Научные суда ПИНРО

От ладьи и коча до атомохода.

Научные суда ПИНРО

Сообщение Алексей Ч. » 07 Июль 2015 10:43

В августе 1895 г. на 6-м Международном Географическом конгрессе, проходившем в Лондоне профессор Отто Петерсен (Швеция) предложил проект международного сотрудничества в области исследований моря. Необходимость объединения научных сил европейских стран была продиктована опасениями за судьбу рыболовства в связи с переловом в Северном море. Географический конгресс поддержал эту идею и предложил расширить кооперацию различных государств в изучении биоресурсов Балтики, Северного моря и Северной Атлантики. Для решения задач международного сотрудничества в 1902 г. с участием России был образован Международный Совет по исследованию моря (ИКЕС). Его созданию предшествовали две международные учредительные конференции в Стокгольме и Христиании (Осло). Основной задачей ИКЕС стало изучение морского промысла и рациональное использование биологических ресурсов, в связи с чем важно было организовать комплексное изучение океанологических процессов в море с использованием единой методики наблюдений и приборов. Для обеспечения сравнимости результатов наблюдений, а также в целях оценки сезонной и межгодовой изменчивости океанографических характеристик на конференции в Стокгольме в 1899 г. предложили проводить измерения на стандартных горизонтах и разрезах.

В Баренцевом море рекомендовалось выполнять стандартный разрез по меридиану 33°30’ в.д. от Кольского залива на север до 75° с.ш. Этот разрез располагается в области распространения теплых вод системы Нордкапского течения и опресненных вод Мурманского прибрежного течения. Глубина на ней варьирует от 150 до 350 м, в среднем составляя 250 м .
Начальный этап исследований
Пароход «Андрей Первозванный» (рис.3) был построен в 1899 г. в Германии специально для проведения научно-промысловых работ. Судно было оснащено научным оборудованием и приборами производства России, Англии, Германии, Норвегии, Швеции. Для определения температуры воды использовались термометры Негретти-Замбра с рамой Милля, точность измерения составляла 0,1 °С. Пробы воды отбирались с помощью батометра Петтерссона, а с поверхности – парусным ведром. Однако батометр Петтерссона в его первоначальной конструкции часто закрывался не на должной глубине, поэтому значения солености, определенные в экспедициях 1900 г., были забракованы. Но уже в рейсах 1901 г. этот прибор был усовершенствован. Кроме того, дополнительно стал использоваться более чувствительный термометр, вставлявшийся в батометр после подъема с глубины, что повысило точность измерения температуры до 0,03 °С. Определение солености производилось начиная с лета 1901 г. по способу М.Кнудсена.

В 1900-1901 гг. на пароходе «Андрей Первозванный» была отработана методика проведения гидрологических наблюдений на разрезе «Кольский меридиан». Технические возможности судна позволили выполнять исследования на разрезе во все сезоны года и на значительном удалении от берега, а благодаря приему ставить корабль носом на волну стало возможным производить гидрологические работы даже в «свежую» погоду и при значительном волнении.

На основе собранных данных о температуре и солености воды уже осенью 1901 г. Н. М. Книпович составил ориентировочную карту течений и выделяет на разрезе «Кольский меридиан» несколько теплых струй, положение которых, по его мнению, определяется рельефом дна. Он указывал, что мощное теплое течение «приносит в Баренцево море громадное количество теплоты и в конце года мы наблюдаем на глубинах мощные заносы этой теплоты, в сильнейшей степени смягчающей климат» (Экспедиция для научно-промысловых..., 1902). Впервые был сделан вывод о связи распределения и миграций промысловых рыб в Баренцевом море с теплыми течениями.

В 1902-1906 гг. на пароходе «Андрей Первозванный» в экспедициях под руководством Л.Л.Брейтфуса продолжались исследования на разрезе «Кольский меридиан» (Труды Мурманской…, 1915), однако проведение работ часто зависело от технического состояния судна и гидрологического оборудования. Кроме того, пароход выполнял и другие задачи, стоявшие перед Мурманской научно-промысловой экспедицией. Часто проведению научных работ мешали погодные условия, а также наличие льда в северной части разреза в холодные сезоны. На эти обстоятельства указывал Н.М.Книпович, выступая с докладом на 2-й Международной конференции по проблемам исследования моря в г.Христиании (ныне Осло) в мае 1901 г. (Knipovitsch, 1901).

