 146. Ввиду того, что вкралась ошибка на один градус со счисленного места «Руслана», иду курсом 200 на сближение с «Русланом». Его положение улучшилось после откачки воды для котлов. При первой возможности подойду к «Руслану».
- "КРАСИН"—МАЛЫГИНУ", КРЫЛОВУ
Иду по пеленгу к указанному месту уже тридцать минут.
ЛЕГЗДИН
«Малыгин» уже не слыхал «Руслана». Клементьев напряженно слушал переговоры «Красина» с «Русланом», причем «Руслан» был еле слышен.
Бледный, изнеможденный Клементьев шевелил губами, повторяя то, что он слышит:
— «Красин» — «Руслану»: «Пускайте ракеты... Вот сейчас дает пеленга...» Замолчали.
— Неужели погиб?—произносит про себя радист.— Нет... Нет... Сейчас говорит «Красин»: «Волынкину. Ты гремишь в рубке, сняли антену. Вы совсем близко».
— Ничего не слышно,— объявил радист. В этот момент заработал «Красин», и Клементьев начал быстро записывать.
- "МАЛЫГИНУ"—НАЧАЛЬНИКУ ЭКСПЕДИЦИИ
«Красин» 7 723, 1 128. «Руслан» обнаружить не удалось. Последняя связь с ним была в 23 часа 50 минут. «Красин» сделал все, что в человеческих силах, плохая видимость мешала поискам. «Красин» лежит в дрейфе. Прошу распоряжения.
ЛЕГЗДИН
Быстро Клементьев передал «Красину» распоряжение Крылова, и опять заговорил «Красин». Радист записал первое слово и остановился. Широко раскрылись его глаза, и слезы потекли по щекам, падая на бумагу. Клементьев записывал:
- «Руслан» погиб со своей командой. Спустить шлюпку при такой обстановке не было никакой возможности. Дрейф, поиски бесплезны. Прошу распоряжения следовать за вами.
ЛЕГЗДИН
- "МАЛЫГИНУ" — КРЫЛОВУ, ВОЕНКОМУ ВАСИНУ
Наша радиостанция приняла от руслановцев ряд прощальных телеграмм, адресованных «Малыгину». Жду вашего специального распоряжения для передачи вам содержания.
ЛЕГЗДИН
И Миша Клементьев принял последние прощальные радиограммы. Вот текст этих радиограмм:
- КАПИТАН КЛЮЕВ ЖЕНЕ
Воспитай сына... Прости, не мог дать жизни больше. Подробности в газетах.
ТВОИ ВАСЯ
- КАПИТАН КЛЮЕВ — "МАЛЫГИНУ", КРЫЛОВУ
Доживаем послание минуты. Привет всему коллективу работе... Последний привет малыгинцам.
КЛЮЕВ
- РАДИСТ ВОЛЫНКИН МАТЕРИ
Гибнем в океане на «Руслане». Прости Все. Все справки пиши на Мурманск, порт. До смерти осталось час, и меньше.
ВАЛЕНТИН
В шторме обледенелый «Красин» продолжал искать «Руслана».
"Малыгин" стремится к материну
Мгла не рассеивается, налетают снежные вихри, волны едва не опрокидывают судно, они с шипением окатывают обледенелую палубу. Вой ветра, качка. Водолазы заделывают течь, беснуется океан, шторм, и уже потерян счет времени.
К концу вторых суток неожиданно Клементьев услышал позывные тральщика. Он быстро настроился, и густой голос раздался в рубке:— «Малыгин», алло! Говорит тральщик «Кит»... Тральщик «Кит»... Ты слышишь меня? Какая вам нужна помощь?
— Алло... говорит тральщик «Рыбец»... «Малыгин», ты находишься близко от нас? Сопровождать тебя?
Шторм в корму, кочегары держат пар на марке — четырнадцать узлов. И вот вдали мигнули огни. Из-за горизонта выплыли тральщики. Сверкнули огни правее, и со всех сторон навстречу появляются пятнадцать советских тральщиков. Они все лежат в дрейфе. Они гудят приветы. Мы забываем поблагодарить их за предложение помощи и быстро проходим мимо. В тумане проскальзывает Медвежий остров. Шторм третьи сутки. Белой тучей вылезает земля.
У берегов Норвегии засветило мутное солнце. Шторм не прекращался. Утром двадцать седьмого прошли Барде, и через двенадцать часов ветер упал. Это было у входа в Кольский залив. Кончилась буря. Конец.
В заливе безветренно, солнечно и тепло. С праздничными пестрыми флагами мчатся встречающие суда, и опять, как в Баренцбурге, мы не в силах осмыслить происходящего. Мы выстраиваемся на палубе и смотрим, ничего не понимая, на землю, на берег, кишащий людьми... Протяжно гудят все пароходы на рейсе и в порту.
Стоп машина! «Малыгин» в СССР.
"Малыгин" прибыл в Мурманск
Первомайский привет трудящейся молодежи СССР
Мурманск, 27. (Молния)
Океан пройден «Малыгиным» в шестьдесят семь часов. На всем пути нестихающие штормы. В два часа дня вошли в Кольский залив. В 4 часа 30 минут «Малыгин» отшвартовался к главной пристани Мурманского порта.
Сходя с палубы на землю социалистического отечества, участники экспедиции просят передать первомайский привет трудящейся молодежи Советского союза".
"Мы неслись вперед"
Мурманск, 27. (Молния)
За Медвежьим островом на пути в Мурманск встретили пятнадцать тральщиков, лежавших в дрейфе. Мы неслись вперед.
Пароход «Вятка» ходил в Шпицберген восемьдесят два часа, на «Седове» шли восемьдесят пять часов, «Красин» шел шестьдесят восемь часов, а восстановленный ЭПРОН «Малыгин» проделал рейс в рекордное время — шестьдесят семь часов.
Мурманск, 27. (Молния)
Потрясены встречей в Кольском заливе. Расцвеченные флагами, несутся встречающие нас пароходы. В заливе оркестры, гудки, выстрелы салютов. Население Мурманска встретило нас в порту знаменами, поздравительными транспарантами. Когда «Малыгин» входил в Мурманск, все стоявшие на рейде и портовых причалах тральщики, лесовозы и пассажирские суда приветствовали ледокол гудками. Полчаса гудели пароходы, пока «Малыгин» не стал у стенки.
Крылов сдал — Филатов принял
Мурманск, 28
Сегодня в полдень на борт. «Малыгина» явилась комиссия для приемки корабля. К Крылову и капитану пришли инспектор техотдела управления Севморфлота т. Кайль и капитан Мурманского торгового флота т. Гофман. Они обошли ледокол, осмотрели трюмы, машины, кочегарку, после чего составили акт передачи:
«Сего числа краснознаменный ледокол «Малыгин» входит в состав действующих судов советского торгового флота».
Крылов расписался: «Сдал».
Капитан Филатов подписал: «Принял».