Страница 2 из 9

М. М. Шенникова, Р. В. Бобровский. Жизнь для науки.

СообщениеДобавлено: 16 Апрель 2017 16:44
ББК-10
1. ДЕТСТВО. ВЕЛИКОУСТЮГСКАЯ ГИМНАЗИЯ

Сохранилось сравнительно мало документов, содержащих сведения о первых годах жизни Александра Петровича Шенникова. Лучшими из этих документов являются случайно сохранившееся его гимназическое сочинение «Мое детство» и незаконченные наброски воспоминаний, написанные уже в последние годы жизни. (Обе рукописи находятся в личном архиве А. П. Шенникова.)
Родился А. П. Шенников 11 сентября 1888 года в семье помощника учителя Папуловского земского начального училища Велико-Устюгского уезда Вологодской губернии. (По современному административному делению, село Папулово входит в состав Лальского района Кировской области. Оно расположено на берегу реки Лузы в 50 км вверх по течению от города Лальска). Семьи учителей в те времена обычно жили в школьных зданиях, так что детство мальчика в буквальном смысле слова прошло в школе. Помощника учителя, Петра Павловича Шенникова, часто переводили из одной школы в другую, поэтому мальчик еще в детстве познакомился с рядом северных сел — Папуловым, Удимой, Топсой, Комарицей, Усть-Алексеевым. Эти села лежат на берегах больших рек — Северной Двины, Юга, Лузы. Воспоминания о раннем детстве у Александра Петровича были неразрывно связаны с суровой и прекрасной природой этих мест.
Родители Александра Петровича вышли из народа. Дед его Павел Иванович Шенников, бывший крепостной крестьянин из Владимирской губернии, а затем — солдат, заслужил два Георгия во время обороны Севастополя, после чего поселился в Великом Устюге. Петр Павлович Шенников, отец Александра Петровича, не только сумел стать учителем, но, благодаря исключительно упорному самообразованию, стал передовым для своего времени педагогом и краеведом. Он изучал этнографию и экономику родного края, собирал народные песни, интересовался археологией, публиковал результаты своих исследований в «Губернских Ведомостях» и других местных изданиях. Впоследствии, по выходе в отставку (с 1912 г.), он был хранителем и заведующим в Вологодском краеведческом музее (умер он в 1930 г.). (О П. П. Шенниконе см.: А. и А. Веселовские, Вологжане-краеведы, Вологда, 1923, стр. 144.). Мать Александра Петровича — Людмила Николаевна — родом из Великого Устюга — посвятила жизнь заботам о семье.
Семья была большая: вместе с Александром Петровичем росли его старшие брат и сестра и две младших сестры, и еще несколько детей умерло малолетними. Александр Петрович вспоминал позднее, что воспитывался он «в деревенской простоте», среди крестьянских детей. Но, благодаря непрерывному пребыванию в школе, он еще «в допамятные годы» выучился читать, и с тех пор чтение книг из обширной отцовской библиотеки стало его любимым занятием.
Петр Павлович очень любил родную северную природу, умел относиться к ней не только как рыболов и охотник, но и как художник. Эту любовь к природе — одно из необходимых условий для формирования будущего ученого-биолога — он сумел передать и сыну. Мальчик с раннего детства сопровождал отца в рыболовных и охотничьих походах в лодке по рекам и пешком. Высокие обрывистые берега Сухоны, бескрайние луга с озерами и протоками в долине Северной Двины, глухие леса, начинавшиеся сразу за узкой цепочкой прибрежных селений, не могли не волновать воображения мальчика, раннему умственному развитию которого способствовала вся обстановка детства.
В 1898 году Александр Шенников окончил Забелинское земское начальное училище, близ села Комарицы (на берегу Северной Двины, ниже Котласа), где в то время преподавал его отец. Проучившись затем два года в городском училище в Великом Устюге, он поступил в 1900 году во второй класс ВеликоустюгскоЙ гимназии.
 Похвальный лист.jpg
В гимназические годы интерес к природе, зародившийся в детстве, постепенно перешел в увлечение естественными науками. Этому способствовали и гимназический курс естествознания, и еще более — богатая библиотека гимназии. Учителя заметили увлечение гимназиста Шенникова естественными науками и поощряли его. По окончании 5-го класса он был награжден прекрасно изданной книгой В. Гааке «Мир животных Европы, их жизнь и нравы» (СПБ, 1902). Впоследствии в аттестате зрелости А. П. Шенникова была специально отмечена «любознательность образцовая, особенно к естественным наукам». (Государственный исторический архив Ленинградской области, фонд № 14, опись 3, дело № 48831.). Александр Петрович вспоминал, что большое впечатление произвели на него в те годы научнопопулярные книги М. Н. Богданова «Из жизни русской природы» и «Мирские захребетники».
Вначале у него преобладал интерес к зоологии. Особенно интересовался он насекомыми. Отправляясь пешком или на лыжах из Великого Устюга на воскресенье к родителям в Усть-Алексеево, он по пути добывал из пней зимующие личинки насекомых, бережно приносил их домой и выращивал, наблюдая за их развитием. Летом в первые гимназические годы собирал коллекции насекомых.
В эти же годы он начал серьезно интересоваться и ботаникой. К концу гимназических лет интерес к ботанике стал уже преобладающим. Много позже, в одной из первых своих научных статей, он ссылался на ботанические наблюдения, выполненные им в 1905 году, то есть тогда, когда он был еще гимназистом 6-го класса. О глубине и обширности его познаний, приобретенных в гимназические годы, можно судить по тому, что вскоре после поступления в университет он писал домой: «Хожу на лекции, но пока еще мало что интересного, так как большая часть читаемого на лекциях есть совершенно мне знакомое, ранее известное...». (Письмо к отцу из Петербурга 22. IX. 1907. Личный архив А. П. Шенникова).
Увлечение зоологией и ботаникой в гимназические годы способствовало выработке трудолюбия, сосредоточенности, упорства в достижении поставленной цели, ставших столь типичными чертами характера А. П. Шенникова. Собрать на лугу, в поле или в лесу кипы растений, наловить полные коробки насекомых — это еще только начало работы. Значительно больше времени надо затратить на то, чтобы определить собранные растения или насекомых, то есть найти по справочнику их правильные научные названия. Много прилежного труда и аккуратности требуется и на то, чтобы все собранное оформить в гербарии и коллекции. На всю эту работу уходили очень часто все часы досуга гимназиста Шенникова.
Необычные трудолюбие и любознательность уже в гимназические годы принесли первые успехи. Все классы гимназии А. П. Шенников заканчивал с похвальными грамотами. В упомянутом выше аттестате зрелости, врученном ему 1 июня 1907 года, было записано: «Во внимание к постоянно отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности же в естественных науках педагогический совет постановил наградить его золотой медалью ...».
Успехи в учебе и рано определившаяся склонность, к научным занятиям немало способствовали тому, что А. П. Шенников вообще мог продолжить и закончить образование. Уездное земство предоставило ему стипендию для обучения в гимназии, а затем и для обучения в высшем учебном заведении. Правда, это были не стипендии в современном смысле, а ссуды, подлежавшие возврату по завершении обучения. Но без них сын сельского учителя не смог бы окончить даже гимназию, не говоря уже об университете.