Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Юрг Майстер. Операции в морях Cеверного Ледовитого океана

Юрг МАЙСТЕР
ОПЕРАЦИИ В МОРЯХ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА


Уважаемые читатели, вашему вниманию предлагается перевод части известнейшей работы швейцарского историка Юрга Майстера «Война в Восточноевропейских водах 1941-1945» (Meister J. Der Seekrieg in den osteu-ropatishen Gewassern 1941 — 1945. — Munchen,1958). В советское время этот труд вызывал особую неприязнь нашей официальной исторической науки, его автора поторопились зачислить в «буржуазные фальсификаторы». В результате, сама книга оказалась «объектом спецхрана», а сделанный вскоре после ее выхода перевод считался секретным. Слишком уж расходились оценки швейцарца с отечественными «исследованиями и мемуарами». Впрочем, для внутреннего пользования наши военные издавали совсем другую литературу, чем «для народа»...
Конечно, с точки зрения сегодняшнего исследователя, работа Майстера содержит некоторое количество неточностей. Однако ценности своей, на наш взгляд, она не утратила. К тому же, настоящая публикация снабжена комментариями, позволяющими уточнить приводимые автором факты. Приводимые в тексте географические названия даются в соответствии с тем, как они обозначались в отечественных документах периода войны. Все иллюстрации, кроме карт, помещены редакцией. Перевод осуществлен С.А. Липатовым, автор комментариев — М.Э. Морозов (заверстаны в текст). В подготовке публикации также участвовали А.Ф. Воронов, А.Е. Грановский, Б.В. Соломонов.


Часть 1.
1941 ГОД
• ДЕЙСТВИЯ НЕМЕЦКИХ КРЕЙСЕРОВ, ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ И МИННЫХ ЗАГРАДИТЕЛЕЙ В МОРЯХ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА
• ОПЕРАЦИЯ «ВУНДЕРЛАНД». ДЕЙСТВИЯ ТЯЖЕЛОГО КРЕЙСЕРА «АДМИРАЛ ШЕЕР» В КАРСКОМ МОРЕ С 16 ПО 30 АВГУСТА 1942 ГОДА
• ОБСТРЕЛ ПОРТА ДИКСОН

Часть 2.
• МИННЫЕ ОПЕРАЦИИ НЕМЦЕВ
• ОПЕРАЦИИ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ
• ДЕЙСТВИЯ ГЕРМАНСКИХ СВЕРХМАЛЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ПРОТИВ МУРМАНСКА
• ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕРМАНСКОЙ АВИАЦИИ НА СЕВЕРЕ
• БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЕРМАНСКИХ КОНВОЙНЫХ СИЛ В ПОЛЯРНЫХ МОРЯХ
• БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ФИНСКОГО ФЛОТА В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ

Часть 3.
• СОВЕТСКИЕ ДЕСАНТНЫЕ ОПЕРАЦИИ НА СЕВЕРНОМ ТЕАТРЕ
• ДЕЙСТВИЯ СОВЕТСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В МОРЯХ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА
• АТАКА НА «ТИРПИЦ»
• ДЕЙСТВИЯ СОВЕТСКИХ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ
• ОБОРОНА СОВЕТСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В АРКТИКЕ
• СОВЕТСКИЕ БЕРЕГОВЫЕ БАТАРЕИ

Юрг МАЙСТЕР. ОПЕРАЦИИ В МОРЯХ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА

1941 ГОД
 27.jpg

 28.jpg

 29.jpg

 30.jpg

 31.jpg

 32.jpg

 33.jpg

 34.jpg

 35.jpg

 36.jpg

 37.jpg

 38.jpg

После того как 22 июня 1941 года немецкие войска перешли советскую границу, побережье Северной Норвегии и моря, лежащие к северу от него, также стали театром военных действий. Только узкая полоса финской территории около Петсамо разделяла советские и немецкие сухопутные силы, но и этот слабый барьер рухнул уже в первые дни войны. Немецкие войска с разрешения финнов перешли границу, пересекли финскую территорию и вторглись в Советскую Россию {1 Германские войска перешли советскую границу в Заполярье 28 июня.}. Хотя и было известно, что Советский Союз, начиная с 1933 года имел в Баренцевом море военно-морские базы и корабли, число которых продолжало расти, немцы не подготовили с самого начала план ведения боевых действий в этих водах. Немецкое военно-морское командование, видимо, не рассчитывало на то, что Англия немедленно начнет помогать Советскому Союзу, поставляя через северные порты военные материалы и продовольствие.
В гитлеровском плане «Барбаросса» не учитывалась возможность операций немецких или советских военно-морских сил в северных морях. В результате 22 июня 1941 года в Норвегии находились только небольшие и самые слабые немецкие «Соединения обороны побережья» { 2 В соответствии со сложившейся к июню 1941 г. организационно-штатной структурой ВМС Германии Баренцево море находилось в зоне ответствен-ности группы ВМС «Север» (генерал-адмирал Р. Карлье). До начала 1942 г. на порты Норвегии постоянно базировались исключительно соединения кораблей ОВРа (эскортные, минно-тральные и т.д.), подчинявшиеся штабу «Адмирала Норвегии» (адмирал Г. Шмундт). Соединения, развернутые на порты Баренцева моря, подчинялись штабу «Адмирала Полярного побережья» (вице-адмирал О. Шенк). К началу боевых действии против СССР они включали две флотилии СКР (ок. 30 единиц). 17-ю флотилию БО (18 единиц), бывший норвежский минный заградитель «Гаммсмен», часть флотилии тральщиков (примерно 10 катеров-тральщиков — бывших норвежских дрифтеров).}.
Советский Северный флот, напротив, имел в своем составе примерно 10 эскадренных миноносцев, 40 подводных лодок, 3 миноносца, 10 эскортных кораблей, 20 тральщиков, 30 торпедных катеров и, приблизительно, около 50 вспомогательных боевых кораблей {3 Реально советский Северный флот (до мобилизации кораблей других ведомств) включал 8 эсминцев, З СКР, 1 минный заградитель, 2 ТЩ, 15 ПЛ и 16 СКА }. Лишь 11 июля 1941 года в Киркенес прибыла 6-я флотилия эскадренных миноносцев в составе 5 кораблей, а затем подводные лодки «U 451» и «U 566» {4 ПЛ «U 451» и «U 566» прибыли в Киркенес 28 и 29 июля соответственно. Еще раньше — 22 июля — в Бек-фьорд под Киркенесом прибыла «U 652». На следующий день она вышла в первый боевой поход германской ПЛ в Арктических водах и 6 августа потопила посыльное судно «ПС-70» (бывш. Траулер «РТ-70»).} и артиллерийский учебный корабль «Бремзе». Советский флот имел три недели, когда он практически мог оспаривать господство на море в этих районах, дни, которые он не использовал для атак силами надводных кораблей немецких судов, доставлявших снабжение, и для нападений на норвежское побережье {5 Значительное снижение объема морских перевозок на 1,5 месяца явилось одним из мероприятий плана ведения боевых действий против СССР, представленного адмиралом Э. Редером Гитлеру на совещании в ставке фюрера но военно-морским вопросам 19.02.1941. В связи с этим возможность достижения реальных успехов в случае проведения операций на вражеских коммуникациях весьма сомнительна, что, впрочем, совершенно не оправдывает пассивности командования СФ.}.

ДЕЙСТВИЯ НЕМЕЦКИХ КРЕЙСЕРОВ, ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ
И МИННЫХ ЗАГРАДИТЕЛЕЙ В МОРЯХ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА


Так как немцы предполагали, что русским еще неизвестно о прибытии в Киркенес 6-й флотилии эскадренных миноносцев, командир флотилии капитан 1 ранга Шульце-Хинрикс и генерал Дитль запланировали внезапный удар по советским каботажным перевозкам. Однако мотоциклист, который должен был доставить этот приказ, случайно переехал линию фронта, из-за чего пришлось отказаться от проведения этой операции.
Первый поход немецких эсминцев состоялся 12—13 июля и длился 35 часов. Всего было пройдено 710 морских миль. Выйдя из Киркенеса, корабли сначала направились на север, затем, в разведывательных целях, на восток, где находились до наступления темноты. После этого они сосредоточились и, разделившись на две группы, направились к побережью. Немцы отказались от первоначально запланированного выдвижения на северо-восток до Гензе-банк, чтобы захватить находившиеся там по слухам советские рыболовные суда, после того как флотилия по пути туда трижды атаковывалась русскими летающими лодками, и можно было предположить, что русские, несмотря на то, что немецкие корабли неоднократно ложились на ложный курс, правильно определили цель нападения. Во время возвращения у побережья в районе Териберки был уничтожен советский конвой, состоящий, по меньшей мере, из двух сторожевых кораблей и нескольких вооруженных буксиров и барж. Только одному буксиру удалось выброситься на берег в районе Териберки. По советским данным, при этом был потоплен эскортный корабль «Пассат». Чтобы избежать обнаружения советской авиацией, немецкие эскадренные миноносцы вошли в Тана-фьорд {6 До атаки советского прибрежного конвоя германские эсминцы налетам нашей авиации не подвергались. В состав конвоя входили СКР «Пассат» (бывш. Траулер «В. Чкалов»), траулеры «РТ-32» п «РТ-67» с понтонами на буксирах. Конвой, кроме поврежденного и выбросившегося на берег «РТ-32», был уничтожен огнем эсминцев. В течение дня 13 июля ВВС СФ совершили 38 вылетов для поиска и атаки кораблей противника, сбросив на них 42 бомбы ФАБ-100. От огня эсминцев два МБР-2 получили повреждения (один разбился при посадке), кроме того, еще один МБР-2 потерпел аварию при спасательных работах.}.
Уже 15-16 июля 5 немецких эсминцев предприняли второй поход, проследовав строем фронта на северо-восток, чтобы в промысловых районах захватить рыболовные суда и помешать движению пароходов. Однако, не считая охоты за подводной лодкой, {7 Данное обнаружение могло быть только ложным } которая не дала результатов, немецкие эсминцы не вступили в соприкосновение с советскими военно-морскими и воздушными силами и снова вернулись в Киркенес.
Следующая атака проводилась с 22 по 24 июля четырьмя эсминцами. «Ганс Лоди» остался в порту, так как у него ремонтировался котел. Маршрут этого набега должен был пролегать далеко на севере, чтобы, несмотря на дневное солнце и, в большинстве случаев, хорошую видимость, избежать обнаружения. По пути были встречены подводные лодки «U 451» и «U 566». Позднее немецкое соединение заметили и атаковали две советские летающие лодки, но безуспешно. Хотя эскадренные миноносцы, видимо, своевременно легли на обратный курс, следовало рассчитывать на то, что на берегу была объявлена тревога {8 Вечером 22 июля германские эсминцы подверглись атакам пары МБР 2 и пары ГСТ (сброшено 24 ФАБ-100). Днем и вечером 23 июля эсминцы были атакованы такими же самолетами еще раз.}. Учитывая данное обстоятельство, флотилия продвинулась еще дальше по направлению на северо-восток и, приблизительно, на 24 часа скрылась под завесой тумана. Вечером 23 июля корабли изменили курс с северо-восточного на южный и направились ко входу в Белое море, а затем пошли вдоль побережья Кольского полуострова на запад. Сразу же после наступления полуночи 24 июля артиллерийским огнем был уничтожен советский танкер водоизмещением приблизительно в 2000 брт. Густой дым и огромное черное облако было видно на расстоянии 30 миль. Две советские летающие лодки приблизились и выпустили красные опознавательные сигналы, на которые немецкий командир эскадренного миноносца немедленно ответил таким же сигналом, после чего самолеты полетели дальше на восток. Спустя некоторое время снова появились две летающие лодки, которым эскадренные миноносцы снова дали звездный сигнальный знак, уже производившийся ранее. После этого один самолет сел на воду недалеко от немецких кораблей и немедленно был уничтожен артиллерийским огнем, открытым с одного из эсминцев. Так как приходилось рассчитывать на то, что на советском побережье объявлена тревога, то пришлось отказаться от приближения к Мурманску. Эскадренные миноносцы снова направились на север и вскоре после этого подверглись интенсивной бомбардировке. Сначала на высоте 5000 метров в бледно-голубом небе были замечены, приблизительно, 15 бомбардировщиков. Немцы предполагали, что все это сделано лишь один раз для устрашения, но спустя 20 минут поняли, что ошиблись, так как появилось и сбросило бомбы еще одно крупное соединение бомбардировщиков, опять летевших на высоте, не достигаемой для зенитных орудий. Тогда эскадренные миноносцы снова скрылись в полосе тумана, которую они обнаружили несколько дней тому назад, но прежде чем они успели до нее добраться, им в третий раз пришлось испытать на себе воздушный налет, не давший, правда, результатов. Затем корабли без дальнейших происшествий добрались до Киркенеса {9 Реально было потоплено ГИСУ «Меридиан», не успевшее укрыться у берега после объявления тревоги. Утром 24 июля ВВС СФ произвели 28 вылетов, в ходе которых 16 самолетов безуспешно атаковали корабли противника. Самолетом, уничтоженным огнем ЭМ, оказался ГСТ, получивший серьезные повреждения в бою с парой Bf 110. Кроме того, зенитная артиллерия противника подбила один МБР, упавший в море при возвращении на базу. Другой МБР был поврежден.}.
Немцам было известно, что с начала августа начинается судоходство по Северно-Сибирскому морскому пути и в водах южнее Новой Земли; поэтому планировалось провести атаку на торговые суда, которые ожидалось встретить в этом районе. Поход имел место 30 и 31 июля 1941 года, но на широте острова Колгуев он был прерван, так как поступило много сообщений по радио о налете палубных самолетов англичан на корабли, стоявшие в Киркенесе и Петсамо {10 В налетах принимали участие самолеты с авианосцев «Викториес» и «Фьюриес». При ударе по Киркенесу германской зенитной артиллерии и истребителям группы I/JG77 удалось сбить 11 бомбардировщиков «Альбакор» и 2 «Фульмар» из 29 атаковавших. В Петсамо потери англичан составили 1 бомбардировщик и 1 истребитель. Единственным успехом налета стало потопление норвежского рыболовного судна «Ротвает» (74 брт).}. Эскадренные миноносцы находились в неприятном положении, так как, с одной стороны, приходилось считаться с уничтожением в Северной Норвегии имеющихся запасов топлива, а с другой стороны возникла опасность, что немецкие корабли при возвращении на запад будут перехвачены охранением авианосцев. В действительности флотилия несколько раз пересекала курс отходящих англичан и должна была бы быть обнаружена британской военной разведкой. Немецкая радиосвязь между берегом и кораблями, находящимися в море, работала довольно плохо и к тому же на эскадренные миноносцы напали стартовавшие немецкие бомбардировщики, и только благодаря дымовой завесе им удалось спастись от последствий этой ошибки, когда их спутали с соединением английских авианосцев. Эскадренные миноносцы вошли в Тана-фьорд и позднее вместе с конвоем передислоцировались в Киркенес.
Между тем со всех концов поступали жалобы немецких частей, продвинувшихся до реки Лица, относительно действий советских военно-морских сил в Мотовском заливе. Так, например, уже в середине июля сообщалось о том, что советский крейсер открыл в этом районе огонь по немецким позициям. Однако в действительности речь могла идти в лучшем случае лишь о советских эскадренных миноносцах и канонерских лодках. Хотя было известно, что полуостров Рыбачий и район Кольского залива имели сильные укрепления, и к тому же приходилось рассчитывать на наличие там минных заграждений и на всякого рода военно-морские силы, немецкое командование решило нанести удар, чтобы облегчить положение сухопутной армии. В рейде 9—10 августа приняли участие только эскадренные миноносцы «Ганс Лоди», «Фридрих Эккольдт» и «Рихард Байтцен». Немецкие корабли вышли вечером и, идя с большой скоростью, прибыли в устье Кольского залива. Приблизительно в 10 морских милях от острова Кильдин удалось напасть на советский сторожевой корабль «Туман» и уничтожить его артиллерийским огнем. После этого эскадренные миноносцы прошли на расстоянии видимости у устья Кольского залива на запад и, приблизительно, через полчаса повернули на север. Как только русские узнали, что немецкие корабли повернули обратно, тяжелые
батареи открыли огонь. Кроме 4 самых тяжелых батарей по уходящим зигзагообразным курсом на предельной скорости эскадренным миноносцам, использовавшим дымовую завесу, открыли огонь орудия среднего калибра с острова Кильдин, полуострова Рыбачий и мурманского побережья. Последние падения советских снарядов вблизи кораблей флотилии имели еще место на расстоянии 38.000 метров {11 Автор не точен в описании деталей боя. Германские ЭМ вели обстрел СКР «Туман» с 04:42 до 04:55, СКР затонул в 05:50 (время московское). В 05:08 огонь по противнику открыла 180-мм башенная батарея №11 10-го артдивизиона береговой обороны СФ. Сразу после этого (05:09 — 05:10) эсминцы изменили курс с юго-западного на северный. В 05:16, через минуту после прекращения огня батареей №11 открыла огонь 130-мм батарея №7 (обе батареи были четырехорудийными). На момент начала огня дистанция составляла 138 каб и после четырех залпов, легших недолетами, в 05:20 батарея прекратила огонь. Другие батареи Мурманского УР огня не открывали}. Вслед за этим советские самолеты несколькими волнами совершили налеты, в результате которых из-за близкого разрыва «Рихард Байтцен» получил тяжелые повреждения в машинном отделении {12 В налетах на германские корабли приняло участие 7 бомбардировщиков СБ и Пе-2. От близкого разрыва авиабомбы в двух отсеках на ЭМ «Рихард Байтцен» появились течи, а в машинном отделении произошла авария. В ходе налетов советская сторона потерь не понесла.}. «Ганс Лоди» ушел в Киркенес, а два других эскадренных миноносца — в Тромсё. Так как у «Германа Шёмана» была неисправна машина, пришлось этот эскадренный миноносец вместе с «Рихардом Байтценом» отпустить в Германию.
После ремонта в Нарвике три оставшихся немецких эскадренных миноносца использовались преимущественно для конвоирования и после того, как 30 августа британская подводная лодка «Трайдент» из конвоя, охраняемого одним из этих эсминцев {13 Конвой сопровождали ЭМ «Ганс Лоди» и «Карл Гальстер».}, торпедировала и потопила два транспорта в районе острова Сольвен, эскадренные миноносцы взяли на себя транспортировку частей из Тромсё до Киркенеса (360 миль за 15 часов).
По истечении сентября эскадренный миноносец «Ганс Лоди» вследствие длительных течей в котле должен был быть отпущен в Германию, а эскадренный миноносец «Фридрих Эккольдт» при сопровождении конвоя на рейде Тромсё получил тяжелые повреждения в результате столкновения и тоже был отослан на родину {14 «Эккольдт» получил повреждения 12 октября 1941 г. в результате столкновения с норвежским пароходом. На ЭМ было затоплено машинное отделение.}. Наконец, в ноябре пришлось отправить в Германию для ремонта на верфи последний эскадренный миноносец «Карл Гальстер» после того, как он прошел 32.000 морских миль.
Так как немецкие ударные надводные военно-морские силы из-за выхода из строя эскадренных миноносцев оказались сведены к нулю, в декабре в Киркенес была передислоцирована 8-я флотилия эскадренных миноносцев в составе пяти кораблей. Между тем из Германии прибыли, наконец, первые годные для наступательных операций мины, снабженные очень длинными минрепами. Новый поход 8-й флотилии эскадренных миноносцев под командованием капитана 1 ранга Пенитца должен был стать первым и единственным во Второй мировой войне боем между немецкими и советскими эскадренными миноносцами.
16 декабря 1941 года пять немецких эскадренных миноносцев {15 В состав флотилии входили ЭМ «Z 26», «Z 23», «Z 24», «Z 25» и «Z 27» проекта «36А» (т.н. тип «Нарвик»).} покинули Киркенес, получив задание поставить мины перед входом в Кольский залив, что и было планомерно осуществлено в ночь с 16 на 17 декабря {16 На самом деле мины не выставлялись.}. На обратном пути, 17 декабря 8-я флотилия эскадренных миноносцев во время арктических сумерек и снежной пурги натолкнулись на неохраняемое соединение советских кораблей. Они были вначале обнаружены с помощью немецких аппаратов «DT», а затем визуально на расстоянии 2000—3000 метров. При этом речь шла наверняка о двух, а возможно, даже о четырех советских эскадренных миноносцах современного класса «Г». Русские корабли, видимо, полностью попали врасплох, они шли на небольшой скорости с орудиям, развернутыми по-походному. Немецкие эскадренные миноносцы, напротив, своевременно перешли на скорость 26 узлов и сразу же при появлении русских выпустили шесть торпед и открыли огонь. Эсминец «Z 27», выпустивший четыре торпеды, по истечении времени их прохождения заметил взрыв. Советские эсминцы тем временем увеличили скорость, видимо, также до 26 узлов, и идя, почти параллельным курсом, открыли ответный огонь, но попаданий не добились.
Немцы открыли огонь в 17:35, но через 13 минут, в 17:48, вынуждены были прекратить его, так как из-за арктических сумерек и тумана контакт не только с противником, но и между своими кораблями был прерван. Из-за плохой видимости и большой скорости немецких эскадренных миноносцев командир флотилии был вынужден маневрировать осторожно, стараясь избегать ситуаций, в которых какой-нибудь из его кораблей мог быть протаранен. Вследствие этого он постепенно снижал скорость так, что контакте советскими кораблями был потерян и не мог быть больше восстановлен.
Морской бой имел место в квадрате 2377-AW северо-восточнее мыса Городецкий. По мнению немцев, торпедой и попаданием артиллерийского снаряда был поврежден русский эскадренный миноносец (по всей вероятности он затонул), в то время, как второму поврежденному эскадренному миноносцу под прикрытием тумана удалось скрыться.
Советскими сведениями об этом бое пользоваться невозможно. Название вероятно потопленного эсминца точно установлено не было {17 В действительности противниками немцев в .этом бою являлись британские тральщики «Хейзард» п «Спиди». В ходе боя пострадал «Спиди», получивший незначительные повреждения в результате попаданий четырех 150-мм снарядов в надстройки.}.
По сведениям англичан, командир советской флотилии эскадренных миноносцев «был ликвидирован», так как он должен был действовать энергично {18 Поскольку англичане не могли не знать, чьи корабли реально вели бой с германскими ЭМ, информация автора представляется грубым вымыслом.}. Возможно, это смещение с должности связано с боем 17 декабря; во всяком случае, советские эскадренные миноносцы до осени 1944 года почти не проводили операций западнее полуострова Рыбачий, за исключением тех случаев, когда им приходилось взаимодействовать с британскими военными кораблями {19 Эсминцы СФ в 1942-1943 гг. принимали участие в следующих набеговых операциях: 1—2 февраля 1942 г. «Грозный» и «Сокрушительный» совершили поиск вдоль норвежского побережья до района Сюльте-фьорд — Конге-фьорд. Встреч с кораблями противника не было. 20—21 января 1943 г. ЛД «Баку» и ЭМ «Разумный» в районе мыса Маккаур осуществили перехват отряда германских кораблей в составе МЗ «Скагеррак», ТЩ «М 803», «М 322», БО «Uj 1104» и «Uj 1105». После безуспешного обстрела и торпедной атаки советские корабли вышли из боя:
27—28 марта 1943 г. ЛД «Баку», ЭМ «Грозный» п «Громкий» предприняли безуспешную попытку перехватить конвой противника в районе Конгcфьорда;
30—31 марта 1943 г. ЛД «Баку», ЭМ «Грозный» и «Громкий» совершили безрезультатный поиск вдоль побережья Северной Норвегии.}
.
Некоторые немецкие источники уже в 1941 году выражали сомнение в том, что обнаруженные корабли являлись эскадренными миноносцами противника. Более вероятно то, что обстрелянные корабли являлись сторожевыми кораблями, которые, видимо, были лишь повреждены. Однако так как в этом случае русские наверняка опубликовали бы сообщение об успешно проведенном бое своих слабых сторожевых кораблей с четырьмя немецкими эскадренными миноносцами, следует предположить, что противником были два русских эсминца.
Так как Гитлер «интуитивно» предполагал, что союзники высадятся в Норвегии, то в начале 1942 года туда были посланы немецкие военно-морские силы. Эти корабли должны были играть не только стратегическую роль и отражать все попытки противника высадиться там, но и атаковать транспорты союзников, которые во все больших и больших количествах следовали в Мурманск.
Первая атака предприняли линкор «Тирпиц» и эсминцы 5-й флотилии «Фридрих Ин», «Герман Шёман» и «Z 25» под командованием вице-адмирала Цилиакса. Корабли 6 марта 1942 года в 12:30 вышли в море, а вечером в 18:01 их обнаружила британская подводная лодка «Силайон», сообщившая о них. Эскадренные миноносцы, которые с разведывательными целями шли несколько впереди, держа курс на север, в послеполуденное время 7 марта увидели советское грузовое судно «Ижора», отставшее от английского конвоя QP-8 и вначале принявшее немецкие корабли за союзников. Однако, русские были проучены, когда «Фридрих Ин» дал залп и попал в носовую часть судна, которое застопорило ход, но в 16:32 по радиотелеграфу сообщило о том, что заметили корабли противника. После этого немецкие эскадренные миноносцы выпустили две торпеды, не попавшие в цель, так как на море было сильное волнение. Пароход, груженый, видимо, древесиной, был еще интенсивнее обстрелян тремя эскадренными миноносцами в течение получаса и в конце концов, после того как недалеко от него была взорвана глубинная бомба, затонул.
Немецкие эскадренные миноносцы 8 марта до полудня были отправлены в Тромсё для пополнения запаса горючего. «Тирпиц» в очень плохую погоду один продолжал двигаться на Север, но не стал продолжать операцию, так как были замечены признаки сосредоточения британских ВМС. Действительно, британский Флот метрополии находился в море и утром 9 марта, недалеко от Лофотенских островов имели место несколько энергичных, хотя и неудачных, воздушных налетов британских ВВС; на линкор были сброшены торпеды {20 Линкор атаковало 12 торпедоносцев «Альбакор» с АВ «Викториес». «Тирпицу» удалось уклониться от всех торпед, сбив при этом 2 британских самолета.}.
Другая атака имела место 29 марта 1942 года, когда эскадренные миноносцы «Z 26», «Z 24» и «Z 25» напали на конвой союзников, шедший в Мурманск, при этом британский крейсер «Тринидад» и эскадренный миноносец «Эклипс» получили повреждения, а один танкер был потоплен. Во время этого боя огнем британских корабельных орудий был потоплен эскадренный миноносец «Z 26» {21 В ночь на 29 марта германским ЭМ удалось потопить отставший от конвоя PQ-13 панамский пароход «Бато» (4687 брт). Утром 29 марта ЭМ провели бой с силами охранения конвоя, в результате чего был потерян «Z 26». От ответного огня получил повреждения британский ЭМ «Эклипс», а крейсер «Тринидад» пострадал от попадания своей же неисправной торпеды.}.
После того, как 30 апреля подводной лодке «U 456» удалось тяжело повредить английский крейсер «Эдинбург», находившийся в эскорте конвоя QP-11, в кормовую часть которого попали две торпеды, эскадренные миноносцы «Герман Шёман», «Z 24» и «Z 25» (они сформировали новую группу эскадренных миноносцев «Арктика») вышли в море и попытались подойти к британскому конвою. Британское ближнее охранение, состоявшее из четырех эскадренных миноносцев, защищало суда весьма удачно, используя дымовые завесы, так что немецким эскадренным миноносцам удалось в ходе пяти атак потопить только одно советское грузовое судно «Циолковский» и артиллерийским огнем повредить английский эскадренный миноносец «Амазон».
Возвращаясь 2 мая, три немецких корабля натолкнулись на «Эдинбург», находившийся в аварийном состоянии, и его охранение. Крейсер, носовые башни которого еще могли вести огонь, буксировался советским буксиром. Два английских и советский эскадренный миноносец и четыре английских тральщика попытались защитить поврежденный крейсер, потерявший управление и идущий со скоростью лишь 8 узлов, от немецких эсминцев. В «Эдинбург» попала еще одна торпеда, и его пришлось бросить, но в машинные отделения эскадренного миноносца «Герман Шёман» с дистанции 7800 м попали снаряды, он потерял ход и после снятия экипажа был потоплен.
Английские эскадренные миноносцы «Форсайт» и «Форестер», а также немецкий эскадренный миноносец «Z 25» получили повреждения вследствие попадания в них артиллерийских снарядов.
Следующая операция немецких военно-морских сил являлась примером самого мощного сосредоточения немецких военных кораблей во Второй мировой войне. Нападение под условным наименованием «Россельшпрунг» было направлено на уничтожение союзнического конвоя PQ-17. Кроме линейного корабля «Тирпиц», тяжелых крейсеров «Лютцов», «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер», а также 12 эскадренных миноносцев, атаковать конвой должны были авиация и подводные лодки. После интенсивных налетов немецкой авиации британское ближнее и дальнее охранение конвоя было отозвано, а торговые суда получили приказ немедленно взорвать самих себя {22 Автор допускает многочисленные неточности. Реально вечером 4 июля британское Адмиралтейство отдало конвою приказ рассредоточиться, а ближнему крейсерскому прикрытию — отойти на запад. Непосредственное охранение конвоя было отозвано командиром эскорта, поскольку осталось без прикрытия крейсерами. Непосредственной причиной решения стали не налеты немецкой авиации, а известие о выходе эскадры во главе с ЛК «Тирпиц».}. Когда это стало известно немцам, их надводные корабли в ночь на 5 июля вышли в море и стали продвигаться на север. При этом «Лютцов» и эскадренные миноносцы «Ганс Лоди», «Карл Гальстер» и «Теодор Ридель» наскочили на неизвестные скалы в норвежских фьордах и получили тяжелые повреждения, так что им около шести месяцев пришлось простоять в ремонте. Немецкая боевая группа, которая после ухода поврежденных кораблей состояла из одного линейного корабля, двух тяжелых крейсеров и девяти эскадренных миноносцев, вышла в 15:00 5 июля в районе Рольфсё из норвежских шхер и уже в 17 часов советская подводная лодка «К-21» сообщила о ней, после чего Штаб руководства войной на море учел положение и перспективу уничтожения торговых судов подводными лодками и авиацией, и счел излишним подвергать опасности дорогостоящие надводные корабли. Поэтому Боевая группа под командованием вице-адмирала Шнивинда в 21:51 получила приказ вернуться и в 10:00 6 июля 1942 года снова вошла в Альтен-фьорд. Разгром и уничтожение конвоя привели во время и после войны к серьезным разногласиям между англичанами и русскими. Но так как советский флот ничего не предпринял, чтобы, использовав свои силы, помочь торговым судам пробиться в Мурманск, то упреки англичан в этом случае, конечно, были направлены на то, что у русских не хватает сообразительности {23 Эскадра вышла в море в 10:55 (по берлинскому времени) 5 июля. В 18:01 ее безуспешно атаковала советская ПЛ «К-21», затем обнаружил самолет-разведчик ДБ-Зф и британская ПЛ «Аншейкн». Совершенно очевидно, что большинство судов конвоя PQ-17 в создавшихся условиях было обречено на гибель до того, как советский Северный флот успевал развернуть силы для их спасения. Всего же для обеспечения перехода судов PQ-17 корабли СФ совершили 193 выхода в море, самолеты — 304 вылета.}. Все же было бы интересно узнать из английского источника, почему охранение конвоя держалось вначале севернее от судов, а затем было отозвано назад.
После того как «Адмирал Хиппер» был передислоцирован из Альтен-фьорда в бухту Боген Уфут-фьорда, с 5 по 9 ноября 1942 года имела место операция, направленная против советского судоходства и носившая условное наименование «Хоффунунг». Она была в основном направлена на уничтожение отдельных судов в Норвежском и Баренцевом морях. 5 ноября боевая группа в составе крейсера «Адмирал Хиппер» и эскадренных миноносцев «Z 27», «Z 30», «Фридрих Эккольдт» и «Ричард Байтцен» вышла в море и прочесала район между мысом Нордкап и островом Медвежий по направлению на восток. При этом 7 ноября в 05:15 в квадрате 3819-АС они встретили советский охотник за подводными лодками №78, который даже не оборонялся и был потоплен. Его команда, состоявшая из 43 человек, включая 7 офицеров, была захвачена в плен {24 Автор несколько искажает детали. «СКР-23» (бортовой номер — 78) был потоплен внезапной атакой германского ЭМ «Z 27», израсходовавшего 46 150-мм снарядов и две торпеды (обе — мимо). Из воды и со шлюпок немцы спасли 29 (по другим данным — 42 или 43) человека. СКР был накрыт уже вторым залпом эсминца и за 20 минут боя ответного огня не вел.}. В 14:50 был задержан танкер «Донбасс», потопленный тремя торпедами, выпущенными эскадренным миноносцем «Z 27». Капитан, один офицер и 14 матросов были взяты в плен. Так как немцы предполагали, что операция боевой группы не стала известна русским, они отказались от публикации сведений по этому вопросу.
Когда в конце 1942 года английский конвой JW-51B приблизился к Мурманску, группа немецких кораблей под командованием вице-адмирала Кумеца в составе тяжелых крейсеров «Лютцов» и «Адмирал Хиппер», а также эскадренных миноносцев «Z 39», «Z 30», «Z 31», «Теодор Ридель», «Фридрих Эккольдт» и «Рихард Байтцен» пыталась атаковать его. Операция проводилась под условным наименованием «Регенбоген» с 30 декабря 1942 года по 1 января 1943 года, но она, как впрочем и все немецкие операции, из-за недостаточной свободы для принятия каких-либо решений у командующего, скованного приказами Гитлера, потерпела неудачу. Правда, немцам удалось атаковать конвой и его эскорт, состоящий из пяти эскадренных миноносцев, двух корветов, тральщика и двух траулеров, а также двух крейсеров, находившихся в дальнем охранении, и потопить эскадренный миноносец «Акейтес» и тральщик «Брэмбл», при этом «Адмирал Хиппер» получил неприятное попадание под ватерлинию в котельное отделение, а эскадренный миноносец «Фридрих Эккольдт» был потоплен со всем экипажем артиллерийским огнем британского крейсера.
Этот сам по себе незначительный бой имел для немецкого флота в дальнейшем большие последствия. Гитлер, недовольный неудовлетворительным исходом атаки и тем, что об этом событии англичане сообщили раньше, чем он узнал сам, настолько рассердился, что приказал немецким крейсерам и линкорам вообще прекратить действия. Напрасно адмирал Редер пытался отменить эту меру, которая позволила бы Англии оттянуть тяжелые корабли на Средиземное море и на Дальний Восток. В конечном итоге Редер вынужден был подать в отставку, и его пост занял командующий подводными силами адмирал Дёниц. Ему, правда, впоследствии удалось добиться у Гитлера разрешения использовать тяжелые корабли, но больше не имело места никаких операций против упомянутых объектов русских. Рейд на Шпицберген «Тирпица» и «Шарнхорста» с 10 эскадренными миноносцами 5-й и 4-й флотилий с 6 по 9 сентября 1943 года, а также операция «Шарнхорста» и 5 эскадренных миноносцев 4-й флотилии против шедшего в Мурманск британского конвоя JW-55B с 25 на 26 декабря 1943 года, во время которой «Шарнхорст» был потоплен, не помешали в дальнейшем союзническим конвоям двигаться вдоль побережья на севере России. После того как «Тирпиц» вышел из строя на несколько месяцев в результате атаки британских сверхмалых подводных лодок 22 сентября 1943 года, а тяжелые крейсере, отправились в Германию для проведения ремонта, наступательные операции немецких надводных кораблей в морях Северного Ледовитого океана прекратились.

ОПЕРАЦИЯ «ВУНДЕРЛАНД».
ДЕЙСТВИЯ ТЯЖЕЛОГО КРЕЙСЕРА «АДМИРАЛ ШЕЕР» В КАРСКОМ МОРЕ
С 16 ПО 30 АВГУСТА 1942 ГОДА


Возможность проведения операции с целью помешать советским судам следовать в водах северо-восточного морского пути интересовала командование немецких ВМС с самого начала войны с Советским Союзом. Командование исходило из опыта успешного рейса вспомогательного крейсера «Комет», который с помощью советских ледоколов прошел в этих водах в 1940 году, и основывалось на интересном докладе, который был использован соответствующими инстанциями. С момента начала войны между Японией и США возник проект установления регулярного судоходства и осуществления рейсов военных кораблей и торговых судов по Северному морскому пути между Японией и Германией, чтобы таким образом противодействовать блокаде союзников. Для этого немецкие военные корабли должны были оказывать давление на советский флот в Карском море и так далее, что позволило бы немецко-японским торговым судам без помех проходить путь длиной около 6300 миль. Этот интересный проект не был, однако, осуществлен {25 Правильнее было бы считать проект не «интересным», а «утопичным», из-за чего он и не получил реализации.}. В мае 1942 года командование группы ВМС «Север» получило указание составить докладную записку о возможности проведения операции тяжелыми крейсерами в северо-сибирских водах. Германский Адмирал Норвежского моря высказался по поводу того, что в распоряжении не имелось достаточного материала о результатах разведки. Командование группы ВМС «Север», напротив, лучше оценивало возможности проведения операции и предлагало другие варианты; особенно подчеркивалась необходимость осуществления разведки подводными лодками, двумя рыболовными судами английского типа и самолетами. Одновременно служба радиоразведки получила задание следить за службой связи на советских кораблях и ледоколах.
В июле 1942 года командование группы ВМС «Север» представило на рассмотрение проект операции тяжелых крейсеров в Карском море, в котором особенно подчеркивалось следующее:
1) Наибольшие трудности при ведении войны в Карском море вызывались процессами замерзания и таяния льдов, которые за последние 10 лет происходили очень неравномерно.
2) Немецкая служба радиоразведки почти не в состоянии правильно расшифровать сведения, передаваемые с советских кораблей и ледоколов на северно-сибирском морском пути, поэтому необходимо создать свою собственную немецкую метеослужбу и ледовую службу, привлекая для этого рыболовные пароходы (№13 и №24), которые смогли бы передавать донесения короткими сигналами.
3) Необходимо учесть, что оперативный район не намного шире, чем Балтийское море, в то время, как длина его настолько велика, что наступление или отступление потребуют нескольких дней. Незаметный выход в море и внезапность нападения крейсера при ограниченном времени пребывания в оперативном районе, являются основными предпосылками успеха. Воздействие противника в оперативном районе мало вероятно, но следует рассчитывать на то, что противник сможет преградить обратный путь.
Эта докладная записка была одобрена Штабом руководства войной на море. Операция тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» была назначена на середину августа. Первоначально планировалось провести рейд «Адмирала Шеера» и «Лютцова», однако «Лютцов» из-за повреждений, полученных во время операции «Россельшпрунг» (из-за касания грунта) на несколько месяцев выбыл из строя.
Из оперативного приказа следует упомянуть следующие важные пункты:
а) Условное наименование «Вундерланд» доказывает, насколько необычными и новыми были условия, в которых проводилась операция {26 По другой версии название «Вундерланд» символизировало большие потенциальные возможности на успех операции.}.
в) Основная задача заключалась в том, чтобы парализовать советское судоходство в Карском море, при этом предпочтительнее было нападать на конвои, следующие с востока. Возможно, что пришлось бы неожиданно сталкиваться с одиночными эскадренными миноносцами. Запасной задачей был обстрел порта Амдерма. Немцы предполагали, что этому порту вследствие воздушных налетов на Мурманск придается большое значение при разгрузке конвоев, прибывающих из Англии {27 Немцы получили из Японии информацию о выходе из Владивостока по Северному морскому пути конвоя ЭОН-18. Для разгрузки союзных конвоев использовались исключительно Мурманск и Архангельск.}.
с) Вместо рыболовных пароходов задачу проведения ледовой разведки взяли на себя подводные лодки. Одна подводная лодка должна была производить разведку севернее Новой Земли до границы ледового района. Вторая подводная лодка должна была оперировать в направлении островов Белый и Диксон. Было решено не брать с собой эскадренные миноносцы, так как радиус их действия слишком мал и эти легко построенные корабли почти невозможно было использовать во льдах.
В начале августа японцы сообщили, что советский конвой в составе 4 ледоколов и 19 грузовых судов 1 августа прошел через Берингов пролив в северном направлении. По расчетам немцев конвой ожидался в Карском море около 22 августа.
16 августа вечером «Адмирал Шеер» (командир — капитан 1 ранга В. Меендсен-Болькен) в сопровождении четырех эскадренных миноносцев вышел из Скомм-фьорда в районе Нарвика и взял курс на север. 17 августа в полдень южнее острова Медвежий эскадренные миноносцы повернули обратно, и крейсер один продолжил путь на север. При этом 18-го было замечено одно груженое торговое судно, которое держало курс на Мурманск; крейсеру было дано указание не обнаруживать себя {28 По всей вероятности одиночным судном был советский пароход «Ф. Энгельс», совершавший переход из Исландии в Диксон. Менее вероятно, что замеченным судном был пароход «Беломорканал», вышедший из Исландии 12 августа и 19 августа обстрелявший подводную лодку («U 255» или «U 435») южнее Шпицбергена.}. 18 августа в 23:40 «Адмирал Шеер» встретился севернее Новой Земли с находившейся в том районе с разведывательными целями подводной лодкой «U 601», которая сообщила, что граница ледового покрова находилась, приблизительно, на расстоянии 80 морских миль севернее острова. «Адмирал Шеер» совершил сначала разведывательный поход севернее мыса Желания, а затем — в направлении острова Уединения — пролива Вилькицкого, при этом против всякого ожидания там не было обнаружено движения судов, зато пришлось столкнуться с трудно проходимыми ледяными полями. Корабль медленно и осторожно продвигался на восток. Бортовой самолет стартовал, чтобы найти свободную от льдов воду, но приблизительно в 100 милях западнее острова Уединения командир решил повернуть обратно, так как ледовые условия, казалось, не становились лучше. Подводная лодка «U 601» сообщила между тем, что как и раньше никакого движения судов противника в этом районе не наблюдается, и, таким образом, для «Адмирала Шеера» не было причины оперировать в этом районе.
Крейсер вышел из льдов на запад, надеясь пройти в южном направлении вдоль границы замерзания и попасть в Западно-Сибирское море, где на следующий день была намечена встреча с подводной лодкой «U 251». В 04:30 20 августа подводная лодка подошла к борту, оба корабля остановились, и «Адмирал Шеер» передал на «U 251» горючее и получил за это хороший кофе, но подводная лодка не могла сообщить каких-либо интересных сведений.
Вскоре после этого крейсер взял курс на юг в направлении островов Известия ЦИК и, приближаясь к берегу, ясно заметил, что лед становится рыхлым, а затем появилась вода, свободная ото льдов, и таким образом можно было постепенно продолжать идти в направлении пролива Вилькицкого.
Несмотря на авиаразведку до обеда все еще не было обнаружено движения каких-либо судов, но после обеда экипаж самолета сообщил, что им замечен конвой, состоящий из пароходов, приблизительно на расстоянии 60 морских миль, который шел на юго-запад и находился северо-восточнее острова Киакова. Немцы предполагали, что речь шла о конвое, следовавшем на юго-запад {29 «Арадо» обнаружил вышедший 9 августа из Архангельска по Северному морскому «3-й арктический конвой» в составе 8 сухогрузов и 2 танкеров, направлявшихся в порты Дальнего Востока и Америки. 16-18 августа суда сосредоточились на рейде Диксона и далее пошли на восток в обеспечении ледокола «Красин» (позднее к конвою присоединились ледокол «Ленин» и британский танкер «Хоунмаунт»). Охранения в Карском море караван не имел. Следует отметить: в донесении гидросамолета указывалось, что суда шли на юго-запад, а не на восток, как это было на самом деле.}. Чтобы помешать торговым судам осуществить возможный проход через фарватер, находившийся между континентом и островами Мона, который трудно было бы пройти крейсеру, самолет стартовал с заданием нападать на пароходы, пытавшиеся пройти, и продолжать наблюдение за передвижениями конвоя. Вскоре после вылета самолета поступило донесение, что с востока быстро надвигается большая полоса тумана, которая почти уже укрыла весь конвой, так что продолжать наблюдение уже невозможно. После еще одного вылета, уже после того, как «Адмирал Шеер» был окутан туманом, самолет в последний момент вернулся обратно.
Капитан 1 ранга Меендсен-Болькен решился, наконец, занять выжидательную позицию недалеко от банки Ермак на внешнем фарватере, где, используя радиолокационные приборы, корабль курсировал с севера на юг. Когда после длительного ожидания русские корабли не были обнаружены с помощью радиолокационных приборов, да и служба радиоперехвата не сообщала о приближении кораблей, немцы начали сомневаться, правильно ли был сообщен курс. Так как служба радиоперехвата обнаружила радиопереговоры, ведущиеся в северо-восточном направлении, то было решено, несмотря на туман при видимости едва в 100 м и ненадежные ледовые условия, продолжать продвижение вперед в направлении пролива Норденшельда. После того как туман рассеялся, самолет снова стартовал для разведки района моря в направлении пролива Норденшельда. Однако авиаразведка, несмотря на видимость до самого пролива Вилькицкого, не обнаружила никаких судов; зато было сообщено, что весь этот район свободен ото льдов. Из-за поломки поплавка самолет периодически терял курс. Поэтому следующая авиаразведка была назначена на утро 22 августа.
Тем временем «Адмирал Шеер» подошел на расстояние 10 миль к проливу Норденшельда, благодаря чему морской район просматривался теперь от западного края этого водного пути до Скота-Ханзен и при этом движения судов обнаружено не было, что вызвало новые сомнения в правильности данных авиаразведки от 21 августа. Можно было, по меньшей мере, предполагать, что экипаж самолета ошибся в курсе обнаруженного конвоя, и это предположение подтвердилось после того, как было получено донесение службы наблюдений; ей удалось подслушать и расшифровать приказ командира советского корабля, в котором предлагалось грузовым судам идти курсом 43 со скоростью в 5 узлов. После пеленгования стало ясно, что корабли направляются к восточному выходу пролива Вилькицкого. Утверждаемое предположение, что замеченный конвой шел на восток, не могло быть немедленно проверено из-за того, что самолет не был готов к вылету из-за вновь наступившего ухудшения видимости.
Рано утром 22 августа самолет стартовал с целью пролететь по треугольному маршруту над районом пролив Норденшельда — пролив Вилькицкого, но очень скоро вернулся обратно из-за сильного тумана. Лишь несколькими часами позднее, после того, как видимость значительно улучшилась, можно было вылететь для разведки пролива Шокальского, острова Русского и дальше на запад в направлении острова Уединения. В районе самого южного острова из группы островов Фирилея был обнаружен небольшой пароход, гидрографическое судно или ледокол, но конвой, который так искали, обнаружить не удалось. Как всегда сообщались данные о состоянии льда: район архипелага Норденшельда до входа в пролив Вилькицкого был свободен ото льдов, имелось лишь одно ледяное поле в районе острова Кабак, в районе восточного выхода пролива Вилькицкого наблюдалось сильное таяние льдов, в самом проливе имелись льды и крупные айсберги и, наконец, ледяное поле в юго-западном углу Северной Земли, которое тянулось на 40 миль севернее островов Русский и Ютащенко. В то время, как крейсер занимался разведкой дальше в северо-западном направлении
к Русским островам (при этом встречались дрейфующие льды, передвигающиеся в северном направлении, которые представляли большую опасность для корабля), корабельный самолет в полдень 23 августа еще раз вылетел на разведку. Когда крейсер проходил между двумя ледяными полями, в воду бросился белый медведь и попытался переплыть на другую льдину. По приказу командира, большого любителя зверей, корабль застопорил ход, так что король Арктики добрался до места невредимым и побежал, не удостоив «Адмирала Шеера» даже взгляда! Тем временем служба радиоперехвата приняла большое число русских радиодонесений, при этом особенно интенсивно работала береговая станция на острове Диксон {30 На Диксоне находился штаб операций в Западном секторе Арктики.}. Далее адмирал Норвежского моря сообщил, что будто бы с востока движется конвой в составе 4 ледоколов и 19 судов. Воздушная разведка в этот раз, наконец, дала ожидаемые результаты: было замечено 10 советских пароходов, стоявших на якорях юго-западнее острова Ганзен в южной стороне пролива Вилькицкого. Пароход, обнаруженный 22 августа, все еще находился на том же месте. Далее сообщалось, что средняя часть пролива Вилькицкого до дрейфующих льдов на востоке была свободной от льда, а у восточного выхода находился прочный ледовый барьер. На севере граница пакового льда проходила от юго-западного угла острова Большевик прямо до точки, расположенной в 30 морских милях от острова Русский, а перед этой границей паковых льдов в направлении на север и на юг была свободная от льдов полоса шириной, приблизительно, в 5 миль, которая в районе острова Русский достигала ширины 15 миль.
Для того чтобы окончательно решиться на прорыв в пролив Вилькицкого с целью уничтожить конвой противника, командирам немецких кораблей нужны были еще дополнительные сведения о состоянии льдов в районе острова Русский, так как лишь на этом пути можно было напасть на конвой. Пройти через пролив Норденшельда невозможно было также и по навигационным причинам: у «Адмирала Шеера» на борту не имелось специальных карт, да и к тому же таким путем можно было лишиться фактора внезапности при нападении.
Итак, 24 августа крейсер занимался разведкой в районе северо-западнее и севернее острова Русский, так как из-за недостатка горючего самолет можно было использовать лишь в крайних случаях. Требовалось найти исходную точку севернее этой группы островов, откуда можно было бы внезапно напасть на конвой. Последняя разведка, проведенная на самолете до полудня, из-за тумана не дала никаких результатов. После полудня из-за перемены направления ветра на западное «Адмирал Шеер» внезапно был окутан туманом. Дрейфующие льды пришли в движение и вскоре окружили корабль, который попал из-за этого в неприятное, а вскоре даже и в опасное положение. Крупные глыбы уже начали давить, но к счастью наступило некоторое прояснение, которое позволило крейсеру маневрировать таким образом, чтобы выбраться в район более рыхлых льдов. Этот случай со всей ясностью показал, в какое тяжелое положение мог бы попасть «Адмирал Шеер» при проходе через пролив Вилькицкого во время дувшего там западного ветра. Примерно за 9 часов льды, соединяясь, образовали ледяное поле размером в 10 миль.
Но несмотря на это, после того, как Адмирал Норвежского моря по радиотелеграфу предоставил крейсеру свободу действий в Карском море, на 25 августа было запланировано войти в пролив Вилькицкого для атаки конвоя. Самолет снова вылетел на разведку ледовой обстановки и уточнения географических координат в район пролива Вилькицкого и острова Ганзен. Определить место было важно, так как за 48 часов не было представлено точных астрономических данных и обнаружился снос под влиянием течения.
Но самолет вскоре вернулся обратно, потому что из-за плохой видимости задача не могла быть выполнена. При посадке на воду случилась авария, экипаж удалось спасти, а самолет пришлось потопить огнем 20-мм зенитного орудия.
Из-за потери единственного самолета «Адмирал Шеер» лишился одного из важнейших своих разведывательных средств и был вынужден отказаться от нападения на советский конвой. Вместо этого он сам произвел разведку в морском районе архипелага Норденшельда на юго-запад до широты острова Монай — банки Ермака.
Во время этой операции погода заметно улучшилась. Около полудня «Адмирал Шеер» заметил одиночно двигавшееся судно, направлявшееся с юго-запада к проливу Норденшельда. Речь шла о советском грузовом ледоколе «Сибиряков» (1909 г., 1384 брт), скорость которого равнялась 12 узлам, на борту стояли три 76-мм орудия и несколько зенитных пулеметов, а экипаж состоял из 128 человек, среди которых было 35 советских моряков и несколько метеорологов. «Сибиряков» находился на пути к метеорологической станции на мысе Молотова, на нем был большой груз и даже несколько моторных шлюпок. «Адмирал Шеер» немедленно повернулся носом к русским, чтобы по возможности дольше не дать противнику опознать себя, выбросил американский флаг и запросил «Сибирякова» прожекторами по-русски: «Кто вы, куда вы направляетесь, подойдите ближе». После этого русские передали по радио на о. Диксон следующее странное сообщение: «Вижу незнакомый вспомогательный крейсер, пожалуйста наблюдайте за нами». Тогда «Адмирал Шеер» начал заглушать волну, на которой вело передачи торговое судно и одновременно в 12:02 с расстояния примерно 12.000 метров открыл огонь. Следует предположить, что русские не приняли эту радиограмму {31 Согласно отечественным источникам радиограмма была следующей: «Вижу неизвестный вспомогательный крейсер, который запрашивает обстановку». Не исключено, что ее вторая часть, как и приводимая Майстером концовка («...пожалуйста, наблюдайте за нами») являлись составными частями одного и того же сообщения, но и радиостанция Диксона и связисты «Шеера» приняли его не целиком.}. «Сибиряков» немедленно повернул к берегу острова Белуха, расположенного приблизительно на расстоянии 10 миль, и очень удачно замаскировался с помощью дымовых шашек, одновременно открыв огонь по немецкому крейсеру из всех орудий. «Адмиралу Шееру» удалось вторым залпом попасть в цель. Всего было произведено шесть залпов из 280-мм орудий, из них половину — обеими башнями. В советский ледокол попало, видимо, четыре снаряда, и он после некоторого маневрирования потерял ход. «Адмирал Шеер» в 12:45 прекратил огонь и приблизился к нему, приблизительно, на 4000 м, а «Сибиряков» продолжал стрелять, охваченный пламенем, но не добился попаданий. И наконец, в 13:15 русское судно затонуло на ровном киле; «Адмирал Шеер» спустил шлюпку, которая спасла 21 человека, среди которых были инженер и метеоролог. Другие русские побоялись сесть в шлюпку {32 С «Шеера» спустили катер для того, чтобы оказать помощь оказавшимся в воде советским морякам. По немецким данным, большинство из оказавшихся в воде отказались от спасения — только так можно объяснить тот факт, что из 104 членов команды было подобрано лишь 22 человека, в т.ч. и раненный командир, в основном из единственной уцелевшей шлюпки. Некоторые из спасаемых, как, например, кочегар Н. Матвеев, даже пытались оказать сопротивление из-за чего матросам с «Шеера» пришлось прибегнуть к помощи оружия. Многие, несмотря на приказ, остались на тонущем пароходе и ждали, когда немецкий катер уйдет. Впоследствии они погибли вместе с судном. 23-м спасшимся стал другой кочегар, П. Вавилов, который добрался до опустевшей шлюпки п на ней доплыл до острова Белуха. На нем он прожил 36 дней прежде, чем его спас гидросамолет полярной авиации.}.
В тот же вечер был замечен советский самолет, который на большом расстоянии на бреющем полете летел над морем, возможно для того, чтобы разыскать пропавший без вести «Сибиряков», и одновременно немецкая наблюдательная служба перехватила радиограмму «Всем, всем»: «В районе побережья Харитона Лаптева появился вспомогательный крейсер противника. Для осведомления всех командиров кораблей, находящихся в Карском море». Однако, как выяснилось из дальнейших доне-
сений службы наблюдения, русские не могли себе представить ясно судьбу ледокола и действия немецкого «вспомогательного крейсера».
«Адмирал Шеер» отправился после этого на северо-запад для того, чтобы оперировать в районе между мысом Желания и островом Диксон. На пути в этот район пришлось преодолеть большое число ледовых полей и даже пройти через ледяной барьер — доказательство молниеносных изменений ледовой обстановки в этом районе, которые прежде всего следовало отнести за счет перемены ветра. Командир решился совершить нападение на советский береговой опорный пункт, и выбор пал на Диксон, который во всех отношениях представлял собой центр Западно-Сибирского морского пути. Из-за потери самолета и недостатка сведений, имевшихся в картах (старая английская карта масштаба 1:200000 в проекции Меркатора) эта операция ставила большие навигационные требования перед командованием корабля. Было запланировано захватить остров Диксон внезапно, чтобы взять там пленных и ценные военные материалы.
Для этого из экипажа «Адмирала Шеера» должны были быть высажены на берег 160-180 человек, но так, чтобы это не влияло на боеспособность корабля. Советский гарнизон состоял, кажется, из 60 человек ГПУ и милиции.
После запланированного перехода сразу же после полуночи 27 августа был совершен прорыв во внутренний рейд порта Диксон. Русская радиостанция, находившаяся там, сообщила немедленно «Всем, всем» о том, что приблизился немецкий крейсер, но «Адмирал Шеер» заглушил передачу. Видимость опять ухудшилась, что очень мешало опознавать советские корабли, стоявшие в порту. «Адмирал Шеер» открыл огонь по советскому ледоколу «Таймыр» (1909 г., 1290 брт, 12 узлов) и по танкеру «Валериан Куйбышев» (1914г., 4629 брт, 10 узлов, дизель). Оба советских судна были вооружены и открыли ответный огонь, при этом танкер вел точный и быстрый огонь, а «Таймыр» ставил дымовую завесу. Затем открыла огонь еще одна, до сих пор неизвестная, береговая батарея, находившаяся на континенте напротив острова Диксон, так что «Адмирал Шеер» был вынужден два часа спустя прекратить бой. В оба русских судна имели место попадания, вследствие которых танкер взорвался и затонул. В немецкий крейсер попаданий не было, однако удачное задымление «Таймыра» помешало продолжить действия в районе порта и из-за этого пришлось отказаться от высадки десантного отряда. Советская береговая батарея выпустила около 40 снарядов, которые ложились рядом с целью. «Адмирал Шеер» прошел вдоль острова, лег на обратный курс и с запада повернул на север, обстреливая при этом удобно расположенные сигнальные установки на Медвежьем, различные маяки и радиопеленгаторы. Вслед за этим он обстрелял радиостанции и другие здания на острове, используя при этом всю артиллерию; в это время советская береговая батарея снова начала действовать, но она не добилась попаданий {33 Огонь вела батарея №569, имевшая на вооружении полученные от Красной Армии 152-мм полевые гаубицы образца 1910/1930 гг. Именно им и выпала роль главной силы оборонявшихся в бою. Действовать артиллеристам пришлось в очень тяжелых условиях, но даже не достигнув ни одного попадания батарея выполнила свою задачу — воспрепятствовала высадке десанта и в конечном итоге спасла Диксон от разрушения.}.

ОБСТРЕЛ ПОРТА ДИКСОН

I обстрел: 00:37 — 00:46, с дистанции 6000—6500 м по пароходам (при этом израсходовано 25 снарядов тяжелой, 21 — средней и 32 — зенитной артиллерии) {34 Под тяжелой артиллерией понимается главный калибр КРТ (28-см), под средней — 15-см орудия, под зенитными — 10,5-см орудия.}.
II обстрел: 01:14 — 01:23, с дистанции 3600 м и обстрелян остров Медвежий, при этом выпущено 226 снарядов зенитных орудий.
III обстрел: 01:19 —01:24 и в 01:40 — 01:45, с дистанции 7500 м обстреляна северо-западная часть главного острова (израсходовано 76 снарядов средней артиллерии).
IV обстрел: 01:31 — 01:43, с дистанции 5000-4800 м об-
стреляна радиостанция (при этом израсходовано 35 снарядов тяжелой и 24 — средней артиллерии).
V обстрел: 01:48 — 01:57, с дистанции 8400 м обстреляна восточная часть острова Диксон (при этом израсходовано 17 снарядов тяжелой артиллерии).
Всего было выпущено 77 снарядов тяжелой, 153 снаряда средней и 226 снарядов зенитной артиллерии. Советская береговая артиллерия стреляла с расстояния 13.000 м, однако снаряды падали от 500 до 2000 м от цели. Огонь, видимо, велся из 130-мм орудий.
По советским данным, опубликованным после войны, в обороне участвовал также ледокол—грузовое судно «Семен Дежнев», на борту которого находилось одно орудие, у него при этом были потери среди личного состава, а также им были получены повреждения {35 В обороне Диксона участвовал сторожевик «СКР-19» (бывший ледокольный пароход «Дежнев»). Его вооружение состояло из четырех 76-мм, такого же количества 45-мм орудий и пулеметов. Артиллерия (по одному 75- и 45-мм орудию и четыре 20-мм эрликона) была и на пароходе ГУСМП «Революционер» (3292 брт). Кроме этих двух судов у причалов находился лишь невооруженный транспорт «Кара» (3235 брт), в трюмах которого лежало несколько сотен тонн аммонала.
В течение первых минут боя «Дежнев» получил, как минимум, четыре 280- или 150-мм снаряда, два из которых сделали большие пробоины. Из строя вышли дальномер и два 45-мм орудия. Потери экипажа составили семь убитых и 20 раненных. После боя поврежденный СКР сел на грунт в мелком месте. За время боя его артиллеристы выпустили по врагу 35 76-мм и 68 45-мм снарядов, но, к сожалению, не добились попаданий.
«Революционер», скрытый дымовой завесой, получил три попадания. На нем начался пожар, были разрушены каюты, штурманская и рулевые рубки. Оказался поврежденным также паропровод, подающий пар на брашпиль, в результате чего судно не смогло сняться с якоря и укрыться в Самолетной бухте. Лишь после прекращения обстрела аварийным партиям удалось устранить часть повреждений и пароход смог выйти из порта через пролив Вега на юг. За ним последовал незамеченный немцами транспорт «Кара».}
.
Вскоре после 02:00 «Адмирал Шеер» покинул место боевых действий и ушел обратно в направлении Земли Франца Иосифа.
Настал, наконец, момент на борту немецкого крейсера вновь дать оценку положению и принять новые решения. Обстреливая Диксон «Адмиралу Шееру» стало, конечно, ясно, что ввиду недостаточно сильной обороны в этом районе возможно продолжать боевые действия. Предварительным условием для этого было улучшение средств разведки, прежде всего приобретение нового самолета и горючего, или летающей лодки типа BV 138.
Необходимо было также создать возможность тактического взаимодействия с подводными лодками, при этом отправка этих лодок на выполнение задания должна была производиться не адмиралом Норвежского моря, а командиром корабля «Адмирал Шеер». Еще один момент должен был быть учтен командованием немецких ВМС. Несколько дней тому назад появились признаки того, что соединения союзнических ВМС действовали в Баренцевом море. В действительности речь шла о тяжелом крейсере США «Тускалуза», который в сопровождении эскадренных миноносцев «Родмэн» (США), «Эммонс» (США) и «Онслот» (Англия) доставлял военные материалы и госпиталь (последний русские отказались принять и не разрешили личному составу спуститься на берег в Ваенге и в Архангельске). Получив сведения о действиях неизвестного военного корабля в Карском море, командующий британского Флота метрополии адмирал сэр Джон С.Тови намеревался оставить американский тяжелый крейсер в Северной России, что, однако, сразу же было отклонено соответствующим британским морским офицером, который при этом сослался на постоянные немецкие воздушные налеты. После этого «Тускалуза» и три эсминца, а также вновь прибывшие британские эскадренные миноносцы «Мартин» и «Марн» 24 августа, снова вышли в море. При этом 3 британских эскадренных миноносца 25 августа в 22:34 на расстоянии приблизительно 100 миль восточнее острова Meдвежий потопили немецкий минный заградитель «Ульм» {36 Германский МЗ шел для постановки мин к мысу Желания на Новой Земле (операция «Царь»). Перехват был осуществлен благодаря расшифровке германского радиосообщения.}. 28 августа корабли союзников вернулись в Исландию.
В то время, как «Адмирал Шеер», согласно плану, действовал севернее Новой Земли, служба радиоразведки сообщила, что станция Диксон на вызов не отвечает, из чего можно было заключить, что радиостанция разрушена. Из-за очень плохой видимости не удалось связаться с подводной лодкой «U 255», имевшей задание вести наблюдение за льдами в районе севернее Новой Земли, да и к тому же лодка находилась южнее, чем это предполагалось. Кроме того, когда она увидела «Адмирал Шеер», то сообщила, что видела быстроходный, одиночно следовавший корабль противника! Однако встреча с подводной лодкой была бы очень желательной, так как командование корабля хотело бы послать радиограмму, в которой сообщались бы его успехи и предложения относительно дальнейшего проведения операции во взаимодействии с подводными лодками «U 601», «U 251» и «U 255». Эти лодки должны были действовать в качестве боевых и разведывательных кораблей и, наконец, необходимо было передать запрос относительно придания нового корабельного самолета или летающей лодки BV 138 с запасом горючего. Это донесение подводная лодка должна была передать дальше на запад, чтобы крейсер сам не был замечен англичанами или русскими во время передачи радиограмм, что выдало бы его местоположение. Почти одновременно поступила радиограмма от адмирала Норвежского моря, в которой сообщалось, что в Норвегии объявлена тревога, так как у ее берегов был замечен корабль противника. Поэтому «Адмирал Шеер» хранил полное радиомолчание. Утром 28 августа инцидент в Норвегии был выяснен. Прибыло радиодонесение от адмирала Норвежского моря, в котором сообщалось, что 29 августа в полдень следовало начать отход. До этого в Карском море на параллели 73 градуса с.ш. следовало предпринять еще одну атаку, если не было других, заслуживающих внимания целей. Этот приказ по радио противоречил в некотором смысле указаниям от 24 августа, которые исключали всякие агрессивные действия в Карском море. Видимо, в высших инстанциях мнения относительно возможностей проведения операции сильно изменились; это было тем более удивительно, что подводные лодки «U 251» и «U 601 «уже несколько дней ничего не могли сообщить о морском районе Диксон — Белый.
Чтобы выяснить ситуацию и добиться разрешения произвести поиск судов в направлении Шпицбергена, был дан короткий сигнал с указанием местоположения. Адмирал Шмундт ответил на этот запрос и приказал «Адмиралу Шееру» до возвращения произвести атаку в Карском море, а возвращаться раньше только в том случае, если крейсер будет обнаружен противником. Действия в Карском море должны были вестись безо всяких ограничений. Этот приказ спустя несколько часов был подтвержден по радио, с прямым указанием провести операцию в Карском море даже тогда, когда столкновение уже имело место. Прекратить следование по курсу нужно было только в том случае, если корабль был бы обнаружен, или если бы возникли какие-либо другие веские причины для этого. Радиограмма адмирала Норвежского моря, в которой указывалось, что «Адмирал Шеер» должен обстрелять Амдерму, если ничего другого не случится, тоже не вносила ясность в положение. Только более длинная радиограмма, данная с крейсера, могла бы тут помочь, но при неизвестном положении противника вследствие опасности быть запеленгованным от этого нужно было отказаться. Поэтому был дан лишь короткий сигнал: «Обстрелял Диксон, для продолжения операции на морском пути в Сибирь необходим самолет с горючим», но смысл последней группы в сигнале был неправильно понят. Спустя несколько часов от адмирал Шмундта пришел приказ прекратить операцию. Возвращение проходило без всяких инцидентов 29 и 30 августа, при этом три эскадренных миноносца 29 августа в 19 часов у острова Медвежий встретили «Адмирала Шеера» и эскортировали его через Харстад в Нарвик, куда он прибыл в 18 часов 30 августа. Так закончилась эта операция.
Одновременно или во взаимосвязи с действиями «Адмирала Шеера» в северо-сибирских водах имели место также другие немецкие операции. 4 немецкие подводные лодки, которые должны были прикрывать «Адмирала Шеера» с запада, находились в районе между островом Медвежий и Новой Землей. О действиях этих подводных лодок ничего особенного сообщить нельзя {37 В ходе операции «Вундерланд» германская ПЛ «U 601» потопила 24 августа северо-западнее Диксона пароход «Куйбышев» (2332 брт), долгое время считавшийся западными историками потопленным на рейде Диксона в результате обстрела с «Адмирала Шеера». }. Лодка «U 255» 25 августа в 04:30 по собственной инициативе обстреляла русскую радиостанцию в районе мыса Желания, что привело, правда, с одной стороны, к замешательству противника, так как «Адмирал Шеер» в тот же день намного восточнее потопил «Сибирякова», но, с другой стороны, плохо повлияло на засекреченность действий крейсера. «Предприимчивый» командир подводной лодки при возвращении заработал себе этим хороший выговор.
Операции немецких подводных лодок продолжались в этом районе и после 30 августа. Относительно русских оборонительных мероприятий, предпринятых после 25 августа, ничего не известно. Они, видимо, ограничились полным прекращением движения кораблей, а также тревогой, объявленной всем береговым батареям. Русское морское командование, которое чувствовало, что оно несет какую-то ответственность, возможно, попыталось бы с помощью подводных лодок помешать немецкому крейсеру уйти обратно, или использовало бы против «Адмирала Шеера» флотилию современных эскадренных
миноносцев. Ничего этого не случилось. Если бы крейсер наткнулся на конвой, то вне всякого сомнения это привело бы к крупному сражению, так как советские ледоколы были вооружены 130-мм орудиями {38 130-мм орудия устанавливались только на ледоколах «Иосиф Сталин» и «Микоян».}.
Еще раньше, чем командир «Адмирала Шеера» получил подробный приказ об операции, штаб ВМС запланировал вторую операцию в Карском море под наименованием «Доппельшлаг». В соответствии с этим планом, «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» уже 3 сентября 1942 года должны были выйти в море в сопровождении трех эскадренных миноносцев. При этом «Адмирал Шеер» имел задание нападать на торговые суда в районе между островами Норденшельда — о. Диксон — устьем Енисея и заниматься обстрелом побережья. «Адмирал Хиппер», со своей стороны, должен был оперировать в районе устья реки Обь и в западной части Карского моря. Пребывание в Карском море должно было продолжаться всего 2-3 дня. После этого обоим крейсерам следовало вернуться обратно, а затем в районе между Новой Землей и Шпицбергеном охотиться за одиночными судами и кораблями союзников. Но после того, как было получено сообщение командира крейсера о действительных трудностях, связанных с вопросами навигации и разведки во льдах, а также сообщения о том, что двигательная установка нуждается в ремонте, командование поступило правильно, отказавшись от проведения операции «Доппельшаг». Вместо этого капитан 1 ранга Меендсен-Болькен предложил заминировать все фарватеры в районе пролива Вилькицкого и острова Диксон с помощью быстроходных минных заградителей, но командование ВМС не согласилось осуществлять этот проект, видимо, из-за нехватки кораблей, необходимых для этой операции {39 Роль минных заградителей выполнили подводные лодки. В 1942 г. германские ПЛ выставили в проливах между Карским и Баренцевым морями два минных заграждения (28 августа «U 589» в проливе Маточкин Шар и 13 октября «U 592» в проливе Югорский Шар).}. Там были оставлены лишь подводные лодки «U 601» и «U 251». В остальном планировались различные атаки крейсеров и эскадренных миноносцев в направлении Новой Земли и Западно-Сибирского моря, но и эти проекты из-за больших сроков, которых требовало приведение в боевую готовность другого крейсера, не были выполнены. Самому «Адмиралу Шееру» срочно требовалось проверить двигатели, так как он мог развить скорость лишь 24 узла по сравнению с 27,5 узлами, которые он делал в середине августа.
Операция, запланированная на 1943 год вместе с «Лютцовым» и подводными лодками, из-за общего положения не могла быть осуществлена.
Ход операции «Вундерланд» позволяет сделать несколько интересных заключений. Прежде всего следует раз и навсегда запомнить, что нормальный военный корабль для операций в водах, покрытых льдами, мало пригоден. Винты и рули очень чувствительны к сжатию льдами. Да и отдельные большие ледяные блоки или поля могут погнуть их. Что же касается условий на «Адмирале Шеере», то приходится констатировать, что на нем не доставало карт, а информация, которой он пользовался, была далеко недостаточной: так, например, были обнаружены два рифа, не отмеченные ни на одной карте!
Особенно скверно обстояло дело с авиаразведкой. На борту «Адмирала Шеера» находился всего лишь один самолет типа «Арадо» и два экипажа для него, которые могли сменять друг друга. Обычно совершалось два вылета — один утром, а другой вечером. Большая польза была бы в том случае, если бы можно было захватить с собой еще второй самолет, а также больший запас бензина; но командир корабля не распоряжался этим.
Ошибкой оказалось и то, что подводные лодки, предназначенные для разведывательных целей, подчинялись Адмиралу Арктики, который из-за радиомолчания не мог быть тотчас же информирован о событиях и поэтому использовал лодки не так целесообразно, как это мог бы сделать сам командир крейсера.
Решающее влияние на все операции в сибирских водах оказывало положение льдов и погода. Часто командир корабля из-за быстро менявшейся ледовой обстановки попадал в неожиданные ситуации. Воды, которые только что были совершенно свободны ото льдов, превращались внезапно из-за перемены ветра в белые ледяные поля, которые снова исчезали как только менялся ветер. Часто возникал туман и мешал походу корабля. И напротив, во время ясной погоды видимость доходила до 90.000 м. Еще одно затруднение вызывали неправильные наблюдения и донесения наблюдателей, которые, обманутые миражами и освещением, часто полагали, что видели подводные лодки и самолеты.
Радиолокатор на «Адмирале Шеере» работал тоже неудовлетворительно, а компасная установка на самолете вообще не действовала в течение всего плавания!{40 Автор преувеличивает трудности — в начале похода самолетный компас был подвержен девиации.} Хотя в результате проведения операции «Вундерланд» было потоплено мало судов, эту операцию следует все же считать успешной {41 Единственным критерием оценки успеха операции является выполнение поставленной задачи. Поскольку движение в Карском море и по Северному морскому пути парализовано не было, исход операции следует оценивать как неудовлетворительный.}. Экипаж корабля сумел с мало пригодными для этой цели приборами пройти в воды, которые до сих пор не посещал ни один германский корабль. Несмотря на неполадки в механизмах, он справился со всеми трудностями. Только гибель самолета спасла советский конвой от больших потерь. Русские могли как положительное явление отметить лишь храбрость командира «Сибирякова», который принял безнадежный для себя бой и вел его, пока не был потоплен. Уже имел место случай, когда «Адмирал Шеер» сталкивался с активным сопротивлением вооруженного торгового судна. Это был британский вспомогательный крейсер «Джервис Бей» в 1941 году в Атлантике. «Джервис Бей» был намного больше и гораздо лучше вооружен, чем «Сибиряков», к тому же бой британского корабля имел смысл, поскольку он прикрывал отход торговых судов союзников, который удался большей части грузовых судов. Капитан 1 ранга Фиджен, командир британского вспомогательного крейсера, получил посмертно Крест Виктории. О награждении такого же храброго советского командира ничего не известно. Также бросается далее в глаза, что «Сибиряков» дал себя обмануть «Адмиралу Шееру», который по азбуке Морзе (флажками) представил себя, как корабль Соединенных Штатов «Тускалуза», и к тому же о типичном военном корабле сообщил, как о вспомогательном крейсере {42 Командир «Сибирякова» А. Качарава был награжден орденом Красной Звезды. Утверждение о том, что «Шееру» удалось ввести в заблуждение экипаж ледокольного парохода противоречит общеизвестным фактам.}. Таблицы с силуэтами иностранных военных кораблей, имевшиеся на борту советских кораблей, должно быть были очень плохими или их вообще не было.
Внезапное нападение на остров Диксон Адмиралу Шееру» не удалось, но, несмотря на это, огонь советских береговых батарей и трех вооруженных судов не мог помешать ему разрушить все важнейшие сооружения на дистанциях от 5000 до 10.000 метров.
Удивительно, что русские не защитили свои важнейшие сибирские опорные пункты минными заграждениями; правда, и немцы не рассчитывали на то, что таковые там имеются!
И наконец, советское военно-морское командование после потопления «Сибирякова» и обстрела Диксона оставалось пассивным и не приняло энергичных мер, чтобы задержать немецкий военный корабль на обратном пути с помощью союзнических ВМС в районе севера России или около Исландии.
Русские вскоре после этого поставили несколько минных заграждений и организовали патрулирование эскадренных миноносцев и подводных лодок в Карском море, и было одновременно ускорено усиление находившихся в том районе береговых батарей и гарнизонов. Однако это не помешало немецким подводным лодкам в 1943—44 годах добиться в Карском море, а также в водах близлежащих районов новых успехов.

Пред.След.