Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Дубравин А. И. Колымский рейс парохода "Ставрополь"

Воспоминания участника плавания.
 Дубравин - 0091 - 2.jpg
Капитан «Ставрополя» П. Г. Миловзоров

Через несколько дней после снежного шторма, о котором упоминалось выше, в болезни П. Г. Миловзорова наступил резкий кризис — к улучшению. Капитан начал медленно поправляться. Надежда на возможное выздоровление капитана имела большое моральное значение для экипажа и находящихся на борту пассажиров.
Я теперь довольно регулярно навещал П. Г. Миловзорова в его каюте, зачастую здесь же присутствовал судовой врач М. Г. Комаровский.
П. Г. Миловзоров живо интересовался моими опытами по испытанию крепости льда. Его интересовали также при-
[81]
 Дубравин - 0092.jpg
боры, которые изготовлялись на «Ставрополе», причем П. Г. Миловзоров оказался весьма сведущим в устройстве, которое было сделано нами для изучения приливов. Он давал советы по испытанию льдов.
Встречаясь с П. Г. Миловзоровым, я имел возможность записать некоторые сведения из его биографии, и, мне думается, они могут представить некоторый интерес для читателей.
Павел Георгиевич Миловзоров родился в 1876 году 28 мая (по старому стилю) в семье учителя земской школы в селе Заболотном Рязанской губернии.
Семья П. Г. Миловзорова состояла из отца, матери, трех братьев и двух сестер. До школьного возраста все дети находились при родителях и подготавливались отцом. Мать была малограмотной.
П. Г. Миловзорову не нравилось выбранное отцом духовное училище, и у него зародилось желание сбежать оттуда. И вот в 14 лет, уже учась в 3-м классе, будущий полярный капитан бежит из училища и пешком, по железнодорожному полотну, добирается до Москвы. Но побег не удался. Отец нашел сына и привез его обратно. Однако за побег Миловзоров был исключен из училища.
Когда П. Г. Миловзорову исполнилось шестнадцать лет, он поступил на службу в уездную земскую управу и с этого времени начал жить уже самостоятельно. Но призвание к морю было превыше спокойной жизни в уезде. И в семнадцатилетнем возрасте П. Г. Миловзоров решает поступить в мореходное училище.
Хотя он родился и вырос в Рязанской губернии, вдали от моря, но постоянно интересовался морскими и полярными экспедициями. Так, например, в те годы весьма популярным было плавание адмирала С. О. Макарова на «Витязе» в Тихом океане в 1886—1889 годах, а также работа русской полярной экспедиции в 1901—1902 годах на судне «Заря», экспедиции Ф. Нансена на «Фраме» в 1893 году и другие.
[82]
 Дубравин - 0093.jpg
Желание П. Г. Миловзорова поступить в мореходное училище теперь поддержал и отец, но материально поддерживать сына он вскоре отказался. Тогда П. Г. Миловзоров направился вниз по Волге к Каспийскому морю. Здесь он начал службу матросом. В течение первых трех месяцев П. Г. Миловзоров прослужил на жалованье пополам с другим матросом. Затем ему удалось получить место на полном матросском жалованье на одном из парусных судов. Служба на этом паруснике, как вспоминал П. Г. Миловзоров, была очень тяжелой. В течение двух с половиной лет П. Г. Миловзоров прослужил в составе команды как матрос, и только в 1897 году ему удалось поступить на скудные сбережения от жалованья в Астраханские мореходные классы. Прозанимавшись в мореходных классах зиму, П. Г. Миловзоров вновь возвратился на Каспий и продолжил службу в составе команды на разных судах. В 1898 году П. Г. Миловзоров выехал в город Поти, где поступил в мореходные классы. В 1899 году он выдержал экзамен на штурмана каботажного плавания и с дипломом опять приехал на Каспий.
Проплавав навигацию на парусном судне боцманом, П. Г. Миловзоров зимой вновь приехал в Поти для продолжения обучения.
Весной 1900 года П. Г. Миловзоров, получив диплом штурмана, возвратился на Каспий и поступил на должность рулевого в пароходную компанию «Надежда». В середине навигации того же года он впервые был назначен помощником капитана и плавал в этой должности в течение 1900—1903 годов.
Таковы были первые шаги П. Г. Миловзорова в гражданском флоте. В течение пяти лет он прошел службу от матроса до боцмана, причем перерывы в плавании были только на время продолжения образования. В 1903 году П. Г. Миловзорову был дан отпуск для окончания образования в училище Дальнего плавания в городе Либаве. В 1904 году он выдержал экзамен и получил диплом капи-
[83]
 Дубравин - 0094.jpg
тана 1-го разряда. В том же году П. Г. Миловзоров, как и все моряки, был призван на действительную военную службу и направлен, как матрос первой статьи, на Черноморский флот в Севастополь.
В августе 1904 года П. Г. Миловзоров, будучи уже прапорщиком, получил назначение на Дальний Восток, в район военных действий. Здесь он проходит службу на транспортных судах, вначале как вахтенный офицер, а затем как штурман.
После окончания войны с Японией, в конце апреля 1906 года, П. Г., Миловзоров вновь был отчислен в запас флота и остался на Дальнем Востоке.
П. Г. Миловзорова, как моряка, Дальний Восток привлекал своим выходом в Тихий океан и Восточную Арктику, последняя особенно была для него притягательна своей неизведанностью. Плавание в Японском и Охотском морях, а также у берегов Камчатки было трудным и еще мало освоенным. Для молодого моряка все это было очень заманчиво, предоставляло широкое поле деятельности.
В водах Дальнего Востока П. Г. Миловзоров в должности капитана плавал на торговых судах: в 1906—1908 годах на «Днепре» в Японском море и Татарском проливе, на рефрижераторе «Нева» ходил в Австралию.
В 1908 году П. Г. Миловзоров перешел на службу Министерства путей сообщения. В течение двух лет он плавал на пароходе «Владивосток», на котором обслуживал лиман реки Амур, и в навигацию 1909 года совершил плавание с экспедицией к западным берегам Камчатки для исследования реки Большая в отношении пригодности ее к судоходству.
Работа на экспедиционных и исследовательских судах очень интересовала П. Г. Миловзорова, поэтому он перешел в гидрографию. В 1910—1911 годах он плавал капитаном на лоцмейстерском транспорте «Камчатка». Самостоятельно изучал фарватеры лимана реки Амур и предо-
[84]
 Дубравин - 0095.jpg
стерегательные знаки в Татарском проливе. Надо сказать, что эта работа требовала большой подготовки и эрудиции. Далее П Г. Миловзоров совершал плавание на гидрографических судах в Охотском море,
В конце 1911 года П. Г. Миловзоров получил приглашение на службу в Добровольный флот в должности капитана, где работал долгие годы.
В 1913 году он был командирован в Петроград, где принял новый пароход «Эривань» и на нем совершил переход во Владивосток. В 1914 году наконец, сбылась давняя мечта П. Г. Миловзорова о плавании в Арктике. Он был назначен капитаном парохода «Колыма», которому предстояло совершить рейс в Нижнеколымск. На обратном пути судно зазимовало у мыса Северного, где теперь стоял «Ставрополь».
После возвращения во Владивосток в 1915 году П. Г. Миловзоров был переведен на пароход «Симбирск», на котором обслуживал до 1920 года экспрессную линию, совершая регулярные рейсы между Владивостоком и Шанхаем.
В 1922 году П. Г. Миловзоров был назначен на должность помощника начальника Управления Дальневосточной конторы Добровольного флота. Однако работа в управлении была непривычной для П. Г. Миловзорова, он тяготился ею. В 1923 году ему удалось добиться разрешения продолжить работу в Арктике. Тогда во Владивостоке находился особый уполномоченный по делам Добровольного флота И. Е. Леонидов. Он согласился отпустить П. Г. Миловзорова капитаном парохода «Ставрополь».
Поход «Ставрополя» возобновлял колымские рейсы, которые были прерваны с 1919 года из-за военных и революционных событий в стране. В 1923 году на борту «Ставрополя» находился военный отряд. Благодаря его деятельности был очищен весь колымский район от белых банд. Тогда же с помощью названного отряда была установлена здесь Советская власть.
[85]
 Дубравин - 0096 - 1.jpg
Со времени этого полярного рейса началось регулярное плавание судов из Владивостока в устье Колымы.
В следующем году П. Г. Миловзоров опять отправился в плавание в Нижнеколымск. На обратном пути судно было зажато льдами у острова Шалаурова, где зимовало, и вернулось во Владивосток в 1925 году.
В 1926 году Миловзорову был поручен первый транспортно-экспедиционный поход на «Ставрополе» на остров Врангеля. В том году на остров была завезена первая советская колония, возглавляемая Г. А. Ушаковым. В следующем, 1927 году П. Г. Миловзоров совершил за одну навигацию исторический поход из Владивостока в устье Лены на пароходе «Колыма». Во время этого рейса «Колыма» обеспечивала первую воздушную полярную экспедицию, которая в свою очередь выясняла ледовую обстановку для «Колымы». П. Г. Миловзоров за ленский поход и полярные рейсы в Восточную Арктику был награжден орденом Красного Знамени. Капитан бережно относился к этой высокой награде, и его орден всегда висел в каюте в небольшой рамке.
ББК-10 : 29 Апрель 2016 11:46  Вернуться к началу

Пред.След.