Атомный ледокол „Ленин“

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение polarpost.ru » 03 Октябрь 2008 17:26

Атомный ледокол "Ленин" в Библиотеке:

Атомный ледокол "Ленин". 20 лет / Мурманское книжное издательство, 1980
Стругацкий В. «Ленин» жив / Газета "Смена" 11.01—19.02.2010 г.

Как был построен атомный ледокол "Ленин" / Государственное союзное издательство судостроительной промышленности. Ленинград 1959 г.
polarpost.ru
 
Сообщения: 73
Зарегистрирован: 13 Февраль 2008 01:10

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Военная Разведка » 03 Октябрь 2008 23:53

Изображение
Фото из личного архива. © Афонин А.С.
при использовании фотографий, обязательная
ссылка на www.polarpost.ru)
«Ленин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.

Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (ныне «Айсберг») в 1953—1955 годах (проект № 92) после принятия решения о строительстве атомного ледокола 20 ноября 1953 Советом министров СССР. Главным конструктор был В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством И. И. Африканова. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 (почти «нержавейка») была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов.

Судно было заложено В 1956 на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде. Главный строитель — В. И. Червяков.
Судовые турбины — Кировского завода. Главные турбогенераторы — Харьковский электромеханический завод. Гребные электродвигатели — ленинградский завод «Электросила».

Спущен на воду 5 декабря 1957.
12 сентября 1959 года уже с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания под командованием П. А. Пономарева[1].

Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций и представителей разных стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР.

3 декабря 1959 года сдан Министерству морского флота. С 1960 года в составе Мурманского морского пароходства.
Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации. В 1966 по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трёхреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов.

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас проводятся работы по преобразованию его в музей и бизнес-центр в 2005.

Обладал хорошей ледопроходимостью. Атомный ледокол «Ленин» — гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Ядерная паропроизводительная установка водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывает пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя, последние приводят в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции. Имеются 2 автономные вспомогательные электростанции. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Экипажу созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. Полностью обеспечивается радиационная безопасность личного состава ледокола и окружающей среды.

История судна:

Тип Ледокол
Государство флага СССР
Порт приписки Мурманск
Спущено на воду 5 декабря 1957
Выведено из состава флота 1989
Современный статус: Корабль-памятник

Размеры
Водоизмещение 16 тыс. тонн (без балласта)
Длина 134,0 м. (наибольшая)
Ширина 27,6 м.
Высота борта 16,1 м.
Остальные характеристики
Силовая установка 2 атомных реактора, 4 турбины, 32,4 МВт (44 тыс. л. с.)
Скорость 18 узлов (33,3 км/ч)
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2482
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

Атомный ледокол

Сообщение Военная Разведка » 04 Октябрь 2008 00:46

Соколов Борис Макарович. Капитан атомного ледокола "ЛЕНИН"

КАПИТАН БОЛЬШОЙ ДУШИ

Изображение
- Есть люди, которыми мы по праву гордимся. К их числу относится Борис Макарович Соколов. Я не знаю его как капитана, так как не работал в море, но хорошо помню его как прекрасного человека. Скромного, доброжелательного, заботящегося о людях...
Такими словами председатель Мурманской областной думы Павел Сажинов открыл митинг, посвященный памяти выдающегося арктического моряка, Героя Социалистического Труда, почетного гражданина города-героя Мурманска, капитана атомного ледокола "Ленин" Бориса Соколова. У мемориальной доски у дома № 19 по улице Софьи Перовской собрались его коллеги и друзья, представители администрации области, общественных организаций.
Вспоминая Соколова, участники митинга говорили о нем как о настоящем моряке. Его трудовая деятельность началась в 1951 году на ледоколах "Илья Муромец" и "Сибиряков" в Ленинградском морском агентстве Главсевморпути. Через три года он "подрос" до старпома, а в 1961 стал капитаном первого в мире атомного ледокола "Ленин", экипажем которого руководил без малого четыре десятилетия. За этот срок через атомоход, который до сих пор называют кузницей кадров атомного флота, прошло более пяти тысяч человек, ставших впоследствии высококлассными специалистами.
Говорят, жизнь человека продолжается в делах и идеях, которые суждено воплотить его последователям. Борис Макарович приложил немало усилий, чтобы ледокол "Ленин", давно выведенный из эксплуатации, не канул в Лету, а занял достойное место в истории морских ледовых походов. На борту первенца гражданского атомного флота страны будет открыт музей освоения Арктики. Мощное судно, не один десяток лет бороздившее просторы океана, станет символом мужества и славы заполярной столицы. И те, кому доведется подняться на мостик этого исполина, наверняка вспомнят добрым словом знаменитого капитана.

21.06.2006
Юлия НОВИКОВА

http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=200606214168
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2482
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Военная Разведка » 04 Октябрь 2008 00:59

Атомный ледокол "Ленин" 1999-2000

Изображение
в доке
Изображение
машинное отделение
Изображение
капитанский мостик
Изображение
АЦПУ
Изображение
кают-компания
Изображение
фойе
Изображение
у причала



Кастерин Александр Епифанович (сменный капитан 90-е годы)
Изображение Изображение

Изображение Изображение Изображение Изображение

Фото из личного архива. © Афонин А.С. (при использовании фотографий, обязательная ссылка на www.polarpost.ru)
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2482
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение [ Леспромхоз ] » 04 Май 2009 11:50

Атомоход «Ленин» готовится пришвартоваться на место вечной стоянки
4 мая 2009, 13:30
http://www.b-port.com/news/archive/2009-05-04-22/

Завтра, 5 мая, у понтонного причала Морского вокзала в Мурманске состоится первая швартовка атомного ледокола «Ленин» на месте его вечной стоянки.

Как сообщает пресс-служба ФГУП «Атомфлот», швартовная операция займет длительное время. Ориентировочный отход судна от причала ФГУП «Атомфлот» в 3.00 утра, а подход атомохода к причалу морвокзала ожидается приблизительно в 6 часов утра.

Нынешняя швартовка легендарного ледокола у морвокзала первая в его истории, но еще не завершающая процесс постановки атомохода на вечную стоянку. Как мы уже сообщали, через несколько месяцев предстоит доковый ремонт атомохода и только после его завершения ледокол окончательно встанет на штатное место стоянки.

Краткая историческая справка

Закладка ледокола «Ленин» состоялась 24 августа 1956 года в Ленинграде на Адмиралтейском заводе. 5 декабря 1957 года он был спущен на воду и достраивался у стенки завода. В августе 1959 года состоялся физический пуск реакторов. 12 сентября атомоход вышел на ходовые испытания в Финский залив и 3 декабря по их окончании Государственная комиссия приняла ледокол. В тот же день на нем был поднят Государственный флаг СССР. С этой даты ведется отсчет не только биографии первого атомного ледокола, она отмечается как День рождения отечественного атомного ледокольного флота.

Ледокол на пять лет превысил отпущенный ему проектом срок эксплуатации и отработал на ледовых трассах 30 лет. За это время было проведено во льдах Арктики 3741 транспортное и ледокольное судно, пройдено 654 400 морских миль (в том числе 563600 – во льдах) - в наглядном «переводе» это расстояние составляет 30 кругосветок по экватору.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Атомный ледокол

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Май 2009 18:39

Ледокол «Ленин» замер у своего причала в центре Мурманска
5 мая 2009, 18:25
http://www.b-port.com/news/archive/2009-05-05-40/

Сегодня в Мурманске атомный ледокол «Ленин» совершил первую швартовку на месте своей вечной стоянки у понтонного причала Морского вокзала. Теперь от главной площади областного центра Пять Углов до его борта можно дойти за 15 минут. Величественное судно сразу же придало некоторую весомость привычному для большинства мурманчан виду на западный берег Кольского залива.

Конечно, мощному корпусу атомохода несколько тесновато в подготовленном для него месте почти в самом центре города-героя Мурманска. Нет тех белых и бесконечных просторов Арктики, где провел большую часть своей славной жизни корабль-легенда. Теперь ледокол надежно зажат личным причалом и забором судоремонтного завода, часть которого была более года назад закрыта щитами наглядной агитации, посвященной истории освоения Арктики.

Первыми посетителями ледокола сегодня стали представители региональных СМИ. Перед журналистами выступили генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша, президент Фонда поддержки атомохода «Ленин» Анатолий Александрович, главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка и действующий капитан атомного ледокола «Ленин» Александр Костерин.

«Швартовая операция на месте вечной стоянки первенца атомного ледокольного флота завершилась около 5 часов 05 минут и стала первой в истории легендарного ледокола, но не окончательной, - сказал Владимир Блинов, пресс-секретарь ФГУП «Атомфлот».- Через несколько месяцев должен быть проведен доковый ремонт атомохода, и только после его завершения ледокол окончательно станет на штатное место стоянки. Легендарный ледокол станет доступен для посетителей только к 3 декабря 2009 года, когда будет отмечаться 50-летие атомного ледокольного флота России. Это первое атомное судно в России, которое получило статус свободного доступа. На его борту будет открыта экспозиция, рассказывающая о развитии арктических регионов нашей страны и ледокольно-транспортного флота».

Напомним, ледокол «Ленин», выведенный из состава флота в связи с достижением предельных сроков эксплуатации в 1989 году, является федеральной собственностью. В 1995 году возникла идея переоборудовать первенец гражданского атомного флота в музей Арктики и освоения Северного морского пути.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Атомный ледокол "Ленин"

Сообщение Военная Разведка » 06 Май 2009 11:40

Фоторепортаж из Мурманска

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Фото из личного архива. © Афонин А.С. (при использовании фотографий, обязательная ссылка на www.polarpost.ru)
Аватара пользователя
Военная Разведка
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2482
Зарегистрирован: 24 Август 2007 17:17

Библиотека а/л "ЛЕНИН"

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Май 2009 16:42

В историю уходит «Ленин», беря с собой страницы книг

Романы Джека Лондона, Томаса Манна, Мигеля де Сервантеса, изданные в 50-х годах прошлого века, зачитанные почти до прозрачности страницы журналов «Москва», «Новый мир», «Иностранная литература»… Забреди сюда случайно какой-нибудь книгочей - и не выберется, часами перелистывая уже тронутые временем уайльдовский «Портрет Дориана Грея» или шолоховскую «Поднятую целину». А если повезет, отыщет на плотно заставленных полках сборник пьес Бернарда Шоу от 1916 года, и время остановится, давая в сотый раз насладиться головокружительным превращением Лизы Дулитл.

В общем, все как в обычной библиотеке, вот только случайному читателю забрести сюда вряд ли удастся, поскольку библиотека эта не просто уникальная. Теперь она навечно часть легенды российской атомной энергетики. Как, собственно, и место «прописки» - атомный ледокол «Ленин».

Проект первого в мире ледокола сразу предусматривал наличие на его борту библиотеки. Недаром ведь население страны Советов славилось как самое читающее на планете. В трех объединенных друг с другом каютах в лучшие времена размещалось до пяти-шести тысяч книг.

- «Ленин» был построен на Адмиралтейском заводе в Ленинграде и там же комплектовался судовым имуществом, в том числе книгами. Их мы получали в бибколекторе, который находился на Литейном проспекте, - вспоминает ветеран «Атомфлота», а тогда инженер службы радиационной безопасности Михаил Петрович Филиппов. - Сотрудники этого учреждения относились к нам очень тепло и подбирали лучшие книги, которые сложно было достать, - люди с ночи занимали очереди в магазины подписных изданий. Да и как могло быть по-другому - все-таки первый в мире атомный ледокол.

Иногда пополняли «ленинский» библиотечный фонд и сами авторы. Михаил Петрович помнит случаи, когда, посещая борт первенца атомного флота, свои произведения дарили экипажу Виктор Конецкий и Константин Симонов.

Сохранившиеся книжные формуляры пестрят должностями членов экипажа и иногда обрываются на фразе «выдана» такого-то числа.

- Что, бывали случаи, когда книжки «зачитывали»? - спрашиваю.

- Бывало, конечно, как и в любой библиотеке, - лукаво улыбается мой собеседник.

Да и как было не зачитаться в те времена «Мастером и Маргаритой», снабженной перепечатанными на пишущей машинке неизвестно где раздобытыми текстами купюр, тщательно вымаранными цензорами для первой официальной публикации бессмертного творения в журнале «Москва».

А в 70-х «ленинское» общество книголюбов занялось модным для советской интеллигенции хобби - переплетным делом. Да так увлеклись, что на всероссийском слете любителей книги заняли второе место среди переплетчиков-любителей. Переплеты те и сейчас хранятся на книжных полках.

Впрочем, не только к вечному и прекрасному приобщала моряков библиотека - целый раздел здесь посвящен серьезным техническим трактатам.

- Первый экипаж был молодой, средний возраст моряков - 23 года. Техника тоже новая, и осваивать ее приходилось прямо на борту, - рассказывает нынешний капитан «Ленина» Александр Костерин. - Вообще, библиотеку собирали с большой любовью, как, собственно, и строили ледокол. Его создавало более 500 предприятий страны, и до сих пор здесь даже запах… уютный какой-то.

Так и путешествовала 30 лет уникальная библиотека вместе с уникальным атомоходом по арктическим морям, невольно становясь свидетельницей и участницей уникальных операций. К примеру, в самом начале истории случился у нештатных библиотекарей аврал: из-за секретной по тем временам операции атомоход тряхнуло так, что все книги разлетелись по помещениям. На наведение порядка потребовалось немало времени. Сейчас гриф «секретно» с тех событий снят, и посвященные знают, что причиной «книжного переполоха» стал сброс реакторного отсека на дно Карского моря.

- Дело в том, что к тому времени, как ледокол был построен, появился новый тип реакторов. И тогда впервые в мире были проведены уникальные работы по замене реакторного отсека, - рассказывает капитан.

У ледокола «подрезали» днище, отбуксировали в Карское море и там опустили отсек на морской грунт. Опережая причитания экологов, подчеркну, что ядерное топливо к тому моменту было выгружено и на реакторах проведены все положенные мероприятия по установке биологической защиты. Затем судно притащили на завод в Северодвинске, где установили новый реактор. Этот опыт никто в мире пока не повторил. Но библиотеке тогда «досталось» крепко.

Впрочем, атомоход уже и сам стал героем книг. Наверное, они тоже займут свое место на «ленинских» полках рядом с почти раритетным собранием сочинений «однофамильца» первенца атомного флота, без которых в советские времена не могла обойтись ни одна библиотека. А людям, неравнодушным к истории страны и родного края, скоро повезет увидеть все это собственными глазами. В ближайшие дни «Ленин» планируют поставить на пробную стоянку у причала Мурманского морского вокзала.


Екатерина КОЗЛОВА
Опубликовано: "Мурманский вестник" от 29.04.2009
http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=20090429918
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Спуск на воду а/л "Ленин" 05.12.1957

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Май 2009 18:44

Изображение
Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы 1926-1996 // Санкт-Петербург Издательство "Гангут" 1996, ISBN 5-85875-110-5

 2009-05-29_193458.jpg
"Ленин" (зав. № 701)
строился на Адмиралтейском заводе, заложен 24.08.1956, спущен на воду 05.12.1957, сдан флоту 03.12.1959, главный строитель и ответственный сдатчик В. И. Червяков; атомный ледокол

Спуск на воду атомного ледокола "Ленин". Художник В. Ф. Штраних
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11539
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Главный конструктор Неганов

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Июль 2009 21:13

 Гл констуктор Неганов-Ленин-086620.jpg
Описание: Главный конструктор атомного ледокола "Ленин" Василий Неганов.
Дата события: 01.06.1974
Автор: В. Барановский, STF
Источник: РИА Новости
Оригинал: 35 мм негатив
Дата поступления: 22.03.2005
Архивный номер: RIA05-037209, А74-6362
http://visualrian.ru/images/item/86620
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Иван Кукушкин » 23 Июль 2009 16:45

Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11539
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Атомоход "Ленин", Ленинград 1959 г.

Сообщение Иван Кукушкин » 25 Июль 2009 00:05

 lenin_vdovenko-1959.jpg
Атомоход Ленин, Ленинград 1959г.. Фотограф Б.Вдовенко

http://www.flickr.com/photos/39332868@N00/3116907652/
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11539
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Атомный ледокол „Ленин“

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Август 2009 15:37

«Наука и жизнь», 1957, №11.
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/''Nauka_i ... 1957_.html

 NIZ-1157-02.jpg
Флагман арктического флота

На одном из ленинградских заводов строится первый в мире атомный ледокол, на борту которо­го будет сиять бессмертное имя — «Ленин».

Флагман советского арктического флота будет не только первым кораблем с атомным двигате­лем, но и самым большим среди ледоколов ми­ра. Его водоизмещение — 16 тысяч тонн, мощ­ность двигателей — 44 тысячи лошадиных сил; длина корабля — 134 метра, ширина (наибольшая) — около 28 метров. Полярный гигант может взять та­кой запас ядерного топлива, что его хватит на год плавания без захода в порты. А ведь у таких ле­доколов, как например «Ермак», 1600—1800 тонн угля едва хватает на месяц плавания. Строитель­ство атомного ледокола — свидетельство высоко­го уровня развития производительных сил нашей страны, замечательных достижений советской нау­ки, мирных устремлений Советского государства.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11539
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Смирнов К.Д., Атомный ледокол „Ленин“ // Гангут 8/95

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Август 2009 20:08

Гангут — вып. 8: Сб.ст. — СПб.: ЛЕНКО, издательство «Гангут», 1995 — 144 с, ил. ISBN 5-85875-030-3

 gangut-0895_lenin-01.jpg
Атомный ледокол «Ленин»
К. Д. Смирнов
© К. Д. Смирнов, 1995

Создание первого в мире атомного ледокола «Ленин» проходило в трудной обстановке: во всем сказывались последствия тяжелой войны 1941 —1945 годов. Управление народным хозяйством, организация производства в ведущих отраслях промышленности сталкивались с большими сложностями. Международное положение характеризовалось разгаром «холодной войны» — противостоянием двух социальных сис­тем. В СССР развивались новые отрасли хозяйства, такие, как атомная энергетика, электроника, телевидение и другие быстрорастущие отрасли индустрии. Совершенствовались организация и управление промышленностью через аппараты Государственных Комитетов при Правительстве, создание самостоятельных министерств и ведомств в специализированных отраслях. Все это сопровождалось гибкой кадровой политикой. Достаточно сказать, что за десятилетие — с 1950 по 1959 года в судостроительной промышленности сменилось четыре министра.

В этих условиях работа коллектива специализированного Центрального конструкторского бюро по ледоколостроению — ЦКБ-15, отличалась целеустремленностью, широким научным подходом к проблеме использования энергии атома в мирных целях, на пользу экономике страны, и особенно, в целях освоения ее огромных арктических пространств, высокими темпами проектирования и профессионализмом сотрудников.

Идея создания ледокола на атомном двигателе принадлежит В. А. Малышеву (1902—1957)— в 1947—1953 годах заместителю Председателя Совета Министров и одновременно в 1950—1953 годах Министру тяжелого машиностроения, куда входила судостроительная отрасль. Находясь на этих постах, он проявил большую заинтересованность в проектировании крупного — водоизмещением 30 тысяч тонн — турбоэлектрического ледокола. Перейдя летом 1953 года на работу в атомную промышленность, Малышев оказывал всяческое содействие и созданию атомного ледокола. В июне 1953 года судостроительная отрасль выделилась в самостоятельный Государственный Комитет по судостроению во главе с И. И. Носенко (1902 —1956). Его сменил А. М. Редькин (1900 — 1963), который, по существу, и руководил всеми работами по атомному ледоколу. В Госкомитете проектирование и строительство ледокола курировал Б. Г. Чиликин, начальник Главного Управления. Организацией-проектантом был определен коллектив ЦКБ-15 (впоследствии ЦКБ «Айсберг»), предприятием-строителем — Адмиралтейский завод в Ленинграде.

Главным конструктором атомного ледокола «Ленин» назначили В. И. Неганова (1899 —1978). В ЦКБ «Айсберг» сложилась следующая организация работ, которая координировалась главным инженером Б. Я. Гнесиным (1903— 1974). Работами по корпусной части руководил Н. К. Горбатенко, судовым системам — П. П. Березин, атомной паропроизводящей установке (АППУ) — А. И. Брандаус, электрооборудованию — Н. А. Агафонов. Внутренним оборудованием, устройствами и дельными вещами заведовал Н. С. Носов, интерьерами, оборудованием помещений, мебелью, фурнитурой — О. А. Арнольд, технологией строительства, включая работы по доизоляционному насыщению, сварке, контроль допусков и посадок — Д. Н. Сагалович.

Помимо общей организации работ на главного инженера возлагалось руководство службами стандартизации и унификации материального обеспечения, деятельностью архивов и копировальных служб, издательским производством, решение кадровых вопросов. Главный конструктор атомного ледокола (получившего наименование «проект 92») получил возможность сосредоточиться на разработке технической политики проекта, внедрении научно-технических достижений, анализе и перспективах проектных решений.

Принятый за прототип проект турбоэлектрического ледокола требовалось оснастить АППУ, обеспечив полную надежность энергетической установки. Разрабатывались новые образцы оборудования и материалов, тщательно отрабатывались системы. Были подвергнуты скрупулезной проверке и контролю 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов судового оборудования. Многие из них проходили предварительную проверку и испытания на вибрацию, подвергались интенсивным статическим и динамическим нагрузкам. Особо стояла проблема биологической защиты личного состава ледокола от радиоактивных излучений. Уровень норм допустимых в те годы излучений при проектировании снизили в 10 раз. Впоследствии этот уровень оказался соответствующим нормам, принятым сегодня во всем мире. Если бы это не сделали сразу и защиту выполнили по прежним нормам, то для того, чтобы она соответствовала ныне действующим нормам, пришлось бы переделывать биологическую защиту уже на готовом судне. Это привело бы к изготовлению новых корпусных конструкций и, соответственно, к дополнительной нагрузке масс, увеличению размеров и объемов самой защиты.

Внедрение биологической защиты, как оказалось впоследствии, улучшило условия обитаемости. Значительно уменьшилась бортовая качка на волнении из-за рационального размещения по высоте реакторного отсека с его биологической защитой — баком ЖВЗ — массой более 3000 т.

После предварительной проработки принципиальных положений проекта, которая велась в обстановке строжайшей секретности, в Министерство судостроительной промышленности и Правительство направили заключение о принципиальной возможности строительства ледокола с атомным двигате­лем. Только после этого ЦКБ «Айсберг» в конце 1953 года получило указание о начале проектирования. В эскизном проекте затрагивались такие проблемы, по которым не было ни готовых решений, ни прототипов. Прежде всего это относилось к АППУ и обслуживающим ее системам. Из-за невозможности быстрого изменения мощности реактора режим работы турбоэлектрической установки «подгонялся» под режим работы реактора, в свою очередь гребные винты «привязывались» к действию турбоэлектрической установки. Затем разработали автоматическую систему сброса избытка пара на главные конденсаторы. В результате удалось добиться постоянного режима работы реактора на заданном уровне. После этого началась доводка оборудования до достижения им полной надежности. Все комплектующее оборудование испытывалось на различных режимах, в случае отказов агрегатов они тщательно дорабатывались. Изменение параметров одного механизма нередко вызывало пересмотр режимов работы остальных. Только рядом последовательных приближений добивались нужного показателя. В результате комплект оборудования паросиловой установки удалось довести до стопроцентной надежности. Для безопасного действия реакторов предусмотрели особые водяные системы. Выработка пара и горячей воды для нужд экипажа была отделена от реакторных систем, поэтому попадание в бытовые системы радиоактивных веществ исключалось. Сточные воды с низким содержанием радиоактивных отходов сливались в специальные цистерны.

Параллельно с решением задач по размещению АППУ в судовом корпусе в проектной организации под руководством главного конструктора И. И. Африкантова велись работы по доводке реактора и обслуживающих его систем. Всевозможные усовершенствования оперативно вносились в проектные чертежи.

После отработки биологической защиты АППУ приступили к проектированию корпусных конструкций ледокола. Был выполнен анализ прочности и работоспособности бортового набора и ледового пояса наружной обшивки существовавших в то время ледоколов. По его результатам расчетным путем определили размеры связей, толщины обшивки листов наружной обшивки, палуб, переборок, двойного дна. Размеры корпусных конструкций выбирались также исходя из случая возможной аварии. В итоге толщина наружной обшивки достигла 50 мм.

 gangut-0895_lenin-02.jpg
Форма обводов корпуса отрабатывалась в результате серии модельных испытаний в ледовом опытовом бассейне Арктического и антарктического научно-исследовательского института. В спецификационных ведомостях появились новые для судостроителей материалы: ванадий, вольфрам, гафний, кадмий, молибден, уран, цирконий. Строить атомный ледокол поручили Адмиралтейскому заводу, поскольку у заводчан имелся некоторый опыт работы с ледоколами: в 1925 году они восстановили «Торос», в 1928 году капитально отремонтировали «Ермак», в 1934 —1937 годах построили серию ледокольно-гидрографических судов типа «Океан», в 1936 —1938 годах — ледокольные транспортные суда типа «Дежнев» и в 1952 году — восстановили ледокол «Красин».

17 июля 1956 года были заложены первые корпусные конструкции ледокола. Бригады судосборщиков Т. Андреева и К. Богданова начали сборку первой 80-тонной днищевой секции. 25 августа она легла на стапель и строительство атомного ледокола началось. Адмиралтейцы с большим энтузиазмом приняли в нем участие. За время постройки атомохода было подано свыше 500 рационализаторских предложений, принесших экономию в размере свыше четырех миллионов рублей. Только в районе центрального отсека специалисты предприятия «Эра» уложили 350 километров электрического кабеля различных марок и назначений. На ледоколе проложили 48 самостоятельных систем трубопроводов различного назначения, трубы которых протянулись бы на 75 километров.

Особенно много хлопот вызывали сварочные работы. Требовалась проверка надежности каждого соединения, особенно при сварке нержавеющих сталей, где швы проходили рентгеновский контроль. Наиболее ответственные сварные соединения проходили контроль одиннадцатью различными способами.

По инициативе начальника корпусообрабатывающего цеха Н. Мартьянова, начальника плаза А. Воронова, бригадиров разметчиков Н. Орлова и Г. Кашинова при постройке ледокола использовали фотопроекционный метод разметки, который на 40 процентов снижал трудоемкость работ и значительно экономил время. По данным с плаза изготовлялись чертежи-шаблоны отдельных деталей набора и листов наружной обшивки. Они фотографировались и через проекционный аппарат переносились на металл. Так было размечено около 70 тысяч разных деталей весом от нескольких килограммов до нескольких тонн.

Для отработки сборочно-сварочной технологии изготовили несколько секций, на которых в закрытых помещениях выявлялись производственные дефекты. Только после этого окончательно утверждалась технология сборочно-сварочных работ и способ формирования корпуса из секций. Полученный ценный опыт впоследствии перенесли на судостроительные верфи страны, и в настоящее время в ряде случаев он не потерял актуальности.

Объемные секции весом до 80 т изготавливались на участках предварительной сборки, а затем в готовом виде подавались на стапель.

Корпус атомохода массой 11 000 т сформировали на стапеле к концу 1957 года. Для повышения плавучести и предотвращения удара форштевня о дно Невы во время спуска на воду, под оконечности корпуса подвели специальные понтоны. Они же увеличивали остойчивость ледокола при соприкосновении с водной поверхностью.

В постройке ледокола самое активное участие принимали начальник корпусного цеха А. И. Горбушин, главный конструктор по корпусу в заводском конструкторском бюро М. К. Глозман, старший строитель В. Л. Гуревич, его помощник В. Н. Барабанов, старшиймастер Я. А. Кремер, инженеры К. К. Поляков, М. М. Мацов, А. А. Григорьев.

 gangut-0895_lenin-03.jpg
С 3 по 5 декабря 1957 года ледоколы «Волынец» и «Капитан Мелехов» тщательно разбили лед на Неве, очистив акваторию для спуска атомохода. 5 декабря, в полдень, когда ударила пушка Петропавловской крепости, лучший такелажник завода С. К. Лабынцев перерубил задержник. Освобожденный от курков, ледокол вздрогнул, потом нехотя дернулся и, убыстряя движение на спусковых дорожках, вышел на невский простор. Из-под кормы вырвался водопад воды, с грохотом потравилась якорь-цепь и, выскочив под самые берега Балтийского завода, атомоход закачался на воде.

 gangut-0895_lenin-04.jpg
На следующий день его подвели к достроечному пирсу и начали погрузку крупносекционных блоков надстройки общим весом 750 т и размерами 80 х 48 х 15 м. В них уже оборудовали почти 300 жилых помещений. В этой огромной надстройке выполнили только изоляционных работ на площади в 27 тыс. м2, закончив насыщение, а затем ее полностью окрасили.

Далее начались работы по установке АППУ, контролю и испытанию ответственных узлов энергетической установ-ки, комплектование систем и устройств, затяжка и монтаж кабельных трасс, монтаж навигационного оборудования, средств связи, отделка помещений.

В начале 1959 года постройка ледокола была завершена. В течение всего года шла интенсивная отработка отчетной документации, опробование механизмов и оборудования, заводские испытания по государственным програм­мам. 3 декабря члены государственной комиссии подписали акт приемки атомного ледокола «Ленин». Этот день можно по праву считать началом эры использования ядерной энергии на морском транспорте. Создание атомного ледокола открыло принципиально новые возможности в освоении Арктики и перспективы дальнейшего развития народного хозяйства северных районов страны.

После завершения достройки ледокол вышел в плавание вокруг Скандинавии к порту приписки — Мурманску. Началась практическая эксплуатация атомохода. Вот как вспоминает те дни капитан атомного ледокола «Ленин» Б. М. Соколов: «... Как вышли мы в декабре 1959 года в первый опытный рейс, так и растянулся он на долгих тридцать лет. Те первые годы незабываемы. 4 ноября 1959 года назначили меня дублером капитана к прославленному Павлу Акимовичу Пономареву. Самая первая навигация началась 14 июля 1960 года и продолжалась 3 месяца и 10 дней. Ледокол прошел 10 008 миль, из которых 7327 миль в тяжелых льдах. За навигацию вместе с другими ледоколами было проведено по трассе Северного морского пути 92 судна. Во вторую арктическую навигацию в 1961 году перед экипажем поставили одну из наиболее сложных в его биографии задач. Требовалось пробиться в район плотных трехметровых и большей толщины льдов в
 gangut-0895_lenin-05.jpg
Чукотском море, доставить на многолетнюю льдину экспедиционный груз, построить дрейфующую полярную станцию "Северный полюс-10", высадить коллектив зимовщиков. До этого их на станции "СП" перевозили самолетами. Кроме того, необходимо было расставить вдоль кромки многолетних льдов 16 дрейфующих автоматических радиометеорологических станций (ДАРМС). Было пройдено 2200 миль. Рейс доказал возможность продлить сроки арктической навигации, свободно плавать в высоких широтах даже глубокой осенью, когда море сковывает крепкий лед и наступает полярная ночь. В мае 1962 года меня утвердили капитаном ледокола. П. А. Пономарев ушел на пенсию, оставив атомоход на меня. За первые шесть навигаций "Ленин" прошел в тяжелейших условиях Арктики 82 тысячи миль, провел самостоятельно около 400 судов по трассе СМП».

 gangut-0895_lenin-06.jpg
 gangut-0895_lenin-07.jpg
 gangut-0895_lenin-08.jpg
Затем пришла вторая молодость атомного ледокола «Ленин» — он получил новую АППУ. Замена аварийной энергетической установки оказалась трудной инженерной задачей, которую успешно решили с привлечением специалистов высокой квалификации по удлиненным кумулятивным зарядам (УКЗ). Идея заключалась в том, чтобы с помощью УКЗ полностью отделить центральный отсек, заменив его блоком корпуса с новой АППУ. В 1970 году с помощью УКЗ-40 в морских условиях, в физической среде «воздух-воздух», на атомном ледоколе «Ленин» провели уникальную операцию по вырезке аварийного реакторного отсека габаритами около 8 х 8 х 8 м и массой порядка 25 процентов от массы корпуса. За доли секунды заряды перебили продольные переборки из высоколегированных сталей толщиной 36 мм. Взрыв УКЗ сопровождался ударной волной, разлетом продуктов взрыва и осколков облицовки заряда, а также акустической волной и ударным сотря­сением. Для защиты элементов конструкций, смежных с районом взрыва (реза), от его поражающих воздействий были применены защитные устройства в виде металлических, резиновых и деревянных кожухов. Эта операция обеспечила в сжатые сроки ввод в строй аварийного судна.

 gangut-0895_lenin-09.jpg
С новой АППУ, близкой по конструкции к готовящейся для атомных ледоколов второго поколения типа «Арктика», ледокол «Ленин» открыл новую страницу своей биографии. В навигацию 1974 года атомоход осуществил ряд проводок транспортных судов в так называемых снабженческих рейсах в отдаленные и труднодоступные портопункты и на полярные станции в Арктике. Он же выполнил операцию, получившую известность среди полярников как «Ледовый причал-74».

Ранней весной следующего года аналогичная акция закончилась доставкой для трех арктических поселков грузов, в числе которых были дизельное топливо, аппаратура и снаряжение для буровых вышек, одежда и снабжение для геологов.

АППУЧисло реакторовРасход пара, т/чТемпература пара, •сДавление пара во втором контуре, атмДавление пара в первом контуре, атмТемпература С° на выходе из реактораТемпература С° на входе в реакторКоличество каналов в реакторе
Первая331029029,5180325248219
Вторая231029029,5130310286241
Важное значение имела операция «Ледовый причал-76», когда на Ямал в сопровождении ледокола «Ленин» прошел дизель-электроход «Павел Пономарев». Этот экспериментальный рейс навсегда вошел в историю арктических плаваний.

В конце марта атомный ледокол провел ледокольно-транспортное судно, носящее имя первого капитана атомохода, с четырьмя тысячами тонн груза для строительства газопровода Уренгой — Западная Европа. Груз доставили в срок и выгрузили прямо на необорудованный берег.

Так атомный ледокол «Ленин» доказал возможность регулярного снабжения нефтяных и газовых промыслов морским путем ранней весной, до начала нормальной навигации в Арктике.

В 1976 году навигация атомохода «Ленин» длилась 11 месяцев, а затем состоялся рейс продолжительностью 390 суток! Он стал новым шагом к круглогодичному судоходству в Северном Ледовитом океане.

Атомный ледокол «Ленин» явился пионером освоения Арктики в условиях научно-технической революции середины XX века. В его плаваниях накапливался опыт мирного использовлания энергии атома, готовились специалисты высокого класса.

Если за 20 лет работы в Арктике атомоход провел свыше двух тысяч судов, пройдя во льдах путь, равный 17 земным экваторам, то следующее пятилетие добавило еще около 300 судов, проведенных сквозь льды. В целом за 30 лет эксплуатации ледокол прошел во льдах почти миллион миль.

Многолетняя успешная эксплуатация атомного ледокола «Ленин» открыла дорогу новым инженерно-техническим решениям при создании атомоходов второго поколения типов «Арктика», «Таймыр» и «Россия». После вывода ледокола «Ленин» из эксплуатации в начале 1990 года на нем планируется создать музей арктического атомного ледокольного флота, сохранив судно как первенец отечественного атомного судостроения.

Литература

Сравнительные характеристики атомных ледоколов первого и второго поколений
Характеристики«Ленин»«Арктика»
Длина наибольшая, м134,1147,9
Ширина наибольшая, м27,629,9
Высота борта до верхней палубы, м16,117,2
Осадка по конструктивную ватерлинию, м9,611,0
Водоизмещение наибольшее, т19 00023 460
Мощность АППУ, МВт32,355,1
Основные параметры АППУ:
тепловая мощность, МВт270300
давление в первом контуре, МПа17,612,7
температура на выходе, °С325300
давление во втором контуре, МПа3,13,1
температура питательной воды, °С105104
Продолжительность кампании, ч900012 000
Мощность на валах, МВт28,048,6
Распределение мощности по валам1:2:11:1:1
Максимальная скорость, уз1821
Экипаж, чел171148
1. Неганов В. И. Ледоколостроение от «Ермака» до «Арктики». Конспект лекции в Доме научно-технической пропаганды. Ленинград, 8 мая 1976 года (архив автора).
2. Неганов В. И. Первенец атомного флота // Атомный ледокол «Ленин». Л.: Лениздат, 1960.
3. Неганов В. И., Гнесин Б. Я. Атомный ледокол «Ленин» в Арктике // Судостроение. 1961. № 8.
4. Как был построен атомный ледокол «Ленин». Л.: Судпромгиз, 1959.
5. Атомный ледокол «Ленин» // Судостроение. 1959. № 1.
6. Стефанович А. Н. Создание в СССР мощных атомных ледоколов для Арктики // Из истории отечественного судостроения. НТО Судпрома им. акад. А. Н. Крылова. Материалы по обмену опытом. Вып. 347. Л.: Судостроение, 1981.
7. Хлопкин Н. С. и др. Атомному ледоколу «Ленин» — 25 // Атомная энергия. 1984. Т. 57. Вып. 5.
8. Амосов А. Г. Опытная эксплуатация атомного ледокола «Ленин». Хроника первых рейсов // Судостроение. 1990. № 4.
9. Демьянченко В. Я., Шершнев В. Н. Советские атомные ледоколы // Судостроение. 1985. № 8.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11539
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Пономарев П. А., "Первенец атомного флота" (1958)

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Август 2009 14:58

 TM_03_1958.jpg
"Техника-Молодежи" 3/1958

Первенец атомного флота
П. А. Пономарев, капитан атомного ледокола «Ленин»

У одного из причалов судостроительного завода города Ленина строится чудесный корабль — атомный ледокол «Ленин». Создание этого ледокола дает нам новое могучее средство в деле освоения Северного морского пути.

Наш отечественный ледокольный флот пополнится кораблем, который будет вдвое мощнее самого крупного в мире американского ледокола «Глетчер», не говоря уже о преимуществах движения на атомной энергии.

После Великой Октябрьской революции развернулась поистине героическая борьба за превращение Северного морского пути в постоянно действующую транспортную магистраль. Это имело важнейшее значение для широкого освоения полярных районов нашей страны, недра которых — неистощимая сокровищница полезных ископаемых. Особую роль эта транспортная магистраль играет для связи западных районов СССР с Дальним Востоком.

Короткая полярная навигация, необходимость каждые две-три недели заходить в порты для пополнения запасов топлива, тяжелые льды, которые предательски надвигаются из океана даже в летние месяцы, — все это помехи, которые не давали возможности быстро и значительно расширять перевозки грузов на полярных морях Советского Союза. Даже такой богатырь, как ледокол «Ермак», обычно работает на полную мощность во льдах только 15 — 20 суток. На приемку топлива и подход к базам снабжения он тратит не менее 20 — 25% своего рабочего времени.

Совсем иные показатели будут у ледокола «Ленин».

Этот корабль неизмеримо увеличивает могущество человека в борьбе с полярными льдами. Используя в качестве источника энергии ядерное «горючее», корабль сможет работать целый год, не пополняя запасов топлива. За это время при его скорости можно несколько раз обойти вокруг земного шара без единого захода в порты.

Развивая на чистой воде скорость 18 узлов (32 км/час), ледокол «Ленин» сможет ломать лед толщиной около двух метров. В особо тяжелых льдах кораблю придется иногда прибегать к обычному для ледоколов маневру — отходить назад, разгоняться и выскакивать на лед носовой частью.

Ледокол «Ленин» предназначен для проводки крупных морских транспортов по Северному морскому пути.

Я больше 35 лет плавал на ледоколах «Ермак», «Красин», «И. Сталин» и на других кораблях. Десятки лет назад мне посчастливилось начать трудную школу ледового плавания на небольшом ледоколе «Ленин».

Но могла ли мне тогда прийти в голову мысль, что я буду командовать фантастическим полярным гигантом, также носящим дорогое веем трудящимся имя «Ленин»! Это огромное счастье — чудесное превращение в реальность самых смелых технических идей. Немало молодых моряков — самых мужественных, стойких и трудолюбивых — также получат почетное право плавать на могучем атомоходе.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11539
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения