Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Сергеевский Б.А. Гидрографические исследования...

Гидрографические исследования юговосточной части Карского моря. Обь-Енисейский район / Б. А. Сергеевский;
Гидрографич. упр. Главсевморпути при СНК СССР, Л., 1936
 1 - 0001.jpg
 1 - 0002.jpg
 1 - 0003.jpg
 1 - 0004.jpg
 1 - 0005.jpg
 1 - 0006.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ
Изображение
OCR, правка: Леспромхоз

Сергеевский Б.А. Гидрографические исследования...

 60.jpg
Енисейская часть отряда

Самым тяжелым было получение угля для судов Енисейского района и для снабжения радиостанций. Уголь, шедший к 1 мая в адрес гидрографического отряда, был задержан Рупводом для собственной надобности на плесе Красноярск — Минусинск, вследствие случившейся аварии с угольной баржей Рупвода, севшей на мель.
Только к середине июня был доставлен отряду уголь, спасенный с аварийной баржи, но в количестве всего только 260 тонн, а тре-
[56]
 61.jpg
бовалось 1320 тонн. В дальнейшем удалось получить с железной дороги около 180 тонн угля.
Таким образом, отряду пришлось итти на работы, имея только 340 тонн угля, всемерно экономя его, избегая каждого лишнего похода, и начать кампанию только для того, чтобы не потерять года и оказать содействие судам, ожидаемым с моря.
Расчет угля для похода в дальнейшем базировался на сокращении навигации за поздним выходом, на движении по реке под дровами, где только возможно, на получении угля г/с „Иней" с судов в Обской губе и в надежде добыть уголь с затонувшего в Енисейском заливе в 1918 г. л/п „Вайгач" (гидрографической экспедиции под командованием Б. А. Вилькицкого), на возможности получения части угля с п/х „Север", работавшего в Енисейском заливе по сборке рыбы.
Действительно, в районе работ было получено: г/с „Иней" с Оби около 180 тонн, r/с „Шуя" с л/п „Вайгач" около 2 тонн и с судов товарообменной экспедиции около 180 тонн.
Некоторые организационные неувязки и неполадки с личным составом и затруднения со снабжением задержали выход судов из Красноярска. Между тем вода сильно падала и на Ладейских перекатах было уже 2.1 м. Г/с „Анна" было загружено до 1.8 м. Потеряно было около месяца рабочего времени, что, конечно, привело к сокращению программных работ.
25 июня г/с „Анна", закончив приемку угля, провизии и материалов, вышло в Енисейск.
3 июля весь отряд судов, зимовавших в Красноярске, вышел в поход. Пять дней отряд стоял в Енисейске, где находилась промежуточная база отряда и где были приняты строительные материалы для радиостанции и постройки знаков, а также прочее снабжение.
Первым из Енисейска вниз вышло 8 июля г/с „Иней". Остальной состав отряда последовал за ним через два дня. Весь путь от Енисейска до Усть-Енисейского порта был сделан, в целях экономии угля, под дровами, которые принимались судами отряда из заготовок Рупвода, по соглашению с последним.
По пути к району работ, который начинался от Усть-Енисейского порта, составом отряда были произведены в разных пунктах по р. Енисею астрономические и магнитные наблюдения, на отдельных участках проводились работы описного характера, которые служили материалом для исправления и дополнения атласа р. Енисея, составленного по работам экспедиции Северного ледовитого океана под начальством А. И. Вилькицкого. Непосредственно в походе делались в атласе исправления, наносились новые банки и отмели.
В связи с тем, что суда отряда шли на дровах, движение их было замедлено. Только к 22 июля пришли в Дудинку все суда отряда. Здесь совместно всеми партиями отряда была произведена съемка и промер устья р. Дудинки, притока р. Енисея, и частично прилегающего к устью с севера берега р. Енисея.
