"Печора", траулер

От ладьи и коча до атомохода.

"Печора", траулер

Сообщение ЧАЙКА СВ » 09 Сентябрь 2015 14:55

02.jpg
В Стамбуле спущен на воду траулер «Печора»
Флот ненецких рыбаков впервые за 20 лет пополнился современным судном. 8 сентября на судоверфи в Стамбуле спущен на воду траулер «Печора». В торжественной церемонии принял участие глава Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса НАО Олег Белак, председатель Ненецкого рыбакколхозсоюза Алексей Дитятев.

Рыболовецкий траулер «Печора» построен по норвежской технологии. Он оснащен европейской навигационной системой, усовершенствованным траулерным оборудованием, а также собственной фабрикой по переработке рыбы. Всю основную работу на судне будет выполнять техника, в команде траулера будет задействовано 28 человек. Его мощность — 50 тонн в сутки, трюм сможет вместить 700 тонн продукции. Судно прослужит порядка 40 лет и будет использоваться для вылова морской рыбы.

Планируется, что в море новый траулер выйдет в 2016 году. После того как судно встанет в строй, будут списаны два из трех старых кораблей Рыбакколхозсоюза, но как говорят сами рыбаки, «Печора» сможет заменить все имеющиеся в распоряжении семи колхозов рыболовецкого союза суда. Самое молодое из них — «Несь» — было построено в 1994 году. Для строительства нового рыболовецкого траулера Ненецкий рыбакколхозсоюз привлек заемные средства банка.

ТРК «Север» (Ненецкий АО), от 8.09.2015 г.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

"Печора", траулер

Сообщение ЧАЙКА СВ » 09 Сентябрь 2015 15:27

Газета «Выбор НАО» (Ненецкий АО), от 19.04.2014 г.
Печора ждёт «Печору»

Впервые за многие десятилетия начато строительство нового траулера для рыболовного флота НАО.
Событие, о котором мы расскажем, без малейшей натяжки можно назвать судьбоносным для Ненецкого округа. Во всяком случае, для его рыболовной отрасли. Впервые за многие десятилетия по заказу Ненецкого РыбакКолхозСоюза в турецком Стамбуле будет построен траулер. Самый что ни на есть современный, по новейшему норвежскому проекту. Последнее слово судостроительной индустрии.
Моряки и рыбаки знают: как судно назовёшь, так оно и поплывёт. Рабочее название нового траулера – «Печора». Хорошее имя, родное. С ним семь футов под килем обеспечены.
В большое плавание – с шаткого причала
О том, какой будет «Печора» – чуть позже, а пока председатель Ненецкого РыбакКолхозСоюза Алексей Дитятев совершает краткий экскурс в историю зарождения и становления рыболовного флота НАО. Алексей Алексеевич уходит в воспоминания о неблизком уже 1997 годе, когда печорские рыболовецкие колхозы выделились из структуры Архангельского РыбакКолхозСоюза и зажили самостоятельной жизнью. Сегодня то переломное время стало уже летописью минувших дней. Но тогда, на рубеже века, рыбаки оказались перед поистине Гамлетовской дилеммой: быть или не быть?
Иногда казалось: им на плаву не удержаться. Слишком тяжёлым был балласт проблем, доставшийся в наследство Ненецкому РыбакКолхозСоюзу после «развода» с Архангельском. Рыболовный флот не обновлялся с начала девяностых. Не до обновления было: в стране делились власть, собственность, регионы, портфели… Рыболовный промысел законодательно не регулировался; федеральный закон «О рыболовстве» появится только в 2004 году. Правовой вакуум, неразбериха с квотами на вылов рыбы, устаревшие морально и физически суда – с такого шаткого причала предстояло уходить в плавание Ненецкому РыбакКолхозСоюзу.
– В те годы мы, можно сказать, только латали дыры, – рассказывает Алексей Дитятев. – Что-то подновляли, что-то модернизировали. Суда покупали только «бэушные», как мы их называли, «секонд-хенд». Не было программы развития отрасли, отсутствовало системное планирование, не просматривалась стратегия. Жили сегодняшним днём…
Алексей Алексеевич, пожалуй, чрезмерно строг к себе. Да, действительно, стартовые позиции РыбакКолхозСоюзу достались не ахти. Но в том-то и состоит искусство топ-менеджера: выработать имеющийся ресурс на все сто, создать задел для развития, совершить рывок в маленькое «экономическое чудо». У Алексея Дитятева и его команды это получилось.
Трудная путина
Как? – спросит читатель. А по-разному. К примеру, две «эсэртешки» – так рыбаки меж собой называют средне-рыболовецкий траулер-морозильщик (по аббревиатуре СРТМ) – специалисты РыбакКолхозСоюза переоборудовали под ярусоловы. Этот тип судна, в отличие от траулера, выбрасывает не сеть, а крючки. На них хорошо идёт треска или зубатка. Ярусоловы «Сояна» и «Конаково» проплавали в северных морях до 2003 года. Потом резко подорожало топливо, и от них пришлось отказаться. «Экономика свелась к минимуму», – поясняет Алексей Алексеевич.
Мало-помалу флот РыбакКолхозСоюза пополнялся судами. Пусть не новыми, не сошедшими со стапелей – на такие элементарно не хватало денег – но вполне жизнеспособными. Отслужившие своё «эсэртешки» списывались и отправлялись на вечный прикол, на путину выходили их «сменщики». На водоразделе девяностых и нулевых в РыбакКолхозСоюзе появились суда класса ПСТ – посольно-свежевые траулеры. «Пээстешки» доставляли замороженную рыбу на берег: свежую или слегка подсолённую.
– Они тоже были не первой молодости, – продолжает Алексей Дитятев. – Но сильно нас выручали. Выигрывали, в сравнении с СРТМ, в мощности – движок «пээстешки» имел 2200 лошадиных сил против 1116 у СРТМ – корпус у них шире на три метра, а значит, и трюм вместительнее. Словом, экономика у ПСТ была лучше, чем у СРТМ.
Первое судно этой серии – «Норильск» – отплавало несколько путин и ушло на покой. Второе – «Заполярье» – бороздит полярные моря и по сей день. Вместе с траулерами-«эсэртешками» «Несь» и «Серпухов» они составляют рыболовный флот Ненецкого автономного округа.
– Этого мало? – спрашиваю у Алексея Алексеевича, держа в уме мысль о траулере, который строится нынче на турецких берегах.
– Квоту, которую нам выделяют, мы возьмём и теми судами, которые есть, – размышляет Алексей Дитятев. – Если, конечно, не будет серьёзных поломок и сбоев. Она расписана до 2018 года и закреплена в договорах между Росрыболовством и нашими колхозами. Дело не в этом. Всё зависит не от того, СКОЛЬКО ловить, а КАК ловить…
Норвежское детище с турецким акцентом и русским характером.
С этого момента наш разговор с Алексеем Алексеевичем вступает в область чистой экономики. Действительно. Можно промышлять по старинке, на плавучих «секонд-хендах», как иронично и одновременно уважительно именует свой флот председатель Ненецкого РыбакКолхозСоюза. Можно с трудом выходить на нулевую рентабельность и быть перманентно уязвимым для всякого рода случайностей – а на них рыбацкое дело гораздо. А можно обезопасить себя от рисков и выстраивать программу развития отрасли, опираясь на выверенный расчёт и прогнозируемый результат. По существу, плавучая новинка, которая сейчас строится в Стамбуле – и есть тот самый прогнозируемый результат.
Алексей Дитятев не может говорить о совместном норвежско-турецко-российском детище равнодушно. Глаза у председателя РыбакКолхозСоюза загораются блеском юношеского азарта, когда он описывает пока ещё не рождённую «Печору». Во-первых, это мощность. Два могучих винта приведёт в движение дизель мощностью 4080 лошадиных сил. Сравните это с 1116 л.с. у «эсэртешки» и с 2200 л.с. у «пээстешки». Почувствовали разницу? Идём дальше. Новый траулер заточен на, по сути, безотходное производство. На 60 тонн в сутки. За борт полетят только кишки от выпотрошенной рыбы. Кстати, выпотрошенной автоматически. Ручной труд останется только на укладке тушек в брикеты. Головы, которыми нынче приходится кормить рыб за бортом, пойдут на переработку в рыбную муку. Пока «Печору» решено приспособить под так называемую «б/г» (расшифровывается, как «тушка без головы»), то есть под полностью обработанную рыбину. Впоследствии не исключена установка на судне филейной линии.
– Современный рыболовный траулер – это как научное судно, исполняется по индивидуальному проекту, – поясняет Алексей Алексеевич. – Двух одинаковых не бывает. Внешне они могут быть похожими, но начинка у них разная.
Что ещё? Алексей Дитятев загибает пальцы. Новые конструкционные материалы. Совсем иной уровень комфорта: телевизор, душевая кабинка в каждой каюте на двоих, спутниковые телефоны, скайп… Три десятка рыбаков – таким будет экипаж «Печоры» (как, впрочем, и других судов РыбакКолхозСоюза) – смогут и потрудиться с отдачей, и отдохнуть душой и телом. Нынешние траулеры до бытового евростандарта, увы, не дотягивают.
– Будем, как и прежде, работать в основном на российский рынок, – делится планами Алексей Алексеевич. – Здесь всегда стабильный спрос на «б/г». Кушать ведь все хотят. Хотя нашу треску-пикшу любят и португальцы, просто пальчики готовы облизать! Мы уверены, что на новом судне возьмём хорошие уловы пикши. И обеспечим её отменное качество. Спросите, каким образом? Сегодня мы стараемся ловить летом, в тихую погоду, на мелких банках. С «Печорой» станет возможным рыбачить в любое время года. А самая лучшая рыба идёт с декабря по март. У неё другая консистенция, плотность мяса…
Непростое, оказывается, это дело – рыбный маркетинг. Многие, как будто бы бесспорные для нас, жителей Севера, вкусовые предпочтения не встречают понимания в иных краях и странах. Взять, к примеру, вспомянутую Алексеем Дитятевым Португалию. Действительно, северная треска в жарких Пиренеях – самый пикантный деликатес. Но удивительно: в той же Португалии не любят красную рыбу. Да что там заграница: у северян-соседей на вкус и цвет товарищей нет! Архангелогородец с удовольствием полакомится навагой, а вот мурманчанин, пожалуй, поморщит нос. Мы, нарьянмарцы, отдадим 270 рублей за килограмм дивного серебристого сига, но в том же Мурманске посчитают эту цену слишком высокой.
Калькулятор не обманешь
Алексей Алексеевич рассуждает обо всём этом увлечённо и с очевидным знанием дела. Не ради праздного слова, конечно, а выговаривая собеседнику стратегию того самого рыбного маркетинга, а если шире – развития рыболовной отрасли в НАО. Какой из траулеров пустить на пикшу, а какой на сельдь или скумбрию? Сколько нужно тралов для сельди? Будет ли РыбакКолхозСоюз арендовать суда или отработает на уже имеющихся? Это уже не просто «рыбалка на удачу», а бизнес-план. Программа. Оперативный манёвр.
И думаешь, вслушиваясь в его размышления, вот о чём. Почему люди, ещё недавно облечённые властью, морочили голову нам, жителям округа, авантюрным – иначе не скажешь – прожектом строительства гигантского по меркам НАО предприятия, не удосужившись просчитать его эффективность, применив для этого четыре правила арифметики, которые известны каждому ученику младших классов? Что было тому причиной: вопиющая некомпетентность или свойство бюджетных денег прилипать к некоторым рукам?
Читатель уже, вероятно, догадался, что речь идёт о несостоявшемся рыбоперерабатывающем заводе в Нарьян-Маре, строительство которого недавно было остановлено решением главы региона. Алексей Дитятев находит для сего изумительного плана предельно точное определение – «дикий абсурд». И просчитывает этот абсурд буквально на пальцах.
– Биологическое потребление рыбы на человека составляет примерно 20 килограммов в год, – включает он калькулятор. – Следовательно, население округа съедает за год около 900 тонн... Нет, больше: всё-таки мы, северяне, любим рыбу. Допустим, в полтора раза. Итак, 1350 тонн. Из этого количества 400-500 тонн люди выловят сами. Остаётся 850-950 тонн. Двести тонн реализуется через торговую сеть. Этот объём невозможно заместить: ведь кому-то нравится иваси в масле, кому-то – бычки в томатном соусе, которых в наших морях и реках нет. Минусуем, получаем 650-750 тонн. Теперь задумаемся. Рыбоперерабатывающий завод рассчитан на 3500 тонн продукции в год. Это значит, что огромный излишек рыбы придётся вывозить в другие регионы страны. Очень большой вопрос, будет ли на неё спрос. Далее. Сметная стоимость завода – свыше 1,1 млрд.рублей, для покрытия убытков предприятия необходима дотация в сумме 117,2 млн.рублей в год. И это из окружного бюджета! Получается, что мы из своей казны дотировали бы внешних потребителей…
Вот такая арифметика абсурда. Трудно поверить, что умные люди в окружной администрации, покинувшие свои начальственные кресла в марте нынешнего года, не умели пользоваться калькулятором. А если умели, но считали так, как им нравилось считать, то вопросы им должны задавать не математики, а юристы. Сравним два разных подхода к экономике. Две, если хотите, идеологии хозяйствования. С одной стороны, искусственная «чёрная дыра» в которую едва не ухнули бюджетные – наши с вами! – миллиарды. С другой стороны – реальные, заработанные деньги, вложенные в реальное же дело – строительство рыболовного траулера.
Остаётся сказать, что флагман рыболовного флота Ненецкого автономного округа будет построен в декабре 2015 года. Если возникнут сложности, этот срок может быть продлён до марта 2016 года.
Руслан СВЕШНИКОВ
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1457
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения