"Отто Шмидт", научно-исследовательский ледокол

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Отто Шмидт", научно-исследовательский ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Октябрь 2008 23:29

«ОТТО ШМИДТ»

Научно-исследовательский ледокол проекта 97Н. Назван в честь 1-го начальника Главсевморпуги, астронома и геофишка, академика Oтто Юльсвича Шмидта (1891-1956). Заложен 27.12.1977 г. на Адмиралтейском судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде (завод №194) по заказу Государстве иного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды. Гл. конструктор проекта Б.А. Оливер (см.). Наблюдение за проектированием н постройкой осуществлялось группой специалистов Арктического и антарктического НИИ. Спущен на воду 27.12.1978 г. Сдан флоту 30.08.1979 г. На торжествах по случаю сдачи ледокола присутствовали все три сына О.Ю. Шмидта. Принадлежал Мурманскому управлению гидрометеослужбы. В сент. 1979 г. перешел из Ленинграда в Мурманск. Флагман советского арктического научно исследовательского фтота.
1-й в СССР ледокол, специально созданный для проведения различных исследований в арктических ледовых морях. 7.09.1979 г. отправился в первый научный рейс в Карское море. С 1980 г. был задействован в исследованиях по программам «Баренцев эксперимент» и «Полярный эксперимент» в труднодоступных районах Северного Ледовитого океана с целью выяснения особенностей физических процессов в системе «океан - лед - атмосфера». В 1981-82 гг., находясь в экспедиционном плавании в Баренцевом, Гренландском и Карском морях, принимал участие в уникальных научных работах по программе «Разрезы», связанных с изучением роли Мирового океана в короткопериодных изменениях климата на Земле и составлением долгосрочных прогнозов погоды. В янв. 1989 г. вышел из Мурманска для патрулирования в районе станции «СП-28», выносимой в Атлантический океан. 25.01.1989 г. принял с а/л «Россия», снявшего станцию, все научное оборудование для продолжения исследований, продвинулся по битому льду на 25 миль от кромки массива и в координатах 78°25' с.ш. и 0°40' в.д. начал дрейф вместе с ледяным массивом. В марте появилась угроза сжатия обломков многолетних льдов и блокирования ледокола. 7.03.1989 г. вышел на чистую воду в точке с координатами 67°04' с.ш. и 24°22' з.д. и взял курс на Мурманск. 11.11.1991 г. вернулся из своего последнего 40-го рейса. Из-за отсутствия денег ремонт, в котором нуждалось судно, не производился и уникальное судно стояло в Мурманске. Затем ледокол был приобретен частной фирмой для последующей сдачи на металлолом. 8.08.1996 г. ледокол своим ходом покинул Мурманск и взял курс на Индию. В местечке Аланг, в 50 км от Бхавнагара, - крупнейшей в мире площадке по разделке предназначенных на слом судов - ледокол был выброшен на обсушку, а российская перегонная команда покинула судно.

Водоизмещение 3700 т, длина 73 м, ширина 18,6 м, высота борта 5,5 м, осадка 6,6 м, мощность силовой установки 5100 л.с, дальность плавания 11000 миль, автономность плавания 55 суток. Оборудовано 14 лабораторий для различных работ по океанологии, гидрохимии, гидрологии, метеорологии. Экипаж 54 чел., научный персонал 30 чел.

Капитаны: Г.Л. Климахин (-1979-) и др.

источник: Покорители льдов. Корабли, капитаны, судьбы. Т. 2. Под ред. доцента А.Л. Демина. Авторы-составители М.В. и П.М. Музалевские -М: РИЦ «Кавалеръ», 2010.


 0_234dc_8ee27bbe_orig.jpeg
«Ледокольное научно-исследовательское судно "Отто Шмидт"» на Яндекс.Фотках

Опубликовал: Макарыч http://more7007.ya.ru/go.xml


Модификация проекта 97:
97Н - ледокольное научно-исследовательское судно "Отто Шмидт"
http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?pid=7036#p7036
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11865
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Отто Шмидт", научно-исследовательский ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Август 2009 17:57

Модель в Музее Арктики и Антарктики
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11865
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Отто Шмидт", научно-исследовательский ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Май 2010 21:16

 196271.jpg
Государственное учреждение «Центральный музей связи имени А. С. Попова».
Оригинал почтовой марки, утвержденный. СССР. 1980. Научно-исследовательский флот СССР. "Отто Шмидт". 10 коп. Автор: Аксамит А.М., Мокроусов И.
http://www.di-imagetel.ru/catalog/list. ... _ID=216995
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11865
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Отто Шмидт", научно-исследовательский ледокол

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Февраль 2011 13:15

© "Вокруг света" №6 (2513) | Июнь 1983
Рубрика «Люди ленинского комсомола»


Арктическая вахта

 005.jpg
Слегка накренившись, судно неподвижно стоит в окружении плотно сомкнувшихся ледяных полей. Стальные тросы уходят с носа и кормы к лапам ледовых якорей, врезавшихся в толстый лед. Спущен трап. Спасательный вельбот яркого оранжевого цвета лежит на льду у самого борта. Вокруг снуют люди, кажущиеся особенно маленькими на фоне высокого черного корпуса судна. Порывистый ветер, приносящий заряды мокрого снега, неустанно гонит на юг всхолмленные белые поля с одиноко замершим среди них судном.

Но это судно не пленник арктических льдов, и нет необходимости спешить ему на помощь. На его борту крупными белыми буквами надпись: «Отто Шмидт». Первый советский научно-исследовательский ледокол. Его пребывание здесь, на севере Баренцева моря, предусмотрено научной программой. Ледокол уже почти неделю стоит на дрейфовой станции, проводя океанографические исследования в этом малоизученном районе моря. А вельбот спущен для того, чтобы удобнее было покрасить борта.

В нескольких десятках метров от судна на льдине оборудован исследовательский полигон. От четырехметровой мачты с приборами на разных высотах кабели тянутся прямо в лабораторию на ледоколе — это установка для автоматической регистрации параметров приледного слоя атмосферы. На этом же полигоне ведутся наблюдения за таянием снега и льда. Взятые пробы исследуются на соленость, прочность, загрязненность, на биологическую заселенность. Чувствительные термодатчики установлены во льду и под водой на разных глубинах. В специально пробуренные лунки опущены самописцы течений.

Наша группа проводит подводные наблюдения. Спуски делаем большей частью со льда. Все это очень напоминает условия дрейфующих станций «Северный полюс», где нам пришлось работать неоднократно. Установленная над лункой палатка еще больше увеличивает сходство. Однако разница есть, и весьма существенная. После спусков мы поднимаемся на ледокол, где в нашем распоряжении лаборатория, средства для спуска под лед прямо с борта судна, отличные каюты и прочие бытовые блага, просто невообразимые на дрейфующих станциях.

Ледокол действительно хорош и необычен. Построен он на Ленинградском Адмиралтейском объединении. Это первый в составе океанографического флота страны ледокол, способный проводить широкие комплексные исследования в морях, покрытых льдом. На нем оборудовано четырнадцать лабораторий. В составе экспедиции тридцать научных работников и пятьдесят членов экипажа.

«Внимание! Внимание! Всем находящимся на льду! — вдруг разнеслось по судовой трансляции. — Со стороны кормы к ледоколу приближается белый медведь!» Опять непрошеный гость. Что-то они зачастили; в некоторые дни приходило до пяти медведей. На крайний случай в распоряжении работающих на льду имеется карабин, но пока до применения его дело не доходило.

Днем, как обычно, мы провели наблюдения подо льдом. Под воду спускались комсомольцы Сергей Шевченко и Вячеслав Третьяк — курсанты 5-го курса Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С. О. Макарова. С ними я познакомился в училище, когда читал лекции о подводных исследованиях в Арктике. К курсантам я приглядывался какое-то время и, только обнаружив в них энтузиастов подводного дела, пригласил пройти практику на «Отто Шмидте». Экипаж на судне был молодым, так что курсанты быстро установили личные контакты с остальными комсомольцами судна.

Сергей и Вячеслав с большой охотой спускались под лед, а мы с Геннадием Кадачиговым с не меньшей охотой делились с ними опытом. Так у нас получился, как говорится, сплав молодости и опыта. Плотно поработав весь день и приготовив снаряжение и приборы для наблюдений на следующий день, мы, усталые, разошлись по своим каютам.

Но спокойно поспать в эту ночь не пришлось. В два часа вахтенные почувствовали — идет зыбь. Видно, где-то далеко на юго-западе, в Норвежском море, был сильный шторм, и ослабленное льдом волнение дошло до нашего района. Постепенно зыбь усиливалась, и льдины начали разламываться. Трещины между обломками то сходились, то расширялись до полутора-двух метров. Ледовые якоря оказались бесполезными в этом скоплении пляшущих на волнах обломков.

Надо было спасать приборы и оборудование полигона. Объявили аврал. На крыле мостика появился капитан ледокола Геннадий Александрович Климахин. Делать надо было все быстро и четко, так как льдины плясали под ногами все сильнее.

Я быстро оделся для спуска под воду — часть приборов у нас подо льдом, и их надо обязательно снять. Спускаюсь через уцелевшую лунку. Быстро нахожу наш полигон на нижней поверхности льда, снимаю контрольные отсчеты и забираю с собой приборы. Все занимает не более десяти минут. Выхожу наверх. Эвакуация полигона завершается. Павел Тимофеевич Морозов — помощник капитана по научной работе — просит и нас быстрее заканчивать. Мы хотели еще сделать спуск в кормовой части, но опоздали — на ледоколе начали проворачивать винты. Возвращаемся на ледокол по широким доскам, брошенным через трещины. Странно видеть, как двухметровый лед, еще недавно казавшийся таким мощным и надежным, вдруг стал игрушкой волн.

Капитан командует с мостика — прекратить всякие работы на льду и подняться всем на борт. Наконец поднимают трап — и ледокол дает ход. Итак, почти на сутки раньше плана прекращены наблюдения, порвано несколько измерительных кабелей, кое-что осталось подо льдом, нарушен ночной отдых. И все-таки приходим к выводу, что на этот раз Арктика была к нам даже милостива...

«Отто Шмидт» идет на юг к кромке льдов. По плану мы должны следовать к северной оконечности Скандинавии с наблюдениями на стандартных разрезах, после чего зайти в норвежский порт Хаммерфест для отдыха и пополнения запасов топлива, воды и продовольствия. Чем ближе к кромке льдов, тем сильнее ощущается качка. Известно, что ледоколы, имеющие округлой формы корпус без развитых килевых частей, очень валки на волне. С этими конструктивными особенностями «Отто Шмидта» мы познакомились еще в 1979 году во время первого рабочего рейса.

...Тогда мы вышли из Мурманска курсом на мыс Желания. Прямо в борт била тяжелая волна осеннего шторма. Ждать мы не могли, и почти четверо суток ледокол беспощадно валяло с борта на борт. Крен достигал 50°. Не все в каютах и лабораториях смогли удержаться на своих местах. Спать приходилось, упираясь руками и ногами в углы койки. Когда наступал час обеда, ледокол сбавлял ход и разворачивался кормой на волну — при таком положении качка была наименьшей.

Сейчас середина лета, и погода улучшается. Идем по средней зыби, останавливаясь время от времени для проведения наблюдений. Подводных работ не ведем. Занимаемся обработкой материалов предыдущих наблюдений, ремонтируем водолазное снаряжение.

Вдали от льдов стало теплее — плюс пять градусов. На горизонте показалась земля. Вышли прямо на скалистый мыс Нордкап. В обрывистых расщелинах затененной северной стороны лежит снег. Приметное место сурового края, знакомое многим морякам, чьи дороги лежат вокруг Скандинавии.

Завтра утром полагаем быть в Хаммёрфесте. Боцман Федор Палеев с матросами используют каждый погожий час, чтобы подкрасить еще что-то, помыть, почистить — ледокол должен иметь приличный вид...

Хаммерфест покинули под вечер. Лоцман сошел с ледокола на небольшой портовый буксир сразу же за защитным молом гавани. Впереди был широкий и глубокий выход в море. Через несколько часов, выйдя из-под защиты островов, «Отто Шмидт» привычно закачался на волне.

Похолодало еще до того, как мы увидели белую кромку. Отдельные льдины, между которыми судно на полном ходу лавировало как опытный слаломист, сменились сплоченными полями. У ледового плавания есть свои ни с чем не сравнимые особенности. Форштевень судна бесконечно ударяется о лед. При столкновениях с толстыми льдинами и особенно с торосами ледокол порой отбрасывает в сторону на несколько метров так резко, что трудно устоять на ногах. При одном из таких ударов у капитана в каюте «спрыгнул» со стола и разбился заварной чайник.

Сейчас идем вперед без остановки. Лишь несколько раз ледокол заклинивало; приходилось отрабатывать машинами назад и, разогнавшись, пробивать встречавшиеся перемычки на стыке ледяных полей.

Очередной спуск под воду мы провели у северной оконечности острова Надежды. Дело было к вечеру. «Отто Шмидт» лег в дрейф на чистой воде в окружении почти двух десятков айсбергов. Некоторые из них сидели на мели. В лучах низкого солнца белые склоны айсбергов казались особенно яркими.

Глубина немногим больше тридцати метров. С кормы спустили на стальном тросе груз — почти до грунта. Этот трос будет служить спусковым концом. Сергей Шевченко и Слава Третьяк помогают нам с Геннадием одеться. Полностью готовые к спуску, мы становимся вместе на кресло-беседку, и нас спускают в воду. Проверяем работу аппаратов, телефонную связь и быстро скользим, держась за трос, вниз. В наушниках раздается голос Славы, спрашивающего о самочувствии и обстановке.

До дна метра три... Попробовали отпустить трос, и нас сразу уносит от него — так силен дрейф ледокола под действием ветра и течения. Держась одной рукой за трос у груза, летим над дном. Попросили еще немного подспустать груз. Теперь дно можно достать рукой. Правда, ничего интересного для наших биологов увидеть не удалось. Несколько мелких звезд, моллюски — вот и все, что мы бросили в сачок. Растительность на дне — редкие кусты. Но листья ламинарий длинные, и сильным течением их прижимает к самому дну. В потоке они извиваются как большие змеи. Иногда груз задевает за неровность на дне, и в воде, уже сзади нас, поднимаются мутные облака.

Через десять минут начали подъем. Всплываем не спеша. Несколько минут побыли под корпусом ледокола на винтах. На кромках стальных винтов вмятины и зазубрины от ударов об обломки льда. По телефону Слава передает, что с подъемом надо поторопиться, так как ледокол дрейфует в направлении одного из айсбергов и надо работать машинами. Мы входим в беседку и вскоре оказываемся на палубе. И тут же корма задрожала от заработавших винтов. Обходя айсберги, «Отто Шмидт» разворачивался курсом на восток.

В течение нескольких суток двигаемся по так называемым «пилообразным разрезам». Это что-то вроде зигзага, только точки поворота умышленно располагаем то во льду, то на чистой воде. Учащенные наблюдения на таких разрезах позволяют более детально изучить водные массы в районе кромки льдов и проследить влияние их таяния. На ходу постоянно ведется регистрация температуры воды и льда. Наши молодые гидрофизики Борис Иванов и Виктор Кириллов без конца бегают с носа на корму: на носовой стреле, выставленной далеко вперед, размещен радиометр, а с кормы у них спущен прямо в кильватерную струю термодатчик.

При остановках во льду проводим подводные наблюдения. Слава и Сергей вполне освоились со снаряжением и работают подо льдом все лучше. Сергей более подвижен, вечно что-нибудь мастерит в лаборатории. Слава спокоен и даже флегматичен. Это последнее качество выручает его при подготовке к спуску, когда мы, упаковывая его почти двухметровую фигуру в гидрокомбинезон, отпускаем соответствующие шутки.

Южнее Земли Франца-Иосифа, вблизи острова Сальм, снова сделали парный спуск до грунта. На этот раз улов был более богатым: звезды разных форм, морские ежи, губки, рак-отшельник... Глубина была большой — метров сорок пять, так как ледокол снесло с небольшой банки. У Кадачигова раздавило стекло головного фонаря. Я был рядом и слышал глухой удар. Стало темно, но все же глаза привыкли к низкой освещенности, и мы смогли взять пробы. Собранные нами донные обитатели были и крупнее и сохраннее, чем случайно попадающие в трал или дночерпатель экземпляры. Гидробиологам, безусловно, необходимо осваивать методы подводных наблюдений.

«Отто Шмидт» продолжал идти на север в разреженных льдах немного восточнее острова Греэм-Белл. Немного сзади и левее низкое солнце очерчивало пологий ледниковый купол Земли Вильчека — одного из крупнейших островов архипелага. На фоне белых куполов выделялись черные выходы коренных пород.

На траверзе мыса Кользат на широте 81° встретили сплоченные тяжелые льды, для преодоления которых мощности нашего ледокола было недостаточно. Личный рекорд «Отто Шмидта» — 83° 54' — был поставлен еще в первом экспериментальном рейсе в сентябре 1979 года. Символично, что плавание проходило в том же районе, где полвека назад, в августе 1929 года, экспедиция на ледокольном пароходе «Георгий Седов» под руководством Отто Юльевича Шмидта достигла рекордной для того времени широты в свободном плавании — 82° 14'.

Легли на обратный курс, вернулись к острову Сальм и пошли с наблюдениями на мыс Желания. На середине разреза между Землей Франца-Иосифа и Новой Землей, когда ледокол стоял на очередной гидрологической станции в толстом полутораметровом льду, началось сжатие. Прямо на глазах закрыло канал, проложенный судном во льду. Обломки толстого льда выжимались наверх, громоздились друг на друга. Начали подниматься обломки льда и у борта ледокола.

В принципе ледоколу сжатия не страшны. Благодаря округлой форме обводов корпуса льды не могут раздавить его, как это случается иногда с транспортными судами, имеющими вертикальные борта. Но даже самые мощные ледоколы при сжатиях лишаются возможности свободно двигаться. В таких случаях обычно ожидают (от нескольких часов до нескольких суток) ослабления сжатия.

В этот раз сжатие все же доставило нам непредвиденные хлопоты. Еще до его начала гидрологи начали наблюдения и опустили с борта на тросе лебедки серию батометров для измерения температуры и взятия проб воды. Поднять их все не успели — трос прижало к борту, и протащить приборы через уплотнившиеся обломки льда было невозможно. Павел Тимофеевич Морозов позвонил нам в каюту: «Ребята, выручайте!» Помочь мы могли одним способом — спустившись через гидрологическую шахту под корпус ледокола, снять приборы с троса и попытаться освободить те из них, которые затерло льдом.

Гидрологическая шахта — это стальная труба диаметром восемьсот миллиметров, проходящая через весь корпус ледокола и заканчивающаяся выходом в килевой части на глубине шести метров. Верхняя часть ее находится внутри специального помещения, где стоит электрическая лебедка для спуска приборов и водолазов.

Ждать было некогда. Я быстро оделся для спуска. На маленькой беседке меня спустили в шахту. Выйдя под корпус, я осмотрелся. Ничего особенного. Лед прижимало к борту, и торосило выше, в районе ватерлинии, а входу в шахту снизу пока ничего не угрожало. Значит, я могу спокойно работать.

Я поплыл на правый борт в район кормовой лебедки, с которой были спущены приборы. Немного подвсплыв, на глубине четырех метров я встретил обломки льда, плотно прижатые к борту и друг к другу. Трос оказался смещенным к корме. Один из батометров был зажат обломками льда. С собой у меня был конец капронового фала, выходившего наверх в шахту. Освободив батометр и сняв его с троса, я нанизал его на фал, как надевают пойманную рыбу на кукан. Затем попросил по телефону выбирать трос. Лебедка заработала, и вскоре снизу поднялся следующий прибор. Я снял и его. Геннадий по телефону все время напоминает, чтобы я следил за чистотой входа в шахту — все же сейчас это единственный путь наверх. Но все было спокойно. Наверху тоже следили за ледовыми условиями. Я снял все приборы и концевой груз. Все это нацепил на капроновый фал, защелкнул карабином и отпустил. «Улов» тут же через шахту подняли наверх.

Мне тоже можно подниматься. Возвращаюсь к нижнему входу в шахту. Пока спускают кресло-беседку, смотрю наверх. Там белеют винты и обломки льда, которые все еще сжимаются напирающими ледяными полями. А здесь, под килем, все спокойно. Нет, не зря еще при проектировании мы настаивали на устройстве такой шахты на ледоколе. Сажусь на беседку, командую по телефону: «Вира!» Задевая ластами стенки шахты, еду наверх и через минуту оказываюсь в теплом и светлом помещении.

Говоря о шахте, я вспомнил случай, происшедший во втором рейсе ледокола, когда мы осваивали методику погружения водолазов через шахту в зимнее время. На одной из станций в Карском море запланировали спуски через шахту, так как спускаться с борта в битый дрейфующий лед было опасно.

Начали готовиться к спуску. Открыли верхний люк шахты. Опять шуга! Она попадает в шахту на ходу ледокола. Плотная шуга набивается до самого верха, и невозможно через нее ни спустить прибор, ни пролезть человеку. Опыт показал, что единственный способ очистить шахту — это дать в нее по шлангу пар от судового котла. Так и сделали. Вскоре нам сообщили, что шахта свободна и можно погружаться.

Спускаясь на беседке до середины шахты, прошу прекратить спуск. Проверяю работу дыхательного автомата, схожу с беседки. Поднялся вверх, жду, когда мне подадут фотоаппарат, и при этом начинаю ощущать, что сначала мне стало тепло, а затем и жарко. Я даже вспотел, хотя находился без движения. Такого со мной еще не бывало! Наоборот, при спусках под лед в Арктике более привычными были ощущения озноба и холода.

И тут я все понял. Желая сделать все быстрее и лучше, кочегары не только растопили шугу в шахте, но и нагрели в ней воду. Прошу передать по телефону мое «горячее» спасибо друзьям-кочегарам и тороплюсь выйти из шахты, чтобы охладиться в привычной (с температурой около минус двух градусов) воде. Кадачигов шутит по телефону: «Жар костей не ломит! Чудак, грейся!» В тот раз под корпусом ледокола я замерз даже больше обычного, так как влажное от пота шерстяное белье грело плохо.

...Сжатие льдов продержало нас на одном месте почти сутки. За это время мы приняли по фототелеграфу ледовую карту района, и капитан смог выбрать оптимальный курс выхода в зону с меньшей сплоченностью льда. У мыса Желания «Отто Шмидт» вошел в Карское море для проведения гидрологической съемки. В средней и юго-западной частях моря предстояло провести наблюдения почти на семидесяти станциях.

Последние годы в Карском море суда под проводкой ледоколов плавают не только летом, но и зимой, в полярную ночь. И всем судам, даже атомным, необходима при этом информация о ледовой обстановке и прогнозах ее. В частности, данные о термическом состоянии вод моря, которые мы получили в результате съемки, будут использованы при составлении ледового прогноза на осенне-зимний период. С вступлением в строй «Отто Шмидта» эти съемки возможно проводить каждый год и почти на всей акватории моря. Первую такую экспедицию возглавлял З. М. Гудкович, старейший полярник, а ныне руководитель научной программы КАРЭКС, предусматривающей разработку математической модели гидрологических и ледовых процессов в Карском море. Программой предусматривается прогнозирование состояния вод и льдов этого моря.

При планировании схемы расположения точек наблюдения в море и маршрутов между ними учитывается все: и мощность льда на пути, определяющая скорость движения ледоколами запасы топлива и воды, и время окончания рейса, и многое другое. Ледокол, вступая в схватку со льдами, должен, подобно борцу на ковре, правильно рассчитать свои силы. Ведь поблизости нет судов, которые могли бы прийти на помощь. Так, например, в первом рабочем рейсе в условиях начавшейся полярной ночи «Отто Шмидт» был единственным надводным судном во всем Карском море.

Выполнение съемки шло успешно. По плану одна из гидрологических станций широтного разреза располагалась вблизи восточного берега северного острова Новой Земли. Я поднялся в штурманскую рубку, чтобы уточнить условия подводных работ в этой точке.

Знакомясь с картой, обратил внимание на удивительное сочетание названий ряда географических объектов в этом районе. Сами названия, их глубоко логическая последовательность дают возможность и сейчас зримо представить пережитое первооткрывателями.

...Небольшое деревянное суденышко пробирается среди льдов на юг вдоль неизвестного берега Новой Земли. Слева тяжелые арктические льды, грозящие прижать смельчаков к высокому барьеру ледника, от которого со страшным грохотом отламываются огромные айсберги. Порывистый холодный ветер рвет из окоченевших рук мокрую и тяжелую парусину.

И вдруг впереди по курсу — мыс Опасный в окружении пенистых бурунов на подводных скалах. Стал еще уже и без того неширокий проход между берегом и дрейфующим льдом. Но не страх ведет вперед отважных.

Полуостров Сомнений — это на его оконечности находился пройденный мыс. Но что за этим полуостровом? На карте берег обозначен пунктиром. И снова (уже который раз!) — навстречу неизвестности.

Залив Благополучия открылся взору удачливых в этот раз путешественников; он глубок и просторен.

Бухта Укромная — в самом конце залива; высокие берега защищают потрепанное судно от злого северного ветра; здесь можно стать на якорь, починить снасти и паруса...

Такие названия не придумывались. Они рождались из чувств и переживаний простых и сильных людей в их борьбе с суровой северной природой. В те времена стихия часто была сильнее, и это тоже находило отражение в географических названиях.

Современные корабли, оснащенные новейшей навигационной техникой и располагающие точными картами, плавают ныне здесь без всякого опасения. Но разве может сравниться такое благополучие с нелегкой, но счастливой судьбой первопроходцев?

Съемку закончили в конце августа и вышли в Баренцево море. Рейс подходил к концу. В каютах стучат пишущие машинки — полным ходом идет составление научно-технического отчета о выполненных в рейсе работах. Наша группа подводников готовится к отъезду в Ленинград.

Так получилось, что окончание рейса совпало со второй годовщиной подъема на ледоколе Государственного флага СССР. Экипаж и экспедиционный состав могут гордиться сделанным за эти два года. Выполнено восемь научных рейсов. Пройдено более шестидесяти тысяч миль, из них треть во льдах. Наблюдения выполнены на двух тысячах гидрологических станций. На многосуточных станциях ледокол продрейфовал вместе со льдом более шестисот миль. Собраны уникальные научные материалы о природе ранее мало исследованных районов морей западной Арктики.

«Отто Шмидт» знают в портах Норвегии, Исландии, Дании. Множатся экспонаты судового музея. В одном из документов Владимир Оттович Шмидт, присутствовавший при спуске ледокола, вспоминал, что Отто Юльевич мечтал о том времени, когда исследования в Арктике будут проводиться не с «попутных», а со специально построенных и оборудованных судов. Научно-исследовательский ледокол, носящий имя большого ученого,— это воплощение его мечты.

Льды кончились, и «Отто Шмидт» вышел на чистую воду, встречая крутую волну. Ветер в снастях не просто поет — гудит. Ледокол медленно раскачивается с носа на корму. От удара носовой части о волну вздымается стена брызг, достигающая ходового мостика. Вода белой пеной лезет через якорные клюзы на палубу. Поднятый занавес вспененной воды в ярких лучах низкого осеннего солнца становится ярко-белым. После каждой такой вспышки, освещающей через носовые иллюминаторы кают-компанию, водяная стена с шумом обрушивается на носовую надстройку. Арктическая вахта «Отто Шмидта» продолжается.

Баренцево море — Карское море
Владимир Грищенко, кандидат географических наук | Фото автора
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Отто Шмидт", научно-исследовательский ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 13 Март 2011 01:23

 ecolimp.JPG
Автор: Попов Яков Павлович. ( ecolimp )
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/ecolim ... c/1544621/

:": В 1977-81 гг работал начальником Мурманского УГМС и в этом качестве пошел в первый рейс НИЛ "Отто Шмидт"начальником экспедиции
Пенсионер, чернобылец. Образование высшее. Кандидат наук. Работал в Мурманске (1960-1981). В 1981-83 гг. учился в АНХ СССР По окончании работал в Госкомитете СССР (1983-1991). Был президентом АО Инвестком, работал в Минтопэнерго РФ, в ЗАО ЭКМОС , ЗАО "Нордеко Евразия" (вице-президент, зам. генерального). В 2005 г. в связи с состоянием здоровья оставил работу.
Женат, дети живут отдельно. Вдвоем с женой живем на даче



 2052721_otto_shmidt_-_spusk_so_stapelya_27_dekabrya_1978_g.jpg
Ледокол Отто Шмидт: спуск на воду и подъем флага

Идея построить специальный исследовательский ледокол для гидрометслужбы принадлежала академику Е. К. Федорову. Еще будучи аспирантом, он дрейфовал с Папаниным на первой дрейфующей полярной станции, много внимания уделял проблемами изучения Арктики. Ведь Арктику считали кухней погоды Европейской части страны и Сибири.
Разработку проекта ледокола поручили одному из КБ ВМФ. За основу был взят 97 проект, наиболее массовый: по этому проекту строились портовые ледоколы, ледоколы для пограничников и др.
При сравнительно небольших размерах (длина 73 м, ширина 18 м, водоизмещение 3650 т) на ледоколе были размещены 14 лабораторий, оснащенных современным (по тем временам) оборудованием), а также вычислительный центр.
Изюминкой проекта стала сквозная шахта, через которую можно опускать приборы, аквалангистов при стоянке судна во льдах. Ледокол был заложен на стапелях Адмиралтейского судостроительного завода в Ленинграде. Решено было ледокол назвать «Отто Шмидт» - в честь известного ученого, полярника.
ААНИИ издал для павильона ВДНХ проспект о ледоколе, в котором были приведены основные сведения о судне. В СМИ появились сведения о строительстве первого в мире (любили в СССР быть впереди планеты всей) научно-исследовательского ледокола. Однажды ко мне на работу пришел корреспондент радиостанции "Атлантика" (была такая радиостанция, которая вела вещание из Москвы на коротких волнах для тех, кто в море – рыбаки, торговые суда и пр.). Часто передавались концерты, которые вел Борис Брунов. Звали корреспондента Валерий Анучин. Он попросил меня рассказать о ледоколе. Поставил на стол магнитофон «Репортер», включил микрофон… Подглядывая в буклет, я пересказал ему все, что там было написано, ибо большего и не знал, но говорил так, будто это самые свежие новости. Обработав запись, снабдив интервью необходимыми комментариями, Анучин отправил пленку в Москву на радиостанцию. Там это интервью понравилось, и его передали на радиостанцию "Маяк", где и пустили в субботнюю программу "Время, события, люди", имевшую, как сказали бы сейчас, высокий рейтинг. Так мой голос прозвучал на всю страну. А Валерия Анучина сделали корреспондентом Всесоюзного радио. После моего интервью интерес к ледоколу значительно возрос. Несколько раз о нем писал корреспондент ТАСС по Ленинграду Константинов. Одна из таких публикаций была особенно забавна. В "Правде" была помещена короткая заметка: «На стапелях Ленинградского Адмиралтейства завершается постройка первого в мире атомного научно-исследовательского ледокола "Отто Шмидт"». И подпись: Константинов. Мы обратили внимание на допущенный, как нам показалось, перехлест в расхваливании судна, Конечно же он не атомный, он был оснащен дизель-электрической силовой установкой. И так случилось, что в день выхода этого номера в Москву, в Минсудпром СССРприехали главный инженер верфи Бабанин и сдатчик судна Таланов. Как рассказал мне позже Таланов, они пытались с утра попасть на прием к министру Бутоме, но он их не принял. А перед самым обедом уже референт министра срочно разыскивает их, ведет к себе в кабинет, дает бумагу, ручки и злополучный номер "Правды": "Министр взбешен, ему звонили из КГБ! Пишите объяснительные записки". Оказывается, министру позвонили из КГБ, сообщили, что президент США Картер, узнав о строительстве русскими небольшого атомного ледокола, вызвал помощника по национальной безопасности Збигнева Бжезинского и дал ему нагоняй по поводу того, что все разведслужбы США проморгали, как это русским удалось сконструировать атомный реактор небольшого размера. КГБ выразило недовольство подобными ложными публикациями, которые побуждают американцев еще глубже и напористее совать нос в наши секретные дела.
 0_6f108_7e11ae49_orig.jpg
Таланов клянется, что ничего об "атомном" не говорил, хотя о ледоколе действительно беседовал с Константиновым по телефону. Таланов не стал писать объяснений, помчался в ТАСС выяснять причину злополучной публикации (ведь подобного рода информация расходилась по СМИ в форме «тассовок» - как у нас в Лиру Лента друзей). В ТАСС Таланов ничего выяснить не смог, найти, кто формировал ТАССовку не смогли (не захотели?). Тогда он позвонил в Питер, нашел Константинова, тот заверил Таланова, что он ничего про атомность ледокола не писал, откуда это "Правда" взяла, не знает. В конечном итоге эта история обошлась для адмиралтейцев без последствий, хотя могли схлопотать и по выговору. Окончание этой истории прояснилось много позже, когда ледокол был спущен на воду, достроен, на нем был поднят флаг, он совершил первый поход в Арктику и, наконец, прибыл в порт приписки Мурманск.
Спуск ледокола со стапелей на воду состоялся морозным днем 27 декабря 1978 г. К лету ледокол был достроен на плаву, ходовые испытания были проведены в Балтийском море и 31 августа 1979 г. на судне был торжественно поднят флаг. Я был назначен руководителем первой экспедиции в Арктику. Подписав все приемо-сдаточные документы, мы вышли из Ленинграда. Нам предстоял заход в Копенгаген, где японцы должны были установить на судне навигационную систему «Фуруна», и поход в Арктику.


 2071829_2_poproshaiki.jpg
 2071826_ledokol_vo_ldah_arktiki.jpg
Ледокол «Отто Шмидт» в Арктике

Я опущу пока рассказ о нашем заходе в Копенгаген. Это будет отдельный пост. Пока же коротко о походе во льдах. Практически четкой научной программы мы не имели. Фактически этот поход был продолжением испытаний ледокола. Мы хотели выяснить, в каких льдах он может двигаться и работать, какие исследования можно проводить, используя ледокол. Решено было идти на север между Шпицбергеном и Землей Франца Иосифа.

И вот мы вошли во льды. Как обычно пошел блинчатый лед (это действительно, как блины плавают круглые льдины небольшого размера). Потом блинчатый лед становился все сплоченней, вот мы вошли в зону сплошного молодого (этого года) льда. На фото показан этот момент. Ледокол шел хорошо, лед не ощущался как препятствие движению. Но постепенно мы вошли в зону тяжелого пакового льда. Это уже довольно толстый и торосистый лед. Торосы образуются при сжатии льда, льдины громоздятся друг на друга, образуются хребты, разломы – почти как геологические процессы образования гор и движения тектонических плит. Небольшие торосы ледокол преодолевал без затруднений. Когда попадались более мощные торосы, приходилось использовать специальные приемы. Вот ледокол уперся в гряду торосов, машины работают на всю мощь, но ледокол ни с места. Тогда он отходит назад на некоторое расстояние, потом дает полный вперед и с разгона бьет носом гряду торосов, вставшую на нашем пути. Надо сказать, что форма носа ледокола такова (приглядитесь к фото, к тому, что на стапеле), что при большой скорости ледокол залезает на льдины носовой части – и не только развивает лет, но еще давит его своей массой. В целом ледовая обстановка в районе плавания была спокойной и мы смогли пройти до 84 градуса северной широты. На сувенирном конверте, показанном мною в предыдушем посте о ледоколе, обозначен маршут плавания судна. По этому рисунку можно судить, как далеко продвинулись мы в высокие широты. В действительности мы прошли даже севернее, чем показано на рисунке: конверт был выпущен до похода. Район, где мы шли, не имел хороших лоцманских карт. Это понятно, здесь суда фактически никогда не плавали. Поэтому мы шли со всей осторожностью. И действительно, был момент, когда там, где на карте обозначена совершенно безопасная глубина, корабельный эхолот вдруг стал показывать резкое уменьшение глубины: 60… 50… 40… 30… м. Под нами находилась подводная скала , и как далеко была ее вершина от поверхности было е известно. Сразу команда «стоп машина». Ледокол по инерции еще движется вперед, круша лед.

 2071830_nachalnik_ekspedicii.jpg
Осадка у судна была 6 м, и вот под килем у нас уже явно меньше легендарных семи футов. Тогда начинаем медленно задним ходом отходить от отмели. Разворачиваться опасно. Отойдя на безопасную глубину, огибаем опасное место и продолжаем движение, но с удвоенной осторожностью. По ходу движения научная группа ведет наблюдения – измеряются температура, влажность воздуха, скорость ветра, другие параметры. Изредка видим белых медведей. И вот мы вошли в плотный паковый лед. Решаем дальше продвижение на север прекратить, организовать научный полигон непосредственно на льду. Выбираем место по поровнее, стопорим машины. Научный состав экспедиции организует установку различных приборов на льдине. Устанавливаются мачты с термометрами (температура воздуха, льда на глубинах до 2 м, анемометрами (скорость, направление ветра), психрометрами (влажность воздуха) на разных высотах, берутся пробы снега, льда для гидробиологических и химических анализов… На палубе выставил наблюдающих – их задача – увидеть приближающегося медведя, дать команду работающим на льду подняться на борт.

Медведей становится все больше. На одну из мачт повесили гонг. Удары в гонг, гудки судна первое время отпугивали медведей. Но они очень быстро привыкли к ним, перестали бояться. Работать становилось опасно. Решили сниматься. На прощанье весь экипаж пожелал сфотографироваться на фоне ледокола и вышли на лед. Фотограф – один из членов экспедиции - с обычной любительской камерой, глядя в видоискатель вдруг видит мчащегося на стоящую на льду толпу огромного медведя. Он не успел нажать на спуск фотоаппарата, к сожалению… Народ на льду зашевелился, зашумел, загудел корабельный гудок, кто-то ударил в рынду (колокол), кто-то стал бить в гонг. Весь этот необычный шум заставил медведя затормозить и повернуть обратно. Мы потом измерили рулеткой: медведь мчался, совершая 7-метровые прыжки! До нас ему оставалось два прыжка, когда он затормозил и еще 1,5 м проехал по инерции.

К сожалению, стояла обычная для Арктики погода: еще не туман, но сильная дымка, небо – ровная серая пелена, солнце не просвечивает… Ветер был не сильный (5-7 м/сек), температура 15-25 градусов ниже нуля (было ведь лето!). Медведей вокруг собралось множество. С борта им бросали банки тушенки, сгущенки. Они запросто раскусывали их, выжимали содержимое в рот, жестянки выплевывали. Не брезговали и хлебом, вареной картошкой. Когда им бросили пару крупных берцовых костей от разделанных мясных туш, то эти кости они вмиг разгрызли съели без остатка. Становились на задние лапы у борта, высматривая – не удастся ли еще чем поживиться…
Отогнав медведей, собрали со льдины все приборы и оборудование, и повернули на юг. Обратный путь был не сложен, и уже 7 октября 1979 г. ледокол вошел в Кольский залив.

Приход в Мурманск и разгадка «атомной» ошибки

Итак, первый научно-исследовательский ледокол «Отто Шмидт» пришел в порт приписки.

В порту ледокол встречало много народа. Тут были и работники нашего управления, родные и близкие членов экипажа, представители партийных органов, журналисты.
В моей каюте собралось несколько человек: капитан Г. Климахин, начальник Базы флота нашего управления В. Быховский, зав. отделом науки обкома Н. Панченко с сынишкой, наши жены, журналисты: корреспондент ТАСС по Мурманской области В. Белоусов, корреспондентка местной «Полярной Правды» Светлана.
 2052724_konvert.jpg
Среди прочих историй о нашем рейсе, я рассказал собравшимся и историю про "атомный" ледокол и Бжезинского. И тут Вася Белоусов (на фото – мужчина с большими усами) говорит: "Наверное, я к этой истории причастен. Хорошо помню эту публикацию. Я находился в телетайпном зале ТАСС, в Москве, когда телетайп отстукал сообщение о ледоколе за подписью Константинова. Там не говорилось, что он атомный, а я думал, что атомный. Поэтому я карандашом написал на телетайпной ленте "по-моему, он атомный" и поставил знак вопроса. Кто включил мою приписку уже в тассовку, т. е. сводку новостей ТАСС, не знаю. Но когда это сообщение было напечатано "Правдой", подумал, что помог устранить неточность. Не мог предположить, что "Правда" опубликует материал без перепроверки".

Ледоколу было посвящено много различных статей, выпущены вымпелы, почтовые марка и конверт, прошло гашение первого дня. Филателисты ценят такие сувениры…
Однако судьба ледокола сложилась не очень удачно. Вскоре в корпусе стали появляться трещины. Корпус, надстройки его были изготовлены из специально сплава, содержащего алюминий. Сварке этот металл не поддавался, ставить клепанные заплаты – не разумно. После 40 рейсов корабль надолго стал к причалу. А затем его продали Индии на металлолом. Сдаваться на металлолом в Индию судно пошло своим ходом.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11865
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Отто Шмидт", научно-исследовательский ледокол

Сообщение ecolimp » 18 Август 2011 10:07

Неожиданно для себя обнаружил три поста из моего блога. Автора не сочли нужным указать? Ограничились ссылкой
Меня зовут Попов Яков Павлович. В 1977-81 гг работал начальником Мурманского УГМС и в этом качестве пошел в первый рейс НИЛ "Отто Шмидт"начальником экспедиции.
ecolimp
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 17 Август 2011 19:54

"Отто Шмидт", научно-исследовательский ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Август 2011 10:12

Спасибо!
Добавлено в "шапку" цитируемого текста.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11865
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Отто Шмидт", научно-исследовательский ледокол

Сообщение ecolimp » 18 Август 2011 12:00

Спасибо!
ecolimp
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 17 Август 2011 19:54

"Отто Шмидт", научно-исследовательский ледокол

Сообщение Polarstern » 02 Сентябрь 2011 06:57

Как жалко, что такое замечательное научно-исследовательское судно было столь рано (эксплуатировавшись всего 12 лет) сдано в утиль. Он считай ровестник "Амундсену" и в принципе чуть меньше. И вполне мог бы быть научно-исследовательским судном для российских университетов. Тем более он изначально строился с лабораториями и со сквозной шахтой, а не как "Амундсен" был модифицирован в последствии. Кстати, кто знает, в какой части судна она располагалась?
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 793
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Сент-Джонс, Ньюфаундленд

"Отто Шмидт", научно-исследовательский ледокол

Сообщение ecolimp » 02 Сентябрь 2011 09:58

Сквозная шахта располагалась в кормовой части . Вход - на главной палубе. Выше - вторая палуба, прикрывала от непогоды. Но диаметр шахты был маловат для спуска современных приборов. А вот рыбу ловить во льдах можно было!
Для наглядности - здесь фото https://picasaweb.google.com/lh/photo/Q ... directlink.
ecolimp
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 17 Август 2011 19:54

"Отто Шмидт", научно-исследовательский ледокол

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Сентябрь 2011 11:27

НИЛ "Отто Шмидт". Карское море, 1984. : Музей Арктики 22-03-10 212.JPG
НИЛ "Отто Шмидт". Аквалангист в гидрологической шахте. : Музей Арктики 22-03-10 215.JPG
Из экспозиции Российского государственного музея Арктики и Антарктики.

НИЛ "Отто Шмидт".
1. Карское море, 1984.
2. Аквалангист в гидрологической шахте.

Яков Павлович, если я ничего не путаю - речь идет как раз о шахте на последней фотографии?
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11865
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Отто Шмидт", научно-исследовательский ледокол

Сообщение ecolimp » 02 Сентябрь 2011 12:29

Да, именно так. Я знаю, что аквалангисты работали через шахту. Но это уже без меня. Я уже был в Москве.
ecolimp
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 17 Август 2011 19:54

"Отто Шмидт", научно-исследовательский ледокол

Сообщение Polarstern » 22 Сентябрь 2011 04:09

ecolimp пишет:Сквозная шахта располагалась в кормовой части . Вход - на главной палубе. Выше - вторая палуба, прикрывала от непогоды. Но диаметр шахты был маловат для спуска современных приборов. А вот рыбу ловить во льдах можно было!
Для наглядности - здесь фото https://picasaweb.google.com/lh/photo/Q ... directlink.


Почему-то ссылка не работает.

Хотел спросить почему для надстроек использовали алюминиевый сплав, давший в последствии трещины?
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 793
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Сент-Джонс, Ньюфаундленд

"Отто Шмидт", научно-исследовательский ледокол

Сообщение ecolimp » 22 Сентябрь 2011 15:49

Ув. Lashmivar, я не могу сказать, почему использовали сплав с алюминием, чья инициатива и пр. , т.к. заказчиком проекта выступал ААНИИ. К сожалению, не была предусмотрена и нормальная отделка помещений (переборки просто покрашены). Не очень уютно. Шахта оказалась узкой для спуска АЦИИТов и пр.
ecolimp
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 17 Август 2011 19:54

"Отто Шмидт", научно-исследовательский ледокол

Сообщение Polarstern » 22 Сентябрь 2011 16:55

А фотографий внутренних помещений не сохранилось?
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 793
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Сент-Джонс, Ньюфаундленд

След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения