Правда. 21 сентября 1934 г., пятница. № 261 (6147)
БОЛЬШЕВИКИ СОЕДИНЯЮТ МОРЯ СВОЕЙ СТРАНЫ.
ТРАССА ВЕЛИКОГО ПУТИ.ПОСЛЕДНЯЯ РАДИОГРАММА С БОРТА ЛЕДОРЕЗА.ЛЕДОРЕЗ «ЛИТКЕ», 20 сентября. (Радио спец. корр. «Правды»). Поход «Литке» открыл перед глазами его участников картину огромной работы, проделанной по освоению Севера. С каждой милей пути перед нами развёртывался большой производственный фильм на фоне колоритных красок Севера.
На востоке Полярного бассейна, где пару лет назад существовало всего две станции — на Уэллене и острове Врангеля, сейчас выросло шесть новых культурных центров и радио-метеорологических станций с научными ячейками. Центр восточного района — мыс Шмидта — располагает большой авиобазой, обеспечивающей сообщение по Северу. Дальше на запад крупными базами являются бухта Тикси и мыс Челюскин. Большую базу и самое северное бюро погоды имеет остров Диксон — центр всего западного района.
На мысе Челюскин, где совсем ещё недавно Амундсен воздвиг знак посещения человеком едва доступного пункта земли, вырос целый посёлок в 8 домов, работают ветровая электрическая станция, радиостанция и самолётная база. Зимовка имеет и земные транспортные средства. Во время пребывания «Литке» на мысе Челюскин мы видели, как вездеходы станции неутомимо перевозили грузы со стоящего рядом ледокола «Сибиряков». Зимой этим хорошо рекомендовавшим себя машинам предстоит большой путь по неизведанным берегам материка.
«Литке» встретил на своём пути десятки судов, выполняющих порученные задания. Руководство нашей экспедиции никогда не отказывалось от неизменной на Севере помощи друг другу. В результате координированных действий начальника нашей экспедиции тов. Дуплицкого и начальника «Ермака» тов. Орловского был обеспечен полный успех первой и второй ленских экспедиций, суда которых, свободные от грузов, благополучно прошли за лесом в Енисей, на Игарку.
Участники экспедиции краснознамённого «Литке» чужды были всякого рекордсменства. Успех похода об'ясняется главным образом большевистской организованностью и сплочённостью всего экипажа, высокой сознательностью социалистического долга каждого его участника в отдельности.
Всегда, в самую решительную минуту похода на опаснейшем участке появлялся начальник экспедиции краснознамёнец Дуплицкий. Партиец, прошедший военную выучку, он и на арктический корабль перенёс красноармейскую дисциплинированность и чёткую организованность. Заместитель Дуплицкого Бронштейн и помполит Щербина являли собой прекрасный образец партийцев-организаторов, заражавших всех своим энтузиазмом и личным примером увлекавших за собой коллектив.
На долю капитана ледореза Николаева выпало немало тяжёлых дней. В Арктике, где часто приходится плыть без точных карт и опасность неизведанных «белых мест» подстерегает на каждом шагу, требуется особое искусство кораблевождения. Хорошо изучивший полярные плавания и свой корабль капитан Николаев с честью закончил поход, преодолев огромные ледяные поля без аварий и каких-либо повреждений ледореза.
Прекрасными помощниками капитана всегда были второй штурман Готский, старший механик Пирожков и второй механик Голбелер. Пять суток подряд около островов Самуила «Литке» разбивал двухметровые торосистые поля, и всё же машины работали образцово. Вместо 220 миль в сутки на пяти котлах в начале плавания ледорез потом пересекал Карское море со скоростью 300 миль в сутки и при четырёх котлах.
Коллектив, работавший в кочегарке и у машины, показал высокую дисциплинированность: здесь выделялись серьёзным отношением к делу кочегарный старшина и секретарь ячейки Трофимов, проведший уже в Арктике северо-восточную экспедицию, второй старшина кочегарки Карклин, за плечами которого 30-летний производственный стаж на Дальнем Востоке, матрос Пономарёв — лучший вахтенный рулевой, плотник Савенко, устранявший быстро и умело течи судна. Во всё время плавания «Литке» поддерживал бесперебойную радиосвязь с Нагаевым благодаря Куксину и Романову, которые ещё раз продемонстрировали перед всем миром высокую технику наших арктических радистов.
Весь путь «Литке», отражающий упорную борьбу людей с ледяной стихией, запечатлён на плёнке звуковой картины, заснятой работниками Межрабпомфильма: режиссёрами Львовым и Бронштейном и кинооператором Г. Кабаловым.
Оперативное задание «Литке» по освобождению от ледовых оков судов Ленской экспедиции, как известно, сопровождалось напряжённой научной работой. Результаты её, по словам проф. Визе, превзошли все ожидания. Научные работы гидролога Берёзкина, геолога Богорова, химические анализы морской воды проф. Кондырева имеют несомненный научный интерес. Разработка собранных материалов внесёт ценный вклад в науку об Арктике.
Сквозной поход, успешно совершонный «Литке», несмотря на ряд дополнительных заданий, закончен. Сегодня, через 30 минут, мы швартуемся у стенки Мурманского порта. Северный морской путь уже эксплуатируется. Но невиданный об'ём задач разрешаемых на Севере, требует ещё большой работы по освоению и изучению великого пути. научные работы, проведённые во время похода «Литке», являются ценным вкладом в весь комплекс изучения полярного бассейна.
К. РАДВИЛЛОВИЧ
___
С востока на запад.
ХРОНИКАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ ПОХОДА «ЛИТКЕ».
В далёкий путь.
28 июня. Сегодня, в 8 часов вечера, трудящиеся Владивостока проводили в арктический поход краснознамённый ледорез «Литке». Прощаясь, начальник экспедиции тов. Дуплицкий заявил:
— Мы продолжаем дело челюскинцев!
1 июля. Жизнь на корабле вошла в нормальную колею. Хотя до Арктики ещё далеко, но научные работы на «Литке» уже развернули свои занятия. Началось изучение морских течений.
У берегов Камчатки.
4 июля. Рано утром «Литке» подходил к Петропавловску-на-Камчатке. Его гудок разбудил население города. Трудящиеся Петропавловска вышли приветствовать полярников.
Началась срочная приёмка угля и воды. В порту — два краснознамённых ледокола — «Литке» и «Красин».
6 июля. С утра в порт стали стекаться трудящиеся Петропавловска, чтобы проводить в дальний путь краснознамённый ледорез «Литке». Под звуки оркестра и крики «ура!» «Литке» в 13 часов 45 минут по местному времени снялся с якоря и вышел в полярный рейс. Он держит курс на бухту Провидения.
13 июля. «Литке» покинул Уэллен, взяв курс на Ванкарем. Позади — Берингов пролив. Впереди — Полярное море и льды.
Встреча со льдами.
16 июля. «Литке» прошёл 300 миль. Всё время — северо-западный шторм. В районе мыса Шмидта ледорез встретил сбитые трёхдневным штормом льды. В 30 милях от мыса к востоку «Литке» остановился. Экономя уголь, «Литке» ждёт во льдах перемены ветров. Во время стоянки ведутся работы по изучению льда и моря.
19 июля. Авиоразведка проведена. Кромка льда начинается в 10 милях к северо-востоку от места нахождения «Литке». Затем она идёт к северо-западу и образует широкую полосу льда вдоль берега. За этой полосой — чистая вода.
20 июля. Начальник экспедиции отдал распоряжение вывести ледорез на чистую воду.
На запад!
22 июля. «Литке» — в чистой воде. Но кромка сплочённого льда под влиянием северо-западных ветров изменилась. Она уходит к северу, а местами к северо-востоку. Ожидая изменения погоды, «Литке» лёг в дрейф на битом льду вблизи кромки. К вечеру ветер изменился. Лёд стал медленно разрежаться. Вечером «Литке» вышел из дрейфа, продолжая путь на запад.
26 июля. Ледорез прошёл Чукотское море. Вдали в нескольких милях виднеется мыс Биллингса. Через пролив Лонга «Литке» вышел в Восточносибирское море. Позади — Чукотское море с его тяжёлыми льдами.
Оранжевое солнце.
30 июля. «Литке» идёт, форсируя льды. До Колымы остаётся 25 миль. Там ледорез возьмёт пресную воду. Сказывается близость большого континента — Сибири. Дуют южные ветры. Сегодня повысилась до 16 градусов температура воздуха. Оранжевым кругом из туманной мглы просвечивает солнце.
31 июля. Утром «Литке» обогнул Медвежьи острова. Ледорез лёг на курс к проливу Дмитрия Лаптева. Через этот пролив он войдёт в море Лаптевых. Попрежнему на корабле продолжается научная работа. Через каждые 30—40 миль — остановка. Во время остановок научные работники ведут гидрологические наблюдения.
Курс — на Тикси!
4 августа. «Литке» идёт в море Лаптевых. Он держит курс на устье Лены, на порт Тикси. От Владивостока до Тикси — 4.000 миль. Из них около 1.400 миль «Литке» прошёл в Полярном море большею частью во льдах.
6 августа. Порт Тикси. «Литке» пополняет запасы угля. Водолазы в скафандрах возятся над корпусом. Они осматривают судно и производят мелкий ремонт.
Пройдены две трети всего пути. Коллектив «Литке» преодолел большие трудности раннего ледового похода. Научная группа провела во время плавания большую гидрологическую работу. Взято 120 проб воды.
В Карском море.
24 августа. Сегодня «Литке» прошёл мыс Челюскин. Курс — на остров Диксон! «Литке» идёт во главе кильватерной колонны. Сзади него — пароход «Товарищ Сталин». Карское море — седьмое море на пути «Литке» от Владивостока.
26 августа. Сегодня ночью к северу от группы островов Фурнея научные работники на «Литке» обнаружили небольшую каменистую гряду, выходящую на поверхность моря. Этот новый островок в Карском море отсутствует на всех морских картах.
6 сентября. «Литке» — у острова Диксон. Ледорез занялся проводкой судов Карской экспедиции. Эти суда идут с экспортным лесом из портов Енисея на мировые рынки. Выполнив эту задачу, «Литке» пойдёт в свой последний этап полярного похода.
10 сентября. Сегодня английский лесовоз «Марклин», груженный экспортным лесом, сел на мель у входа в Енисей. Попытки двух пароходов снять лесовоз с мели окончились безуспешно. Помог «Литке». Пользуясь большой волной, он подошёл к «Марклину» и в течение нескольких минут снял его с мели.
На Мурманск!
15 сентября. Сегодня на рейд острова Диксон, где стоят ледорез «Литке» и ледокол «Седов», вошёл ледокол «Садко». Долго перекликались приветственными гудками три ледокола. Начальники трёх арктических экспедиций — Дуплицкий, Иоффе и Самойлович — собрались на совещание и обменялись опытом.
16 сентября. Вчера «Литке» закончил погрузку угля и вышел, держа курс на Югорский Шар, к выходу из Карского в Баренцево море.
18 сентября. Выполнив все задания, «Литке» вчера вечером вышел из Югорского Шара. Его курс — на Мурманск!
19 сентября. Завтра — Мурманск!
20 сентября. «Литке» прибыл в Мурманск.
___
ЕЩЁ ОДНА.
На север, на север, в морской великий путь
Ложится ледореза натруженная грудь!
С востока, на запад, — задание дано, —
Пробиться впервые по броне ледяной.
Раздайся гулом громким на стороны лёд,
Мы знаем — там за кромкой — Союз Советский ждёт.
Ещё одной победы он ждёт и в этот раз,
Ещё одной пропетой песни про нас!
В Чукотском — лёд, не сахар, мы грызли как сверло.
Такие льдины встретились, что сердце замерло.
Механики работали авральной порой,
Не отставал от первого ни третий, ни второй.
Была команда дружная из — цельного куска,
Мела погода вьюжная, курилась у виска.
Да нас не закружила, не сбила наугад,
И не сломила силу сменявшихся бригад.
Мы заходили в Тикси и к острову Диксон,
И видели, что всюду полярный сломлен сон.
Везде кипит работа, где раньше — ни следа.
Упорного расчёта и страстного труда.
Теперь — чиниться в доки, приняв обычный вид,
Но голос бурь высокий в ушах у нас звенит.
Белёсой силы слитки нам не закроют вод.
И снова двинет «Литке» свои машины в ход.
На север! На север! В морской великий путь
Направим ледореза напористую грудь.
Ни бури, ни пробоины, ни холод ледяной
Не скроют путь, освоенный отважною страной.
Раздайся гулом громким на стороны лёд;
Мы знаем — там за кромкой Союз Советский ждёт.
Ещё одна победа — и в этот раз;
Ещё одна пропета песня про нас!
НИК. АСЕЕВ.
___
"Единственный в истории".
БЕРЛИН, 20 сентября. (Соб. корр. «Правды»). Германская печать отмечает как величайшее достижение переход ледореза «Литке» из Владивостока в Мурманск через Ледовитый океан в 83 дня.
«Берлинер тагеблатт» говорит, что рейс, совершонный «Литке» в такой небывало короткий срок, является единственным в истории арктических плаваний.
___
Крупный вклад в науку.
Изучение условий плавания по всему Северному морскому пути имеет огромное практическое значение. В 1932 году эту задачу осуществил во время своего исторического похода ледокол «Сибиряков», в 1933 году — ледокольный пароход «Челюскин». На всём протяжении рейсов коллективы научных работников проводили обширные гидрофизические, гидрологические, геофизические и гидробиологические исследования.
Закончившийся сейчас замечательный рейс краснознамённого ледореза «Литке» внёс очень крупный вклад в познание великого Северного пути. Экспедиция проникла в Чукотское море необычно рано — в июле. Работы «Литке» осветят весенний режим Чукотского моря, этого наиболее трудного участка Северного пути, и свяжут в непрерывный годовой цикл научные материалы, полученные экспедициями «Челюскина» и «Красина».
Исключительно интересны и работы, проделанные в морях Восточносибирском и Лаптевых. До сих пор научные наблюдения в этих морях производились поздним летом и осенью. Освещение гидрологических условий более раннего периода летнего сезона, проведённого «Литке», разрешит проблему удлинения навигациив этих частях Полярного бассейна. Это, в свою очередь, является одним из путей для избавления рейсовых судов, идущих из Владивостока в Колыму и Лену, от дорогостоящих зимовок на обратном пути.
Сейчас поход «Литке» закончен. Он ещё раз подчеркнул жизненность идеи сквозных проходов Северным морским путём.
П. ХМЫЗНИКОВ.
___
Исключительный переход.
И. БАЕВСКИЙ.
«Литке» прибыл в Мурманск. Отдавая якорь в самом северном порту Советского Союза, «Литке» закончил свой переход Северным морским путём. Этот переход «Литке» сделал в одну навигацию.
Все попытки пройти северовосточным морским проходом предпринимались с запада на восток, за исключением похода «Таймыра» и «Вайгача», которые шли Северным морским путём с востока на запад — от Берингова пролива к Архангельску. «Литке» проделал свой путь также с востока на запад.
Ледоколы «Вайгач» и «Таймыр», начиная с 1910 г., пытались осуществить план перехода из бассейна Тихого океана в Белое море в одну навигацию. 4 года подряд их попытки не приносили успеха. Только пятый поход, предпринятый ими в 1914 г., за несколько недель до начала мировой войны, увенчался успехом. Но в одну навигацию этого им не удалось. «Вайгач» и «Таймыр» вынуждены были зазимовать несколько южнее западных ворот пролива Вилькицкого — у западного побережья Таймырского полуострова. Только в 1915 г. они прибыли в Архангельск.
История ледореза «Литке», вписавшего новую блестящую страницу в освоение советской Арктики, полна ярких достижений. 1929 году «Литке» совершил плавание к острову Врангеля. Рейс проходил в весьма тяжёлой ледовой обстановке. «Литке» удалось сменить зимовщиков.
В 1932 году «Литке» проводит целый караван судов северо-восточной экспедиции Наркомвода из Владивостока в устье Колымы. Здесь по пути он встречается с ледоколом «Сибиряков», шедшим под руководством О. Ю. Шмидта и В. Воронина. Обратный вывод колымского каравана был очень труден. Часть судов «Литке» удалось провести, и они вернулись во Владивосток. Остальные пароходы и сам «Литке» не выбрались из тяжёлых льдов и зазимовали у Чукотского полуострова.
Летом 1933 года, освободившись из ледового плена, «Литке» помогает пароходу «Урицкий» и выводит его на чистую воду. Льды Чукотского моря в этом году были крайне тяжелы. Они задержали «Челюскина» буквально на расстоянии нескольких десятков миль от Берингова пролива. «Челюскин» и несколько пароходов колымского похода пытаются преодолеть тяжёлые льды. «Литке» настороженно ждёт сначала в районе мыса Дежнёва, потом в бухте Провидения момента, когда он понадобится. Ледорез сильно потрёпан проведённой зимовкой, экипаж утомлён, но всё же «Литке» готов оказать помощь «Челюскину».
Когда 10 ноября прошлого года, в дни опасного и стремительного дрейфа «Челюскина» из Берингова пролива обратно в Северный арктический океан, мы просили «Литке» нам помочь, славный ледорез мужественно бросился нам на помощь. Он рискнул пойти на север во второй половине ноября, когда ни один корабль не решался итти в Чукотское море через Берингов пролив. Экипаж «Литке» сделал невозможное. И не вина ледореза, что исключительно тяжёлая ледовая обстановка помешала ему помочь «Челюскину». 17 ноября «Литке» получил приказ итти обратно, и ему едва-едва удалось проскочить Берингов пролив, уже вплотную забивавшийся льдами.
Как известно, Северный морской путь в одну навигацию удалось пройти только «Сибирякову» и «Челюскину». «Литке» — третье судно, в одну навигацию прошедшее великую морскую трассу кратчайшим водным путём, соединяющим западные и восточные районы широко раскинувшегося на двух материках Советского Союза.
Поход «Литке» является блестящим достижением советского ледокольного флота. Колоссальный путь из Владивостока в Мурманск «Литке» проделал менее чем в 3 месяца.
Когда «Литке» отправился в поход, все работники Арктики были уверены в том, что ему удастся за одну навигацию выполнить своё задание. Порукой этому являлось крепкое руководство «Литке» в лице тов. Дуплицкого, капитана тов. Николаева и заместителя начальника экспедиции по научной части, известного арктического исследователя проф. В. Ю. Визе.
28 июня, в 8 час. вечера, «Литке» вышел из Владивостока и на шестые сутки был в Петропавловске, где встретился с краснознамённым ледоколом «Красин», готовившимся к операции на о. Врангеля. 13 июля «Литке» прошёл Берингов пролив и остановился в Уэллене. Собственно говоря, с этой даты, с 13 июля, следует считать начало арктического похода «Литке».
На борту его находилась группа научных работников, возглавлявшихся проф. Визе, широко развернувших научные работы. Особенно ценны эти работы в районе Чукотского моря, наименее исследованного в отношении режима льдов и течений.
Походом на «Литке» В. Ю. Визе дополнил научно-исследовательскую работу теми сведениями, которые в 1932 г. ему не пришлось в полной мере получить на «Сибирякове».
Наибольшие трудности «Литке» встретил во льдах Чукотского моря. В Восточносибирском море поход «Литке» протекал в значительно более лёгких условиях, хотя и здесь «Литке» пришлось итти в 6—8-балльных льдах.
В течение всего пути на судне велась напряжённая научная работа. В дни, когда «Литке» имел возможность итти собственным ходом, через каждые 30—40 миль делались остановки для гидрологических работ. На судне была развёрнута большая политическая работа, велись технические занятия, сделан ряд научных докладов.
В бухте Тикси «Литке» пополнил запасы угля и подготовился к трудной задаче форсирования льдов в районе островов Самуила, где ему надо было помочь пароходам 1-й Ленской экспедиции.
Подходя к месту стоянки этих пароходов, «Литке» встретил тяжёлые крепко спаянные льды. С 12 по 17 августа, целых пять суток, «Литке» форсировал тяжёлые льды, отделявшие его от пароходов. Бывали периоды, когда за сутки напряжённой работы ледорез пробивался только на одну милю к цели. В результате упорной героической работы всей команды «Литке» удалось подойти к зимующим судам. Правда, в тяжёлом бою со льдами «Литке» получил некоторые повреждения, но задача оказания помощи зимовавшим судам была блестяще разрешена.
После выхода из пролива Вилькицкого на «Литке» было возложено новое задание — провести через льды пароходы, занятые в Карской операции по вывозу леса с Игарки в европейские порты. Ледокол «Ермак» был отвлечён в район пролива Вилькицкого, чтобы помочь пройти судам 2-й Ленской экспедиции. Вместо «Ермака» на карскую операцию стал ледорез «Литке». Заканчивая проход в одну навигацию Северным морским путём, ледорез приступил к ответственной работе по проводке пароходов, везших экспортный лес. «Литке» помог также английскому лесовозу, севшему на мель в Енисейской губе. Несмотря на сильные ветры и большую волну, ледорез подошёл к лесовозу и снял его с мели.
Только после прихода к острову Диксон ледоколов «Садко» и «Седов» «Литке», погрузив уголь, приступил к завершению последнего этапа своего перехода. 14 сентября он направился от острова Диксон через пролив Югорский Шар в Баренцово море. 20 сентября ледорез прибыл в Мурманск.
Если исключить из всего похода «Литке» то время, которое он потратил на операцию по проводке судов Карского похода, если учесть время, затраченное на оказание помощи трём пароходам 1-го Ленского похода, зазимовавшим у островов Самуила, «Литке» сделал свой исключительный переход в рекордный срок. Он первым из всех судов ледокольного флота, направленных в Арктику летом 1934 г., кончает свой переход.
Вообще большая программа походов, развёрнутая Главным управлением Северного морского пути летом 1934 г., близится к концу. Поход «Красина» завершился успешно. Успешно заканчиваются экспедиции «Садко», «Седова», «Сибирякова» и «Русанова». Завершается 2-й Ленский поход: на 4 пароходах доставлены грузы для Якутской республики в бухту Тикси и грузы в бухту Нордвик, где открыта нефть. Близится к завершению и Карская операция, в которой участвовало несколько десятков иностранных пароходов.
За два года своей деятельности Главное управление Севеного морского пути развернуло колоссальную работу по выполнению задания партии и правительства — в кратчайшие сроки освоить Северный морской путь. Удалось развернуть большую сеть радио- и метеорологических станций по всей трассе Северного морского пути. Удалось широким фронтом пробвинуть авиацию на труднейшие участки Севера. Это способствовало значительным успехам всех предпринятых в 1934 году арктических походов и экспедиций.
Большевики штурмуют Арктику. Богатейшие районы сибирского Севера включаются нами в великую социалистическую стройку. Мы развёртываем грандиозную научную работу в районах, ранее считавшихся недоступными.
Блестящий переход ледореза «Литке» в одну навигацию Северным морским путём с востока на запад является одним из важнейших событий в деле окончательного освоения советской Арктики. После походов «Сибирякова» и «Челюскина» рейс «Литке» ещё раз доказывает полную возможность однонавигационного прохода Северным морским путём.