Со времени того памятного рейса минуло почти тридцать лет. Многие из прекрасного экипажа д/э «Наварин» ушли на пенсию. Иных уже нет в живых. Умер и наш замечательный полярный капитан Юрий Константинович Карлов. Многих моряков «Наварина» я вспоминаю теперь с искренним уважением к их мужеству, стойкости и ответственному трудолюбию. И мне до сих пор досадно, что великолепная работа этих людей, столь ярко проявившаяся в условиях того плавания, так и не была отмечена по достоинству. Это не только моё личное мнение. Вот несколько отзывов, сохранившихся в моём архиве.
«...ясно, что Советская антарктическая экспедиция не смогла бы продолжить эффективную работу на полярных станциях, если бы не помощь моряков д/э "Наварин". Экипаж выполнил важнейшие работы по снабжению зимовок на станциях "Молодёжная", "Мирный" и "Новолазаревская". Вся работа выполнена добротно, хорошо. Особые, чрезвычайные обстоятельства — ледовый плен д/э "Обь" заставили д/э "Наварин" задержаться в Антарктиде. Понятно, это нарушило вам, дорогие моряки, ваши жизненные планы. Но не помешало с честью выполнить добавочную, очень трудную, очень опасную работу. Большое вам спасибо, дорогие товарищи».
П. Н. Сенько, начальник 18-й Советской антарктической экспедиции.
«Д/э "Наварин" второй раз участвовал в антарктической экспедиции. В восемнадцатой экспедиции кораблю и его команде пришлось проделать особенно большую работу. Почти на все Советские антарктические станции корабль доставил всё необходимое для жизни, быта и научных исследований. После этого "Наварин" должен был возвращаться на Родину, но д/э "Обь" был зажат льдами в районе станции "Ленинградская", и тогда "Наварин" при помощи авиации приступил к эвакуации людей, оборудования и груза с д/э "Обь", а также со станций "Ленинградская", "Мирный" и "Молодёжная".
В период Антарктической зимы 1973 года в тяжелой ледовой обстановке, при низкой температуре, частых штормах и краткого светлого времени эта операция была выполнена. Людей и грузы доставили на Родину.
Желаю личному составу д/э "Наварин" крепкого здоровья, большого счастья, успеха в плаваниях».
П. П. Москаленко, заслуженный пилот СССР, командир авиаотряда 18-й Советской антарктической экспедиции.
«С удовольствием отмечаю, что д/э "Наварин", его капитан и команда внесли выдающийся вклад в историю современных исследований Антарктики. Я понимаю, что для многих членов команды это вынужденное зимнее плавание внесло сбой в личные планы. Но хотел бы подчеркнуть, что благодаря этому опыту впервые получены ценные сведения о плавании во льдах Южного океана и теперь мы имеем возможность более реально планировать будущие научные работы в этом регионе и знаем как организовать помощь нашим полярникам зимой, если этого потребуют обстоятельства.
Я проплавал на д/э "Наварин" месяц. Я полюбил этот корабль, оценил его достоинства и. самое главное, приобрёл среди экипажа новых друзей, о которых буду вспоминать и гордиться знакомством и дружбой.
Желаю капитану и его команде успехов, дружной, чёткой работы, счастья и счастливого плавания во всех водах Мирового океана».
А. Ф. Трёшников, академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии,
директор ордена Ленина Арктического и Антарктического НИИ.
С 13 октября 1972 года по 14 сентября 1973 года д/э «Наварин» прошел 49 068 миль (90 874 километра). Весь рейс длился 324 суток. Из них: девяносто семь суток судно следовало во льдах Южного океана, пройдя 5527 миль (10 326 километров). Впервые в мире в зимних условиях в активном антарктическом ледовом плавании было пройдено 3094 мили (5730 километров).
В Мурманске членам экипажа был предоставлен отпуск. Из экипажа, бывшего в рейсе, остались три человека, которым отдел кадров не предоставил замены: главный механик, боцман Гопало и я.
Судно стало под погрузку на острове Шпицберген, где грузовые операции будут производиться силами и средствами экипажа. В числе груза много тяжеловесов, при выгрузке которых на лебедках должны стоять высококвалифицированные матросы. Весь состав экипажа новый. Среди матросов очень мало специалистов высокой квалификации. Не представляю, как мы будем выгружаться? Отдел кадров пароходства продолжает работать по принципу: укомплектовать экипаж количественно и вытолкнуть судно из порта, а там — дело ваше...
Что было — то было.
P.S. Капитан д/э «Наварин» Карлов Юрий Константинович скоропостижно скончался на судне 28 ноября 1975 года в возрасте 43 лет.