24 июля гидрографический отряд вышел из Дудинки и, придя в Усть-Енисейский порт, оставался там с 25 по 29 июля: малые суда пережидали сильный шторм с SSO, а большие („Иней" и „Анна") разгружали привезенные для радиостанции запасы и строительные материалы. За это же время на „Анне" был сменен гребной винт, поломанный на ней при погрузке вблизи Енисейска строительных
[57]
 62.jpg
материалов. Перемещением грузов на корабле корма „Анны" была поднята для смены винта до углубления 4 фут.
В районе работ 29—30 июля партии отряда разделились и вышли на назначенные им участки работ.

Работа 1-й береговой партии (съемка). Первая партия имела в своем распоряжении моторный катер „Альфа", шестерку с подвесным мотором „Архимед", парусную яхту „Чир“ и баржу № 12, предназначенную для жилья личного состава партии и вместе с тем служившую продовольственной базой гидрографического отряда.
29 июля, как только шторм затих, партия вышла к Бреховским о-вам на свой участок работ. Баржа № 12 следовала на буксире г/с „Полезный", которое на следующий день, 30-го числа, подошло к о-ву Чаяшному и поставило баржу вблизи от него, под берегом острова, впоследствии названного Коровьим. Место это было выбрано как постоянная стоянка партии в первый период работ, пока дуют северные ветры, а в дальнейшем предполагалось уйти в более укрытое место. При том этот остров был в центре рабочего участка.
По пути для рекогносцировки и, главным образом, для отыскания обходной линии, показанной на планшетах съемки 1911 г. Солдатова и Мезенина, был высажен производитель работ Таушканов.
С самого утра установился полнейший штиль. Сразу было приступлено к рекогносцировке местности.
Обследование группы островов, значащихся на карте Вилькицкого под названием Белый, Чаяшный и др., показало, что эти острова со времени съемки их Андреевым, т. е. с 1866 г., достаточно сильно изменили свою конфигурацию. Некоторые из них оказались уже перерезанными новыми протоками значительной глубины, хотя и не большой ширины (рис. 19).
Катер, вышедший на рекогносцировку, отойдя от о-ва Коровьего, прошел вдоль западного берега острова без названия (впоследствии названного о-вом Васильева), встретив в югозападной оконечности его довольно обильные водоросли, настолько густо растущие, что катер еле продвигался вперед. Эти водоросли, как проверено наблюдением, растут на глубине 7—10 фут. на илистой почве в местах с малым течением. Катер все время держался вблизи берегов. Попутно производился промер. Пройдя через довольно глубокую протоку между о-вами Чаяшным и Васильева, катер пошел вдоль западного берега о-ва Чаяшного и у южной оконечности его снова встретил водоросли, которые на баре протоки между о-вом Белым и о-вом Чаяшным залегли густой и широкой полосой. Пришлось отойти к о-вам Песчаным и выйти в Каменный Енисей. Характер берегов с западной стороны острова всюду однообразный: берега приподняты над уровнем воды на 5 м, обрывисты, с густым кустарником, доходящим до бровки берегов.
Выйдя в Каменный Енисей, встретили довольно большую глубину, но в дальнейшем катер очень часто натыкался на косы, отходившие на значительное расстояние от островов. Часто встречались водоросли, препятствовавшие движению катера. Обойдя о-в Белый со стороны Каменного Енисея, катер подошел к о-ву Малому и вошел в узкую протоку о-ва Чаяшного. Оказалось, что извилистая протока вывела его опять к о-ву Белому в большую протоку. Следуя по ней, катер вышел к о-вам Песчаным и вернулся к барже № 12.
[58]
 63.jpg
Общее впечатление от этой рекогносцировки заставляло предвидеть значительные трудности в работе, вследствие тяжелой проходимости островов и из-за изрезанности берегов.
Вечером, в тот же день, возвратился в базу производитель работ Таушканов, который выяснил, что обходная линия в съемке Солдатова 1911 г. велась по урезу воды и что никаких приметных отметок этого хода не осталось. Судя по планшетам, береговая линия не была привязана к каким-либо опорным пунктам, и поэтому восстановить съемку было очень трудно.
