"Товарищ Красин"/"Алтай", пароход

От ладьи и коча до атомохода.

"Товарищ Красин"/"Алтай", пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Август 2008 23:57

Первый советский пароход
http://techmol.narod.ru/TM/IST_SER/1976/1976_1.htm

24 января 1925 года журнал "Торговый флот" назвал "величайшим днем в истории строительства хозяйственной мощи первой в мире республики рабочих и крестьян". Именно в этот день, когда на Балтийском заводе в Ленинграде были заложены четыре лесовоза, родилось советское морское судостроение...

Трудно представить себе положение более печальное, чем то, в котором был тогда морской флот РСФСР: в его составе сохранилось меньше 13% довоенных судов, и возраст большинства из них перевалил за два десятка лет. Нужда в новых судах была столь острой, что уже в ноябре 1924 года Совет Труда и Обороны выдал Судотресту задания на постройку четырех лесовозов, двух рефрижераторов и одного нефтевоза.

Упор на лесовозы сделан не случайно: лес был тогда одной из основных статей советского экспорта. Чрезвычайно важно было оснастить специализированными судами именно лесные перевозки. Проект и рабочие чертежи лесовозов I серии разработали конструкторы заводского бюро Балтийского завода. Они стремились максимально удовлетворить требования заказчика, представленные в предельно лаконичной и емкой формуле: "Перевозка леса на линии Архангельск - Лондон". Переведенная на язык чертежей и цифр, эта формула предопределила главные элементы, из которых складывается экономичность судна в эксплуатации. Сейчас вряд ли кто сомневается в том, что дизель экономичнее паровой машины. А вот в тех условиях конструкторы вполне справедливо сделали выбор в пользу последней. Во-первых, в Архангельске не было нефтяного топлива и даже нефтехранилищ. А во-вторых, выгрузив лес в Лондоне, пароход обратным рейсом должен был идти либо с балластом, либо с небольшим количеством (до 25%) импортного груза. Поэтому представлялось целесообразным опорожнившиеся трюмы парохода загружать дешевым английским углем и использовать его в следующем рейсе. При таких условиях паровая машина оказывалась выгоднее дизеля.

Очень интересен ход конструкторской мысли при расчете крейсерской скорости судна. От нее зависит расход топлива и число рейсов, которые может совершить судно за период летней и осенней навигации в Архангельске.

Курсировавшие на этой линии суда обычно успевали сделать 4- 4,5 рейса. Балтийские конструкторы решили: новые лесовозы должны делать 5 полных рейсов. При этом скорость получилась равной 8 узлам, а допустимый расход угля - 9,5 т в сутки. Но поскольку судно должно располагать еще и резервом времени, то его решили обеспечить не за счет повышения скорости, а за счет сокращения простоев в портах. С этой целью все погрузочные механизмы лесовоза были переведены на электропривод, в котором сочетается быстродействие с удобством обслуживания.

Не менее любопытны исходные данные, из которых конструкторы установили чистую грузоподъемность лесовоза. Партии в 700, 1050 и 1600 стандартов леса на мировом рынке тех лет считались самыми ходовыми, причем наибольшее число сделок совершалось с партиями в 1050 стандартов. С другой стороны, опыт эксплуатации в подобных условиях пароходов различной грузоподъемности выявил экономичность судов с грузоподъемностью в 3 тыс. т, или 1 тыс. стандартов. Совпадение интересов грузоотправителя и перевозчика дало конструкторам полное право остановиться на судне вместимостью 1050 стандартов, или 3100 т груза.

Сложившаяся практика торговли оказала влияние и на очертания лесовоза. Портовые сборы с судов взимаются в зависимости от емкости трюмов. Чтобы получить и здесь какую-то экономию, конструкторы рассчитали трюмы на 700 стандартов, с тем чтобы оставшиеся 350 укладывать и -закреплять на верхней палубе. По международным правилам лес можно грузить на палубу лишь в пределах высоты фальшбортных надстроек. Именно поэтому у лесовоза очень высокие фальшборты, достигающие двух с лишним метров. С этой целью на судне устроены полубак и полуют, которые главным образом служили для закрепления палубного груза.

В осенний период перед концом навигации экспорт леса достигает наибольших размеров, и фрахт увеличивается в 1,5-2 раза. Чтобы продлить навигацию в Архангельске, конструкторы сделали ледокольное крепление корпуса, руля и винта. Предполагалось, что зимой лесовозы будут заняты перевозкой зерна из портов Черного моря, поэтому дополнительно они комплектовались деревянными съемными перегородками.

День закладки лесовозов на Балтийском заводе превратился в настоящий праздник судостроителей. На митинге выступили видные советские и партийные руководители, рабочие завода, представители заказчика - Совторгфлота. Большую речь сказал тогдашний нарком внешней торговли СССР Л. Красин, именем которого был назван один из лесовозов. В память об этом событии был даже выпущен значок - бесценная реликвия тех героических лет.

Несмотря на отсутствие опыта в сооружении торговых судов, несмотря на перебои в снабжении, спуск на воду первых двух лесовозов состоялся 25 октября 1925 года, спустя месяц на воду сошли еще два, а в августе - сентябре 1927 года Совторгфлог получил четыре лесовоза I серии - "Товарищ Красин", "Товарищ Сталин", "Мироныч" и "Красный партизан".

Тем временем на стапелях Балтийского завода были заложены лесовозы II серии - "Рабочий", "Крестьянин", "Искра" и "Правда", отличавшиеся несколько большей длиной и некоторыми элементами конструкции корпуса. Основываясь на опыте постройки лесовозов I и II серий, конструкторы и заказчики пришли к выводу о необходимости внесения некоторых изменений в лесовозы III, IV и V серий - "Сакко", "Ванцетти", "Урицкий", "Володарский", "Микоян", "Куйбышев" и др. На них вместо ростр и мачт были установлены колонны, уменьшены размеры грузовых люков, увеличена до 950 л. с. мощность машины. В результате переделок несколько изменились длина, грузоподъемность и дедвейт лесовозов этих серий.

Самыми совершенными лесовозами довоенной постройки считаются лесовозы V-бис и VI серий "Сухона", "Кара", "Котельщик Таланкин" и "Вычегда". На них вместо электрических были установлены более мощные паровые лебедки, а энергетическая установка, состоявшая из паровой машины и турбины отработанного пара мощностью 1200л. с., позволила увеличить скорость до 9,8 узла.


"Товарищ Красин" (I серия)
Тип судна Средний лесовоз (серии I, II, III, IV, V, V-бис, VI)
Водоизмещение 5280 т
Грузоподъемность 3230 т
Силовая установка паровая машина и два огнетрубных котла
Мощность установки 900 л.с.
Скорость 9 узлов
Дальность 2500 миль
Экипаж 32 чел.
Завод-строитель Балтийский 1925-1934 гг.
Севастопольский 1932-1934 гг.
Количество построенных судов 24


Изображение
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Товарищ Красин"/"Алтай", пароход

Сообщение Klaus » 06 Август 2008 01:42

МИРОНЫЧ, ещё под "нехорошим" именем.
Изображение
Klaus
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 31 Июль 2008 01:46

"Товарищ Красин"/"Алтай", пароход

Сообщение Иван Кукушкин » 28 Январь 2010 13:46

 Дыгало-Нарбеков_Морской флот_Красин.jpg
перепост : Портал "Морской флот СССР"
porollo : http://mmflot.com/forum/viewtopic.php?f=68&t=1509#p5723
OCR : polarpost.ru
Первый советский пароход (лесовоз 1-ой серии)
В. Дыгало, Н. Нарбеков

25 октября 1925 г. на Балтийском заводе в торжественной обстановке были спущены на воду первые два лесовоза 1-ой серии (головной «Товарищ Красин»). Менее чем через месяц, 22 ноября, балтийцы спустили на воду еще два лесовоза и заложили суда второй серии. В августе — сентябре 1927 года все суда первой серии были сданы Госторгфлоту и приступили к перевозкам леса из Архангельска в Англию и другие европейские страны. Зимой лесовозы использовались для перевозок зерна за границу из черноморских портов.

Упор на постройку лесовозов был сделан не случайно: лес был тогда одной из основных статей советского экспорта.

Не случайно для первых советских судов двигателем была избрана паровая машина. Во-первых, в Архангельске не было запасов жидкого топлива и даже нефтехранилищ. А, во-вторых, выгрузив лес в Лондоне, было целесообразно и экономично возвратиться не в балласте, а загрузить пустые трюмы дешевым английским углем, которого хватало и на следующий рейс.

Тактико-технические данные: водоизмещение 5280 т. дедвейт с генеральным грузом 3350 т, с лесным грузом 3610 т, наибольшая длина 89 м, ширина 13,1 м, осадка 6,1 м, оысота борта 6,9 м. Энергетическая установка: паровая машина мощностью 900 л. с. и два огнетрубных котла. Скорость 9 узлов, дальность плавания 2500 миль, экипаж 32 чел.

Всего на Балтийском (1925—1934 гг.) и на Севастопольском (1932—1934 гг.) заводах было построено 24 судна (серии I, II, III, IV, V, V-Бис, V|).
Чтобы продлить навигацию в условиях севера, было сделано ледовое подкрепление корпуса, руля и винта.

Самыми совершенными лесовозами довоенной постройки считаются V-Бис и VI серии. Корпуса этих судов незначительно отличались от корпуса прототипа — лесовоза III серии (типа «Сакко»), но машинная установка их состояла из паровой машины мощностью 950 л. с. и турбины Бауэр — Ваха около 250 л. с. Суммарная мощность 8 1 200 л. с. позволяла этим судам (водоизмещение 5520 т) развить скорость 10—10,5 узлов.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11085
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Товарищ Красин"/"Алтай", пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Январь 2013 22:05

Г. Челак. ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФЛОТА.( Набор открыток )

 iiof_12.jpg
12. ЛЕСОВОЗ «ТОВАРИЩ КРАСИН»

24 января 1925 года на Балтийском заводе в Ленинграде состоялась торжественная закладка четырех лесовозов — первенцев советского судостроения. В октябре 1927 года один из них, названный именем видного деятеля Коммунистической партии и Советского государства Л. Б. Красина, был спущен на воду, а в 1928 году ушел в свое первое плавание. Предназначенный для перевозки пиломатериалов и бревен, этот пароход имел водоизмещение 5140 т и полную грузовместимость 2414 брутто-тонн. Его длина составляла 86,9 м, ширина 13,1 м, осадка 5,8 м. Паровая машина мощностью 900 л. с. позволяла ему развивать скорость до 9 узлов. Долгие годы «Товарищ Красин» трудился в дальневосточных морях, а во время Великой Отечественной войны доставлял народнохозяйственные грузы в порты восточного сектора Арктики, Японского, Охотского и Берингова морей. К 1945 году к дальневосточным портам были приписаны три судна, названные в честь Л. Б, Красина: ледокол «Красин», сухогруз «Леонид Красин» и лесовоз «Товарищ Красин». Чтобы не было путаницы в сводках, последний был переименован в «Алтай». Жизнь этого парохода закончилась трагически. Следуя очередным рейсом с мирными грузами, он 25 июня 1946 года в Рижском заливе подорвался на невытраленной мине и затонул.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Товарищ Красин"/"Алтай", пароход

Сообщение [ Леспромхоз ] » 21 Январь 2013 06:17

Корабль Алтай «Товарищ Красин»
(фрагмент)
© Алексей Кравчук

 altai3.jpg
... Пережив Вторую Мировую войну, судно получило название «Алтай», в начале 1946 года, кораблю было предписано отправится из Мурманска в Ригу. 24.01.46. проходя по Ирбенскому проливу, соединяющим Балтийское море с Рижским заливом, около Михайловского маяка, Алтай подрывается на мине. Став одной из двух жертв, в территориальных водах Латвии, спустя почти год после окончания войны. Второй жертвой является танкер «Марс», но это уже совсем другая история. Ради спасения людей капитан взял курс к берегу.

Вода всё пребывала, и насосы не справлялись с её откачкой, с каждой минутой осадка судна увеличивалась. Было принято решение покинуть корабль. Судно погрузилось на глубину двенадцати метров, встав на ровный киль, его надстройка и мачты торчали из воды. До берега оставалось два километра. Экипаж и пассажиры успешно добрались до берега в спасательных шлюпках.

Со слов местных жителей, на корабле находилась театральная группа, направляющаяся на гастроли в Ригу. Весь гардероб театра позже штормом выбросило на берег. И местные жители долгое время щеголяли в чудесных нарядах.

После войны Ирбенский пролив стал закрытой зоной стратегического значения. Про «Алтай» почти все забыли, кроме береговой артиллерии, батарея которой стояла в зоне досягаемости затонувшего корабля. Изредка, чтобы не потерять навыки, производились стрельбы по торчащим из воды деталям судна. Вскоре море спрятало весь корабль под водой и о нём забыли. На морских картографических картах было обозначено большое подводное препятствие, и даже рыбаки обходили это место стороной.

В 1991 году, после обретения Латвией независимости, появилась возможности нырять с аквалангом в море, в том числе и на «АЛТАЙ». Популярность этого вида отдыха начала проявляется к 2000-ому году и увеличивается с каждым годом.

Одна из первых моих экспедиций на «ТОВАРИЩА КРАСИНА» состоялась летом 2003-го года. Серия погружений оставила очень хорошие впечатления. Глубина 12 метров, прозрачность воды около пяти метров. Бронзовые иллюминаторы и медные трубы, подходящие к котлам, надраенные песком до блеска, отражали золотом лучи солнца, проникающие сквозь толщу воды. Кормовая надстройка фактически была цела, сверху на ней виднелось крепление от двадцатимиллиметровой пушки, снятой военными водолазами сразу после затопления судна. Весь боезапас находился тут же ,слипшись в однородную массу и заросший ракушками. Около входа в кормовую надстройку лежал ящик с противогазами, а рядом монета в двадцать копеек, 1945 года выпуска. Перемещаясь к центру затонувшего судна, на месте центральной надстройки наблюдается огромный разлом, оголивший сердце «товарища Красина», два огнетрубных котла. Рядом, как памятник самому себе, стоял паровой двигатель. В свои времена он разгонял «АЛТАЙ» до девяти узлов. Вся центральная часть корабля была очень сильно разрушена и передвигаясь среди обломков, можно было легко заблудится. Направляясь ближе к носовой части передо мной вырастает трюм, проплывая сквозь него, попадаешь прямо к носовой надстройки. Около входа в носовые помещения валялся пожарный гидрант и огнетушитель.

Проникновению внутрь помещений затруднялось метровым слоем ила и песка, осевшие внутри помещений, а некоторые, забив до потолка. Носовые помещения на «АЛТАЕ” не представлял большого интереса, т.к. был хозяйственным отсеком. В бортах носовой части корабля виднелись две дыры, около полу метра в диаметре, появившиеся в результате коррозии. Через них можно было осмотреть носовые помещения, не проникая внутрь. На полках лежали огромные стеклянные Бутыли. Тут же лежал полусгнивший мешок со спрессованным оранжевым порошком, непонятного происхождения. Около стены стоял электрический щит.

Корабль занимает огромную площадь на дне, и является очень интересным объектом для погружения. Иногда присутствует течение, прозрачность воды Ирбенском проливе меняется от одного до десяти метров.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Товарищ Красин"/"Алтай", пароход

Сообщение ББК-10 » 04 Апрель 2015 20:57

Власть труда 1927 № 235(2340), 13 октября.

 Власть труда 1927 № 235(2340) (13 окт.) Первый рейс лз Товарищ КРАСИН.jpg
В АНГЛИЮ С ГРУЗОМ ЛЕСА

Из Ленинградского порта вышел в первое заграничное плавание лесовоз «Товарищ Красин»,
построенный Балтийским судостроительным заводом.
Лесовоз ушел в Англию с грузом леса.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10193
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения