Эти дневниковые записи, сделанные в 1973 году во время рейса, мирно пролежали пятнадцать лет и, вероятно, так и хранились бы среди моих бумаг, когда б ни события 1985 года, связанные с научно-исследовательским судном «Михаил Сомов», которое в тот год вблизи антарктической станции «Русская» попало в ледовый плен и было из него вызволено ледоколом «Владивосток». Этот случай широко освещался в печати, на радио и по телевидению, и, когда ледокол возвратился в порт приписки Владивосток, правительство высоко оценило работу экипажа, и два руководителя получили звания Героев Советского Союза. Не умаляя заслуг дальневосточников, обязан сказать, что ледоколы Мурманского пароходства такие работы выполняют достаточно часто и почти по всей трассе Северного морского пути, да и в Антарктике на долю мурманских экипажей не раз выпадали задачи, пожалуй, не менее сложные. В связи с этим и вспомнились мне события 1973 года. Когда ледокольный дизель-электроход «Обь» в восточном секторе Антарктики попал в ледовый плен, д/э «Наварин» выполнил работу, которая оказалась не под силу экипажу «Оби». Более того, я сделал наивную попытку напомнить высокому начальству о незаслуженно обойдённых наградами моряках д/э «Наварин» и отправил письмо в адрес Председателя Верховного Совета А. А. Гиомыко. Ответ пришёл почему-то из Министерства Морфлот и не мне, а начальнику пароходства. А на мою долю достался перевод в резерв, вероятно, чтобы прочувствовал и осознал, что любая инициатива снизу всегда будет наказуема сверху. Впрочем, опала была недолгой: вскоре я получил направление на судно и ушёл в рейс.
Теперь, по прошествии почти тридцати лет, мне кажется полезным и поучительным для молодых моряков по возможности точно изложить события и вспомнить тех, кто, начиная с Первого международного геофизического года (1955), обеспечивал выполнение в Антарктике и на ледовом шестом континенте Земли широкого комплекса научных исследований, результаты которых способствовали сохранению и упрочению научного престижа и стратегического приоритета России. Экипажи Мурманского морского пароходства внесли в это общее дело достойный и ощутимый вклад. Надеюсь, читатель, прочтя мои почти штурманские записи, убедится в правильности этих слов, ибо факты весомей победных фанфар и конъюнктурных реляций.