Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Часть третья • Глава третья


Гибель "Руслана"

В течение суток безостановочно работали радиостанции «Малыгина», «Руслана» и «Красина».

Черный шторм и снег неистовствовали в океане, что-то кричали, перекликаясь, в трюмах водолазы, с шипением прокатывалась волна, оставляя на палубе ледяной след, а мы толпились над бледным радистом Клементьевым, ловя сообщения с «Руслана». Крылов ежеминутно посылал распоряжения. Он предоставил «Малыгина» капитану и забыл про ледокол. Эпроновцами командовали Бобрицкий, Пучков и Хандюк. Крылов был занят только «Русланом». Васин, в несколько часов постаревший и осунувшийся, не уходил из рубки. Миша Клементьев леденеющими пальцами записывал радио; он бросался к моторам и, стоя над аппаратом в изорванной в спешке тужурке, держал связь со своим приятелем Волынкиным.

В течение суток—с ночи до полуночи следующего дня — шли радиограммы, шли до тех пор, пока «Малыгин» не очутился далеко от берегов Шпицбергена.

С «Руслана» поступали все более и более тревожные известия. Мы приводим полный текст радиограмм трех судов за ночь с 4 до 11 часов 50 минут 25 апреля.

    РАДИО "МАЛЫГИНА—"РУСЛАНУ"
    Дано распоряжение «Красину» взять вас на буксир. Ожидайте его.
    КРЫЛОВ

    РАДИО "РУСЛАНА"
    Берега и вас не видим, увеличивается..... (Перерыв.) Место свое потеряли, дать не можем. Помощь необходима, лежим в дрейфе, сбиваем лед.
    "РУСЛАН"

    "РУСЛАН"—"МАЛЫГИНУ, КРЫЛОВУ
    Уголь очень худой, кочегарка стоит на две вахты. Скорость две-три мили. Курс истинный — двести. Правее этого держать не можем, заливает; необходимо, чтобы какое-либо судно с радиопеленгатором взяло нас на буксир. Всю ночь бродим по пояс в воде, отбиваем. Некоторые получили тяжелые ушибы. Думаю, приблизительное место: долгота 12°20, широта 77°30'.

    КРЫЛОВУ, "КРАСИНУ" - КОМАНДИРУ
    Счисление места потеряно, лежим дрейфе, пловучесть. уменьшается.
    "РУСЛАН"

    "МАЛЫГИН" — "РУСЛАНУ", КЛЮЕВУ
    Для улучшения дрейфа сделайте пловучий якорь и вытравите становые якоря на глубину по усмотрению. Разыскиваем в море тральщик для высылки к вам. Бодритесь.
    КРЫЛОВ

    РАДИСТ "РУСЛАНА"— РАДИСТУ "МАЛЫГИНА" М. КЛЕМЕНТЬЕВУ
    Миша, сам знаешь наше дело в таких случаях. Сидишь в рубке сторожем эфира, а вот из слов штурмана нам в таком состоянии недолго продержаться осталось... Лежим в дрейфе на волну, а корка льда все больше нарастает, люди за ней не успевают скалывать.
    ВОЛЫНКИН

    КАПИТАНУ "РУСЛАНА"
    Вася, вместе с тобой все мы переживаем твое бедствие. Надеемся, что твой опыт и энергия команды с успехом справятся в борьбе с арктической стихией. «Красин» возле вас, и еще ищем тральщика.
    ВАСИН

    РАДИСТ " РУСЛАНА"—"МАЛЫГИНУ", ПОЛИТРУКУ, РОЗЕНФЕЛЬДУ
    Корма со всеми тросами и такелажем представляют... (Пропуск.) Закрытое место... (Пропуск.) Одеяло из льда..... Все прибавляется осадков... Медленно, но постепенно тянет судно книзу... Выбросили десять тонн угля и всю воду из баластов... рвут ледяное одеяло в куски чем придется твер­дым... вся свободная от вахты команда... Крик руководства... штурман Точилов со своими пиратами разбивает... В общем ледяная лапа арктической смерти в океане старается стянуть, сдавить судно. Экипаж не дрейфит, работает все. Судно в дрейфе на волну. Место свое потеряли, нащупывают нас по радио. Остаемся дрейфовать на водяных сопках в ожидании одного из двух вариантов. Счастливого, не нашего пути вам.
    РАДИСТ "РУСЛАНА" ВАЛЕНТИН ВОЛЫНКИН

    "РУСЛАН" — КОМАНДИРУ " КРАСИНА", "МАЛЫГИНУ"—КРЫЛОВУ
    Сильное обмерзание, судно падает до 25 градусов, кочегарку залило водой.
    "РУСЛАН"

    "РУСЛАНУ", КОМАНДИРУ КЛЮЕВУ
    Работает ли машина, нужна ли помощь, кроме «Красина»? Нужно ли выслать тральщик, который находится Медвежке? Радируйте срочно.
    КРЫЛОВ

    "РУСЛАН" — "МАЛЫГИНУ", КРЫЛОВУ, ЛЕДОКОЛУ "КРАСИН"— КОМАНДИРУ
    Все время шли курсами в зависимости от обмерзания, крена. Увеличивается пловучесть судна, выбросили весь запас котельной воды. Теперь положение в отношении обмерзания улучшилось. Иду курсом истинным 186. Выпустили пар. Прошу дать радиопеленг.
    КЛЮЕВ

    РАДИСТ "РУСЛАНА" —- РАДИСТУ "МАЛЫГИНА" КЛЕМЕНТЬЕВУ
    Дело с каждой минутой все хуже и хуже. Погружаемся медленно, сильное обмерзание.
    ВОЛЫНКИН

    "РУСЛАН" — "КРАСИНУ, "МАЛЫГИНУ" КРЫЛОВУ
    Вода прибывает в кочегарку, размывает уголь. Выбираем плиты, применяем все усилия откачки, но забивает; быстро удаляем ведрами. Подойдите, если можно, на случай спасения команды.
    КЛЮЕВ

Одновременно «Малыгину» передавал донесения командир «Красина» Легздин. Между двумя ледоколами с момента получения первого тревожного радио «Руслана» держалась непрерывная связь.

    КАПИТАНУ ЛЕДОКОЛА "КРАСИН" Т. ЛЕГЗДИНУ
    Ускорьте отход и прием на буксир «Руслана».
    КРЫЛОВ

    НАЧАЛЬНИКУ ЭКСПЕДИЦИИ НА "МАЛЫГИНЕ"
    "Красин» идет пятнадцатиузловым ходом из Адвентбея. Прошу указать место «Руслана». Затем укажите ваше место.

    "МАЛЫГИНУ" — НАЧАЛЬНИКУ ЭКСПЕДИЦИИ КРЫЛОВУ
    Получено радио с «Руслана», что вы скрылись горизонта. «Красин» кончил бункеровку, следует в Баренцбург принять своих радистов, сдать консула. После этого следую море за вами.
    КАПИТАН ЛЕГЗДИН

    НАЧАЛЬНИКУ ЭКСПЕДИЦИИ "МАЛЫГИНА"
    24-го в семь часов вечера закончил бункеровку ледокола. Получено тревожное радио «Руслана». После вас он вышел в море. Шел самым полным ходом — пятнадцать узлов. Через полтора часа пришел в Баренцбург, высадил пасса­жиров. Выход в море невозможен вследствие метели.
    ЛЕГЗДИН

    НАЧАЛЬНИКУ ЭКСПЕДИЦИИ НА "МАЛЫГИНЕ", КАПИТАНУ "РУСЛАНА"
    Несмотря на осутствие видимости, с риском для «Красина» спешу «Руслану» на помощь.
    КАПИТАН ЛЕГЗДИН

    НАЧАЛЬНИКУ ЭКСПЕДИЦИИ КРЫЛОВУ
    Укажите ваше место и курс. Спешу «Руслану». Прошел мыс Старостин.
    ЛЕГЗДИН

    КАПИТАНУ "РУСЛАНА"
    В восемь часов прошел мыс Старостин. Полным ходом спешу к вам на помощь. Если обмерзание продолжается, не лучше ли вам итти фордевиндом? Примите все меры.
    ЛЕГЗДИН

    "МАЛЫГИНУ"— КРЫЛОВУ
    В двенадцать часов подошли на указанное «Русланом» место, широта 78° 02, долгота 11° 240'. Там его не обна­ружил. Идя по радиопеленгу на «Руслан» по курсу № 1/4, нами обнаружен подводный камень, дальше итти—рисковать на камнях «Красиным». Выхожу на более глубокое место, после чего лягу в дрейф до улучшения видимости. Сейчас «Руслан» не отвечает.
    ЛЕГЗДИН

    "МАЛЫГИНУ"— КРЫЛОВУ
    Все время разыскиваю «Руслана».
    ЛЕГЗДИН

    "КРАСИН" —, "МАЛЫГИНУ", КРЫЛОВУ
    19 часов 29 минут. Место «Красина» 7 753, 1 146. Ввиду того, что вкралась ошибка на один градус со счисленного места «Руслана», иду курсом 200 на сближение с «Русланом». Его положение улучшилось после откачки воды для котлов. При первой возможности подойду к «Руслану».

    "КРАСИН"—МАЛЫГИНУ", КРЫЛОВУ
    Иду по пеленгу к указанному месту уже тридцать минут.
    ЛЕГЗДИН

«Малыгин» уже не слыхал «Руслана». Клементьев напряженно слушал переговоры «Красина» с «Русланом», причем «Руслан» был еле слышен.

Бледный, изнеможденный Клементьев шевелил губами, повторяя то, что он слышит:

— «Красин» — «Руслану»: «Пускайте ракеты... Вот сейчас дает пеленга...» Замолчали.

— Неужели погиб?—произносит про себя радист.— Нет... Нет... Сейчас говорит «Красин»: «Волынкину. Ты гремишь в рубке, сняли антену. Вы совсем близко».

— Ничего не слышно,— объявил радист. В этот момент заработал «Красин», и Клементьев начал быстро записывать.

    "МАЛЫГИНУ"—НАЧАЛЬНИКУ ЭКСПЕДИЦИИ
    «Красин» 7 723, 1 128. «Руслан» обнаружить не удалось. Последняя связь с ним была в 23 часа 50 минут. «Красин» сделал все, что в человеческих силах, плохая видимость мешала поискам. «Красин» лежит в дрейфе. Прошу распоряжения.
    ЛЕГЗДИН

Быстро Клементьев передал «Красину» распоряжение Крылова, и опять заговорил «Красин». Радист записал первое слово и остановился. Широко раскрылись его глаза, и слезы потекли по щекам, падая на бумагу. Клементьев записывал:

    «Руслан» погиб со своей командой. Спустить шлюпку при такой обстановке не было никакой возможности. Дрейф, поиски бесплезны. Прошу распоряжения следовать за вами.
    ЛЕГЗДИН

    "МАЛЫГИНУ" — КРЫЛОВУ, ВОЕНКОМУ ВАСИНУ
    Наша радиостанция приняла от руслановцев ряд прощальных телеграмм, адресованных «Малыгину». Жду вашего специального распоряжения для передачи вам содержания.
    ЛЕГЗДИН

И Миша Клементьев принял последние прощальные радиограммы. Вот текст этих радиограмм:

    КАПИТАН КЛЮЕВ ЖЕНЕ
    Воспитай сына... Прости, не мог дать жизни больше. Подробности в газетах.
    ТВОИ ВАСЯ

    КАПИТАН КЛЮЕВ — "МАЛЫГИНУ", КРЫЛОВУ
    Доживаем послание минуты. Привет всему коллективу работе... Последний привет малыгинцам.
    КЛЮЕВ

    РАДИСТ ВОЛЫНКИН МАТЕРИ
    Гибнем в океане на «Руслане». Прости Все. Все справки пиши на Мурманск, порт. До смерти осталось час, и меньше.
    ВАЛЕНТИН

В шторме обледенелый «Красин» продолжал искать «Руслана».


