Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

КАРЕЛЬСКИЕ ПОЛЯРНИКИ. Сборник воспоминаний

 кп - 0001.jpg
 кп - 0004.jpg
 кп - 0006.jpg
КАРЕЛЬСКИЕ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ И ОБЩЕСТВО ИЗУЧЕНИЯ КАРЕЛИИ
КАРЕЛЬСКИЕ ПОЛЯРНИКИ
СБОРНИК ВОСПОМИНАНИЙ КАРЕЛЬСКИХ МОРЯКОВ-ПОЛЯРНИКОВ
Под редакцией С. А. Макарьева
ИЗДАНИЕ КАРЕЛЬСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
ПЕТРОЗАВОДСК - 1935
Карельские полярники.pdf
(2.01 МБ) Скачиваний: 1006



КАРЕЛЬСКИЕ ПОЛЯРНИКИ. Сборник воспоминаний

 кп - 0078.jpg
А. КУЗНЕЦОВ
ГИБЕЛЬ "ПЕСЦА"

Последний гудок парохода отозвался в горах, и мы отчалили от пристани Мурманского порта. 5 апреля 1924 года пароход "Песец", снаряжений для зверобойного промысла на гренландского тюленя, вышел в Баренцово море.
"Песец" был приобретен Мурманским государственным рыбацким трестом в Архангельске. Построенный во Франции, он был специально оборудован для полярных экспедиций. Судно имело парусную оснастку и было снабжено двигателем в 120 лошадиных сил. Экипаж парохода состоял из 22 испытанных в морских стихиях моряков и опытных зверобоев. "Песец" шел под командой капитана Б. Гринфельда из Кеми и его помощника А. И. Рюхина из Сумского посада. На борту "Песца" находился научный сотрудник — биолог. Он шел с нами на промыслы для проведения научных наблюдений.
Путь от Мурманска до параллели Святого Носа мы прошли при благоприятной погоде. Вошли в полосу ледяных полей Баренцова моря. Торосы льда в первый же день зажали судно в ледяные тиски. Две недели мы стояли в окружении сплошных льдов.
[70]
Кругом сплошное ледяное поле. Наше одиночество оживляло лишь редкое появление среди льдов обитателей полярных широт — тюленей, но они, завидев пароход, быстро исчезали в воде. Только 19 апреля впервые на окружающих нас льдах появились залёжки громадных стад тюленя. Началась горячка промысла. День и ночь работали зверобои на охоте. День и ночь команда "Песца" грузила в трюм добычу. Почти дополна нагрузили судно тюленьим жиром и шкурами. Команда обрадована быстрой удачей.
Утром 21 апреля барометр начал падать. На небе появились лохматые свинцовые облака — первый признак сильного шторма, и через несколько часов снеговой шторм обрушился на судно. Льды пришли в движение. Но "Песец", приспособленный к полярным плаваниям, пока прекрасно выдерживал натиск льдов. Команда была уверена в крепости судна.
 кп - 0079.jpg
Два дня судно успешно боролось со льдами. Ураган продолжал действовать и, наконец, достиг предельной силы. Торосы льда задвигались, громоздясь друг на друга. "Песец" стало засыпать осколками налегавших на судно льдов. Команда упорно боролась за спасение корабля, за свою жизнь. Мы быстро скалывали льдины, но все наши усилия были безуспешны.
"Песец" не выдержал страшного натиска льда и, как смертельно раненый зверь, Жалобно застонал. В трюме появилась течь, руль обломан, винт и киль *) повреждены. Наступил тревожный момент: нос парохода, до половины засыпанный кусками льда погрузился в воду, а корма натиском льда была высоко приподнята. Кругом нас продолжали громоздиться высокие ледяные горы. В любой момент они могли засыпать "Песец", похоронить нас. Но спаянные стальной дисциплиной моряки продолжали бороться и в любую минуту были готовы высадиться на лед. На палубе были приготовлены продукты, зверобойные лодки и брезент для палаток.
Настала третья ночь. С прежней силой бушевал ураган. Команда поочередно работала у помпы,
*) Нижняя продольная балка, служащая основой всего набора корабля.
[71]

выкачивая из трюма воду, но вода не убывала. Судно не тонуло только потому, что под его днище во время бури набился лед.
 кп - 0080.jpg
Наконец окончилась страшная ночь. Буря стихла. Появилась возможность дать немного отдохнуть переутомленной в борьбе со стихией команде. Вахтенный зорко следит за уровнем воды в трюме. Он готов поднять на ноги спящих для высадки на лед.
После полудня 26 апреля небо прояснилось, показалось полярное солнце. На бесконечном поле, усеянном горами торосов, невдалеке от нас появились люди. Оказывается, невдалеке от "Песца" потерпели аварию девять норвежских зверобойных судов. Печальное зрелище представилось нашим глазам. Затертые среди ледяных торосов, изломанные и исковерканные суда с обломками мачт, тонули, скрываясь одно за другим на глазах выбравшихся на лед моряков. Последний раз взглянув на место катастрофы, люди вереницами карабкались по торосам к видневшейся на горизонте земле — к мысу Городецкого, суровому, негостеприимному и пустынному берегу
Мы тоже вынуждены были покинуть "Песец". Команда высадилась на лед. Вблизи судна разбили палатки. На льду прожили пять суток. Мы не теряли надежды, что в конце-концов ледяное поле разойдется и нам удастся добраться до берега на зверобойных лодках. В трех километрах от нас лед, наконец, разошелся, но добраться с лодками через горы льда к свободной воле не было никакой возможности. Вскоре появилась новая надежда на спасение. На горизонте показался дым и понемногу обрисовался силуэт нашего ледокола "Сибиряков", промышлявшего невдалеке от нас тюленей. Хорошо видны мачты, трубы и капитанский мостик. С ледокола заметили наш лагерь и на сигнал с "Песца" о бедствии получили ответ:
— Пробиться из-за сплошного льда к вам не могу. Ваши сигналы из-за дальности расстояния не понятны. Пошлите людей рассказать, нужна ли какая помощь.
Остался один выход — итти на ледокол. Но итти надо через горы льда, полыньи и трещины. Итти рискованно. Иного выхода нет, нужно спасать свою жизнь, по возможности снять промысловый груз с "Песца".
[72]

 кп - 0081.jpg
После короткого совещания команды пойти к ледоколу решили четверо: я, зверобой Еремин, помощник капитана Рюхин и Воронин из Нюхчи. Взяли с собой веревки, лыжи, продукты и тронулись в путь. С громадным трудом пробирались мы в торосах и разводьях к "Сибирякову".
Наконец, мы на борту ледокола. Наши советские зверобои внимательно выслушали рассказ об аварии "Песца". Кроша встречные льды, ледокол тронулся на помощь. Шаг за шагом пробирался он к нашему лагерю. С силою подминает под себя ледокол толстые торосистые глыбы льда, отвоевывая пядь за пядью путь к лагерю. Но полярные льды оказались сильнее ледокола. "Сибиряков" остановился в 3 километрах от "Песца".
Дальнейший путь команда ледокола прошла по льду. Восторженно и радостно встретили сибиряковцев наши товарищи. С "Песца" было снято все ценное. Груз жира и продукты доставлены на борт „Сибирякова". Спасены все люди.
Целый месяц пришлось нам пробыть невольными гостями на "Сибирякове", прежде чем мы высадились в Архангельске.
Так погиб видавший уже не раз полярные встряски зверобой „Песец".
[73]

 кп - 0082.jpg
Как оказалось потом, в апрельский ураган 1924 года в Баренцовом море на параллели Святого Носа и мыса Городецкого потерпели крушение 32 норвежских судна и два советских парохода — "Песец" и "Тюлень". Команды советских зверобоев были полностью спасены. Норвежцы имели большие человеческие жертвы.
Бывший помощник капитана зверобойного судна "Песец" А. И. Рюхин, уроженец Сумского посада, учившийся морскому искусству в стенах Сумской мореходной школы, сейчас стойко борется с морскою стихией полярного севера. Он плавает капитаном на советских траулерах — судах Мурманского порта. Несмотря на свою молодость (ему всего 38 лет), Рюхин считается одним из опытных, энергичных и отважных капитанов-полярников Мурманского порта.
[74]

Пред.След.