Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

 Федотов - 0001.jpg
 Федотов - 0002.jpg
Федотов П.П.
Гидрографы в Арктике и Антарктике: Исторический очерк.
— Архангельск: Поморский университет, 2004. — 170 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Об авторе ... 5
1. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД СГЭ (1924—1933) ... 8
2. ВТОРОЙ ПЕРИОД СГЭ (1933—1945) ... 11
2.1. С чего начинался Молотовск (Северодвинск) ... 11
2.2. Экспедиция в предвоенный период ... 14
2.3. Великая Отечественная война ... 16
2.4. Гибель «Меридиана» ... 18
2.5. Ледоводорожная служба в годы войны ... 20
2.6. В боях и походах ... 22
2.7. На северном морском театре военных действий ... 25
3. ТРЕТИЙ ПЕРИОД СГЭ (1945—1986) ... 28
3.1. Радионавигационная система (РНС) «Координатор» ... 29
3.2. СГЭ в комплексном изучении и исследовании Новой Земли. История «Матки» ... 30
3.3. Походы и гидрографические исследования на Новой Земле с 1952 года ... 36
3.4. Выход СГЭ в океан ... 69
3.5. Обследование желоба Франц-Виктория и пролива Святой Анны ... 70
3.6. Морской промер «дороги в океан» в Воронке (1959 год) и в Горле Белого моря (1961—1963 годы) ... 77
3.7. Океанский промер в северной части Гренландского моря и в проливе Фрама в 1964 году ... 79
3.8. Океанский промер на «противолодочном рубеже» — от острова Медвежий до мыса Нордкап в 1966 году ... 80
3.9. Гидрографы Экспедиции в исследовании Северного Ледовитого океана ... 81
3.10. Гидрографы СГЭ на океанской льдине ... 84
3.11. Подводная горная система Арктического бассейна ... 94
4. НА ГРАНИЦЕ ДВУХ ОКЕАНОВ: АТЛАНТИЧЕСКОГО И ТИХОГО ... 104
4.1. В проливе загадок и легенд ... 104
4.2. Океанский шестимесячный поход в пролив Дрейка и его предыстория ... 105
4.3. Состав океанографической экспедиции ... 108
4.4. Переход в район работ ... 110
4.5. Промер и обследование в проливе Дрейка ... 114
4.6. По пути на Родину ... 123
5. ЛЮДИ ЭКСПЕДИЦИИ ... 130
Слово о гидрографах СГЭ (Какими мы их помним) ... 132
Агафонов Леонид Петрович ......................133
Арефьев Сергей Алексеевич .......................134
Афанасенков Федор Прокопьевич ...................137
Бухмейер Всеволод Васильевич ....................139
Ершов Алексей Ефимович .........................142
Зайцев Павел Иванович ...........................144
Золотайкин Борис Матвеевич ......................146
Мамонтов Василий Алексеевич ....................148
Мороз Иван Данилович ...........................150
Морозов Геннадий Александрович ..................154
Налётов Николай Сергеевич .......................156
Осокин Игорь Васильевич .........................160
Кузнецов Валентин Павлович ......................162
Принятые сокращения .............................167
Последний раз редактировалось ББК-10 13 Июнь 2017 21:15, всего редактировалось 33 раз(а).
ББК-10 : 10 Январь 2017 11:50  Вернуться к началу

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

 Федотов - 0084 - 2.jpg
 Федотов - 0085.jpg
3.10. Гидрографы СГЭ на океанской льдине

На выбранной для базирования льдине гидрографы СГЭ первого броска (как в десанте) готовили взлетно-посадочную полосу для транспортной авиации. И все товарищи невзирая на ранги выполняли срочные работы, связанные с очисткой полосы, обустройством
жизни экспедиционников на льдине.
Следует отметить, что предшественниками СГЭ — высокоширотными воздушными экспедициями до 1961 года и дрейфующими станциями «Северный Полюс» — было сделано немало географических открытий в Северном Ледовитом океане. Но полученные данные выявили лишь общую картину, а не сложность и достоверность рельефа дна океана. Такие данные не позволяли издавать подробные карты глубин океана, необходимые для безопасного плавания атомных субмарин под льдами Арктического бассейна.
И тогда за исследования взялись гидрографы Северного флота.
Большая льдина принимала тяжелые четырехмоторные самолеты, перевозившие людей, технику и все необходимое для жизни и деятельности гидрографов-исследователей и авиаторов в течение 3 месяцев, начиная с марта. С этой базы вылетали вертолеты и легкие самолеты «АН-2» (на лыжах). С их помощью планомерно и

На льдине главной базы в Северном Ледовитом океане «АН-2», «АН-12», «ИЛ-18»

[84][85]
 Федотов - 0086.jpg
«ЛИ-2» на ВПП. Идет разгрузка борта

систематически гидрографы исследовали с необходимой частотой по площади участки и районы, запланированные для изучения на очередной год. Места, где обнаруживались поднятия дна океана либо выявлялся сложный рисунок рельефа, обследовались более подробно, с увеличением частоты измерений по площади.
При каждой посадке самолета или вертолета гидрографы-исследователи бурили во льду лунку, иногда используя трещины и разломы льда, и выполняли гидрографические, гидрологические и геофизические измерения. Координаты определялись либо с помощью радиодальномерной системы «Рым», либо астрономически. В этом случае гидрограф-астроном «брал» (измерял) высоты звезд теодолитом «ОТ-2».
Работа в Арктике на льдинах велась в тесном сотрудничестве с учеными-полярниками, авиаторами, гравиметристами, сейсмологами, магнитологами, гидрологами и метеорологами. Они исследовали глубины, течения, рельеф дна океана, земной магнетизм, производили сейсмозондирование, измерения силы тяжести, изучали условия дрейфа и жизни на льдинах в обширной акватории океана.
Конечно, все эти достижения в Ледовитом океане стали возможными благодаря бурному развитию науки и техники и прежде всего достижениям отечественной авиации.
[86]
 Федотов - 0087.jpg
«АН-2». На точке исследований в Северном Ледовитом океане астрономы и гравиметристы

Благодаря летному искусству опытных и отважных полярных летчиков, гидрографы не раз бывали в различных удаленных от базы точках Ледовитого океана, в том числе и на Полюсе относи-
[87]
 Федотов - 0088.jpg
Ветеран СГЭ, фронтовик Великой Отечественной войны, командир отряда и капитан 2 ранга в/о Кожемякин И. И. в «полевой» лаборатории (на льдине ВВЭ)

тельной «недоступности», и группами «держались за ось Земли» на Северном полюсе, измерив глубины и открыв их «прошлые тайны».
Случались, конечно, и нелетные дни, когда Арктика «показывала зубы» и напоминала, что с ней, как и с океаном, нельзя обращаться фамильярно, а надо говорить и жить только на «Вы». Ветер и снежные бури на время прерывали полеты и исследования. По этому поводу и не только ветеран Экспедиции и Северного флота Илья Иванович Кожемякин — «экспедиционный поэт» — шутил, создавая экспромтом забавные куплеты:
Не слышно шума вертолетов —
Спит Кичаев, спит Налётов.
Это о Николае Сергеевиче Налетове и Леониде Захаровиче Кичаеве — заслуженных гидрографах СГЭ, участниках обследования Ледовитого океана в двух Высокоширотных экспедициях на лед (1968—1969 гг.).
[88]
 Федотов - 0089.jpg
В такие дни и часы в палатках «КАПШ» продолжалась работа: анализировались результаты обследования и наносились на планшеты, намечались новые маршруты исследований, систематически измерялись глубины и другие геофизические данные по пути дрейфа льдины.

Зам. командира Высокоширотного отряда СГЭ капитан 3 ранга Схиртладзе Ю. В. и командир партии капитан-лейтенант Бербенев В. И. в минуту отдыха на льдине ВВЭ (1966 г.)

Одновременно с работами по изучению Ледовитого океана в период 1962—1967 гг. производилась радиогеодезическая привязка арктических островов. Для привязки использовалась радиодальномерная система «Рым». Пять станций «Рым-Б» разворачивались на арктических островах, задающая станция «РЫМ-С» размещалась на самолетах «АН-12» (1962 г.), «ЛИ-2» (1963 г.), «ИЛ-14» (1964—1967 гг.)
[89]
 Федотов - 0090.jpg
Дружеский «перекур» (слева направо): И. Д. Мороз, В. А. Митюхляев, В. П. Кузнецов, Г. А. Филимонов, В. И. Бербенев, в центре — врач СГЭ Н. И. Рунов

В первый год «АН-12» летал между островами по 14-16 часов без посадки. Для этого в салоне были установлены две вместительные цистерны с дополнительным топливом.
Основной базой являлся аэропорт Амдерма, запасной — а/п Диксон; «ЛИ-2» базировался на а/п «Нагурская», а «ИЛ-14» — в аэропортах Диксон, о. Средний. Радиогеодезической привязкой было определено точное местоположение арктических островов в единой государственной геодезической сети, острова получили долгожданную «прописку» на картах Арктического бассейна. Были привязаны более 12 островов, среди них: о. Врангеля, о. Геральд, о. Визе, о. Уединения, о. Виктория, о. Шмидта, о. Жохова и ряд островов Земли Франца-Иосифа.
Руководили радиогеодезическими работами подполковник Медведев В. П. и офицер-гидрограф СГЭ А. Н. Солдатов. В работах по привязке островов и полевой камеральной обработке участвовали
[90]
 Федотов - 0091.jpg
гидрографы и геодезисты: И. В. Осокин, В. П. Кузнецов, И. П. Ковригин, Б. И. Богданов, А. Ф. Карбасов, А. П. Чирков, М. А. Кузнецов, В. М. Смирнов, Н. А. Копеецкий, А. С. Баскин, А. С. Васильцов, Ю. П. Зайцев — сын Павла Ивановича.
Когда начинались полеты в Арктику и работы гидрографов СГЭ на дрейфующих льдах, в течение семи лет их возглавлял капитан I ранга Леонид Иванович Сенчура. Ветеран Великой Отечественной, фронтовик, награжденный орденами и получивший тяжелое ранение. Он с присущей ему энергией, оптимизмом и упорством в достижении цели организовывал очень сложное «хозяйство» СГЭ перед полетами на льдину. Трудностей в новом деле было предостаточно. Порой у него возникали новые оригинальные идеи, он не навязывал их сразу подчиненным. Экспедиция тем и отличалась, что технические вопросы люди могли обдумать, обсудить, просчитать, отработать, наконец, и только тогда доложить, решить и провести в жизнь задуманное. Тогда многое из отработанного

И. В. Осокин (справа) на радиогеодезии во время заправки вертолета
[91]
 Федотов - 0092.jpg
 Федотов - 0093.jpg
На встрече 1 мая 1963 г. (слева направо): И. В. Осокин, В. П. Кузнецов, В. П. Медведев, М. А. Кузнецов (полярная станция Нагурская)


На ВПП встреча прибывающего самолета
(главная база на льду Северного Ледовитого океана, 1962 г.)


[92]

Арктический бассейн глазами гидрографов СГЭ

[93]
 Федотов - 0094 - 1.jpg
заранее при первом же применении на льдине подтверждалось практически в работе Экспедиции.
Леонид Иванович Сенчура на дрейфующей льдине жил всегда интересами людей, гидрографов-исследователей, умел по-деловому взаимодействовать с летчиками авиационного отряда. Когда же случались авралы при разгрузке транспортных самолетов или же при разломах и торошениях льда, начальник Экспедиции всегда умело руководил и сам непосредственно участвовал в работе. Люди, вдохновленные примером старшего начальника, всегда быстро и грамотно решали поставленную задачу либо находили выход из создавшегося на льдине критического положения. Год за годом на картах гидрографов появлялись и в подробностях обрисовывались подводные хребты и котловины, отдельные подводные горы, их крутизна и направленность.

Пред.След.