Ледокол «Красин» (первоначальное название «Святогор») был построен по заказу русского правительства в Англии. Длина – 96,4 м, ширина – 21,8 м, высота борта – 8,2 м, водоизмещение – 8370 т, валовая вместимость – 4902 т, скорость – 14 узлов, мощность машин на валу – 9990 л. с., экипаж – 133 человека.
В марте 1917 года на судне был поднят Российский флаг. Весной 1917 года в связи с военной обстановкой ледокол был вооружен двумя 120-мм и двумя 76-мм орудиями. Ледокол был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
Первым командиром ледокола был назначен моряк торгового флота поручик по адмиралтейству Н. А. Дрейер.
Ледокол обеспечивал проводку транспортных судов из Кольского залива в Архангельск. 1 августа 1918 года при защите Архангельска от вторжения интервентов ледокол «Святогор» был направлен на поддержку гарнизона береговых батарей острова Мудьюг. Однако не успел подойти к завершению боя и был затоплен на фарватере реки Северной Двины для преграждения прохода вражеских кораблей. Вскоре ледокол был поднят английскими интервентами и уведен в Англию. Командир Н. Дрейер, председатель судового комитета А. Терехин и пять матросов были расстреляны белогвардейцами 26 мая 1919 года.
В сентябре 1921 года ледокол был возвращен РСФСР и переименован – стал называться ледокол «Красин» в честь государственного деятеля Л.Б. Красина и работал на проводке судов в Карском и Баренцевом морях, а затем переведен для ремонта в Ленинград.
25 мая 1928 года в районе острова Шпицберген потерпел катастрофу дирижабль «Италия» с экспедицией генерала У. Нобиле. 15 июня ледокол «Красин» вышел в район поисков. У северо-западных берегов острова начались сплошные ледовые поля толщиной 1,5-4 метра. Ледоколу приходилось преодолевать их с разбега. Экипаж ледокола спас семерых участников экспедиции и 19 июля в заливе Кингсбей острова Шпицберген передал их на борт судна «Читта де Милано».
Буквально в эти же сутки была получена радиограмма об аварии на пассажирском лайнере «Монт-Сервантес» с 1500 туристами и 318 членами экипажа на борту. Преодолев 80 миль за 10 часов в основном во льдах, ледокол подошел к терпящему бедствие германскому лайнеру, помог дойти до порта Хаммерфест.
Блестящие действия экипажа ледокола в Арктике принесли ему мировую известность.
24 августа ледокол вновь вышел в Арктику, теперь уже на поиски самолета Р. Амундсена. 7 сентября он достиг точки с координатами 81º47’ с. ш. и 20º30’ в. д., установив рекорд свободного плавания во льдах. На мысе Ниль экипаж водрузил Государственный флаг СССР. Подтвердилась мысль адмирала С. О. Макарова о возможности изучения Центральной Арктики и проведения там транспорт-ных операций.
Участие советского судна в международной спасательной операции имело важное политическое значение.
5 октября 1928 года ледокол прибыл в порт Ленинград. За самоотверженную работу во время полярных экспедиций ледокол «Красин» Постановлением Президиума ВЦИК СССР был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В августе 1933 года ледокол «Красин» участвовал в обеспечении перехода ледокольного парохода «Челюскин» на сложном участке Карского моря. А в феврале 1934 года направился на помощь дрейфующему на льдине лагерю О. Ю. Шмидта. Ледоколом командовал выпускник Архангельского мореходного училища Павел Акимович Пономарев (впоследствии капитан первого в мире атомного ледокола «Ленин»). Капитан судна и начальник экспедиции за умелые действия были награждены орденами Красного Знамени.
В начале Великой Отечественной войны ледокол «Красин» находился на Дальнем Востоке. В июле 1941 года под командованием капитана Михаила Гавриловича Маркова (выпускника АМУ) вышел на ледовую трассу Чукотского моря, потом повел караван судов к полуострову Таймыр.
4 ноября 1941 года из бухты Провидения началось его кругосветное плавание. 26 апреля 1942 года с рейда порта Рейкьявик ледокол взял курс на Мурманск в составе конвоя РQ-15. Среди 25 транспортных судов и 19 кораблей охранения переход ледокола проходил под ударами подводных лодок и авиации гитлеровцев. Ледокол участвовал в отражении налетов самолетов противника. 6 мая 1942 года конвой вошел в Кольский залив. Выдающийся рейс ледокола «Красин» протяженностью 15309 миль через два океана по маршруту бухта Провидения – Панамский канал – Рейкьявик – Мурманск успешно завершился. 16 участников этого перехода были награждены боевыми наградами.
После длительной эксплуатации в различных широтах Мирового океана ледоколу были необходимы капитальный ремонт, модернизация. В работах по переоборудованию судна среди других членов экипажа активно участвовал и механик Евгений Александрович Чиженко – выпуск-ник судомеханического отделения Архангельского мореходного училища.
Обновленное судно еще более десяти лет работало на трассе Северного морского пути. Осенью 1971 года ледокол «Красин» вернулся из своего последнего рейса в порт Мурманск. В январе 1974 года он под названием «Леонид Красин» был передан в ведение Министерства геологии.
В апреле 1988 года ледокол «Леонид Красин» был списан и в 1996 году переоборудован в плавучий корабль-музей. Он встал на вечную стоянку в порту Санкт-Петербург.
В разные годы ледоколом командовали выпускники старейшего в России морского учебного заведения – Архангельского мореходного училища имени капитана В.И. Воронина П. А. Пономарев (1932-1934 гг.), М. Г. Марков (1940-1945 гг.), Дмитрий Николаевич Чухчин (1961-1964 гг.).
В честь ледокола на карте Мирового океана появились острова Красина в Карском море, мыс Красина в архипелаге Земля Франца-Иосифа, гора Красина в Антарктиде, залив Красина на острове Врангеля.
Материал подготовил
С. Зубов,
работник АМУ имени капитана В. И. Воронина
[ С. Зубов, "К 90-летию ледокола “Красин”, "Моряк Севера" №14 за 2007 ]