Аварии РТ СТТ при шторме 30 января 1932 г. в Мурманске

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Аварии РТ СТТ при шторме 30 января 1932 г. в Мурманске

Сообщение ББК-10 » 20 Январь 2021 18:54

Полярная Правда, 1932, №42, 18 февраля

 Полярная Правда, 1932, №042, 18 февраля АВАРИЯ СЛЕДСТВИЕ.jpg
Началось следствие о причинах аварий на тралбазе

В начале февраля мы уже писали о последствиях шторма на траловой базе 30 января.
Прокуратура приступила к следствию причин аварий, которые предполагает закончить к 24 февраля.
По неполным сведениям выяснилось, что ущерб от аварий составляет около 70 тысяч рублей.
Аварии судов, а следовательно и тысячные убытки, можно было вполне избегнуть, если бы в траловом флоте существовала должная трудовая дисциплина. Еще в 4 часа дня, накануне шторма порт предупреждал траловую базу о падении барометра. Вторично в 11 часов вечера капитан порта Болдырев запрашивал, какие меры приняты в связи с надвигающимся штормом, на что был получен ответ, что к шторму суда готовы.
Дежурный капитан базы объявил траулерам под расписку сообщение порта и таким образом могли быть приняты все нужные меры для предупреждения последовавших аварий.
Суда легко могли дать дополнительные крепления или просто отойти на рейд и отдать якорь.
Всего этого сделано не было и в результате десяток судов получил серьезное повреждение.
Следствие выяснило, что управление траловым портом вообще не наблюдает за состоянием погоды. У капитана базы даже не имеется барометра и других метеорологических инструментов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8877
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аварии РТ СТТ при шторме 30 января 1932 г. в Мурманске

Сообщение ББК-10 » 20 Январь 2021 19:01

Полярная Правда, 1932, №58, 9 марта

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0001.jpg
10 марта в 6 часов вечера в клубе ОГПУ слушается уголовное дело по обвинению: Богданова В. И., Ястребова А. И., Лощинина В. Г., Калинина Л. А, Стерлигова Г. П., Пунченок А. Е., Едемского С. Е., Рязанцева С С., и Маевского В. М. в злостном нарушении трудовой дисциплины, выразившейся в несоблюдении элементарных правил судовождения и безопасной стоянки судов у причалов, в результате чего во время шторма 30 января до 30 судов потерпели аварию с общим убытком до 100 тысяч рублей.
Дело будет слушаться выездной сессией окрсуда под председательством пред. окрсуда т. Цибескова, при участии государственного обвинителя прокурора Григорьева и общественных обвинителей: от печати т. Павлова Н. и тралфлота Александрова.
Вход на процесс по специальным билетам на каждый день. Билеты будут распределяться через профсоюзы и в окрсуде.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8877
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аварии РТ СТТ при шторме 30 января 1932 г. в Мурманске

Сообщение ББК-10 » 20 Январь 2021 19:06

Полярная Правда, 1932, №58, 9 марта

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0002.jpg
Обвинительное заключение по уголовному делу №41
по обвинению Богданова В. И., Ястребова А. И., Лощинина В. Г., Калинина Л. А., Стерлигова Г. П., Пунченок А. Е., Едемского С. Е., Рязанцева С. С. и Маевского В. М., первых двух по ст. 59-3 п. "в" ч. II УК и последних по ст. 59-3 п. "в" ч. I УК.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8877
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аварии РТ СТТ при шторме 30 января 1932 г. в Мурманске

Сообщение ББК-10 » 20 Январь 2021 19:09

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0003.jpg
I
1 февраля 1932 года в газете "Полярная Правда" была опубликована заметка под заглавием "Последствия шторма на тралбазе", в которой указывалось, что 30 января в 4 часа утра штормом сорвало с причалов и отнесло на мель несколько траулеров, при чем последние получили при этом значительные повреждения (л. д. 1).
Произведенным по данному делу расследованием установлено следующее: причальная линия Севтралтреста имеет 11 причалов, из коих 6 вполне оборудованы, 2 причала полуоборудованы и 3 причала не закончены постройкой, у последних трех причалов по морским правилам швартоваться нельзя ввиду их недостаточной укрепленности.
К моменту шторма на тралбазе скопилось 35 траулеров, из них действующих 28, кроме того там же у причалов стояло значительное число парусников и моторных ботов, принадлежащих Мургосрыбтресту, который своей пристани не имеет. Скопление судов произошло в силу того, что РТ требовали того или иного ремонта. Механическая же мастерская СТТ с ремонтом не справляется, а из-за недостатка причалов РТ были установлены в ряд по несколько штук, что также по морским правилам не разрешается (л. д. 286, 304, 309).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8877
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аварии РТ СТТ при шторме 30 января 1932 г. в Мурманске

Сообщение ББК-10 » 20 Январь 2021 19:20

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0004.jpg

Расположение судов у причалов до шторма было таково:

У первого причала стояли РТ-4 "Навага" — аварийная и ледокол №6, у второго причала стояли РТ-5 "Краб" и РТ-53 "Осетр", у третьего причала РТ-24 "Щука", РТ-17 "Кит", РТ-11 "Ваер", РТ-2 "Ерш", РТ-45 "Двина" и около 1 часа ночи 30/I к нему пришвартовался РТ-52 "Сом" (л. д. 94). У четвертого причала стояли РТ-"Акула", РТ-27 "Окунь", РТ-49 "Скумбрия", у пятого причала РТ-58 "Спартак", РТ-26 "Треска", РТ-41 "М. Горький", РТ-43 "Рыбец", РТ-41 "Севгосрыбтрест", у шестого причала РТ-19 "Коминтерн", РТ-25 "Сайда", РТ-33 "Форель", у седьмого причала стояли парусные и моторные суда Мургосрыбтреста, у 8 причала РТ-21 "Тралмейстер", РТ-13 "Микоян", РТ-55 "Кета", у девятого причала м/с "Госторг", РТ-41 "Пинагор", у десятого причала РТ-28 "Камбала", РТ-14 "Сталин", РТ-30 "Лучинский" и э/с "Персей" и у одиннадцатого причала стоял утильзавод (л. д. 291). Приборов, показывающих атмосферные изменения, как то: барометра, барографа на тралбазе у дежурного капитана, и у капитана базы установлено не было, а токовые лежали на складе СТТ. Радиостанция СТТ сведений о предстоящей погоде, передаваемых ежедневно в 7 часов вечера со ст. ТИМИ не принимала.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8877
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аварии РТ СТТ при шторме 30 января 1932 г. в Мурманске

Сообщение ББК-10 » 20 Январь 2021 19:44

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0005.jpg
II

30 января около 4 утра подул ветер с силой 11—12 баллов, плохо швартованные РТ оторвались от причалов, насели на соседние суда и вместе с ними снесены на мель.
Исследуя причины аварии, Аварийная комиссия установила, что на РТ-17 "Ким" в момент шторма ни капитана, ни ст. штурмана не было. Вахтенным штурманом был 2-й штурман Рогозин, который предупреждение о надвигающемся шторме получил и швартовые на берег дал, но закрепили их слабо. Капитана, который был на берегу в известность о надвигающемся шторме не поставили. Сильным ветром РТ был сорван со швартовых и отнесен к бывшей военной пристани, где задержался на якорях и там же на него нанесло э/с "Персей" и РТ-30 "Лучинский" нанеся ему ряд повреждений (л. д. 148).
На РТ-2 "Ерш" в момент шторма находились ст. штурман Рязанцев, мл-й штурман Маевский вахтенным. О надвигающемся шторме знали оба. Капитана в известность не поставили. Дополнительные швартовые на берег не дали, и закрепились лишь только к рядом стоящему РТ (л. д. 216, 224, 448, 453).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8877
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аварии РТ СТТ при шторме 30 января 1932 г. в Мурманске

Сообщение dimas_p » 21 Январь 2021 09:28

"...После шторма января 1932-го был поднят вопрос об устройстве в Мурманске бюро погоды, которое и создали в декабре того же года. Буря июня 1935-го вызвала масштабную проверку и реорганизацию всей системы метеонаблюдения Мурманского округа.
Ураган апреля 1936-го привел к появлению постановлений окрисполкома от 28 апреля и 2 июля, в значительной степени посвященных совершенствованию работы заполярных метеорологов. Жаль только, что учиться, в соответствии с пословицей, приходилось на ошибках. Оплаченных, увы, десятками жизней...."

