Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

КОВАЛЕВ С.А. Сочинения капитана 1 ранга

Изображение
Изображение

Изображение
 Ковалев. Тайны пропавших экспедиций.jpg

 42.jpg
8 июля 2011 года на 53-м году жизни скоропостижно скончался капитан 1 ранга запаса Ковалёв Сергей Алексеевич, заместитель главного редактора журнала «Морской сборник».
Сергей Алексеевич посвятил всю свою жизнь Военно-морскому флоту. В 1981 году он окончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола и был распределён в дивизию подводных лодок Северного флота. На атомных подводных лодках выполнил 4 боевые службы, в том числе в Карибское море и в Арктику. В должности командира минно-торпедной боевой части атомной подводной лодки завоевал приз главнокомандующего ВМФ за атаку отряда боевых кораблей. В 1991 году по итогам боевой службы в условиях противодействия ВМС США и стран НАТО награждён медалью «За боевые заслуги». В 1996 году назначен старшим помощником начальника отделения оперативной и боевой подготовки Видяевской дивизии подводных лодок. В 2001 году назначен постоянным корреспондентом редакции журнала «Морской сборник» по Северному флоту. В новой должности выполнил 7 дальних походов. Член Союза журналистов России, автор 6 книг. В 2008 году назначен заместителем главного редактора редакции журнала «Морской сборник».
Проходя военную службу, С.А. Ковалёв всегда оставался преданным флотскому делу, заслужил искреннее уважение сослуживцев, внёс большой вклад в укрепление флотских традиций. Он был чутким и отзывчивым товарищем, талантливым журналистом и писателем.
Командование ВМФ, редакционная коллегия «Морского сборника» с чувством глубокой скорби воспринимают эту утрату и выражают соболезнование родным и близким. Светлая память об офицере России и прекрасном человеке Сергее Алексеевиче Ковалёве навсегда сохранится в наших сердцах.
Краснозвёздовцы, разделяя скорбь, присоединяются к соболезнованию.

http://www.redstar.ru/2011/07/14_07/4_02.html

БИБЛИОГРАФИЯ

Книги

Периодика
    Ковалев С.А. Тайна погибшего "Декабриста". Морской сборник, 2001, Вып. №№ 4, 5, 6, 7.
    • Ковалев С.А. Секретные базы Кригсмарине в советском секторе Арктики. Морской сборник, 2002, Вып. №№ 8-9.
    • Ковалев С.А. Загадки арктических архипелагов. Морской сборник, 2003, Вып. № 6.
    • Ковалев С.А. Хроника забытого наступления. Морской сборник, 2003, Вып. № 5.
    • Ковалев С.А. "Серебристые моржи" Заполярья. Морской сборник, 2003, Вып. № 6, с.55-57.
    • Ковалев С.А. Конвой памяти и примирения. Морской сборник, 2003, Вып. № 11.
    • Ковалев С.А. Первая ПЛ советской постройки до сих пор считается без вести пропавшей. (Хроника несостоявшегося подъема Д-1 со дна Баренцова моря). Морской сборник, 2003, Вып. № 12, с.45-47.

ТАИНА ПОГИБШЕГО "ДЕКАБРИСТА"

Морской сборник, 2001, Вып. № 5.

 ТПД - 0006+.jpg
Продолжение. Начало см. "Морской сборник" № 4 за 2001 г.

1939 год... Германия готовится к ведению боевых действий против Польши, а следовательно - к потенциальным осложнениям отношений с Францией и Великобританией, обладавшим сильнейшими флотами мира. Но если в войне с Францией основная ставка делалась на сильные сухопутные войска, то в войне против островной Великобритании, имевшей естественную защиту морем, нужен был мощный военный флот, способный вести борьбу с Королевскими ВМС как в Балтийском, Северном и Средиземном морях, так и в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах.
После поражения в Первой мировой войне и до 1935 г. Германии было запрещено иметь собственный военный флот, за исключением нескольких устаревших кораблей и судов.
Однако уже к 1939 г. для Кригсмарине было построено 2 новых линейных корабля и 3 "карманных" линкора, 7 крейсеров, 24 эскадренных миноносца и 57 подводных лодок.
