Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Сергеевский Б.А. Гидрографические исследования...

Гидрографические исследования юговосточной части Карского моря. Обь-Енисейский район / Б. А. Сергеевский;
Гидрографич. упр. Главсевморпути при СНК СССР, Л., 1936
 1 - 0001.jpg
 1 - 0002.jpg
 1 - 0003.jpg
 1 - 0004.jpg
 1 - 0005.jpg
 1 - 0006.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ
Изображение
OCR, правка: Леспромхоз

Сергеевский Б.А. Гидрографические исследования...

 254.jpg
1928 ГОД

Общий очерк работ

В навигацию 1928 г. Убеко-Сибири, помимо обычного обслуживания Карской экспедиции, радио- и гиместанций, производило гидрографические работы.
Состав групп, выделенных из экспедиционного отряда для производства гидрографических работ. Для выполнения съемочных работ были сформированы две топографические партии: одна для работ в Обской губе, другая для работ в низовьях Енисея. — К партии Обского района придан астроном с техническим помощником. На р. Енисее астрономо-геодезическое основание для производства мензульной съемки уже имелось, в результате триангуляции на этом участке, произведенной гидрографом-геодезистом И. Д. Жонголовичем в 1927 г. Для промера в Обской губе были выделены гидрографические суда — „Прибой" и „Неупокоев"; на р. Енисее промер возлагался на г/с „Компас".
Обская группа. 1) Топографическая партия в Обской губе, а) Личный состав. Начальник партии — пом. начальника Гидрографического отдела Управления — гидрограф П. Я. Напалков; астроном — обязанности его нес пом. командира г/с „Неупокоев" — В. И. Воробьев; ст. производитель работ — гидрограф А. Я. Деев по вольному найму; команда партии: реечники и рабочие —18 чел. б) Пловучие средства партии: 2 шлюпки-шестерки, 2 тоболки и 2 облоска. Одна из шлюпок, обслуживавшая гидрографа Напалкова, имела подвесной мотор.
2) Промерные партии. Личный состав промерной партии г/с „Прибой" состоял из 20 человек, из них 5 комадмсостава, включая сюда наблюдателя судовой гидро-метеорологической станции и механика судна. На г/с „Неупокоев" во время производства работ находилось 19 человек, из них 4 — комадмсостава, включая механика.
Г/с „Прибой" находился под брейд-вымпелом начальника Убеко-Сибири во все время плавания.
В гидрографических работах принимали непосредственное участие: г/с „Прибой — начальник Убеко-Сибири — гидрограф Б. А. Сергеевский, командир судна — А. И. Шабунин, пом. командира — Г. Н. Рыбин, пом. командира В. И. Воробьев (он же астроном). На г/с „Неупокоев" — командир судна — гидрограф М. С. Скоропад, пом. командира — гидрограф В. А. Петров, и об. пом. командира — Я. Г. Прохоров.
К составу промерных партий относился береговой гидрологический пост в районе промера, состоявший из станции, оборудованной для ежечасных футшточных и обычных гидро-метеорологических наблюдений. Станция имела коротковолновую приемо-передающую радиоустановку и длинноволновый радиоприемник.
[247]
 255.jpg
Личный состав поста: старшина — радиотехник Падерин, наблюдатели- матросы — Барский, Боровков.
3) База. Угольной и продовольственной базой на севере Обской губы служил лихтер № 315.
Обязанности старшины лихтера 315 исполнял лоцман Гаврилов.
Енисейская группа. В связи с переводом бывш, начальника лоцдистанции В. А. Лысенко, для руководства работами на месте в Енисейском заливе был командирован начальник Гидрографического отдела управления А. Е. Ножин.
1) Топографическая партия, а) Личный состав. Руководство партией и непосредственное ведение мензульной съемкой осуществлялось гидрографом Ножиным. Его техническим помощником (мл. производителем работ) состоял А. Беклемишев, участвовавший в триангуляции Жонголовича в 1927 г. Рабочих в партии было 6 человек, в том числе 2 человека обслуживало моторный катер, б) Пловучие средства топографической партии состояли из моторного катера № 4 („Альфа") и шлюпки-четверки.
2) Промерная партия. а) Промер выполнялся личным составом г/с „Компас", под руководством исп. об. начальника лоцдистанции, командира г/с „Иней", гидрографа В. Д. Григорьева.
Работу производили начальник партии — гидрограф Григорьев, и. д. командира г/с „Компас" — гидрограф П. М. Сендик, и. д. пом. командира г/с „Компас" — гидрограф Г. Б. Кацнельсон, лоцман — Пирогов.
Личный состав футшточного поста при промере состоял из метнаблюдателя Теплоухова и рабочего Поперекова.
Кроме судов, принимавших непосредственное участие в гидрографических работах, в состав Экспедиционного отряда Обской группы входили: г/к „Разведка", баржа № 11 и арендованная баржа № 986, на Енисее — лихтер № 314 и баржа № 12.

Очерк работ. Обская группа. Выйдя из Омска 23 июня, Обская группа имела по пути остановку (29 — 30 июня) в Тобольске, где было пополнено снабжение экспедиции и сделан доклад начальником Убеко на заседании Совета общества Краеведения „О задачах экспедиции". В Березове (7 июля) были наняты рабочие для топографической партии, и 12 июля Обская группа экспедиции прибыла в Обдорск, где нужно было проинспектировать радиостанцию, сдать зимнее снабжение и произвести частично смену личного состава. Выполнив указанное и пополнив состав партии, идущей для съемки лихтера, выброшенного штормом в 1922 г., — группа двинулась дальше и 15 июля прошла бар Хаманельской Оби, поставив входную на бар бочку, с которой начиналось в Обской губе ограждение ходового фарватера. 16 июля высажена у мыса Виткова партия по съемке лихтера (рис. 73).
17 июля в 11 час. 40 мин. суда группы отдали якорь в бухте Новый порт.
Одним из серьезных затруднений, с которым приходилось и ранее считаться Убеко при организации экспедиционных работ, являлся крайне небольшой запас топлива принимаемый судами, и как следствие этого весьма ограниченный радиус действия их. Кроме того имелся большой недостаток непарового тоннажа. Затруднение особенно обострилось теперь, в виду отдаленности районов промерных и топографических работ от экспедиционной базы — Нового Порта и в связи
[248]
 256.jpg
с запрещением Регистра Союза выводить арендованную угольную баржу ниже о-ва Пуйко в Хаманельской Оби, где она была и оставлена.
Поэтому, чтобы выйти на север для производства гидрографических работ, необходимо было произвести в Новом порту выгрузку продовольствия и технического снабжения для рации с единственного железного лихтера № 315 и погрузить в него с баржи, оставленной у Пуйко, уголь для судов. Пока г/с „Прибой" и „Разведка" ходили за углем к лихтеру в Пуйко, г/с „Неупокоев" выполнило работу по ограждению южной части Обской губы и Нового порта. „Разведке" было поручено остаться стационером в Новом порту, проверять и возобновлять ограждение, зажечь с наступлением темных ночей маячные огни и провести, по приходе, морские суда на внутренний рейд бухты.
28 июля г/с „Прибой“, под брейд-вымпелом начальника Убеко, с топографической партией гидрографа Напалкова и астрономом на борту, с лихтером № 315 на буксире, вышел из Нового порта на север в район съемочных и промерных работ.
Г/с „Неупокоев" должно было по пути выставить буи на рейде Нового порта и обвехование от Нового порта до мыса Сапожникова, а потому несколько запоздало с выходом.
На пути против Тазовской губы (широта = 68° 32' долгота = 73°46') температура воздуха в 7 час. утра 29 июля была 14.9°, температура воды 15.3°. Было тепло, и казалось, высказанное предположение
о встрече льда в средней части губы не оправдается. Но едва подошли к мысу Трехбугорному (широта = 69°8', долгота = 73°35'), как температура воздуха в 12 час. того же 29-го резко упала до 8.8°, а воды до — 3.7°; стали попадаться сначала полосы тумана, а затем и плавающий лед еще до мыса Наливного. В виду встречи льда, буксируемый лихтер № 315 решили оставить в бухте Сапожникова, так как опасались не столько трудности прохода с ним во льду, сколько того, что при оставлении лихтера у устья р. Тамбея, где предполагалось иметь базу, он может быть вынесен льдом в открытую часть губы или выкинут на берег. Несмотря на то, что первые льдины были обнаружены уже по проходе Трехбугорного, сверх ожидания под восточным берегом ледяные поля оказались вполне доступны для прохода. Лед, дувшими несколько дней уже норд-остами, отогнало и сторосило вдоль западного берега. Единственной задержкой продвижения на север были туманы, что в связи с присутствием крупных льдин заставило несколько раз отдавать якорь. В северной части губы потеплело, туман
[249]
 257.jpg
стал гуще, особенно при приближении к мысу со знаком Львова на п-ове Явае; много стамух было встречено у о-ва Шокальского
31 июля в 17 час. достигли западного берега о-ва Шокальского, где высадили астронома с техническим помощником и топографическую партию под начальством Напалкова для съемки острова. Судовой состав построил под руководством производителя работ Рыбина пирамиду для закрепления астрономического пункта, чтобы иметь основную опорную точку при промерных работах. Высота знака 17.4 м.
Так как лед мешал производить промер, то решено было использовать время для рекогносцировки восточного входа в пролив Малыгина и, если представится возможность, пройти проливом до Карского моря, а в дальнейшем воспользоваться этим путем при выходе за лихтером, ожидаемым из Югорского Шара на пополнение тоннажа Убеко-Сибири.
Для обозначения опорных точек промера были выставлены вдоль береговой черты острова и далее к югу от знака Львова — вехи. 2 августа подошли к мысу Дровяному, на острове у северозападного берега Обской губы (Оленьему, как назвал его Овцын), зажгли здесь огонь на знаке и стали на якорь в ожидании г/с „Неупокоев". Лед течением несло на север со скоростью 2 3/4 узла. Г/с „Неупокоев", выполнив задание по ограждению в средней части губы, прошло 72° параллель и должно было высадить партию Деева на мысе Дровяном. 2 августа суда встретились. Партия Деева была немедленно высажена, но не на мысе Дровяном, а на мыс Поелово, где прибрежного льда было меньше. Дееву была поручена мензульная съемка от знака Дровяного до мыса Шайтанова.
Утром суда разошлись: г/с „Прибой" курсом на NW, к проливу Малыгина, г/с „Неупокоев" на OSO — для рекогносцировки восточного берега северной части губы, высадки на нем гидрологического поста и обозначения опорных точек промера вехами.
Футшток гидрологического поста был установлен в широте 72°9.5', долготе 75°1.5'. Лагерь поста расположился в долине устья речки Сабуле-яга. Пост был снабжен коротковолновым передатчиком и приемниками как для длинных, так и для коротких волн.
Пройдя к р. Нгарка-тид-Нгыдэ-яга „Неупокоев" построил на месте астрономического пункта, определенного в 1927 г., на правом возвышенном берегу реки (широта = 71°57'29.5", долгота = 74°20'51"), знак для определений при промере и пирамиду на месте астрономического пункта у р. Болотной, на левом западном берегу Обской губы (широта = 71°50'11.2", долгота = 72°19'01"), откуда затем и начал свой промер поперечными галсами, продвигаясь с промером с юга на север.
„Прибой", идя к проливу Малыгина вдоль северного берега Ямала, произвел рекогносцировку берега для выбора мест опорных точек. Встретив глубины меньше 6.4 м, пошел к северу, отыскивая проход в пролив и надеясь найти его вблизи бурунов, показанных на картах. Ожидание оправдалось. Выйдя уже на большие глубины до 21 — 26 м., находясь примерно на NNW от мыса Шайтанова, г/с „Прибой" уклонилось к югу, но выскочило на мель. Сойдя вскоре благополучно с мели, приступили к обследованию глубин фарватера, образуемого сильным Обским течением через пролив Малыгина. Течение по фарватеру идет на W и достигает во время отлива скорости 3 1/2—4 узлов. Посадка на мель заставила быть осторожнее, а дальнейшие наблюдения показали, что здесь необходим шлюпочный промер, так как фарватер
[250]
 258.jpg
местами не шире мили. Доведя работу до меридиана 71°20' и израсходовав уголь, „Прибой" вышел из пролива к лихтеру за углем. Встретив незначительное количество льда южнее Тарана, вывели лихтер от Сапожникова к Тамбею.
Приняв уголь уже у Тамбея, „Прибой" вышел 9 августа на промер в свой участок (между параллелями 72°30' и 73°). Но прежде чем приступить к промеру им была снята с о-ва Шокальского топографическая партия и переброшен астроном к знаку Львова на п-ов Явай. {1} В дальнейшем, поддерживая обе топографические партии, г/с „Прибой" производило промер в своем участке, пополняя запасы угля и продовольствия с лихтера № 315 у Тамбея.
10 августа был сделан первый галс. 23 августа „Прибой" закончил промер на своем участке. Промерные работы г/с „Неупокоев" затянулись до 27-го числа.
Топографическая партия Деева 18 августа была снята г/с „Прибой" с мыса Шайтанова {2} и переброшена на южный участок работ к р. Нгарка-тид-Нгыдэ-яга с заданием двигаться к северу до места гидрологического поста, где намечалось определение астрономического пункта и встреча партий Напалкова и Деева.
27 августа, закончив последний промерный галс, „Неупокоев" принял на борт обе топографические партии и снятый с берега состав поста и вышел на юг, имея задание высадить рабочих топографической партии у мыса Виткова на помощь судоподъемной партии, работавшей по съемке лихтера № 316, выкинутого в 1922 г. штормом на берег (почти на километр внутрь берега).
Окончив промерные работы, „Прибой“ принужден был оставаться на севере Обской губы в ожидании перевода гидрографическим судном Убеко-Севера „Полярный" к острову Белому лихтера из Югорского Шара. Прождав его напрасно до 24-го, начальник Убеко-Сибири решил итти на Диксон, с тем, чтобы проверить работы в Енисейском заливе. Поход в бухту Диксона занял время с 24 по 29 августа. Но и далее до 7 сентября, когда окончательно выяснилось, что „Полярный" не придет, „Прибой" оставался на севере губы. 6 сентября им был выведен от Тарана до траверза мыса Дровяного пароход Карской экспедиции „Матти", дошедший, по просьбе начальника экспедиции, до Тарана под проводкой исп. об. пом. командира г/с „Неупокоев" Прохорова. 7 сентября, забуксировав лихтер №315, г/с „Прибой" вышло в Новый порт.
Весь путь был сделан при свежей погоде (5—7 баллов). Ветер стих, когда уже подходили к мысу Сетному. 9 сентября отдали якорь в бухте Нового порта против речки Шунько-яга на п-ове Пясидай.
11 сентября гидрографические суда „Прибой" и „Неупокоев", закончив сборы и приняв на борт сменный состав радиостанции, вышли из Нового порта и стали на якорь у места аварии лихтера № 316, предварительно поставив в бухту Находку лихтер № 315 и баржу № 11 „Пур“ (рис. 74).

{1} Топографическая партия во главе с Напалковым прошла со съемкой к югу вдоль западного берега п-ова Явая к месту гидрологического поста, где предположена была встреча с производителем работ Деевым, который должен был итти с юга. Сюда предполагалась его переброска по окончании съемки участка мыс Дровяной — Шайтанов.
{2} Здесь, в это время, была встречена Северо-Ямальская экспедиция Уральского ОБЗУ. Нач. экспедиции Евладов, придя на г/с "Прибои“, воспользовался возможностью передать телеграммы и письма. По просьбе его экспедиция была снабжена некоторыми продуктами.
[251]
 259.jpg
12-го „Неупокоев" вышел в Новый порт для вывода судов Карской экспедиции и снятия ограждения, а „Разведка", остававшаяся в Новом порту, пришла в бухту Находку.
16 сентября был снят лихтер № 316. 18 сентября отряд судов вышел в обратный путь, в тот же день прошел Ямсальский бар и вошел в реку (рис. 75).
Енисейская группа. Енисейская группа в отчетную навигацию вышла в составе одного {1} лишь гидрографического судна „Компас", лихтеров 313 и 314, баржи № 12 и моторного катера № 4.
По плану работ намечалось: возможно быстрее достигнуть Усть-Енисейского порта, высадить строительную партию и приступить к ремонтным работам на радиостанции. Июль и начало августа использовать для работ в Усть Енисейском порту, на съемку и промер в районе Бреховских о-вов и мысов Дорофеевского и Гостиного. С очищением же ото льда Енисейского залива итти на г/с „Компас" с лихтером в бухту Диксона. Попутно выставить ограждение фарватера от Усть-Енисейского порта до Сопочной Корги.

{1} Г/с "Иней" и г/с "Секстан" стали на капитальный ремонт в г. Красноярске.
[252]
 260.jpg
В общих чертах этот план и был осуществлен.
Из Красноярска Енисейская группа вышла вниз 17 июня, несколько задержалась в Енисейске и 4 июля была уже в Усть-Енисейском порту.
На работы по съемке и промеру г/с „Компас" вышел из Усть-Енисейского порта 8 июля вниз, к группе Бреховских островов.
9 июля была высажена на о-в Насоновский (один из Бреховских островов) топографическая партия, в тот же день приступившая к работам по съемке острова. „Компас", занятый постановкой ограждения, приступить к систематическому промеру сразу не мог, ограничиваясь лишь работой но снабжению партии продовольствием и переброской с острова на берег и вдоль по побережью. 19 июля „Компас" привел в район работ угольную и продовольственную базу лихтер № 313, оставив ее на якоре у о-ва Насоновского.
25 июля была доставлена от р. Мельничной к мысу Гостиному топографическая партия. Одновременно здесь был высажен метнаблюдатель Теплоухов, выставлен футшточный пост и произведена подготовка к промеру. С 27 июля были начаты промерные работы на северном участке карты № 997. 31 июля „Компас" перебросил с мыса Гостиного на мыс Дорофеевский топографическую партию, закончившую в тот же день съемку участка возле знака мыса Дорофеевского, а вместе с тем и план работы в районе карты № 997. Приняв партию снова, „Компас" вышел с ней к базе у о-ва Насоновского.
1 августа „Компас" производил промер на южном участке от параллели вехи о-ва Насоновского до параллели знака Сидоровского. 2, 3 и 4 августа были сделаны дополнительные и контрольные галсы, чем и были закончены все работы в навигацию 1928 г. в низовьях р. Енисея, в районе между параллелями знака Сидоровского (широта = 70°49'5.7") и знака на мысе Дорофеевском (широта = 71°24'16.4").
5 августа с лихтером № 313 и моторным катером № 4 г/с „Компас" возвратилось в Усть-Енисейский порт.
Футшточный пост был снят 10 августа при проходе г/с „Компас" на Диксон. Кроме наблюдений за колебанием уровня воды, метнаблюдатель Теплоухов вел наблюдения и над основными метеорологическими элементами.
Начальник гидрографического отдела гидрограф Ножин использовал свое пребывание на Диксоне для некоторых геодезических работ в районе Диксона (триангуляции и определения положения о-вов Оленьих).
Во время прихода г/с „Прибой" в бухту Диксона (24—29 августа) производителем гидрографических работ В. И. Воробьевым были сделаны азимутальные наблюдения на астрономическом пункте Беляева.
13 сентября г/с „Компас", со всем временно находившимся в бухте Диксона личным составом и лихтером № 313, вышло из бухты, направляясь к Усть-Енисейскому порту, для дальнейшего следования в базу, так как к этому времени Енисейская часть Карской экспедиции уже закончила свою работу и вышла из Енисейского залива, а речные суда поднялись вверх по реке Енисею к Туруханску.
На радиостанции Усть-Енисейского порта оставалось принять строительно-ремонтные работы и взяв остальные непаровые суда следовать дальше. 19 сентября Енисейская группа экспедиции Убеко-Сибири покинула обслуживаемый район.
Условия работы. В обоих районах работ, и в Обском и в Енисейском, отрицательное влияние на успех работ оказывали неблаго-
[253]
 261.jpg
приятные метеорологические условия: ветер, осадки и туманы. Следует отметить, что на севере Обской губы в августе (рабочий период) был всего один ясный день.

    Дней с ветрами от 0 до 4 б. ... 6
    „ больше 6 б. ...11
    „ „ штилевой погодой ...1
    пасмурных ...18
    „ с туманом ...12

Как постоянное явление наблюдалось, что падение силы ветра ниже 2 б., с одновременным наступлением наиболее благоприятного для промера состояния моря, всегда сопровождалось находом тумана, державшегося несколько суток, пока снова сильный ветер не разгонял его. Особенно эти условия сказались на результатах промера „Неупокоева", судна с плохими мореходными качествами.
Задержало промерные работы также присутствие льда в северной части Обской губы до 8 августа. Сильные северные ветры и прибитые ими к берегу торосы льда не позволили топографической партии двигаться на шлюпках вдоль северного берега о-ва Шокальского, что заставило гидрографа Напалкова с тремя рабочими предпринять обход острова с облегченным снаряжением, оставив шлюпки, палатки, запасы продовольствия и весь остальной состав партии.
Сравнивая 1928 год с рядом предыдущих лет, все же следует считать ледовое состояние в северной части Обской губы в навигацию 1928 г. благоприятным.
Для астрономических наблюдений пасмурное небо, затянутое сплошными облаками и продолжительные туманы сказались особенно сильно. Так, при съезде на берег для наблюдений, астрономом из-за состояния неба и погоды, было затрачено на о-ве Шокальского 10 дней, у знака Львова 7 дней, на мысе Шайтанова 4 дня, у р. Сабуле-яга 4 дня.
Плохая видимость и туманы сильно мешали и геодезическим работам гидрографа Ножина в районе бухты Диксона.
Между тем, температура воздуха в августе благоприятствовала работам. Тогда как в прошлые годы она здесь держалась ниже нуля, в навигацию 1928 г. самая низкая температура, замеченная станцией г/с „Прибой“, +1.7° (7 час. 7 августа, широта = 71°24', долгота = 72°68'). Для того же срока береговой (широта = 72°9.5', долгота = 75°1.5') гидрологический пост показал + 1.6°. Средняя месячная температура воздуха за август = 6.1° (по данным станции г/с „Прибой").
Для работ в Енисее, производившихся во второй половине июля, условия погоды были благоприятны и работы за редким исключением производились бесперебойно.
Большие, требующие особого внимания затруднения представили: организация связи и снабжения судов топливом, а личного состава продовольствием.

Пред.След.