Страница 1 из 1

"Харитон Лаптев", шхуна

СообщениеДобавлено: 27 Декабрь 2018 21:19
Борис Дворкин
Просматривая хронику увидел кадры со шхуной "Харитон Лаптев". На форуме отдельной темы не нашёл. А вот и фото.
Лаптев : 0_1011bd_930b1df6_XXXL.jpg
 0_1011c0_9951f272_XXXL.jpg

Шхуна "Харитон Лаптев"

СообщениеДобавлено: 27 Декабрь 2018 21:40
ББК-10
Автографы на картах
С. В. Попов.
Открывая собственными бортами

Гидрограф Александр Александрович Кухарский зимой 1934 года в Алексеевской затоне близ Киренска на Лене строил парусно-моторные суда для Лено-Хатангской экспедиции. На одном из них - «Харитоне Лаптеве» он летом отправился на Хатангу, где годом раньше побывал на «Пионере». Выполнив большой комплекс гидрографических и гидрологических работ, зазимовали у полуострова Кресты.

Шхуна "Харитон Лаптев"

СообщениеДобавлено: 27 Декабрь 2018 21:44
ББК-10
Визе В.Ю. Владивосток - Мурманск на "Литке"
8. НА ВЫРУЧКУ ПЛЕННИКАМ ЛЬДА

Хотя Усть-Ленский порт еще не закончен постройкой, к нему уже приписано несколько судов. Три из них — «Харитон Лаптев», «Прончищев» и «Челюскин» — мы застали в заливе Булункан, где они стояли на якоре. Суда эти представляют собой парусно-моторные шхуны водоизмещением около 100 тонн; с виду они неуклюжи и едва ли обладают хорошими мореходными качествами.

Шхуна "Харитон Лаптев"

СообщениеДобавлено: 27 Декабрь 2018 22:09
Борис Дворкин
Точно. А еще попадалась информация, что шхуну вынесло льдами на берег и ее 3 года пытались вернуть в воду. Но так и не смогли. Сняли движок и использовали его на берегу. Впрочем, вот цитата: "Гидрограф Александр Александрович Кухарский зимой 1934 года в Алексеевской затоне близ Киренска на Лене строил парусно-моторные суда для Лено-Хатанг-ской экспедиции. На одном из них - «Харитоне Лаптеве» он летом отправился на Хатангу, где годом раньше побывал на «Пионере». Выполнив большой комплекс гидрографических и гидрологических работ, зазимовали у полуострова Кресты.

Теперь-то мы знаем, какую опасность для судов представляет весенний ледоход на Хатанге. Недаром сейчас в месте отстоя ежегодно для их защиты намораживают высокую ледяную дамбу. Тогда же этих мер предосторожности принять не умели, и весной 1935 года «Харитон Лаптев» оказался на берегу. Недавно мне довелось познакомиться с дневниками Кухарского, которые он аккуратно изо дня в день вел больше трех лет, пока упорно пытался стащить судно с помощью талей, ворота и других приспособлений на воду.

Оторванная от мира, терпевшая большие лишения и недостаток буквально во всем маленькая горстка людей с небывалым упорством тащила судно. На какие только ухищрения не шли они: домкратами поднимали судно на специально изготовленные салазки, смазывали их тавотом, создавали громадный каток, вырубали во льду канал, вмораживали мертвяки - толстые бревна, к которым крепились лебедки. Три года без выходных, невзирая на погоду, ежедневно по многу часов крутили ворот, заводили браги, сращивали рвущиеся тросы. Три года Кухарский в дневнике считал миллиметры, на которые удавалось продвинуть судно к воде. А очередной паводок уничтожал всю проделанную за зиму работу. К сожалению, шхуну так и не удалось стащить на воду. Уже в военные годы с нее сняли двигатель, который долгие годы обеспечивал электроэнергией поселок Хатангу."

Шхуна "Харитон Лаптев"

СообщениеДобавлено: 27 Декабрь 2018 22:14
ББК-10
это тоже из "Автографов" Попова.

Шхуна "Харитон Лаптев"

СообщениеДобавлено: 27 Декабрь 2018 22:26
Борис Дворкин
Да. Но еще интересны фото и хроника с "Лаптевым" в РГАКФД
 2018-12-27_22-27-35.png