Атомный ледокол „Ленин“

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение polarpost.ru » 03 Октябрь 2008 17:26

Атомный ледокол "Ленин" в Библиотеке:

Атомный ледокол "Ленин". 20 лет / Мурманское книжное издательство, 1980
Стругацкий В. «Ленин» жив / Газета "Смена" 11.01—19.02.2010 г.

Как был построен атомный ледокол "Ленин" / Государственное союзное издательство судостроительной промышленности. Ленинград 1959 г.
polarpost.ru
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 13 Февраль 2008 01:10

Re: Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Иван Кукушкин » 25 Сентябрь 2009 18:24

Фотографии из альбома skipper-52 "Арктика прошлого века"
"Ленин" с бортовым вертолетом ледовой разведки (Ми-1) ?
Посмотреть на Яндекс.Фотках

 0_6571_708f92cc_orig.jpeg
 0_657b_69e50382_orig.jpeg
 0_657f_2233f36a_orig.jpeg
 0_6572_9a4bb381_orig.jpeg
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11634
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Модернизация а/л „Ленин“ 1968-70 гг.

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Октябрь 2009 00:50

 Ленин_Звездочка-01.jpg
 Ленин_Звездочка-02.jpg
 Ленин_Звездочка-03.jpg
 Ленин_Звездочка-04.jpg
 Ленин_Звездочка-05.jpg
 Ленин_Звездочка-06.jpg
 Ленин_Звездочка-07.jpg
 Ленин_Звездочка-08.jpg
 Ленин_Звездочка-09.jpg
 Ленин_Звездочка-10.jpg
 Ленин_Звездочка-11.jpg
 Ленин_Звездочка-12.jpg
 Ленин_Звездочка-13.jpg
 Ленин_Звездочка-14.jpg
 Ленин_Звездочка-15.jpg
 Ленин_Звездочка-16.jpg
 Ленин_Звездочка-17.jpg
 Ленин_Звездочка-18.jpg
 Ленин_Звездочка-19.jpg
 Ленин_Звездочка-20.jpg
Портал "Морской флот СССР"
scan: porollo http://mmflot.com/forum/viewtopic.php?f ... t=20#p4243
OCR: polarpost.ru

Корабелы "Звездочки". Историко-краеведческий сборник. Выпуск 2 // Северодвинск. ФГУП "МП "Звездочка". 2004 г.
Материалы, посвященные малоизвестной странице ремонта ледокола на заводе в Северодвинске.

«... Сдать атомный ледокол «Ленин» к навигации 1970 года»
В. Калганов, А. Бобрецов

Первый в мире. Уникальный. Сильнейший. Арктический исполин. Флагман XX века. Гордость отечественного флота. Все эти эпитеты мы справедливо адресуем навсегда вошедшему во всемирную историю судостроения и мореплавания атомному ледоколу «Ленин», как и слова восхищения спроектировавшим его ученым, конструкторам ЦКБ «Айсберг», Института атомной энергии имени И. В. Курчатова. ОКБ машиностроения, ЦНИИ «Агат» и других; построившим в 1959 году судостроителям Ленинградского Адмиралтейского завода и давшим ему в 1970 году вторую жизнь — корабелам машиностроительного предприятия «Звездочка».

Атомный ледокол «Ленин», осуществивший свою первую арктическую навигацию в 1960 году, был олицетворением всесокрушающей мощи, технического прогресса, начала новой эпохи — эпохи использования атомной энергии на благо человечества.

Имея следующие размерения: длина 134 м, ширина 27,6 м, осадка 10,4 м, водоизмещение 19.24 тысячи гони, ледокол мог, идя непрерывным ходом со скоростью 2 узла, преодолевать сплошные льды толщиной 1,6-1,7 метра. Подобных показателей тогда не имело ни одно ледокольное судно в мире.

В течение шести навигаций в 1960 1965 годах — атомный ледокол «Ленин» прошел 62000 миль, проведя во льдах 458 кораблей и судов. Благодаря наличию в составе ледокольного флота мощного атомохода удалось значительно увеличить продолжительность арктической навигации, в 2-3 раза среднюю скорость проводки судов по Северному морскому пути. Все это подтвердило правильность принятого ранее решения о создании в СССР атомного ледокольного флота. В 1966 году при подготовке ледокола к очередной навигации в корпусе одного из трех реакторов атомной энергетической установки (АЭУ) ОК-150 была обнаружена течь, устранить которую без замены АЭУ оказалось невозможно. 18 февраля 1967 года Советом Министров СССР принято постановление № 148-62, которое предусматривало замену на «Ленине» АЭУ ОК-150 на новую, более мощную и надежную двухреакторную установку ОК-900 (технический проект которой к тому времени был разработан для атомных ледоколов серии «Арктика»), а также одновременный ремонт всего атомохода. Постановлением Совета Министров СССР ремонт ледокола и установка на него АЭУ ОК-900 возлагались на северодвинское предприятие «Звездочка», а сроки ставились чрезвычайно жесткие: сдать атомный ледокол «Ленин» к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, к началу навигации 1970 года. Т. е. ремонту ледокола с самою начала придавалось и политическое значение. Позднее бывший директор «Звездочки» Г. Л. Просянкин вспоминал: «Для нас это было совершенно неожиданно. Впрочем, опыт работы с атомными энергетическими установками уже имелся. Да и принцип у меня был такой: никогда ни от каких заказов не отказываться. Чтобы готовить кадры к решению любых, самых сложных задач».

12 декабря 1967 года в 17 часов 20 минут с помощью буксиров «Садко». «И. Плюснин», «МБ-102», «МБ-172» атомный ледокол «Ленин» подошел и ошвартовался к причалу «Звездочки» на южных Яграх. На следующий день в 15 часов для знакомства с экипажем и общей оценки объемов предстоящих работ на борт ледокола поднялись директор предприятия Г. Л. Просянкин. секретарь парткома Ю. Ф. Богатырев, ответственный сдатчик ВТ. Калганов, заместитель ответственного сдатчика по реакторному отсеку Ю. Н. Греч ков и некоторые начальники цехов. Мосле знакомства капитан атомного ледокола «Ленин» Б. М. Соколов показал судно. Центральный, реакторный, отсек, если не считать старых, подлежавших демонтажу несущих конструкций, был пуст. В процессе модернизации предстояло сформировать 220 новых помещений (из 678 имеющихся на ледоколе), в том числе реакторного отсека, определявшего сроки сдачи атомохода. На ледоколе необходимо было установить 6200 единиц новою оборудования, проложить 200 км электрокабеля, 50 км труб разных диаметров. Колоссальный объем работ для молодого завода, лишь 13 лет назад начавшего свою производственную деятельность, Чтобы успеть выполнить все это в сроки, определенные Советом Министров СССР к 1970 году, начинать надо было немедленно.

27 декабря к корме ледокола был подведен плавучий контрольно-дозиметрический пункт, 6 января 1968 года в реакторном отсеке начат монтаж отопителей системы временного теплоснабжения. К 20 января 1968 года было изготовлено временное перекрытие реакторного отсека от атмосферных осадков и в нем начались демонтажник работы. С 17 апреля 1968 года работы на ледоколе велись уже в две смены. К концу 1968 года па «Звездочку» стало поступать новое, подлежавшее установке, оборудование. Увы, несмотря на все усилия со стороны снабженцев «Звездочки», членов экипажа атомного ледокола, постоянно находившихся на различных заводах страны и осуществлявших приемку новою оборудования, поставки шли слишком медленно-Показателен следующий пример. В Москве на заседании оперативной группы военно-промышленной комиссии, на котором присутствовали директор «Звездочки» Г. Л. Просянкин и ответственный сдатчик ледокола В. Т. Калганов, директор Ижорского завода с трибуны спокойно заявил председателю оперативной группы И. С. Белоусову: «Скажите спасибо, что поставку плит биологической защиты (прим.: каждая по 30, 50 и 70 тонн) из плакированной стали для реакторного отсека срываем только на год (!). У нас большинство работ выполняется по постановлениям Совета Министров СССР, а ваши плиты не первоочередные!» Выручили заводские специалисты. По предложению главного сварщика М. Л. Замаховского, его заместителя И. П. Тестова, старшею инженера-технолога отдела главного технолога А. А. Сердцева, исполняющего обязанности начальника бюро КО А. Д. Фролова, конструктора руководителя группы КО Ю. Я. Каннера «Звездочка» получила стальные плиты без плакировки, а поверх их на предприятии своими силами приваривали нержавеющие листы, что на полгода сократило ожидание поставки с Ижоры. Эти же специалисты предложили заменить сваркой предусмотренный проектом способ крепления плит биологической защиты в реакторном отсеке при помощи специальных стержней — гужонов — диаметром 30 мм, благодаря чему добились значительного ускорения хода модернизационных работ.

Другой пример того, как специалисты «Звездочки» нашли простой выход из, казалось бы, безвыходного положения, впечатляет и сейчас, более трех десятилетий спустя. При осмотре кромок патрубков реакторов, которые готовили под сварку, инженер отдела главного сварщика В. Е. Ольгская обратила внимание на едва видимые глазом аустенитные включения. При проверке выяснилось, что на волгоградском заводе «Баррикады» при исправлении дефектов наплавки кромок были применены запрещенные для данной конструкции электроды (что могло при вести к аварии при эксплуатации атомной энергетической установки). К тому времени на стенде было заварено автоматом четыре стыка из шестнадцати. Принимается решение стыки растыковать. Для ликвидации брака срочно в течение 10 суток — на заводе «Баррикады» спроектировали, изготовили и самолетом из Волгограда доставили на «Звездочку» уникальный станок, которым разрезали забракованные четыре стыка и одновременно обработали кромки патрубков под сварку. Но самое трудное было впереди; разработчики стали, используемой в реакторах, автоматическую сварку заменили на ручную с подогревом патрубков реакторов до 300°С и выполнением работ на ледоколе в труднодоступных условиях. Это стыки диаметром 600 мм с толщиной стенки 76 мм и допуском на излом стыка 1,2 мм/м. Ни технологии ручной сварки таких изделий, ни оборудования для подогрева в отечественном судостроении в то время не существовало. Увы, поездка заместителя ответственного сдатчика Ю. Н. Гречкова в институты Министерства судостроительной промышленности СССР в надежде получить рекомендации по способу нагрева оказались безрезультатными. Обращение в самое авторитетное в этой области научное учреждение СССР — киевский институт электросварки имени Е. О. Патона также не дало результата: «Рекомендации дадим, но необходимо время 6 месяцев». Собрав в своем кабинете заводских специалистов, главный инженер «Звездочки» А. Ф. Зрячев сказал: «Столько времени у нас нет. Если полгода будем ждать, то сорвем все правительственные сроки сдачи атомохода «Ленин». Придумайте способ разогрева патрубков. Газом, паром, электричеством, чем угодно! Главное, чтобы мы быстро решили проблему внутри завода и исключили срыв срока сдачи ледокола».

Присутствовавший на совещании заместитель начальника электроцеха К. В. Трубкин позднее вспоминал: «Тогда же. в кабинете А. Ф. Зрячева, у меня возникла идея использовать метод индукционного нагрева. На следующий день я заказал, чтобы для проведения экспериментов изготовили натурную стальную модель патрубка реактора, а уже через неделю мы сумели нагреть ее до требуемой температуры. Через месяц разработанная и изготовленная нами с электриками Л. Г. Лехманом, А. Я. Воронцовым. И. В. Илюшиным система сборных индукторов уже использовалась при сварке патрубков реакторов. Работа была совершенно новая, но исключительно интересная. Технология ручной сварки с подогревом монтажных стыков главных патрубков АЭУ ОК-900 была разработана технологом отдела главного сварщика В. Е. Ольгской. Контроль за деформацией стыков при их сварке на ледоколе круглосуточно осуществляли технологи В. Е. Ольгская, Л. А. Лошкарева, Р. И. Истомина, Г. И. Дзюрич. Мы сутками не выходили с завода и до сих пор испытываем чувство удовлетворения от того, что сделали тогда».

Добавим, что сварку патрубков реакторов выполняли четыре бригады опытнейших сварщиков отечественного судостроения со «Звездочки», «Севмашпредприятия», Ленинградского Адмиралтейского завода, завода «Красное Сормово». От «Звездочки» это сварщики В. В. Дарьин, И. С. Николаев, Е. Н. Голошевский, Г. Д. Рюмов, Н. А. Никаноров, П. А. Шестков, Н. Я. Марков. В. И. Костюков и другие.

И еще один пример того, как специалисты «Звездочки» находили резервы для безусловной сдачи ледокола «Ленин» в срок, установленный Советом Министров СССР. Нывший заместитель ответственного сдатчика по комплексу систем автоматики и управления атомного ледокола «Ленин» Ю. М. Ерыкалов рассказывал: «Поездив в 1968 году по проектным институтам и приборостроительным заводам страны и убедившись, со сколь огромным ворохом проблем мы столкнемся, когда приборы систем управления АЭУ начнут отовсюду поступать на предприятие и их наладка будет осуществляться на ледоколе, я понял: если идти по этой «классической» схеме, то срыв срока сдачи «Ленина» на 36 суток будет неизбежен. И в начале 1969 года вышел к директору предприятия Г. Л. Просянкину с предложением:

— Григорий Лазаревич! Нам необходимо в цехе 8 смонтировать стенды для наладки и испытания всех приборов, устройств, систем управления АЗУ. чтобы выполнить это до их установки на ледоколе.
— Какие производственные площади для этого необходимы?
— Два этажа в одном из пролетов цеха.
— Да... Слишком много. Ну ладно, согласуйте с Мурманским морским пароходством. И тогда примем окончательное решение.

В Мурманске к моему предложению сначала отнеслись настороженно: затраты все же немалые. По поддержал руководитель специальной группы технического надзора за проектированием и строительством атомного ледокольного флота А. К. Следзюк талантливый ученый, конструктор, опытный атомщик, хорошо знавший, что такое наладка систем управления АЭУ. И стенд был на «Звездочке» создан. Причем в кратчайшие сроки. С 15 сентября 1969 года па стендах начали выполнять наладочные работы. И тут выяснилось, что сделали стенды ой как-кстати. Уже 24 сентября были выявлены первые неполадки в системе управления АЭУ При подаче команды на движение вниз компенсирующая решетка макета-имитатора атомного реактора продолжала оставаться на месте. А 10 октября еще одна новость. И какая! Вместо хода вниз привод отработал движение компенсирующей решетки в крайнее верхнее положение, где она и остановилась. В реальной обстановке на действующем атомном реакторе по означало бы неконтролируемый вывод реактора на максимальную мощность, т.е. создалась бы чрезвычайная, аварийная ситуация с возможным выходом АЭУ из строя. Здесь надо сказать, что причиной неполадок были не какие-либо технические неисправности (приборы и устройства делались на самом высоком научном и техническом уровне того времени), а концепции, заложенные в сам принцип работы приборов и систем. Доработку системы управления выполнили специалисты ОКБ машиностроения, НИИ «Агат» и других организаций. И дело пошло. Когда приборы стали выставлять на атомном ледоколе «Ленин», то сбоев уже больше не было. Наладка системы управления АЭУ прошла четко, не вызвав задержки сдачи атомохода. Кстати, я подсчитал, использование стендов дало и экономический эффект около трех миллионов рублей. По тем временам это солидная сумма».

В 1969 году темпы ведения работ на ледоколе были набраны очень большие. Операции велись в три смены. Общее количество работающих на судне превышало 1000 (!) человек в сутки. Причем работали, без преувеличения, по-ударному. Основным законом на ледоколе был девиз: «Не выполнил задания — не уходи домой». Вместе с заводчанами трудились специалисты-контрагенты от 37 предприятий со всего СССР.

Ведущей контрагентской организацией являлось северодвинское предприятие «Эра», выполнившее основной объем всех электромонтажных работ на ледоколе. Бывший сдаточный электромеханик от предприятия «Эра» А. Д. Шулико вспоминал, какое ошеломляющее впечатление на него тогда в самом начале — произвел огромный (диаметром более метра) «пучок» бесчисленных незамаркированных кабельных трасс, заходивших в пустой реакторный отсек («пучок» был обрезан при демонтаже прежнего, аварийного реакторного отсека), и то, какого труда стоило специалистам «Эры» разобраться во всем этом хитросплетении. И все-таки предприятие «Эра» успешно справилось с поставленной перед ним задачей.

29 ноября 1969 года атомный ледокол «Ленин» был переставлен от причала на южных Яграх к глубоководному причалу для предстоящих испытаний судовых механизмов от береговой котельной высокого давления. До срока, установленного постановлением Совета Министров СССР от 18 февраля 1967 года, оставалось всего несколько месяцев. Посетивший «Звездочку», атомный ледокол «Ленин» заместитель председателя Совета Министров СССР Л. В. Смирнов поднялся в реакторный отсек, выслушал рассказ директора Г. Л. Просянкина о ходе работ и спросил: «Когда планируете ввести АЭУ?» Просянкин ответил: «В апреле 1970 года». Смирнов не поверил: «Ну вы фантазеры! Такое уму непостижимо!»

В начале 1970 года атомный ледокол «Ленин» посетили академик А. П. Александров, заместитель министра судостроительной промышленности СССР И. С. Белоусов. заместитель начальника Мурманского морскою пароходства Л. T. Данилов, члены военно-промышленной комиссии. Академик Л. П. Александров очень внимательно осмотрел все помещения реакторного отсека, тщательно, до деталей, уточняя, какие комплектующие элементы используются в системе управления АЭУ, какие заводы являются поставщиками, тем, как идет наладка системы управления АЭУ на стендах.

Участвовавший в докладе академику заместитель ответственного сдатчика Ю. M. Брыкалов, показывая уже сформированные пульты управления АЭУ. сказал: «Вот, впервые в отечественной практике применяем новейшие элементы представления информации». На что ученый ответил: «Тут вы не совсем правы. На ледоколе, может быть, и впервые, а на новейших АПЛ подобное уже есть». Академик А. П. Александров, сделав ряд замечании, в целом остался удовлетворен увиденным и высоко оценил ход монтажа оборудования.

В результате напряженной работы 21 апреля 1970 года в 23 часа 30 минут в самый канун 100-летия со дня рождения В. И. Ленина был осуществлен ввод атомной энергетической установки ледокола. Работавший тогда главным инженером А. Ф. Зрячев вспоминал: «Когда в акте на готовность установки к физическому пуску была поставлена последняя подпись, я по телефону сообщил об этом директору Г. Л. Просянкину, он министру Б. Е. Бутоме. а Борис Евстафьевич доложил председателю Совета Министров СССР А. Н. Косыгину».

До выхода в море оставалось совсем немного времени, но чрезвычайное событие его чуть было не сорвало.

При подаче пара от собственного источника взорвался (иначе не назовешь) конденсатор одной из главных турбин, а у вспомогательной турбины оказался поврежденным направляющий аппарат. О серьезности сложившейся ситуации говорит следующая телеграмма, подписанная заместителем министра судостроительной промышленности СССР И. С. Белоусовым, заместителем министра среднего машиностроения СССР Петросянцем, заместителем министра Морскою флота СССР А. С. Колесниченко:

13 МАЯ 1970 г. СРОЧНАЯ СЕВЕРОДВИНСК ЗВЕЗДА ПРОСЯНКИНУ ДАНИЛОВУ ПЕРЕДАЙТЕ ВСЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ МИНИСТЕРСТВ ЗПТ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИСПЫТАНИЯ ЛЕДОКОЛА И УЧАСТВУЮЩИХ В РАБОТЕ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ ЗПТ О НЕДОПУСТИМОСТИ ПЕРЕРЫВА В РАБОТЕ НА ПЕРИОД УСТРАНЕНИЯ ДЕФЕКТА ПО КОНДЕНСАТОРУ № 3 ТЧКВСЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ МСП ЗПТ МСМ ЗПТ ММФ И ДРУГИХ МИНИСТЕРСТВ ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТАХ И ОКАЗАТЬ НЕОБХОДИМУЮ ПОМОЩЬ В РАБОТЕ КОМИССИИ ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ ДАНИЛОВА ТЧК ДАНИЛОВА ПРОСИМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВРЕМЯ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ УКАЗАННОГО ДЕФЕКТА НА ПРОВЕДЕНИЕ И ПРИЕМКУ ИСПЫТАНИЙ ПО ВСЕМ ДРУГИМ ЧАСТЯМ ТЧК РУКОВОДСТВО МСП ЗПТ ММФ ЗПТ МСМ ВЫРАЖАЕТ УВЕРЕННОСТЬ В НАПРЯЖЕННОЙ И НАСТОЙЧИВОЙ РАБОТЕ ЗАВОДА ЗПТ КОНТРАГЕНТОВ ЗПТ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ И ЛИЧНОГО СОСТАВА ЗПТ ЗАВЕРШЕНИИ ИСПЫТАНИЙ И ВЫХОДЕ ЗАКАЗА НА ИСПЫТАНИЯ В ДОЛОЖЕННЫЙ РУКОВОДСТВОМ ЗАВОДА СРОК ТЧК

М 15/812
БЕЛОУСОВ
ПЕТРОСЯНЦ
КОЛЕСНИЧЕНКО

В считанные дни были разработаны чертежи подкрепления вышедшего из строя главною конденсатора и метод ремонт направляющего аппарата. Под контролем старшего строителя Н. Д. Медведя и строителя В. З. Каплинского турбины удалось оперативно подготовить к дальнейшим испытаниям,

И вот наконец 19 мая 1970 года атомный ледокол «Ленин» отошел от причала у цеха 16 и своим ходом последовал в Белое море. Во время ходовых испытаний самым трудным оказалось устранение случавшегося несколько раз нагрева подшипников линии валопроводов (на ледоколе их три). При обнаружении нагрева подшипников сдаточная команда поднималась в любое время суток как по боевой тревоге. Неисправный подшипник разбирали, выкатывали, шабрили, собирали за 2 3 часа. При выполнении этих работ отличились: при подъеме — такелажник цеха 22 В. А. Токарев, а на посту энергетики и живучести — сменный сдаточный механик Ю. Л. Дорош, который контролировал рост температуры подшипников. Но и эти неполадки остались позади. Испытания продолжались в соответствии с утвержденной программой.

В море, на ходовых испытаниях, случались и праздники: доктору технических наук Б. Г. Пологих исполнилось 40 лет.

Тогда же непроизвольно произошло «рассекречивание» окончания ремонта атомного ледокола «Ленин». Как только в Белом море вышла в открытый эфир радиостанция ледокола, то на имя начальника радиостанции Виталия Маслова — известного в Арктике радиста тотчас последовали многочисленные поздравления от его коллег, узнавших своего товарища по почерку.

Ходовые испытания, по мнению капитана ледокола Б. М. Соколова, подтвердили, что коллектив предприятия «Звездочка» блестяще справился с порученным ему правительственным заданием, завершив модернизацию первого отечественною атомного ледокола к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Новая атомная энергетическая установка работала ровно, мощно. Ледокол стал легче в управлении.

24 мая 1970 года, когда атомоход «Ленин» находился в Баренцевом море, ходовые испытания были завершены.

После ходовых испытаний предстояли докование и устранение небольших замечаний в Чалм-Пушке, контрольный выход и подписание приемного акта.

Коротко опишем события, предшествовавшие постановке ледокола в док в Чалм-Пушке. 24 мая 1970 года «Ленин» вернулся в порт приписки г. Мурманск. На рейде члены сдаточной команды и экипажа атомохода были приятно удивлены, когда над всей обширной акваторией прозвучало приветствие со стоявших там линейных ледоколов: «Поправляем флагман с возвращением!» Затем заработали тифоны и сирены, а в это время диспетчер порта по рации сухо бросил фразу о том, чтобы атомный ледокол становился на свое постоянное место — в базу № 92. Руководство Мурманскою морского пароходства в день прихода атомохода на его борт не прибыло. Не ждали. Сравнивая такой прием с торжественными проводами в Северодвинске стенгазета ледокола соответственно их прокомментировала. Но сдаточную команду ждало еще одно небольшое испытание. Мурманское морское пароходство не смогло договориться с командованием Северного флота о постановке атомного ледокола «Ленин» в док.

Только обратившись по рации с борта атомохода лично к командующему Северным флотом директор «Звездочки» Г. Л. Просянкин добился разрешения на докование. Но дату военные моряки установили жесткую — не позднее 25 мая 1970 года. А вечером 24 мая экипаж ледокола поставил перед сдаточной командой со «Звездочки» дополнительную задачу: в соответствии с расчетом на постановку судна в док необходимо из ангара вертолета и с вертолетной площадки атомного ледокола выгрузить 90 тонн груза (временного, погруженного в Северодвинске для обеспечения незавершенных работ но покраске и ревизии материальной части). Для выгрузки с ледокола лишнего груза Мурманское морское пароходство выделило плавкран, но договариваться с его командой и грузчиками базы № 92 предложили самим членам сдаточной команды. Делать нечего. Пошли по домашним адресам, к ночи договорились и начали выгрузку. Выгрузка велась по схеме: «Ленин» — плавкран буксир «Садко» — база № 92. Выгрузку на берег (базу № 92) осуществляли грузовой стрелой буксира «Садко» (капитан Л. Ф. Корзин). Руководил погрузочно-разгрузочными работами строитель В. З. Каплинский, неожиданно для всех оказавшийся профессионалом даже более опытным, чем стропальщики базы Мурманского морского пароходства. Особые шик, элегантность действиям Каплинского придавали надетые им белые перчатки. К утру 25 мая 1970 года выгрузка была закончена, а поздно вечером ледокол стал в док.

20 июня 1970 года в Баренцевом море, на борту атомного ледокола «Ленин», состоялось подписание акта о его приемке после ремонта и модернизации в эксплуатацию. На предприятие поступила телеграмма:

«ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ.
ОТВЕТСТВЕННОМУ СДАТЧИКУ — ДИРЕКТОРУ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ЗВЕЗДОЧКА» ПРОСЯНКИНУ

ОТ ИМЕНИ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА И СЕБЯ ЛИЧНО ГОРЯЧО ПОЗДРАВЛЯЮ И ОБЪЯВЛЯЮ БЛАГОДАРНОСТЬ СЛАВНОМУ КОЛЛЕКТИВУ ПРЕДПРИЯТИЯ «ЗВЕЗДОЧКА», УСПЕШНО ВЫПОЛНИВШЕМУ ЮБИЛЕЙНОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПО СВОЕВРЕМЕННОМУ ОКОНЧАНИЮ МОДЕРНИЗАЦИИ И СДАЧЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ АТОМОХОДА «ЛЕНИН».
ЖЕЛАЮ КОЛЛЕКТИВУ ПРЕДПРИЯТИЯ НОВЫХ ТРУДОВЫХ УСПЕХОВ В ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПАРТИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА.

МИНИСТР СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР Б. Е. БУТОМА.
г. МОСКВА
20 ИЮНЯ 1970 г.»

21 июня атомный ледокол начал свою первую после модернизации арктическую навигацию. А директора «Звездочки» Г. Л. Просянкина срочно вызвали в Москву, в Министерство судостроительной промышленности СССР. Увидев прибывшего. В. Г. Бутома встал, вышел из-за стола навстречу Просянкину и расцеловал его.

Думается, это было не только жестом дружбы двух руководителей, а прежде всего проявлением чувства удовлетворения от выполнения сложного, ответственного дела.

Вскоре, в начале 1971 года, «за успешное выполнение пятилетнего плана и организацию производства новой техники» (таким эзоповым языком тогда называли модернизацию и ремонт уникального ледокола, сложнейших атомных подводных лодок) машиностроительное предприятие «Звездочка» было удостоено высшей награды страны — ордена Ленина, директору предприятия Г. Л. Просянкину присвоено звание Героя Социалистического Труда, большое число рабочих и инженеров награждено орденами и медалями.

Как уже отмечалось, на ледоколе ежедневно работали свыше 1000 человек. Конечно, спустя более тридцати лет вспомнить всех, кто «командовал ротами» и совершил этот подвиг, просто невозможно. Заранее извиняемся перед всеми, кто не будет упомянут.

Постараемся в дополнение к уже упомянутым в статье фамилиям перечислить строителей, руководителей подразделений, мастеров, бригадиров, рабочих, фамилии которых удалось вспомнить или установить в результате опроса ветеранов «Звездочки» и СПО «Арктика».

 porollo-p133.jpg
От 2-го (сейчас 5-го) отдела: В. Т. Калганов (ответственный сдатчик). Ю. Н. Гречков (заместитель ответственного сдатчика). Ю. М. Ерыкалов, Ю. M. Харитонов. Н. Д. Медведь (заместители ответственного сдатчика но направлениям). A. И. Гришко, В. А. Голланд, B. Л. Гончаров, В. А. Дедов. В. З. Каплинский, Р. П. Капустин. А. П. Кочергин. С. А. Сажин, Н. К. Самоделов, Ю. И. Соколенко, Э. С. Ханданян, Е. В. Самсонов (строители), А. Т. Орехов (начальник контрагентского участка). Для орга­низации выполнения отдельных работ привлекались строители Г.А. Кузнецов (3-й отдел) и Н.Н. Марденский.

Сдаточные механики: В.П. Харченко (старший сдаточный механик), Ю.Л. Дорош, Ю.Д. Зоренко, B.C. Осадченко, А.Н. Черепанов, А.А. Неведеев (сменные сдаточные механики), С.С. Бобренок, В.А. Елкин, А.Т. Копылов (дуб­леры операторов АППУ).

Сдаточные элетромеханики: Ю.А. Забегин, А.Д. Шулико (СПО «Арктика»).

Заместитель директора предпри­ятия по производству Л.Б. Федоров.

Заместитель главного инженера Ю.Ф. Богатырев.

Руководители подразделений: Г.М. Макаренко, В.Б. Симановский, И.В. Сумкин, С.Б. Левит, К.М. Юданов, Н.А. Куликов, В.И. Глазачев. А.К. Кузьмин, Е.М. Вихрев, Ю.Ф. Ручьевских, Г.Д. Шайтанов, Ю.Г. Пургин. В.Ф. Жуков, А.А. Сорокин, A.M. Синельщиков, М.О. Напсо, Д.С. Няньковер, началь­ник цеха 4 СПО «Арктика» А.Г. Перепелкин.

Заместитель главного конструктора О.В. Костылев, ведущие конструкторы и технологи А.Д. Попов, А.С. Варакин, В.В. Дмитриев, Н.И. Мокеев.

Начальники участков, старшие мастера, работники отделов: В.А. Бондаренко, А.Х. Сайфуллин, И.В. Поплавский, А.В. Карабанов, В.М. Чураков (цех 40), В.П. Каменев, Н.А. Костин, В.С. Федоров, Л.М. Сивяков, Л.В. Головченко, А.Н. Подольский, В.И. Ту­рыгин, В.А. Приходько, А.Н. Рудаков, В.Г. Нилкин, Ю.К. Иванов, Р.В. Калачев, А.В. Иванисов, В.Г. Горемыкин, А.В. Зайцев, В.П. Баженов, A.M. Невидимов, В.В. Скороходов (цех I), В.М. Ле­нин, Р.Ф. Гарипов, Б.Ф. Коротков, Л.С. Прохоров, В.В. Юдин, В.Д. Кась­янов, A.M. Шинтарь, В.И. Каменев, Г.И. Федотов, В.А. Паламодов, Б.М. Ко­ган, Б.И. Сергевнин, Ю.П. Жало, В.Н. Мартемьянов, А.Ф. Галин (цех 9), И.В. Чудинов, Ф.В. Гордеев (цех 7), В.И. Лобанов, А.И. Захаров, Н.Ф. Пегасин, Г.И. Киприянов, В.Ф. Фомин (СПО «Арктика»), А.И. Виноградов, Ю.А. Горбань, А.А. Калининский, Г.В. Станке­вич, P.M. Парфенов (цех 41), В.А. Конев, Н.Г. Дерягин. Р.В. Малиновский, Н.П. Кря­жев, A.M. Кульминский, А.А. Голубцов. А.П. Мешков (цех 15), Г.О. Юрьев, В.П. Яценко, В.Ф. Колтовой, А.А. Лошкарев, О.Н. Гомонов, П.Н. Кварценюк, В.Ф. Кудрявцев, А.И. Лебедь, А.А. Пох­мельных (цех 10), В.Б. Хоменков. В.М. Розенберг, А.Н. Гриценко, А.И. Рыпаков (КО), Б.Л. Гольм, А.В. Гоголицын, Ю.С. Тюкин, Г.И. Елфимов, В.И. Фадеев, Л.М. Бибик, О.Е. Шаля­пин, С.И. Друкер (ОГТ), Ю.И. Бельков, Д.Т. Аблямитов (11 отдел), В.П. Морозенко, М.М. Мирин, Ю.В. Скорлотов, Ф.И. Бессонов, С.А. Никитин, А.А. Стрекаловский, Л.Х. Тюрин, Ю.А. Узкий, Н.Н. Баранов. СИ. Епифанов, С.А. Шумилов, В.П. Первов, Н.Е. Галушко (ОТК), В.К. Антипко (ЦЗЛ).

Бригадиры, рабочие машиностро­ительного предприятия «Звездочка»: Ю.К. Булов, В.И. Крячко, В.К. Дудко, П.К. Добрица, П.М. Горбань, А.А. Зай­цев, В.А. Зиновьев, Д.В. Каменева, Н.П. Грига, Н.А. Гулянова, Н.А. Перо­ва, Ю.У. Курейко, А.Д. Куликов, А.Г. Ко­робов, С.С. Лыжин, А.Н. Молодкин, Б.Н. Москаленко, Г.М. Толстоногое, В.П. Шлыков, А.К. Льдинин, А.П. Сви­ридов, А.И. Хилько, А.И. Пономарев, В.М. Огарков, М.И. Липнев, А.И. Ко­ровин, А.Н. Коптяев, А.А. Анисимов, В.В. Анисимов, Г.А. Малыгин, И.М. Патраков, А.В. Косенко, А.В. Росляков, А.И. Максимов, Р.И. Иванов, Н.Г. Томилов, К.У. Рагимханов, М.П. Дурнев, И.М. Божедаров, Я.И. Буслаев, В.Д. Похоруков, П.Н. Родзянко, С.М. Голощапов,Е.Н. Харин, В.А. Берсенев, Ю.Ф. По­пов, Д.М. Антуфьев, Е.М. Малахов, А.П. Мысов, Г.С. Козлов, Н.П. Витязев.

Бригадиры СПО «Арктика»: В.А. Чуров, В.Н. Шумилов, Ю.А. Сте­панов, А.П. Ларионов, Л.М. Касаткин.

Ответственными сдатчиками от­дельных систем были представители контрагентских предприятий и институ­тов: В.А. Сушко, В.И. Тепляков, В.В. Фи­липпов, Г.И. Гуняев, В.Р. Кремер, Б.Н. Ни­колаев, П.Ф. Якушин, А.И. Юрченко, Г.В. Минин.

Бригаду Института атомной энергии имени И.В. Курчатова во время комп­лексных испытаний атомной энергетической установки ледокола «Ленин» возглавлял член-корреспондент Акаде­мии наук СССР Н.С. Хлопкин.

Назовем также членов экипажа атомного ледокола «Ленин», с которы­ми корабелы «Звездочки» в основном решали вопросы, связанные с ремон­том и переоборудованием атомохода: капитан Б.М. Соколов, главный инже­нер-механик И.К. Мочешников, стар­ший инженер-механик О.Г. Пашнин, старший инженер-электромеханик А.В. Баранов, начальник службы радиа­ционной безопасности О.И. Соколов, на­чальник службы КИП О.М. Хованский.

Скольких еще нужно бы было пере­числить!

Итак, после переоборудования на «Звездочке» атомный ледокол «Ленин» продолжил свою службу в Арктике. Уже в навигацию 1970 года по трассе Северного морскою пути было пройдено 22 тысячи миль, из которых 17442 в тяжелых, паковых льдах. Причем средняя скорость проводки караванов судов во льдах составила более 8 узлов, что считалось тогда (как. впрочем, и сейчас) высоким показателем. В последующие годы продолжительность арктической навигации постепенно росла. Навигация 1977-1978 годов продолжалась уже... более года — 13 месяцев (!).

Свою последнюю навигацию атомный ледокол «Ленин» отработал в 1989 году. Но своему техническому состоянию он мог бы еще и дальше успешно трудиться многие голы. Однако, учитывая, что на ледовые трассы вышли новые, еще более мощные атомные ледоколы «Арктика», «Россия», «Сибирь» и другие, дорогу которым открыл именно «Ленин», своей успешной работой рассеявший сомнения в возможности использования для этих целей атомной энергии, было принято решение о сохранении первою в мире атомного ледокола «Ленин» в качестве плавучего музея.

Как отмечал капитан атомного ледокола «Ленин» Герой Социалистического Труда Б. М. Соколов, «...огромная заслуга перед историей атомного ледокольного флота по праву принадлежит коллективу северодвинского предприятия «Звездочка»: скромным труженикам рабочим, инженерам, техникам, конструкторам, технологам, которые восприняли задание по модернизации ледокола как свое кровное дело и с честью с ним справились».
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11634
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Октябрь 2009 14:37

 l1.jpg
 l29.jpg
Balancer.Ru » форумы » Форумы Авиабазы » Моделизм http://balancer.ru/2008/10/18/post-1699344.html
Опубликовал Накат.
Схемы атомохода "Ленин" в масштабе 1:200

29 листов в архиве:
Lenin_1-200.zip [10.49 МБ Скачиваний: 427]
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11634
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

а/л „Ленин“, проводка ракетного крейсера "Варяг", 1965

Сообщение Иван Кукушкин » 28 Октябрь 2009 01:15

Библиотека Ивана Паролова : http://www.mmflot.com/forum/viewtopic.p ... t=30#p4748
Афанасьев А.А., На гребне волны и в пучине сталинизма. Воспоминания. — М: РКонсульт, 2003. - 416 с, ил.

В 1965 году я [ Афанасьев А.А. ] участвовал в проводке по трассе Северного морского пути отряда подводных и надводных кораблей Военно-Морского Флота во главе с новым ракетным крейсером «Варяг». С целью защиты кораблей от удара мощных глыб льда, выходящих из под корпуса ледокола, мы приняли такой порядок перехода. Впереди шел ледокол «Ленинград», который форсировал ударами тяжелые перемычки льда. За ним следовал атомный ледокол «Ленин» который расширял канал и принимал под себя, давил и разбивал огромные глыбы льда, очищая канал для прохода военных кораблей, не приспособленных для плавания в тяжелых льдах.

В прежние годы для проводки судов, не приспособленных для плавания во льдах, обычно корабли предварительно ставили в док и одевали «шубу» (то есть корпус обшивали деревянными брусьями, чтобы обеспечить безопасность плавания). Это требовало много средств и времени, так как приходилось дважды ставить суда в док — до и после экспедиционного плавания во льдах.

 1970._Гвардейский_ракетный_крейсер_Варяг.jpg
Крейсер «Варяг» решено было направить в его обычном состоянии.

Как ни защищал его своим мощным широким корпусом атомоход «Ленин», все же громадные глыбы льда наносили сильные удары по корпусу крейсера. Экипаж крейсера мужественно вел корабль за ледоколами в сложной обстановке.

Айонский массив тяжелого пакового льда, как Дамоклов меч, висел над кораблями. Нужно было форсировать ход, чтобы успеть проскочить Восточно-Сибирское море, избежать вынужденной зимовки в порту Певек.

Находясь на борту атомохода «Ленин», я наблюдал, как, несмотря на мороз, сотни легко одетых моряков, находясь на палубе крейсера, любовались суровой природой и животным миром Арктики. Встревоженные проходящими кораблями белые медведи и моржи лениво уходили подальше от курса их следования.

После штурма последних перемычек тяжелого льда крейсер «Варяг» был выведен на чистую воду и под салют ледоколов ушел в самостоятельное плавание в Берингов пролив. За успешную проводку крейсера «Варяг» капитан атомохода «Ленин» Ю. Кучиев и я как руководитель проводки были награждены Главнокомандующим ВМФ адмиралом флота Горшковым именными кортиками.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11634
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

К 50-летию атомного ледокола „Ленин“

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Ноябрь 2009 17:13

Изображение
Есть идея к 50-летию "Ленина" отметиться выпуском, аналогичным по "Арктике"

Соответственно на обсуждение также выносится листинг по датам атомохода.
Начало пока такое:

    1956 заложен на Адмиралтейский завод [ 24.VIII ]
    1957 спущен на воду [ 5.XII ]
    1959 выход на ходовые испытания [ 12.IX ]
    1959 подьем флага [ 3.XII ]
    1961 высадка станции «Северный полюс - 10»
    1965 проводка по СМП отряда боевых кораблей ВМФ и ракетного крейсера “Варяг”

    1968
    1970 замена реакторной установки и ходовые испытания [ 12.XII.1967 - 24.V.1970 ]

    1974 операция «Ледовый причал-74»
    1976 экспериментальный рейс и операция «Ледовый причал-76»

    2009 ошвартован на постоянную стоянку у причала Морского вокзала г. Мурманск [ 5.V ]

Время как всегда - поджимает
Нужна конструктивная критика, замечания, пожелания, предложения.

Бонус: активисты получат результат - юбилейный конверт с печатями, юбилейным гашением (3 декабря 2009) и автографом капитана а/л "Ленин".
Если ВР поможет - то непосредственно "живой почтой"
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11634
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Военная Разведка » 18 Ноябрь 2009 19:02

Я за
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2483
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Ноябрь 2009 19:38

 0.jpg
Добавлено в "библиотеку": viewtopic.php?f=52&t=2203&start=5#p17118

Атомный ледокол "Ленин". 20 лет // Мурманское книжное издательство, 1980
Библиотека Ивана Паролова: http://www.mmflot.com/forum/viewtopic.p ... t=40#p4871

Над книгой работали:
Б. М. Соколов, Ю. И. Казачков, В. С. Маслов, В, А. Мизгирев, В. Ф. Пирогов, 3. А. Вибах.
Фото — В. Г. Кондратьев, Г. П. Погорелое, Е. А. Халдей
Художник А. А. Куприянов
Редактор А. Б. Тимофеев. Художественный редактор В. С. Жарков. Технический редактор А. Ф. Сергеев. Корректор 3. М. Лазько

  1. Часть I
  2. Часть II
  3. Часть III
  4. Экипаж а/л "Ленин" в канун 20-летия ледокола
  5. Атомный ледокол "Ленин". Краткий библиографический справочник
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11634
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Военная Разведка » 18 Ноябрь 2009 19:47

Сегодня в райое 16 часов на борт атомного ледокола "ЛЕНИН", лично капитану А.Н.Баринову были переданы новые сопроводительные штемпеля (каше)

 pp-Lenin-2009.jpg
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2483
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Ноябрь 2009 20:25

Предлагаемые добавления (выделены красным)

1956 заложен на Адмиралтейском заводе [ 24.VIII ]
1957 спущен на воду [ 5.XII ]
1959 выход на ходовые испытания [ 12.IX ]
1959 подьем флага [ 3.XII ]
1961 высадка станции «Северный полюс - 10»
1965 проводка по СМП отряда боевых кораблей ВМФ и ракетного крейсера “Варяг”

1968
1970 замена реакторной установки и ходовые испытания [ 12.XII.1967 - 24.V.1970 ]
1970 первая продленная навигация в западном секторе Арктики [ XI-XII.1970 ]
1971 сверхранний высокоширотный рейс Мурманск-Певек [ V-VI.1971 ]
1974 атомоход награжден высшей наградой СССР - орденом Ленина [ 10.IV.1974 ]

1974 операция «Ледовый причал-74»
1976 первый Ямальский экспериментальный рейс, операция «Ледовый причал-76»

1983 участие в спасательной операции в восточном секторе Арктики

1989 последняя навигация атомного ледокола "Ленин"
2009 ошвартован на постоянную стоянку у причала Морского вокзала г. Мурманск [ 5.V ]
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11634
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Ноябрь 2009 20:44

Получается примерно так:

 pp-cover-Lenin50.jpg
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11634
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Военная Разведка » 18 Ноябрь 2009 20:47

Оперативно :good: :good: :good:
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2483
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Ноябрь 2009 20:49

"Цигель, цигель! Ай-лю-лю!" (с) :)
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11634
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Военная Разведка » 18 Ноябрь 2009 20:57

Енто точно :yes:
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2483
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Ноябрь 2009 21:01

Предлагаемые добавления (выделены красным)

1956 заложен на Адмиралтейском заводе [ 24.VIII ]
1957 спущен на воду [ 5.XII ]
1959 выход на ходовые испытания [ 12.IX ]
1959 подьем флага [ 3.XII ]
Первая навигация -1960 (разрыв большой)-бездельничали :)
1961 высадка станции «Северный полюс - 10»
1965 проводка по СМП отряда боевых кораблей ВМФ и ракетного крейсера “Варяг”

1968-стоял в ремонте к чему 1968 г.???
1970 замена реакторной установки и ходовые испытания [ 12.XII.1967 - 24.V.1970 ]
Заменить 24.5.70 на 20.6.70 - приемка вэксплуатацию.
1970 первая продленная навигация в западном секторе Арктики [ XI-XII.1970 ]
1971 сверхранний высокоширотный рейс Мурманск-Певек [ V-VI.1971 ]
1974 атомоход награжден высшей наградой СССР - орденом Ленина [ 10.IV.1974 ]

1974 операция «Ледовый причал-74»
1976 первый Ямальский экспериментальный рейс, операция «Ледовый причал-76»
390-суточная навигация?

1983 участие в спасательной операции в восточном секторе Арктики

1989 последняя навигация атомного ледокола "Ленин"
2009 ошвартован на постоянную стоянку у причала Морского вокзала г. Мурманск [ 5.V ]


Чтот я намудрил, предложений своих не увидел.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Ноябрь 2009 21:04

Три раза отправлял, "пятница тринадцатое" вроде была :scratch:
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения