Северный морской путь

От ладьи и коча до атомохода.

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Июль 2011 09:57

30 июня 13:00
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин принял участие в Межрегиональной конференции региональных отделений партии «Единая Россия» Уральского федерального округа на тему «Стратегия социально-экономического развития Урала до 2020 года. Программа на 2011-2012 годы»
http://premier.gov.ru/events/news/15751/

Выступление В.В.Путина на конференции

    ... Хочу здесь подчеркнуть: своё присутствие в Арктике Россия намерена, безусловно, расширять. Мы открыты для диалога с нашими зарубежными партнёрами, со всеми соседями по арктическому региону, но, разумеется, собственные геополитические интересы будем защищать твёрдо и последовательно. Будем развивать в регионе современную пограничную инфраструктуру, метеорологические станции, систему мониторинга за состоянием природы и биоресурсов.
    В российской Арктике нам предстоит провести настоящую генеральную уборку: утилизировать мусор, пресловутые бочки с горюче-смазочными материалами, которые десятилетиями копились вокруг станций, военных баз и северных поселков. Я был там в прошлом году, посмотрел – просто ужас какой-то! Всё брошено в таком количестве, которое просто и не снилось. Брошено, и всё! Во многих местах проржавели эти бочки, всё вытекает наружу. А вы представляете, Арктика – многие из здесь находящихся в зале знают, как там уязвима экологическая среда. И если сегодня это не начать, то последствия продолжения такой бесхозяйственности могут быть необратимыми.
    Мы также не вправе забывать о бережном отношении к традициям и хозяйственному укладу коренных народов Севера, для которых Ямальская тундра, Югорская тайга, Полярный Урал – это родной дом, родина их предков. Самобытность их культуры, образа жизни нужно обязательно учитывать при развитии социальной сферы, систем образования и здравоохранения, формировании информационной среды.
    И ещё добавлю. Ни один индустриальный проект в российской Арктике не будет реализован без учёта самых строгих экологических стандартов. Это в полной мере относится и к программе комплексного освоения полуострова Ямал и планируемому выходу на шельфы Карского моря. Там мы специально предусматриваем дополнительные требования к компаниям, работающим на шельфе. Это не только наличие соответствующих технологий и специалистов, но и достаточные финансовые ресурсы, которые должны быть в распоряжении компаний и которые в случае форс-мажора позволят реализовать все мероприятия по ликвидации аварий и в полном объёме возместить ущерб окружающей среде.
    На Ямале в рамках проекта по сжижению природного газа будем строить наш новый арктический порт Сабетта. Базой для производства СПГ станет Южно-Тамбейское газовое месторождение. Здесь же появится современный завод СПГ и транспортная инфраструктура.
    Проект реализуется одной из наших нефтегазовых компаний совместно с иностранными партнёрами. Государство со своей стороны возьмёт на себя обустройство акватории порта. Общий объём инвестиций – 900 млрд, где-то триллион, может быть, будет, а может быть, даже и больше с учётом всей инфраструктуры. Огромный проект не только для Уральского федерального округа, для страны в целом.
    Первые танкеры СПГ должны загружаться на терминалах Сабетты уже в 2018 году. Мы сможем выйти на перспективные рынки и значительно диверсифицировать экспортные поставки и наши экспортные маршруты, и не будем привязаны исключительно только к трубопроводному транспорту.
    А если смотреть шире, то строительство нового ямальского порта – это часть большой работы по возрождению Северного морского пути. Сейчас готовится законопроект, который должен урегулировать все вопросы судоходства по Севморпути, в том числе планируется создать специальную структуру, отвечающую за развитие и эксплуатацию этого стратегического транспортного коридора.
    На Оби, других реках должны появиться современные терминалы, в том числе способные обслуживать суда «река-море». Это даст возможность интегрировать внутренние водные артерии с Северным морским путём. Нам потребуются танкеры, газовозы, суда ледового класса. Это такой, комплексный проект, который потребует участия предприятий из разных отраслей нашей промышленности.
    Россия – это великая арктическая держава. Нам без сильного ледокольного флота жить невозможно. И обязательно будем пополнять ледокольный флот страны. В период 2012–2020 годов будет построено не менее трёх линейных атомных ледоколов нового поколения, а также на наших верфях будет заложена целая серия ледоколов с обычными двигательными установками. Ввод всех этих судов в строй позволит обеспечить стабильную круглогодичную работу в Арктике, проводку судов по всему маршруту от Тихого океана до Атлантики. Это большая, очень масштабная и крайне нужная для страны работа.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Июль 2011 10:02


Выступление Алексея Тюкавина, директора Мурманского транспортного филиала "ГМК "Норильский никель", в программе "В фокусе" телеканала РБК-ТВ
06.06.2011
http://www.nornik.ru/investor/presentations/3285/

Севморпуть: стратегия возрождения

Алексей Тюкавин, директор Мурманского транспортного филиала "ГМК "Норильский никель": «Многие, многие годы с самого основания "Норильского никеля" и норильского комбината в свое время, основная часть снабженческих грузов, соответственно, вывоз продукции осуществляется через Севморпуть. Поэтому в этом направлении у нас альтернативы нет».

Ведущий: Добрый день, в эфире телеканал "РБК", я - Игорь Виттель, сегодняшняя наша тема называется "Севморпуть: стратегия возрождения". На самом деле эту тему мы уже пару лет назад затрагивали, поэтому будет сегодня любопытно узнать, что же изменилось за эти два года. В студии у нас Алексей Тюкавин, директор мурманского транспортного филиала ГМК "Норильский никель", Виталий Клюев, заместитель директора департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса России. Напоминаю, что наш адрес по-прежнему focus@rbctv.ru. Если вы захотите нам что-то написать, пишите на этот адрес, мы, скорее всего, вам ответим. Добрый день, Алексей, добрый день, Виталий.

Вопрос логично вытекает из того, что я сказал в начале. Удалось ли что-то изменить в положительном смысле за те пару лет, что мы не обсуждали, приходили к нам солидные дядечки, такие старые капитаны ледоколов, рассказывали о преимуществах Северного морского пути, о том, как "Норильский никель" возрождает его. Продолжается эта тенденция? Что такое, почему Алексей, вы сразу к Виталию?

АЛЕКСЕЙ ТЮКАВИН (ДИРЕКТОР МУРМАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФИЛИАЛА "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"): Потому что он Минтранс.

В: Так очень много комплиментов было сказано в "Норильский никель", что ли не единственный кормилец.

АЛЕКСЕЙ ТЮКАВИН (ДИРЕКТОР МУРМАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФИЛИАЛА "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"): Не вопрос, можем начать с меня.

В: Давайте с вас.

АЛЕКСЕЙ ТЮКАВИН (ДИРЕКТОР МУРМАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФИЛИАЛА "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"): Значит, за последние два года мы закончили наконец-то реализацию своей программы по строительству флота. Мы построили пять судов ледового класса, которые сегодня полностью обеспечивают все перевозки "Норильского никеля" в северо-западном районе арктической трассы. На этом мы останавливаться не собираемся, в настоящее время на стапелях в Германии находится танкер опять же арктического класса, который в сентябре этого года выйдет на трассы Севморпути, начнет осуществлять перевозки нефтепродуктов между европейскими портами и нашим портом Дудинка на Енисее. В планах компании дальнейшее развитие своего флота. Сейчас прорабатываются проекты строительства еще одного арктического судна, которое способно будет осуществлять перевозки уже транзитом по Северному пути на восток.

В: Скажите, пожалуйста, а может ли действительно, точнее в чем плюсы и минусы Севморпути по сравнению с тем же Суэцким каналом?

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): Вы знаете, споры, нужно ли развивать Северный морской путь и в чем его преимущество, выгоды или недостатки, до сих пор не закончились.

В: А можно сразу осветить вот ту, ту часть спорщиков, которые против?

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): Да против собственно никто. Вопрос только в экономической...

В: А чего тогда спорят?

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): ... в экономической целесообразности. Если ведь и судовладельцы и бизнес по большому счету очень простые. Там, где дешевле, туда и идут. Во всем должна быть экономическая целесообразность. И сегодняшняя ситуация пока, к сожалению, не позволяет сказать однозначно, да, через Севморпуть выгоднее или дешевле. Мало того, возникает достаточно большое количество рисков, которых нет по другим маршрутам. Но есть и преимущества.

В: Ну так экологические ...?

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): Да, экологические и сложность ледовой обстановки. Но есть и преимущества. Как бы ни звучало это кощунственно, но пираты вносят свой вклад, и Суэцкий путь не самый безопасный сегодня. А Севморпуть, слава Богу, свободен от этого вида деятельности. Я имею в виду от пиратского вида деятельности.

В: Я правильно понимаю, что представители Севморпути заранее договорились с сомалийскими пиратами?

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): Этого я не знаю, поскольку представителей таковых, вообще говоря, юридически не существует. Так вот, сегодня экономически пока трудно сказать, где выгоднее, даже с учетом того, что пиратские риски нужно страховать, садить там дополнительную охрану на суда. И так далее. Но, тем не менее, в прошлом году был проведен экспериментальный рейс компании "Совкомфлот". И он показал, что экономия времени составила на стандартном маршруте из порта Европы в порты Китая 30%. Это очень прилично. Отсюда вытекающая экономия топлива, зарплаты, времени и других элементов бизнеса. Но при этом пришлось, конечно, потратиться на обеспечение безопасности, на обеспечение ледокольной проводки и так далее. Наиболее тяжелой экономической составляющей является, конечно...

В: На безопасность по Северному пути?

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): Да. Безопасное мореплавание имеется в виду, не физическая безопасность.

АЛЕКСЕЙ ТЮКАВИН (ДИРЕКТОР МУРМАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФИЛИАЛА "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"): Это даже сомалийские пираты.

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): Нет, безопасность мореплавания.

В: У вас своих хватает, судя по всему.

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): Надо понимать, что если, не дай Бог, случится разлив нефти или нефтепродуктов, а речь идет прежде всего о перевозке именно этих грузов, то со льда убрать крайне сложно, очень длительное время займет операция по восстановлению экологии и сбора нефти.

В: Тем не менее, Алексей, несмотря ни на что, "Норникель" пользуется Севморпутем, почему?

АЛЕКСЕЙ ТЮКАВИН (ДИРЕКТОР МУРМАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФИЛИАЛА "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"): Для "Норникеля" на самом деле альтернативы не существует, существует единственное еще, где существует второй путь доставки снабжения и вывоза продукции для "Норильского никеля" - это река Енисей, которая естественно работает только летом. Поэтому уже многие, многие годы с самого основания "Норильского никеля" и норильского комбината в свое время, основная часть снабженческих грузов, соответственно, вывоз продукции осуществляется через Севморпуть. Поэтому в этом направлении у нас альтернативы нет. Другой разговор, вот то, что сейчас коснулись вместе с Виталием, это перевозки на восток через Северный морской путь. Для нас это направление тоже интересное, потому что, если мы со своей продукцией выходим на азиатские рынки, на Китай, скажем, то путь из нашего порта Дудинка на реке Енисей в Китай в два раза короче, чем тот же самый путь вокруг Европы через западный вариант, Суэц и так далее. Поэтому для нас это направление, как я сказал интересно, мы в прошлом году также выполнили один экспериментальный рейс с нашим судном на Китай. В этом году тоже планируем выполнить такие рейсы. Как я раньше сказал, на сегодняшний день проектируем судно, которое будет специально предназначено по сути дела для выполнения таких рейсов.

В: Ну, есть целый пакет вопросов по развитию Северного морского пути, сопряжено с развитием гидрографической, гидрометеорологической службы, точнее с их обновлением. Система ледовой разведки опять-таки, система, которая отвечает за ликвидацию разливов нефти, дай Бог, спасения судов, работы по реконструкции портов, да? Существует государственная программа, которая предусматривает государственную политику в Российской Федерации в Арктике до 2020 года. Существует, в конце концов, наверное, какая-то политика России в создании Арктического флота, ведь в 2015-2016 начнется массовое списание ледоколов. Поправьте меня, если я не прав, Виталий. Но пока всем этим занимается "Норильский никель". То есть частная компания целиком исполняет государственную... Ну не в полном объеме, потому что они, а) не могут и б) не особо хотят. Да, потому что невозможно...

АЛЕКСЕЙ ТЮКАВИН (ДИРЕКТОР МУРМАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФИЛИАЛА "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"): ... свои нужды.

В: Да, у них свои цели, свои нужды и выполнять еще государственную политику им совсем не нужно.

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): С вашего позволения я бы разделил ваш тезис на две части. Первая, вы абсолютно правы, целый комплекс вопросов возникает в связи с эксплуатацией арктических маршрутов. Это и гидрография последние годы, которые трудные были для страны, надо сказать. Исследования дна, глубин осуществлялось крайне в ограниченном количестве. Сегодня финансирование со стороны бюджета увеличивается в разы на проведение гидрографического исследования северных морских пространств с тем, чтобы обеспечить гарантированные пути с точки зрения гидрографии. В прошлом году исследования показали, что на тех маршрутах, где планируются интенсивные перевозки, где банки существуют, которые представляют навигационную опасность. Конечно, следующий вопрос - это связь. Нужно сказать, что в море связь осуществляется через геостационарные спутники, которые в северных широтах, в высоких широтах не работают. И северные морские пути, северные маршруты иногда пролегают за пределами действия этих спутников. Сегодня есть программы в Роскосмосе - создание системы связи, спутниковой системы связи специально для Арктики. Она так и называется "Арктика". И государство планирует вложить туда приличные деньги. Безусловно, Арктика немыслима и без ледоколов. И тот флот ледокольный, который сегодня существует, действительно, в период с 15-го по 17-е годы будет испытывать проблемы. Но в большей части в дизельных ледоколах, атомные ледоколы будут списываться чуть позже, к 20-му году. Сегодня завершено проектирование за счет государства за счет бюджетных средств по проектированию двух типов ледоколов. Один - это атомный на 60 мегаватт, который будет колоть...

В: Проектирование или уже существуют?

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): Проектирование завершено. Сегодня ....

В: А на каком этапе существует у "Норникеля"?

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): Это не "Норникель", я разговарива... я рассказываю о государственных программах.

В: Я для сравнения.

АЛЕКСЕЙ ТЮКАВИН (ДИРЕКТОР МУРМАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФИЛИАЛА "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"): Нет, у "Норникеля" нет ледоходов своих. Мы пользуемся сегодня ледоколом государственным и корпорацией "Росатом".

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): Это государственные ледоколы.

В: Государственные. Хорошо. Беру свои слова обратно.

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): Так вот, проектирование завершено. Я думаю, в этом году окончательно будет решен вопрос с механизмом финансирования. Вопрос не стоит надо или не надо, однозначно надо. Однозначно будут строиться эти ледоколы и дизельные и атомные. Вопрос механизма финансирования через федерально-целевые программы. И планируется, что со следующего года начинается строительство первого атомного ледокола с тем, чтобы к 15-16 году построить один, а вообще по нашим расчетам нужно в ближайшем до 20 года построить 3 60-ти мегаваттных ледокола с тем, чтобы обеспечить потребности северно-морского пути и более мелко сидящие дизельные ледоколы это программа строительства будет реализовываться через государство частное партнерство, куда будут вкладывать компании, в том числе "Софкомфлот", в том числе, и добывать ресурсы добывающей компании и государство через бюджет или через предприятия, которые подведомственны нам. Это "Росморпорт".

В: А кто финансирует? Полностью государство?

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): Если атомные ледоколы, то только государство. А дизельные ледоколы, я оговорился, я бы не сказал, что программа частного партнерства, государство через бюджет плюс "Росморпорт" собственные средства плюс привлекаются инвестиции частных компаний ресурсодобывающие и судоходные компании.

В: Что же есть у "Норникеля"?

АЛЕКСЕЙ ТЮКАВИН (ДИРЕКТОР МУРМАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФИЛИАЛА "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"): Ну у "Норникеля" во-первых, есть флот, который способен работать без ледокола, скажем так. Поэтому в западном секторе Арктики мы работаем практически без пользования и без использования ледоколов, единственное, мы на наиболее тяже...

В: Это достаточно уникальная разработка.

АЛЕКСЕЙ ТЮКАВИН (ДИРЕКТОР МУРМАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФИЛИАЛА "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"): Да, это новая технология. Так называемых судов двойного действия, которые на самом деле являются не российским ноу-хау, а финской, финским изобретением. Но мы успешно пользуемся этим изобретением уже на протяжении нескольких лет. Единственное, что мы тоже заинтересованы, естественно, в развитии ледокольного флота, потому что, в первую очередь, это безопасность мореплавания. О том, о чем Виталий говорил сегодня. Потому что в Арктике, особенно в ледовых условиях, в случае, если какие-то проблемы с техникой происходят, естественно, спасательные операции могут, может выполнять только ледокол. Это первое назначение. Второе, это когда навигация входит в наиболее тяжелый период, мы используем ледокол на реке Енисей для того, чтобы поддерживать канал. Это дает нам возможность сохранять достаточно высокую скорость судов. Соответственно, сокращать транзитное время и поддерживать свои перевозки на регулярной базе. Если бы мы ледоколом не пользовались, то наши бы перевозки были бы очень нерегулярными и слишком не прогнозируемы по времени.

В: Скажите, пожалуйста, когда мы несколько лет назад говорили о том, когда вы только начинали эту программу, да, речь шла о том, что транспортные издержки снизятся, на ваш взгляд, где-то на, назывались цифры 25-30%. Оправдался ли этот прогноз?

АЛЕКСЕЙ ТЮКАВИН (ДИРЕКТОР МУРМАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФИЛИАЛА "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"): Да, я могу сказать, что мы значительно перевыполнили эти показатели. Плановые, да. И сегодня, ну, по разному можно считать, но сегодня называются цифры до 60% экономии против тех транспортных издержек, которые мы имели, скажем, когда у нас абсолютно не было своего флота, и мы пользовались услугами других транспортных компаний.

В: А кстати, другие транспортные компании сейчас пользуются вашим флотом, вы как-то обслуживаете их, либо это флот, который исключительно занимается поставками "Норильского никеля"?

АЛЕКСЕЙ ТЮКАВИН (ДИРЕКТОР МУРМАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФИЛИАЛА "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"): Ну, на самом деле транспортным компаниям это не нужно. Есть клиенты в Арктике, которым наш флот интересен, естественно, мы сегодня уже осуществляем ряд коммерческих перевозок в направлении своего движения на реку Енисей, в частности это завоз продуктов питания в Норильский промышленный район, это обеспечение Ванкора. Сегодня ведутся разговоры с "Новатэком" по поводу их будущего строительства в Обской Губе. Именно в этом... чтобы развивать свою активность в этом направлении, мы приступили в этом году к модернизации своего только что построенного флота, в настоящее время одно из наших судов уже встало в док в Германии для того, чтобы получить на борт грузовые краны, иметь возможность осуществлять выгрузку грузов где-то на необорудованном береге, на ледовой припае и так далее. Это то, что требуется для других участников бизнеса в Арктическом регионе.

В: Пришел вопрос от телезрителей. Сколько Россия может заработать на транзите иностранных судов через Арктику? Но я так понимаю, не дает покоя судьба "Аэрофлота" с его пролетными, видимо, проходные, проплывные.

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): Хороший вопрос. Я как раз хотел попросить завернуть вас немножко в другое русло нашу дискуссию в правовую сторону.

В: Давайте.

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, стороной которой и является Российская Федерация, устанавливает права мирного прохода через определенные акватории. В большинство своем Северный морской путь - это акватория, которая попадет под эту норму. Любое судно может совершенно спокойно, безо всяких нарушений воспользоваться правом мирного похода идти, если оно не совершает там действий, которые не предусмотрены транзитом. Единственное исключение, которое дает эта конвенция, для прибрежных государств, это право устанавливать не дискриминационные правила в части защиты морской среды в тех акваториях, которые более полугода покрыты льдами. Северный морской путь под эту категорию попадает. Так вот у российского государства есть только право установить дополнительные правила, которые будут направлены исключительно на защиту морской среды. Такие правила существуют. Это правила плавания по Северному морскому пути. Но они датированы 1990 годом. Еще Министерство морского флота Советского Союза издало такие правила. И поэтому нужно сегодня урегулировать по-иному правила плавания в этих акваториях Минтрансом, подготовлен законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, именно в части урегулирования вопросов связанных с Северным морским путем. Законопроект находится в правительстве, и мы надеемся, что в ближайшие месяц-два он будет внесен в Государственную Думу. Платы за проход Северным морским путем в принципе быть никакой не может. А вот что может Россия заработать косвенно, это деньги на или плата за оказание услуг, оказываемых на Северном морском пути, прежде всего за оказание услуг ледокольной проводки. Ледокольная проводка - это наиболее дорогостоящая составляющая плавания по Севморпути. Ледоколы должны содержаться за счет тех, кто ими пользуется, а не за счет бюджета. Вот это принципиальная позиция, к которой мы сегодня движемся.

В: И при всех вот этих дорогостоящих сопровождающих услугах будет ли интересен Севморпуть?

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): Этот вопрос как раз и стоит на повестке дня. Наша задача, у государства, сегодня сделать так, чтобы а) из бюджета тратилось как можно меньше, а в идеале ноль на содержание ледокольного флота; б) сделать, чтобы платежи со стороны пользователей Северного морского пути стали бы привлекательными экономически. В этом направлении мы и движемся.

В: Это возможно на ваш взгляд?

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА МИНТРАНСА РОССИИ): Конечно. Вопрос заключается только в объеме. По разным оценкам, если транзитные перевозки через Северный морской путь достигнут объема 10-15 млн. тонн в год, то ледоколы, содержание ледоколов атомных будет осуществляться исключительно за счет вот этих платежей, и это будет экономически выгодно для пользователей Северного морского пути. Если, а я надеюсь, что так и будет, проекты по добыче энергоресурсов в этих регионах будут развиваться, как это планируется, то объемы перевозок по Севморпути могут достигнуть к 30-му году 100-150 миллионов тонн, что в 10 раз больше того, о чем я сказал, порога экономической целесообразности.

В: Скажите, пожалуйста, Алексей, мы уже сегодня говорили об этом базовом документе, "Основы государственной политики". Заложена ли в нем какая-то поддержка таких компаний как ГМК "Норильский никель" и других частных компаний? И нужна ли вам такая поддержка?

АЛЕКСЕЙ ТЮКАВИН (ДИРЕКТОР МУРМАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФИЛИАЛА "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"): Ну, на самом деле основы политики не подразумевают прямую поддержку какой-то отдельной частной компании...

В: Не важно, создание благоприятных условий.

АЛЕКСЕЙ ТЮКАВИН (ДИРЕКТОР МУРМАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФИЛИАЛА "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"): И я бы, я бы сказал по-другому: вот тот факт, что государство обращает внимание на вопросы развития арктического региона и Северного морского пути, озабочено вопросами создания инфраструктуры на этом участке плавания, то, что вот говорил Виталий, это безопасность, обеспечение безопасного мореплавания, гидрографии и так далее. Это для нас самая главная поддержка, потому что на этом... непосредственно плавать по Севморпути мы можем и уже давным-давно это осуществляем. Но обеспечить безопасное плавание, вот это для нас важно: обеспечить возможности ликвидации каких-то проблемных ситуаций, то есть либо технических аварий, либо не дай Бог, там, разливов нефтепродуктов, то есть вот это вот государственная задача, которую сегодня наше Правительство декларирует как первоочередную. И мы видим именно поддержку в этом своей деятельности в Арктике. Второй пункт - это то, о чем говорили опять же, это создание ледокольного флота. То есть если сегодняшний ледокольный флот не будет заменен новыми судами, то через какой-то там промежуток времени мы окажемся в ситуации, что либо в Арктике плавание вообще остановится, либо будет выполняться на минимальном каком-то уровне. Поэтому если все планы, которые сегодня объявлены по реализации строительства новых, новых ледоколов, будут осуществлены, то, соответственно, мы будем также иметь возможность активно продолжать свою деятельность здесь. Если нет, тогда мы вынуждены будем думать о том, как нам поступать, потому что у нас уже однажды стояла задача строить свой ледокол для того, чтобы...

В: А сколько это примерно стоит?

АЛЕКСЕЙ ТЮКАВИН (ДИРЕКТОР МУРМАНСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ФИЛИАЛА "ГМК "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ"): Ну, это зависит от того, какой ледокол строить, но опять же, разброс очень большой. Допустим, когда мы хотели построить минимальной оснащенности ледокол, называлась цифра там 120-150 млн. евро. Значит, ну это, это.

В: Недешево. У нас на этом передача подошла к концу.

ВИТАЛИЙ КЛЮЕВ: Ну, атомные ледоколы, если позволите, атомный ледокол 60 мегаватт, самый большой, который нужен там, это миллиард долларов.

В: Ну, я думаю, что мы в ближайшее время продолжим эту тему. Напомню, что мы беседовали о возрождении Северного морского пути. Осталось побеседовать еще о Малой Земле и о целине. Напомню, что Алексей Тюкавин, директор Мурманского транспортного филиала "ГМК "Норильский никель", был у нас в студии, и Виталий Клюев, заместитель директора Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса России, был у нас в студии, а так же я, Игорь Виттель. Всего вам доброго и удачи в делах. Берегите себя.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 07 Июль 2011 12:18

Минтранс России планирует модернизировать порты Хатанга, Тикси, Певек, Дудинка и Диксон
PortNews 07.07.2011, 12:45 http://portnews.ru/news/66969/

    Восстановление инфраструктуры Северного морского пути для безопасного плавания по его трассам предполагает модернизацию арктических портов Хатанга, Тикси, Певек, Дудинка, Диксон, для чего необходимо проведение их ревизии с целью определения целесообразности реконструкции. Как сообщает пресс-служба Минтранса России, об этом говорится в докладе министра транспорта Игоря Левитина «О мерах по обеспечению роста морских перевозок по трассе Северного морского пути», с которым он выступил 6 июля 2011 года на совещании Морской коллегии при правительстве России в Нарьян-Маре.

    Северный морской путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Проходит по морям Северного Ледовитого океана. Согласно озвученным на заседании планам, общий грузопоток по трассам Севморпути может превысить 5 млн тонн в 2012 году. В 2010 году по Севморпути было перевезено около 110 тыс. тонн транзитных грузов. Для закрепления положительной динамики грузопотока Минтранс подготовил поправки в законодательство в части госрегулирования торгового мореплавания в акватории Севморпути. Законопроект предусматривает установление тарифов на услуги ледокольного флота, оказываемые судам в акватории Севморпути.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Июль 2011 11:53

Балкеры ММП «Михаил Кутузов» и «Дмитрий Пожарский» впервые в составе каравана отправились в рейс по Севморпути в Китай
13.07.2011 | PortNews http://portnews.ru/news/67207/

    Балкеры Мурманского морского пароходства «Михаил Кутузов» и «Дмитрий Пожарский» впервые в составе каравана отправились в рейс по Северному морскому пути. Как сообщает пресс-служба ОАО «Мурманский морской торговый порт», суда доставят груз железорудного концентрата из Мурманска в порт Джинтанг (Китай).

    Общее расстояние от Мурманска до портов северного Китая через трассу Северного морского пути составляет 6,9 тыс. миль. Сухогрузы арктического класса «Михаил Кутузов» и «Дмитрий Пожарский» дедвейтом 23 тыс. тонн каждый в сопровождении атомного ледокола «Вайгач» без остановок пройдут по акватории Северного Ледовитого океана, через Берингов пролив вдоль границ России, Японии и Южной Кореи. Ледовая проводка будет осуществляться от пролива Карские Ворота до острова Врангеля и составит около 2 тыс. миль. Расчетный срок прибытия в порт выгрузки – первая декада августа.

    Получателями груза железорудного концентрата весом 44 тыс. тонн производства ОАО «Ковдорский ГОК» являются крупные металлургические предприятия на северо-востоке Китая, стоимость груза – около $8 млн. Грузовладелец, ОАО «МХК «ЕвроХим», планирует увеличить перевалку железорудного концентрата в 2012 году через порт Мурманск до 3 млн тонн. Соответствующие стратегические договоренности достигнуты между «Еврохимом», «Мурманским морским торговым портом», «Мурманским морским пароходством» и ФГУП «Атомфлот».

    «Очень признателен всем участникам проекта. Все получат работу: комбинат «Ковдорский ГОК», железная дорога, порт, пароходство и «Атомфлот» – приводятся в сообщении слова генерального директора ФГУП «Атомфлот» Вячеслава Рукши, – Заключение долгосрочного договора между этими компаниями позволило бы построить несколько судов ледового класса специально для плавания по трассе СМП и через 3–5 лет уйти от субсидий. Возможно, что по аналогии с судами класса «Панамакс» и «Суэцмакс» вскоре появятся «Арктикмаксы».

    ОАО «Мурманское морское пароходство» специализируется на морских перевозках генеральных грузов и пассажиров собственным флотом, флотом дочерних компаний и привлеченным (зафрахтованным) флотом. Флот судоходного холдинга насчитывает боле 300 судов общим дедвейтом порядка 2 млн тонн. Основными акционерами ММП являются ООО «Арктические технологии» (62,7%) и государство.

    ОАО «МХК «ЕвроХим» входит в десятку мировых лидеров агрохимической отрасли по производственным мощностям. Основной продукцией являются азотные и фосфорные удобрения. В состав «ЕвроХима» в России входят «Новомосковский Азот», «Невинномысский Азот», «Фосфорит», «Белореченские Минудобрения» («ЕвроХим-БМУ»), «Ковдорский ГОК» и завод фосфорных удобрений «Лифоса», расположенный в Литве. «ЕвроХим» является вертикально интегрированной компанией, объединяющей добывающие, производственные предприятия, логистические компании и сбытовую сеть. Компания имеет лицензии на разработку калийных месторождений в России.

О планах перевозок по Севморпути - директор по логистике «МХК «ЕвроХим» Игорь Нечаев
http://portnews.ru/opinions/586/

    - Мы планируем сделать регулярной транспортировку грузов компании в Китай по Северному Морскому Пути. Это позволит почти вдвое сократить период доставки груза потребителям по сравнению с перевозкой через Суэцкий канал или Мыс Доброй Надежды, а также повысит экономическую эффективность данного направления.

    Общее расстояние от Мурманска до портов Северного Китая через трассу Северного Морского Пути составляет 6 900 миль. Сухогрузы арктического класса «Михаил Кутузов» и «Дмитрий Пожарский», дедвейтом 23 тыс. тонн каждый, в сопровождении атомного ледокола «Вайгач» без остановок пройдут по акватории Северного Ледовитого океана, через Берингов пролив вдоль границ России, Японии и Южной Кореи. Ледовая проводка будет осуществляться от пролива Карские Ворота до острова Врангеля и составит около 2 000 миль. Расчётный срок прибытия в порт выгрузки – первая декада августа.

    Получателями сырья являются крупные металлургические предприятия на северо-востоке Китая, стоимость груза – около 8 млн. долларов. ЕвроХим планирует увеличить перевалку ЖРК в будущем году через мурманский порт до 3 млн. тонн. Это стало возможным благодаря стратегическим договорённостям между ЕвроХимом, Мурманским морским торговым портом, Мурманским морским пароходством и «Атомфлотом».
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Июль 2011 17:43

LJ Вячеслав Рукша http://v-ruksha.livejournal.com/30937.html#cutid1
20 июля, 10:59

СТОЙКИЙ прошел Северным морским путем

    В конце прошлой недели завершилась проводка крупнотоннажного танкера "Персеверанс" (в переводе "стойкий") Северным морским путем. Сопровождали танкер два атомных ледокола Росатомфлота -; "Ямал" и "Таймыр". Впервые в истории атомного ледокольного флота транзит крупнотоннажного танкера (дедвейт "Персеверанса" - 73000 тонн) с 63 тысячами тонн газоконденсата ОАО "Новатэк" состоялся в июле месяце. И в целом, не смотря на достаточно тяжелую ледовую перемычку в Восточно-Сибирском море, проводка прошла успешно. Прохождение всего маршрута заняло менее 15 суток, из них как минимум двое суток были потрачены на дополнительную ледовую разведку и на работу на более низких скоростях. Все-таки это был экспериментальный рейс.

    К сожалению, в целом успешно проведенный рейс омрачил инцидент, связанный с грубой ошибкой вахтенного штурмана атомного ледокола "Таймыр", который допустил касание танкера "Персеверанс". По шкале происшествий Минтранса, касание квалифицируется как инцидент, никаких воздействий на окружающую среду не произошло, танкер не потерял мореходных качеств, скорость движения каравана не изменилась. Сейчас "Персеверанс" успешно движется в сторону китайского порта Нимбо.

    Для Росатомфлот это крайне важный рейс -; нам необходимо показать, что суда ледового класса 1А в сопровождении атомных ледоколов могут безопасно проходить транзитом трассы Северного морского пути уже в июле. Это позволяет с оптимизмом смотреть на загрузку трасс Севморпути в ближайшие годы грузопотоками, связанными с углеводородным сырьем.
    И при строительстве новых универсальных ледоколов можно будет говорить и о переходе к круглогодичной навигации судов высокого ледового класса по трассам Северного морского пути.¹

    Искренне поздравляю всех участников этого сверхраннего транзита, включая и наших партнеров, экипаж танкера "Персеверанс" и его капитана Кшиштофа Пиетка (Krzysztof Pietka), и благодарю всех наших партнеров за совместную работу.


¹ Выделено мною. Я понимаю, "партия сказала надо - комсомол ответил есть!". "Но черт возьми, Холмс, КАК?!" © Ш.Х. и Д.В.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Июль 2011 11:25

Изображение
Дорога «Совкомфлота» к IPO пролегла через Арктику
23 июля 2011, 10:24 © Наталья Бокарева © 2010 ООО «БФМ.РУ». http://www.bfm.ru/articles/2011/07/23/d ... ktiku.html

    Покупая акции «Совкомфлота» в ходе осеннего IPO, инвесторы будут учитывать перспективы таяния арктических льдов и открытия Северного морского пути, самой короткой морской магистрали из Европы в Азию

    Россия планирует возродить морской путь советского периода в Арктике для обслуживания энергетических проектов. Это откроет более короткий маршрут в Азию для перевозчиков, например, ОАО «Совкомфлот», который готовится к первичному размещению акций на бирже в этом году. Открытие Северного морского пути может ускорить сроки поставки «Совкомфлотом» природного газа в Китай и принести новые контракты на доставку грузов между Европой и Азией, поскольку это будет более быстрая альтернатива маршруту через Суэцкий канал.

    «Если Россия даст зеленый свет развитию Севморпути как полноценного коммерческого транспортного маршрута, инвестиционная позиция «Совкомфлота» будет совершенно иной, — заявил Bloomberg Крис Уифер, аналитик ING Bank в Москве. — Компания будет более привлекательной для потенциальных инвесторов».

    «Совкомфлот» вместе с другими компаниями, такими как «НоваТэк», уже тестируют грузоперевозки по арктическому маршруту, который премьер-министр Владимир Путин обещал сделать круглогодичным. Будущее Севморпути зависит не только от темпов таяния арктических льдов. Россия должна модернизировать порты, организовать системы спасения и построить ледоколы, каждый из которых стоит 30 млрд рублей.


    История Севморпути восходит к 1932 году, когда по нему Советский Союз отправил первое судно из Архангельска к Берингову проливу. Маршрут, который открыт с июля по ноябрь, примерно на треть короче пути из Роттердама в Иокогаму через Суэцкий канал, а это означает экономию времени и горючего. Он привлекателен для перевозчиков, желающих избежать столкновения с пиратами в водах Восточной Африки, а также последствий «арабской весны».

    Стратегический инвестор

    Правительство России назначило инвестбанк Morgan Stanley организатором приватизации 25% акций «Совкомфлота», сообщило Минэкономразвития РФ. Продажа может состояться в октябре или ноябре, заявил журналистам директор департамента управления имуществом Минэкономразвития Алексей Уваров.

    В прошлом году компания привлекла заимствования на долговом рынке, разместив семилетние облигации с доходностью 5,375% на сумму 800 млн долларов.

    «Хорошо бы продать часть портфельным инвесторам и пакет — стратегическому собственнику», — говорит Уифер. Это согласовывалось бы с общей стратегией правительства во всех секторах экономики: привлекать международных партнеров с опытом работы и получать при этом финансовые ресурсы. «Так можно убить сразу двух зайцев, — полагает Уифер. — Логичными покупателями были бы японские или корейские судостроители».

    Пока речи о стратегической продаже не идет, сообщил Bloomberg исполнительный вице-президент «Совкомфлота» Николай Колесников. Начальник управления эксплуатации флота Андрей Бабаханов заявил, что слишком рано оценивать преимущества Севморпути для стоимости компании.

    Спрос на СПГ

    «Совкомфлот» планирует расширять бизнес по транспортировке газа, в то время как энергетические предприятия в ближайшие годы готовятся вводить в эксплуатацию арктические проекты. В 2010 году по арктическому маршруту «Совкомфлот» перевез 70 тысяч тонн газоконденсата для компании «НоваТэк», которая планирует в 2016 году начать на Ямале производство сжиженного газа (СПГ) для продажи европейским и азиатским клиентам. «Норникель», как уже сообщал BFM.ru, до 2016 года планирует потратить 370 млн долларов на удвоение объема грузоперевозок по Северному морскому пути, чтобы удовлетворить растущий спрос на сырье со стороны азиатских экономик.

    «В последние два-три года вырос спрос на СПГ в Китае, Японии, Южной Корее и Сингапуре, — говорит Бабаханов. — С увеличением спроса в Азии Северный морской путь будет приобретать огромную стратегическую важность».

    В 2016 году может быть запущено производство на разрабатываемом во главе с «Газпромом» в Баренцевом море Штокмановском месторождении, ресурс которого, вероятно, превышает 3,9 трлн кубометров газа. «Роснефть», крупнейший производитель нефти в России, разрабатывает месторождения в Карском море, потенциальные запасы которых могут достигать 35,8 млрд баррелей. В компании говорят, что первую скважину могут пробурить уже в 2015 году.

    Ледоколы пользуются спросом

    Рост производства нетрадиционного газа в США едва ли не закрыл этот американский рынок для импорта, в результате чего участники российских проектов, например, Штокмановского и «Ямал СПГ», ищут альтернативу в других регионах, например, в Азии, говорит аналитик Wood Mackenzie Эндрю Бакленд.

    В целом запасы российского арктического шельфа могут превышать 100 млрд тонн в нефтяном эквиваленте, согласно оценкам Министерства природных ресурсов.

    Испытания еще не завершены, но спрос на Северный морской путь растет. Государственный оператор ледоколов компания «Атомфлот» в этом году получила уже 15 заявок — втрое больше, чем в 2010 году.

    Более высокие прибыли

    «Совкомфлот» также планирует отправить один более крупный танкер грузоподъемностью 162 тысячи тонн в Китай, рассчитывая таким образом выиграть на эффекте масштаба. Для компании «НоваТэк», главный офис которой находится в городе Тарко-Сале, этот маршрут позволит сократить время в пути на 40% по сравнению с транспортировкой через Суэцкий канал, по словам Бабаханова, и обойдется это на 20% дешевле.

    Как заявил журналистам исполнительный директор «НоваТэка» Леонид Михельсон, северные морские перевозки будут более прибыльными, чем транспортировка через Суэцкий канал. В этом году второй по величине российский поставщик газа может отправить на экспорт в Азию по арктическому маршруту семь грузовых партий газового конденсата или легкой нефти.

    Московская компания «ЕвроХим» не получает экономии при использовании Северного морского пути при тарифе 50 долларов на тонну груза — столько же компания платит и при перевозке через Суэцкий канал, говорит директор по логистике Игорь Нечаев. Однако так время в пути сокращается на 25 суток, кроме того, не возникает рисков, связанных с нестабильностью на Ближнем Востоке и угрозой нападения пиратов.

    Революции и пираты

    По мнению Нечаева, рано или поздно перевозчики будут хеджировать риски, связанные с напряженностью в африканских странах.

    Трафик через Суэцкий канал, открывшийся в 1869 году, за год по апрель включительно увеличился на 7,3% в среднем до 54,5 млн тонн в месяц, то есть перевозки на этом маршруте не пострадали на фоне волнений в Египте, в результате которых в феврале был свергнут президент Хосни Мубарак.

    Количество пиратских нападений в мире за первое полугодие выросло на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число попыток захвата судов у берегов Сомали достигло рекордных показателей. Таковы данные Международного морского бюро.

    Атомные ледоколы

    Безопасное движение транспорта в Арктических водах должны обеспечивать ледоколы.

    По данным российского Министерства транспорта, до 2020 года Россия должна вывести из эксплуатации 12 из 15 атомных и дизельных ледоколов. На смену выбывающим судам потребуется три атомных и шесть дизельных судов общей стоимостью 143,5 млрд рублей.

    30 июня на съезде партии «Единая Россия» в Екатеринбурге Путин заявил: «Мы обязательно будем пополнять ледокольный флот страны. Ввод всех этих судов в строй позволит обеспечить стабильную круглогодичную работу в Арктике, проводку судов по всему маршруту от Тихого океана до Атлантики».

    Будущее Северного морского пути будет зависеть от энергетических планов России в Арктике и спроса на транспортные услуги со стороны перевозчиков. Перспективы ни в той, ни в другой сфере пока неясны.

    «Мы готовим инфраструктуру и ледоколы, — говорит Александр Пошивай, начальник управления обеспечения судоходства Федерального агентства морского и речного транспорта. — Мы должны быть готовы, это стратегический маршрут».

    В «Совкомфлоте» говорят, что в предстоящие десять лет планируют купить более десятка судов ледового класса, делая ставку на арктические поставки энергоносителей и транспортные перевозки. Испытания на маршруте в компании называют инвестициями в будущее.

    «Наша задача заключается в использовании большегрузных танкеров, наработке опыта и привлечении интереса клиентов», — говорит Бабаханов.

    «И хотя роль компании в эксплуатации Северного морского пути пока неясна, расширение бизнеса может привлечь инвесторов», — сказал в интервью Bloomberg Иван Мазалов, директор Prosperity Capital Management.

    По его словам, IPO «Совкомфлота» будет еще интереснее, если у компании будет еще одно направление бизнеса.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Август 2011 17:24

Преодолеть Северный морской путь можно вдвое быстрее
Танкер STI Heritage преодолел трассу за 8 суток

01.08.11 11:46 © 2011, «Новый Регион – Ямал – Югра» http://www.nr2.ru/yamal_ugra/341732.html

    Салехард, Август 01 (Новый Регион, Алина Книжина) – Проводка танкера STI Heritage компании Scorpio Ship Management атомным ледоколом «Вайгач» завершилась в 10 утра 29 июля. Как сообщили в отделе внешних связей Росатомфлота, танкер дедвейтом 73000 тонн с 61000 тонн газоконденсата компании ОАО «НОВАТЭК» прошел по трассе Северного морского пути всего за восемь суток. При этом его средняя скорость составляла 14 узлов. Ранее экспериментальный транзит, который совершил танкер Perseverancе, занял 15 суток при скорости в 7,6 узлов.

    Сократить перемещение по Северному морскому пути удалось благодаря слаженным действиям экипажей танкера и атомного ледокола. В начале августа по этому пути двинется Marilee с 60000 тоннами газоконденсата.

    На прошлой неделе «Вайгач» провел по трассе два балкера ОАО «Мурманское морское пароходство» с грузом железорудного концентрата ОАО «Еврохим», произведенного на ковдорском ГОКе. Путь занял 11-12 суток. Сейчас балкеры двигаются в Китай. Особенностью рейса стало то, что в нем приняли участие разу четыре крупных предприятия Мурманской области. Сотрудничество будет продолжаться. Так, ОАО «МХК «Еврохим» будет увеличивать перевалку железорудного концентрата в 2012 году до 3 миллионов тонн. Договоренности предприятие заключило с ГОАО «Мурманское морское пароходство», ОАО «Мурманский морской торговый порт» и ФГУП «Атомфлот».
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 08 Август 2011 20:39

В Арктике начались комплексные учения МЧС России
11:17 08/08/2011 © ИТАР-ТАСС. http://www.itar-tass.com/c9/199920.html

    ЯКУТСК, 8 августа. /ИТАР-ТАСС/. Комплексные учения МЧС России начались сегодня в районе внешнего рейда морского порта Тикси в море Лаптевых в Якутии. Они проводятся в соответствии с распоряжением президента РФ, в рамках проведения мероприятий Совета Безопасности и завершатся 11 августа, сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе Управления МЧС по республике.
    В ходе учений будет проверена готовность постоянно действующих органов управления, сил и средств, систем связи, оповещения и информационного обеспечения территориальных подразделений министерств и ведомств в Дальневосточном федеральном округе в случае возникновении чрезвычайных ситуаций на трассе Северного морского пути.
    Руководит учениями заместитель главы МЧС генерал- полковник внутренней службы Александр Чуприян. В учениях задействованы морские суда аварийно-спасательной службы по проведению подводных работ специального назначения МЧС России, Атомфлот, Госкорпорация по атомной энергии "Росатом", Росморречфлот, Пограничная служба ФСБ России, а также авиация МЧС и ФСБ, сообщили в пресс-службе управления МЧС по Якутии.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 29 Август 2011 19:29

Новый рекорд на Севморпути поставит японский балкер
2011-08-26 http://www.barentsobserver.com/cppage.4 ... 16175.html
«Sanko Odyssey» станет крупнейшим балкером из проходивших по Севморпути (фото: Vesseltracker.com)

    На Северном морском пути ожидается уже третий меньше чем за месяц рекорд - на следующей неделе из Мурманска отправляется самый крупный балкер из всех, что выходили на этот маршрут. И впервые на Севморпути это будет корабль японского судовладельца.

     SANKO_ODYSSEY.jpg
    Всего через неделю после того, как из Мурманска в Юго-Восточную Азию прошёл крупнейший в истории Севморпути танкер, готовится отправка японского балкера «Sanko Odyssey», который доставит в Китай 72.000 тонн железорудного концентрата.

    23 августа «Sanko Odyssey» (дедвейт более 74 тысяч тонн) начал в порту Мурманска погрузку железорудного концентрата, произведенного на Ковдорском ГОКе ОАО "Еврохим". Выход в море планируется в течение ближайшей недели, до конца августа.

    «Sanko Odyssey» принадлежит японской судовой компании «Sanko Line», и для японцев это будет первый случай использования Севморпути. «Японцы крайне консервативны в выборе деловых партнеров и методов работы. Раньше они по Севморпути не ходили», - рассказал РИА Новости начальник управления перспективного развития эксплуатации флота ФГУП Росатомфлот госкорпорации Росатом Владимир Арутюнян. В зависимости от оперативной обстановки, судно «подхватит» тот или иной ледокол Росатомфлота.

    Этим летом на Севморпути был установлен рекорд скорости - танкер «STI Heritage» с 61.000 т газового конденсата преодолел дистанцию всего за восемь суток.

    В эту навигацию по Севморпути уже прошло два балкера с железорудным концентратом - «Михаил Кутузов» и «Дмитрий Пожарский» Мурманского морского пароходства дедвейтом 23.000 т каждый.

    В будущем транспортировкой железной руды вдоль северного побережья России будут заниматься ещё более крупные суда. Японская компания «Hyundai Heavy Industries» уже завершила модельные испытания проекта балкера ледокольного типа дедвейтом 190.000 т. Когда балкер будет построен, он станет самым большим торговым судном ледокольного типа в мире. Длина составит 310 м, ширина – 51 м. Балкер сможет двигаться во льдах толщиной 1,7 м со скоростью 6 узлов без помощи ледокола, сообщает Seanews.ru.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 01 Сентябрь 2011 08:58

Гигант установил рекорд на Северном морском пути
08:2031.08.11 http://nord-news.ru/murman_news/2011/08 ... wsid=19120

    30 августа в 16:55 танкер «Владимир Тихонов», принадлежащий компании «Совкомфлот», завершил переход по трассе Северного морского пути (ТСМП). Это судно типоразмера «суэцмакс» стало самым большим танкером в истории судоходства по Северному морскому пути: дедвейт «Владимира Тихонова» - более 162 тысяч тонн, на нем находится более 120 тысяч тонн газоконденсата ОАО «НОВАТЭК».

    Помимо огромного размера, танкер установил и рекорд скорости - движение по ТСМП гигант начал 23 августа в 8 утра, а значит преодоление Севморпути заняло всего 7,4 суток, средняя скорость движения танкера - 14 узлов. Подобного результата удалось добиться благодаря слаженным и профессиональным действиям экипажей всех судов, участвующих в операции.

    Танкер «Владимир Тихонов» следует в Таиланд, в порт Map Ta Phut. Трассу Северного морского пути он преодолевал под проводкой атомных ледоколов «Атомфлота» - «50 лет Победы» и «Ямал».

    В ближайшее время из порта Мурманск в направление Азиатско-Тихоокеанского региона отправится крупнотоннажный сухогруз-балкер «Sanko Odyssey»дедвейтом 74800 тонн. Это самое большое судно для сухих грузов, которое когда-либо двигалось по трассам Севморпути. На его борту - более 70 тысяч железорудного концентрата ОАО «ЕвроХим», произведенного на Ковдорском ГОКе. Проводкой балкера также займутся атомоходы «Росатомфлота», сообщает пресс-служба компании.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Сентябрь 2011 19:09

Перспективы развития Севморпути очевидны: эксперт
18:40 01.09.2011 Подробности: http://www.regnum.ru/news/russia/1441235.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM

    31 августа из порта Мурманск в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона отправился крупнотоннажный сухогруз-балкер Sanko Odyssey дедвейтом 74800 тонн. Это самое большое судно для сухих грузов, которое когда-либо двигалось по трассам Севморпути. На его борту - более 70 тысяч железорудного концентрата, произведенного на Ковдорском ГОКе ОАО "Еврохим". Проводкой балкера займутся атомоходы Росатомфлота. "Sanko Odyssey" принадлежит японской судовой компании "Sanko Line". Для японцев это будет первый случай использования Севморпути. Напомним, что днем ранее танкер "Владимир Тихонов" типоразмера "суэцмакс" установил новый рекорд скорости прохождения Северного морского пути. Преодоление Севморпути заняло у него всего 7,4 суток. Средняя скорость движения танкера составила 14 узлов. Он стал самым большим танкером в истории судоходства по этой трассе. Кроме того, на днях в Санкт-Петербург из Приморья впервые за последние 20 лет прибыло судно, прошедшее Северным морским путем. Рефрижератор усиленного ледового класса "Коммунары Николаева" привез пять тысяч тонн лосося. До этого рыбу с Камчатки и Владивостока везли через Панамский и Суэцкий каналы.

    "Перспектива у Северного морского пути есть, это очевидно, - уверен начальник перспективного развития ФГУП "Атомфлот" Владимир Арутюнян. - Проектом заинтересовались даже иностранные компании. С коммерческой точки зрения, таким образом можно сэкономить и время, и деньги. Если идти из Мурманска в Китай через Суэцкий канал, то это будет почти 12 тысяч миль, а по Севморпути почти 7 тысяч миль. Разница ощутима. Причем тоннажностью балкера нас удивить сложно. Здесь важнее смотреть на осадку и учитывать сезонные условия и ледовый класс судна".

    "Мы провели "Тихонова", это была самая быстрая проводка - чуть больше 7 суток. Если бы нам сказали о том, что это возможно, 5-10 лет назад, то мы бы засомневались, - рассказал эксперт. - Ведь ледокол у нас 30 метров шириной, а у танкера она все 50 метров. Почти в два раза шире, но ничего - он прошел и установил рекорд по скорости прохождения СМП среди крупнотоннажных судов. Это стало возможно по ряду определенных причин. Во-первых, это было приурочено к конкретному периоду летней навигации: с середины августа и до конца сентября, когда складывается самая благоприятная обстановка на трассе - льды максимально растаяли, а рост их начнется только со второй половины сентября. Чистой воды сейчас больше всего. Во-вторых, СМП - это коммерчески выгодное направление, и техническое оснащение позволяет нам его осваивать".

    "Не секрет, что флот ледокольный стареет, но поскольку к проекту освоения СМП проявляют интерес и другие государства - он имеет международное значение, то правительство одобрило постройку двух новых ледоколов по новому проекту ЛК-60 в следующем году, - отметил Арутюнян. - У них и мощность, и ледопроходимость будут выше, и срок службы будет 40 лет, то есть на 10 лет больше. В перспективе заложено строительство серии ледоколов, поскольку трасса СМП - это стратегически важное и экономически выгодное направление, которое надо развивать. Все три уникальные проводки - судно с красной рыбой, танкер-гигант и самый крупный балкер в истории СМП - говорят о том, что "Атомфлот" вовремя и успешно интегрировали в структуру Росатома, сделав проект развития Севморпути не только возможным, но и экономически перспективным. Сейчас правительство рассматривает вопросы возрождения трассы Севморпути. Это тоже важно для наших потенциальных клиентов и партнеров. Росрыболовство планирует провести суда со 150 тысячами тонн рыбы, хотя можно и больше - были бы рефрижераторы в нужном количестве. В этом году уже прошли два по пять тысяч тонн, и идет третий с девятью тысячами тонн рыбы. Питерцы наконец-то смогут попробовать нашу отечественную красную рыбу. Причем цена на нее должна снизиться".

    "Кроме "Тихонова" мы провели еще два крупнотоннажных танкера, - сообщил он. - А 31 августа из Мурманска вышел крупнотоннажный сухогруз японского судовладельца. Это самое крупное судно, которое когда-либо проходило по СМП. В истории еще подобного рода проводок никто в мире не совершал. Мы первые. Честно скажу, что японцы оказались консерваторами, и убедить их воспользоваться Севморпутем оказалось непросто. Но даже они не устояли после того, как на практике увидели, что мы из себя представляем и что мы можем дать им необходимые гарантии. Поэтому в результате долгих и сложных переговоров судовладельца с руководством ФГУП "Атомфлот" японцы все-таки превозмогли свой страх, хотя и заложили большие риски. Они наша первая ласточка, дальше, думаю, все легче пойдет, и к нам еще очереди будут выстраиваться".

    "В планах эти проводки должны стать серийными. Но всему свое время. Ведь в прошлом году мы провели всего четыре разных судна по транзиту. В этом году объем проводок больше и уже несколько рекордов есть, да и суда побольше. Плюс мы попробовали сделать сверхраннюю проводку крупного танкера, которую начали 29 июня. Так что будем нарабатывать опыт", - резюмировал эксперт.

+ http://www.b-port.com/news/item/63613.html
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 05 Сентябрь 2011 21:50

Наткнулся на какую-то совсем сказочную новость:


Для перевозки сжиженного газа по Севморпути к 2020 году понадобятся 30 газовозов. Срочно нужны и новые атомные ледоколы
28 Июня 2011 года, 08:53 ООО «Би-порт» http://www.b-port.com/news/item/63613.html

    Изображение
    Об этом заявил сенатор от Мурманской области, глава Комиссии по национальной морской политике Вячеслав Попов. К 2020 году объем перевозок в год сжиженного газа составит 25 миллионов тонн. В связи с этим потребность только в газовозах составит для Штокмановского месторождения через порт Териберка – 12 судов (ОАО «Газпром»), для месторождений Кумжинское и Коровинское – шесть газовозов (НК «Нефтегаз»), для Южно-Тамбейского месторождения на полуострове Ямал – 12 газовозов, сообщил Вячеслав Попов в интервью газете «Российское судоходство».

    Кроме того, в 2011 году планируется начать строительство головного линейного дизель-электрического ледокола нового поколения мощностью 25 МВт. В рамках реализации подпрограммы «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» за счет средств федерального бюджета планируется построить один универсальный атомный ледокол мощностью 60 МВт и три линейных дизельных ледокола мощностью по 25 МВт. В рамках реализации ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы, к 2014 году предусмотрена разработка технических предложений для создания атомного ледокола-лидера мощностью 110-130 МВт для круглогодичной работы на Северном морском пути. Также в рамках реализации этой ФЦП, к 2015 году планируется разработка организационно-технологического проекта постройки в России атомных ледоколов повышенной мощности (150-200 МВт) для обеспечения освоения арктического континентального шельфа России и устойчивой работы Северного морского пути. В рамках проекта будет разработана принципиальная технология строительства ледоколов повышенной мощности на отечественных судостроительных предприятиях. В настоящее время арктический линейный ледокольный флот является федеральной собственностью и включает в себя шесть действующих атомных ледоколов и девять дизель-электрических ледоколов.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 06 Сентябрь 2011 22:29

Стенограмма выступления Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина на межрегиональной конференции партии «Единая Россия» на тему «Стратегия социально-экономического развития Северо-Запада России до 2020 года. Программа на 2011–2012 годы» в г. Череповце.
5 сентября 14:16 сайт Председателя Правительства РФ http://premier.gov.ru/events/news/16366/

    :": ...Страна обустраивается, выходит на качественно иные, более высокие рубежи благодаря огромному труду и энергии миллионов наших граждан. Надеюсь, уже в обозримой перспективе начнёт постоянную стабильную работу Северный морской путь, и мы уверены, что он сможет составить конкуренцию традиционным торговым линиям и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству перевозок. Основной базой для Северного морпути, конечно, должен стать Мурманск.

    ... На северо-западе предстоит серьёзно развивать и ресурсную базу ТЭКа в целом. Будем использовать угольные пласты Печорского бассейна. Особое внимание необходимо будет уделить вопросам безопасности труда шахтёров, решению их социальных проблем. Нужно, конечно, сохранить наши угольные предприятия и в российском посёлке Баренцбург на Шпицбергене – на Груманте, как издревле его называли наши поморы.

    Что касается нефти, то перспективы здесь связаны с Тимано-Печорской нефтяной провинцией. Уже началось активное освоение Харьягинского и Усинского месторождений в республиках Коми и Ненецком автономном округе. Конечно, будем выходить на арктический шельф. В этом году на Приразломном нефтяном месторождении на стыке Баренцева и Карского морей была установлена первая буровая ледостойкая платформа. Через несколько месяцев начнётся промышленная добыча углеводородов. Первая нефть в Приразломном пойдёт уже в I квартале 2012 года, начало промышленной добычи – в IV квартале следующего года. Также вы знаете, что компания «Роснефть» и один из ведущих наших партнёров – одна из ведущих мировых компаний «Эксон Мобил» – договорились о совместной долгосрочной стратегической работе, в том числе это касается и освоения арктического шельфа. Это позволит привлечь уникальные технологии и колоссальные инвестиции в объёмах сотен миллионов долларов (там уже о миллиардах идёт речь) – это большие, крупномасштабные проекты мирового уровня. Добавлю, что в Санкт-Петербурге создаётся и специальный центр в рамках этой совместной работы, который должен обеспечить научно-техническую поддержку и сопровождение наших шельфовых проектов. В газовой отрасли будет развиваться работа и на одном из крупнейших в мире – Штокмановском месторождении.

    ...Естественно, ни один из индустриальных проектов – ни выход на шельф, ни строительство новых заводов – не будет реализован без учёта самых строгих экологических требований. Бережное, цивилизованное отношение к природе – это обязательное условие для всех наших программ развития. В ближайшее десятилетие в России только на федеральном уровне планируется создать ещё 11 новых государственных природных заповедников и 20 национальных парков. Площади ещё девяти заповедников и двух национальных парков будут существенно расширены. Мы начинаем пилотный проект по обустройству необходимой инфраструктуры 12 особо охраняемых природных территорий – направим на эти цели 1,5 млрд рублей (мы их уже предусмотрели в бюджете), чтобы уникальные природные памятники были доступны для познавательного экологического туризма, как это водится во всём мире, и для молодых людей, и для семей с детьми, чтобы люди могли приехать и своими глазами увидеть эту красоту, это величие нашей страны.

    В 2009 году был образован национальный парк «Русская Арктика». Он включает северную часть архипелага Новая Земля и Землю Франца-Иосифа, а также огромную водную акваторию общей площадью 1,5 млн кв. км. Уже начали работу научные экспедиции, которые должны детально оценить экологические риски в российской Арктике, а затем приступим к планомерной генеральной уборке наших северных территорий.

    ... Ещё один принципиальный момент. Инвестиции в мегапроекты должны прежде всего эффективно работать внутри самой России, чтобы заказы получали не только наши зарубежные партнёры (а они тоже должны получать), но конкуренция должна быть и на внутреннем рынке. Но прежде всего, конечно, эти заказы должны идти на наши российские предприятия – российские машиностроительные, металлургические и судостроительные предприятия. Например, буровые установки для освоения шельфа проектируются в питерском ЦНИИ имени Крылова, строительство морских судов и специальных платформ пойдёт на заводах Петербурга, Северодвинска, Выборга и Мурманска.

    Существующие верфи нам предстоит модернизировать и, конечно, расширять, в том числе под создание судов ледового класса, танкеров, ледовых платформ, а также плавучих атомных электростанций. Первая в мире такая электростанция «Академик Ломоносов» строится на Балтийском заводе. Знаю, что там есть определённые проблемы финансового характера, будем их решать.

    Мы также закладываем целую серию ледоколов, включая атомоход «Лидер» мощностью 110 МВт. И делать эти суда, конечно, будут здесь, на верфях северо-запада, безусловно, у нас, в России.


"атомоход «Лидер»" - здесь возможна ошибка в расшифровке стенограммы. Может быть и как "исторически сложившееся" описание типа ледокола, так и рабочее название проекта. viewtopic.php?f=4&t=4163
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Сентябрь 2011 11:47

Арктический контейнеровоз «Норникеля» вышел из Дудинки по Севморпути без сопровождения ледокола
23.09.2011, 17:53 portnews.ru http://portnews.ru/news/70063/

    Дизель-электроход усиленного ледового класса «Заполярный», принадлежащий ОАО «ГМК «Норильский никель», 21 сентября вышел из Дудинского морского порта и направился по Северному морскому пути без сопровождения ледокола. Об этом корреспонденту ИАА «ПортНьюс» в кулуарах международного форума «Арктика-территория диалога», проходящего в Архангельске, сообщил директор Мурманского транспортного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель» Алексей Тюкавин.

    По его словам, судно прибудет в порт Шанхай (Китайская Народная Республика) ориентировочно 9-10 октября. На борту «Заполярного» - 9 тыс. тонн металлопродукции Заполярного филиала ГМК «Норильский никель» (медь и никель). В Дудинку теплоход пришел 17 сентября из порта Мурманск (вышел из Мурманска 12 сентября).

    Тюкавин подчеркнул, что данная проводка осуществляется по Севморпути в восточном направлении без сопровождения ледокола второй раз. В прошлом году впервые по этому маршруту самостоятельно прошел арктический теплоход «Манчегорск» (принадлежит «Норникелю»).

    В Шанхае теплоход «Заполярный» встанет в док для проведения очередного освидетельствования Российским морским регистром судоходства (РМРС). В обратный рейс судно выйдет в ноябре из Шанхая в Дудинку с грузами материально технического снабжения, оборудованием, товарами народного потребления для жителей Норильского промышленного района. Обратный проход по Севморпути также запланирован без ледокола.

    Бункеровка теплохода была произведена в Мурманске из расчета на весь маршрут до Шанхая. Бункеровку произвела компания «Гломма» в объеме 2 тыс. тонн темных нефтепродуктов IFO 380.

    ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» – диверсифицированная горно-металлургическая компания, являющаяся крупнейшим в мире производителем никеля и палладия, ведущим производителем платины, кобальта, меди и родия. Компания также производит золото, серебро, иридий, осмий, селен, рутений и теллур.

    Производственные подразделения группы ГМК «Норильский никель» расположены в России в Норильском промышленном районе и на Кольском полуострове, а также в Финляндии, Австралии, Ботсване и ЮАР.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Северный морской путь

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Сентябрь 2011 11:58

Интерес к Севморпути зафиксирован, и работа на нем переходит из разряда экспериментального в коммерческий – Олерский
22.09.2011, 13:21 http://portnews.ru/news/69993/

    Интерес к судоходству по Северному морскому пути (СМП) зафиксирован, и сегодня работа на данном маршруте переходит из разряда экспериментального в разряд коммерческого. Как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», об этом в ходе 2-го Международного арктического форума «Арктика – территория диалога» сообщил заместитель министра транспорта России Виктор Олерский.

    «Это стало возможно, и у таких перевозок появился коммерческий смысл, - сказал замминистра. - В определенном смысле, они могут стать альтернативой перевозкам через Суэцкий канал»

    Он напомнил, что объем транзитных перевозок грузов по СМП в 2010 году составил 224 тыс. тонн, а в 2011 году этот показатель достигнет 1 млн тонн.

    «Безусловно, база еще низкая, но коэффициент 5 говорит сам за себя», - отметил Олерский. По его мнению, развитию этих перевозок будет способствовать работа Администрации Севморпути (Минтранс ведет работу по формированию данной Администрации), формирование оптимальных тарифов и координация с пожеланиями рынка.

    Как сообщил позднее в своем выступлении на форуме заместитель министра регионального развития Александр Викторов, общий объем перевозок грузов по СМП к 2020 году составит более 30 млн тонн - это минимальная цифра, которая может достигнуть 75 млн тонн.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Пред.След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения