"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

От ладьи и коча до атомохода.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Ф. Литке"/"III Интернационал"/"Канада"/"Earl Gray", ледорез

Сообщение Иван Кукушкин » 13 Июль 2008 07:08

 0_13542_da9f0d71_orig.jpeg
Из архива Г.Ф. Петрова ( http://gennadiy-spb.ya.ru/go.xml )

Редкая фотография - ледорез под именем "Канада".
1915-1916 гг.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Ф. Литке" / "III Интернационал" / "Канада" / "Earl Gray " , ледорез.

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Июль 2008 19:15

Ледорез "Литке" до передачи России: Canadian Government Ship S.S. Earl Gray
Канадские почтовые открытки.

Изображение

Изображение

[ "YoconMan Homepage" http://www.yukonman.com/ships3.asp ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Ф. Литке" / "III Интернационал" / "Канада" / "Earl Gray " , ледорез.

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Июль 2008 19:26

В. Сергеев
Ледовая эпопея "Ф.Литке"


Когда в 1932 Г. впервые в истории ледокольный пароход "А. Сибиряков" в одну навигацию преодолел Северный морской путь, на митинге при встрече первопроходцев прозвучали такие слова: "Мы прошли, но этого мало – мы должны закрепить успех..." Однако в феврале 1934 г. - трагическая гибель "Челюскина". Развеять появившиеся сомнения в возможности транспортного использования Севморпути предстояло ледорезу "Ф. Литке".

Его построили в 1909 г. в Англии для Канады. Ледорез (он назывался "Эрл Грей") зимой работал на почтово-пассажирской линии Квебек - острова Принца Эдуарда, летом охранял ньюфаундлендские рыбные промыслы. Иногда служил яхтой для членов королевской семьи. Видимо, последнее стало причиной появления слухов о необычайной роскоши судна, говорили даже, что на нем есть специальные танки для шампанского.

Конечно, все это из сферы традиционной морской травли. Но в том, что касалось борьбы со льдами, судно было выше всяких похвал: две машины общей мощностью в 7 тысяч индикаторных сил, очень прочный корпус...

28 июня 1934 г. "Ф. Литке" оставил за кормой бухту Золотой Рог, ему предстояло пройти Северным морским путем до Мурманска.

В Петропавловске-Камчатском пополнили запасы продовольствия и взяли 550 тонн угля.

Через несколько дней еще почти столько же взяли в бухте Провидения. Этого должно было хватить до устья Лены. Здесь же на борт погрузили самолет-амфибию Ш-2, которую летчик Ф. Куканов и бортмеханик С. Куква пригнали с мыса Шмидта.

13 июля через Берингов пролив "Ф. Литке" вышел в Чукотское море. Ледовая обстановка здесь была получше, чем в годы плаваний "А. Сибирякова" и "Челюскина". Но сжатие у мыса Шмидта задержало экспедицию на десять суток.

Ледовая разведка с воздуха не принесла ничего успокаивающего. Выло решено, как только льды немного разредятся, двигаться по традиционному пути - прибрежной полыньей.

26 июля пересекли траверз мыса Шмидта - район, не пользующийся доброй славой у мореходов. А еще через два дня, благополучно миновав мыс Шелагский, вышли на чистую воду.

В проливе Дмитрия Лаптева обнаружили на глубине 7 метров не отмеченную на карте банку. (В 1936 г. ее же зафиксировал пароход "Смоленск"). Позже было доказано, что это остатки существовавшего когда-то острова Св. Меркурий.

4 августа подошли к бухте Тикси. Бросили якорь у входа, боясь заходить вглубь из-за большой осадки ледореза. Загрузили 850 тонн угля с трех барж, которые привел буксирный пароход "Лена", и двинулись к островам Комсомольской Правды, где, зажатые припайными льдами, ждали помощи три парохода Первой Ленской экспедиции.

Пять миль - кажется, рукой подать. Но на преодоление их ушло пять суток! Вначале продвигались довольно быстро. Но с каждым кабельтовом становилось все труднее. Когда припай достиг 1,5-метровой толщины, попробовали рвать его аммоналом - и практически безрезультатно: на поверхности льда оставались лишь небольшие лунки.

17 августа "Ф. Литке" пробился к зажатым судам, экипажи которых приветствовали его гудками, криками "ура" и ружейными выстрелами.

Выведя суда из ледового плена по собственному каналу, "Ф. Литке" застопорил ход - надо было "посчитать раны". Результаты осмотра оказались малоутешительными.

Пока устраняли повреждения, Ф. Куканов на своем Ш-2 слетал на разведку в восточную часть пролива Вилькицкого и обнаружил там ледовую перемычку шириной миль 15. Она была явно не по зубам ледорезу.

И тогда в ней проложил канал находившийся с другой стороны ледокол "Ермак". 22 августа "Ф. Литке" бросил якорь у мыса Челюскина. Среди встреченных здесь судов особую радость вызвал "А. Сибиряков", двумя годами раньше преодолевший тот же путь, что и "Ф. Литке", но в обратном направлении - с запада на восток.

24 августа ледорез двинулся дальше, ведя за собой одно из трех вызволенных у островов Комсомольской Правды судов - "Товарищ Сталин". Были туманы, ледовые поля... 2 сентября бросили якорь у острова Диксон.

Пароход "Товарищ Сталин" самостоятельно двинулся в Игарку, а "Ф. Литке" остался проводить суда, участвующие в Карской операции.

С приходом к Диксону ледокольного парохода "Садко" освободившийся "Ф. Литке" отправился в Мурманск. Заключительный этап плавания проходил без особых приключений. Ненадолго остановились в Югорском Шаре, чтобы привести ледорез в порядок. А 20 сентября вычищенный, сияющий свежей краской и надраенной медью "Ф. Литке" ошвартовался у причала Мурманского порта.

Так завершилось второе сквозное плавание по всей трассе Северного морского пути, выполненное в одну навигацию. Причем впервые - безаварийно.

[ В. Сергеев, "Ледовая эпопея "Ф.Литке" в журнале "Морской флот" №7/90 http://www.2lib.ru/getbook/10332.html ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Ф. Литке" / "III Интернационал" / "Канада" / "Earl Gray " , ледорез.

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Июль 2008 00:11

Иван Кукушкин пишет:[url]http://img-fotki.yandex.ru/get/55/gennadiy-spb.6/0_13542_da9f0d71_M.jpg[/url]
«корабли» наЯндекс.Фотках

Из архива Г.Ф. Петрова ( http://gennadiy-spb.ya.ru/go.xml )
Редкая фотография - ледорез под именем "Канада".
На негативе ошибочно указан год 1905-906. 1915-1916 гг.

Есть очень интересная информация о первом в истории орудийном бое между двумя ледоколами
в феврале 1920 года во время бегства генерала Миллера из Архангельска на ледоколе "Козьма Минин".
В районе маяка Сосновец ледорез "Канада" настиг ледокол "Козьма Минин" и вступил с ним в бой, но
в связи с явным превосходством артиллерии "Минина" вынужден был отступить. Последний скрылся, бросив уведенные за собой корабли
(Пароходы "Русанов", "Сибиряков", "Таймыр").
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Ф. Литке" / "III Интернационал" / "Канада" / "Earl Gray " , ледорез.

Сообщение Иван Кукушкин » 16 Июль 2008 03:16

padsee пишет:Есть очень интересная информация о первом в истории орудийном бое между двумя ледоколами в феврале 1920 года во время бегства генерала Миллера из Архангельска на ледоколе "Козьма Минин".

О как. Будем искать, не попадалось :|
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Падении Северной области

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Июль 2008 13:24

Иван Кукушкин пишет:
padsee пишет:Есть очень интересная информация о первом в истории орудийном бое между двумя ледоколами в феврале 1920 года во время бегства генерала Миллера из Архангельска на ледоколе "Козьма Минин".

О как. Будем искать, не попадалось :|

Кое-что есть у Б. Соколова в
"Падении Северной области"
http://militera.lib.ru/memo/russian/sokolov_b7/index.html

XII. Во льдах Белого моря


К 10 часам утра 21 февраля заканчивалась погрузка пассажиров и угля с пароходов на «Минина». Шла эта погрузка поспешно, была полна инцидентов.

Неожиданно показался на горизонте пароход. Это был ледокол «Канада», снаряженный в погоню возмущенным бегством генерала Миллера населением. На «Канаде» было несколько десятков матросов, три офицера-артиллериста и комиссар Николаев, заведующий флотом Белого моря. «Канада» по радио предложила «Минину» сдаться. «Минин» ничего не ответил. Началась перестрелка. [418]
Это была картина, исключительная по своей красочности.

Белое море — сплошь покрытое толстыми глыбами льда. Эти глыбы налезают одна на другую, поднимаясь точно огромные белые медведи. Ослепительно яркое полярное солнце, не греющее, рассыпающееся тысячей блесток в каплях замерзшей воды.

Три маленьких, сплошь до бортов покрытых льдинами парохода кажутся жертвами, отданными ненасытной холодной северной природе.

В центре этого ледяного поля два больших ледокола. Медленно, точно жуки или раки, двигающиеся взад и вперед по жестоко непослушному льду.

Через периоды, короткие и нудные, раздаются выстрелы, слабым эхом теряющиеся на белой снежной поляне. Снаряд падает в лед, разбрасывая высоко и в сторону комки разрушенных глыб.

Для нас, находящихся на «Русанове», для меня и для Новикова, исход этого боя был особенно волнующе близок. Казалось так несомненным, что «Канада», прогнав «Минина», заберет нас в плен; и тогда — беспощадная расправа большевиков с нами. Но неожиданно, после нескольких выстрелов, ею произведенных, «Канада» повернулась и, потолкавшись на одном месте, скрылась с горизонта. Вслед же за этим и «Минин», расчистив себе нужное пространство свободной воды, начал медленно удаляться на север.

Мы остались одни.

Неожиданный уход «Канады», как это потом выяснилось, был вызван образованием трещины в ледокольных дверях. Плохо и неумело установленное орудие вызвало вновь повреждения, полученные этим ледоколом в одной из аварии.

«Минин», уходя, дал приказ:

«Следуй за нами».

Приказ этот, обращенный к затертым во льдах пароходам, звучал насмешкой. [419]

Даже если бы были в сохранности уголь и провиант, забранные «Мининым», эти пароходы не могли двигаться ни взад, ни вперед. На «Русанове» капитана не было. Вместо него — помощник капитана, испуганный, одинаково враждебный и белым, и красным. К нам он относился с видимым недоверием, не понимая, зачем мы пересажены на его пароход. Других пассажиров, кроме десятков рабочих, отправляемых за большевизм на Иохангу, никого не было. Но эти большевиствующие рабочие оказались совершенно безразличными к судьбам Северной области — к белым и красным — и думали лишь об одном — о возвращении в Архангельск. Когда «Минин» скрылся из виду, то капитан парохода дал радио в Архангельск:

«На ледоколе «Русанов» остался член правительства Соколов и его секретарь Новиков. Что с ними делать?»

Скоро получился ответ:

«Считать арестованными. Кормить. Если будет возможность, привезти в Архангельск».
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Ф. Литке" / "III Интернационал" / "Канада" / "Earl Gray " , ледорез.

Сообщение [ Леспромхоз ] » 16 Июль 2008 21:05

Иван Кукушкин пишет:
padsee пишет:Есть очень интересная информация о первом в истории орудийном бое между двумя ледоколами в феврале 1920 года во время бегства генерала Миллера из Архангельска на ледоколе "Козьма Минин".

О как. Будем искать, не попадалось :|

Еще отыскалось интересное сообщение про этот случай:
Черненко М.Б. "Дело военного моряка Николаева"
в Летописи Севера, том.4, 1964 год.
OСR готовится.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

ДЕЛО ВОЕННОГО МОРЯКА НИКОЛАЕВА

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Июль 2008 16:08

«ДЕЛО ВОЕННОГО МОРЯКА НИКОЛАЕВА»
М. Б. Черненко
Летопись Севера, Том IV, М., Мысль, 1964 г.


В конце 1935 года в Архангельском областном архиве мне показали несколько папок с неразобранными документами 1918—1920 годов. Одну из них сотрудник архива назвал «Делом военного моряка Николаева», Папка оказалась плотно набитой пожелтевшими листками, исписанными четким размашистым почерком. Сохранившаяся в папке сопроводительная бумажка дала первый ключ. Некий военный моряк Николаев, захвативший на свой страх и риск радиоцентр, находящийся в Исакогорке — в нескольких километрах от Архангельска, пересылал в ревком захваченные им телеграммы, имеющие, по его словам, «исключительную важность для дела революции». Препроводительная была написана тем же размашистым почерком. Моряк просил прислать паек «дня на два-три» и прикомандировать связистов.
Разобраться, о чем идет речь в записях моряка Николаева, вначале было довольно трудно. Радиостанции, отправлявшие телеграммы, значились на листках только условными номерами. Правда, иногда на полях попадались пометки: «Сосновец», «Инцы», «Таймыр». Сообщения, очевидно, передавались с беломорских маяков и ледокольных кораблей...
Может быть, эта папка так и не привлекла бы моего внимания, если бы не пара листов, вырванных из бухгалтерской книги лесопромышленного товарищества, на обороте которых миниатюрными буквами (импортная машинка!) была напечатана обширная телеграмма, озаглавленная «Предательство генерала Миллера». Она была адресована информационным агентством в Париж, Рим и Лондон. Автор ее, редактор Парижского информационного журнала Борис Соколов, известный белоэмигрант, ближайший друг Керенского (1), не жалея красок, описывал чудовищные преступления генерала Миллера, страшную тюрьму в Иоконьге, беспощадный террор белогвардейщины. В конце телеграммы рассказывалось о последних днях кровавого режима.

( 1 Воспоминания Бориса Соколова «Падение Северной области» изданы в Берлине в 1923 году и переизданы в 1927 году Госиздатом в сборнике «Гражданская война в Сибири и Северной области».)

«Приезжая на фронт, — свидетельствовал Соколов, — генерал Миллер говорил офицерам, выписанным в Северную область, что он ни за что не бросит их и что, если придется отступать, — он будет отступать вместе с ними и во главе их. Он давал честное слово офицерам, обещая позаботиться об их семьях.
Между тем в ночь на 19 февраля (1920 года. — М. Ч.) им спешно заканчиваются все приготовления к бегству на ледоколе. Приготовления идут в абсолютной тайне, скрывающей их даже от ближайших помощников. Чтобы избавиться от массы офицеров, которых все равно нельзя было увезти на ледоколе, Миллер 18 февраля издает приказ, что общий отход воинских частей из Архангельска назначен на 19 февраля в 2 часа дня...
А сам в то же время, ночью в 4 часа, тайком вместе со своим штабом, садится на пароход «Ярославну» и ледокол «Минин». Семьи фронтовых офицеров в громадном своем большинстве не были предупреждены и не были взяты на ледокол. Сели все штабные офицеры, семнадцать генералов, их семьи, морской штаб и представители крупной буржуазии. Генералом Миллером был взят с собой весь наличный валютный запас в сумме около тысячи фунтов стерлингов — собственность населения Северной области:
Утром 19 февраля население Архангельска, узнав о предательстве генерала Миллера, собралось большой толпой против места стоянки не успевших еще уйти пароходов Миллера. В толпе было много военных. Началась перестрелка между «Мининым» и береговой толпой. Пароходы стреляли из орудия, а толпа из пулеметов. Как с той, так и с другой стороны были жертвы. Под огнем ледокол «Минин» вышел из Архангельска.
Вечером возмущенным населением вдогонку Миллеру был снаряжен другой ледокол—«Канада». Этот последний настиг «Минина» во льдах около маяка Сосновца. Здесь во льдах произошел необычайный, вероятно, первый в истории орудийный бой между двумя ледоколами. Падающие снаряды рвали толстый лед, спугивая стада тюленей. Этот бой кончился неудачей для «Канады». Ледокол «Минин» с генералом Миллером благополучно ушел. Предварительно Миллером было совершено новое предательство. С пароходов «Русанов», «Сибиряков» и «Таймыр», настигнутых им во льдах, он взял всех представителей буржуазии, снял продовольствие и уголь и бросил на верную смерть сотни человеческих жизней. Предательство генерала Миллера, невероятное в истории, будет мною документально и подробно освещено в парижской прессе». (2)

(2 АОГА, ф. Р-353, оп. 1, д. 24, л. 181 и об.)

Корреспонденция Соколова помогла расшифровать записи моряка Николаева. Как-то сразу стало ясно, что в телеграмме описывается бегство генерала Миллера на ледоколе «Минин» и яхте «Ярославна», преследование этих судов «Канадой» (так назывался ныне уже сданный на слом ледорез «Литке»), единственный в своем роде бой во льдах двух вооруженных ледоколов. Все эти события происходили на глазах у маячных. смотрителей и радиотелеграфистов. Эти люди сразу же признали установленную в Архангельске Советскую власть. С методической точностью каждые 30—40 минут они сообщали на Исакогорку о положении и поведении замеченных ими судов, перехватывали радиограммы белого командования, следили за переговорами между судами белой эскадры.
Обрывочные, наспех написанные, иногда читаемые с большим трудом заметки военного моряка Николаева воскрешали картины давно забытых дней.
...«Минин» пробирается вдоль Зимнего берега. Он освещает свой путь прожекторами. Из Архангельска передана телеграмма:

«Из Архангельска, 19/II, 24 ч. Посыльному судна «Ярославна». Исполнительный комитет Архангельских профессиональных союзов предлагает Вам немедленно сдаться до 6-ти часов утра.
Противном случае за последствия не отвечаем. Исполком» (3).


( 3 Цитируемые ниже телеграммы сохраняются в Архангельском областном госархиве в ф. Р-219, оп. 1, д. 9, л. 1 — 81. Сверка текста с архивными подлинниками по просьбе автора выполнена С. А. Селезневым.)

Ответа нет. Новая телеграмма:

«Из Архангельска, 20/II, 18 ч. Ледокол «Минин». Миллеру. В Мурманске советская власть. Стремясь избежать излишних жертв, предлагаю вам сдаться. Гарантируем жизнь всем сдавшимся. Исполком».

Миллер не верит. Большевики могут обмануть. С трудом завязываются переговоры с Мурманском (разговор слушает Иоконьга). Да, большевики правы! В Мурманске — Советская власть. «Минин» пробирается к выходу из моря, лавируя среди льдов. Уже стемнело. Внезапно впереди зажглись топовые огни трех кораблей. Это ледокольные пароходы «Русанов», «Сибиряков» и «Таймыр». В 18 часов 30 минут маяк острова Сосновец, расположенный вблизи Терского берега в Горле Белого моря, сообщает:

«Доношу, что «Козьма Минин» передает секретное радио. Работает катушкой. Слышно очень слабо, при всем желании принять невозможно. Лебедев».

Проходит еще полчаса. Конспирация не помогает интервентам. Сосновец перехватывает депешу «Русанова». Очевидно, это ответ на запрос «Минина».

«Коморси. Подходите к «Русанову» смело. Лейтенант Шпаковский. Быть может, на палубе будут телеграфисты. Не стреляйте».

Итак, бояться пока что некого. «Минин» осмелел. Сбежавший генерал чувствует себя хозяином положения. Он, видимо, не подозревает, что берег следит за событиями, происходящими в море.

«Сосновец, № 11, 20/II, 19 ч. 05 мин. 562 (условный номер рации «Минина». — М. Ч.) передает нижеследующее радио командирам «Сибирякова» и «Таймыра» двтчк Всех пассажиров перевести немедленно на «Русанова». Об исполнении донести мне. Коморси. Скоба. Полагаю, что «Минин» находится в 15 милях от Сосновца на зюйд-осте скоба. Комсвязь. Лебедев».

До поздней ночи идут переговоры между судами. Перехватывает Сосновец.

— (С «Русанова» на «Минин») «Переполнен пассажирами. Рабочих и солдат 120 человек. Лейтенант Шпаковский».

— (С «Сибирякова» на «Минин») «В числе пассажиров 5 офицеров;
и чиновников, 36 солдат, два арестованных и 35 штатских. Все багажом, некоторые имеют груз трюме. Как с ними поступить».


— (С «Минина» на «Сибиряков») «Перебраться придется только
офицерам и чиновникам с семьями. Коморси».


— (С «Сибирякова» на «Минин») «Офицеры просят указать способ перебраться на «Русанов». По льду перебраться невозможно ввиду неровности льда и майн».

— (С «Русанова» на «Минин») «Согласно приказу люди сгружены на лед. Готов приему пассажиров. Лейтенант Шпаковский».

— (С «Таймыра» на «Минин») «Переход по льду в темноте для совершенно неподготовленных людей невозможен. Нет подходящей обуви. Это крайняя мера, если «Минин» не может обойти большого тороса. Кроме того, после идущего корабля остаются разводья, которые делают переправу невозможной».

— (С «Сибирякова» на «Минин») «Начальник тюрьмы Брагин просит взять на «Русанов» трех надзирателей, шесть солдат, поручика Матусова. Сообщите».

Февральская ночь скрывает последнее злодеяние предателя. Кто эти люди, выброшенные на лед? Рядовые солдаты, обманутые белой пропагандой? Или арестованные? Ох, нелегко досталась им морозная ночь в Горле моря! Обжигающий холод. Клочья тумана над разводьями.

Но время не ждёт. Офицеры и чиновники переходят на борт «Русанова». Остальные — на лед! Тем временем маяки уже нащупали местонахождение «Минина». В 19 час. 50 минут маяк Пялица на Терском берегу сообщает:

«В дополнение № 3 указанный пароход освещает свое место прожекторами находится том же месте без движения (дальше пропуск)».

Нет, бешеный Миллер не склонен отпускать встреченные им ледокольные пароходы. Неровен час, большевики используют их для погони. Ведь в Архангельске, он это знает хорошо, почти не осталось судов на плаву. Всех угнали иноземные «друзья». Генерал приказывает под угрозой расстрела следовать за ним к выходу в океан. Брошена во льдах одна лишь «Ярославна».
Радисты маяков продолжают вести бдительное наблюдение за морем. На Исакогорке Николаев не отходит от аппарата. И вот, наконец:

«Сосновец. № 48, 20/II, 21 ч. 30 мин. На зюйд у мыса Бабьего виден огонь парохода, идущего по направлению от берега на ост с прожектором»

«Инцы. № 9. 20/II, 21 ч. 30 мин. На вест-норд-весте 8 милях открылись огни 4 пароходах, медленно двигающихся на норд-ост. Все время пароходы освещают себе путь прожекторами».

«Лагерь смерти» — Иоконьга уже освободился от белой сволочи. Бывшие заключенные организовали ревком и провозгласили Советскую власть. В папке несколько телеграмм с Иоконьги. Первая без указания времени:
«Архангельск. Исполком. Иоконьгская тюрьма освобождена без эксцессов. Начальник арестован командой караула по нашему соглашению. Временно избрали комитет. Шлите указания, сведения убежавшей власти. Комитет Иоконьги».
Ответ следует немедленно:
«Дорогие друзья. Власть сбросили 19-го. Миллер и вся знать удирают на «Минине» и «Ярославне». Вооружили орудиями «Канаду» и высылаем в погоню. В случае благополучного исхода дали распоряжение взять вас всех. Местная тюрьма освобождена. Выпущены все. Теперь полна офицерами с фронта и другими... Советские войска ожидались утром, но, видимо, будут только ночью... Получили поздравление из центра. По уездам власть старая рушится повсюду... Жизнь в рабочей среде сразу ожила. Другая присмирела. Не падайте духом. Скоро будем опять вместе. О себе полнее давайте знать и чаще».

Исполком Иоконьги сообщает о своих первых шагах. Захвачено оружие и обмундирование («остатки полагаем вывезти в Архангельск для обмундирования белогадов, находящихся в Архангельской тюрьме»). Создана следственная комиссия. Следует длинный перечень товарищей, погибших в ссыльно-каторжной тюрьме, умерших от цинги, воспаления легких, разрыва сердца. На одном листке, видимо, запись разговора по прямому проводу.

«Из Иоконьги». 20/II, 21 ч. 42 мин. Архангельск. Исполкому. Маяк Инцы из (вещает)1 в 10 к(илометрах) у Соснов (ецкого) маяка на горизонте показ (ался) двух (трубный) парох (од) иду (щий) по направ (лению) на норд. Добавочно пароход типа «Минин» изменил курс вест. Пароходы, замечен (ные) у Сосновца, идут курсом зюйд. Количество неизвестно. Имеющ (имся) свед (ениям) Иоконьге от Ермолова поступили (в) Александровск для передачи по кабелю депеши в Англию (через) Гаммер-вест с просьбой скорее выслать пароход (с) помощью. Александ(ровск) не знает как быть с телеграммами». (4)

( 4 Текст восстановлен по смыслу. Слова, взятые в скобки, в записи Николаева отсутствуют.)

Исакогорка не заставляла себя ждать. Неизвестно, сам ли Николаев принимал решение, или он каким-то путем связывался с ревкомом, но ответы и приказания следовали почти незамедлительно. Входящие и исходящие подколоты в папке рядом, одна за другой.

«Из Архангельска. 20/II, 22 ч. 15 мин. На «Канаду». Инца сообщает, что видно двухтрубное судно типа «Минина» около Сосновца, имеющее курс на норд. Повернуло на вест. Видны судна на зюйде. Исполком».

«Из Архангельска. 20/II, 22 ч. 15 мин. В Александровен. От Временного исполнительного комитета. Телеграммы Ермолова задержать. Его приказаний не исполнять. Депеши передать Архангельск. Исполком».

Долго и томительно тянется февральская ночь на 67-й параллели. А утром...

«Сосновец». № 54. 21/II, 7 ч. 05 мин. Вижу силуэт парохода на зюйд-осте в 10 милях, — движется медленно на норд. Комсвязь».

«Сосновец. № 55. 21/II, 8 ч. 20 мин. Указанный пароход в № 54 находится на зюйд-осте восьми милях. Движение по-прежнему медленное на норд-вест».

Выполняя задание ревкома, «Канада» спешит. Надо быстрее нагнать предателей и остановить их.
На борту судна — отряд революционных солдат и моряков. 180 человек во главе с уполномоченным ревкома. На баке — две полевые пушечки. Конечно, сила небольшая, но Архангельск не мог задержать отправку в море, надо было выиграть время, чтобы успеть настигнуть гадов... На рассвете 21 февраля миновали траверз Зимнегорского маяка, шли полным ходом по разводьям, местами форсируя небольшие гладкие поля...
А Зимний берег уже доносил:

«Зимнегорский. № 50. 21/II, 7 ч. На зюйд-весте в 10 милях открылся ледокол «Канада». Идет курсом норд. Комсвязь».

«Зимнегорский. № 51. 21/II, 8 ч. 15 мин. Ледокол «Канада» прошел траверз маяка в 5 милях. Курс норд. Комсвязь».

«Зимнегорский. № 52. 21/II, 9 ч.
45 мин. Ледокол «Канада» скрылся за берегом на расстоянии в 15 МИЛЯХ».


«Инцы. № 13. 21/II, 11 ч. 45 мин. Дополнении номеру 12 ледокол «Канада» прошел траверзе маяка 5 милях. Движение имеет быстрое».

Снова донесение с Терского берега:

«Сосновец. № 58. 21/II, 11 ч. 35 мин. Указанный в № 57 предполагаю трехмачтовый однотрубный находится от острова на норд-ост в двенадцати милях. Медленно движется норд-ост разводьями Терского берега (пропуск) слабо умеренный (пропуск) разводья заметно увеличиваются».

И вот в 11 час. 50 мин. слева, на 3 румба от курса, с борта «Канады» заметили стоящие во льду «Козьму Минина», «Русанова», «Сибирякова» и «Таймыр». Взяли курс на них. Враг настигнут...

«Инцы. № 14. 21/II, 12 ч. 15 мин. Дополнение номеру 13 ледокол «Канада» ушел на 8 миль от маяка на норд и открыл стрельбу из орудий».

«С «Канады». 12 ч. 30 мин. «Минин» сдавайся или начнем атаковать. «Канада».

Жизнь на берегах Студеного моря течет своим чередом. Лаконично сообщение с радиостанции Горелой (Мурманск).

«Горелое. 21/II, 18 ч. В эти дни мы не могли отвечать потому, что сзади нас стояли белые офицеры с револьверами в руках, которые все принятые депеши вырывали из журналов и отправляли в штаб. Дежурные».

... В нескольких километрах от Северного полярного круга в эти часы идет бой. Трехдюймовки с палубы «Канада» все время бьют по «Минину». Снаряды рвут лед, и продушины долго дымят густым паром. Лавируя по разводьям, «Минин» пытается уйти из зоны обстрела. Его пушки отвечают «Канаде». Теперь ясно видно, что артиллерия на «Минине» сильнее. Снаряды рвутся во льдах... Повисает вечерняя мгла. Начинается снегопад.

«Зимнегорский. № 53. 21/II,
17 ч. 10 мин. На норд 12 милях, вижу ледокол «Канада».


«Йнцы. № 17. 21/II, 18 ч. В дополнение к номеру 16 указанные 4 парохода закрыло снежной мглой в 12 милях на норде».

«Зимнегорский. № 54. 21/II,
18 час. 10 мин. Ледокол «Канада» закрыло темнотой на вест-норд-весте в 5 милях. Огней не имеет».


Пользуясь темнотой, погасив все огни, «Минин» пытается уйти от преследования. Ночь благоприятствует побегу. Но выбраться изо льдов Горла Белого моря не просто. Утро застает белую эскадру почти на том же месте.

«Сосновец. № 64. Срочная. 22/II, 7 ч. 10 мин. На траверзе маяка ви- жу силуэт парохода, идущего чистой водой без огней на норд. Тип-парохода точно определить не могу ввиду темного времени».

Проходит всего лишь пять минут...

«Сосновец. № 65. 22/II, 7 ч. 15 мин. К № 64. Указанный пароход «Минин». Проходит в одной миле от маяка. На зюйд-ост вижу три однотрубных двухмачтовых парохода, идущих курсом норд... Все ход имеют быстрый».

Снова бегущих интервентов настигает «Канада».

«С «Канады» (без даты и часа)...«Минин». Сдавайтесь или бью в цель. «Канада».

«Минин» отстреливается. После полудня Городецкий маяк (Терский берег, у выхода в Баренцево море) сообщает:
«№ 60. 22/П, 14 ч. 14 мин. Ледокол «Канада» изменил курс. Идет в 6 милях от маяка, продолжает стрельбу. Повреждений на нем незаметно».

Спустя десять минут одна из пушек «Канады» выбывает из строя. Теперь становится особенно ясным превосходство артиллерии «Минина». Судовой комитет и командование революционного отряда обсуждают положение. Как быть? «Минин» прорывается на чистую воду. Дальнейшее преследование бессмысленно. Уведенные за собой суда «Минин» вынужден бросить. Лишь бы целым унести собственную шкуру. И вот в папке новые телеграммы. Приветы друзьям. Проклятия врагам.

«С «Таймыра». № 32. 22/II, 14 ч. 14 мин. «Таймыр» остался без; командного состава. Принят капитаном «Сибирякова» Антуфьевым.
Сейчас идем в Архангельск. Жде» ваших распоряжений. Избран су довой комитет. Поздравляем това ршцей, с освобождением от угнета телей. Приветствуем красный Ар хангельск. Да здравствует Совет екая власть. Да здравствует сво бодная Россия! Капитан. Судовой комитет».


«С «Сибирякова». Через «Таймыр». № 33. 22/II, 14 ч. 05 мин На «Сибирякове» радиотелеграф, испорчен, непосредственно связ! поддержать не могу. Ожидак ваших распоряжений. Бутаков».

«С «Сибирякова». Через «Таймыр». № 34. 22/II, 14 ч. 17 мин Сообщаю, что ледоколы «Сибиряков», «Таймыр» и «Русанов» воз вращаются в Архангельск. Я на хожусь на «Сибирякове», возвращаюсь из плена. Своевременно все меры были приняты. Затирает во льдах. Прошу вашего указания, Бывший пленный командир III петроградского полка Корякин».

«С «Канады». 23/II, 21 час. Архангельск. Комитет Обороны. Просим сообщить населению: экспедиционный добровольческий отряд на «Канаде» во время боя с белобандитами все благополучно. Потерь нет. Ждем благоприятной погоды вблизи Мудьюга. Уполномоченный комитета Бубновский. Председатель экспедиционного отряда Дубровский».

Вахта на беломорском побережье не снята. Маяки по-прежнему зорко следят за льдами, за морем. Опять телеграмма в палке военного моряка Николаева:

«Мудьюг. № 503. У створных мудьюжских башень. Служебная.
Срочная. № 27. 24 сего февраля 9 часов утра мимо маячных зданий
с моря прошел ледокол «Канада», о чем доношу в исполнительный комитет.
Смотритель Боярницын».


Дальнейших записей в синей папке мне обнаружить не удалось.
В конце марта «Канада» была вновь направлена в море, к острову Моржовец, теперь для розыска «Ярославны». Ледокол нашел брошенную во льдах яхту и, взяв ее на буксир, привел в Архангельск. Белых на яхте не было, они в памятную ночь 20 февраля перебрались на «Козьму Минина» и бежали на нем за границу...
Как-то в кругу друзей — полярных моряков, в те же тридцатые годы я рассказывал о папке документов, обнаруженной в Архангельском архиве.
— Хотелось бы разыскать военного моряка Николаева. Наверное, это незаурядный человек, — заметил я в заключение.
— Вряд ли это возможно, — задумчиво сказал Николай Михайлович лаев, незадолго перед этим командовавший «Садко», на котором совершалась выдающаяся высокоширотная экспедиция 1935 года. — Вряд ли это возможно! Это был мой отец. Он умер в 1926 году.

***
История эта вспомнилась мне совсем недавно, когда случайно под руки попался старый блокнот с выписками из архивной папки. В эти дни я редактировал книгу о ледовых капитанах Михаиле Васильевиче и Николае Михайловиче Николаевых (5).

(5 Эта книга, написанная женой Н. М. Николаева — Анной Григорьевной и В. И. Саранкиным, выпущена в свет издательством «Морской транспорт».)

Младшего из них — Н. М. Николаева — хорошо знает старшее поколение арктических моряков. Разве забыты три его замечательных плавания на «Литке» в 30-е годы: труднейший зимний Охотский поход 1931/32 г., Северо-восточную полярную экспедицию Наркомвода 19321/33 г. и, наконец, прославленный сквозной рейс из Владивостока в Мурманск по всей трассе Северного морского пути? Потом Н. М. Николаев был капитаном «Садко» во время первой высокоширотной экспедиции 1935 года, проводил эсминцы по Северному морскому пути, участвовал во многих других полярных плаваниях, командовал ледоколом «Лазарев». Большой знаток тактики ледовых навигаций, он положил немало сил на то, чтобы заложить прочные основы этой науки. В последние годы жизни, будучи руководителем кафедры судовождения Ленинградского инженерно-морского училища имени адмирала Макарова, Николай Михайлович неутомимо готовил новые кадры полярных моряков, растил смену, которая ныне водит корабли сквозь льды...
Меньше известна славная жизнь его отца — капитана Михаила Васильевича Николаева (1870—1926).
Волжанин, потомок нескольких поколений бурлаков, он с детства мечтал служить на морях. Перебравшись с Волги в Петербург, стал учеником штурманских классов, затем лоцманским учеником и лоцманом Петербургского порта. Здесь жизнь свела юношу со Степаном Осиповичем Макаровым. Адмирал предложил Михаилу Васильевичу должность второго штурмана на строящемся тогда «Ермаке». Служба под начальством «беспокойного адмирала». Мог ли юноша мечтать о лучшей школе? На борту «Ермака» он и совершил свои первые полярные плавания в высокие широты Гренландского моря, ходил сквозь льды Балтики. Год от года копились знания. И вот сдан экзамен экстерном за курс Морского корпуса... Он служит гидрографом, продолжает учиться.
Позже под наблюдением М. В. Николаева на петроградских заводах строились многие суда: миноносцы и крейсеры, подводные лодки и ледокольные транспорты, в том числе знаменитые «Таймыр» и «Вайгач». В 1915 году он перешел работать сдаточным капитаном на Петербургский металлический завод, а спустя год уехал в Англию наблюдать за постройкой ледоколов, заказанных русским правительством.
Весть о революции застала М. В. Николаева вдалеке от родины. Всеми помыслами он стремился быстрее вернуться домой. Но путь этот оказался далеко не простым. В сентябре 1918 года в Ньюкастль, где в ту пору находился М. В. Николаев, пришел на ремонт ледокол «Илья Муромец». Капитан поспешил вернуться на нем домой и... попал в Архангельск, столицу северной контр-революции. Его назначили капитаном-наставником на «Илью Муромец», совершавшем ближние рейсы в Белом море. Белая контрразведка не подозревала, что на ледоколе отважно действовала группа большевиков-подпольщиков. Бывший
офицер М. В. Николаев близко сошелся с этими смелыми людьми. Потом французы захватили ледокол и переименовали его в «Ольгу». А Михаила Васильевича в августе 1919 года, за несколько месяцев до окончательного разгрома северной белогвардейщины, назначили помощником начальника морской экспедиции в Сибирь. Вскоре из Архангельска вышли в море семь судов. Они дошли до бухты Находка, в Обской губе, и в конце сентября вернулись в Архангельск.
К тому времени полуторагодичное пребывание в «северном аду» открыло ему глаза на многие стороны тогдашней политической жизни. Михаил Васильевич — сын и внук волжских бурлаков — остался верен народу. В дни освобождения Севера от интервентов он, не задумываясь, пришел на службу к Советской власти. Никто не посылал его захватывать Исакогорку. Но ранним утром 19 февраля, услышав выстрелы с «Минина», он сразу решил: надо во что бы то
ни стало задержать генерала-кровопийцу, пусть он ответит за все свои преступления. Пожелтевшие документы свидетельствуют: он сделал все, что мог.
В первые же дни упрочения Советской власти на Севере М. В. Николаев выступил инициатором снаряжения экспедиции для спасения ледокольного парохода «Соловей Будимирович», брошенного белыми и унесенного льдами в Карское море. Затем он стал организатором и начальником первой Советской морской экспедиции в устье великих сибирских рек — Оби и Енисея. Шли трудные годы голода и разрухи. Почти ежегодно Михаил Васильевич в летнее время вел сквозь льды Карского моря караваны судов к берегам Сибири, а зимой в качестве начальника ледокольных операций Балтийского моря и одновременно капитана ледокола «Ленин» (ныне ледокол «Владимир Ильич») руководил зимней навигацией на Балтике.
Весной 1926 года капитан Николаев был вновь назначен начальником очередной Карской экспедиции. В то время ледокольная операция на Балтике только еще заканчивалась. М. В. Николаеву не довелось увидеть на этот раз Арктику. 17 апреля 1926 года капитан ледокола «Ленин» Михаил Васильевич Николаев скоропостижно скончался на борту своего любимого корабля. Ему было тогда 56 лет.
Оба Николаева были деятельными, энергичными людьми, но не любили рассказывать о себе. Не удивительно, что в семейном кругу не сохранилась память об интересном эпизоде из жизни М. В. Николаева — тех холодных февральских днях, когда, захватив радиоцентр Исакогорки, он принял на себя командование над всеми маяками и плавающими в море судами Белого моря и, выполняя волю революционного народа, организовал облаву на последнего диктатора северной контрреволюции. Старые записи, сделанные под сводами древнего Архангельского городского гостиного двора, где в 30-е годы сохранялись дела областного архива, воскресили в памяти интересную страницу из жизни славного полярного моряка.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

"Ф. Литке" / "III Интернационал" / "Канада" / "Earl Gray " , ледорез.

Сообщение Иван Кукушкин » 21 Июль 2008 19:32

Ледорез "Ф.Литке" в годы войны ( СКР-18 ):

СКР-18 (“Ф. Литке”) ремонтировался на заводе №402 ежегодно, причем, как и все суда ледокольного флота, дважды в год – зимой, после возвращения из Арктики, и весной, перед выходом на арктические трассы.

“Федор Литке” - судно знаменитое. Построенный в 1909 году канадский ледорез “Эрл Грей” был приобретен Россией в 1914 году и в Архангельске стал называться “Канадой”. В советское время он получил название “Третий Интернационал”, а затем, с конца 1921 года, - “Федор Литке”. Вся история освоения Арктики в советский период связана с этим судном. Впервые в истории мореплавания он совершил в 1934 году сквозное плавание по Северному морскому пути с востока на запад. В июле 1941 года “Литке” был вооружен и как сторожевой корабль включен в состав Северного флота. Главный калибр – три орудия 100 мм. СКР-18 осуществлял многочисленные проводки отечественных и союзных конвоев, а также одиночных кораблей и судов во льдах Карского и Белого морей.

Заводом №402 на СКР-18 производились разнообразные работы по ремонту и дооборудованию. В 1942 году, например, устанавливались противоминная защита и дополнительное зенитное вооружение. В 1943 году восстанавливалась водонепроницаемость ледового пояса обшивки путем кренования судна, капитально ремонтировались котлы, перебирались некоторые механизмы (заказы: 2616, стоимость 767 тысяч рублей, и 2666, стоимость 250 тысяч рублей).



[ "Ремонт кораблей и судов ВМФ" в сборнике "Северные конвои. Исследования, воспоминания, документы" (выпуск 3) http://arcticwar.pomorsu.ru/sea/nc3/research/ship_repair_factory_402_5.htm ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Награждение членов экспедиции и команды ледореза "Литке"

Сообщение Александр Андреев » 22 Июль 2008 16:01

Список награжденных за рейс 1934 г.
"Комсомольская правда", 2 декабря 1934 г.

Изображение
Награждение членов экспедиции и команды ледореза "Литке"

В постановлении от 5 ноября 1934 г. Центральный исполнительный комитет Союза ССР, отмечая героическую отвагу, храбрость и высокую организованность всего личного состава экспедиции и команды ледореза «Литке» наградил:

Орденом Ленина начальника экспедиции Дуплицкого Дмитрия Сергеевича за отличное руководство экспедицией и личную смелость и отвагу, служившие примером всему составу экспедиции и экипажу ледореза, и капитана ледореза «Латке» Николаева Николая Михайловича за блестящее знание навигационного дела и кораблевождение в сложной ледовой обстановке.

Орденом Красной звезды награждены: помполит ледореза «Литке» Щербина Семен Яковлевич за умелое руководство политической и общественной работой на ледорезе: гидролог экспедиции Березкин Всеволод Александрович за самоотверженные работы по изучению гидрологии Северного морского пути: гидробиолог Богоров Веньямин Григорьевич за проявленные энергию, работоспособность и умение вовлечь в научную работу весь коллектив ледореза.

Орденом Трудового красного знамени награждены: заместитель начальника экспедиции Бронштейн Борис Александрович за исключительные настойчивость и примерную личную работу во всех авралах: гг. механик ледореза Пирожков Савва Иванович за умелое, энергичное руководство машинной и кочегарной командой и высокое знание своего дела: машинист первого класса Иодис Иосиф Петрович, как лучший ударник: кочегарный старшина Трофимов Дмитрий Григорьевич, как лучший ударник кочегарной команды: матрос первого класса Пономарев Петр Васильевич за высокую дисциплинированность в исполнительность: третий помощник капитана Петрович Валентин Иванович за превосходное знание штурманского дела: кочегарный старшина Карклин Рудольф Карлович за примерную работу, высокую дисциплинированность: третий механик Желтовский Евгений Петрович, как лучший ударник машинной команды: радист экспедиции Романов Василий Иванович за примерную и самоотверженную работу, обеспечившую хорошую связь ледореза па протяжении всего похода: синоптик Радвилович Константин Антонович; помощник капитала Голуб Григорий Иванович за настойчивую и упорную работу, четкую организацию судовой службы и примерную дисциплинированность: плотник Савенко Иван Васильевич; матрос первого класса Панкратов Александр Иванович; помощник начальника экспедиции по хозяйственной части Рихтер Николай Бернардович; второй помощник капитана Годский Михаил Владимирович; второй механик Гайслер Владимир Михайлович; старший радист Куксин Олег Ааронович; машинист первого класса Козлов Андрей Петрович; кочегар первого класса Дашенков Григорий Степанович; помощник начальника экспедиции по административно-распорядительной части Муханов Леонид Филиппович, наш специальный корреспондент па ледорезе «Литке»: повар Ахаладзе Иннокентий Михайлович; летчик Куканов Федор Кузьмич и бортмеханик Куква Семен Петрович.

Почетными грамотами ЦИК Союза ССР наградил за высокие показатели работы, дисциплины и за самоотверженность: профессора, помощника начальника экспедиции по научной части Визе Владимира Юльевича; кочегара первого класса Япыщина Николая Петровича: корреспондента газеты «Водный транспорт» Михейкина Евгения Семеновича; четвертого механика Олина Егора Семеновича; матроса первого класса Завакевича Николая Францевича; матроса первого класса Батаева Николая Павловича; электрика Липницкого Ивана Рафаиловича: машиниста второго класса Жука Валерьяна Леонтьевича: кочегара первого класса Швеца Антона Карповича; кочегара Мельниченко Василия Антоновича; шифровальщика Фаттеева Михаила Евгеньевича; кинорежиссера Бронштейна Льва Александровича; кинооператора Кабалова Григория Александровича; кочегара первого класса Богданова Евгения Евгеньевича; кочегарного старшину Мазунина Федора Семеновича; кочегара второго класса Любарского Захара Михайловича; машиниста первого класса Гаврилюка Ивана Александровича; кочегара первого класса Базякина Григория Ивановича; матроса первого класса Чечия Варлаама Платоновича; лекаря Щербакова Ефима Борисовича; кочегара первого класса Козодерова Николая Петровича; машиниста первого класса Елисеева Николая Михайловича; машиниста первого класса Мелентьева Александра Васильевича; профессора гидрохимика Кондирева Николая Викторовича; врача Угарова Бориса Александровича; четвертого помощника капитана Сысоева Федора Александровича; боцмана Бирюкова Федора Максимовича; матросов первого класса: Пимпа Владимира Саввича и Кузнецова Николая Сергеевича. Почетными грамотами ЦИК награждены также: кочегар первого класса Бобров Иван Иванович, машинист второго класса Майдана Дмитрий Иванович, кочегары первого класса: Гунченко И. Ф., Никитенко Л. И., Лосев И. Н., Стефанович Л. В., Тарасов В. П., Крюков П. В., Гречишников Е. И., Поляков А. В., Чижиков И. К., Байдин К. П., кочегары второго класса: Олейников М. К., Клименко А. К., Пронин И. Е., Горелкин Д. И.; кок Резников Л. Е., кастрюльный Бабиченко А. И., машинист первого класса Алкаров И. И., уборщик Максимов Н. И. и машинист первого класса Желудков А. П.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3066
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Ф. Литке" / "III Интернационал" / "Канада" / "Earl Gray " , ледорез.

Сообщение Александр Андреев » 24 Июль 2008 17:41

"Моряк Севера" 22 февраля 1989 г.



«Канада»

С 7.05.1920 — «Третий Интернационал», с 12.07.1921 — «Федор Литке».

Бывший канадский ледорез «Эрл Грей». Построен в 1909 году в Англии. 1 ноября 1914 года куплен русским правительством для управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района. 9 января 1917 года затонул на Иокангском рейде в результате навигационной аварии. 15 июня 1917 годэ поднят и отправлен в Архангельск на капитальный ремонт. 26 октября 1917 года мобилизован и в качестве ледокола зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. 1 апреля 1918 года возвращен Мортрану.

Летом 1918 года был захвачен в Архагнельске английскими интервентами и белогвзрдейцами. В марте 1920 года оставлен белогвардейцами в Белом море при эвакуации из Архангельска и вскоре возвращен в Архангельск.
15 апреля 1920 года в качестве вспомогательного крейсера включен сначала в состав Беломорской военной флотилии, а 24 апреля 1920 года — в состав Морских сил Северного моря. С 14 июня по 2 июля 1920 года участвовал в экспедиции по спасению ледокола «Соловей Будимирович», затертого льдами в Карском море 15 июня 1921 года разоружен и возвращен Мортрану.


В 1930 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. С 28 июня по 20 сентября 1934 года впервые в истории мореплавания совершил сквозное плавание по Северному морскому пути из Владивостока в Мурманск. 8 января 1940
года мобилизован вновь и в качестве сторожевого корабля включен в состав Северного флота. 8 апреля 1940 года возвращен прежнему владельцу. 25 июня 1941 года вновь принят от Главного управления Северного морского пути, вооружен и 2 июля 1941 года как сторожевой корабль включен в состав Северного флота. Участвовал в Великой Отечественной войне. Имел бортовой № 18. 20 февраля 1944 года сдан Главному управлению Северного морского пути. В 1958 году выведен из эксплуатации и разобран на металл.


5500 тонн; 83,2 X 17,4 X 8,6 м; 7000 л/с; 14/11 уз.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3066
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

"Ф. Литке" / "III Интернационал" / "Канада" / "Earl Gray " , ледорез.

Сообщение Иван Кукушкин » 24 Июль 2008 18:09

...Что и говорить, Николай Михайлович [Николаев] не был приспособлен для канцелярской работы. Он добился назначения третьим помощником капитана на ледокол «Литке». Этот чудесный корабль, любимец полярных моряков, занимает заметное место в жизни капитанов Николаевых. Поэтому следует хотя бы кратко рассказать «биографию» судна.

Ледокол был построен в Англии в 1909 году специально для ледовых плаваний по заказу канадского правительства и первоначально назывался «Лорд Грей». Строители придали судну необычайно изящную внешнюю форму. Две машины общей мощностью в 7000 индикаторных сил делали его для своего времени весьма мощным кораблем. В отличие от других ледоколов «Литке» ломал лед, не давя его своей тяжестью, а действуя только лобовыми ударами форштевня, почему его часто и называли ледорезом. В Канаде он обслуживал зимой почтово-пассажирскую линию между Квебеком и островами Принца Эдуарда, а летом охранял рыбные промыслы Ньюфаунленда. В начале первой мировой войны судно купило царское правительство для Архангельского порта и зимней навигации в Белом море. По прибытии в Архангельск 18 октября 1914 года на нем был поднят русский флаг, а спустя некоторое время ледорез получил название «Канада». Первым ее капитаном стал Н. К. Мукалов, за несколько лет до этого (в 1911 году) совершивший впервые морское плавание из Владивостока в устье Колымы (на пароходе «Колыма»). Вторым помощником, а позже старшим штурманом на «Канаде» с первых дней ee пребывания в русских водах до середины 1916 года плавал В. И. Альбанов, участник экспедиции Брусилова на «Св. Анне», бесследно погибшей в полярных льдах.

Во время интервенции на Севере «Канада» фактически находилась в распоряжении англичан. С ее помощью зимой 1918/19 года поддерживалось почтово-пассажирское сообщение между Архангельском и Мурманском. В самое тяжелое для Белого моря время (февраль—апрель) ледорез осуществил пять рейсов по этому маршруту.

В дни освобождения Архангельска от интервентов революционные моряки снарядили «Канаду» в погоню за генералом Миллером, о которой мы рассказывали выше. Потом «Канада» ходила в море на розы-ски яхты «Ярославна», брошенной белогвардейцами среди льдов. Яхта была спасена и приведена в Архангельск.

А вскоре ледорез совершил свое первое арктическое плавание — в Карское море на спасение ледокольного парохода «Соловей Будимирович». В ту пору судно носило новое название: вспомогательный крейсер второго ранга «III интернационал».

В июне 1921 года ледорез был передан Белмортрану и тогда же переименован в ледокол «Литке» в честь видного русского мореплавателя и полярного исследователя Ф. П. Литке (1797—1882). Командовал им по-прежнему Н. К. Мукалов. Он охотно принял 24-летнего штурмана Н. М. Николаева, уже имевшего за плечами немалый морской опыт. Но в ноябре того же 1921 года на «Литке» пришел новый капитан - Михаил Васильевич Николаев.

[ А.Г. Николаева, В. И. Саранкин, «Сильнее льдов», "Морской транспорт" 1963 http://www.polarpost.ru/Library/Nikolaeva-silnee-ldov/main-silnee-ldov.html ]
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11575
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

"Ф. Литке" / "III Интернационал" / "Канада" / "Earl Gray " , ледорез.

Сообщение SVF » 24 Июль 2008 18:29

В своих архивах нашел


Изображение
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4264
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Ф. Литке" / "III Интернационал" / "Канада" / "Earl Gray " , ледорез.

Сообщение SVF » 24 Июль 2008 19:17

ТРИДЦАТИЛЕТИЕ "ЛИТКЕ"

В этом году исполнилось тридцать лет ледокольному пароходу "Ф. Литке". Построен он был по заказу Канадского правительства в Англии (г. Барроу) и в августе 1909 г. спущен на воду. Первоначальное его название было "Грей", плавал он в Канаде на торгово-пассажирской линии между Квебеком и о-вами Принца Эдуарда, участвовал на рыболовных промыслах. Купленный царским правительством в начале империалистической войны для обслуживания Архангельского порта, он был назван "Канадой".

Во время борьбы за особождение Севера от интервентов (1920 г.) корабль был переименован в крейсер 2 ранга, с зачислением в список судов Беломорской флотилии. Он был вооружен и получил имя "III Интернационал", участвовал в нескольких боевых операциях против белых и интервентов. При его помощи были освобождены из ледового плена захваченные интервентами и впоследствие брошенные ими в Белом море - "Сибиряков", "Русанов", "Таймыр", "Полярный", "Воровский" (бывшее посыльное судно "Ярославна").

В 1921 г. ледорез был передан Белмортрану и преименован в "Ф. Литке" в честь русского мореплавателя и гидрографа Ф.П. Литке.
После капитального ремонта, проведенного в Ленинграде в 1923 г., "Литке работал в Черном и Азовском морях, а в 1928 г. его перевели на Дальний Восток. В тяжелых ледовых условиях 1929 г. моряки "Литке" совершили смелый рейс к о. Врангеля. За этот рейс "Литке" награжден правительством орденом Трудового Красного Знамени.

В 1931/32 г. "Литке" совершил первое в истории зимнее плавание в Охотском море, продолжавшееся более 150 дней. После этого в качестве головного судна он принимал участие в северо-восточной экспедиции на р. Колыму.

В 1934 г. "Литке" прошел сквозным рейсом из Владивостока до Мурманска по всей трассе Северного морского пути.

В 1936 г. за выполнение ответственного задания правительства 48 моряков-полярников с "Литке" были награждены орденами Советского Союза. В 1937 г. "Литке" с караваном судов зимовал в районе о. Большевик. В декабре 1938 г., когда уже наступила полярная ночь, "Литке" совершил ответственнейший рейс на Шпицберген и оттуда в Ленинград. В этом году коллективу "Литке" выпала честь первым открыть арктическую навигацию.


[Проблемы Арктики. №9. 1939. Л., издательство Главсевморпути. с. 95]
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4264
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

"Ф. Литке" / "III Интернационал" / "Канада" / "Earl Gray " , ледорез.

Сообщение SVF » 28 Июль 2008 20:07

Очень интересные фото "Литке" по адресу:
http://www.rogojskay-sloboda.ru/24613.html
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4264
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

След.

Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения