Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Сергеевский Б.А. Гидрографические исследования...

Гидрографические исследования юговосточной части Карского моря. Обь-Енисейский район / Б. А. Сергеевский;
Гидрографич. упр. Главсевморпути при СНК СССР, Л., 1936
 1 - 0001.jpg
 1 - 0002.jpg
 1 - 0003.jpg
 1 - 0004.jpg
 1 - 0005.jpg
 1 - 0006.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ
Изображение
OCR, правка: Леспромхоз

Сергеевский Б.А. Гидрографические исследования...

 193.jpg
Промерные работы

Систематический промер выполнен в Обской губе с г/с „Прибой" от параллели столба Напалкова на мысе Сапожникова до параллели знака Наливного (масштаб промерного планшета — 1:84000 — 2 версты в дюйме). Промер опирался на гидрологический футшточный пост у мыса Напалкова, функционировавший с 15 августа по 6 сентября.
Коса у мыса Сапожникова обследована лишь рекогносцировочным промером. Кроме того, произведен попутный рекогносцировочный промер вдоль Тазовской губы при походе г/с „Прибой" до Ямала и промерные галсы при походах г/с „Прибой" и г/с „Неупокоев" между параллелями мыса Сапожникова — мыса Тарана и мыса Дровяного. Эти галсы положены на временные карты Убеко-Сибири средней и северной части Обской губы и на карту КСМП Тазовской губы.
В Енисейском заливе судовой промер произведен у о-ва Крестовского и в бухте „Север" — шлюпочный.
Г/с „Прибой" покрыло промерными галсами район средней части Обской губы между параллелями 70°15' и 69°40'. Промер производили командир Л. Г. Прохоров и младший производитель работ Г. Н. Рыбин. Галсы расположены поперек губы, в среднем на расстоянии около 3 миль, причем концы их соединены прибрежными промерными галсами параллельно береговой черте.
[186]
 194.jpg
Инструментами служили: 7 1/2" компас Грея (№ 75), 2 секстана Wegener и Henthe Cranford и протрактор. Девиация компаса в течение рабочего периода уничтожалась дважды, 4 и 13 августа, причем в результате вторичного уничтожения не превышала 2 1/4°.
Опорными точками для промера служили астрономические пункты, навигационные знаки в районе промера, специально сооруженные промерные значки и особо приметные пункты на берегу.
Координаты навигационных пунктов были определены по привязкам к астрономическим пунктам. Места промерных значков, выставленных на западном берегу в районе: устье Се-яга — мыс Лебединый, были нанесены на планшеты топографической партии, а с них — на промерный планшет. На восточном берегу место значка определялось при помощи свозимого на берег компаса.
Значки строились в виде легкой трехгранной пирамиды или столба, укрепленного оттяжками, с топовой фигурой на верху.
Дополнительно служившие опорными точками особо приметные пункты были нанесены на планшеты съемок предыдущих лет, а с них и на промерный планшет „Прибоя".
Расстояние между галсами в 3 мили отчасти нарушено в связи с не всегда удачным учетом приливо-отливного течения. Предельные расстояния между измеренными глубинами на галсах: наибольшие — 1.8 мили и наименьшие — 0.1 мили. Среднее, которое и было принято при промере: 0.5 — 0.6 мили. Определения на галсах велись до тех пор, пока позволяла видимость опорных точек и состояние погоды.
Исправленные по лотлиню глубины приведены к уровню средней из малых сизигийных вод по данным футшточного поста в бухте около мыса Напалкова.
Результаты произведенного промера в средней части Обской губы между параллелями мысов Наливного и Ватершланг (Сапожникова) дают следующую картину рельефа дна на этом участке. Обская губа здесь представляет довольно ровное ложе с 15-метровыми глу-
[187]
 195.jpg
          Таблица 30