[59]
 64.jpg
К вечеру того же дня ветер отошел к западу, и на утро следующего дня ветер быстро сменился на северозападный, и дальше разразился сильный шторм, не позволивший выйти катерам на работу. Шторм продолжался и 2 августа, причинив аварию парусной яхте „Чир“.
К полудню 2 августа шторм несколько стих. После полудня были высажены на острова два производителя работ: один на о-в Коровий, другой на соседний о-в Васильева.
Силами других производителей гидрографических работ была произведена рекогносцировка к о-ву Турушина. Обойдя южную и восточную часть о-ва Лопатного, катер подошел к северозападной оконечности о-ва Турушина. Не доходя около полукилометра, катер встретил и здесь поля водорослей. Так как раньше было установлено, что эти водоросли растут на глубинах не меньше 6 фут., то катер продолжал итти полным ходом до самого берега.
Весь западный берег о-ва Турушина оказался приподнятым на 5 м над уровнем воды и обрывист, особенно в югозападной части. К вечеру того же 2 августа был заснят о-в Коровий и была начата съемка о-ва Васильева.
3 августа погода стояла хорошая. Было приступлено к съемке о-вов Турушина и Чаяшного, и продолжалась съемка о-ва Васильева. К вечеру того же дня съемка о-ва Турушина была закончена. Но к вечеру ветер засвежел настолько, что производители работ и команда, находившиеся на съемке о-вов Чаяшного и Васильева, не могли возвратиться на баржу № 12 под веслами и были сняты с берега только по приходе катера „Альфа".
Производитель работ, закончивший съемку о-ва Турушина, остался на нем до следующего дня. 5 августа катером „Альфа" он был переброшен на о-в Лопатный и приступил к съемке его.
В дальнейшем погода улучшилась. Были выставлены промерные знаки на островах и с 7 августа начаты промерные работы от выставленной г/с „Иней" вехи на корабельном фарватере у о-ва Никандрик. С 7 по 10 августа промер производился полным темпом. Промер велся, главным образом, со шлюпки, снабженной подвесным мотором. Катер же „Альфа" обслуживал съемщиков и только попутно был использован для расстановки знаков.
9 августа была закончена съемка о-ва Лопатного. Остров оказался общим протяжением по берегу более 22 км.
11 августа катера, вышедшие на промер, возвратились обратно за невозможностью выполнить работу из-за сильного волнения. Того же 11 августа была начата съемка о-вов Песчаных, законченная 16 августа. Острова эти безусловно наносного происхождения и разделяются небольшими протоками. Средний остров имеет с западной стороны залив.
Со второй половины августа направления господствующих ветров должны были измениться. Начинали дуть ветры западные и югозападные. Базу-баржу № 12 необходимо было переставить в другое место. Это и было сделано г/с „Полезный", пришедшим за углем. Баржа была поставлена в протоке между о-вами Чаяшным и Васильева. Это приблизило вместе с тем базу к месту производства работ, которые за это время передвинулись в южную часть района.
Промерные группы партии из-за плохой погоды могли возобновить промер только с 15 августа.
[60]
 65.jpg
Лето выпало очень неудачное для работ — бурное, со штормами, не позволявшими выходить на промер. Для подвижки промера приходилось в ущерб съемочной партии отрывать катер от обслуживания береговых съемщиков по переброске их. Резко чувствовался недостаток в средствах передвижения.
15 августа была предпринята поездка на о-в Насоновский для проверки ведения метеорологических наблюдений и записей по футштоку, а также для привязки нуля футштока к реперу.
К вечеру 18 августа ветер начал снова свежеть, переходя к юго-западу, и на утро 19-го разразился сильный шторм, который то уменьшался, то снова усиливался и не прекращался до 29 августа, не давая возможности производить промер. Но сильный ветер избавлял ведущих береговую съемку от туч комаров, не позволявших в тихую погоду работать без сеток. В такие дни работа по съемке шла быстрее.
По окончании съемки о-вов Песчаных приступили к съемке островов, которые затем названы были Гусиными, по изобилию дичи, в особенности гусей, обитавших на этих островах.
О-ва Гусиные расположены против о-ва Чаяшного, к востоку от последнего, показались общим протяжением около 11 км. Съемка о-вов Гусиных производилась с 20 по 23 августа.
21 августа неожиданно для всех умер от болезни сердца лекарский помощник партии Васильев. На третий день его похоронили на югозападном мысу острова, получившего название в память умершего. Съемка этого острова была закончена в день его смерти.
Оказалось, что берега его имеют протяжение почти 30 км. Остров трудно проходим, и на съемку его было затрачено много времени.
22 августа закончены работы по съемке о-ва Чаяшного.
С 25 по 29 августа снимались о-ва Белый, Черный и Малый, причем последний снят засечками.
31 августа произведена съемка о-ва Берегового, который имеет общее протяжение до 8,5 км.
После сильных штормовых дней промерные группы партии возобновили свои работы 29 августа в районе мыса Муксунинского. Галсы приходилось делать иногда до 5 км длиной, так как здесь соединяются фарватеры главного корабельного хода и Каменного Енисея. Промер был закончен 2 сентября.
В последующие дни, с 3 по 12 сентября, в ожидании баржи № 12, ушедшей на буксире г/с „Шуя" в Усть-Енисейский порт за углем, производилась связь островов между собой и привязка о-ва Турушина к обходной линии правого берега.
12 сентября вернулось из Усть-Енисейского порта г/с „Шуя“. Была выполнена последняя работа партии по привязке к астрономическому пункту на Яковлевой косе обходной линии правого берега Каменного Енисея.
В дальнейшем начавшиеся штормы заставили прекратить промерные работы, и партия 15 сентября была переброшена с баржей № 12 на буксире г/с „Полезный" в Усть-Енисейский порт, закончив таким образом свои работы у Бреховских о-вов.

Работа 2-й береговой партии (триангуляция). Вторая партия имела в своем распоряжении следующие средства передвижения:
1 моторный катер „Омега", шлюпку-шестерку с подвесным мотором „Архимед" и рангоутом и шлюпку-ледянку „Тузик".
[61]
 66.jpg
3 августа партия, в составе 16 человек при производителях работ, отправилась на борту г/с „Иней" из Усть-Енисейского порта к месту своих программных работ в районе сел. Гальчихи. В ночь на 4 августа „Иней" подошел к сел. Гальчихе, и партия высадилась на материк, расположившись частью в доме промышленника Прокопчука на левом берегу р. Гальчихи, частью в палатках.
4 и 5 августа рабочее время было использовано на устройство лагеря, промер устья р. Гальчихи и обстановку бара и входа в р. Гальчиху.
С 6 по 9 августа производилась рекогносцировка при помощи катера „Омега" и приступлено было к постройке знаков на пунктах тригонометрической сети, в первую очередь на рр. Чаячной и Ошмариной. Согласно схеме триангуляции, между мысом Дорофеевским и мысом Сопочной Корги предполагалось использовать знаки, уже поставленные в 1919 г. гидрографическим отрядом под командованием гидрографа Машковцева: на мысах Мезенина, Гостином и Дорофеевском.
При походе на г/с „Иней" было установлено, что знаки на мысах Гостином и Дорофеевском остались целы, а знак на мысе Мезенина разрушен. Нужно было восстановить знак на этом мысу и, кроме того, поставить знаки: на мысе Сопочной Корги, у сел. Ошмарино, в устье р. Чаячной, на мысе Зверева, в губе Иннокентия (рис. 20).
Работы по постройке этих знаков после 9 августа задержались вследствие неисправности мотора на катере „Омега" и подвесного „Архимеда".
В виду невозможности выйти в море до выполнения ремонта моторов, приступили к работам по разбивке базиса и базисной сети. К 15 августа базис был разбит, предварительно промерен, и выставлены вехи базисной сети (S, N и D). 15 августа, совместно с прибывшим на г/с „Полезный" начальником 2-й морской партии, был определен азимут базиса.
16 августа с помощью г/с „Полезный" были развезены и выгружены материалы для постройки знаков: вблизи устья речек Ошмариной и Чаячной, на мысе Зверевском и у сел. Прилучного и поставлены: веха дополнительная у Ошмарина и веха X (южная — базисной сети у Воронцовской сопки).
Рекогносцировкой района Ошмарино — мыс Зверевский было выяснено, что с пункта у Ошмарина совершенно невидим знак на мысе Зверева, так как он закрывается идущими нормально к берегу холмами. Явилась необходимость поставить промежуточный знак на мысе Лабазкина, где также были выгружены бревна для знака-вехи. Но помощью „Полезного" удалось воспользоваться только 16 и 17 августа, так как начальник 2-й морской партии из-за недостатка топлива спешил уйти к о-вам Корсаковским в Енисейском заливе.
18 августа после 34-часовой непрерывной работы был дан партии отдых. 19 августа начальник партии на шестерке, совместно с производителем работ Хельквистом, прошел на мыс Лабазкин. Поставив здесь веху, он отправился в губу Иннокентия, где было выбрано место для тригонометрического знака. 20—21 августа выйти на работы из-за шторма не было возможности. 22 августа командированные для рекогносцировки между Иннокентьевской губой и мысом Зверева на катере „Омега" производители работ Хельквист и Колюбакин вернулись с полдороги обратно из-за порчи мотора, от которого с этого момента пришлось вовсе отказаться. 23—26 августа снова
[62]
 67.jpg
заштормило. 27 августа младший производитель работ Колюбакин отправился на шестерке в губу Иннокентия, имея на буксире бревна для постройки знака. Начальник партии и производитель работ Хельквист после трудной рекогносцировки поставили знак на мысе Зверевском.
[63]
 68.jpg
К 30 августа разбивка сети с постановкой знаков на местности была закончена. С 30 августа было приступлено к наблюдению направлений, начав с пункта на мысе Сопочной Корги. 1 сентября, по окончании наблюдений на мысе Сопочной Корги, начальник партии инженер Добролюбов перешел на пункт у р. Чаячной, где был захвачен дождем. Переночевав на Чаячной и произведя 2-го числа и здесь наблюдения, он под парусом на шестерке ушел в Ошмарино. 3 сентября наблюдать из-за дождя было невозможно. 4-го наблюдения были произведены на пункте у Ошмарина. Но затяжной дождь и общее ухудшение погоды не позволили наблюдать на пунктах мыса Лабазкина и мыса Зверевского. В виду слабой надежды на продолжение наблюдений в ближайшее время инженер Добролюбов решил возвратиться в Гальчиху. Во время перехода со Зверевской Лайды в Гальчиху он был застигнут жестоким штормом, выбросившим в тот же день на берег пароход „Север".
В то же время младшим производителем работ Колюбакиным производилась съемка о-ва Гальчихи и привязка его к материку.
С 5 по 6 сентября в заливе жестоко штормовало, и выйти на шестерке было нельзя. Продолжались работы на правом берегу р. Енисея: измерялся базис, и велись наблюдения с вершины базисной сети.
9 сентября волнение улеглось. Начаты были наблюдения на левом берегу Енисея на мысах Лабазкина и Зверевском, но до конца они не были доведены по причине дурной видимости, не были взяты направления на знак Чаячный. Вечером 10 сентября в Зверевскую Лайду вошло г/с „Полезный" и 11-го, взяв на буксир шестерку, у которой мотор вышел из строя, перебросило работавших на мысе Зверевском производителей работ Хельквиста и Колюбакина в Гальчиху. В виду заявления бывшего на борту „Полезного" врид. начальника 2-й морской партии Е. М. Сидорова, что судно задерживаться у Гальчихи далее 13 сентября не может, и отсутствия надежды на улучшение погоды, 2-я береговая партия погрузилась на борт г/с „Полезный" для следования к Бреховским о-вам и далее вверх по Енисею. Таким образом и этой партией не была закончена триангуляция в районе мыс Сопочная Корга — мыс Дорофеевский.