"Руслан" перевозит водолазов и снаряжение на "Малыгин" : 151_cr.jpg
"Малыгин" стремится к материну

Мгла не рассеивается, налетают снежные вихри, волны едва не опрокидывают судно, они с шипением окатывают обледенелую палубу. Вой ветра, качка. Водолазы заделывают течь, беснуется океан, шторм, и уже потерян счет времени.

К концу вторых суток неожиданно Клементьев услышал позывные тральщика. Он быстро настроился, и густой голос раздался в рубке:— «Малыгин», алло! Говорит тральщик «Кит»... Тральщик «Кит»... Ты слышишь меня? Какая вам нужна помощь?

— Алло... говорит тральщик «Рыбец»... «Малыгин», ты находишься близко от нас? Сопровождать тебя?

Шторм в корму, кочегары держат пар на марке — четырнадцать узлов. И вот вдали мигнули огни. Из-за горизонта выплыли тральщики. Сверкнули огни правее, и со всех сторон навстречу появляются пятнадцать советских тральщиков. Они все лежат в дрейфе. Они гудят приветы. Мы забываем поблагодарить их за предложение помощи и быстро проходим мимо. В тумане проскальзывает Медвежий остров. Шторм третьи сутки. Белой тучей вылезает земля.

У берегов Норвегии засветило мутное солнце. Шторм не прекращался. Утром двадцать седьмого прошли Барде, и через двенадцать часов ветер упал. Это было у входа в Кольский залив. Кончилась буря. Конец.

В заливе безветренно, солнечно и тепло. С праздничными пестрыми флагами мчатся встречающие суда, и опять, как в Баренцбурге, мы не в силах осмыслить происходящего. Мы выстраиваемся на палубе и смотрим, ничего не понимая, на землю, на берег, кишащий людьми... Протяжно гудят все пароходы на рейсе и в порту.

Стоп машина! «Малыгин» в СССР.

"Малыгин" прибыл в Мурманск
Первомайский привет трудящейся молодежи СССР
Мурманск, 27. (Молния)

Океан пройден «Малыгиным» в шестьдесят семь ча­сов. На всем пути нестихающие штормы. В два часа дня вошли в Кольский залив. В 4 часа 30 минут «Малыгин» отшвартовался к главной пристани Мурманского порта.

Сходя с палубы на землю социалистического отечества, участники экспедиции просят передать первомайский привет трудящейся молодежи Советского союза".

"Мы неслись вперед"
Мурманск, 27. (Молния)

За Медвежьим островом на пути в Мурманск встретили пятнадцать тральщиков, лежавших в дрейфе. Мы неслись вперед.

Пароход «Вятка» ходил в Шпицберген восемьдесят два часа, на «Седове» шли восемьдесят пять часов, «Красин» шел шестьдесят восемь часов, а восстановленный ЭПРОН «Малыгин» проделал рейс в рекордное время — шестьдесят семь часов.

Мурманск, 27. (Молния)

Потрясены встречей в Кольском заливе. Расцвеченные флагами, несутся встречающие нас пароходы. В заливе оркестры, гудки, выстрелы салютов. Население Мурманска встретило нас в порту знаменами, поздравительными транспарантами. Когда «Малыгин» входил в Мурманск, все стоявшие на рейде и портовых причалах тральщики, лесовозы и пассажирские суда приветствовали ледокол гудками. Полчаса гудели пароходы, пока «Малыгин» не стал у стенки.

Крылов сдал — Филатов принял
Мурманск, 28

Сегодня в полдень на борт. «Малыгина» явилась комиссия для приемки корабля. К Крылову и капитану пришли инспектор техотдела управления Севморфлота т. Кайль и капитан Мурманского торгового флота т. Гофман. Они обошли ледокол, осмотрели трюмы, машины, кочегарку, после чего составили акт передачи:

«Сего числа краснознаменный ледокол «Малыгин» входит в состав действующих судов советского торгового флота».

Крылов расписался: «Сдал».

Капитан Филатов подписал: «Принял».

Пред.След.