          Координаты опорных точек промерного планшета

          Название знака и его вид/Координаты (широта/долгота)/ Откуда взяты координаты

          Знак Прохорова — пирамида на высоком мысе Ватершланг (Сапожников)... 70°10' 4 73°45' 9 По привязке к столбу Напалкова на том же мысе
          Столб Напалкова на бугре мыса Ватершланг (Сапожников) . . 70 10 27.7 73 45 40 По привязке астронома Нефедьева к астропункту
          Промерный значок (веха) на косе низменного мыса Напалкова... 70 06 7 73 40 7 По привязке к астропункту на том же мысе, произвед. в 1926 г. гидрографами А. Т. Ножиным и В. Д. Ушаковым
          Астрономический пункт на низменном мысе Напалкова на берегу бухты (отмеч. вехой с флагом)... 70 06 26.7 73 43 15.5 Определен астроном. Нефедьевым в 1925 г.
          Палатка футшточного поста на берегу той же бухты... 70 06 3 73 44 2 По привязке к астрономическому пункту, произведенной гидрографом А. Е. Ножиным в 1926 г.
          Промерный значок на низменной части мыса Наливного... 69 44 7 73 32 2 Место определено по обратным засечкам
          Знак Наливной на возвышенной части мыса того же названия... 69 38 15.5 73 38 24 По привязке к астрономическому пункту астронома Нефедьева в 1925 г.
          Промерный значок у устья р. Се-яга (легкая пирамида)... 70 10 3 72 33 3 С маршрута береговой партии, нанесенного на планшет
          Промерный знак — западная веха, в 8 милях к югу от устья р. Се-яга... 02 6 72 32 7 То же
          Промерный знак — веха в 9 милях к югу от устья р. Се-яга... 70 01 3 72 29 5 То же
          Астрономический пункт Лебединый (отмечен вехой)... 69 52 53.0 72 38 09.4 Определен астрономом Нефедьевым в 1925 г.

бинами, постепенно поднимающимися к западному берегу и, наоборот, опускающиеся к восточному. Шестисаженная (12.8 м) изобата проходит вдоль восточного берега в расстоянии одной мили (за исключением участков возле указанных 2 мысов, Напалкова и Наливного) и отходит от западного до 8—9 миль. Отходящие от низменных частей мысов Напалкова и Наливного отмели представляют значительную опасность для проходящих здесь судов, особенно во время пасмурных погод. Вблизи этих отмелей тянутся общим направлением почти вдоль губы (NNW—SSO) сходные между собой овальной формы впадины с глубинами 22—26 м при ширине овала 3—4 мили.
Грунт на глубинах 13 м — серо-зеленый ил с тонким налетом сверху мелкого, желтого цвета песка. Прибрежные отмели, банки, выносы рек состоят из чистого, довольно крупного песка. С увеличением глубины песок становится мельче и получает примесь ила.
[188]
 196.jpg
В Обском районе. Попутный судовой промер производился г/с „Прибой" и „Неупокоев" в Обской и Тазовской губе.
В Тазовской губе г/с „Прибой" выполнены два контрольных галса в целях проверки новой карты КСМП: № 1 от траверза мыса Круглого до параллели р. Пойлово-яга и обратно; № 2 от бухты Харбутэтта до мыса Трехбугорного, общим протяжением 175.7 миль.
В южной части Обской губы г/с „Прибой" произведен попутный контрольный промер на галсах от мыса Маре-сале до мыса Круглого, протяжением 61.7 мили, от мыса Каменного до мыса Трехбугорного — 35 миль; в средней части Обской губы — от мыса Яра-лерке до мыса Напалкова — 67.3 мили и в северной части — от мыса Тарана до мыса Дровяного — 74.6 мили.
Места судна определялись исключительно по пеленгам и при каждой к тому возможности. Глубины брались через различные промежутки времени, в зависимости от района, где галс делался, но одинаковые для одного и того же галса.
Глубины на галсе от мыса Яра-лерке до мыса Сапожникова приведены, также как и при систематическом промере, по данным футшточного поста в бухте у мыса Напалкова. На прочих галсах глубины к какому-либо определенному уровню не приводились и могут отличаться от действительных в пределах ± 0.5 м. Расхождение между глубинами, полученными на галсах в Тазовской губе, и глубинами, нанесенными на карте, не превышает 1 м.
Галс от мыса Тарана до мыса Дровяного дает полное совпадение с полученными в прошлые годы г/с „Неупокоев" данными.
Галс от мыса Яра-лерке проложен по району, ранее не имевшему глубин на картах.
С г/с „Неупокоев" произведен попутный промер в средней части Обской губы при высадке и дальнейшем обслуживании топографических партий: от устья р. Тади-бе-яга (на восточном берегу губы) к мысу Белому, к южной вехе, которой закреплен был галс, протяжением в 27.7 мили. От нее вдоль берега 13 миль к северу — к северной вехе, также закрепившей галс, около устья р. Сэр-яга, отсюда к восточному берегу к устью той же Тади-бе-яга, протяжением 28.5 миль.
В руководстве промером участие принимали командир судна А. Н. Шабунин и гидрограф М. С. Скоропад.
Опорными точками служили намеченные вехами места: астрономического пункта на мысе Напалкова, столб Напалкова на высоком берегу мыса Ватершланг (Сапожникова) и закреплявшие концы галсов вехи: веха с флагом, северная и южная, нанесенная при производившейся тогда же съемке на планшеты топографической партии засечками. Положение судна на промерных галсах по условиям видимости могло быть определено по большей части только при подходе к берегу, т. е. на концах галсов. Предельное расстояние между глубинами 0.4—1.1 мили. Полученные глубины приведены к уровню средней из малых сизигийных вод, по данным футшточного поста в бухте у мыса Напалкова.
Промер указанных попутных галсов г/с „Прибой" и „Неупокоев" положен на временные карты Обской губы и каргу Тазовской губы, составленную Комитетом Северного морского пути.
В Енисейском заливе. Судовой промер по западную сторону о-ва Крестовского являлся первоначальным освещением рельефа дна на подходах к острову с запада и частично с юга, где глу-
[189]
 197.jpg
бины на картах до того времени не были показаны. Промер производился г/с „Секстан", под руководством командира судна К. П. Вишнякова и гидрографа И. М. Сендика.
Опорными точками служили навигационные знаки на о-ве Крестовском: 1) на северной оконечности острова φ = 72°25'15.1" λ = 80°45'56.4"; 2) на южной части острова φ = 72°22'14.8" λ = 80 51'42.8".
Координаты знаков определены гидрографом Таушкановым по привязке к астрономическому пункту Вилькицкого на мысе Крестовском. Подробность промера: расстояние между галсами 1—2 мили, между глубинами — 2 каб.
Промером установлено, что в полутора милях от береговой линии острова глубины достигают 21 м., дальше к западу, т. е. мористее, равным образом и к берегу ближе, глубины уменьшаются. Грунт по всему участку промера — песок.
В бухте „Север" произведен шлюпочный промер теми же лицами.
Опорной точкой служил знак на мысе Ефремовом Камне, координаты знака взяты из старых материалов работ 1920—1921 гг.

φ = 73°30'0" λ = 80°17'50".

Промер произведен с четверки расходящимися галсами от места стоянки г/с „Секстан", с которого шлюпка на галсах направлялась по пеленгу главного компаса. Для исправления береговой черты с судна брались пеленги на приметные мысы в бухте, а от знака на мысе Ефремовом Камне на мысы и с этих мысов на знак Ефремов Камень брались направления теодолитом. Футшток также не выставлялся.
Промерный планшет бухты Севера исполнен в масштабе 1:8400. В результате промера выяснилась картина дна бухты. Рельеф ровный, постепенно опускающийся от берегов к средине бухты, где глубины достигают 19 м. Мест с резко изменяющимися глубинами не обнаружено. Грунт по всей бухте — жидкий ил.
Работы по ограждению. Программа по ограждению моря выполнена полностью, а именно: 1) освещены маячными огнями знаки на мысе Островском, Марсальской косе, Сетном, Каменном, Трехбугорном, на мысе Таране и Дровяном, а также входной створ в южную бухту Нового порта; 2) выставлены и освещены буи у оконечности Островской косы, у оконечности Марсальской отмели, поворотный с внешнего рейда в бухту Нового порта и в месте поворота на знак Марсальской косы, при входе на внутренний рейд Нового порта;
3) установлена бело-красная бочка при входе Ямсальского бара;
4) произведено обвехование Хаманельской Оби с мыса Толстого до Ямсальского бара и самого бара, банки Опасной, отмели от мыса Боткина, подходов к рейду и южной бухты Нового порта, банок Вилькицкого и Прохорова (против мыса Парусного), ограждены отмели у мысов Каменного, Трехбугорного, Наливного, Тарана и Дровяного; в устье Енисея огражден Большой корабельный фарватер; 5) восстановлены знаки: на мысе Ям-сале и на мысе Трехбугорном; 6) построены вновь знаки на мысе Сапожникова в Обской губе, а также на мысе Дорофеевском и Яковлевой косе в устье Енисея; 7) отремонтированы знаки — Турушина, Муксунинский и знак Инея. За кампанию издано 14 №№ извещений мореплавателям и дано 16 навигационных радио.
Лоцманская служба. Проведен дважды караван Карской речной товарообменной экспедиции через Ямсальский бар моторным катером № 3 в составе 3 пароходов, 3 лихтеров и 5 барж.
[190]
 198.jpg
    Таблица 31
    Статистические сведения о промерных работах

    Название судна/Район промера/Продолж. раб. периода в днях/Число раб. дней по промеру/Число рабочих часов по промеру/Число шлюпок/Покрытая промером площадь в км 2/Число взятых глубин/Число определений на галсах/Предел длины одного галса в милях/Общая длина галсов в милях

    "Прибой" Систематический промер от мыса Наливного до мыса Напалкова 7 5 48 — 660 461 67 — 264
    Попутный промер в Обской и в Тазовской губах — 5 59 — — 281 72 — 446

    "Неупокоев" В средней части Обской губы 27 4 22 — — 217 22 19 — 28.5 130

    "Секстан" Бухта Север 1 1 18 1 1.7 526 1 11.2
    С запада о-ва Крестовского 2 2 7 — 14 154 10 3.5 22


Г/с „Прибой“ встречены 6 сентября на параллели мыса Каменного и введены в ночь на 7 сентября в Новый порт суда Морской Карской экспедиции: „Северолес", „Сингльтон", „Аббе Хилькрофт". Выведены эти суда обратно 24 сентября.
Г/с „Секстан" с лоцманом Енисейской лоцдистанции Убеко Бедердиновым на борту — встречены у Сопочной Корги и проведены до Усть-Енисейского порта суда Карской Морской товарообменной экспедиции: „Ульмус" и „Вага". Обратно эти суда выведены командиром г/с „Иней" гидрографом Григорьевым.
Ледовая разведка. Задание ледовой разведки для г/с „Иней" предусматривало освещение района Карского моря с востока на запад до 60° восточной долготы от Гринвича (протоколы Технического совещания начальников и комиссаров Убеко за февраль 1926 г.). 14 августа „Иней" вышел на разведку и 16 августа обошел район до 68° меридиана, идя по чистой воде от 70° восточной долготы.
По просьбе начальника Морской части Карской экспедиции г/с „Иней" вторично было послано на разведку 20 августа и 22 августа дошло до меридиана 65°.
В третий раз „Иней" вышел на ледовую разведку с Диксона 28 августа и дошел до меридиана 63°30', идя от Белого все время по чистой воде.
Ледовая разведка „Инея" сыграла решающую роль в выборе направления следования Карской товарообменной экспедиции, побудив начальника ее форсировать полосу льдов к востоку от Маточкина
[191] Шара, после неоднократных безрезультатных попыток пройти другими проливами в Карское море.

Пред.След.