Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Косой А. И. На восточном побережье Таймырского полуострова

Опыт Восточно-Таймырской экспедиции ГУ ГУСМП 1940-1941 гг.
 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0152-2.jpg
Планирование времени


Совершенно излишне распространяться на тему о том, какое значение для выполнения в срок намеченных работ имеет правильное планирование времени, проводимого экспедиционным составом в районе их деятельности. Здесь я хочу
[148]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0153.jpg
высказать некоторые соображения по этому вопросу, основываясь на опыте работ как Восточно-Таймырской экспедиции, так и ряда других экспедиций, которыми я руководил или в которых принимал участие в качестве астронома-геодезиста.
Вполне естественно, чтобы полевые работы, выполняемые по прибытии экспедиции в свой район, начинались с рекогносцировки и отстройки триангуляционной сети. Эти работы можно, а следовательно, и надлежит делать в первую очередь, независимо от даты прибытия экспедиции.
Практика показывает, что одновременно с постройкой знаков надо начинать топографическую съемку. Вести ее можно в произвольных координатах.
Для привязки выполненной съемки к триангуляционной сети необходимо включать в каждый из заснятых планшетов либо три уже построенных знака (координаты которых будут получены в дальнейшем), либо один пункт и прочерчивать на планшете направления с него на два и более видимых триангуляционных знака. Таким образом, съемку следует начинать сразу по приезде в том же районе, что и триангуляцию, как только будут отстроены первые 2—3 пункта. Масштабирование съемки достигается измерением обычной мерной лентой базиса и развитием геометрической сети.
Еще более эффективно можно организовать работу, если согласиться на введение тахеометрической съемки. В этом случае надлежит пустить последовательно друг за другом три партии: рекогносцировочную, строительную и топографическую. Это позволит в осенний период выполнить значительные съемочные работы.
При хорошей погоде август и первую половину сентября нужно использовать для катерного промера, координируемого засечками с берега или французским способом. Поскольку координаты знаков отсутствуют и невозможно вести одновременно с промером прокладку его, надлежит вести промер по створам, обеспечивающим выдерживание катера на галсе.
Однако при всем этом надо помнить, что первоочередными осенними работами, от выполнения которых зависит конечный успех экспедиции, являются топогеодезические работы.
Конец сентября и весь октябрь нужно использовать для измерения базисов. Раньше эту работу делать не рекомендуется, так как зыбкость тундры и неустойчивость штативов с целиками или кольев сильно ухудшают результаты наблюдения. Пугаться низких температур в октябре не нужно: изме-
[149]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0154.jpg
рения базисов при температурах —30, —32° дали вполне надежные результаты. Продолжительность светлого времени даже в последних числах октября на широтах 76—77° (район работ нашей экспедиции) вполне позволяет заниматься базисными измерениями. Планирование этих работ на октябрь удлиняет полевой период на целый месяц (обычно считали возможным работать в поле не дольше чем до 10—15 октября).
Относить работы по измерению базисов на октябрь правильно еще и потому, что к началу октября должны закончиться все другие виды полевых работ (топографическая съемка, промер, триангуляционные наблюдения). Заканчивается также в основном строительство базы экспедиции и освобождается много людей. Для измерений же в иное время придется снять много людей с других работ — нельзя забывать, что базисные измерения требуют большего числа людей, чем все остальные виды работ.
Само собой разумеется, что осенние месяцы, особенно сентябрь и октябрь, должны быть целиком использованы для астрономических определений, являющихся в этот период первоочередным делом.
Необходимо совершенно выделить из всех остальных полевых работ подробный промер бухт или якорных стоянок. Эта работа проводится обычно стационарной партией на месте зимовки судна или близ береговой базы. Главным затруднением для них является отнюдь не передвижение партии или переброска лагеря, а бурение и колка льда. Вести обследование якорных стоянок выгодно по осеннему молодому, тонкому льду. Благодаря близости судна или базы можно производить промер даже после захода солнца (т. е. в ноябре), пользуясь либо временными близлежащими опорными пунктами, которые, когда наступит светлое время, координируются по знакам триангуляции, либо электрическим освещением. В по последнем случае пунктами, служащими для координации промера, являются электрические лампочки. Это позволит удлинить полевой период еще на 10—15 дней и легко выполнить работу, чрезвычайно трудоемкую весной, когда толщина льда достигнет 2—2, 5 метра. Затраты на это мероприятие весьма незначительны — всего несколько сот метров электрического провода. Предложение это неоднократно применялось на практике: при промере южной бухты острова пилота Алексеева (гидрографический отряд на «Норде» в 1938 году), при промере бухты Зимовочной (Восточно-Таймырская экспедиция 1940 года).
[150]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0155.jpg
В течение всей полярной ночи, начиная с ноября и до середины февраля, должна проводиться подготовка к широкому развертыванию гидрографических работ весной. За это время нужно проверить и подготовить все лагерное снаряжение, просмотреть и отремонтировать одежду и обувь. Инженерно-технический состав экспедиции в течение полярной ночи необходимо занять камеральной обработкой материалов, полученных осенью. Астроном обязан дать окончательные координаты наблюденных в сентябре-октябре астрономических пунктов.
Это вполне возможно, так как сводные моменты подачи ритмических сигналов времени за август—октябрь, когда проводятся астрономические наблюдения, нашими обсерваториями выпускаются в свет уже в декабре-январе и могут быть запрошены по радио, что и было сделано в период зимовки нашей экспедиции.
Наконец, на зимние месяцы — декабрь и январь — падает очень ответственная и тяжелая работа: развозка продовольствия, горючего, лесоматериалов и создание временных складов. Организация временных складов требует большого внимания. Нужно, во-первых, обеспечить их полную сохранность, во-вторых, поставить их так, чтобы склады легко могли найти люди, впервые попавшие в ЭТОТ район. Мы знаем немало случаев из истории освоения Арктики, когда разоренные или затерянные склады продовольствия и собачьего корма приводили к тяжелым испытаниям, а порой и к несчастьям.
Приведенное здесь описание зимних работ показывает, что полярная ночь вовсе не период спячки, как думают еще многие товарищи, плохо знающие характер деятельности гидрографических экспедиций. Зима — это время напряженной разносторонней работы, требующей больших усилий, инициативы и смекалки.
Однако было бы совершенно неправильно ориентировать будущих полярников в течение зимы только на подготовку к весенним работам. Полярная ночь должна быть использована также и для работы над собой, ибо всегда остается часть времени (рекомендуем выделять ее планово) для занятий с книгой, углубления своего теоретического уровня, изучения смежных со своей специальностью областей знания. Члены коллектива, малограмотные или имеющие незаконченное среднее образование, в течение зимы могут сильно расширить свои знания и даже получить полную подготовку за среднюю школу.
[151]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0156.jpg
Полярная ночь кончилась, наступил весенний период. Обычно всегда во всех экспедициях встает вопрос — с чего начинять весенние работы и когда их начинать.
Опыт многих экспедиций, работавших в высоких широтах и на побережье и в островных районах, показывает, что полевые работы можно начинать сразу же с появлением солнца. Исключением являются гидрологические работы (суточные гидрологические станции), которые вполне можно выполнять в течение всей полярной ночи, выбирая время близ полнолуния; при лунном освещении можно прекрасно ориентироваться на местности во время переездов. Перенесение гидрологических работ на полярную ночь освобождает гидрологов, подсобный рабочий состав, транспорт, которые включаются с марта в промерные работы.
Какие работы нужно начинать? Если имеются механические средства транспорта, т. е. возможность передвигаться вместе с домом (балок, буксируемый трактором, или фургон, установленный в кузове вездехода), следует отправлять на работы строительные партии. Особенно эффективной будет работа, если район отстройки триангуляции о осени изучен и произведена хотя бы частичная рекогносцировка. В этот же период нужно начинать промеры глубин со льда, причем до 5—10 марта проводятся подготовительные работы в районе, лежащем в непосредственной близости к основной базе, на которую и базируются на это время промерные партии. Во время подготовительных работ выявляются все особенности ледового промера в данном районе, выясняется, как лучше расставить людей, насколько приспособлен каждый из участников к той или иной работе, каково качество сверлильных приспособлений (буры ручные, механические). Наконец, уточняется и устанавливается на все остальное время методика работ. Таким образом, ледовый промер в феврале и начале марта по существу является генеральной репетицией к весенним широко поставленным промерным работам, занимающим весь период с 15—20 марта по 15—30 июня.
С марта, не позднее его середины, должны начать работу астрономы, с тем чтобы до наступления белых ночей закончить всю программу астрономических наблюдений, а затем включиться в геодезические работы — триангуляционные наблюдения.
Вряд ли можно рекомендовать начинать триангуляционные наблюдения ранее 10—15 апреля, так как низкие температу
[152]

 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0157.jpg
ры воздуха и отсутствие хорошей видимости приводят к слабому продвижению и плохому качеству работ. Наблюдения должны быть так спланированы и распределены между наблюдателями, чтобы работа эта была закончена не позднее 20 мая — 1 июня, так как летние месяцы, приносящие туманы, дают мало надежд на успешное проведение геодезических наблюдений. Кроме того окончить геодезические работы к 20—30 мая необходимо еще и потому, что не позднее первых чисел июня, когда стаивает основная масса снега и обнажаются бровки и рельеф, должна уже начаться топографическая съемка. Надо иметь в резерве время на вычисление хотя бы рабочих координат в тот небольшой перерыв, когда геодезисты, закончив наблюдения, уже прибыли на базу, а топографы еще не вышли в район своих работ. После того как будут вычислены рабочие координаты, пункты накладываются на заранее (зимой) подготовленные топографические планшеты. Последние проверяются сторонними лицами. Топограф вписывает в журнал список координат опорных пунктов и только после этого может выезжать на работу.
Топографическая съемка должна вестись либо до полного закрытия района, либо заканчиваться за 3—5 дней до выхода экспедиции из района работ. Никакого специального перерыва с возвращением полевых партий в основную базу на период так называемой распутицы делать не следует. Однако начальник каждой из партий должен учесть приближающийся период распутицы и заблаговременно перебазироваться на материковый берег (если ранее находился на островах) или на такой остров, где объем съемочных работ требует длительного пребывания. Участок работ на это время должен быть выбран такой, чтобы от него находилась близко и была легко доступна продовольственная база, обеспечивающая группу до конца распутицы. Ориентировочно надо считать, что санный путь пропадает с 18—20 июня (а в Карском море с 10—12 июня), затем дней через 6—10, после спада надледной воды, снова налаживается до первых чисел июля. Второй этап распутицы захватывает весь июль. Только в конце его прибрежные полыньи (забереги) позволят передвигаться по воде на мелкосидящих катерах или шлюпках.
Конец мая и первая половина июня могут быть использованы также для базисных работ, так как вероятнее всего, что при наличии трех или более базисов в районе работ экспедиции все базисные работы за осень закончить не удастся. В случае отсутствия свободных специалистов и подсобных ра-
[153]

б
 На восточном побережье Таймырского полуострова - 0158-1.jpg
очих, а также транспорта базисная партия должна состоять из двух топографических партий. Обе партии производят измерение базиса под руководством одного из старших геодезистов. Затем начинают съемку в стороны от базиса. Такой порядок работы избавляет от излишних перебросок. Начальник партии с инструментарием возвращается на базу экспедиции.
Весь летний период — середину августа и сентябрь — надо использовать для катерного и судового промера, работ по ограждению (постройка новых навигационных знаков, зажигание старых огней). При этом нужно также учесть время на снятие (в конце навигации) остатков баз и удаленных партий.
[154]
ББК-10 : 28 Ноябрь 2025 18:35  Вернуться к началу

Пред.