Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

 01.jpg
 1.jpg
Н. СИБИРЦЕВ и В. ИТИН

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

С предисловием и под редакцией директора Научно-исследовательского института экономики севера
Б. В. ЛАВРОВА
ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ КРАЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСК 1936




Иллюстрации New!

Последний раз редактировалось [ Леспромхоз ] 22 Декабрь 2013 18:57, всего редактировалось 6 раз(а).
Причина: Добавлены сканы таблиц

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

 83.jpg
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА СМП

1928 г. был последним годом деятельности Комитета Северного морского пути. Период систематических опытов эксплоатации водного пути Сибирь — Европа через устья Оби и Енисея был закончен.
С открытием бухты «Новый порт» в Обской губе (лучшего пункта для перегрузочных работ в Обской губе дальнейшими исследованиями обнаружено не было) и Игарской гавани на Енисее были найдены пути и методы расширения транспортных операций на ближайших этапах развития экспортного грузопотока Карских экспедиций при наиболее технически простых решениях с наименьшей затратной средств.
Параллельно этим работам шло освоение Карского моря, как пути сообщения. Каждая выполненная операция пополняла накоплявшийся опыт. Путь с неизменным успехом был опробован в годы самые различные по ледовому состоянию Карского моря, от весьма благоприятных, как 1922-23-24 гг., до наиболее тяжелого в практике карских операций и по настоящее время — 1926 г., который прежде, вероятно, был бы признан годом совершенной недоступности моря для торгового мореплавания.
Постепенно Гидрографическим управлением СССР был накоплен ценный материал по лоции Карского моря {43}, получены материалы для корректуры морских карт Новоземельских проливов, Карского моря, сибирского побережья, низовьев и устьев сибирских рек. Заложены прочные основы северной радиосвязи, гидро-метеорологической службы севера.
Полеты Чухновского и Кальвица в 1924 и 1925 гг. дали ценнейший материал для правильного технического построения летной работы в Карском море. В этом основная и важнейшая заслуга лично Б. Г. Чухновского перед советской полярной авиацией в целом.
Наряду с успехами морской части операций совершенствовалась техника речных перевозок и перегрузок в устьях рек, выработались приемы работы, выковался кадр вооруженных опытом руководителей и лоцманов.
Для полуморских условий обских операций были выработа-
{43} Обработана начальником морской части Карских экспедиций 1925-30 гг. гидрографом Н. И. Евгеновым и издана, совместно Главгидрупром и Комсеверпути, в 1930 г.
[83]
 84.jpg
ны и испытаны типы железных лихтеров, деревянных рейдовых барж и мощных буксирных теплоходов. Для Енисейской магистрали были сконструированы (весной 1929 г. спущены на воду) первые лесовозные баржи вместимостью до 850 стандартов.
Следует отметить, что входящие во флот Комитета не паровые суда — лихтера и баржи — были совершенно небывалой в Сибири величины и грузоподъёмности, а буксирные суда представляли наиболее мощные в мировом флоте речные буксирные теплоходы и пока еще непревзойденные образцы техники речного судостроения.
Эти достижения и усовершенствования, а равно и неизменный успех ежегодно проводимых операций вели из года в год. к удешевлению транспортировки грузов.
В соответствии с решением правительства транспортные операции производились «на началах хозяйственного расчета без каких-либо дополнительных ассигнований от государства», экспедиции строились на принципе полной самоокупаемости, без копейки дотаций.
Одной из важнейших составных частей стоимости перевозок Северным морским путем являлись расходы по страховке судов и грузов, чрезвычайно высокие в первые годы. Снижения страховых ставок были более, чем значительны. Высота страховых ставок до революции и движение их за период деятельности Комитета характеризуется следующими цифрами:












ГодыВ мореВ мореВ рекеВ реке
Каско (суда)Карго (грузы)Каско (суда)Карго (грузы)
%%%%
18961512--
191486-6,5
192175не страховалине страховали
19226,53,25»»
19236,03,0»»
19244,752,751,844,25
19253,71,51,711,25
19262,751,251,611,25
19273,671,091,450,8
19282,531,01,450,5
19292,250,81,450,4

Например, морской корабль стоимостью в 250000 руб. с полезной грузоподъёмностью в 2000 т и с грузом ценностью в 500000 руб. в условиях 1921 г. требовал расходов на страховку 42500 руб., что составляло 10 руб. 64. коп. на тонну перевезенного груза. В условиях 1929 г. общие расходы по страхованию выражались в сумме 9625 руб., или 2 руб. 40 коп. на тонну.
Таким образом, только на страховых в море разница в расходах 1929 г. с 1921 годом составляла 8 р. 24 к. золотом на тонну груза.
[84]
 85.jpg
Второй важной составляющей расходов была стоимость перегрузочных работ в портах, для которых на севере доставлялся с экспедицией кадр грузчиков.
Понижение этих расходов обусловили механизация (лихтера) и рост производительности труда. Средняя выработка на одного грузчика в 8-часовой рабочий день в отрезке времени с 1922 г. (до постройки лихтеров) по 1927 г. (с постройкой. новых судов и овладением электромеханизмами) составила в тоннах:




ГодыНа ОбиНа Енисее
19222,18-
19243,622,62
19253,942,65
19264,302,18
19274,864,03
Сравнение стоимости доставки экспортных грузов от сибирских баз до портов Западной Европы Северным морским путем и ближайшим смешанным железнодорожно-водным путем через Ленинградский порт, по подсчету применительно к операции 1927 г., давало следующий результат:
Общая стоимость перевозки










Наименование грузовСеверным морским путемЛенинградское направлениеРазница в пользу СМП
На одну метротоннуНа одну метротоннуНа одну метротонну
1. Волокно74—5582—758—20
2. Шерсть87—5369—592—06
3. Волос160—50196—2035—50
4. Кожсырье82—9591—808—85
5. Жмых30—8132—902—09
6. Пшеница24—0624—940—88
7. Масло пихтовое105-75137—4431—69
За стандартЗа стандартЗа стандарт
8. Лес пиленый69—56151—0481—48
В среднем за тонну33—6953—9720—28

Постройка флота, удешевление перевозок и завоеванная за 4 года последовательного вывоза высокая репутация сибирского пиломатериала на английском рынке определили перспективы дальнейшего развития как внешнеторговой связи Сибири с Европой Северным морским путем вообще, так и развития сибирского лесного экспорта в частности.
Задачи, поставленные партией и правительством перед Комитетом Северного морского пути, были выполнены. Транспортная проблема была разрешена. Первая пятилетка выдвинула на очередь уже вопросы индустриализации и заселения сибирского
[85]
севера. Для разрешения этих задач учреждения с функциями Комитета Северного морского пути стало уже недостаточно.

Пред.След.