Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Еременко Т.Ф. Большой полет

 1.jpg
Тихон Федорович Еременко БОЛЬШОЙ ПОЛЕТ
Редактор Л. Г. Чандырина
Художник С. Н. Семиков
Худож. редактор В. В. Кременецкий
Техн. редактор Р. А. Щепетова
Корректор О. А. Гаркавцева
ИБ № 1345
Сдано в набор 03.10.83. Подписано к печати 17.01.84. МЦ 00008. Формат 84х108 1/з2. Бумага типографская № 1.
Гарнитура «Литературная». Печать высокая.
Усл.-печ. л. 10,08. Уч.-изд. л. 10,64. Усл.-кр. отт. 13,23.
Тираж 15 000 экз. Заказ № 4869. Цена 30 коп.
Волго-Вятское книжное издательство, 603019, г. Горький, Кремль, 4-й корпус.
Типография издательства «Горьковская правда», 603006, г. Горький, ул. Фигнер, 32.


 3.jpg
ББК 65.9(2)37
Е70
Рецензент Е. Г. Филатов
Еременко Т. Ф.
Е70 Большой полет.— 2-е изд., перераб. и доп.— Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984.— 192 с, ил. 30 коп.
Книга документальных очерков о повседневном мужестве летчиков Аэрофлота в мирные дни и в годы войны. Для широкого круга читателей.
0302030800—005
Е М140(03)-84 9-83 ББК 65.9(2) 37
© Волго-Вятское книжное издательство, 1984. Предисловие, оформление.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Негромкое мужество [5]
Обретая крылья [9]
Красновоенлеты [10]
Над лесами Коми [17]
Ночь в камышах [41]
Случай в пустыне Бетпак-Дала [46]
В горах Тянь-Шаня [51]
На «воздушном лимузине» [54]
В канун Нового года [60]
Ночной полет [65]
Обские были [71]
Последний мирный рейс [87]
В годину испытаний [93]
И дальние бомбардировщики водили мы [94]
Внезапный удар [98]
Командировка в тыл [104]
Без вести не пропавшие [113]
Посылка генерала [144]
Огромное небо [149]
Над Енисеем и Таймыром [150]
90 секунд полета [153]
На земле туман [169]
Я - «Изумруд» [171]
В антракте [177]
Ту-134 просит посадку [181]
Полет продолжается [183]
Dobrolet : 14 Апрель 2012 17:31  Вернуться к началу

Последний мирный рейс


В апреле сорок первого года меня перевели из Тюмени в Свердловск. На должность пилота-инструктора.
С женой и четырехмесячной дочуркой мы стали жить в Доме пилотов, что стоял недалеко от Уктусского аэропорта, на южной окраине города. Место тихое и чистое, рядом, почти под окнами был чудесный сосновый бор, в котором гуляли матери с малышами, детишки и взрослые, свободные от работы.
Я сразу же стал летать, летать много и в Москву, и в Новосибирск, и в другие аэропорты, потому что по-[87]требность в полетах была очень большая. К тому же надо было подготовить несколько командиров кораблей. 21 июня 1941 года мы вылетели из Свердловска в Москву на четырехмоторном самолете Г-2. Выполняли спецрейс.
В составе экипажа были два вторых пилота; коренной аэрофлотовец Павел Сердюченко и стажер Буров. Мои ровесники, молодые и сильные, они готовы были по очереди крутить штурвал хоть целые сутки. В Москву прилетели под вечер.
— Завтра как можно раньше полетите в Сталинград,— сказал мне диспетчер аэропорта.
Я написал заявку на полет, затем с экипажем уехал в ночной профилакторий в Покровско-Стрешнево, который помещался в старинной графской усадьбе, утопающей в зелени вековых дубов, лип, вязов.
Под успокаивающий шелест дождя по мокрым густым кронам деревьев и железной кровле члены экипажа спали богатырским сном, но мне не спалось.
Наступило 22 июня, шел первый час ночи. Аэропортовская «эмка» везла нас, пилотов, по широкому и свободному Ленинградскому шоссе в аэропорт.
Я сидел рядом с шофером, а Сердюченко и Буров дремали на заднем сиденье. Бортмеханики В. Белкин и А. Иванов и бортрадист В. Иванов уехали часом раньше готовить самолет к вылету.
В такой ранний час в аэропорту других экипажей еще не было. Ночные полеты в то время выполнялись редко. Я зашел на метеостанцию, а вторые пилоты — в штурманскую.
Погода по маршруту предстоящего полета была неважная: низкая облачность с дождями и фронтальными грозами. К тому же не работал радиопеленгатор Воронежского аэропорта — все это и задерживало вылет.
— Повременим, командир?—спросил меня диспетчер Мальгинов, добродушный человек лет сорока.
— Что ж, повременим,— согласился я.
Пилоту первого класса представлялось право самому решать — лететь или не лететь.
Я поднялся на второй этаж в ресторан, где в ночное время работал только буфет. Попросил чаю с лимоном и, разложив на столе «Огонек», стал разгадывать кроссворд.
Вскоре ко мне подошел первый бортмеханик Белкин. Доложив о готовности корабля к полету, он спросил:[88]
— Долго ли будем ждать, командир?
На улице уже начинало сереть; из плотных, нависших над аэродромом облаков по-прежнему моросил дождь.
В четвертом часу я вторично зашел к диспетчеру.
— Ну, как?— спросил я.— Какие новости?
Бледный, взволнованный диспетчер непрерывно отвечал на телефонные звонки, потом скороговоркой бросил мне:
— Война! Немцы бомбят Киев, Минск, Одессу, Севастополь... Генштаб запретил все вылеты.
Потрясенный, я вышел из диспетчерской в вестибюль к прикорнувшим в кожаных креслах вторым пилотам. Сообщение о войне они восприняли точно так же, как и я. В моей взволнованной голове никак не укладывалась мысль, что началась война. Ведь как будто совсем недавно я читал в газетах договор о ненападении и был свидетелем, как отсюда, с Центрального аэродрома, провожали Риббентропа, улетавшего на серебристом четырехмоторном «кондоре».
Вскоре в аэропорт прибыл летный состав из профи¬лактория, а чуть позже явилось и начальство Аэрофлота.
Нас, гражданских пилотов, перевели на казарменное положение, а военных — срочно откомандировали в свои части.
Экипажи рассредоточили свои самолеты по границам летного поля. Рабочие авиаремонтной базы наносили на самолеты грязно-зеленый камуфляж, а вместо закра¬шенных номеров на крыльях и фюзеляжах рисовали красные звезды. Мирные рейсы для нас кончились надолго.
На другой день войны, поздно вечером, мне разрешили отлучиться из аэропорта. Я отправился к своему младшему брату Петру.
Заплаканная жена брата рассказала, что Петя уже со своей частью направился на фронт. С неделю тому назад мы с ним виделись после трехлетней разлуки, но та встреча была накоротке.
Тогда он очень обрадовался: расспрашивал и сам рассказывал о своей службе, которую, по всему видно было, очень любил. Петр был лейтенантом артиллеристом 6-го мотострелкового полка московской Пролетарской дивизии. И с присущей ему скромностью гордился этим.[89]
Провожая меня, Петр приглашал приехать к нему 22 июня на семейные торжества.
— Приезжай, брат, а то мы очень редко видимся,— сказал он на прощанье и обнял меня. То была последняя наша встреча. Последнее его письмо было из-под Орши, где прославленная Пролетарская дивизия вела ожесточенные бои с превосходящими силами врага, рвавшегося к городу Смоленску.
 90.jpg

24 июня мы вылетели в Винницу через Киев. В нагрудном кармане кителя у меня был важный пакет для армейского комиссара первого ранга Запорожца, а на борту корабля — пять тонн листовок на всех языках Европы.
Делая круг над Браварами (Киевский аэропорт), я с воздуха наблюдал страшную картину разрушения: разбитые и сожженные самолеты, изрытое бомбами летное поле, на аэродроме копошились люди — засыпали воронки, готовили место для посадки самолетов.
Я посадил тяжелый корабль точно у посадочного «Т». И все же правая тележка шасси угодила в плохо утрамбованную воронку. Самолет сильно качнуло вправо, но большая скорость вырвала его на ровное место, не повредив шасси.
У небольшого серого здания аэровокзала я встретил молодую летчицу Надю Федутенко, которую знал по Тамбовской авиашколе. Она с волнением и гневом рассказывала о пережитой бомбежке, о гибели многих курсантов-пилотов, живших в палатках на аэродроме (впоследствии Федутенко храбро сражалась в воздухе, стала майором, Героем Советского Союза).
По возвращении в Москву на только что открывшийся Внуковский аэродром я получил задание лететь в Ленинград.
Из Ленинграда летали в Мурманск. И по пути сади-[90]лись на всех аэродромах действующей боевой авиаций. С воздуха видели, как горели железнодорожные станции, разрушенные вражескими бомбардировщиками. «Вот гады!»— возмущались члены экипажа.
В первые же сутки налетали более четырнадцати часов, в следующие — еще столько же, а потом еще и еще. Налетались так, что гул моторов опротивел, а такое чувство возникает у летчиков только при очень большой усталости.
Командиры и летчики боевых частей с нетерпением ждали нашего возвращения из Ленинграда, расспрашивали: «Ну как там, что слышно, скоро ли остановят фрицев?»
Нелегко было летчикам воевать на устаревших «СБ» — самолетах, пригодных только для перевозки почты: ни скорости, ни хорошего вооружения. Потери удручали летный состав. Да истребители были не лучше. Что могли сделать И-15, И-16 против скоростных бомбардировщиков Ю-88 и «Хеннкеля-111»?
Командиры авиачастей предупреждали нас: «Смотрите в оба! Всюду шныряют фашистские разведчики, они сильно вооружены. Могут сбить: на вашей машине ведь нет никакого вооружения...»
Поэтому нам приходилось летать на малой высоте. Бреющие полеты на большой машине в жару и болтанку изматывали и без того уставший экипаж.
Не забыть нашего последнего рейса из Мурманска в Ленинград: экипаж настолько был вымотан, что в полете не выдержал и уснул второй пилот и оба бортмеханика, еле-еле крепился радист. Меня тоже страшно одолевал сон. Расстегнув китель, я вылил на себя имеющийся в бачке запас питьевой воды, а затем открыл все форточки кабины, подставляя лицо упругому напору воздуха, хлеставшему больно по глазам. Но и это плохо помогало. Тогда я стал больно щипать себя. Ведь стоило лишь на какую-то секунду расслабиться и забыться, могло произойти непоправимое.
После того изнурительного полета нам в Ленинграде предоставили отдых. В номере гостиницы аэропорта мы уснули так крепко, что не слышали, как к нам в номер громко и настойчиво стучались несколько раз. И только под утро, когда шел очередной штурм нашего номера, я проснулся и отпер дверь. Оказывается, меня срочно вызывали в штаб.
Вас требуют в Москву. Одного,— сказали в штабе [91] авиапредприятия.— До отлета рейсового самолета осталось сорок минут. Не опаздывайте.
Почти бегом возвратился я в гостиницу. Разбудил экипаж.
— Ну, друзья, я сейчас улетаю в столицу,— сказал я, еле переводя дыхание.— Не знаю зачем и вернусь ли?.. В общем, спасибо вам за все. И если не свидимся больше, не поминайте лихом…
В полете, сидя у окна, я с грустью думал, что ждет меня, куда забросит судьба.
В Москве, как и в Ленинграде, стояла жара. В Центральном недавно оживленном аэропорту было пустынно и тоскливо. Из репродукторов громко и сурово звучат бравшая за душу песня: «Идет война народная, священная война...» В теневой, наружной стороне аэровокзала собралась большая группа командиров кораблей: А. Гайворонский, А. Баленко, П. Бойко, И. Дьяченко, Б. Кубышко, К Черноморец, В. Терехов, П. Тихонов, А. Стружилин, Н. Мирошников, И. Морозов, Д. Тряпицын, Г. Бузовир, П. Клименко. Они в спешке слетелись в Москву из Читы и Ташкента, Актюбинска и Новосибирска, Свердловска, Ростова и Киева,.. Никто не знал, зачем нас собрали. Вскоре большой автобус доставил всех нас в Главное управление ГВФ, Там все прояснилось. Каждому выдали на руки запечатанное личное дело и пожелали доброй службы в ВВС.
[92]
Dobrolet : 18 Апрель 2012 16:48  Вернуться к началу

Пред.След.