Но эти силы не могли противостоять в генеральном морском бою английскому флоту метрополии и ликвидировать морскую блокаду, которую были способны создать главные силы Королевского флота: 9 линейных кораблей и крейсеров, 3 авианосца, 17 крейсеров, 35 эсминцев, 32 сторожевика и 16 ПЛ, - без учета возможного межтеатрового маневра силами ВМС и союзников Великобритании.
Кроме того, Кригсмарине в то время имели географически весьма ограниченную морскую систему базирования:
- район так называемого "мокрого треугольника" (острова Боркум, Зильт, Гельголанд) с ГВМБ Вильгельмсхафен - для активных действий в Северном море;
- ВМБ Балтийского побережья - в Балтийском море.
Для "нейтрализации" возможных последствий морской блокады Германии и "запирания" немецких кораблей и судов, в пределах акватории Северного и Балтийского морей, а также из-за невозможности быстрой постройки мощного военного флота (способного противостоять Королевским ВМС) по меньшей мере до 1944 г. германскому главному военноморскому командованию (ОКМ) было необходимо отыскать слабое место Великобритании. И оно было найдено.
В предвоенный период вся внешняя морская торговля Англии сосредоточилась преимущественно в шести основных портах страны: Лондоне, Ливерпуле, Саутгемптоне, Халле, Глазго и Манчестере.
Три из них (Лондон, Саутгемптон и Халл) омывались водами Северного моря и пролива Ла-Манш, обеспечивали почти 35% внешней торговли страны и почти 25% ее каботажной торговли. Они же полностью находились в зоне досягаемости Кригсмарине.
Три остальных порта, пропускная способность которых составляла почти 20% внешней и более 10% каботажной торговли страны, располагались на западном побережье Британских островов, куда выход немецких кораблей был возможен только в случае прорыва блокады на линии Скапа-Флоу - Берген либо после прорыва через Ла-Манш.
Но если уж прорыв удавался, то для Германии это был самый надежный способ подорвать островную безопасность Великобритании, войной на истощение заставить ее выйти из войны. Именно в расчете на высокую уязвимость Англии в связи с особенностями ее морских сообщений
[87]
 ТПД - 0007.jpg
и был построен весь германский морской план ведения войны. И, надо признать, гросс-адмирал Редер не ошибся.
Действительно, с первых дней войны английское Адмиралтейство стало испытывать серьезные затруднения с организацией защиты своего судоходства от немецких ПЛ и рейдеров практически во всех районах Мирового океана.
При этом немецкое руководство понимало, что Германия, не имеющая прямого выхода в открытый океан и собственных источников стратегического сырья и нефтепродуктов, будет легко блокирована флотом противника в Балтийском и Северном морях, на линии так называемого Северного прохода (как и в Первую мировую войну).
Германии был жизненно необходим союзник, способный обеспечить ее этим сырьем.
Таким союзником для Германии в 1939 г. стал Советский Союз, имевший с ней крепкие экономические связи с начала 20-х годов и одновременно стремящийся отдалить вооруженный конфликт как с Великобританией и Францией, так и с самой Германией.
В 1939 г. между СССР и Германией были подписаны:
торгово-кредитное соглашение (19 августа 1939 г., Берлин);
Договор о ненападении и секретный протокол (23 августа 1939 г., Москва);
Договор о дружбе и границе (28 сентября 1939 г., Москва).
Но этот союз одновременно укрепил веру немецкого руководства в возможность "обхода линии" английской морской блокады Рейха, созданной союзниками на линии Северного прохода.
Соглашение и оба договора послужили первоосновой для создания проекта, позднее превратившегося в секретную базу "Норд" на Кольском полуострове.
По замыслу создателей, она должна была стать узловым пунктом для надежной связи Германии с базами снабжения на Тихоокеанском побережье и в юго-восточной Азии, передовой для Кригсмарине (с учетом использования Балтики) в случае закрытия остальных морских районов для Германии в результате морской блокады. Этот секретный опорный пункт должен был обеспечивать стоянку и межпоходовый ремонт кораблей-блокадопрорывателей, немецких подводных лодок и судов снабжения рейдеров, действовавших в Северной Атлантике.
В 1936 г. один из видных немецких военно-морских теоретиков - П. Эберт, используя материалы своих исследований и данные аэрофотосъемки, полученные пятью годами раньше немецкими специалистами "научной" экспедиции с борта дирижабля LZ-127 ("Граф Цеппелин"), выделил "европейское полярное море" в стратегически важный для Германии театр военных действий.
На практике эта гипотеза была проверена уже в 1936-1937 гг. в районах арктической зоны Атлантики, Норвежского и Баренцева морей экипажами крейсеров "Кельн" и "Кенигсберг", вспомогательного судна "Грилле", учебного корабля "Хорст Вессель".
Заливы северной части Кольского полуострова были избраны не случайно. Если в Архангельске корабли до полугода простаивали у причалов, пока Белое море было сковано льдом, то из Мурманска благодаря незамерзающей "ветви" теплого течения Гольфстрим они выходили в море даже в самые сильные морозы.
Единственный советский незамерзающий порт - Мурманск - был особо выделен, поскольку представлял собой опорный пункт, круглый год обладающий стратегически важным для всех арктических государств, но опасным собственно для СССР значением морской базы жизненных интересов потенциальных противников в Арктике, не имеющих иных пунктов снабжения и тылового обеспечения на арктическом побережье. Принималось во внимание и то, что порт находится довольно близко от советско-финской границы, которая при этом охранялась только редкими и малочисленными пограничными заставами, и доступен для захвата как с суши, так и с моря.
Узловыми и одновременно наиболее уязвимыми районами во всей естественной обороне арктического побережья Советского Союза были определены остров Новая Земля, с его многочисленными проливами и заливами, и архипелаг Франца-Иосифа.
После начала Великой Отечественной войны Кригсмарине создали на северовосточной оконечности острова Новая Земля (в 60 км от мыса Желания) опорный пункт, взлетную полосу и пункт для заправки гидросамолетов BF-138, на острове Междушарский (у входа в губу Белушья) - взлетную полосу и радиостанцию, появились опорные пункты на мысах Константина и Пинегина. Кроме того, используя данные экспедиции 1931 г., немцы создали базы для стоянки своих подводных лодок в шхерах Минина, бухте Слободской (Енисейский залив) и на острове
[88]
 ТПД - 0008.jpg
Вардропер, а также подготовили бухту Нагурского (архипелаг Франца-Иосифа) для ремонта своих подводных лодок, которые заряжали здесь аккумуляторные батареи и получали последние разведданные. Все эти приготовления были сделаны лишь с одной целью: с началом ведения боевых действий в Арктике добиться установления полного контроля над советскими арктическими коммуникациями.
Но все это будет позже. Создание секретной базы на Кольском полуострове было как бы компенсацией за немецкую военно-техническую помощь Советскому Союзу наиболее известными элементами которой стали: недостроенный тяжелый крейсер "Лютцов", спущенный на воду 1 июня 1939 г., причем первоначально речь шла о тяжелых крейсерах "Зейдпиц" или "Принц Ойген", находившихся в гораздо большей степени готовности; 30 самолетов (типа Ю-88, Хе-100, До-215, Ме-109 и Ме-110) с запасными моторами; минно-торпедное вооружение, гидроакустическая и гидрографическая аппаратура (возможно, предполагаемые для установки и использования именно в базе "Норд"); корабельная броня для заложенных в Ленинграде, Николаеве и Молотовске линейных кораблей типа "Советский Союз". Кроме того, на переговорах рассматривалась возможность передачи Советскому Союзу технической документации на строящийся новейший линейный корабль "Бисмарк".
В советской печати о существовании базы "Норд" до 1990 г. не упоминалось. Только в русском переводе военных дневников Ф. Гальдера, изданных в СССР в 1969 г., есть упоминание о некой базе "Север", без указания ее местоположения. В 1990 г. о существовании базы "Норд" появилось несколько публикаций, наиболее заметными среди них стали статьи: А.А. Киселева "Где правда о базе "Норд" ("На страже Заполярья" от 28 марта 1990 г.) и А.В. Безносова "Секрет базы "Норд" ("Военно-исторический журнал" № 7 за 1990 г.).
И в одной, и в другой статье за основные источники информации были приняты книга Р.С. Стеенсена "Северный морской путь", изданная в 1957 г. в Копенгагене (глава - "Немецкие базы на Мурманском побережье в 1939-1940 гг.") и Сбор-ник трофейных документов о советско-немецких отношениях, опубликованный в Вашингтоне.
Упоминание о базировании немецких рейдеров и подводных лодок на Кольском полуострове было найдено также в работе У. Ширева "Взлет и падение третьего рейха" (М.: Воениздат, 1991). Правда, там местом базирования была названа Териберка, по официальным данным отвергнутая немецким ОКМ. Существование здесь секретной базы Кригсмарине было маловероятно. И далее это будет обосновано.
К 17 сентября 1939 г. в Мурманск, не дожидаясь окончательного решения о пункте создания базы, пришли немецкие транспорты "Кордильер" и "Сан-Луи" с грузами и техникой, а также лайнер "Бремен" (в 1929 г. получивший за свою быстроходность "Голубую ленту Атлантики"). "Бремен", вероятно, должен был стать плавбазой для обслуживающего персонала секретной базы. При необходимости он мог легко превратиться во вместительный и быстроходный десантный корабль для переброски войск на Британские острова.
Может быть, именно в то время Кригсмарине планировали использовать базу "Норд" как передовой опорный пункт для переброски морского десанта на Британские острова, через территорию Швеции и Финляндии.
Всего до ноября 1939 г. на рейде Мурманска собралось и укрылось от английских кораблей 36 немецких транспортов. Германские корабли стояли в районе Абрам-мыса.
Особый интерес представляет появление в порту транспорта "Сан-Луи". Возможно, в открытой литературе это название является искаженным переводом названия "Санта-Льюис". Если это так, то уже в сентябре 1939 г. в Мурманске находилась плавбаза для экипажей предполагаемой группы ПЛ базы "Норд".
Но что-то изменилось в планах германского командования. Видимо, новому решению способствовало окончательное избрание Гитлером сухопутного варианта дальнейшего развития военной кампании, перенос десантной операции на Британские острова и, как результат, - издание 9 октября 1939 г. немецким главным штабом верховного командования директивы № 6 о разработке плана вторжения во Францию с расчетным сроком начала наступательных действий - 10 ноября 1940 г.
С наступлением полярной ночи немецкие суда постепенно покинули Мурманск. А 6 декабря из порта-укрытия ушел и "Бремен".
Официальная просьба германских властей разрешить стоянку (порт имел 22
[89]
 ТПД - 0009.jpg
причала) и межпоходовые ремонты военных кораблей в Мурманске, как наиболее подходящем для судоремонта (3 судоремонтных завода), была отклонена советским руководством.
Морской порт Мурманска не был изолирован; скрыть от посторонних глаз прибытие сюда новых кораблей, а тем более немецких боевых кораблей и подводных лодок было просто невозможно.
Вместо Мурманска Германии было предложено создать базу, на правах концессии (военной колонии), в Териберской губе или в губе Западная Лица.
Изучение предложенных районов для создания секретной базы было поручено германскому военно-морскому атташе в Советском Союзе - капитан цур зее фон Баумбаху, который был весьма заметной личностью в Кригсмарине.
Еще в 1924 г., корветтен-капитан фон Баумбах прибыл в Финляндию для оказания помощи в создании национальных подводных сил. Позже, в 1935 г., после получения Германией права, по морскому соглашению с Великобританией, иметь собственный военный флот финские подводные силы стали основой для формирования 1-й флотилии немецких ПЛ "Веддиген" и практической школой подготовки всех старших офицеров подводных сил Кригсмарине.
Затем фон Баумбах длительное время возглавлял немецкую военно-морскую миссию в Советском Союзе.
В октябре 1939 г. фон Баумбах осмотрел губу Териберская и признал залив "... недостаточно защищенным от непогоды и не подходящим для передовой базы немецкого флота..."
Трудно с этим согласиться, так как еще в 20-е годы губа Териберская, имевшая удобную гавань, служила основным местом укрытия английских и норвежских рыбаков именно в непогоду и во время штормов.
Вероятно, не метеоусловия повлияли на выбор фон Баумбаха. Здесь не последнюю роль, видимо, сыграло создание в 1930 г. в Териберке самого крупного на Кольском полуострове рыболовецкого колхоза "Красная Армия", основу которого составляли обрусевшие финны и норвежцы, а также русские рыбаки, имевшие этнические и родственные связи с рыбаками норвежской провинции Финмарк, свободно ловившими рыбу в Баренцевом море. Это означало, что секретная информация о базе "Норд" и базирующихся в ней кораблях Кригсмарине через рыбаков норвежской провинции могла легко пре-
вратиться в информацию оперативного разведывательного центра (ОРЦ) английского Адмиралтейства.
К тому же Териберская бухта была расположена в восточной части Кольского полуострова, недалеко от Екатерининской гавани, где еще в 1917 г. базировалось три ПЛ Королевского флота. Глубины и якорные места стоянок восточной части Кольского полуострова были хорошо известны английскому Адмиралтейству еще с Первой мировой войны.
Однако основной причиной отклонения предложения, вероятно, стало то, что в 1939 г. командование СФ избрало Териберку местом досмотра и контроля за всеми приходящими в Кольский залив иностранными судами.
Иностранное судно, приходящее со стороны моря, обязано было зайти в Териберку для досмотра, лишь после этого оно могло следовать строго определенным фарватером вдоль узкого пролива - Кильдинской Салмы - под постоянным контролем советских береговых постов наблюдения, дозорных кораблей СФ и дежурных батарей береговой обороны. Да еще в феврале 1936 г. здесь же был создан один из радиопеленгаторных постов Северного флота.
Таким образом, Териберка могла быть базой Кригсмарине, постоянно контролируемой СФ, что совершенно не устраивало немецкую сторону.
А вот Западная Лица, естественно скрытая от посторонних глаз сопками материка и полуостровов Средний и Рыбачий, расположенная практически рядом с советско-финской границей (граница в то время проходила по полуостровам и находилась в 13-18 км от устья реки Западная Лица), как нельзя лучше подходила для секретной базы. Этому выбору способствовали удаленность и изолированность бухты от основных судоходных путей и портов восточного побережья Кольского полуострова, заселение южного побережья Мотовского залива коренными финнами (поселки Ура-губа и Западная Лица), а северного - норвежцами (поселок Цып-Наволок).
Советские посты СНИС располагались в районе далеко друг от друга: в Титовке, на мысе Цып-Наволок и на острове Кильдин. Поэтому именно Западная Лица и стала базой "Норд". Рыбаки артели "Коминтерн", созданной здесь в 1930 г. из обрусевших финнов, а также проживавшие здесь спецпереселенцы были довольно ограничены в общении с внешним миром. В сентябре 1939 г. часть из них
[90]
 ТПД - 0010.jpg
была просто выселена в одну ночь из пос. Большая Западная Лица и Большая Лица. И только поселок в губе Малая Лица, выходящей в Мотовский залив, был сохранен до июля 1940 г. Этот поселок, вероятно, был необходим для маскировки собственно секретной базы "Норд".
Причалы рыболовецкого колхоза в районе губы Нерпичья маскировали причалы для кораблей снабжения, емкости для жидкого топлива были зарыты в прибрежный песок.
Кроме того, рыболовецкий колхоз "Коминтерн" зимой 1937-1938 гг. в верховьях реки Западная Лица заготовил 300 кубометров строительного леса хвойных пород и закупил доски для постройки десяти жилых домов и школы. К сентябрю 1939 г. были построены три жилых дома и большой склад. Все постройки и сооружения должны были обеспечить длительное и скрытное размещение немецкого персонала базы.
После выселения рыбаков, в октябре 1939 г., на побережье залива началось строительство причалов, ремонтных мастерских, складов снабжения и хранилищ жидкого топлива. Основные работы здесь осуществлялись силами советских военных строителей (вероятно, 95-го строительного участка Мурманского отделения ЭПРОН), в том числе и с использованием труда заключенных. Строительство базы производилось с помощью специальных силовых установок и компрессоров, доставленных немецкими транспортами.
То, что немецкие корабли и транспорты в то время были частыми "гостями" у полуострова Рыбачий, подтверждается докладами командиров кораблей СФ. В декабре 1939 г. советским подводным лодкам, поочередно выходившим в дозор к полуострову, неоднократно приходилось встречаться с немецкими судами-разведчиками, появлявшимися у советских территориальных вод..." ("В студеных глубинах". - М.: Военное издательство, 1980. - Стр.37).
Возникает законный вопрос: зачем кораблям-разведчикам Кригсмарине было необходимо тайно приходить к советским территориальным водам, тогда как они могли даже укрываться в Мурманске от английских кораблей и под защитой советских береговых батарей?
Поздней осенью 1939 г. в советских территориальных водах (у восточной части полуострова Рыбачий) даже произошел инцидент, когда батарея 104-го пушечного артиллерийского полка обстреляла два "заблудившихся" английских эскадренных миноносца (предположительно искавших крейсер "Бремен").
Вероятно, это были не германские корабли-разведчики, а суда из базы "Норд".
К 1940 г. секретная база "Норд" была развернута и оборудована для стоянки кораблей и подводных лодок. В настоящее время достоверно известно название лишь нескольких кораблей, находившихся в базе. Это военный транспорт "Венеция" (командир корветтен-капитан Гаусгофер) и транспорт, принадлежавший компании "Северо-Германский Ллойд". "Венеция", вероятно, служила плавбазой для экипажей ПЛ, заходивших в базу "Норд". В июле 1940 г. именно Гаусгофер был старшим морским начальником в базе. Кроме вышеназванных кораблей в апреле 1940 г. в базу заходили три танкера, предназначавшиеся для заправки топливом немецких эсминцев, высаживавших морских десантников и горных стрелков 2-й и 3-й дивизий в Нарвике.
До сих пор в районе озера Подгорное, на южном берегу губы Нерпичья и в районе бывшего поселка Большая Лица, сохранились фундаменты разрушенных домов (в районе высот 270,9, 186,0, 60,2 и 160,7), а на действующей дороге Мурманск - Никель развалины немецкого контрольно-пропускного пункта.
Недалеко от нынешнего моста через реку Большая Западная Лица находится развилка дорог, ведущих к поселкам Старая и Новая Титовка и на полуостров Средний (ныне эти дороги не используются).
В районе южной оконечности губы Нерпичья хорошо просматриваются остатки деревянного пирса, в губе Малая Лопатка сохранился свайно-ряжевый пирс, об одном из пирсов в губе Лопаткина еще в 70-80-е годы старожилы поселка говорили, что "... его построили немцы..."
Система Андреевских озер, выходящая к южному побережью залива и мысу Пикшуев, а также якорная стоянка в бухте острова Замогильный (район высоты 153,0) могли использоваться для пополнения запасов пресной воды. Здесь до сих пор сохранились немецкие резервуары для пресной воды.
Юго-восточнее высоты 160,7 находился поселок Большая Лица, на складах которого располагались большие запасы продовольствия и транспорт военных строителей, работавших на аэродроме.
Рядом с городом Заозерск и в районе устья реки Западная Лица сохранились немецкие "глухие" сооружения, выруб-
[91]
 ТПД - 0011.jpg
ленные в скалах и совершенно не предназначенные для обороны, при этом сооружение у высоты 222,0 находится между заметными до сих пор линиями обороны немецких и советских войск. Предположительно эти сооружения построены еще перед войной.
Особый интерес представляет взлетная полоса аэродрома, выходившего в губу Нерпичья, хорошо просматривающаяся до сих пор. Полоса была построена недалеко от старой дороги на Титовку в районе высоты 186,0. Вероятное время строительства насыпной взлетной полосы -май-сентябрь 1940 г. (пока позволяли метеоусловия).
Недалеко от взлетной полосы на побережье были вкопаны в землю цистерны для хранения жидких нефтепродуктов, из которых легко можно было перекачивать топливо как в топливозаправщики самолетов, так и в танки морских танкеров. Правда, остатков причала сейчас здесь не видно.
Необычность аэродрома заключается в том, что одновременно в соседнем поселке Титовка перед войной строился советский военный аэродром. Он строился с использованием труда заключенных в 5-10 км от государственной границы с Финляндией и резервировался здесь же, в губе, пристанью, способной принимать до 3 гидросамолетов типа "ГСТ", AШ-2 или МБР-2 (и, как показало начало войны, также "Дорнье" и "BF"). С устьем Западной Лицы, где была создана насыпная взлетная полоса, этот аэродром соединялся 12-километровой грунтовой дорогой.
Предназначение взлетной полосы ВВС СФ в устье реки Западная Лица не ясно.
Она могла быть использована либо для гидросамолетов "Бремена" или крейсеров-рейдеров (типа "Арадо-196"), либо для "переданных" Советскому Союзу самолетов типа "Юнкерс", "Брюкер" или "Мессершмитт".
Крупным вкладом базы "Норд" в успех войны за Атлантику могли стать обеспечение рейдов "карманного" линкора "Дойчланд" (вскоре, после продажи его Советскому Союзу в виде недостроенного крейсера, принявшего наименование "Лютцов") в сентябре-октябре 1939 г. и линейных кораблей "Шарнхорст" и "Гнейзенау", на узле коммуникаций Рейкьявик -Квебек - Нью-Йорк, в октябре-ноябре 1939 г., подводных лодок и вспомогательных крейсеров-рейдеров, а также базирование здесь обеспечивавших корабли Кригсмарине быстроходных судов снабжения и танкеров, переданных Германии американской компанией "Вариед танкер компани" и базировавшихся на Линахамари (возможно, они базировались в Западной Лице, но подтверждающих документов пока не обнаружено).
Вклад базы "Норд" в битву за Атлантику очень скоро стал заметен для англичан, и виной тому собственно суда Кригсмарине. Англичане довольно легко выявили интенсивный радиообмен информацией между торговыми судами в районе Мотовского залива (до этого редко посещаемого кораблями) и возросшую интенсивность движения неизвестных судов в самом заливе.
Высокая интенсивность движения вспомогательных судов Кригсмарине у полуострова Рыбачий и в Мотовском заливе определялась тем, что только для выхода в океан одного рейдера, в зависимости от удаленности его действий, было необходимо иметь в районах ожидания 3-6 вспомогательных судов снабжения и несколько танкеров (так как топливо захваченных торговых судов не подходило для главных двигательных установок немецких боевых кораблей). Автономность рейдера типа "Дойчланд" позволяла действовать без пополнения запаса топлива не более 1 месяца. Но "Адмирал Шеер", в частности, встречался с транспортами снабжения и танкерами значительно чаще - через 19 суток.
И уж совсем не случайно в январе 1940 г. разведкой СФ было выявлено усиленное внимание английских кораблей-разведчиков именно к районам полуострова Рыбачий и западной части Кольского полуострова.
Англичане умело воспользовались полученной информацией о базе: поиск и уничтожение немецких судов и кораблей снабжения стали одним из основных способов борьбы с рейдерами и кораблями-блокадопрорывателями, а также нейтрализации влияния базы "Норд" в "битве за Атлантику". Союзные конвои стали обеспечиваться противолодочным охранением более чем на половине маршрута через Северную Атлантику, а специально выделенные крейсера Королевского флота организовали охоту за немецкими кораблями снабжения и блокадопрорывателями даже в самых отдаленных районах северной части океана.
Большое количество вспомогательных судов было необходимо и для обеспечения подводных лодок. Так, только для обеспечения одной "волчьей стаи" требовалось до 6 танкеров и 1 -2 судов снабжения.
[92]
 ТПД - 0012.jpg
Количество находившихся в море вспомогательных кораблей Кригсмарине резко возросло. В свою очередь это привело к заметному росту потерь вспомогательного флота. Немецкие суда стали перехватываться противником значительно раньше, чем достигали районов встречи с ПЛ и рейдерами.
В феврале 1940 г., после захвата в Атлантике нескольких немецких вспомогательных кораблей английскими крейсерами, в районе Кольского полуострова вновь было замечено появление английских разведывательных кораблей и подводных лодок. Начиная с 20 февраля 1940 г., радиоразведка Северного флота стала ежедневно докладывать в штаб флота об обнаружении в непосредственной близости от наших территориальных вод в Баренцевом море радиопереговоров норвежских и английских кораблей.
После предложенного гросс-адмиралом Э. Редером 23 марта 1940 г. использования базы "Норд" как передового опорного пункта для высадки на Британские острова сухопутных частей Кригсмарине и горнострелкового корпуса с техникой и вооружением английским разведывательным кораблям, кроме изучения навигационно-гидрографических условий побережья Норвегии, была поставлена задача начать проведение топографической разведки побережий Финмарк и Кольского полуострова, а также подходов к порту Петсамо (с целью обеспечения высадки десантных частей и разведывательно-диверсионных групп).
В борьбе Кригсмарине за Атлантику одна из основных ролей была отведена германским подводным силам контр-адмирала К. Деница. Если в сентябре 1939 г. все немецкие ПЛ, находившиеся в море, потопили 30 союзных транспортов, то в октябре того же года уже 46. а в феврале 1940 г. - 51. Рост успешных действий немецких ПЛ налицо, и косвенным образом этот рост может показать истинное значение базы "Норд" для ПЛ Кригсмарине.
В этом случае лодки могли базироваться за пределами зоны английской морской блокады, выходить на коммуникации союзников с минимальными потерями, увеличивать сроки своего нахождения на боевой позиции с помощью судов снабжения и танкеров.
Новый пик в успешных действиях немецких ПЛ пришелся на июнь и август 1940 г. (58 и 56 транспортов соответственно). Это было связано с захватом Норвегии и использованием Кригсмарине норвежских портов, что автоматически увеличило радиус действия самих ПЛ. При этом корабли снабжения "волчьих стай", как и прежде находясь вне зоны морской блокады и обнаружения Королевскими ВМС и ВВС, вновь с минимальными потерями достигали районов ожидания и встречи с ПЛ и рейдерами.
Несмотря на то, что ущерб, нанесенный Великобритании в 1940 г., был значительно меньше, чем в 1942 г. (в 1942 г. немецкие подводные лодки потопили наибольшее количество кораблей и судов союзников), однако средний тоннаж союзных судов, потопленных каждой ПЛ, при этом был в 6-10 раз больше.
Период с декабря 1939 г. по август-сентябрь 1940 г. (за исключением времени, когда проявились многочисленные дефекты немецких торпед) по праву можно назвать временем истинного успеха для германских подводных лодок, успеха, который значительно возрос с началом применения тактики "волчьих стай" (или тактики "Руделя").
После захвата острова Исландия английским десантом ( в июне 1940 г.) "время тепличных условий" для немецких подводников закончилось. Немецкие ПЛ уже не могли действовать безнаказанно на дальних океанских коммуникациях.
В июле все немецкие ПЛ потопили лишь 36 транспортов, произошел полный провал в их действиях (коэффициент успешности ПЛ, находящихся в море в этот период, упал до 2.111 согласно методике О. Кувалдина, опубликованной в "Морском сборнике" №1 за 1992 г.).
Возможно, именно из-за этого обвала 19 июля 1940 г. на базу "Норд" прибыли помощник военно-морского атташе Германии корветтен-капитан В. Шторх и представитель германского посольства Крепш, официально - для ознакомления с положением дел в базе. (Истинная роль Крепша как "представителя" не ясна, менее чем через месяц он появится на борту крейсера "Комет" в Арктике, перейдет вместе с ним по Северному морскому пути, а затем в кратчайшее время вернется к фон Баумбаху.)
Следовательно, в это время именно Великобритания и была крайне заинтересована в развязывании войны Германии против Советского Союза, в которой Советский Союз должен был быть разгромлен, а Германия - серьезно ослаблена. И первым шагом к тому должна была стать нейтрализация базы "Норд".

Продолжение следует

Пред.След.