К сожалению, уже с 1907 г. гидрологические и биологические исследования на разрезе «Кольский меридиан» прекратились, а в 1908 г. была окончательно ликвидирована и сама Мурманская научно-промысловая экспедиция.
Согласно решениям Стокгольмской конференции, в мае 1900 г. на пароходе «Андрей Первозванный» Россия впервые проводит гидрологические и биологические исследования на разрезе «Кольский меридиан» от Мурманского берега до 73°00’ с.ш. (выполнить работы до 75°00’ с.ш. не позволили погодные условия и поломка лебедки). Экспедицию возглавлял Н.М.Книпович
Вложения
 ks3.jpg
Алексей Ч.
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 30 Июнь 2015 08:33

Научные суда ПИНРО

Сообщение ББК-10 » 07 Июль 2015 10:48

Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Научные суда ПИНРО

Сообщение Алексей Ч. » 07 Июль 2015 11:43

Исследования 20-30-х годов

Первая мировая война, а затем революция в России полностью прервали проведение научных работ на разрезе «Кольский меридиан». Лишь в 1921 г. Ученый совет Мурманской биологической станции Ленинградского общества естествоиспытателей (заведующий станцией Г.А.Клюге) предложил продолжить наблюдения на разрезе, понимая его важное значение для решения вопросов не только гидрологии и биологии Баренцева моря, но и общей климатологии всего Севера (Дерюгин, 1924).

Ученый совет станции, не имея достаточных средств для осуществления этого крупного научного проекта, обратился к Ученому совету Северной научно-промысловой экспедиции ВСНХ, который обещал материальную поддержку особому отряду, сформированному при Мурманской биологической станции. Весной 1921 г. этому отряду было предоставлено судно «Соколица», на котором в конце мая после многолетнего перерыва были выполнены наблюдения на разрезе «Кольский меридиан». Исследования проводились до 72°30’ c.ш., дальнейшие работы прервал шторм, поэтому судно вернулось в г.Александровск (ныне Полярный).

Для исследований на разрезе в августе 1921 г. был предоставлен военный тральщик водоизмещением в 500 т под командованием капитана В.Н.Гринфельда. С левого борта судна располагалась лебедка (пусковая машина) с бронзовым линем для спуска лота Клаусена и батометра Петтерссона-Нансена, а с правого борта – лебедка для спуска пелагического трала.

В 1922-1927 гг. исследования на разрезе эпизодически проводила Мурманская биологическая станция, систематические работы начались с 1928 г. на судах Плавморнина, реорганизованного сначала (в 1929 г.) в ГОИН, а затем (в 1934 г.) – в ПИНРО. Суда «Николай Книпович», «Исследователь», а также флагман научно-исследовательского флота ПИНРО «Персей» с 1928 по 1941 г. проводили регулярные океанографические наблюдения, позволяющие судить о сезонном ходе и межгодовых изменениях основных гидрологических параметров. В 1930 г. Н.Н.Зубов предложил использовать осредненные по слоям и участкам разрезов данные океанографических наблюдений в качестве интегральных характеристик состояния вод (Зубов, 1930). Этот метод нашел широкое применение с некоторыми усовершенствованиями используется и в настоящее время. В частности, таким образом был сформирован многолетний ряд месячных значений температуры в слое 0-200 м, наиболее часто используемый океанографами и морскими биологами.

В период с 1900 по июнь 1941 г. (последний раз перед войной разрез выполнялся научно-исследовательским судном «Николай Книпович» с 30 мая по 1 июня) океанографические и биологические исследования на разрезе «Кольский меридиан» проводились различными мореведческими организациями России 147 раз . Наблюдения на разрезе выполнялись также Германией в 1913, 1926 и 1927 гг. и Норвегией в июле 1927 г.
Алексей Ч.
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 30 Июнь 2015 08:33

Научные суда ПИНРО

Сообщение Алексей Ч. » 07 Июль 2015 12:01

Послевоенный этап исследований

После окончания военных действий Полярный институт получил в свое распоряжение моторное судно «Кашалот», на котором уже в мае 1945 г. были продолжены наблюдения на разрезе. В 40-50-е годы работы проводились на судах ПИНРО «Саратов», «Персей-2», «А.Откупщиков», «Топседа», «Тунец».

В 1954 г. на заседании бюро бассейновой секции северных морей океанографической комиссии при Президиуме АН СССР в числе других разрезов морей Северо-Европейского бассейна разрез «Кольский меридиан» был установлен как стандартный (№ 6) и продлен до 77° с.ш. К проведению океанографических наблюдений на нем с 1955 г. активно подключилось Мурманское Управление по гидрометеорологии на судах «Полярник» и «Айсберг». В 1961 г. был сделан еще один важный шаг к обеспечению регулярности и комплексности океанографических наблюдений на этом разрезе: приказом по Главгидрометслужбе он был включен в число гидрологических разрезов, закрепленных для наблюдений над вековым ходом элементов гидрологического режима на морях, и назван «вековым». Ответственность за выполнение «векового» разреза вдоль Кольского меридиана в 1976 г. приказом Госкомгидромета была возложена на Мурманское УГКС. Разрез протяженностью 450 миль включал 19 станций, на которых судами МУГКС и ПИНРО производился обширный комплекс наблюдений за температурой и соленостью воды, ее цветом и прозрачностью, растворенным кислородом, водородным показателем, нитритным азотом, нитратным азотом, аммонийным азотом, общим фосфором, кремнием, щелочностью и загрязняющими веществами (нефтепродуктами, хлорорганическими пестицидами, детергентами). Работы выполнялись на стандартных горизонтах, пробы воды на содержание загрязняющих веществ отбирались на горизонтах 0, 10, 50, 100 м и в придонном слое.

Качественно новым этапом в развитии океанографических исследованиях ПИНРО стало введение в эксплуатацию в конце 1985 г. переоборудованного НИС «Артемида», а с 1987 г. – НИС типа «Атлантик-833». Последние были оснащены зондирующими устройствами, позволяющими получать непрерывную информацию о вертикальном распределении океанологических параметров .

Новейший этап исследований, начавшийся в первой половине 90-х годов, характеризуется сокращением объема и состава наблюдений, что связано с продолжающейся экономической депрессией. Основную ответственность за продолжение наблюдений на разрезе, как и в 30-х годах, несет ПИНРО. Для обеспечения регулярности наблюдений в условиях спада экспедиционной деятельности НИС институт принял неординарные меры по организации океанографических работ на промысловых судах, с помощью которых в последние три года выполняется почти половина всего годового количества наблюдений на разрезе.
Алексей Ч.
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 30 Июнь 2015 08:33

Научные суда ПИНРО

Сообщение Алексей Ч. » 08 Июль 2015 09:10

Большинство судов ПИНРО носили названия греческих богов _ "Ахилл", "Аякс", "Артемида", "Андромеда", "Одиссей", видимо, в честь "Персея", который считается первым НИС ПИНРО, был Персей-2, Персей-3, сейчас есть Персей-4 .
НИС "Одиссей":

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Материал корпуса: сталь
Водоизмещение (т) - 3875
Дедвейт (т) - 1070
Основные измерения: длина (м) - 84,50; ширина (м) - 14,00; осадка (м) - 5,65; высота борта (м) - 10,00
Скорость максимальная/экономичная (уз) - 12,7/10-11
Дальность плавания (мили); автономность (сутки) - 15000; 50
Район плавания: неограниченный
Запас/тип топлива, пресной воды (т) - 491/дизельное, 210
Экипаж (чел.) - 110
Экспедиционный состав (чел.) - 19

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ

Главный двигатель (тип; год, фирма и место постройки; количество; мощность (л.с.); общая мощность электростанции судна (кВт)): 1969 г., ЧССР; дизель, 8ДР 43/61-В1; 1х1470; 825
Движитель (количество и характеристики): 1, ВРШ, материал - латунь; диаметр (м) - 2,73, число лопастей - 3

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Количество лабораторий: 8.
Их назначение: планктонная, бентосная, геологическая, гидрохимическая, гидрологическая, ихтиологическая, химическая, фотолаборатория
Палубное оборудование: лебедки ЛЭ-58 (2); ЛЭ-59 (2); спуско-подъемное устройство для подводного аппарата "Север-2" (вес аппарата - 39 т); траловая лебедка (марка, количество, канатоемкость, скорость выбирания м/мин): WTD 15V15; 1: 2х2600; 100,0. Океанографические лебедки (марка, количество): ЛЭРОК-1,2: 1; ЛЭРОК-0,5: 1
Орудия лова: трал (донный и разноглубинный)
Уникальное оборудование - автономный глубоководный аппарат с глубиной погружения 2 км
Акустическое оборудование (тип, количество): гидролокаторы - "Омуль-С" (1); SK-120 (1); SU (1); SX-202 (1). Эхолоты: "Кальмар" (1); ЕК-12 (1); ЕК-18 (1); ЕК-38 (1); "Язь-С" (2); ЕК-50 (1); НЭЛ-5Р. Эхоинтеграторы - QM (1). Специальная аппаратура: МГ-26 (1); "Мурена" (1); "Разрез" (1); "Биозвук-М (1); "Конус" (1)

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Основные даты (этапы) истории. НИС "Одиссей", построенное в 1970 г. - особое судно в составе научного флота ПИНРО. "Одиссей" - судно-носитель первого отечественного автономного глубоководного аппарата "Север-2" с глубиной погружения два километра. Как "Север-2", так и "Одиссей" были построены по специальному заказу ПИНРО и вместе представляли собой самый совершенный для своего времени научно-исследовательский комплекс для изучения промысловых рыб на больших глубинах. Так, в 1975 г. на "Одиссее" впервые были выполнены успешные промысловые траления на глубинах до 2,5 км в районе Срединно-Атлантического хребта. В 1976 г. на этом судне в Баренцевом море впервые проведена тотальная тралово-акустическая съемка запасов рыб, которая широко применяется в настоящее время.
В 1983 г. на "Одиссее" впервые в мировой рыбохозяйственной практике ученые ПИНРО при спусках аппарата "Север-2" в центральной части Атлантического океана проанализировали вертикальную структуру планктонных сообществ в слое 0-1000 м, плотность каждого слоя в экз./м3 и видовой состав организмов. Для определения плотности слоев планктона применялась специально сконструированная рама, которая крепилась на иллюминатор аппарата.
Всего по научным программам ПИНРО за период 1970-1977 гг. и 1983 г. "Одиссей" совершил 18 экспедиций, в части которых использовался аппарат "Север-2".
В рейсах участвовали М.Л.Заферман, В.Н.Шлейник, В.Н.Шибанов, М.А.Сонина, С.С.Дробышева, Л.И.Серебров, Р.В.Касабов и многие другие сотрудники ПИНРО.
Первый капитан "Одиссея", профессионализм которого во многом способствовал нормальной работе всех комплексов судна - И.М.Розенберг.

Дополнительная информация. Подводный аппарат "Север-2" был спроектирован в ЦКБМТ "Рубин" и построен в 1970 г. на Ново-Адмиралтейском заводе (г.Ленинград). Первое его погружение состоялось в 1971 г. на Черном море, где он опустился на глубину 2020 м. В 1975 г. аппарат прибыл в Мурманск. В 1977 г. Минрыбхоз СССР организовал на Украине (г.Севастополь) специальное экспериментально-конструкторское бюро по подводной технике (СЭКБП), в дальнейшем переименованное в базу "Гидронавт". Здесь были собраны все подводные аппараты Минрыбхоза СССР со своими судами-носителями. Передача "Одиссея" крайне осложнила для ПИНРО возможности продолжения подводных исследований и в целом нанесла ущерб рыбной промышленности.
После распада СССР (1991 г.) все, что многие годы создавалось усилиями ученых ПИНРО, других институтов страны в области подводных аппаратов, осталось за границей. Украина, не имея технических и финансовых возможностей заниматься подводными исследованиями, продала "Одиссей" вместе с аппаратом одной из южноамериканских стран. Судьба его неизвестна.
Вложения
Модель "Одиссея " в Мурманском краеведческом музее. : DSC03864.JPG
 DSC03865.JPG
 DSC03867.JPG
 DSC03866.JPG
Алексей Ч.
 
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 30 Июнь 2015 08:33

Научные суда ПИНРО

Сообщение fisch1 » 16 Декабрь 2020 17:52

 В полярных широтах Огонек (№ 37)1948  .jpeg
В полярных широтах//Огонек № 37 1948
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Полярный флот Росcии/СССР



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения