[26]
По мере продвижения к западу дорога становилась, однако, лучше, и в общем мы двигались достаточно успешно. В результате, 10/XII мы достигли ст. Медвежьего Яра, приблизившись здесь к окраине Енисейско-Хатангского нагорья. С этого времени продвижение наше сделалось более мед. ленным, так как начались сильные метели, и наши переходы отделялись друг от друга повторными дневками. Вместе с тем, следует отметить сделавшиеся вновь более резкими похолодания в промежутки между штормовыми днями.
Достигнув 15/ХII ст. Заостровки, мы потеряли здесь несколько дней из-за настоящего шторма и только 19/XII двинулись дальше.
В. А. Мальцев выехал вперед еще накануне, дабы возможно раньше попасть в Дудинку и, если понадобится, подготовить все необходимое для нашего пути вверх по Енисею. Помимо погоды, наше передвижение сильно замедлилось и тем, что теперь нам приходилось итти в Дудинку не напрямик, а обходным путем — через Норильск, отходя от прямого пути не только в южном, но даже слегка в юговосточном направлении. Сказывалась, кроме того, и резкая разлаженность транспорта в этом районе.
При неизменном чередовании тихих, морозных (с t° до —- 47°) дней со штормовыми, приносившими здесь, у окраины нагорья, иногда очень резкое потепление, {1} мы 26/ХII достигли сел. Норильского, но здесь снова потеряли ряд дней из-за разлаженности транспорта. В результате мы только 30/ХII двинулись дальше и добрались до Дудинки лишь 4/I 1929 г.
Пребывание наше в Дудинке растянулось до 16/I. Все это время стояла морозная и большей частью тихая или почти тихая погода; t° только однажды, 14/I, превысила ненадолго —30°, в остальные же дни держалась чаще всего около — 40—45°, опускаясь временами еще ниже. С отъездом к югу условия также не изменились, и на длинных перегонах сильный мороз давал себя основательно чувствовать. По счастью, состояние оленей в районе к югу от Дудинки было хорошее, и это позволяло быстро преодолевать значительные расстояния. Дальше к югу, с переходом на конную тягу, езда стала более медленной.
22/I мы прибыли в Туруханск, а 27/I выехали дальше, при попрежнему ясной и тихой, морозной погоде: t° около —45°, а то и —50° (иногда и ниже), представляла в это время нормальное явление, а потепление
регулярный характер, дорога настолько уплотняется, что не только сани, но и олени совершенно не проваливаются в снег. Благодаря этому становится возможным и практикуемое зимою весьма быстрое передвижение между Дудинкой и Хатангой.
{1} Отметим, например, температуры, наблюденные нами на стоянке к востоку от южной части Пясинского озера. После тихого морозного утра 23/XII, с t° —46.8°, днем начался ветер, быстро перешедший в шторм. Утром 24/XII мы имели уже —26.8°, вечером —12.6°. утром 25/XII —6.7°. В ночь на 26/ХII ветер стих, и t° упала до—32.5°.[27]
около полудня едва намечалось. Независимо от этого, мы продвигались к югу относительно быстро, так как пытаться пережидать где-либо прохождение холодов, при их несомненно затяжном характере, было бы бессмысленно, и морозы, напротив, скорее даже заставляли более энергично заботиться о скорейшем продвижении вперед. К югу от Подкаменной Тунгуски, которую мы проехали 1/II, наметилось некоторое потепление. Хотя t° все еще стояла очень низко, но среди дня солнце заметно пригревало, и езда в дневные часы сделалась более приятной. Стараясь не терять времени и избегая каких-либо задержек в пути, мы утром 6/II прибыли в Енисейск, а через двое суток закончили наш санный путь в Красноярске.
На этом экспедиция в узком смысле была закончена, и на ближайшее время нам оставались лишь хлопоты с отправкой в Ленинград нашего снаряжения и части коллекций (основную часть последних мы отправили почтой из Дудинки) и расчеты с красноярскими хозяйственными организациями, что и заняло несколько дней. Кроме того, мною был сделан доклад о работах экспедиции в расширенном заседании Комитета Севера при Красноярском окрисполкоме. Экспедиция как таковая была в Красноярске расформирована, и В. А. Мальцев 11/II выехал в Ленинград, а В. В. Рогозов 14/II отправился к месту своей постоянной службы, в Иркутск. Я же пробыл в Красноярске еще некоторое время и, выехав 18/II, 23/II вернулся в Ленинград.
Заканчивая настоящий отчет, считаю долгом отметить громадную помощь, оказанную Таймырской экспедиции местными административными и хозяйственными организациями и отдельными должностными лицами. Особенно многим экспедиция обязана Красноярскому окружному исполнительному комитету, Туруханскому районному исполнительному комитету, Хатангскому туземному районному исполнительному комитету, Красноярскому отделению Сибгосторга и Туруханскому интегральному союзу кооперативов. Содействие названных учреждений и их отдельных представителей во многом облегчило нам исполнение наших заданий. Им и всем тем, кто так или иначе содействовал нашему успеху, приношу свою искреннюю благодарность.
ЗАМЕЧАНИЯ К КАРТЕ РАЙОНА РАБОТ ТАЙМЫРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИКарта составлена на основании следующих материалов: береговая линия взята с карт Гидрографического управления и дополнена, в части, ближайшей к мысу Челюскина, по данным экспедиции Р. Амундсена на судне „Мод“; р. Пясина и озера в области ее истоков нанесены на основании материалов Норильской экспедиции Н. Н. Урванцева; западная часть Таймырского озера и низовья р. Таймиры — по данным
[28]
экспедиции Миддендорфа; все остальное — по съемкам Таймырской экспедиции 1928 г. и собранным во время ее расспросным данным. Ввиду того, что съемочные материалы экспедиции находятся еще в стадии обработки, реки и берега озер (кроме Таймырского), хотя бы и заснятые ею, наносятся пунктиром, наравне с изображенными по расспросным данным. Маршрут каравана экспедиции показан на карте сплошной черной линией; пунктиром показан маршрут поездки А. И. Толмачева на Хатангу весною 1928 г.
Работа по составлению карты исполнена астрономом экспедиции В. А. Мальцевым и действительным членом Полярной комиссии К. Е. Сидоровым.