Работа 2-й морской партии. Вторая морская партия в составе г/с „Полезный" и г/с „Шуя" 30 июля прибыла в свой район, к северу от Бреховских о-вов. По пути следования начальник морской партии Тимофеевский определил широту и долготу знака на мысе Муксунинском и произвел здесь магнитометрические наблюдения.
Гус „Полезный" подошло к о-ву Верхне-Насоновскому и выгрузило на него наблюдателей и оборудование временного гидрологического поста. При этом было обнаружено, что деревянный знак, поставленный на острове инженером Вихманом, сожжен юраками.
Г/с „Шуя" того же 30 июля было направлено к Яковлевой косе с заданием исследовать шлюпочным промером 5 - футовую банку Вилькицкого к югу от Яковлевой косы и осушной „опечек" к западу. „Полезный", идя от Насоновского также к Яковлевой косе, встретив „Шую" и узнав, что знака на осушной части Яковлевой косы нет, вернулся к о-ву Чаяшному, где находилась база — баржа № 12, с целью взять бревна и доски, необходимые для восстановления разрушенных знаков. Условия плохой погоды задержали „Полезного" у Чаяшного до 2 августа. 1 августа, кроме ветра, доходившего до 6 баллов, неоднократно налетал туман. Этот день также интересен по наблюдав-
[64]
 69.jpg
шейся резкой разнице температур воды в реке и наружного воздуха: при температуре воды 14° в воздухе всего было 5°.
2 августа силами команд обоих судов —„Полезного" и „Шуи“— был поставлен знак на о-ве Насоновском, высотой 10 м, на месте Вихмановского. Вечером того же дня оба судна вышли к Яковлевой косе для постановки знака и там, но сильная зыбь от северо-запада не позволила начать здесь работы. Пришлось обоим судам продвинуться вниз и укрыться под мысом Дорофеевским, который достаточно защищает от северных и северозападных ветров. На следующий день ветер стих, и оба судна вернулись к Яковлевой косе; на холме осушной части косы партия построила знак высотой 8 м. На другой день, 4 августа, поставлена веха в начале Ладыжных яров, сделана рекогносцировка берега на юг от Яковлевой косы до знака капитана п/х „Орел" и произведена привязка Насоновского знака к общей геометрической сети. Привязка знаков показала, что контур берега по съемке Упр. гос. имущ. 1911 г. несколько сглажен по сравнению с тем, каков он на самом деле. Оба судна в этот день вышли на промер. „Полезный" поднялся с промером прибрежной отмели до траверза знака капитана „Орел“, „Шуя“ вышла на промер банки Вилькицкого, но усилившееся волнение не позволило производить промер.
5 августа ослабевший ветер позволил продолжать „Шуе“ работу на банке. „Полезный" произвел промер от Яковлевой косы до Насоновского о-ва и менее частый до о-ва Турушина. Последующие дни прошли в промерных работах к югу от Яковлевой косы.
7 августа при штилевой погоде был произведен с „Полезного" промер между Яковлевой косой и материковым берегом.
„Шуя" окончила промер банки Вилькицкого и обследование опечка.
До 13 августа оба судна продолжали работу по промеру у Яковлевой косы и Дорофеевского плеса. В этот промежуток времени дул легкий северный ветер, лишь изредка прекращавший работу. В это же время были определены широта и долгота Яковлевского знака и произведены там же магнитометрические наблюдения.
16 августа „Шуя" вышла из Гальчихи для производства систематического промера в Енисейском заливе от Сопочной Корги к Корсаковским о-вам. Г/с „Полезный" задержалось на два дня на Гальчихинском участке для оказания помощи 2-й береговой партии, о чем сказано выше. 18 августа вышел в залив и „Полезный" с промером до Корсаковских о-вов. Неверное положение этого архипелага на карте дало повод привязать о-ва Корсаковские к материку, наблюдением направлений на мыс Шайтанский (Преображения) и на о-в Крестовский (знак), а самые острова были засняты глазомерно. В результате все семь островов легли гораздо севернее, чем то было показано на картах.
19 августа г/с „Полезный“ перешло в пролив Крестовский и приступило к производству промера в проливе между материком и островом, начиная от бухты Широкой. В тот же день начальник партии вместе с производителем работ отправился на материк на поиски астрономического пункта Вилькицкого, который и был найден по высечке на камне на мысе Крестовском. На следующее утро поставили знак на месте астрономического пункта Вилькицкого, определили по углам взаимное положение знаков на о-ве Крестовском (двух), на Крестовском мысу и в 3 км от него на материке.
[65]
 70.jpg
20 августа в пролив пришла „Шуя", которая, окончив промер, немного не доходя до Корсаковских о-вов, и не имея достаточного запаса угля, должна была итти к о-ву Диксона. К Крестовскому »Шуя" подошла, пройдя между материком и восточным о-вом Корсаковского архипелага в расстоянии одной мили от последнего. Оба судна двинулись из пролива к северу. „Шуя" пошла с промером каботажного хода к о-ву Диксона. По пути, проходя мимо затонувшего транспорта „Вайгач" (у мыса Ефремова Камня), пыталась взять с него уголь, но смогла взять только около 2 тонн, как упоминалось выше.
Г/с „Полезный" из пролива перешло в бухту Варзугина для обследования ее промером. До 22 августа, из-за сильных ветров южных и югозападных, „Полезный" простоял в бухте Варзугина, после чего прибыл к о-ву Диксона, где уже стояла „Шуя". Сильные ветры продолжали препятствовать промерным работам. Поэтому суда оставались в бездействии. Личный состав был занят производством съемочных работ на о-ве Диксона в помощь 1-й морской партии. Невозможность получить уголь на Диксоне заставила прекратить работы, и суда поспешили с уходом к Бреховским о-вам на р. Енисее.

Работа 1-й морской партии. В состав 1-й морской партии входили гидрографические суда „Иней" и „Анна", наиболее крупные единицы из пловсредств Обь-Енисейского гидрографического отряда. На „Инее" имел свое постоянное местопребывание начальник отряда К. К. Неупокоев.
29—30 августа, вместе с другими партиями, суда 1-й морской партии покинули рейд Усть-Енисейского порта. „Иней" 29-го, приняв на борт вехи и буи, вышел вниз на навигационную обстановку фарватера. „Анна" 30-го пошла обратно вверх в Дудинку с радиотелеграфным грузом для Дудинской радиостанции и заданием привезти сверху возможно больше дров для снабжения радиостанций в Усть-Енисейском порту и на Диксоне.
Покончив с ограждением корабельного фарватера от Усть-Енисейского порта до мыса Дорофеевского, „Иней" подошел к Чаяшному острову, где в течение 1 и 2 августа пережидал шторм. 3-го, как уже указывалось, принял на борт и перебросил к Гальчихе 2-ю береговую партию.
4 августа был начат промер с „Инея“ на участке от мыса Сопочной Корги, на оконечности которого была установлена „Инеем“ веха, до мыса Мезенина. Бухта у мыса Сопочной Корги была обследована шлюпочным промером.
Закончив 8 августа промер и приняв с баржи № 12 снабжение для радиостанции, 9-го числа „Иней" вышел к Диксону.
Попутно с „Инея“ была ограждена 6-метровая отмель против Иннокентьевской губы постановкой буя, а на западном берегу на мысе Песчаном был построен сигнал в 12 м высотой, который предназначался для использования при связи берегов Енисейского залива через о-ва Корсаковские и Крестовский.
11 августа, задержавшись несколько в пути из-за осмотра л/п „Вайгач", засевшего в 1918 г. на. камнях против мыса Ефремова Камня, „Иней" пришел в бухту Диксона. От Сопочной Корги до Диксона велся попутный судовой промер.
Выгрузив на берег привезенные для радиостанции материалы и продовольствие и переждав свежий северовосточный ветер, „Иней" 13-го вечером снялся с якоря и вышел проливом Провен в море
[66]
 71.jpg
с заданием отправиться в рекогносцировочный поход к устью р. Пясины. В виду встреченного уже вблизи Диксона льда и полученного радио о проходе судов Архангельского каравана через проливы в Карское море, „Иней" вернулся на Диксон и 15-го ушел на запад, пересек мелко-битый лед между о-вами Сибирякова и Вилькицкого и чистой водой проследовал дальше. У мыса Тарана в Обской губе соединился с караваном судов из Архангельска. Следуя впереди, „Иней" привел суда к мысу Сетному, где они стали на якорь. Сам же „Иней" прошел в бухту Находку и ожидал там до 31 августа прихода речной товарообменной экспедиции.
Приняв на борт заместителя председателя Комитета Северного морского пути Шольца и радиотехника Дождикова, 31 августа „Иней” вышел к Дровяному, с целью рекогносцировочного осмотра берегов о-ва Белого и мыса Пайндте на северозападном берегу п-ова Ямала, для выбора места постройки радиостанции.
Следуя проливом Малыгина, „Иней" прошел уже более половины его, но малые глубины заставили „Иней" выйти обратно и обойти о-в Белый с севера. В проливе Малыгина с 4 по 8 сентября отстаивались от шторма с веста. В виду мелководности пролива волна невелика и отстой хороший, якорь держит хорошо. Когда подошли к мысу Пайндте, дул крепкий югозападный ветер. Высадку сделать было очень трудно. Поэтому ограничились осмотром берега с корабля. Пошли на Диксон, а затем оттуда к устью р. Пясины. У входа на бар 13 сентября стали на якорь. На моторной шлюпке производитель работ Кронберг ходил в устье реки. На обратном пути произвели морскую опись берега от Пясины до Диксона (рис. 21).
16 сентября после ночной стоянки в бухте Диксона „Иней" вышел в р. Енисей к месту зимовки.
Г/с „Анна" было использовано исключительно для транспортных операций и ни в съемке, ни в промере участия не принимало. Доставив дрова из Потаповского и Еремина на радиостанцию Дудинку и в Усть-Енисейский порт, 17 августа „Анна“ вышла на Диксон для снабжения радиостанции материалами, углем и продовольствием. Придя в бухту Диксона и выгрузив привезенные запасы, „Анна“ с 25 августа до 3 сентября проработала у л/п „Вайгач", уходя на ночь в бухту Север. Осмотр „Вайгача" водолазами выяснил полную возможность снятия и спасения судна. Несмотря на неблагоприятную погоду, с „Вайгача" были сняты якорь, канат, рулевая машинка, лебедка с тросами и некоторые другие ценные предметы из корабельного оборудования. 4 сентября „Анна" вернулась в бухту Диксона и, приняв на борт начальника 1-й партии, вышла в Усть-Енисейский порт. Как по пути на Диксон от Сопочной Корги, так и теперь, идя от Диксона до Сопочной Корги, с „Анны" производился попутный промер. С 6 по 11 сентября „Анна" стояла на рейде порта. С 11-го по 16-е снимала выставленное ранее „Инеем" ограждение фарватера в р. Енисей и 17-го вышла вверх в обратный путь в Енисейск.
У Осиновского порога все суда отряда соединились, а 31-го подошла и „Анна", опереженная 26 сентября „Инеем".
Исключительно низкая вода не позволила „Инею" пройти порог обычным фарватером, и он воспользовался другим, не обставленным ходом через порог под левым берегом р. Енисея. Этот новый ход, более глубокий, но с более быстрым и косым течением, был обсле-
[67]
 72.jpg
дован силами партии, и „Иней" был первым судном, воспользовавшимся им.
Пройдя пороги, весь отряд 10 октября прибыл в Енисейск, в свою зимнюю базу.

Пред.След.