«Сосновец»/«Север»/«Великая Княгиня Ксения»,пароход.

От ладьи и коча до атомохода.

«Сосновец»/«Север»/«Великая Княгиня Ксения»,пароход.

Сообщение fisch1 » 02 Август 2017 12:06

«ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ КСЕНИЯ»
 Пароходы «Великая Княгиня Ксения» и «Кандалакша».jpg

Пароходы «Великая Княгиня Ксения» и «Кандалакша» Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства. 26.06.1909 (Из личного альбома архангельского священника Николая Михайловича Петрова)

Двухпалубный товарно-пассажирский пароход (1895 г. постройки, Ньюкасл, Англия). Порт приписки — Архангельск. Совершал рейсы по Белому морю. В марте 1917 переименован в «Север». С 1920 — в составе Морских сил Северного моря, затем — в ведении Беломортранса. В 1920 участвовал в Сибирской экспедиции на р. Обь. С 1921 носил название «Сосновец». В составе Северного морского пароходства совершал рейсы от Архангельска до Вардё с заходом в поселения Мурманского берега. С 1930 на линии Архангельск–Мурманск. С 1939 порт приписки — Мурманск. Участник советско-финляндской («Зимней») войны. С августа 1941 — вспомогательный минный заградитель. В 1944 использовался для эвакуации раненых из Титовки и Петсамо в Мурманск. С 1945 — на пассажирской линии Мурманск–Иоканга. В 1953 выведен из эксплуатации.

Лит.: Попов Г. П., Давыдов Р. А. Морское судоходство на Русском Севере в XIX — начале XX в. — Екатеринбург–Архангельск, 2003. С. 100–104; Спирихин С. А. Суда Северного морского пароходства и полярной гидрографии. — Архангельск, 2003.


http://lexicon.dobrohot.org/index.php
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

«Сосновец»/«Север»/«Великая Княгиня Ксения»,пароход.

Сообщение fisch1 » 02 Август 2017 12:12

 Великая Княгиня Ксения .jpg
В мае 1894 года Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства для перевозки пассажиров на беломорских линиях заказало в мае 1894 года на заводе "William Dobson & Co" в Ньюкасле (Англия) постройку двухпалубного товарно-пассажирского парохода, который назвали "Великая Княгиня Ксения". Пароход спустили на воду 9 августа 1895 года, и в сентябре того же года "Великая Княгиня Ксения" прибыла в порт приписки Архангельск.
До начала первой мировой войны судно совершало рейсы по портопунктам Белого моря, но во время войны в основном стояло в Архангельске. После Февральской революции, в мае 1917 года, судно переименовали в "Север". 6 мая 1918 года пароход был национализирован, однако 8 июля захвачен английскими интервентами в Сороке (ныне Беломорск) и возвращён прежнему владельцу.
В начале 1920 года во время бегства оккупантов благодаря смелым действиям экипажа пароход был законсервирован и не уведён белогвардейцами на запад.

26 февраля 1920 года "Север" снова национализировали и 15 апреля мобилизовали. В качестве транспорта он был зачислен сначала в БВФ, а 24 апреля 1920 года в состав Морских Сил Северного Моря. Однако уже 25 мая транспорт был исключен из состава РККФ и передан управлению морского транспорта Белого Моря и Северного Ледовитого океана (Беломортран).
Для доставки хлебных запасов Сибири в Архангельск Беломортран в начале августа 1920 года снарядил Морскую Сибирскую Экспедицию, в которую вошли все действующие суда пароходства. "Север" из этой экспедиции доставил с устья реки Оби 29 624 пуда зерна.
8 августа 1921 года пароход переименовали в "Сосновец". В июне 1922 года его передали вновь образованному Северному пароходству Госторгфлота. В 1920-х годах пароход раз в две недели совершал рейсы от Архангельска до Варде (Норвегия) с заходом в поселения Мурманского берега.
В 1930-х годах судно эксплуатировалось на линии Архангельск - Мурманск. За навигацию 1933 года "Сосновец" перевёз 11157 пассажиров, и за ударную работу был удостоен первой премии.
В 1935 году судно прошло капитальный ремонт и модернизацию. 22 сентября 1939 года портом приписки судна стал Мурманск. В качестве транспорта "Сосновец" участвовал в Советско-Финляндской войне 1939-1940 года.
После начала Великой Отечественной Войны пароход был мобилизован и в течение двух недель на Архангельском заводе "Красная Кузница" переоборудован во вспомогательный минный заградитель. Корабль вооружили, и с 15 августа 1941 года он приступил к боевой службе. Однако 24 августа 1942 года "Сосновец" был исключён из состава флотилии и возвращён МГМП.
В 1943-1944 годах пароход осуществлял воинские и народно-хозяйственные перевозки. Так в 1944 году судно использовалось для эвакуации раненых из Титовки и Петсамо в Мурманск, и эвакуировало 1569 человек.
В начале 1945 года в условиях зимних штормов, работая между портами Мурманского побережья и Северной Норвегии, "Сосновец" систематически перевыполнял рейсовые задания. После окончания войны с осени 1945 года пароход начал совершать пассажирские рейсы с Мурманска до Йоканьги.
В 1947 году он прошёл средний ремонт. Перевалив 56-летний рубеж службы, "Сосновец" 8 мая 1953 года был выведен из эксплуатации и списан. После этого пароход еще в течение нескольких лет продолжал служить семьям молодых моряков, но уже как жильё. В конце 1950-х годов (точный срок неясен) "Сосновец" пошёл на слом.


http://modelman.livejournal.com/774254.html
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

«Сосновец»/«Север»/«Великая Княгиня Ксения»,пароход.

Сообщение fisch1 » 02 Август 2017 12:19

СОСНОВЕЦ (до мая 1917 г. "Великая княгиня Ксения", до 8.09.1921 г. "Север")
Водоизмещение 1135 т. Размерения 62.8 х 8.5 х 5.8 м. ГЭУ котломашинная двухвальная, 850 л.с. Скорость 10 узлов. Вооружение: 2 х 102 мм, 1 х 76.2 мм, 2 х 7.62 мм пулемета.
Бывший грузопассажирский пароход. Построен в 1895 г. (Ньюкасл, Великобритания). Мобилизован 15.04.1920 г. и зачислен в состав Беломорской флотилии в качестве транспорта. С 24.04.1920 г. входил в состав Морских сил Северного моря. 25.05.1920 г. исключен из состава РККФ и возвращен Беломортрану. Прошел кап. ремонт и модернизацию в 1935 г. 27.06.1941 г. повторно мобилизован, переоборудован в минный заградитель и 15.08.1941 г. (по другим данным 23.08.1941 г.) вошел в состав Беломорской флотилии СФ. Имел бортовой №92. 24.08.1942 г. возвращен Мурманскому государственному морскому пароходству. В мае 1953 г. выведен из эксплуатации и списан. 11.08.1942 г. разоружен и переформирован в транспорт.


http://sovnavyww2.aiq.ru/minelayers/typ_civil.htm
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


«Сосновец»/«Север»/«Великая Княгиня Ксения»,пароход.

Сообщение fisch1 » 02 Август 2017 13:28

 Пароход Великая Княгиня Ксения_13.jpg


Слезскинский А.Г.Мурман.Ком. для помощи поморам Рус. Севера. – Санкт-Петербург : Типография И. Гольдберга, 1897.с.5
http://kolanord.ru/html_public/col_Osvo ... .html#13/z
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

«Сосновец»/«Север»/«Великая Княгиня Ксения»,пароход.

Сообщение fisch1 » 02 Август 2017 13:57

Петровский А.Г.От Москвы до Соловок.(Путевые впечатления)//Русский вестник 1898. Т. 258. N 12. Декабрь (Год 43)

 005664_000048_RuPRLIB12013386_393.jpg
 005664_000048_RuPRLIB12013386_394.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

«Сосновец»/«Север»/«Великая Княгиня Ксения»,пароход.

Сообщение fisch1 » 02 Август 2017 16:10

 1 Красный Север 1926 № 228 (2215) Пароход на мели..jpg
Красный Север 1926 № 228 (2215)
 1 Пароход сел на мель.Власть труда. N 229. 1926_3.jpg
Власть труда. N 229. 1926
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

«Сосновец»/«Север»/«Великая Княгиня Ксения»,пароход.

Сообщение fisch1 » 04 Август 2017 11:40

Корельский В. П. На моём веку : Воспоминания, предания рода, размышления.
Архангельск : Правда Севера, 1996

В то время шел газетный бум в связи с эпопеей «челюскинцев». Все оживленно обсуждали последние новости. Хмурился только капитан «Уны» Федор Васильевич Падорин. У него с капитаном Ворониным (командовал п/х «Челюскин» — прим. ред.), который находился в центре внимания прессы, произошла когда-то стычка. Было это на пароходе « Сосновец ». Воронин ходил капитаном, а Федор Васильевич был старпомом. Однажды « Сосновец » выбросило штормом на мель у Черной башни острова Мудьюгский. Кто был виноват и в какой мере — по прошествии стольких лет разобраться трудно. Но Федор Васильевич тогда, в 1934-м, говорил, что решение суда было несправедливым. Второго штурмана лишили судоводительских прав. Федор Васильевич был посажен на три года в тюрьму. А капитан, т. е. Воронин, отделался легким испугом.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

«Сосновец»/«Север»/«Великая Княгиня Ксения»,пароход.

Сообщение fisch1 » 19 Ноябрь 2020 19:34

 Сосновец с.202.jpg
Спирихин С.А.Суда Северного морского пароходства и полярной гидрографии. Архангельск: "Правда Севера", 2003 с.202
 Несчастный случай на пароходе Сосновец 21 декабря 1936 №294.jpg
Несчастный случай на пароходе Сосновец //Полярная правда 21 декабря №294 1936
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

«Сосновец»/«Север»/«Великая Княгиня Ксения»,пароход.

Сообщение fisch1 » 24 Декабрь 2020 20:50

 Случай в море Вечерняя  Москва  2 апреля 1941).jpeg
Случай в море//Вечерняя Москва 2 апреля 1941
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения