ПОЛЯРНЫЕ АМБИЦИИ ПОДНЕБЕСНОЙ ИЛИ ПУТЬ «СНЕЖНОГО ДРАКОНА» К ПОЛЮСАМВасилий ПОНЯТОВ, независимый эксперт
Геополитические амбиции Китая растут по мере того, как с каждым годом все мощнее н мощнее становится его экономика. Поднебесная активно осваивает российский Дальний Восток и Сибирь (конечно, разными способами), столбит своими инвестициями позиции в странах третьего мира, на Африканском континенте. Зоной китайских интересов уже объявлен Индийский океан, в котором уже второй год подряд уверенно демонстрируется китайский военно-морской вымпел — пять походов морских экспедиционных групп ВМС Китая в Аденский залив для защиты путей судоходства от пиратов — яркое тому подтверждение. А теперь Азиатский дракон серьезно нацелился на включение в зону своих жизненных интересов и полярных областей Земли — Арктики и Антарктики.
По мнению многих аналитиков, последней битвой за мировое господство станет битва за полюса. Антарктида, куда в свое время обращали свои взгляды и Гитлер, и Сталин, и послевоенное руководство США — манит многие страны своими нетронутыми природными ресурсами. Арктика, за которую уже началась нешуточная «битва» на самом высоком уровне — это Огромные минеральные н рыбные ресурсы, а также крайне
Уже сейчас можно видеть, как многие страны активно включились в борьбу на отстаивание своих территориальных претензий на различные участки полярных областей планеты. Не отстает в этой гонке и Китай.
История освоения полярных областейПервые китайские исследования в Антарктике относятся к началу 1980-х годов. В 1983 года Китай присоединился к Договору об Антарктике, а в 1985 году получил статус консультативного участника в рамках Системного договора об Антарктике.
С 1984 года Китай ежегодно направляет свои полярные экспедиции к полюсам Земли и в прилегающие морские акватории. Всего за 25 с небольшим лет Китай прошел путь, на который у других стран ушло более ста лет.
Основные достижения китайских полярников за 25-летнюю историю освоения полярных областей:
■ 20 ноября 1984 года— первая научная экспедиция в Антарктику;
■ 20 февраля 1985 года — открытие первой научной станции в Антарктике;
■ 9 июля 1986 года — первая научная экспедиция в Арктику;
■ 26 февраля 1989 года — открытие второй научной станции в Антарктике;
■ июль 1989 года — первый китаец (ученый ЦиньДахэ) ступил на Южный полюс;
■ 1998 год — китайской научной экспедицией впервые в мире покорены горы Гров в Антарктике;
■ 28 июля 2004 года — открытие первой научной станции в Арктике;
■ 18 января 2005 года — китайская экспедиция впервые в мире покорила самую высокую точку Антарктиды — ледниковый Купол Аргус;
■ 2 февраля 2009 года — открытие третьей научной станции в Антарктиде.
Полярные организации КитаяЗа организацию китайских арктических и антарктических научных программ, а также за материально-техническое обеспечение полярных экспедиций отвечает Китайское управление по Арктике и Антарктике (KYAA. Chinese Arctic and Antarctic Administration) с офисом в Пекине, являющееся филиалом Государственного океанологического управления КНР (Г0УК).
Начальник KYAA — знаменитый китайский ученый-полярник Вэй Вэньлян, участник десяти экспедиций в Антарктику.
В своей работе KYAA руководствуется принципами Системы договора об Антарктике и другими международными нормами, касающихся полярных областей Земли.
Под руководством KYAA осуществляется проведение всех китайских научно-исследовательских программ в Антарктике и Арктике и прилегающих к ним морских акваториях. Также Управление обеспечивает функционирование двух круглогодичных (станции Чанчэн и Чжуншань) и одной летней (Куньлунь) баз в Антарктике, арктической станции Хуанхэ и ледокола «Сюэлун».
Как правило, руководителями китайских полярных экспедиций назначается руководящий состав KYAA (на уровне заместителя начальника управления) или другой полярной организации — Полярного НИИ Китая (на уровне заместителя директора института).
Полярный НИМ Китая (ПНИИ) основан в 1989 году и располагается в Шанхае (район Пудун). В штате института — 124 сотрудника, в т.ч. 41 ученый, 26 специалистов по логистике, 34 морских специалиста, а также 23 человека — руководящий состав.
Директор ПНИИ Китая — доктор Ян Хуэйгэн, которому подчиняются четыре заместителя, курирующие отдельные направления работы института.
ПНИИ представляет собой научно-исследовательский центр по комплексному изучению полярных областей Земли и является ключевой лабораторией полярных исследований под эгидой Г0У Китая, которому подчиняется административно.
Институт координирует китайские полярные исследования и отвечает за объекты инфраструктуры в рамках полярных исследований (ледокол «Сюэлун». полярные станции в Арктике и Антарктике и т.п.). Кроме этого, НИИ осуществляет международное сотрудничество и обмен научной информацией.
ПНИИ непосредственно занимается вопросами организации, проведения и материально-технического обеспечения китайских арктических и антарктических научно-исследовательских экспедиций (CHINARE).
В самой структуре института функционируют:
■ административный отдел (главный офис, отдел научного планирования и т.д.);
■ научно-исследовательские отделы (по направлениям исследований);
■ подчиненные структурные объекты (ледокол, полярные станции);
■ отделы организации экспедиций (администрация станций, отдел технического обеспечения, отдел логистики, сервисный центр и т.п.);
■ научный центр популяризации полярных исследований;
■ китайский национальный полярный архив.
Основными направлениями исследований, проводящимся в институте, являются полярная гляциология, полярная океанография, физика верхних слоев атмосферы в полярных областях, полярная биология, а также информирование общественности по полярным исследованиям.
В ПНИИ созданы и функционируют специализированные лаборатории, занимающиеся вопросами глобальных изменений снежного и ледяного покрова, физики ионосферы, полярных сияний и физики магнитосферы, анализа полярных организмов, анализа молекулярной биологии и биологии микроорганизмов, биохимии, сбора полярных микробов (на борту ледокола).
Базовая информация для ПНИИ поставляется с китайских полярных станций, а также с полевых исследований в ходе полярных экспедиций (снежно-ледовый покров, космические микрочастицы и т.п.).
В составе ПНМИ функционирует всекитайский полярный информационный центр, созданный в 1995 году. В его функции входят сбор и систематизация данных, архивное хранение всей информации по полярным исследованиям и ее размещение в глобальной и локальных сетях. Кроме этого, на центр возложены обязанности по популяризации полярных исследований в обществе (библиотека полярной литературы, музей полярных исследований, полярный журнал и т.п.).
В 2009 году—в канун своего 20-летия — ПНИИ переименован в Китайский полярный научно-исследовательский центр (КПНИЦ) с увеличением штата сотрудников до 230 человек.
В ближайшее время в рамках программы по развитию полярной инфраструктуры KYAA и КПНИЦ планируют дальнейшую модернизацию антарктических станций Чанчэн и Чжуншань, завершение развертывания станции Куньлунь.
Также модернизируется порт приписки ледокола «Сюэлун» в Шанхае. Здесь ведется строительство нового пирса, научно-исследовательского кампуса (научный городок), международного центра обработки данных, хранилища льда и других исследовательских материалов и образцов.
Полярные научно-исследовательские станцииВ настоящее время Китай располагает четырьмя полярными станциями — тремя в Антарктике и одной — в Арктике.
Станция Чанчэн (Великая стена) — первая китайская станция в Антарктике, открытая 20 февраля 1985 года. Находится за пределами Южного полярного круга на южной оконечности острова Короля Георга (координаты: 62°13' ю.ш. 58°58' з.д.).
Станция общей площадью около 2500 кв. м располагается на скале, не покрытой льдом, на высоте около 10 метров над уровнем моря. В летний период на ней могут работать до 40 полярников, в зимний период — не более 14,
В летний период, кроме обычных наблюдений, на станции проводятся научные исследования по геологии, гляциологии, биологии, экологии, медицине человека, океанологии и т.д.
На территории станции —15 зданий для жизнеобеспечения и проведения научных исследований, в т.ч. жилое здание, здание энергообеспечения (с тремя дизельными генераторами для круглосуточной подачи электричества), здания с лабораториями для научно-исследовательской работы, склад, гараж (для размещения 10 снегоходов и тягачей), метеостанция, радиорубка, почта. На берегу построен причальный пирс для приема парома и функционирования двух транспортных катеров типа «Зодиак».
В ходе 24-й антарктической экспедиции (2007-2008 года) проведена значительная реконструкция станции с использованием новых современных технологий, в ходе которой построено новое комплексное здание площадью 1000 кв. м, реконструированы лаборатории, модернизированы системы связи и транспорта. Кроме этого, установлены десять цистерн для топлива, смонтированы системы по утилизации мусора и очистке сточных вод, котельная и ряд других объектов жизнеобеспечения. Для проведения научных исследований установлена станция слежения за космосом, высокочастотная РЛС в радиопрозрачном куполе. На станции установлено спутниковое телевидение, проведена локальная сеть, имеется доступ в глобальную сеть Интернет.
Станция Чжуншань (названа в честь китайского революционера Сунь Ятсена, Чжуншаня) — вторая китайская станция в Антарктике, открытая 26 февраля 1989 года. Расположена в оазисе Холмы Ларсеманн (координаты: 69°22' ю.ш. 7б°22' в.д.) на берегу залива Прюдс в восточной Антарктике.
Станция общей площадью около 3000 кв. м является идеальным местом для проведения морских, гляциологических, геологических и метеорологических исследований. Летом станция может принять около 60 полярников, зимой персонал станции не превышает 25 человек.
На территории станции — 15 зданий для жизнеобеспечения и проведения научных исследований, в т.ч. административное здание, общежитие, исследовательские лаборатории, метеопункт, гараж (для размещения 14 снегоходов и тягачей), здание энергообеспечения (с четырьмя дизельными генераторами для круглосуточной подачи электричества).
В лабораториях могут проводиться научные исследования по геологии, биологии, полярной физике, экологии, медицине человека, океанологии, физике верхних слоев атмосферы, магнетизму, сейсмологии и др.
На станции установлена РЛС СуперДАРН (для измерения ионосферы), имеется спутниковое телевидение, локальная сеть, доступ в глобальную сеть Интернет.
На территории станции оборудована первая на Южном полюсе геокосмическая лаборатория с космическим телескопом для изучения полярных сияний, перемещения масс воздуха, формирования облаков и т.д.
В ходе 24-й и 25-й антарктических экспедиций (2007-2009 года) проведена модернизация и расширение станции с использованием новых современных технологий, в ходе которой смонтированы станция космической связи, склад, мусоросборник, канализационная система, котельная, аппаратная кабина РЛС, нефтехранилище. Проведены работы по значительному расширению исследовательских площадок и их техническому переоснащению.
Станция Куньлунь (названа в честь горной системы в Китае) — третья китайская станция в Антарктике, открытая 2 февраля 2009 года Находится в 7.3 км к юго-западу от Купола Аргус — самой высокой ледяной вершины Антарктиды (высота 4093 и над уровнем моря, координаты: 80*22' ю.ш. 77°22' в.д.), из-за суровых климатических условий именуемой — «полюсом недоступности
Станция площадью 560 кв. м. рассчитанная на проживание 24 полярников 8 летний период, состоит из четырех секций, включая две — для научных исследований и две — для проживания и материально-технического обеспечения.
Комплекс подготовительных работ по развертыванию станции проведен с начала 2005 года (определение местоположения будущей станции) до начала 2009 года (монтаж секций станции). Первое восхождение китайских полярников на Купол Аргус с установкой памятного знака и китайского флага состоялось 12 января 2008 года.
С февраля 2008 года на станции введена в строй автоматическая полярная обсерватория, оснащенная различной аппаратурой, включая семь телескопов, акустическую РЛС. электродвигатели, компьютерную систему управления, спутниковую систему связи, солнечные батареи, а также 30-метровую башню автоматических метеонаблюдений. Основное оборудование обсерватории — комплекс из четырех автоматических телескопов CSTAR (Chinese Small Telescope Array) и трех телескопов системы Шмидта (Antarctica Schmidt Telescopes, AST-3). предназначенных для поиска планет в других системах. Завершение работ по монтажу астрономической обсерватории планируется в 2011 году.
Основной каркас станции, смонтированный в январе 2009 года, представляет собой 11 внутренних помещений модульного типа, в которых размещены общежитие, медпункт, лаборатория, кабинеты, пищеблок, баня, душевые, хозблок, склады и электрогенератор.
В перспективе планируется расширение станции (для ее круглогодичного санкционирования) и сооружение рядом с ней небольшого полярного аэродрома.
Общая стоимость работ по развертыванию станции составила более $150 млн.
Район Купола Аргус считается идеальным местом для исследования процесса глобального изменения климата, а также для наблюдения уникальных атмосферных явлений. Поэтому основными задачами станции являются наблюдение за космосом, атмосферными явлениями, состоянием климата, солнечной радиацией, влажностью, атмосферным давлением. Значительная часть наблюдений (астрономические и метеорологические) осуществляется в автоматическом режиме с последующей передачей данных по каналам космической связи на приемные станции в Австралии и Китае.
Станция Хуанхэ (Желтая река) — первая и пока единственная китайская станция в Арктике открыта 28 июля 2004 года. Станция расположена в местечке Ню-Олесунн на норвежском архипелаге Шпицберген (координаты: 78°55" сш. 11°5б в.д.).
Станция общей площадью около 500 кв. м, рассчитанная на проживание 20-25 полярников, представляет собой двухэтажное здание, в котором расположены четыре лаборатории, служебные помещения, читальный зал, общежитие и др. Все объекты инфраструктуры построены норвежцами, кроме этого, они же обеспечивают и сервисное обслуживание станции.
На станции проводятся научные исследования по гляциологии, метеорологии, морской экологии, изменению климата и окружающей среды на Северном полюсе, изучению северных сияний, замерзших микроорганизмов, проводятся мониторинги ледников, метеоисследования и т.д. Технические средства китайских полярников
На балансе Китайского полярного научно-исследовательского центра находится ряд технических средств, предназначенных для проведения научных исследований и обеспечения жизнедеятельности полярных станций:
■ ледокол (научно-исследовательское судно) «Сюэлун»;
■ вертолет Ка-32А «Сюэин»;
■ беспилотный летательный аппарат (БЛА) «Сюэян»;
■ подводные глубоководные роботы;
■ полярные снегоходы и др.
Китайский полярный флотПолярные научно-исследовательские суда (НИС), выполняющие функции ледокола, научных исследований и транспортировки, играют главную роль среди всех других средств доставки в зону полюсов.
В разное время научно-исследовательские и транспортные задачи в Антарктике выполняли четыре бывших и уже списанных полярных НИС Китая — «Сянъянхун-10» («Xiangyanghong-Ю»), J-121, «Хайян-4» («Haiyang-4») и «Джиди» («Jidi»), а также ныне действующее НИС — ледокол «Сюэлун» («Xuelong»).
Среди бывших НИС только судно «Джиди» можно сопоставить по возможностям с нынешним НИС «Сюэлун», а первые три судна выполнили всего одно плавание в Антарктическую зону.
НИС «Сянъянхун-10" — крупногабаритное судно класса «Тип 643» для проведения комплексных океанографических исследований. Судно было спущено на воду в октябре 1979 года и использовалось в рамках ракетно-космической программы Китая (траекторные измерения, метеорологические наблюдения, дальняя связь). Не приспособленное к плаванию во льдах, судно совершило только один (и единственный) поход в Антарктику в 1985 году. В 1998 году НИС «Сянъянхун-10» было переоборудовано в корабль слежения за космическими объектами и переименовано в «Юаньван-4» («Yuanwang-4»). После серьезных повреждений, полученных из-за взрыва и пожара в машинном отделении, в середине 2007 года судно было списано.
НИС J-121 — бывшее подъемно-спасательное судно ВМС—по своим основным характеристикам было идентично НИС «Сянъянхун-10» (одного класса и построено на той же судоверфи: дополнительно оснащено аварийно-спасательной техникой). Походы в зону полюсов судно J-121 не совершало.
НИС «Хайян-4» — судно морской геофизической разведки. Использовалось для проведения геологических, сейсмических и биологических исследований в океанской зоне. Также как и судно J-121, походов в зону полюсов не совершало.
НИС «Джиди» — грузовое судно ледового класса «А1», построенное на судоверфи Раума (Финляндия) в 1971 году. Выкуплено Китаем в 1985 году за $900 тыс. и переоборудовано в научно-исследовательское судно для работ в Антарктике (только для районов с плавающими льдинами). С 1986 по 1993 года НИС «Джиди» выполнило шесть антарктических походов. Списано в 1994 году.
НИС«Сюэлун" (Снежный дракон) построено по заказу КНР на Херсонской судоверфи (Украина) в 1993 году. Первоначально— судно-снабженец усиленного ледового класса А2 («Проект 10621» — грузовое судно для плавания во льдах). В том же году переоборудовано в Китае в ледокол — судно ледового класса В1 (модернизация обошлась в 53,7 млн). После проведенной модернизации, с 1994 года «Сюэлун» заменил в антарктических экспедициях НИС «Джиди». С 1994 по 2010 года НИС «Сюэлун» выполнил 16 походов, в т.ч. три — в Арктику и 13 — в Антарктику.
Порт приписки судна — Вайгаоцяо (в шанхайском районе Пудун). где в сентябре 2007 года построена первая в мире специальная пристань для полярных судов (длина — 250 м. ширина — 28 м). На ней располагаются два причала для полярных судов водоизмещением 3 тыс. и 20 тыс. тонн.
НИС «Сюэлун» является многофункциональным судном, в задачи которого входит снабжение полярных станций генеральными грузами, топливом, продуктами, а также проведение научных исследований в ходе полярных экспедиций. Для этого на корабле есть центр обработки данных, семь лабораторий общей площадью 200 кв. м (для исследований в областях океанологической физики и химии, атмосферной химии, биологии, астрономии), многочисленное научное и палубное оборудование.
Всего судно позволяет разместить до 130 членов экспедиции для смены зимовочного состава полярных станций. Для выполнения ледовой разведки и доставки грузов в труднодоступные районы на судне оборудована вертолетная площадка и ангар, позволяющие разместить два вертолета типа Чжи-9 или Ка-32А. Для транспортировки и научно-исследовательских целей судно располагает тремя катерами класса «Зодиак».
Судно оснащено современными средствами связи и навигации (РНС Лоран-С. навигационная РЛС, станция спутниковой связи), позволяющими ему автономно работать в высоких северных и южных широтах.
Дополнительное оборудование НИС «Сюэлун» включает в себя средства для метеонаблюдений, обнаружитель косяков рыб, приемник цветных спутниковых изображений, приемник метеорологических факсимильных изображений, электрический анеморумбометр, гравиметр, гироскоп, угломер, эхолот и др.
За все время эксплуатации «Сюэлун» прошел две модернизации. В ходе первой из них (2004 год), на которую было потрачено около $20 млн, были увеличены лабораторные площади и улучшено техническое оснащение судна.
Вторая модернизация, проведенная с марта по октябрь 2007 года и обошедшаяся в сумму более $27 млн, включала в себя капитальный ремонт и модернизацию технической оснастки судна. Был усилен корпус судна, обновлено все оборудование, установлены новые системы связи и навигации.
Планируется, что с 2013 года ледокол «Сюэлун», имеющий после последнего ремонта ресурс в 15 лет, будет выполнять походы в полярные области только для снабжения полярных станций. Исследовательские же функции будут возложены на новое китайское НИС ледового класса, строительство которого начато в конце 2009 года на одной из шанхайских судоверфей. Строящийся новый ледокол, предназначенный исключительно для океанографических исследований и сбора научных данных, будет способен преодолевать лед толщиной более четырех метров (НИС «Сюэлун» — до 1,5 м). Помощь китайской стороне в строительстве нового ледового судна оказывают корабелы из стран Скандинавии и России, имеющие большой опыт в постройке судов такого класса.
Полярная авиация КитаяПервоначально, не имея собственной авиации. Центру полярных исследований КНР на период проведения полярных экспедиций приходилось арендовать вертолеты у различных компаний.
Впервые вертолет (арендованный за рубежом) был использован 16-й китайской антарктической экспедицией в 1999 году. Высокая эффективность вертолетов по перевозке людей и грузов в полярных условиях явилась главным фактором для заключения контракта между ГОУ КНР и корпорацией «Harbin Aircraft Industry Group Со.» по аренде на период полярных экспедиций вертолетов Чжи-9. принадлежавших дочерней компании корпорации — «China Flying Dragon Special Aviation Company.
В период с 2001 по 2009 года три вертолета Чжи-9 (бортовые номера 8-7109, В-7110, В-7112) из этой авиакомпании регулярно привлекались ко всем полярным экспедициям Китая на правах аренды, при этом, средний напет машин за одну экспедицию составлял от 50 до 150 часов.
Входе 25-й антарктической экспедиции (2008-2009 года) китайскими полярниками впервые использовался вертолет марки Ка-32А (бортовой номер HL9406), арендованный у южно-корейской компании «Helikorea Co. Ltd.».
Вертолет Ка-32А предназначенный для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске (массой до 5000 кг), эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, строительно-монтажных операций и др., отлично зарекомендовал себя в глазах китайских полярников. Поэтому, начиная с 26-й экспедиции (2009-2010 года), ледокол «Сюэлун» несет на своем борту новый вертолет российского производства Ка-32А (бортовой номер В-7810). Машина, получившая название «Сюэин» (Снежный орел), была закуплена полярным НИИ Китая и официально передана китайской стороне 27 мая 2009 года.
В то же время, необходимость выполнения значительного объема работ входе экспедиций вынуждает китайскую сторону продолжать прибегать к аренде зарубежных вертолетов. Так, в ходе последней. 26-й экспедиции, второй (арендованный) вертолет ждал экспедицию на базе в Новой Зеландии.
Основными задачами вертолетов входе экспедиций являются грузоперевозки между ледоколом и полярными станциями, доставка персонала на станцию и обратно, в труднодоступные места, сопровождение экспедиций к строящейся станции Куньлунь. В целом же. применение вертолетов значительно повысило материально-техническую поддержку китайских полярных экспедиций и расширило потенциал научных исследований.
Беспилотная авиация (БЛА)В ходе 26-й антарктической экспедиции китайские ученые впервые использовали для научных исследований БЛА «Сюэян» (Снежная ласточка).
Аппарат, созданный специалистами НИИ робототехники Бэйханского университета, сделан из стеклопластика и армированного пластика и весит всего 15 кг. Он оснащен видеокамерой, инфракрасными датчиками и радиометром (общий вес различного научного оборудования на борту БЛА — не более 10 кг) и способен вести воздушное наблюдение в течение двух часов на скорости 50-100 км/ч. Первое пробное испытание 8 Антарктике БЛА «Сюэян» прошел в 2007 году.
В 2009 году БЛА использовался для исследования залива Прюдс (в районе станции Чжуншань). В общей сложности с помощью аппарата обследована территория площадью около 1600 кв. км и собраны различные данные об атмосфере, морской акватории и айсбергах.
Глубоководные роботыДпя проведения подводных научных исследований китайскими полярниками применяются подводные роботы типа «Арктика» китайского производства.
До 2008 года 8 ходе подледных и подводных исследований применялся подводный робот «Арктика-ROV», оснащенный видеокамерой и гидролокатором, с глубиной погружения до 50 м. С 2008 года началось применение нового автоматического подводного робота с дистанционным управлением «Арктика-ARV», разработанного Шэньянским институтом автоматики (в рамках программы «План 863» — 863 ключевых задач очередной пятилетки) в сотрудничестве с Академией наук Китая. Вес робота — 350 кг. рабочая глубина погружения — до 100 м, рабочий радиус действия — 3000 м.
Первые испытания робота «Арктика-ARV», проведенные подо льдом в акватории на 84° с.ш. в ходе третьей арктической экспедиции, завершились успешно.
Полярные снегоходыДля выполнения комплекса задач в районах полярных станций китайскими полярниками используется гусеничная техника импортного производства с различным навесным оборудованием в морозостойком исполнении, включая:
■ полярные ратраки фирмы «Kassbohrer» (Германия), выпускающей машины под маркой «Pisien Bully» (модель PB240D);
■ гусеничные тракторные скреперы CAT фирмы "CATERPILLAR" (США);
■ снегоходы фирмы«ArcticCat» (Австрия).
Многоцелевые тягачи-ратраки «Pisten Bully» используются для выполнения монтажных работ и перевозки персонала и грузов. Полярные станции располагают машинами как в комплектации с грузовой платформой (включая оборудование совком), так и с пассажирской кабиной (на 20 человек). Ратраки изготовлены из легких материалов, имеют утепленную кабину и остекление с возможностью панорамного обзора. Тяговое усилие двигателя позволяет транспортировать санный поезд из двух-трех прицепов общей массой до 20 т. За работой всех систем следит бортовой компьютер, способный распознать обрыв отдельных нитей троса лебедки (длина троса — до 1000 м). Широкие гусеницы ратрака с грунтозацепами позволяют передвигаться по снегу и льду и работать на крутых склонах с уклоном до 45°.
Гусеничные скреперы CAT, оснащенные открытым ковшом, в основном используются на строительно-монтажных работах, а снегоходы "Arctic Cat» — для мобильных поездок полярников в районе станций.
Научно-исследовательские экспедицииВ настоящее время полярные экспедиции организуются и проводятся под руководством Китайского управления по Арктике и Антарктике.
Начиная с первого китайского морского похода в Антарктику в 1984 году, к настоящему времени проведено 26 антарктических и три арктических научно-исследовательских экспедиций (CHINARE).
За более чем 25 лет исследований около 900 китайских полярников прошли через зимовки на станциях (длительность одной — около 13-14 месяцев). Многие из них пожертвовали на полюсах своим здоровьем, а некоторые и погибли в ходе экспедиций и зимовок.
Основные океанографические исследования полярников были направлены на исследования движения льда и его состава в акваториях залива Прюдс. пролива Брансфилда, восточных и центральных морях Антарктики, тихоокеанском секторе Северного Ледовитого океана.
Доставка ученых-полярников и обслуживающего персонала в район проведения экспедиций и полярных станций осуществляется ледоколом «Сюэлун» или воздушным транспортом с территорий Чили. Австралии и Новой Зеландии. В ходе экспедиций проводится широкий комплекс научных исследований в полярных областях, осуществляется ротация полярников на станциях, производится доставка грузов для жизнеобеспечения станций и вывоз не утилизированных отходов и мусора.
Общая численность полярников и обслуживающего персонала, остающихся на зимовку на антарктических станциях, составляет около 30 человек (12-13 — на станции Чанчэн. 16-17 — на станции Чжуншань).
Учитывая большие промежутки времени между экспедициями в Арктику (всего три похода НИС «Сюэлун» за 11 лет), ротация полярников на арктической станции Хуанхэ осуществляется воздушным путем через Норвегию, а жизнеобеспечение станции осуществляет норвежская сторона.
В период между арктическими экспедициями на станцию Хуанхэ регулярно прибывают китайские ученые-полярники для проведения различных научных исследований. Доставка осуществляется по воздуху, благо в районе станции оборудован грунтовой аэродром, способный принимать полярную авиацию.
Зачем Китаю полюса?Позиционирование Китая как ведущей мировой державы повлекло за собой активизацию деятельности страны на арктическом и антарктическом направлениях. И в ближайшее время полярные исследования Китая будут идти по нарастающей, поскольку амбиции Поднебесной все время растут, ну а экономические возможности этому только способствуют.
По заявлениям китайского официоза, полярные экспедиции проводятся исключительно для исследования «тайн природы» и связаны с перспективными интересами в развитии страны и для противодействия глобальным изменениям климата. Ну а что же скрывается за этим движением к полюсам на самом деле?
Антарктика в планах ПоднебеснойВ настоящее время на Антарктиду претендуют семь государств — Австралия, Франция, Норвегия, Новая Зеландия, Аргентина, Чили и Великобритания. Ряд государств, в принципе, не признают эти претензии, но другие страны оставляют за собой право выступить с аналогичными требованиями. Так как все претенденты на жирный «антарктический пирог» являются участниками Антарктического Договора, подписанного в 1959 году, признающего Южный полюс зоной мира и международного сотрудничества, свободной от оружия, то переход этих споров в военную стадию практически невозможен. Территориальные претензии, конечно же, этим договором не урегулированы, но в какой-то мере «заморожены». Кроме этого, подписанный в 1991 году «Протокол об охране окружающей среды Антарктики», запрещает любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, на последующие 50 лет (за исключением научных исследований). Следует правда отметить, что этот Протокол является обязательным лишь для небольшого числа его участников.
Несмотря на то, что масштабной геологоразведки в Антарктиде не проводилось, известно, что континент обладает значительными залежами нефти и газа, а также полезных ископаемых (медь, молибден, титан, апатиты, уголь, железо). Кроме того, здесь находятся огромные запасы пресной воды, в которой остро нуждаются многие страны мира. Поэтому, очевидно, что Антарктика для Китая — это. прежде всего, последняя в мире (и пока нетронутая) сырьевая база. И почему бы ведущей мировой державе не попытаться использовать в недалеком будущем ее природные и минеральные ресурсы? Как. например, Германия, Япония и Южная Корея, жадным взглядом давно уже поглядывающие на Шестой Континент...
В настоящее время Китай определяется со своими обязательствами по Антарктике, а также оценивает свои возможности и перспективы на тот случай, если правила игры с минеральными ресурсами Южного полюса вдруг изменятся. В Китае справедливо полагают, что отмена этого запрета и развитие технологий добычи полезных ископаемых в полярных областях уже не за горами и под давлением мировых держав добыча сырья в Антарктиде рано или поздно, но все же начнется, А поэтому к этому моменту нужно готовиться уже сейчас. Кстати, первыми об антарктической экспансии Поднебесной заговорили австралийцы, прямо заявившие о том, что Китай подбирается к «замороженным сырьевым запасам» Австралии. Так это или не так — пока не известно. Только вот в ходе последней антарктической экспедиции китайцы официально заявили о начале буровых геологоразведочных работ (конечно, исследовательских!) в районе станции Куньлунь...
Арктические интересы КитаяКитай со своей бурно развивающейся экономикой с жадностью присматривается к Арктике, быстро оценив коммерческие и стратегические выгоды, которые может принести стране стремительное таяние арктического льда. Ведь начиная с 1995 года, по различным оценкам, ледяной покров на Северном полюсе уже уменьшился на 20-40%. По самым смелым прогнозам уже в 2013 году Арктика будет свободна ото льда в течение всего лета, а к 2030 году Северный Ледовитый океан может полностью освободиться ото льда. Поэтому, первый интерес Китая в Арктике — это, конечно же, новые маршруты судоходства.
Новые морские пути — короче, быстрее, безопасней, дешевле...Многие китайские аналитики прямо заявляют, что «кто контролирует арктический путь — тот контролирует мировую экономику». Для Китая, как крупнейшей страны-экспортера, чья экономика на 46% зависит от международного судоходства, изменение климата и последующее таяние арктических льдов открывают широкие возможности для новых путей судоходства в Европу и Северную Америку. Так, свободный ото льдов Северный морской путь (вдоль российского побережья) укорачивает путь из Шанхая в Гамбург на 6400 км (по сравнению с традиционным маршрутом через Малаккский пролив и Суэцкий канал). К тому же, на этом пути явно нет пиратов, из-за нападений которых страховые взносы за проход через Аденский залив выросли в последнее время в десятки раз. В среднем, обычный контейнеровоз или сухогруз экономит на северном маршруте 40% времени и около $350-500 тыс... избегая при этом малоприятной перспективы встречи с пиратами где-нибудь в Южно-Китайском море или Аденском заливе. Общая выгода арктических маршрутов такова, что свободная ото льдов Арктика может полностью изменить весь баланс мировой торговли.
Природные ресурсы арктического шельфаДоступ к природным ресурсам Арктики представляет собой второй стратегический интерес Китая на Северном полюсе. По различным оценкам, здесь находятся 25-30% неразведанных запасов природного газа, 13-25% нефти, залежи других полезных ископаемых (золото, серебро, никель, хром, титан, вольфрам, уголь, алмазы). Не стоит забывать и об огромных рыбных ресурсах Арктики.
Любой регион с разведанными запасами углеводородов автоматически попадает в сферу интересов Китая. Осуществляя излюбленную стратегию «ползучей интервенции», эта страна вполне способна серьезно заявить о своих арктических претензиях. Уже сейчас в Арктике появилась возможность поискать полезные ископаемые там, где ранее это сделать было просто невозможно — на арктическом шельфе, постепенно теряющем свой ледовый покров. И некоторые факты таких действий Пекина уже налицо. Так, например, в октябре 2008 года российские пограничники задержали в Беринговом море незаконно находящееся в территориальных водах РФ китайское судно «Бинхай», принадлежавшее китайской компании, специализирующейся на шельфовой нефтедобыче (на борту судна было обнаружено оборудование для комплексного исследования континентального шельфа). А еще, по некоторым данным, на одной из китайских судоверфей строится специальная подводная лодка с возможностью подледного плавания в полярных условиях...
Столкновение полярных интересов и арктическая стратегия Пекина По международному законодательству, ни одна страна не владеет Северным Полюсом и частью планеты, находящейся в непосредственной близости от него. Согласно статье 76-й Конвенции ООН по морскому праву, права пяти государств, чьи территории находятся внутри Полярного Круга — России, Канады. Норвегии, США и Дании — ограничены их экономическими зонами (200 морских миль от побережья). Настоящие же реалии таковы, что уже сейчас Северный полюс становится объектом острого соперничества. Пятерка приарктических государств, имеющих выход к Северному Ледовитому океану, в последние годы пытается разграничить арктическую территорию, богатую на запасы углеводородов. К арктической гонке и разработке полярного шельфа готовы подключиться еще свыше 20 стран (включая Великобританию, Китай, Японию, Германию и др.), предпринимающие активные действия по расширению своего научно-исследовательского, экономического и даже военного присутствия в Арктике. 11 если о прямой конфронтации пока говорить еще рано, то возникновение споров и конфликтных ситуаций в ближайшем будущем — это вполне вероятный сюжет развития обстановки, вплоть до превращения Арктики в зону потенциального военного конфликта.
Межгосударственной организацией, занимающейся проблемами экологии, развития и социальной сферой Арктики, является Арктический Совет, начавший свою работу в 1998 году. В него входят все приполярные государства, а также представители организаций народов Севера (алеуты, саамы, эскимосы и т.д.).
Китай, не являясь приарктическим государством и не имея прав на полярный шельф, не состоит в Арктическом совете. Но, имея высокий политический вес, Пекин будет добиваться для себя определенных политических рамок и правовой основы для своей будущей деятельности в Арктике. И первые шаги в этом направлении уже делаются. Программа полярных исследований Китая считается одной из сильнейших в мире. В стране быстрыми темпами реализуется программа по освоению Арктики и Антарктики, разработана программа создания к 2013 году сверхмощных ледоколов для полярных экспедиций, предпринимаются сильно не афишируемые и осторожные попытки вести собственную геологоразведку в полярных областях. Не отстает в полярных вопросах и дипломатический корпус Поднебесной, заручившийся поддержкой малых приарктических государств. Власти Норвегии, например, уже призывают предоставить Китаю статус постоянного наблюдателя при Арктическом совете (сейчас у Пекина статус временного наблюдателя). А в Исландии у китайцев — самое большое посольство, ведь эта страна, имеющая глубоководные порты, из-за таяния арктических льдов со временем может стать одним из главных мировых центров судоходства. И где, как не здесь создавать крупные перевалочные морские портовые базы для коммерческого флота КНР? Кроме определения маршрутов коммерческого судоходства, Пекин начал сотрудничество с малыми приарктическими странами и в вопросах будущей разработки природных ресурсов.
Если официальные власти Китая пока относительно сдержаны, то ряд китайских политиков, ученых и военных уже требуют ускоренной разработки арктической стратегии страны, дабы не упустить свою долю «арктического пирога». Судя по всему, такая арктическая программа Пеки на уже существует и предполагает как переработку 76-й Конвенции ООН (конечно же, с учетом интересов КНР), так и претворение в жизнь лозунга-призыва к полярным странам «отказаться от интересов приарктических стран в пользу интересов всего человечества». А если к этому добавить еще и активное развитие китайского ледового флота (ледоколы, танкеры, контейнеровозы), то становится ясно, что Поднебесная, не сидит, сложа руки, а последовательно проводит политику отстаивания своих геополитических интересов на арктическом шельфе.
В то же время, Пекин прекрасно понимает, что из-за своего статуса супердержавы, его агрессивные действия в Арктике могут вызвать напряжение как в мире, так и в полярных странах. К тому же, здесь явно опасаются создания альянса полярных государств против Китая, что может привести к изоляции Пекина от Арктики. Так. например, чрезмерные пошлины за транзитный проход кораблей через российскую морскую экономическую зону (экологические, навигационные, портовые и др.) могут значительно снизить все преимущества от судоходства по СМП и лишить Китай потенциальных выгод. А еще могут закрыться морские порты на маршрутах судоходства или возникнуть проблемы при проходе узкого и мелкого Берингова пролива...
Тем не менее, желание играть более значимую роль в полярных регионах свидетельствует о том, что Арктика и Антарктика становятся очередными районами, в которых Китай начинает определять и реализовывать свои глобальные стратегические интересы.
Очевидно, что не северные сияния и антарктические пингвины манят Поднебесную к полюсам. Всегда прагматичный «Снежный дракон» видит в полярных областях, прежде всего, зону своих экономических интересов и сырьевой безопасности. А потому экспансия Китая к полюсам будет продолжаться и продолжаться очень активно...