Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Сергеевский Б.А. Гидрографические исследования...

Гидрографические исследования юговосточной части Карского моря. Обь-Енисейский район / Б. А. Сергеевский;
Гидрографич. упр. Главсевморпути при СНК СССР, Л., 1936
 1 - 0001.jpg
 1 - 0002.jpg
 1 - 0003.jpg
 1 - 0004.jpg
 1 - 0005.jpg
 1 - 0006.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ
Изображение
OCR, правка: Леспромхоз

Сергеевский Б.А. Гидрографические исследования...

 116.jpg
1922 ГОД

Общий очерк работ

Работы Гидрографической службы в Обь-Енисейском районе в 1922 г. были выполнены в значительно меньшем, чем это намечалось программой, объеме.
В связи с сокращением всех гидрографических работ по северу, Отдельный Обь-Енисейский гидрографический отряд прекратил свое существование. Было сформировано Управление по обеспечению безопасности кораблевождения в Карском море и устьях сибирских рек (сокращенно — Убеко-Сибирь) В первую очередь ему были поставлены лоцмейстерские задания по навигационному обслуживанию плавания в устьях сибирских рек, а потом уже и задания описного характера.
Главной базой нового управления стал Омск. Обские гидрографические партии были преобразованы и переименованы в Обскую лоцдистанцию, а Енисейские гидрографические партии — в Енисейскую лоцдистанцию. Убеко-Сибири было укомплектовано по штатам значительно уменьшенным, сравнительно с Отдельным Обь-Енисейским отрядом, работниками последнего.
[109]
 117.jpg
Начальник Отдельного Обь-Енисейского отряда К. К. Неупокоев был назначен начальником Убеко-Сибири. Суда и другие пловсредства, радиостанции — Новый порт, Диксон, Усть-Енисейский порт и Дудинка — и базы в Енисейске и Красноярске вошли в состав Убеко-Сибири.
Работы в обслуживаемом районе в навигацию 1922 г. выполнялись под непосредственным руководством начальников лоцдистанций: Обской — Петранди и Енисейской — Смирнова. Неупокоев с весны находился в Петрограде, откуда вышел на полученном и снаряженном им г/с „Мятель“ 5 августа и вошел в Карское море 7 сентября.
Экспедиционный отряд Обской лоцдистанции вышел из Омска 29 июня в составе судов: г/с „Орлик", г/с „Анна", м/к „Чайка" и баржа „Пур". 25 июня был принят от Сибирского округа путей сообщения (Сибопс) п/х „Мельник", который, после, некоторого ремонта, дополнительного вооружения и установки на нем радиостанции, 22 июля, имея на буксире лихтер-мастерскую и лихтер радиорайона, вышел из Омска вниз на соединение с вышедшей ранее частью отряда лоцдистанции. Местом встречи был предусмотрен Ям-сале.
Пришедшая в район работ 16 июля авангардная часть экспедиционного отряда приступила к выполнению обвехования фарватера дельты р. Оби, которое Убеко-Сибири взяло на себя в силу договора с Сибирским округом путей сообщения об аренде п/х „Мельник". До встречи с последним г/с "Орлик" (командир А. А. Шефнер и п. командира П. Н. Саньков) была произведена обстановка Хаманельской Оби от мыса Халепугор; г/с „Анна" (командир В. А. Лысенко, п. командира В. Д. Григорьев, ст. производитель работ Г. А. Хельквист) обвехована Надымская Обь и частично Наречинская, в том и другом случае с помощью „Чайки" и под общим руководством ст. производителя работ С. Д. Лаппо.
За отсутствием в штатах Убеко-Сибири береговых съемочных и астрономических партий, они были сформированы из личного состава управления и за счет судовых команд. Таким образом были укомплектованы две береговые топографические партии и астрономическая. Работа первых должна была обеспечиваться поддержкой „Орлика"; астроном должен был по приходе в губу на „Мельнике" перейти на г/с „Анна".
До прихода „Мельника" (командир Бржезицкий, старший производитель работ А. Э. Розенталь, младший производитель работ П. Н. Нелепенко) на г/с „Орлик“ была выполнена обстановка Ямсальского бара, произведены наблюдения над течением, построен знак на мысе Боткина и ограждена южная часть Обской губы до бухты Новый порт включительно.
На борту „Мельника”, присоединившегося к экспедиционному отряду у Ям-сале, в августе прибыли начальник астрономической части Убеко-Сибири А. Н. Нефедьев, начальник картографической части топограф Напалков и старшие производители работ Н. А. Июдин, прорабы Г. П. Рыбин, П. С. Филатов. Последние четверо 8 августа были высажены на участке своих работ, а астроном Нефедьев перешел на г/с „Анна".
В дальнейшем „Орлик" нес лоцмейстерскую службу, производил в южной части Обской губы к северу от Нового порта промер, доставляя продовольствие, и содействовал продвижению правобережной и левобережной топографических партий, провел до Диксона
[110]
 118.jpg
караван судов Сибирского округа: „Амстердам", „Вильгельмина" и 3 лихтера, встречал и провожал суда Аркоса: „Аркос", „Внешторг", „Красин", „Свердлов", „Троцкий".
Г/с „Анна" от Ям-сале направилось на север Обской губы, где на мысах Дровяном и Тора-соль (по старой карте) предположена было построить знаки, произвести промер в районе треугольника Дровяной — Тора-соль — Таран и определить астрономические пункты. К северной части губы из-за сильных противных ветров северовосточной четверти добрались только к 18 августа. Застигнутая сильным штормом, по счислению на траверзе мыса Львова, „Анна" была сорвана с якорей и, потеряв оба якоря, потерпела аварию. {1}
В дальнейшем, после ремонта, она обслуживала астронома и Карскую товарообменную экспедицию.
П/х „Мельник" пришел в Обдорск 3 августа, когда обстановка фарватера от Халепугор вниз по Оби была выполнена „Орликом" и „Анной". Вся работа этого судна свелась к периодической поверке и восстановлению обстановки в р. Оби ниже Обдорска, а также на баре, и оно служило флагманским судном Обской лоцдистанции. Из 40-суточного пребывания в районе работ „Мельник" потратил: на работу для радиостанции —17 дней, для Карской экспедиции — 8 дней, а остальные 15 дней — на работу по ограждению.
23 сентября г/с „Орлик" вернулось с Диксона в Новый порт, а 26 сентября на буксире г/с „Анна" прошло вверх Ямсальский бар.
1 октября к экспедиционному отряду Обской лоцдистанции, возвращавшемуся в зимнюю базу, присоединилось г/с „Варшава" приведенное вместе с г/с „Мятель" К. К. Неупокоевым из Архангельска и отделившееся от последнего около о-ва Белого.
При возвращении с работ суда Обской лоцдистанции до Омска вследствие мелководья не дошли, а остались зимовать в Чернолучье, в 50 км от Омска, за исключением п/х „Мельник" прибывшего в Омск 27 октября.
Что касается работ на Енисее, то предположено было ограничиться посылкой в Енисейский залив только г/с „Шуя", главным образом, для снабжения Енисейских радиостанций. Но „Шуя" потерпела аварию, села на камни в Осиновском пороге. Снятая с камней после долгих усилий, „Шуя" принуждена была за поздним временем вернуться обратно. Снабжение и смену личного состава радиостанции Диксон доставил „Орлик“ с Оби.
Поход г/с „Мятель". Г/с „Мятель" вышло из Петрограда 5 августа и, не заходя в иностранные порты, идя открытым морем вдоль Норвежских шхер, 21 августа благополучно прибыло в г. Архангельск. 26 августа, когда предполагался выход „Мятели" совместное г/с „Варшава" и 2 лихтерами далее на восток, на „Варшаве" произошла поломка машины (воздушный насос), исправление которой судовыми средствами задержало выход до 30 августа. 30-го вечером суда вышли из Архангельска, а 31-го в полдень прошли Северо-Двинский пловучий маяк. Около 4 час. утра 5 сентября благополучно прибыли в Югорский-Шар, где, переждав свежую погоду и запасясь мясом (оленина), на рассвете 7-го вышли к радиостанции Маре-сале, для
{1} Тем же штормом из Нового порта вынесло и выбросило возле р. Яра-яга, при небывало поднявшемся уровне воды в Обской губе, вышедшей из берегов, лихтер-мастерскую, почти на километр от обычного уреза воды. Лихтер этот был снят — после тяжелых усилий — только в 1927 г.
[111]
 119.jpg
снабжения ее продовольствием и смены радиосостава, 8-го и 9-го переждали свежую погоду под прикрытием мыса Полковника, а 10-го перешли в Мутный залив и лишь 11-го подошли к Маре-сале и приступили к разгрузке. Свежая погода сильно препятствовавшая разгрузке и выкинувшая 1 лихтер на берег, задержала „Мятель" у Маре-сале до 19-го, после чего все 4 судна совместно прошли до о-ва Белого, откуда „Варшава" самостоятельно прошла в Обь и присоединилась к судам Обской партии в Обдорске. „Мятель" же 23-го прибыла к о-ву Диксона, доставив часть продовольствия и пополнив смену личного состава станции. Большая часть продовольствия и личного состава была прислана с „Орликом" из Обской губы после переговоров по радио со станцией Маре-сале, когда выяснилась посадка г/с „Шуя" на мель. Приняв старую смену радиостанции, взяв добавочно один из лихтеров Рупвода, доставленный из Обской губы „Орликом", и конвоируя суда Рупвода „Амстердам" и „Вильгельмина" с лихтерами „Алло" и „Зело", 27 сентября „Мятель" прошла к мысу Зверева, где суда Рупвода были переданы встретившему их пароходу „Дедушка", а „Мятель" пошла на снабжение Усть-Енисейского порта и Дудинки и, буксируя свои суда, проследовала вверх по Енисею.
Сильное мелководье на Нижнем Енисее, отсутствие вспомогательного буксира и тяжесть буксирования 2 лихтеров вынудили „Мятель" остаться на зимовку в сел. Верхне-Имбатском. Оставив на зимовку 13 человек, остальной состав „Мятели" и сменившийся состав радиостанции пересели на баржу № 12 Енисейской партии, шедшей на буксире обстановочного парохода Рупвода, и благополучно вернулись в Енисейск (рис. 36).

Пред.След.