"Королева Ольга Константиновна", товарно-пассажир. пароход

От ладьи и коча до атомохода.

"Королева Ольга Константиновна", товарно-пассажир. пароход

Сообщение ЧАЙКА СВ » 12 Апрель 2016 15:32

 Пароход -Королева Ольга Константиновна- в Архангельске.jpg
Пароход «Королева Ольга Константиновна»
Товаро-пассажирский двухвинтовой пароход «КОРОЛЕВА ОЛЬГА КОНСТАНТИНОВНА» Товарищества Архангельского – Мурманского срочного пароходства построен в1896 г. на верфи William Dobson & Co, Ньюкасл(Великобритания) Стр. № 74
Назван в честь великой княжны Ольги Константиновны, жены греческого короля и большой поклонницы русских моряков.
05. 1917 г. переименован в «НОВАЯ ЗЕМЛЯ». Весной 1918 г. национализирован.
02. 07. 1918 г. захвачен англичанами в Кандалакше и возвращен ТАМСП. Вскоре был уведен им в Англию и продан. С 1921 г. «NORTH SHORE» английской компании «D.A. Clarke & Co». 12. 08. 1933 г. разбился у Caribou Is,St Lawrence (Канада).

(Из форума Морской флот СССР)
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

"Королева Ольга Константиновна", товарно-пассажир. пароход

Сообщение ЧАЙКА СВ » 12 Апрель 2016 15:35

Листал книгу Геннадия Попова «Губернаторы Русского Севера», и нашел описание поездки губернатора Сосновского на пароходе «Королева Ольга Константиновна» на Новую Землю в 1910 году. В те годы норвежцы, видя, что русскими осваивается только южный остров Новой Земли, решили начать заселять северный остров, с тем, чтобы позже объявить его норвежской территорией. Шкиперский союз в Тромсё на одном из собраний даже принял резолюцию о том, что Новая Земля к северу от Маточкина Шара никому не принадлежит.
Чтобы вытеснить норвежцев, решено было, во-первых, предупредить их по-хорошему, дескать, на чужой каравай рот не разевай, собирайте ребята вещички, и уезжайте, а во-вторых, основать на северном острове русскую колонию.
Газета «Архангельск» 14 августа 1910 года писала:
«На берег поехали на шлюпках: архангельский губернатор И.В.Сосновский, заведующий Новоземельскими колониями Б.И.Садовский, архимандрит Веркольского мнастыря о. Варсонофий, находившиеся на "Ольге" другие духовные лица, все туристы, служащие парохода, рабочие и промышленники; приехали также гости с парохода "Николай" Масленникова, находившиеся в это время в Крестовой губе.
Перед воздвигнутым среди обломков шифера крестом был отслужен молебен архимандритом в сослужении с иеромонахом. Четверо туристов, вооружившись аппаратами, фотографировали с разных сторон группу молящихся у креста.
После молебна произведено было окропление св.водой четырех углов будущего дома, а также будущей часовни во имя Св. Ольги и освящение уже построенного временного барака, на котором в это время был поднят флаг.
Затем г. начальник губернии заложил первый камень в фундамент дома, и каждый из присутствующих также положил по кирпичу, бросая, по старому обычаю, серебряные деньги под кирпич. Появилось шампанское, начались тосты, крики "Ура!". Привезенная из Архангельска маленькая пушка гремела...
Из четырех поселенцев только один Усов бывал раньше на Новой Земле, ходил "промышлять", остальные трое — земляки из его Шенкурского уезда, "хлеборобы", почувствовавшие, что им тесно жить на старом месте, и решившиеся испытать счастье в неведомой для них, далекой и соблазнительной Новой Земле. Народ все не старый, семьи небольшие: Александру Усову - 31 год, его жене Анне - 26 лет, детей нет; Андрею Долгобородову - 29 лет, жене Анне - 27 лет, у них девочка Анна 6 лет; Фомину - 22 года, жене Анне - 18 лет (слабая, болезненная женщина); самый солидный по возрасту колонист - Конечный, ему 36 лет, у него жена Елизавета 29 лет и двое детей - Лидия 7 лет и Федор 3 лет...».

Последним рейсом парохода Мурманского товарищества той же осенью в Крестовую губу были доставлены крестьянин Пинежского уезда Яков Запасов с женой Анастасией и внучкой Ольгой и крестьянин Печорского уезда Фотий Сметанин с женой Евдокией. Оба крестьянина занимались раньше новоземельскими промыслами и были знакомы с местными условиями жизни.
Колонистам, обосновавшимся на Новой Земле, жилось нелегко. Из двух становищ гораздо увереннее чувствовали себя колонисты на южном острове - в губе Белушьей. Место это оказалось удобным и для жилья, и для промыслов. По северным меркам это было многолюдное поселение. Его постоянно посещали суда Мурманского товарищества и промышленники. В 1912 году на средства петербургской купчихи Шашковой здесь была построена одноэтажная церковь-школа.
На северном же острове, в губе Крестовой, все обстояло сложнее. Дом, выстроенный подрядчиком Ворониным, мало отвечал суровым условиям жизни: плохо держал тепло, печи дымили, с потолка текло, и к утру на полу появлялась корка льда. Особенно тяжело было детям.
Положение усугублялось и неудачным выбором места: поблизости не паслись дикие олени. "Бухта замерзала, и море не кормило», - заявляли колонисты. К концу первой зимовки умерла от цинги 19-летняя Анна Фомина. Впрочем, цингой переболели все женщины и двое мужчин.
14 июля 1911 года «Королева Ольга» вновь посетила Крестовую губу. На этот раз команда и пассажиры судна увидели тяжелую, безрадостную картину. Жалобам колонистов не было конца. Несколько тяжелобольных колонистов были отправлены в Архангельск, откуда после лечения они возвратились в свои деревни. Тем не менее, несколько крестьян изъявили все же желание поселиться в Крестовой губе.
Отсутствие надежной медицинской помощи в колониях нередко приводило к печальным последствиям. Газета «Архангельск» описывала, что случилось с одним из колонистов, Яковым Запасовым.
«3 ноября 1912 года я поехал, - рассказал Запасов, — на хребет промышлять оленя. В это время стояли сильные морозы. Когда я отъехал 60 верст от становища, поднялась сильная погода, собаки не пошли, пришлось лечь и пережидать. А погода продула 10 дней, за которые я поморозил всех собак и, кроме того, отморозил обе ноги: левой ноги полступни, а правой всю ступню. Приехавши в становище, я пролежал до парохода без помощи врача 8 месяцев».
Так как ноги начали гнить, Запасов сам себе отрезал финским ножом обе ступни.
В июле 1913 года «Королева Ольга» снова бросила якорь в Крестовой губе. Вот как описывал свои впечатления один из участников этого рейса на страницах газеты «Архангельск» за 1 февраля 1914 года:
«Когда мы вошли в комнату дома, то трудно было понять, куда мы попали, в погреб или баню. Сырость была настолько велика, что в стенах росли грибы величиной с вершок и более...
Первой, самой свежей новостью, которую сообщили колонисты приехавшим, была:
- Вчера умер Долгобородов.
В день прихода «Ольги» его хоронили. Грустное впечатление произвели эти похороны. Маленькая бедная часовня. Равнодушно-любопытные лица туристов. Горько плачет вдова. Священник поет последнюю напутственную песнь погибшему в борьбе с полярными метелями. Кончилось отпевание. Гроб поставиили на самоедские санки, запряженные собаками. Провожать никто не пошел. Отказался идти и священник: далеко.
С грустью возвращалась вдова Долгобородова из Крестовой губы в Архангельск. Рухнуло все, рухнуло хозяйство, рухнула личная жизнь. Пассажиры парохода собрали по подписке между собою около 60 рублей и вручили вдове...»
Часть колонистов также перебралась на пароход и навсегда покинула эти негостеприимные и холодные берега, унесшие за короткое время несколько жизней; другие переселились в Белушью - более благоустроенное становище. Ольгинская колония перестала существовать.

Вернувшись к себе домой, Анна Долгобородова застала там запущенное приусадебное хозяйство. Через несколько месяцев бывшая колонистка приехала в Архангельск со своей 9-летней дочерью, пытаясь устроить ее на казенный счет в гимназию.
Газета «Архангельск» писала: «Долгобородова вправе рассчитывать на внимательное отношение со стороны архангельской администрации и общества как к себе, так и к дочери, так как Долгобородов сложил свои кости на Новой Земле, защищая полярный остров от господствовавших там ранее норвежцев, и своею жизнью в Ольгинском поселке вместе с другими колонистами доказывал фактическое владение России северным островом Новой Земли, считавшимся раньше, как и Шпицберген, ничьей землей».
Как дальше сложилась судьба Анны Долгобородовой и ее дочери, этого в книге Геннадия Попова нет. Наверное, нет следов и в документах. Будто спичка чиркнула, осветив кусочек человеческой судьбы, и погасла.
(Взято из http://vaga-land.livejournal.com/527474.html )
Вложения
 пароход -Королева Ольга Константиновна- на Новой Земле, 1910 г..jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

"Королева Ольга Константиновна", товарно-пассажир. пароход

Сообщение ЧАЙКА СВ » 12 Апрель 2016 15:39

Члены Французкой океанографической экспедиции на борту парохода "Королева Ольга Константиновна".
Вложения
 Члены Фрайцузской океанографической экспедиции на борту парохода -Ольга-.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

"Королева Ольга Константиновна", товарно-пассажир. пароход

Сообщение ЧАЙКА СВ » 12 Апрель 2016 15:43

Ненцы в кают-компании парохода "Королева Ольга Константиновна", дарят членам экспедиции двух медвежат.
Вложения
 Ненцы в кают-компании -Ольги- дарят эксп. 2 медвежат.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

"Королева Ольга Константиновна", товарно-пассажир. пароход

Сообщение ЧАЙКА СВ » 12 Апрель 2016 15:48

Ещё одно фото, которое удалось найти в интернете, по этому пароходу.
Вложения
 06 п-д КОК.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

"Королева Ольга Константиновна", товарно-пассажир. пароход

Сообщение ЧАЙКА СВ » 12 Апрель 2016 16:12

фото из личного архива Александра Тулубьева, потомка К.К. Тулубьева - исп. об. Архангельского Губернатора, агранома - участника этой экспедиции.
Вложения
 фото из личного архива Александра Тулубьева, потомка К.К. Тулубьева участника экспедиции.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

"Королева Ольга Константиновна", товарно-пассажир. пароход

Сообщение Молибога » 12 Апрель 2016 17:42

В 1910 г. помимо колонистов пароход доставил на в Крестовую губу гидрографическую партию Г.Я.Седова и художника Н.В.Пинегина. Он же вывозил их на материк в начале октября 1910 г.
Из книги Н.В.Пинегина "Георгий Седов" (М-Л: Изд-во Главсевморпути, 1953, с.122):

"В записках Седова отразилась тревога всей колонии. "30 сентября в губе появилось сало, а местами она покрылась тонким слоем льда. Приходилось думать, что ежечасно может появиться у берегов губы полярный лед и отрезать путь пароходу, которого мы ждали со дня на день. 1 октября с утра я начал вооружать карбасы, чтобы идти на них домой... Промышленники, узнав о моем намерении их покинуть, пришли в большое отчаяние..., но вскоре горе сменилось неописуемой радостью: в 5 часов дня, среди падающего густого снега, на рейде вдруг показался заледенелый пароход "Великая княгиня Ольга Константиновна".


Так как все-таки назывался пароход?
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 236
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли

"Королева Ольга Константиновна", товарно-пассажир. пароход

Сообщение ББК-10 » 13 Апрель 2016 08:46

Про Ерёму и Фому :)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


"Королева Ольга Константиновна", товарно-пассажир. пароход

Сообщение fisch1 » 04 Август 2020 10:41

«Королева Ольга Константиновна» в северных морях

 Королева Ольга Константиновна.jpg



Греческая королева Ольга была дочерью генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича. «От отца - одного из просвещеннейших людей своего времени - великая княжна Ольга Константиновна унаследовала любовь к Родине, к ее народу и флоту» - вспоминал про королеву ее секретарь М.Ю.Гаршин.
В 1896 г. на знаменитой верфи Уильяма Добсона (Англия) для Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства (ТАМСП) построили товаро-пассажирский пароход «Королева Ольга Константиновна».
Пароход стал участником Первой мировой войны, революции и гражданской войны, внес вклад в освоение русского Севера и закончил свой пусть на Американском континенте.
Он был предназначен для работы на беломорских линиях: Архангельск, Соловецк, Ковда, Новая Земля, Маточкин Шар. «Королева Ольга Константиновна» доставляла грузы и пассажиров, среди которых было много туристов, совершавших в поисках экзотики поездки к ненецким становищам. Вот список пассажиров первого рейса «Королевы Ольги» на Новую Землю: «бывший министр и член Государственного совета, врач, член Государственной думы, учащиеся Московского коммерческого училища имени цесаревича Алексея с преподавателем, ветеринарный врач и бывший городской голова из города Орла, студент-зоотехник, курсистка, зубной врач, свободные художники и фотолюбители, отечественные и зарубежные журналисты, три шведа-ученых». Около 10 лет пароход работал на линиях, совершая рейсы из Архангельска на Новую Землю, на Соловецкие острова, в Кемь. Капитаном был потомственный помор А.Ф. Демьянов .
«Королева Ольга» вошла в историю Заполярья как пароход, с которым связаны научные открытия известных мореплавателей и ученых Русанова и Седова . Перевозка грузов и материалов научных экспедиций производилась пароходами ТАМСП бесплатно: «Глубоко сочувствуя всякого рода начинаниям для развития нашего Севера, Товарищество охотно приходит имеющимися в его распоряжении средствами на помощь научным исследованиям, производимым Академией наук и учеными обществами как на побережьях Белого моря и Ледовитого океана, так и внутри Лапландии, а равно и на Новой Земле», - говорилось в «Кратком описании деятельности Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства» . Многие экспедиции – отечественные и международные - начинались с того, что исследователи на борту «Королевы Ольги» добирались до становища Маточкин Шар, Крестовой или Белушьей губы, а дальше уже отправлялись разными путями покорять Север.
В 1907 г. на борт парохода «Королева Ольги» впервые ступил молодой ученый Владимир Русанов. «Большой прекрасный пароход унесет меня в Ледовитый океан, на край света, на Новую Землю», - писал он. В результате научных изысканий В.А. Русанова на Новой Земле были открыты запасы полезных ископаемых, изучена флора. Г.Я. Седов в 1910 г. на борту «Королевы Ольги» вел работы для составления лоций для мореплавателей. Во время знаменитой экспедиции Седова к Северному полюсу, которая легла в основу повести В.Каверина «Два капитана», заболевшие члены экипажа судна «Св.Фока» были доставлены на материк на борту «Королевы Ольги».
«Королева Ольга Константиновна» была основным транспортом, на котором совершались инспекционные поездки архангельских губернаторов и членов Управления землеустройства и земледелия. «Посещение [губернатором] Новой Земли повлекло за собою снаряжение целого ряда экспедиций для изучения этого обширнейшего и обладающего природным богатством острова, выселение оттуда твердо обосновавшихся там беспошлинно иностранцев ; наконец, закрепление за Россией северного острова Новой Земли и сооружение в Крестовой губе русского аванпоста – Ольгинского поселка» . В этой колонии была заложена часовня во имя Св. Княгини Ольги . Логично предположить, что название поселка было связано с названием парохода, который являлся связующей нитью с материком.
Вошел пароход «Королева Ольга Константиновна» и в историю города Мурманска. 24 июня 1896 г. «Королева Ольга» участвовала в праздновании основания порта Александровск-на-Мурмане. А в 1917 г. в новонареченном городе был учрежден таможенный надзор, который первоначально располагался на борту «Королевы Ольги Константиновны».
Во время Первой Мировой войны «Королева Ольга» продолжала выполнять регулярные рейсы. В 1917 года пароход , находившийся в Архангельске, был национализирован «красными» и переименован в «Новую Землю». Но вскоре побережье оказалось во власти англичан – бывших союзников России по АНТАНТе, которые совершили интервенцию в целях борьбы с революционной угрозой. По приходу частей «белых» пароход «Королева Ольга» был возвращен в собственность ТАМСП, затем уведен в Англию и перепродан. Свой путь «северная» «Королева Ольга» завершила в Канаде, разбившись о скалы в заливе Святого Лаврентия.


Фрагмент статьи: Николаева М.В. Имя на борту: королева Ольга // Константиновский дворцово-парковый ансамбль: исследования и материалы. Сборник статей. СПб., 2017. С. 222- 238.

 Пароход .jpg
 Команда парохода   Королева Ольга Константиновна во время новоземельской экспедиции.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

"Королева Ольга Константиновна", товарно-пассажир. пароход

Сообщение fisch1 » 28 Сентябрь 2020 14:45

АРХАНГЕЛЬСК. Прибытие с Новой земли парохода «Королева Ольга Константиновна».
Прибывший с Новой земли 30 сент. пароход «Королева Ольга
Константиновна» т-ва Мурманского пароходства привез 1616 пуд. разного груза и
50 чел. пассажиров; пароход остановился у монастырской пристани. На пароходе
возвратилась экспедиция Главного Управленяи Землеустройства и Земледелия.
Геолог Русанов, на моторной шлюпке выйдя из Белушьей губы, прошел Карскими
воротами в Карское море и достиг Маточкина Шара, которым вышел в Ледовитый
океан.
Пройдено всего 1500 верст.
Произведена глазомерная съемка южных и юго-восточных берегов Новой Земли
на протяжении 500 верст и собраны интересны е научные коллекции.
Льды встречены только у южных берегов. Карское море было от них совершенно
свободно.
В Костином Шаре и в Пропащей губе найдены месторождения самородной меди и
других медных руд.
Произведена инструментальная съемка Пропащей губы.
На северном острове в заливе Чекина обнаружено присутствие нефти.
В Крестовой губе найдено медное индиго.
В Ольгинском поселке устроена метеорологическая станция.

Московские Ведомости, 28(15).10.1911


АРХАНГЕЛЬСК, 26, IX. Пароход «Королева Ольга Константиновна» доставил с
Новой Земли следующую телеграмму печальника шпицбергенской экспедиции
Русанова, оставленную 18-го августа на Новой Земле: «Колонии Maточкин Шар
окружены льдами. На юг от Шпицбергена, у острова Надежды, занимались
гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-
западной оконечности Новой Земли. Оттуда на восток. Если погибнет судно,
направлюсь ближайшим путем к островам Уединения, Новосибирским и Врангеля.
Запасов на год. Все здоровы. Русанов”.

Русское Слово, 10.10.(27.09)1912

http://starosti.ru
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения