На Крайнем Севере издавна считали, что единственным видом надежного арктического транспорта являются ездовые собаки. Только в последние годы на крупных полярных станциях появился механизированный транспорт — тракторы и вездеходы.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АРКТИКОЙ
В 1934 году были завезены два вездехода-амфибии на мыс Челюскина, где полярную станцию организовывал И. Д. Папанин. За год до этого вездеходы впервые работали в Ленской экспедиции. На Челюскин с вездеходами приехал Н. Мартынов. Раньше он работал как механик-тракторист и хорошо знал работу вездеходов в обычных материковых условиях. Но с Арктикой он знакомился впервые.
Зимовщиков доставлял ледокольный пароход «Сибиряков». Оба вездехода стояли на палубе. Машины были на гусеничном ходу с моторами «ГАЗ-АА» в 40 лошадиных сил. Корпус всей машины был закрытый, и только сверху имелись люки для входа и выхода. Никаких особых арктических приспособлений на вездеходах не было. Сзади имелся небольшой винт для работы на воде при буксировке легких гидропланов. В машине помещалось 3 человека. По обе стороны вдоль корпуса укреплялись ящики для экспедиционного снаряжения. Грузы можно было перевозить только на специальных прицепах.
С первых же дней разгрузки вездеходы пошли в работу. Был конец августа, но у берега еще держалась полоса крепкого ледяного припая шириной около 400 метров. Поэтому «Сибиряков» не мог подойти вплотную к берегу. На вездеходах грузы перевозились к берегу, а затем по берегу на площадку строительства полярной станции. При перевозках употреблялись обычные тракторные прицепы, такие же как употребляются на материке на сельскохозяйственных работах. Вездеходы перевозили все необходимые стройматериалы: бревна, камень,
[3]
песок. Частично эти материалы были выгружены километра за два от места строительства. Дорога по берегу, устланная хорошим мелким гравием, была очень удобной.
Хуже стало, когда началось сооружение магнитного павильона. Строили его в полукилометре от станции. Путь лежал по тундре, оттаявшая поверхность которой была мягкой, водянистой. Тяжелый и основательно загруженный вездеход нередко проваливался и увязал.
Вскоре после окончания «строительного сезона» был организован первый 55-километровый поход на мыс Вега. В поход пошли И. Д. Папанин, Е. К. Федоров и Н. Мартынов. Предстояло уточнить карту побережья и провести по всему маршруту магнитную съемку.
Трасса была совершенно не изученной. Вездеходу пришлось преодолевать пересеченную местность, итти по тундре, где много спусков и подъемов. Там, где попадались островки серого моха, Н. Мартынов вел машину более уверенно; опыт показал, что в таких местах почва крепче и суше. Зыбкие места, покрытые желтеющим мохом, объезжались, и все же вездеход (он весил до 3 тонн, не считая груза) несколько раз глубоко увязал, и его с трудом вытаскивали.
На мысе Вега был разбит лагерь, в котором остался И. Д. Папанин. Е. К. Федоров и Н. Мартынов пошли дальше.
Морозы к тому времени еще не успели сковать почву. Часто попадались долины, в которых под тонким льдом держалась вода. Одна из таких долин преградила путь вездеходу. Посоветовавшись, Е. К. Федоров и Н. Мартынов решили не рисковать машиной и повернули обратно.
Зная недостатки вездехода, Н. Мартынов боялся, что после длительной остановки ему не удастся завести мотор, что аккумулятор разрядится, хотя их было два. Поэтому он. из машины не вылезал, даже ночевал в машине, и на привалах через каждые два часа прогревал мотор.
В походе машина показала себя с плохой стороны. Она ползла как черепаха, хотя вездеход имел 4 скорости. Шли все время на 2-й скорости. На обратном пути по хорошей дороге Н. Мартынов разогнал машину на 3-ю скорость и неожиданно попал в яму. Вездеход своим корпусом сел в снег и, спрессовав его, провалился. Гусеницы вертелись вхолостую. Откапывали машину три раза. Но как только откопку кончали, машина снова своею тяжестью уходила в снег, глубоко увязала. Хорошо что поблизости на побережье валялся плавник. Оттуда принесли несколько бревен и подложили их под гусе-
[4]
ницы. Только часа через четыре вездеход выбрался из ямы. Домкратом воспользоваться не удалось, так как не было подходящей доски и домкрат не во что было упереть, — он проваливался в снегу.
Когда экспедицию застигала пурга, разбивался лагерь. Машину ставили на ветер, а палатку — с подветреной стороны за машиной. Во время пурги тоже каждые два часа прогревался мотор.
После похода на мыс Вега дальше территории зимовки вездеходы-амфибии не ходили. Этот тип вездехода показал свою непригодность для серьезных арктических переходов. На перевозке грузов вездеходы тоже работали неудовлетворительно. Совершенно неприспособленные для перевозки тяжестей, они если и могут применяться в Арктике, то только для небольших поездок исследовательских экспедиций по льду либо по тундровой местности с большим числом водных преград, рек, озер, в то время года, когда сама тундра еще не оттаяла.
От большой перегрузки на вездеходах часто ломались коронные шестерни. При собственном весе в 3 тонны машины едва-едва перетаскивали по 2, 5 — 3, 5 тонны груза. Поэтому весной следующего года вездеходы использовались главным образом на уборке территории и перевозке мелких грузов на самой станции. Точно так же эти машины использовала новая смена полярников, которая приехала в августе 1935 года.
Таким было первое знакомство Н. Мартынова с арктическими условиями работы на вездеходах. С. Войнов до 1936 года на тракторах и вездеходах вообще не работал. Как механик по ремонту автомобильных двигателей, он мало сталкивался с эксплоатацией. Арктика была ему совершенно незнакома.