Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Владимир Стругацкий. "Последние дни «СП-33»"

Незаменимый Константинов • Последние дни «СП-33»
Газета "Смена"
22.06.2009 г.

Пусть теперь кто-нибудь попробует утверждать, что радуга на небе сулит удачу. Не поверю. ...Помните, я рассказывал, какая радуга вспыхнула 9 сентября 2004 года - в первый день работы дрейфующей станции «Северный полюс-33» - станции имени Юрия Борисовича Константинова? И как только она ярким коромыслом повисла над льдиной, все почему-то решили, что «СП-33» суждена долгая и счастливая жизнь. К весне 2005 года стало ясно: надежды оказались напрасны.

Курс - Cевер

Мощная льдина лопалась, как воздушная паутина, разводья превращали ее в островки, рядом с домами со скрежетом росли валы торосов...

О любой подвижке льда положено сообщать в ежедневных диспетчерских. Но в своих радиограммах невозмутимо-сдержанный начальник «СП-33» Алексей Висневский о разломах упоминал редко. А когда начальник высокоширотной арктической экспедиции Владимир Соколов звонил на станцию по спутниковому телефону и просил позвать в радиорубку Висневского, немногословный Алексей, из которого лишнего слова не мог вытянуть даже Соколов, хотя они вместе зимовали еще на «СП-30», нехотя сообщал:

- Да все у нас нормально. Не переживайте... Вчера кают-компанию перетащили на новое место - подальше от трещины. Настроение у всех нормальное.

Это как у Утесова: «Все хорошо, прекрасная маркиза, за исключеньем пустяка...»

Но мало того, что льдину ломало. «СП-33» довольно стремительно шла «на вынос» - от полюса к проливу между Гренландией и Шпицбергеном, где заканчивали свою жизнь многие дрейфующие станции. За год работы в Северном Ледовитом океане льдина, повинуясь ветрам и течениям и двигаясь со средней скоростью 6,2 километра в сутки, перебралась из Восточного полушария в Западное, преодолев аж 2180 километров.

Было ясно, что дни ее сочтены.

Так что в Ленинграде, в ААНИИ, все с нетерпением ждали возвращения «Академика Федорова» из Антарктики, чтобы поскорее отправить его к другому полюсу.

«Академик Федоров» вышел из Петербурга в Арктику, в свой 23-й рейс, только 5 июля 2005 года.

Но идти напрямую к дрейфующей станции он не стал. Да и, судя по настроению полярников «СП-33», в этом не было необходимости. Разломы на льдинах столь же привычны, как в Петербурге дожди.

С эвакуацией станции решили не спешить. В конце концов, это лишь одна из многих задач экспедиции «Арктика-2005», задуманной как самая масштабная комплексная научная экспедиция за всю историю российских полярных исследований северной полярной шапки нашей планеты. Ей предстояло обследовать почти треть самого сурового океана нашей планеты - Северного Ледовитого. В экспедиции принимали участие свыше 150 океанологов и метеорологов, геологов и геофизиков, моряков и полярных летчиков.

Так что сначала «Академик Федоров» больше месяца работал с петербургскими геологами: к середине августа «Академик Федоров» прошел около 8 тысяч миль - через все пять российских арктических морей вдоль северного побережья нашей страны, обследовал огромный район Ледовитого океана - от Кольского полуострова до Чукотки. Геологи и геофизики впервые в таком объеме провели геологическую разведку дна Ледовитого океана, исследовали одну из крупнейших подводных возвышенностей Арктики - хребет Менделеева. Их работа имела не только научное, но и прикладное - экономическое и даже политическое - значение: была предпринята первая в нынешнем веке попытка уточнить границы континентального шельфа России. А от этих границ зависит, на какую часть месторождений природных ресурсов Северного Ледовитого океана сможет претендовать Россия.

Руководил этой частью экспедиции директор ВНИИО кеангеологии Валерий Каминский, с которым мы знакомы с 1987 года - с похода на атомоходе «Сибирь» к Северному полюсу.

В середине августа, когда «Академик Федоров» ушел уже далеко на восток, к берегам Чукотки, на смену экспедиции Каминского в Певек прилетели сотрудники Арктического и Антарктического научно-исследовательского института во главе с директором ААНИИ, доктором географических наук Иваном Фроловым. Вертолеты Вадима Базыкина прямо из певекского аэропорта перебросили нас на борт

«Федорова». И тут же мы двинулись в высокие широты Арктики, снабдив по дороге горючим полярников острова Врангеля.

Последние на земле параллели

- Наша экспедиция поможет лучше изучить Арктику - ее природу, климатические изменения, происходящие сейчас в Северном полушарии, условия ледового плавания по нашей национальной транспортной магистрали - Северному морскому пути, геологическое строение дна Ледовитого океана, поможет точнее прогнозировать природные катаклизмы, происходящие сейчас не только в Северном полушарии, но и на всем земном шаре, - ведь именно Арктика, как это ни тривиально звучит, по-прежнему является «кухней погоды», - объяснял мне директор ААНИИ, после того как мы разместились по каютам. - Экспедиция «Арктика-2005» - важный этап на пути возрождения российских полярных исследований в высоких широтах, возвращения России авторитета ведущей в мире полярной державы.

Столь масштабная высокоширотная полярная экспедиция накануне Международного полярного года явно укрепит позиции нашей страны в арктическом регионе.

Я выдержал его пространный монолог, но, конечно, съехидничал:

- Ну ты прямо возвышенно-тассовским слогом излагаешь.

- Это чтобы ты ничего потом не перепутал, - тут же отбил мяч Фролов.

С Иваном Фроловым - начальником экспедиции (для краткости его иногда именуют двумя буквами - АЭ - так эту должность обозначают в радиограммах) - мы знакомы тоже два десятка лет: в том же 1987 году в одной каюте шли на «Сибири» и поставили рекорд, который до сих пор превзойти никому не удалось, - добрались до Северного полюса по зимним, не успевшим растаять, а значит, наиболее тяжелым и мощным льдам.

- Нам бы хотелось и в этом году дойти до полюса, - Фролов наконец-то заговорил вполне человеческим языком. - Тем более что самый короткий для нас путь к «СП-33» - через полюс. И мы пойдем через районы малоизученные и очень интересные - будем работать над хребтом Ломоносова, над самыми глубокими океанскими котловинами, брать пробы воды и грунта.

Параллели мелькали, как автобусные остановки.

26 августа наконец-то пересекли 87-ю широту - поставили абсолютный рекорд. Ни одно в мире транспортное судно никогда самостоятельно, без ледокола, не рисковало подбираться так близко к Северному полюсу. Кстати, всю последнюю неделю мы «совершали героические подвиги». Ведь выше 82-й широты раньше «Академик Федоров» никогда не поднимался: эту высоту он взял в 2000 году.

- Ледокольщики нас теперь просто растерзают, - с гордостью улыбался начальник научно-оперативного отряда Сергей Фролов. - Не простят, что мы самостоятельно, без их помощи, забрались так высоко.

Считалось, что в эти широты транспортные суда могут сунуться только под опекой самых мощных атомоходов.

Специальный научный отряд экспедиции исследует воздействие льда на корпус судна - снимает своего рода кардиограмму. Уже получены записи на протяжении почти 500 часов, когда корпус испытывал максимальные нагрузки.

Данные эти особенно необходимы сейчас, когда проектируется новый флагман российского полярного научного флота. Планируется, что к 2011 году он начнет работать в самых высоких широтах земного шара.

...Пятиметровые глыбы многолетнего льда нехотя всплывают из-под корпуса «Академика Федорова». Никогда еще за всю свою почти 20-летнюю историю флагману российского научного полярного флота не приходилось работать в таких льдах.

С погодой не везет. Сильный ветер, метель. Найденные с вертолета час назад среди громадных ледовых полей каналы захлопываются прямо перед носом судна.

Ледовые поля порой просто непробиваемые. Наш «Академик» то рвется вперед, наваливаясь скулой на льдины и постепенно застревая, то дает задний ход, чтобы с разбега вновь подмять под себя глыбы.

Тяжело не только нам.

25 августа станцию имени Константинова, к которой мы спешим, в очередной раз раскололо. Трещины прошли под кают-компанией, камбузом и дизельной. Домики пришлось снова перетаскивать.

Пред.След.