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.04.2019 и 25.04.2019г.
Дмитрий Ермолаев, сотрудник Государственного архива Мурманской области
https://www.mvestnik.ru/our-home/10-bal ... o-kodeksa/
https://www.mvestnik.ru/our-home/10-bal ... -kodeksa1/

"10 баллов по шкале Уголовного кодекса"

2 апреля 1936 года синоптики предупредили мурманчан о надвигающемся циклоне. В 17.25 было спрогнозировано скорое усиление ветра до 8 баллов по принятой в метеорологии шкале Бофорта. Однако удар непогоды оказался еще сильнее. 3 апреля в 6 часов 50 минут утра начался 10-балльный шторм, перешедший в ураган, захвативший Кольский залив и побережье Мурмана. Разгул стихии повлек за собой чудовищные человеческие жертвы и большие материальные потери.

Удар по ботам и елам
Сейчас уже дело прошлое, но когда-то Мурманск был рыбным городом. В 50-80-е годы минувшего века этот статус воспринимался как данность. Мол, иначе и быть не может. Между тем рыбацкая слава областного центра складывалась десятилетиями, была оплачена тяжким трудом и человеческими жизнями. В том числе жизнями тех, кто погиб в апреле 36-го.

Коварная стихия нанесла удар неожиданно. «Совсем по-летнему грело солнце, мерно катило волны спокойное море, - пояснял позже капитан мотобота «Форель» А. Кукушкин. - Дул теплый зюйд-вест. В этот момент трудно было себе представить, что через несколько часов разразится буря и вырвет жизнь наших многих товарищей… Неожиданно густая пелена тумана, как ночь, спустилась на море. Стало темно, начинался ураган».

Для нашего края штормы и ураганы не редкость. Немало бед приносили они и прежде. К примеру, шторм 30 января 1932 года привел к авариям на 23 траулерах, часть которых закончилась гибелью судов и людей. Буря, бушевавшая 23-24 июня 1935 года, повлекла за собой, как значилось в официальном отчете, «гибель семи ловцов и целого ряда промысловых единиц». Но события весны 36-го даже на этом фоне поражают своей трагичностью.

В момент, когда начался ураган, в Баренцевом море находились многие десятки судов. Значительную их часть составляли мотоботы - маленькие суденышки с экипажем обычно из пяти человек. Именно они были тогда основой промыслового флота рыболовецких колхозов. И если траулеры треста «Мурманрыба», смотревшиеся на их фоне настоящими гигантами, от шторма практически не пострадали, то на мотоботах стихия отвела душу.

Но даже они могли считаться образцом прочности и остойчивости по сравнению с не имевшими палубы елами. Вот эти-то почти игрушечные, десятиметровой длины кораблики, на которых и в спокойную погоду далеко от берега удаляться опасно, приняли на себя главный удар.

Грозила гибель
«Рыбаки… в течение ряда суток мужественно боролись с морской стихией, - значилось в докладной записке секретаря Мурманского окружкома ВКП(б) Абрама Абрамова и председателя окрисполкома Петра Горбунова, адресованной Секретарю ЦК и Ленинградского обкома партии Андрею Жданову и наркому пищевой промышленности Анастасу Микояну. - 90 рыбаков, бота которых потерпели аварию, сами спаслись, и часть была спасена подоспевшими на помощь буксирами и другими судами. Часть рыболовецкой посуды была выброшена на берег без человеческих жертв, другая часть посуды, особенно беспалубные парусные елы, получив большие повреждения, закладывались водой и погибали».

О том, что творилось во время урагана в море, можно судить по рассказам уцелевших, которые сохранились в подшивках газет «Полярная правда», «Тралфлот» и териберской «В бой за рыбу».

«Наш мотобот «Великий» стоял на якоре в губе Корабельной, - сообщал о случившемся капитан судна Масютин. - Сильный порывистый ветер сорвал мотобот с якоря и понес его в море.

Машина оказалась бессильна бороться с разыгравшимся ураганом. Машинное отделение залило водой, и судно оказалось во власти стихии. Боту грозила гибель. Три человека потеряли сознание… На тревожные аварийные сигналы сирены подошел траулер «Ленинград». С большим трудом, только после ряда неудачных попыток траулеру удалось подать буксир и привести бот в становище Кильдин».

Волна за волной
Однако так легко отделаться довелось не всем. «Когда громадной волной смыло бухту троса и бот подбросило на гребни пенящихся волн, капитан Патракеев оставил рулевое управление, - вспоминала команда мотобота «Ловгус». - На минуту нас охватил страх. Неужели конец? Но бот не перевернуло, а в следующую минуту мы услышали: «Держись, ребята!» Это Александр Андреевич (Новожилов - старый рыбак, член экипажа. - Д. Е.) стал на пост капитана».

Когда последовала команда: «Крепите люк», - первым бросился ее выполнять помощник моториста Евтюков. «Нахлынувшая волна отбросила Евтюкова к борту, но несмотря на боль, мокрый, с избитыми в кровь пальцами он продолжал закрывать люк парусами». Оставалось забить последние гвозди, но тут судно резко накренилось. На палубу обрушились новые потоки воды. Вцепившись в борт, Евтюков удержался на месте и закончил дело.

«Мы шли… И когда казалось труднее нашего положения нельзя представить, неожиданно поломалась помпа. Евтюков… вышел из положения: спустившись в кубрик, он вырезал из голенища сапог клапан к помпе. Помпа заработала. Машину запустили. Вслед за этим волной смыло сетки, поводцы которых были привязаны к рубке. Евтюков рассказывал: «Я не помню, откуда у меня взялся нож. Одним ударом я отрезал поводцы. Сетки остались в воде, но зато не сорвало капитанскую рубку.

Вторую ночь нас несло по морю… Один из рыбаков, прислушиваясь к завыванию ветра, сказал: «Видно, погибать придется, товарищи». «Не бывать этому, - убежденно ответил Александр Андреевич, - выберемся!» И точно. Пятого апреля в 7 часов утра «Ловгус» под парусами и мотором подходил к Восточной Лице».

Те, кому повезло спасти и судно, и экипаж, могли считать себя счастливцами. Обычно последствия были куда серьезней. «Мы держались поодаль от берега, но потом нас стало дрейфовать к скале, а это означало гибель, - докладывал капитан «Форели» Кукушкин. - Рядом со скалой Пароходный Чобруй - сравнительно ровная площадка, а за ним снова скалы. Выхода не было. Став за ветром, мы с полного хода выбросились на берег к Чобрую. Забрали судовые документы, часы, компас и барометр и по телефонным столбам пошли к избушке в Завалишиной, где и получили первую помощь».

Поиски продолжаются
Но даже такой исход можно было считать удачным. «Ураганом причинены большие потери, - извещали скупые строки информационного сообщения Мурманского окрисполкома, опубликованного 8 апреля 1936 года. - Разбито и утонуло 6 мотоботов, 17 парусных ел и два парусника. Пострадали и вышли из строя 12 мотоботов. Пропали без вести 5 мотоботов и одна ела. Погибло 32 человека, 46 человек пропало без вести.

Пострадали колхозы Полярного района и Карельского рыбакколхозсоюза. Наибольшие жертвы понесли колхозы Териберского района, особенно колхоз им. Ворошилова. Подобрано в море и на берегу 15 трупов… В спасательных работах 3-7 апреля на поисках пропавших без вести находится 11 специально выделенных судов, кроме мотоботов и траулеров. Снаряжены 22 лыжных и пешеходных отряда для поисков на побережье. Поиски продолжаются».

Таков был промежуточный итог трагедии. Пока шли поиски и подсчитывались потери, в Териберке состоялись похороны. «Вокруг высокого постамента, - описывала происходившее «Полярная правда», - под склоненными траурными знаменами, где покоились тела погибших рыбаков-колхозников, в скорбном молчании проходили дети, школьники, старые и молодые колхозники, друзья и товарищи, все, кто с ними вместе боролся за счастливую и радостную жизнь…

Все население Териберки провожало в последний путь, в последний рейс славных рыбаков. На рейде стояли суда с приспущенными вымпелами. У братской могилы состоялся многолюдный траурный митинг. Председатель окрисполкома тов. Горбунов, выражая от имени окружных организаций и трудящихся Мурмана великую скорбь по тяжелой утрате, сказал:

- Перед этой могилой мы клянемся, что окружим повседневной заботой и широкой поддержкой семьи погибших товарищей. Советская власть будет воспитывать их детей, как и всех наших советских детей. И вырастит их неустрашимыми, смелыми строителями светлой социалистической жизни, победителями над силами природы».

Обратно не возвратился
За ситуацией следили и в высшем руководстве страны. «Скорбим вместе с вами о тяжелой потере рыбаков на боевом посту, - телеграфировал в Мурманск наркомпищепром Микоян. - Просим передать наше соболезнование семьям погибших рабочих и колхозников-рыбаков. Правительство постановило взять на государственный счет похороны погибших рабочих и колхозников-рыбаков и выдать от государства пособие оставшимся семьям по 3 тыс. рублей, а многосемейным - по 5 тыс. рублей».

Готовилось, но так в итоге и не вышло, постановление Совнаркома СССР о последствиях шторма с предложением целого ряда мер по обустройству рыбацких портов на побережье Мурмана, налаживанию спасательной службы, улучшению связи и снабжения топливом.

Ураган привел к потерям не только в море, но и на берегу.

«Младший служитель маячного огня Западный Кильдин тов. Чиченин 3 апреля с. г. в 7 часов утра… вышел на лыжах для производства работ по зажиганию огня Северный Кильдин, в пути был застигнут штормом и обратно не возвратился, - докладывал вышестоящему начальству военком гидрографического отдела Северной военной флотилии Гундарев. - Для розыска его были организованы две поисковые бригады из 16 и 24 человек… Розыски никакого результата не дали, и надо считать, что штормом его унесло в неизвестном направлении и он погиб. После тов. Чиченина осталось две несовершеннолетних дочери 17 и 10 лет».

Только к концу апреля удалось составить более или менее полную картину происшедшего. Рыбопромышленники лишились 9 мотоботов, 19 ел и 1 парусника. Сумма убытков перевалила за миллион 300 тысяч рублей. Погибло 54 рыбака, в том числе 32 колхозника, и 7 человек на берегу. Всего 61 человек.

Таких огромных потерь рыбаки советского Мурмана еще не знали. На дворе, напомню, стоял 1936-й - репрессии набирали обороты. Столь масштабная катастрофа не могла выпасть из поля зрения компетентных органов. За нее кто-то должен был ответить по всей строгости социалистической законности. Виновных нашли быстро. Ими стали… мурманские синоптики.

Преступная бездеятельность
Аналогов этому судебному процессу я, как ни пытался, найти не сумел. Хотя не удивлюсь, если в эпоху, «когда срока огромные брели в этапы длинные», нечто похожее все же имело место. Тем более что идея наказывать синоптиков за неточный и несвоевременный прогноз витает в воздухе и сейчас. Вот только в наши дни речь идет максимум о штрафе. А, согласитесь, штраф и тюрьма - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Претензии к метеорологам у компетентных органов копились давно. Мурманские синоптики постоянно оказывались крайними в «разборе полетов», который устраивался после каждого серьезного разгула стихии. Причем от раза к разу формулировки, определявшие меру их вины, ужесточались.

После шторма 30 января 1932 года специальная комиссия, созданная под эгидой ОГПУ для «обследования причин аварий и гибели рыболовных траулеров Севгосрыбтреста», просто констатировала, что «штормовых предостережений в Мурманске нет», и поставила вопрос «об улучшении и расширении службы погоды».

Работу синоптиков накануне бури 24-25 июня 1935 года президиум Мурманского окружного исполнительного комитета оценил как «преступную бездеятельность и неповоротливость Мурманского управления ЕГМС (единой гидрометслужбы - Д. Е.) северных морей и Мурманского торгового порта по своевременному оповещению ловцов и судов о шторме и заблаговременному прогнозу погоды». Как показали дальнейшие события, слово «преступную» региональные власти понимали буквально.

Ураган 3 апреля 1936 года, унесший 61 человеческую жизнь, стал для рыбаков советского Мурмана небывалой прежде по масштабам трагедией. Вопрос, как получилось, что беззащитные перед огромными волнами и шквальным ветром елы и мотоботы оказались в момент удара стихии не в гавани, а на промысле, напрашивался сам собой.

И уже в самом первом информационном сообщении Мурманского окрисполкома отмечалось, что «первоначальные сигналы, предупреждающие об усилении ветра, не были заменены штормовыми сигналами до самого начала шторма». Не успело еще Баренцево море окончательно успокоиться, как началось следствие.

Шторм заметили случайно
К 9 апреля виновные были установлены. В датированной этим числом справке, которую заместитель начальника Мурманского отдела НКВД Салоимский и оперуполномоченный особого отдела Северной военной флотилии Рассохин направили руководству округа, изложены факты, легшие в основу дела мурманских синоптиков.

Процитирую этот документ, хранящийся ныне в Государственном архиве Мурманской области. «В 17 час. 23 мин. 2 апреля 1936 г., - сообщается в нем, - дежурный синоптик бюро погоды Единой гидрометеорологической службы Мурманского округа Кульков… на основании синоптического определения поднял сигнал № 9, означающий «ожидается ветер 6-8 баллов от норд-вест», и сигнал № 16, означающий «ожидаемая погода наступит сегодня».

В 22 часа, сдавая дежурство вновь заступаемому синоптику Степановой, …Кульков… предупредил Степанову о том, что с юго-запада по направлению Мурманск - Кольский полуостров движется глубокий циклон с усиленным ростом.

В 22 часа 30 мин. пришедший в бюро погоды зам. нач. бюро погоды старший синоптик Яковлев… при разговоре с дежурным синоптиком заявил: «Я боюсь, как бы не было шторма». На это Степанова ответила, что она точно так же этого опасается. Яковлев… на основании существующей инструкции о даче штормовых предупреждений обязан был подать сигнал шторма № 1, т. е. за 10-12 часов до начала такового. Не дав конкретных указаний… о необходимости поднятия штормовых сигналов, Яковлев в 23 часа покинул бюро погоды и пошел спать.

Дежурный синоптик Степанова… не приняв никакого решения по оповещению о шторме, около 2 часов пошла спать, не изменяя ранее поднятых сигналов №№ 9, 16.

В результате отсутствия наблюдения за метеорологическими изменениями атмосферы разразившийся шторм в 9-10 баллов около 6 часов утра 3 апреля был случайно замечен из окна техническим сотрудником Варзугиным… В 6 часов 45 минут… был поднят сигнал шторма № 1, означающий «ожидается шторм от норд-вест от 9 баллов и больше».

Привлечены к ответственности
Вроде бы ничего особенного - обычная ведомственная неразбериха, ничем не напоминающая кровавые бандитские разборки, дерзкие кражи и другие преступления, служащие основой для «классических» судебных процессов. Вот только ураган повлек за собой столько жертв и причинил такие убытки, что куда до него заурядным убийцам и бандитам. За тяжкие последствия разгула стихии и пришлось держать ответ мурманским синоптикам.

«Полярная правда». 1936 г. 3 июня.
«Полярная правда». 1936 г. 3 июня.

«По существующим инструкциям Бюро погоды, - указывал Салоимский, - сигналы поднимаются за 10-12 часов до начала усиления ветра и при угрозе немедленного резкого усиления ветра с поднятием сигналов добавляется «шторм в ближайшие часы»… Нами привлечено к ответственности… 3 человека… В отношении… ареста Яковлева имеем санкцию областного прокурора т. Польгова… Степанова нами не арестована, взята подписка о невыезде. Как Яковлев, так и Степанова нами отстранены постановлением от должности».

Оказался под следствием и Кульков. Отдельное обвинение предъявили портовому надзирателю Бокину, работавшему в Териберке и задержавшему передачу на суда телеграммы о надвигающемся шторме. Впоследствии его приговорили к пяти годам тюрьмы.

Дальнейшее расследование выявило причастность Яковлева к несвоевременному предупреждению судов о шторме июня 1935-го, также повлекшем человеческие жертвы. Всплыли и «неудобные» детали биографии обвиняемых, которые в условиях нарастающих репрессий грозили обернуться отягчающими обстоятельствами.

Халатность или политика?
«Яковлев с 1931 по 1933 год работал в Харьковском гидрометеорологическом комитете, был связан служебными отношениями с руководителем данного комитета Касьяненко Иваном Ивановичем, который, по показаниям Яковлева, является идеологом контрреволюционной вредительской националистической группировки, существовавшей в гидромет. комитете гор. Харькова, - докладывали 24 апреля 1936 года руководители Мурманского округа Абрам Абрамов и Петр Горбунов Секретарю ЦК и Ленинградского обкома партии Андрею Жданову и наркому пищевой промышленности Анастасу Микояну. - Данная контрреволюционная группировка вела подрывную работу в гидрометслужбе УССР…

Степанова на следствии скрыла то, что она происходит из семьи торговца, отец которой с 1900 по 1918 г. имел в Ленинграде столовую с применением рабочей силы. Свое социальное положение Степанова точно так же скрывала и в официальных служебных документах».

В общем, халатность «легким движением руки» могла превратиться в намеренное вредительство, а дело о профессиональной некомпетентности - в громкий политический процесс. Однако в конечном счете от политической части обвинений следствие предпочло отказаться.

27 апреля 1936 года «Полярная правда» известила читателей о том, что «вскрыта безответственная, преступная система в работе мурманского бюро погоды… Следствие закончено, и виновники на днях предстанут перед пролетарским судом».

Обвиняли синоптиков по статье 59-й Уголовного кодекса, предусматривавшей наказание за особо опасные преступления против порядка управления. Пункт 3-в этой статьи, вмененный подсудимым, предусматривал наказание до 10 лет лишения свободы, а в особых случаях - расстрел с конфискацией имущества.

Выездная сессия водно-транспортного суда начала работу в Мурманске 1 июня. Руководил процессом председатель водно-транспортного суда Шагалов. На стороне обвинения выступал прокурор Балтийского морского и Северо-Западного речного бассейнов Григорьев. На скамье подсудимых находились три метеоролога: Яковлев, Кульков и Степанова. Слушания по делу заняли три дня.

Учились на ошибках
«Основным виновником гибели рыбаков был старший синоптик бюро погоды, научный работник, исполнявший обязанности начальника сектора прогнозов, Б. А. Яковлев, - поясняла «Полярка». - По его вине предупреждение об урагане было сделано не за несколько часов, а в момент, когда шторм уже разразился над Мурманском, быстро передвигаясь к морю». Яковлева в итоге приговорили к 6 годам заключения без поражения в правах.

«Преступную халатность и нарушение трудовой дисциплины, - информировала «Полярная правда», - допустил и поддежурный синоптик Кульков, не составивший за время своего дежурства промежуточных карт, что повлияло на точность предварительного прогноза». Кулькова осудили «к исправительно-трудовым работам на один год по месту работы условно с исправительным сроком на два года».

Степанову обвиняли в том, что она, «зная об угрозе надвигающегося шторма, не заменив ранее вывешенный сигнал №№ 9, 16 на сигнал шторма № 1, около 2 часов ночи пошла спать». Однако суд счел ее халатность недоказанной и подсудимую оправдал.

Так закончилось дело мурманских синоптиков. Не будучи специалистом в юриспруденции, не берусь судить, насколько грамотно и квалифицированно его вели, насколько обоснованным было в данном случае привлечение метеорологов к ответственности. Но в одном я уверен. Разгул стихии дал мощный толчок развитию организаций, связанных с предупреждением и предотвращением природных катаклизмов. В том числе и метеослужбе.

Так случалось и раньше. После шторма января 1932-го был поднят вопрос об устройстве в Мурманске бюро погоды, которое и создали в декабре того же года. Буря июня 1935-го вызвала масштабную проверку и реорганизацию всей системы метеонаблюдения Мурманского округа.

Ураган апреля 1936-го привел к появлению постановлений окрисполкома от 28 апреля и 2 июля, в значительной степени посвященных совершенствованию работы заполярных метеорологов. Жаль только, что учиться, в соответствии с пословицей, приходилось на ошибках. Оплаченных, увы, десятками жизней.
dimas_p
 
Сообщения: 111
Зарегистрирован: 07 Ноябрь 2014 08:15
Откуда: Кола

Аварии РТ СТТ при шторме 30 января 1932 г. в Мурманске

Сообщение ББК-10 » 21 Январь 2021 10:56

Продолжение публикации обвинительного заключения:

Полярная Правда, 1932, №58, 9 марта

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0006.jpg
На РТ-"Акула" в момент шторма был капитан Калинин и ст. штурман Стерлигов (вахтенный) о надвигающемся шторме знали оба. Швартован РТ был достаточно, но капитан и ст. штурман не приняли достаточных мер, чтобы рядом стоящие РТ дополнительно швартовались к берегу. Силой ветра на РТ оборвало 2 кормовых конца, судно начало разворачиваться лагом к ветру, лопнул шпринг и РТ "Акула" нанесло на РТ-43 "Рыбец" и РТ-48 "Севгосрыбтрест", в результате чего на "Акуле" получились вмятины фальшборта, лопнул носовой конец и РТ "Акула" нанесло на РТ-"Микоян" и РТ-21 "Тралмейстер" (л. д. 4-17)

На РТ-49 "Скумбрия" в момент шторма капитан Воейков был на судне и спал, о надвигающемся шторме ему также же сообщили. Ст. штурман Пунченок и 2-й штурман Едемский вахтенный о надвигающемся шторме знали, швартовые не были закреплены на берег, швартовка была недостаточная, вахтенный штурман Едемский в момент шторма спал. Сильным ветром РТ "Скумбрия" оторвало и нанесло на РТ-52 "Сом" и РТ-14 "Сталин", причинив им ряд повреждений (л. д. 61—79).

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0007.jpg
Что же касается других РТ, коих оторвало от причалов, как-то:
РТ-52 "Сом", РТ-27 "Окунь", РТ-42 "Пинагор", РТ-14 "Сталин", РТ-30 "Лучинский" и э/с "Персей", то аварийная комиссия нашла, что крепления на них были достаточные, а оторвались они от навала на них сорвавшихся траулеров, а именно: РТ "Окунь" оторвался, благодаря навала на него РТ-17 "Ким", РТ-11 "Ваер", РТ-2 "Ерш" (л. д. 28-38).
На РТ-42 "Пинагор" навалился на РТ-52 "Сом" (л. д. 120-128), на РТ-14 "Сталин", РТ-30 "Лучинский", и т. д. (л. д. 50-63).
Кроме указанных судов с причалов были сорваны РТ-11 "Ваер" и РТ-45 "Двина", которые находятся в море и аварийная комиссия их дела не рассматривала.

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0008.jpg
Остальные суда, как-то: РТ-13 "Микоян" (л. д. 99-119), РТ-21 "Тралмейстер" (л. д. 138-147), РТ-24 "Щука" (л. д. 18, 27), РТ-48 "Севгосрыбтрест" (л. д. 39-49), РТ-43 "Рыбец" (л. д. 170-171), РТ-25 "Сайда" (л. д. 172-175), РТ-53 "Осетр" (л. д. 176-179), РТ-5 "Краб" (л. д. 187-192), РТ-8 "Сельдь" (л. д. 195-99), утильзавод, (л. д. 200-203) и м/с "Госторг" (л. д. 204-208), удержались у причалов, т. к. они были достаточно хорошо швартованы и получили повреждения от навала на них оторванных судов.
РТ-4 "Навага", РТ-58 "Спартак", РТ-41 "М. Горький" и РТ-19 "Коминтерн" никаких повреждений не имеют (л. д. 129—133).
Назначенная для выяснения убытков, причиненных штормом, комиссия установила таковые ориентировочно на сумму в 70 000 руб. (л. д 229-236—24?), и парусных и моторных судов Мургосрыбтреста в сумме 29 275 руб. (л. д. 343 -371), а всего ориентировочно 99 275 рублей, не считая убытков от простоя их на время предстоящего ремонта.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8877
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аварии РТ СТТ при шторме 30 января 1932 г. в Мурманске

Сообщение ББК-10 » 22 Январь 2021 19:15

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0009.jpg
III

29 января в 15 часов капитан порта Бондырев сообщил по телефону на тралбазу Севтралтреста заместителю капитана базы Богданову о низком падении барометра и что не лишена возможность шторма, необходимо принять меры безопасности стоянки судов и если можно, то развести суда на якоря (л. д. 337). Богданов, получив такое сообщение, отдал распоряжение дежурному по базе капитану Ястребову, сообщить под расписку на все РТ о надвигающемся шторме, дать дополнительные швартовые и проследить за исполнением. Такое их распоряжение Богданов отдал Ястребову еще и до получения извещения из порта, т. к. т. Богданов, будучи на некоторых РТ, сам заметил, что барометр понижается. Спустя некоторое время Богданов спросил у Ястребова, уведомил ли он суда о шторме и получил ответ, что еще нет. Богданов еще раз повторил свое приказание. Из показаний Ястребова видно, что Богданов отдавал такое распоряжение только один раз (л. д. 324), после чего он, Богданов, ушел домой обедать, а Ястребов послал дежурного матроса на все РТ объявить под расписку о надвигающемся шторме и подаче дополнительных швартовых, что и было дежурным матросом выполнено (л. д 312, 324, 387).

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0010.jpg
Около 21 часа Богданов пришел на тралбазу, прошел по причальной линии и осмотрел швартовые РТ первых рядов. Крепления их были удовлетворительные, РТ стоящие у бортов также дополнительно швартовались, но насколько хорошо он сказать не может, на рейд РТ поставлены не были. Придя в контору. Богданов сказал Ястребову, чтобы он пошел проверить как РТ швартовалась и если дальним судам не хватит швартовых концов до причала, то чтобы они взяли ваера и закрепились. Примерно через час пришел Ястребов и сказал, что стоящие на пятом причале РТ накренились ваерами, а стоящие на 3-м и 4-м причале РТ берут ваера и крепятся, а как они закрепились, он не знает (л. д. 312).
Несмотря на то, что Богданов знал о надвигающемся шторме, он после 23 часов ушел домой, заявив Ястребову, что если поднимется ветер, то позвонить ему на квартиру и на квартиру капитана базы Лощинину. Сам же он Лощинина и других лиц из руководящего состава о надвигающемся шторме в известность не поставил, хотя и мог это сделать (л. д. 315).

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0011.jpg
Примерно в 23 ч. капитан порта Бондырев позвонил по телефону на тралбазу Лощинину, в рубку и сообщил ему о низком падении барометра, спросил у него приняты ли какие либо меры предупреждения и получил ответ, что меры приняты и даже объявлено судам, находящимся в море (л. д. 237).
Допрошенный Лощинин заявил, что он о надвигающемся шторме не знал и его никто об этом в известность не поставил. На тралбазе же своего барометра или других приборов показывающих атмосферные влияния он не имел, сведений же станции "ТИМИ" не принимал, т. к. с 18 часов станция Севтралтреста принимает сводки о ходе промысла.
Когда капитан порта сообщил Богданову о предстоящем шторме, то он, Лощинин в этот момент был на совещании у зам. управляющего Барковского, а потом пошел в театр о чем он поставил в известность Барковского. Идя из театра в 1 час ночи было тихо (л. д. 284—286). Дежурный же капитан Ястребов заверяет, что Лощинин о предстоящем шторме знал, ибо он в тот момент, когда Богданов отдавал распоряжения по предстоящему шторму, находился в конторе (л. д. 335).

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0012.jpg
30 января около 4 часов утра подул сильный ветер 11-12 баллов, дежурный капитан Ястребов, стал звонить по телефону Богданову, но телефон не работал, т. к. провода была сорваны. Пришлось ему итти в дежурную будку и оттуда сообщил Богданову, что некоторые РТ сорвало с причалов. Богданов, придя на тралбазу, увидел, что у пятого и четвертого причалов все РТ стоят на месте, у 8-го причала встретил Ястребова, который ходил по пристани, не делая никаких распоряжений, здесь же узнав у Ястребова, что Лощинин не поставлен в известность велел уведомить немедленно последнего. Спросив у Ястребова, как обстоят дела на втором, третьем к четвертом причалах, получил ответ, что все в порядке и только на третьем причале нет РТ-45 "Двины", тогда как на самом деле на восьмом и девятом причалах бился об угол РТ-1 "Акула", а у десятого и одиннадцатого причалов бились друг о друга РТ, ранее стоящие у первых причалов (л. д. 312).

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0013.jpg
Ястребов позвонил Лощинину, который вскоре же и прибыл на тралбазу, когда Лощинин спросил у Ястребова сколько оторвалось РТ, то Ястребов ответил, что два РТ-49 "Скумбрия" и РТ-17 "КИМ", в действительности же Лощинин обнаружил оторванных РТ гораздо больше, а именно: РТ-17 "Ким" коего прибило к быв. военной пристани, РТ-11 "Ваер", РТ-2 "Ерш", РТ-45 "Двина", РТ-27 "Окунь", РТ-30 "Лучинский", РТ-42 "Пинагор", которых отнесло за военную пристань на мель, а РТ-49 "Скумбрия", РТ-52 "Сом" прибило к десятому причалу, РТ-1 "Акула" бился об угол между восьмым и одиннадцатым причалами, а РТ-14 и РТ-53 "Осетр" сорвало с места, отнеся их назад на полкорпуса. Установив какие РТ оторваны, Лощинин вызвал по телефону начальника производственного управления Котовича и начальника техуправления Барковского, которые прибыли на место аварии и судам была оказана соответствующая помощь. (л. д. 284-286).

IV

В предъявленном обвинении капитан базы Лощинин В. Г. виновным себя не признал, заявив, что капитан базы является лишь толкачем выпол-
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8877
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аварии РТ СТТ при шторме 30 января 1932 г. в Мурманске

Сообщение ББК-10 » 23 Январь 2021 19:20

Продолжение публикации обвинительного заключения:

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0014.jpg
нения работ конторами СТТ, что о нарушениях морских правил по постановке судов он почти ежедневно докладывает правлению треста Котовичу, Боганову и Барковскому но они никаких мер не принимали, он же Лощинин сам сделать ничего не мог. Кроме того каждый капитан РТ должен сам отвечать за соблюдение правил мореплавания и они обязаны были принять все меры предупреждения от могущих быть аварий (л. д. 300-302 и 311).
Зам. капитана базы Богданов В. И. имеющий диплом штурмана малого плавания и имея большой опыт судовождения, виновным себя признал в том, что не поставил в известность о надвигающемся шторме капитана базы Лощинина и других вышестоящих должностных лиц. Вывести же суда на рейд он не мог, так как они были связаны друг с другом паром. Уходя домой, он предупредил дежурного капитана Ястребова и предложил ему проследить за швартовыми, когда поднимется ветер (л. д. 315, 317, 322).
Дежурный капитан Ястребов А. И., имеющий диплом капитана малого плавания, большой опыт судовождения, виновным себя не признал, пояснив, что он все распоряжения начальства выполнил и принял все меры к безопасной стоянке судов, обошел почти половину флота и проверил швартовые, а когда оторвало несколько РТ, то он позвонил Богданову, Лощинина же в суматохе позабыл известить (л. д. 330-335).

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0015.jpg
Ст. штурман РТ-49 "Скумбрия" ПУНЧЕНОК А. Е. виновным себе признал в том, что он зная о надвигающемся сильном шторме, не дал на берег дополнительные швартовые, а ограничился подачей таковых только на рядом стоявшие РТ и это по одному швартову с кормы и с носа. Капитана в известность он хотел поставить и стучался к нему в каюту, но не получил ответа, предположил, что капитан ушел на берег (л. д. 398-404).
Второй штурман РТ-49 "Скумбрия", ЕДЕМСКИЙ С. Е., будучи вахтенным во время шторма, виновным себя признал в том, что не принял мер к безопасной стоянке РТ на причале, что не доложил капитану о шторме, в том, что он спал во время вахты, но к этому привела его неопытность в морской службе (л. д. 401, 406).
Капитан РТ-1 "Акула", КАЛИНИН Л. А. виновным себя не признал, так как принял все меры на своем РТ и его судно было прикреплено достаточно, а что рядом стоящие РТ дополнительно не швартовались, в этом виноват их комсостав (л. д. 409, 414).

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0016.jpg
Ст. штурман РТ-1 "АКУЛА", СТЕРЛИГОВ Г. П., который в момент шторма являлся вахтенным штурманом, виновным себя признал в том, что не настоял, чтобы рядом стоящие РТ подали швартовые на берег. Свое же судно было закреплено достаточно, что признала и аварийная комиссия (л. д. 411, 416).
Ст. штурман РТ-2 "Ерш" РЯЗАНЦЕВ С. С. виновным себя признал в том, что он не поставил в известность капитана о надвигающемся шторме. Что же касается заносов концов на берег, то этого сделать нельзя, так как до берега было 50—60 метров, а толстый стальной ваер на такое расстояние без лебедки оттянуть нельзя, лебедка же не работала вследствие ее неисправности (л. д. 419, 424).
2-й штурман РТ-2 "Ерш" Маевский В. М., который в момент шторма являлся вахтенным штурманом виновным себя не признал, заявив, что добавочные швартовые на берег

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0017.jpg
завести нельзя было, т. к. они стояли четвертым судном от берега. Капитан вызван не был потому, что по уставу морской службы ст. штурман в отсутствие капитана пользуется его правами, а последний на судне был и о шторме знал (л. д. 421, 426).

На основании вышеизложенного:

1) Богданов Василий Иванович рождения 1883 года, по социальному происхождению из крестьян гор. Кемь окончил мореходное училище и имеет диплом штурмана малого плавания, женат, беспартийный, ранее не судился, обвиняется в том, что являясь заместителем капитана тралбазы Севтралтреста, имеющий диплом штурмана малого плавания и имея большой опыт судовождения, с 1908 г. получив сообщение из порта 29 января 1932 года, что ожидается сильный шторм, не поставил в известность капитана базы и других вышестоящих должностных лиц и не принял надлежащих мер к безопасной стоянке РТ на причалах, а успокоился лишь тем, что отдал распоряжение дежурному капитану уведомить все РТ о надвигающемся шторме и дать дополнительные швартовые, после чего не проверил, как, насколько выполнено его распоряжение — ушел домой, что носит явно злостный характер нарушения трудовой дисциплины, в результате чего сильным ветром в 11-12 баллов стоящие на причале РТ были оторваны и снесены на мель, получив значительные повреждения, каковые исчисляются ориентировочно более 100 000 рублей, не считая убытков от простоя последующего ремонта, чем совершил преступное деяние, предусмотренное ст. 59-3п. "в" ч. II УК.

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0018.jpg
2) Ястребов Андрей Иванович рождения 1876 года, из крестьян Марийской Автономной области, Юрьинского кантона, село Пайвусово, окончил мореходное училище, имеет диплом капитана малого плавания, женат, имеет 5 человек детей в возрасте от 6 до 23 лет, беспартийный, не судился, находится под следствием по делу гибели РТ "Косатка" обвиняется в том, что он будучи дежурным капитаном на тралбазе СТТ с 10 часов утра 29 января до 10 часов утра 30 января, получил распоряжение от капитана базы известить все РТ о надвигающемся сильном шторме и о необходимости подачи дополнительных швартовых, выполнил это только при вторичном приказании, за выполнением не проследил, со своей стороны никаких указаний вахтенным штурманам, своевременно в известность о надвигающемся шторме, капитана базы не поставил, что носит явно злостный характер нарушения трудовой дисциплины, а в результате чего многие РТ были сорваны с причалов и сели на мель, получив значительные повреждения, которые ориентировочно исчисляются более 100. 000 рублей, кроме простоя РТ в ремонтах.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8877
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аварии РТ СТТ при шторме 30 января 1932 г. в Мурманске

Сообщение ББК-10 » 24 Январь 2021 15:11

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0019.jpg
3). Лощинин Василий Григорьевич рождения 1903 года, из крестьян Нижне-Волжского края, Новоузенского района, село Александров — Рай, образования низшего, холост, член ВКП(б) с 1926, п/б. № 0443944 не судился — обвиняется в том, что он являясь капитаном тралбазы СТТ и имея в своем распоряжении большой рыболовно-траулерный флот, не озаботился приобретением для базы соответствующих приборов, показывающих атмосферные изменения, не

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0020.jpg
принимал сообщений станции ТИМИ о предстоящей погоде и знал от капитана торгпорта Бондырева о предстоящем шторме, не принял мер к надлежащему построению и закреплению траулеров, ушел в театр, в результате чего находящиеся РТ в ночь с 29 на 30 января 1932 года штормом оторвало от причалов несколько траулеров, которые получили значительные повреждения, исчисленные ориентировочно более 100 000 рублей, не считая простоя время их ремонта, чем совершил преступное деяние, предусмотренное ст. 59—3 п. "в" ч. I УК.

4). Калинин Леонтий Артемьевич родился 1910 года, сын служащего, уроженец гор. Ленинграда, окончил Ленинградский морской техникум, холост, беспартийный, не судился.

5). Стерлигов Георгий Петрович родился 1888 года, из дворян гор. Кронштадта, окончил Ленинградское морское училище до революции, быв. лейтенант флота, беспартийный, не судился, — обвиняется в том, что первый будучи капитаном, а второй ст. штурманом и являясь вахтенным штурманом на РТ-1 "Акула", зная о надвигающемся шторме, не настояли на надлежащем закреплении соседних РТ на причале, зная, что слабое закрепление их может причинить повреждение вверенному им траулеру "Акула", в результате чего последний был сорван навалившимся на него РТ-27 и 49, отнесен на угол 8 и 9 причалов, где РТ "Акула" получил повреждение, ориентировочно на сумму 5 376 рубл., не считая простоя в ремонте чем совершили преступное деяние, предусмотренное ст. 59 — 3.

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0021.jpg
6). Пунченок Александр Ефимович родился 1909 года, из крестьян гор. Новый Петергоф, Ленинградской области, окончил Морской техникум, женат, беспартийный, не судился.

7). Едемский Сергей Евгеньевич родился 1911 года, из крестьян Северного края, Шенкурского района, Спасско-Марийского сельсовета, дер. Гребеневская, окончил Архангельский Морской техникум, женат, член ВЛКСМ с 1928 года, билет № 13226, не судился, — обвиняется в том, что первый будучи ст. штурманом а второй вторым штурманом на РТ-49 "Скумбрия", будучи своевременно предупреждены о надвигающемся сильном шторме, не приняли надлежащих мер к безопасной стоянке РТ на причале путем подачи на берег дополнительных швартовых и не поставили в известность капитана, который был здесь же на РТ, о предстоящем шторме, кроме того вахтенный штурман Едемский, когда поднялся шторм — лег спать, в результа-

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0022.jpg
те чего РТ-49 "Скумбрия" был сорван с концов и нанесен на РТ-52 "Сом" и РТ-14 "Сталин", причинив как им, так и себе повреждения ориентировочно выражающиеся в 8 956 р. кроме простоя за время последующего ремонта, чем совершили преступное деяние предусмотренное ст. 59-3 п. "в" ч. I УК.

_8). Рязанцев Степан Семенович рождения 1909 года, сын служащего Пензенской губернии, Саранского уезда, Большевыясской волости, дер. Александрия, окончил Одесский морской техникум, женат, член ВЛКСМ с 1924 года, билет № 38308, не судился.

9). Маевский Виталий Михайлович, рождения 1905 года, сын служащего гор. Ленинграда, окончил Одесский морской техникум, женат, беспартийный, не судился. — Обвиняются в том, что первый будучи ст. штурманом, а второй — вторым штурманом на РТ "Ерш", зная о предстоящем сильном шторме, не доложили об этом капитану и сами не приняли надлежащих мер к безопасной стоянке РТ на причале, не подав на берег дополнительных швартовых, а закрепились лишь к рядом стоящим РТ-11 "Ваер", вследствие чего сильным ветром в 11-12 баллов, РТ-2 "Ерш" совместно с другими РТ 30 января 32 года оторвало от причала и отнесен на мель, получив повреждения на сумму 303 рубля сам и причинив повреждения другим РТ на сумму в 6 399 рублей, не считая убытков от простоя в последующем ремонте, чем совершили преступное деяние, предусмотренное ст. 59-3 п. "в" ч. I УК.

 Полярная Правда, 1932, №058, 9 марта ОБВИН-ЗАКЛ январская авария - 0023.jpg
А посему обвиняемые Богданов, Ястребов, Лощинин, Калинин, Стерлигов, Пунченок, Едемский, Рязанцев и Маевский подлежат суду Мурокрсуда. Настоящее обвинительное заключение совместно с делом на основании ст. 204 УПК подлежит направлению прокурору Мурманского округа на распоряжение.
Обвинительное заключение утверждено прокурором.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8877
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аварии РТ СТТ при шторме 30 января 1932 г. в Мурманске

Сообщение ББК-10 » 24 Январь 2021 16:22

Полярная Правда, 1932, №60, 11 марта

 Полярная Правда, 1932, №060, 11 марта суд январская авария.jpg
Рабочие мехмастерских, горняки Хибиногорска, грузчики торгпорта
возмущены преступным поведением работников тралфлота
требуют от Советского суда сокрушительного удара по виновникам аварий

 Полярная Правда, 1932, №060, 11 марта январская авария суд 1-й день.jpg
В последнюю минуту.

Начался суд над виновниками
январской аварии

Вчера в 11 ч. окружной суд приступил к разбору дела виновников аварий траулеров на базе 30 января.
На скамье подсудимых: Богданов, Ястребов, Лощинин, Калинин, Стерлигов, Пунченок, Едемский, Рязанцев, Маевский. После установления личности подсудимых, суд заслушал ходатайства подсудимых. Пунченок обратился с просьбой к суду вызвать четыре новых свидетеля и затребовать от СТТ точный план расположения судов в момент шторма. С такой же просьбой о вызове дополнительных свидетелей обратился к суду Маевский.
Суд удовлетворил просьбу Пунченка и Маевского.
По окончании обвинительного заключения подсудимые были опрошены: признают ли они себя виновными?
Богданов заявил, что признает себя виновным только в том, что не оповестил другие тральщики о надвигающемся шторме.
Ястребов, Лощинин и остальные не признали себя виновными, за исключением Стерлигова, который заявил, что виноват, что не предупредил другие тральщики о хорошем креплении.
На этом судебное заседание закрывается.
Продолжение заседания сегодня в 18 часов в клубе ОГПУ.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8877
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аварии РТ СТТ при шторме 30 января 1932 г. в Мурманске

Сообщение ББК-10 » 26 Январь 2021 14:01

Полярная Правда, 1932, №61, 12 марта

 Полярная Правда, 1932, №061, 12 марта суд 2-й день.jpg
Вредительство и злостное нарушение труддисциплины
причины январьской аварии траулеров

ВТОРОЙ ДЕНЬ СУДА

Второе заседание суда началось выступлением государственного обвинителя товарища Григорьева с просьбой выслушать показания подсудимых в следующем порядке: Лощинин, Богданов, Ястребов и дальше по списку обвинительного заключения.
Суд удовлетворяет просьбу тов. Григорьева.

Показания Лощинина В. Г.

Во время шторма я не был на тралбазе. По сведениям которые я получил на второй день, на базе была такая картина.
29 января, перед окончанием занятий, мой заместитель Богданов получил извещение о шторме от торгпорта. В порту стояло 35 крупных судов, и много парусников и моторных ботов.
О надвигающееся шторма я не знал. 30 января около 5 ч. утра мне сообщили по телефону о шторме в заливе и об аварии РТ-49 "Скумбрия".
На базе я получил сообщение Ястребова, что оторвались РТ-49 и РТ-17, а остальные стоят в порядке. На пристани был и Богданов, который принимал меры к спасению судов.
При личной проверке я увидел, что оторвалось не два а несколько судов. Об аварии я не мог сразу же сообщить Котовичу Барковскому, были оборваны телефоны. К ним был послан дежурный матрос.
На "Голландии" я осмотрел все суда на заливе. После этого была отданы распоряжения о подготовке к снятию с мели. Но приступать к работе сразу было нельзя, не позволяла малая вода.
На двух буксирах была поставлены старшими по спасению опытные моряки Богданов и Леонтьев. Кроме того, при вмешательстве ОГПУ, удалось получить еще два буксира у торгового порта, реальной помощи от которых утром траулеры не получили.
В первую воду сняли с мели 3 траулера, в ночную полную воду сняли остальные.
О мерах предупреждения аварии, я тоже выяснил на второй день. После получения извещения от торгового порта Богданов дал распоряжение дежурному капитану предложить всем траулерам дать дополнительные швартовые Эго распоряжение дежурный капитан Ястребов передал траулерам под расписку, но лично не проверял выполнение этого приказа.
* * *
На вопросы суда Лощинин — не признал себя виновным в авариях 30 января.
— Решительно опровергает, что капитан порта Бондырев предупреждал его о шторме.
— О причалах, говорит Лощинин, я много раз докладывал Котовичу, Боганову и Берковскому.
— Категорически возражал против назначения Ястребова, как находящегося под следствием по делу об аварии РТ-3 "Касатка", но отдел кадров все таки назначил его дежурным капитаном базы.
* * *
Прокурор: Было ли известно вам, как капитану базы, состояние погоды и не считали ли вы нужным изменить часы приема сводок, что бы принимать сведения о погоде станции Тимме?.
Лощинин: Мне нужно было знать состояние погоды, но приема станции Тимме я не добивался.
Прокурор: Почему траулеры была пришвартованы не по морским правилам?
Лощинин: Мала причальная линия. База имеет всего 11 причалов, из них шесть вполне оборудованных, 2 оборудованных наполовину, три — почти совершенно не оборудованы.
Прокурор: Неужели нельзя было применить дополнительные средства для спасения траулеров, в частности, отвести часть их на рейд?
Лощинин. Развести пары на РТ не хватило бы времени, чтобы можно было выводить суда на рейд.
Далее Лощинин вскрывает перед судом безответственную систему контроля над траулерами которая существовала до самого последнего времени в Севтралтресте
— До аварии РТ-23 "Макрель" никакого аппарата по контролю судовождения не существовало. Я неоднократно добивался организации такого контроля. И только после массовых, аварий — 4 января трест утвердил должность морского инспектора при капитане флота.
Не только целые участки флота оставались без наблюдения, в Севтралтресте вообще полная неразбериха в командованием флотом.
Капитан базы был с обязанностями, но без прав, как метко определил прокурор Григорьев. Только в конце февраля создаю самостоятельное управление капитана флота, аналогичное капитанским управлениям торговых портов.
Но неслаженная система управления флотом, ни в какой степени не оправдывает Лощинина. Личная халатность, расхлябанность в аппарате, отсутствие постоянного контроля за креплением РТ, все это обвиняет его с неопровержимой очевидностью.

Показания Богданова В. И.

Ястребов объявил всем капитанам приказ дать на берег дополнительные швартовы согласно моего распоряжения.
После моего распоряжения об этом, в 6-м часу — позвонил капитан порта т. Бондырев сообщил о низком падении барометра.
Дальше Богданов подробно рассказывает о самой аварии и мерах, которые принимались им по спасению траулеров.
— Я очень часто докладывал Лощинину о том что так держать суда нельзя. Последний однажды в моем присутствии докладывал об этом же Котовичу.
Прокурор т. Григорьев напоминает Богданову о расстрелянном вредителе Кротове быв. управляющем Мурманской промконторой. Выяснив их личную связь прокурор переходит к следующем вопросам:
ПРОКУРОР: Есть ли в траловом флоте последователи вредителей Кротова и Щербакова?
БОГДАНОВ: — Есть.
ПРОКУРОР: — Знали ли вы о существовании группы приверженцев вредителей?
БОГДАНОВ: — Предполагал.
ПРОКУРОР: Доводили ли до сведения властей о существовании во флоте вредительской группы.
БОГДАНОВ: — Нет. В этом я покаялся.
ПРОКУРОР: — В чем корень злостного подрыва рыбной промышленности в Мурманске?
БОГДАНОВ: В нежелании части капитанов добросовестно работать
ПРОКУРОР: Но в руки части капитанов — вредителей попадала наша смена представители которой сидят на скамье подсудимых. Почему вы не сообщали о вредителях властям?
БОГДАНОВ: — я покаялся.
ПРОКУРОР: — значит аварии есть результат нарушения трудовой дисциплины, результат кротовщины?
БОГДАНОВ: — Да.
* * *
На этом заседание суда закрылось. Дальнейшее слушание дела начнется сегодня в 12 ч.
дня с продолжения допроса подсудимого Богданова.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8877
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аварии РТ СТТ при шторме 30 января 1932 г. в Мурманске

Сообщение ББК-10 » 26 Январь 2021 19:25

Полярная Правда, 1932, №62, 14 марта

 Полярная Правда, 1932, №062, 14 марта Макаров об аварии РТ.jpg
Начальник Мурторгпорта тов. МАКАРОВ

Приговор суда должен решительно ударить по расхлябанности и разгильдяйству

Авария судов Севтралтреста, имевшая место 30 января с. г. вывела из строя столь большое число тральщиков исключительно
по вине администрации и комсостава флота СТТ.
Существовавшая на траловой базе диспропорция между количеством причалов и числом судов тралового флота вынуждало тральщики крепиться у причалов не выполняя существующих морских правил. Это обязывало как береговой надзор СТТ, так и комсостав судов быть особо осторожными к расстановке и принятию мер безопасности судов. Слабость надзора, отсутствие инструктажа и пробных тревог привели к расхлябанности труддисциплины на базе СТТ. Относительно благоприятные условия погоды истекших лет усыпили бдительность. Капитаны судов, при стоянках на базе, совершенно, повидимому, не заботились о мерах безопасности, а капитан базы не имел в дежурке даже барометра и считал лишним следить за предсказаниями погоды.
Благодаря своевременно принятым капитаном порта т. Бондыревым мерам в торговом порту шторм не причинил вреда
ни одному судну, стоящему у причалов и на рейде, ни нашим ни иностранным. Капитан порта своевременно известил траловую базу об ожидаемом шторме, однако, там к этому отнеслись по бюрократически, ограничившись лишь посылкою матросов по траулерам, те траулеры, которые приняли кое-какие меры, как например траулеры №№ 6, 5, 24, 58, 26, 41, 43, 48, 19, 25 и другие не были сорваны штормом, но другие за №№ 17, 11, 2, 45, 52, 1, 27, 49 преступно забыли о своих обязанностях и погубили не только свои суда но и другие, на которые их нанесло ветром.
Аварийная комиссия в своих актах подробно отметила вину каждого в отдельности командира судна и береговой администрации. Приговор Окрсуда несомненно будет самый решительный, т. к. в рядах флота недолжно быть расхлябанности и разгильдяйства.
Севтралтрест должен безотлагательно форсировать развитие причальной линии траловой базы, учесть и устранить все неполадки вскрытие происшедшей аварии.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8877
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Аварии РТ СТТ при шторме 30 января 1932 г. в Мурманске

Сообщение ББК-10 » 26 Январь 2021 19:29

Полярная Правда, 1932, №62, 14 марта

 Полярная Правда, 1932, №062, 14 марта Бондырев об аварии РТ.jpg
Капитан Мурторгпорта т. БОНДЫРЕВ

Положить предел халатности

Приговор суда по делу РТ "КАСАТКА" встречен моряками Мурманска с полным удовлетворением. Окрсуд с полной решительностью осудил виновных в разгильдяйстве и неисполнении своих прямых обязанностей по судовождению.
Ответственность за судно и команду не должна быть забываема ни на минуту. Попытки виновных прикрыться за спину других и ссылки на полученное приказание итти к Новой Земле при отсутствии карт на тральщике, не давали права капитану и вахтенному штурману забывать о мерах безопасности, которые они по своей халатности не приняли.
Как дело "КАСАТКИ", так и разбираемое в настоящее время дело по аварии судов на траловой базе СТТ, показали что в траловом флоте отсутствовала должная труддисциплина. На недостаточно внимательную комплектацию судового состава Управление Порта неоднократно указывало СТТ, но все указания встречали решительные возражения, в особенности со стороны капитана базы тов. Лощинина, который также не обратил внимания и на сделанное мною предупреждение о надвигающемся шторме, хотя обязан
был быть, сугубо осторожным, зная что причалов тралбазы недостаточно для правильного размещения судов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 8877
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения