Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Еременко Т.Ф. Большой полет

 1.jpg
Тихон Федорович Еременко БОЛЬШОЙ ПОЛЕТ
Редактор Л. Г. Чандырина
Художник С. Н. Семиков
Худож. редактор В. В. Кременецкий
Техн. редактор Р. А. Щепетова
Корректор О. А. Гаркавцева
ИБ № 1345
Сдано в набор 03.10.83. Подписано к печати 17.01.84. МЦ 00008. Формат 84х108 1/з2. Бумага типографская № 1.
Гарнитура «Литературная». Печать высокая.
Усл.-печ. л. 10,08. Уч.-изд. л. 10,64. Усл.-кр. отт. 13,23.
Тираж 15 000 экз. Заказ № 4869. Цена 30 коп.
Волго-Вятское книжное издательство, 603019, г. Горький, Кремль, 4-й корпус.
Типография издательства «Горьковская правда», 603006, г. Горький, ул. Фигнер, 32.


 3.jpg
ББК 65.9(2)37
Е70
Рецензент Е. Г. Филатов
Еременко Т. Ф.
Е70 Большой полет.— 2-е изд., перераб. и доп.— Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984.— 192 с, ил. 30 коп.
Книга документальных очерков о повседневном мужестве летчиков Аэрофлота в мирные дни и в годы войны. Для широкого круга читателей.
0302030800—005
Е М140(03)-84 9-83 ББК 65.9(2) 37
© Волго-Вятское книжное издательство, 1984. Предисловие, оформление.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Негромкое мужество [5]
Обретая крылья [9]
Красновоенлеты [10]
Над лесами Коми [17]
Ночь в камышах [41]
Случай в пустыне Бетпак-Дала [46]
В горах Тянь-Шаня [51]
На «воздушном лимузине» [54]
В канун Нового года [60]
Ночной полет [65]
Обские были [71]
Последний мирный рейс [87]
В годину испытаний [93]
И дальние бомбардировщики водили мы [94]
Внезапный удар [98]
Командировка в тыл [104]
Без вести не пропавшие [113]
Посылка генерала [144]
Огромное небо [149]
Над Енисеем и Таймыром [150]
90 секунд полета [153]
На земле туман [169]
Я - «Изумруд» [171]
В антракте [177]
Ту-134 просит посадку [181]
Полет продолжается [183]
Dobrolet : 14 Апрель 2012 17:31  Вернуться к началу

Негромкое мужество


Двадцать лет назад в редакцию газеты «Горьковская правда» скромно вошел человек и неуверенно предложил просмотреть рукопись его очерка. Была в его лице какая-то необычность, но от чего она шла, понять было невозможно. В сочетании с замедленной речью манера держаться подчеркнуто прямо и открыто смотреть в глаза собеседнику эта особенность, казалось, и создавала вокруг этого человека магнитное поле притяжения. Однако на поверку это поле создавалось не какими-то внешними чертами, а невидимым огнем души человека. Это был руководитель полетов Горьковского аэропорта Тихон Федорович Еременко

Очерк был принят и быстро напечатан в газете. Так состоялось третье «боевое» крещение Т. Ф. Еременко на нижегородской земле, на этот раз в сфере литературного труда. Первое он получил в гражданской авиации, второе в бомбардировочной авиации дальнего действия в Великую Отечественную войну. Тогда и приобрел Т. Ф. Еременко особенность лица, вызываемую еле заметными последствиями ожогов: его тяжелый бомбардировщик после удачного поражения цели был сбит фашистами и командир воздушного корабля сильно обгорел.

Год за годом появлялись в периодической печати очерки Т. Ф. Еременко, вернее, не очерки, а рассказы бывалого человека. Такие рассказы бывалых людей в свое время поощрял А. М. Горький.
Издательство предложило Т. Ф. Еременко выпустить его очерки-рассказы отдельной книгой, которая и увидела свет в 1978 году. Книга быстро разошлась и имела успех у читателей. Теперь в ваших руках второе издание книги, автор включил в него шесть новых рассказов - былей.

Тема Т. Ф. Еременко сама застучала в его груди — это авиация, которой он отдал всю свою жизнь. Еще в конце 1938 года, когда ому было двадцать шесть лет, высшая квалификационная комиссия Главного управления ГВФ присвоила Т. Ф. Еременко первый, то есть высший класс летчика. На него с завистью поглядывали мно-[5] гие старшие по годам пилоты, летавшие со свидетельством третьего класса. Удачно складывалась жизнь молодого авиатора: любимая работа, любимая жена, любимая дочурка... Но 22 июня 1941 года в московском Центральном аэропорту, откуда Тихон Федорович Еременко собирался вылететь в Сталинград, его настигла страшная весть—война. Вскоре он стал командиром дальнего бомбардировщика Ер-2.

Многие товарищи Т. Ф. Еременко не вернулись с войны. Судьба испытала на прочность и его самого. Он с честью выдержал это испытание и остался в шеренге старшего поколения авиаторов, которое с двадцатых годов создавало советский воздушный флот. Для этого нужна была большая нравственная прочность, сила духа. Эти качества, как известно, формируются с детства. Важную роль в нравственном воспитании Тихона сыграл дед по матери Сидор Данилович Пасичный. Это был рослый медлительный седой украинец в широченных штанах, заправленных в огромные сапоги, и полотняной рубашке — настоящий потомок запорожских казаков с присущим им трудолюбием и исключительной честностью.

Подросшего внука дед Сидор учил так: «Не цурайся ни якого дила. И робы все гарно. Будь честным. Будь справедлив к людям. Помни, брехней свет пройдешь, а назад не вернешься».
Когда Тихон родился, его отец — Федор Михайлович — находился иа действительной службе, воевал и домой вернулся лишь в конце 1917 года. Помнит Тихон Федорович, что отец привез много книг, были среди них книги по математике, географии, истории, книги о Пушкине, Лермонтове, Тургеневе и три тома энциклопедического словаря.

Отца избрали в волисполком (по-теперешнему, райисполком). Он часто на казенных лошадях уезжал в Ивановку, возвращался поздно, часто с ним приезжали люди из Совета, шумно заседали в хате, иногда делили для селян мануфактуру, соль, керосин.

Мать гордилась отцом. Но семейное счастье длилось недолго — весной 1919 года отец заболел тифом и умер. На руках у матери осталось пятеро детей: старшей было тринадцать, младшему чуть больше года. Тихону в это время шел седьмой.

В 1920 году, перед пасхой, мать привела Тихона в Ивановку — на могилу отца. Весна была в полном разгаре, талые воды к концу дня затопили все низины, все дороги и луга так, что на хутор нельзя было попасть. Тогда мать решила зайти к знакомой учительнице, у которой раньше учились старшие дети. Любовь Николаевна Горяева встретила их ласково, напоила чаем, а затем дала мальчику букварь и попросила показать несколько букв. Он же без запинки прочитал несколько столбцов текста. Она похвалила его и стала расспрашивать, как он учился читать, что читал. Тихон рассказал ей про тукана, броненосца, про испанского тореадора, которых рас- [6] сматривал и о которых читал в отцовской энциклопедии. А затем наизусть выпалил «Буря мглою небо кроет...».

Любовь Николаевна стала первой учительницей Т. Ф. Еременко в сыграла большую роль в развитии его мировоззрения. Осенью его приняли сразу во второй класс, школу первой ступени он окончил за два года и поступил в Перелешинскую школу крестьянской молодежи, единственную на весь Усманский уезд. После учебы «на агронома», как тогда говорили про занятия в ШКМ, Т. Ф. Еременко окончил птицеводческие курсы в Россоши, затем учился в садово-плодоводческом техникуме им. И. В. Мичурина в Козлове, ныне Мичуринске. Но все это не удовлетворяло юношу, он мечтал стать летчиком.

Заветное желание сбылось, когда по путевке комсомола Т. Ф. Еременко поступил во 2-ю объединенную школу пилотов и авиатехников ГВФ и окончил ее досрочно и с отличием. Время учебы в авиашколе явилось интереснейшим периодом в жизни будущего летчика, которому пришлось осваивать воздушные пути-дороги в самых отдаленных местах нашей Родины, сражаться с немецко-фашистскими захватчиками.
Т. Ф. Еременко много летал и до войны, в после нее на отечественных и зарубежных сухопутных и гидросамолетах. Через его руки прошло более двадцати типов машин. Он налетал без аварий и поломок свыше 14 тысяч часов, задолго до войны был ваграждев нагрудным знаком ГВФ за безаварийный налет 300 и 500 тысяч километров, а потом и за два миллиона. После того как Т. Ф. Еременко ушел с летной работы, он 21 год был руководителем полетов Горьковского аэропорта, а затем два года возглавлял поисково-спасательную службу авиапредприятия. Руководимой им смене первой в Поволжской управлении гражданской авиации присвоили звание смены коммунистического труда. Горьковский обком КПСС наградил Т. Ф. Еременко Почетной грамотой.

Во внешне незамысловатых очерках-былях Т. Ф. Еременко много любви к людям и делу, которому они служат. В них подкупает авторская честность по отношению к жизни, он всегда прямо смотрит ей в лицо, никогда не превращает ее в мертвые символы, находит вокруг себя только живое. И это понятно: все, о чем пишет автор, пережито им самим или близкими товарищами-сослуживцами.

То, что делал Еременко-летчик в жизни, часто было сопряжено со смертельной опасностью. Однако Еременко-автор не подчеркивает этого и тем более не кичится этим в своих очерках. В этом смысле они как бы являются продолжением сущности Еременко - человека. Характерная особенность всей книги — негромкое мужество.

Огромное нервно-психологическое напряжение пережил Т. Ф. [7] Еременко, когда, будучи руководителем полетов, в сложнейших метеорологических условиях сажал в Горьком самолет ТУ-134 с семьюдесятью шестью пассажирами на борту. Надо было мобилизовать весь свой громадный опыт и мастерство, заставить с ювелирной точностью действовать подчиненных, чтобы не произошло самое худшее. Менее опытный руководитель наверняка отвел бы самолет на запасной аэродром, испортив людям праздник годовщины Великого Октября. У Т. Ф. Еременко в заключительном очерке книги об этом случае из его жизни сказано предельно лаконично: «Руководитель полетов, внешне спокойный, в душе нервничал». И все. Но в этом и суть негромкого мужества книги.

Ф. Е. ГОРДЕЕВ
Dobrolet : 14 Апрель 2012 18:02  Вернуться к началу

Пред.След.